Президентский иммунитет в рф
Акты конституционного права
>
Президент Российской Федерации
>
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту…
Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации.
Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 февраля 2020 года в законопроект о внесении изменений в Конституцию РФ была предложена поправка, согласно которой президент России, прекративший исполнение полномочий, обладает неприкосновенностью. При этом бывший глава государства может быть лишен ее в порядке, предусмотренном для действующего президента Основным законом.
Согласно законодательству большинства европейских стран, а также США, бывшие главы государств иммунитетом от судебного преследования не обладают. В некоторых странах положение о неприкосновенности экс-президентов закреплено в конституции, где-то этот вопрос регулируется на уровне законов.
В конституции
В Израиле, согласно статье 13 основного закона о президенте (конституцию заменяют 13 основных законов), глава государства во время исполнения должностных обязанностей и после их окончания не может быть привлечен к уголовной ответственности за решения и действия, предпринятые в период нахождения у власти.
В Италии, в 59 статье конституции зафиксировано, что президент после окончания срока полномочий становится пожизненным сенатором и, в соответствии со статьей 68, не может быть привлечен к уголовной ответственности. Иммунитет может быть снят только решением Сената.
В Руанде, в соответствии со статьей 114 конституции, экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за государственную измену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Чили президент после завершения полномочий, согласно статье 30 основного закона, становится пожизненным сенатором. В статье 58 прописано, что сенаторы не могут быть привлечены к ответственности или лишены свободы, за исключением случаев тяжких преступлений. Решение о возбуждении уголовного дела принимает Апелляционный суд в полном составе.
В законе
В Казахстане в 2000 году был принят закон о первом президенте республики (Нурсултан Назарбаев, президент в 1990-2019 годах). В статье 3 документа говорится, что после отставки первый президент не может быть привлечен к ответственности «за действия, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
В Киргизии, согласно статье 12 закона о гарантиях деятельности президента и статусе экс-президента от 2003 года, бывший глава государства обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за действия или бездействие в период президентского срока. При этом он может быть привлечен к суду только после лишения привилегий, предусмотренных статусом экс-президента. Это решение должно быть принято двумя третями голосов парламента.
В Туркмении вопрос неприкосновенности экс-президента регулируется статьей 18 закона «О президенте Туркменистана» от 2011 года. Бывший глава Туркмении не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности «за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента».
В Узбекистане, в соответствии со статьей 2 закона «Об основных гарантиях деятельности президента Республики Узбекистан» от 2003 года, бывший глава государства обладает неприкосновенностью в течение всей жизни. Он не может быть привлечен к уголовной и иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов прав и обязанностей Президента РФ, которые образуют его статус как главы государства. Рассматриваются властные полномочия Президента, а также входящие в его конституционно-правовой статус привилегии (неприкосновенность, иммунитет).
Ключевые слова: Конституция, Президент, государство, полномочия Президента, неприкосновенность, иммунитет.
Современная Конституция устанавливает главенствующее положение Президента в государстве, что нашло свое отражение в структуре Основного закона. Так, глава 4 Конституции, посвященная полномочиям Президента РФ, предшествует главе 5, в которой закреплены полномочия Парламента. Глава 4 закрепляет перечень полномочий Президента РФ в самых различных сферах (ст. 80-90).
Являясь главой исполнительной власти в РФ, Президент выступает высшим должностным лицом в государстве, согласно ст. 80 Конституции, является главой государства. Обязанностями Президента являются: охрана суверенитета страны, независимости и государственной целостности, обеспечение согласованной работы государственных органов. К полномочиям и обязанностям Президента также относится определение направлений государственной политики внутри страны и на международной арене, представительство страны в международных и внутригосударственных отношениях. [2]
Что же влияет на содержание правового статуса Президента? В значительной степени права и обязанности главы государства определяются той формой правления, которая установлена в данном государстве. Так, Российская Федерация является республикой, причем республикой президентского типа. Это означат сильную президентскую власть. Согласно Конституции, полномочия Президента в сфере урегулирования взаимоотношений между тремя ветвями власти достаточно широки. Президент – символ государства в РФ, официальный представитель народа.
Говоря об особенностях статуса Президента, стоит обратить внимание на следующие аспекты, касающиеся его полномочий:
— Не принадлежа ни к одной из ветвей власти, Президент находится «над властями», оказывая непосредственное и значительное влияние на каждую из властей, регулируя их деятельность.
— Общенародное избрание Президента. Данное конституционное положение означает, что Президент является представителем всего народа страны, выражая его интересы, каждой социальной группы, каждого субъекта РФ. Президент не имеет право игнорировать чьи-либо интересы, принадлежать к какой-либо политической партии – он должен оставаться объективным и беспартийным.
— Единоличное осуществление властных полномочий. Данное положение означает, что власть Президента – неделима с другими органами и лицами, не является коллегиальной. Кроме того, Президент независим ни от одной существующей ветви власти.
Помимо прав и обязанностей, закрепленных конституционно, статус Президента включает и определенные привилегии. Рассмотрим их более подробно.
Неприкосновенность Президента как главы государства. Данная привилегия является неотъемлемой частью президентского статуса: согласно Конституции, Президента нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, ограничить его свободу. За совершение преступления или правонарушения к Президенту РФ возможно применить специально установленную процедуру отрешения от должности – импичмент.
Положения о неприкосновенности Президента распространяются не только на саму личность главы государства: также не могут досматриваться и обыскиваться жилые и служебные помещения, которые занимает Президент, его личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж, переписка. Ни один государственный орган не вправе без личного согласия доставить Президента в суд в качестве свидетеля, применить к нему какие-либо принудительные меры, установленные процессуальным законом.
Особенность рассматриваемой привилегии Президента состоит в том, что и после прекращения полномочий Президент РФ все также является неприкосновенным (неприкосновенность может быть снята только процедурой импичмента).
Другой, не менее важной привилегией, является президентский иммунитет. В отличие от неприкосновенности, назначением иммунитета является защита интересов Президента в сфере исполнения им должностных обязанностей. Другими словами, Президент не будет нести ответственность за принятое им решение, кроме тех действий, которые повлекли его отрешение от должности (например, государственная измена).
Значение президентского статуса заключается в том, что он обозначает его компетенцию и полномочия. Являясь главой государства, Президент вправе (и обязан) координировать действия различных органов власти, участвовать в формировании властных институтов, оказывать влияние на такие стратегически важные сферы жизни государства, как оборона и безопасность, внешняя политика и пр. Учитывая данное обстоятельство, закон закрепляет следующие группы президентских полномочий:
— непосредственное участие в формировании федеральных органов власти, активное взаимодействие с данными органами;
— ответственность за оборону и безопасность государства;
— представительство страны на международном уровне, определение направлений внутренней и внешней политики.
Наиболее детально функции Президента регламентированы ст. 80 Конституции РФ, которая уже упоминалась нами выше. Данными функциями являются:
— Гарантия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Даная функция предполагает, что глава государства обязан неукоснительно соблюдать положения Конституции, а также иных федеральных законодательных актов, обеспечивая также соблюдение законов всеми органами государственной власти. Чтобы наиболее эффективно реализовывать свое данное право и одновременно – обязанность, Президент наделен правомочиями по отмене неконституционных постановлений и распоряжений Правительства РФ, по приостановлению актов органов исполнительной власти субъектов РФ, о чем говорят положения ч.2 ст.85 Конституции.[1] Основной обязанностью Президента является обязательное принятие необходимых мер в целях обеспечения действительности прав и свобод граждан. Данная обязанность заключается в таких действиях, как совершенствование системы судопроизводства в РФ, поведение эффективных законодательных реформ, внесение предложений по поправкам к законодательным актам Федеральному Собранию, активное содействие правоохранительной системе в борьбе с преступностью, в том числе, международного масштаба, отмена неконституционных актов государственных органов, которые нарушают права личности. [4]
— Охрана государственного суверенитета и независимости страны. Данная обязанность выражается в том, что Президент может (и должен) вводить военное или чрезвычайное положение случае агрессии против РФ или непосредственной ее угрозы. Данное право-обязанность закреплено в ст.87 Конституции.
— Обеспечение и поддержание единства государственной власти в стране. Данная функция Президента осуществляется при помощи согласования в функционировании и взаимодействии всех органов власти. Ранее уже отмечалось, что Президент координирует действия всех органов власти, обеспечивая осуществление властных полномочий на всей территории РФ. Но этим роль Президента не ограничивается: он также выполняет роль арбитра, регулируя взаимоотношения между тремя ветвями власти, а в случае конфликта их интересов – обязан находиться «над властями», действуя объективно и беспристрастно. Если же соглашение между ветвями власти наладить не удастся, Президент вправе инициировать судебный порядок разрешения спора, передав его на рассмотрение суда соответствующей юрисдикции.
— Определение направлений внутренней и внешней политики страны, согласно Конституции. Такие стратегические направления в различных сферах общественной жизни (в экономике, социальной сфере, в области культуры, науки и образования, в сфере борьбы с преступностью, коррупцией в «эшелонах» власти, в государственном строительстве, в международных делах) Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, а также в предлагаемых им федеральной законодательной власти инициативных законопроектах, подлежащих первоочередному принятию.[3]
— Представительство государства, как внутреннее, так и на международной арене. Внутреннее представительство заключается в том, что Президент для разрешения возникающих проблем направляет своих полномочных представителей в тот или иной субъект РФ. Что же касается международного представительства, то здесь круг задач Президента значительно шире – личное ведение переговоров с главами других государств, подписание от имени государства международных договоров, назначение послов и представителей в другие страны и др.
Подводя итоги, можно заключить, что в настоящее время в России действует суперпрезидентская республика, где полномочия главы государства достаточно широки и многообразны. Об этом свидетельствуют и положения Конституции, и практика: тот факт, что одно и то же лицо избирается на пост Президента несколько сроков подряд, говорит о сильнейшей централизации власти в руках главы государства. Но, на наш взгляд, здесь есть свои негативные аспекты, например, относительная слабость законодательной власти – Парламента, а также то, что, несмотря на существующую и законодательно закрепленную процедуру импичмента, в нашей стране она достаточно усложненная и практически неосуществима.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. — М., 2012.
3. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране.// Юридический мир. 2010 №3.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации… Конституция и политическая практика. М., 2006 с. 127 .
4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации:
— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.
Президент издает указы и распоряжения.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников