Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования

Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования thumbnail

К числу таковых, в частности, относятся: главы дипломатических миссий (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), дипломатические агенты, посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, торговые представители, консульские должностные лица и т. д. Дипломатические иммунитеты, в том числе личная неприкосновенность, распространяются также на членов семей дипломатических сотрудников. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным, но не единственным. Наряду с ним выделяется принцип гражданства.

В русском уголовном праве данный принцип именовался принципом личного подчинения, суть которого состояла в том, что на какой бы территории подданный государства ни совершил преступление, он должен нести за него уголовную ответственность по законам своей страны. Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.

Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования

Положение названных нормативных правовых актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий. В свою очередь УПК впервые выделил раздел, в котором системно содержатся особенности порядка применения норм указанных выше правовых актов в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, применением мер процессуального принуждения, производства отдельных следственных действий и направления дела в суд (ст.52).

Самая же распространенная классификация производится по субъектам, обладающим соответствующим иммунитетом.

В рамках данной классифи­кации первым идет такой вид иммунитета, как иммунитет государства. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции — принцип между­народного права, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства, а его имущество под­вергнуто мерам принудительного характера.

Значительно шире иммунитет у судей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О статусе судей Российской Федерации 11 личность судьи неприкосновенна. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.3) представители органов судебной власти: судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;Современные правовые иммунитеты весьма многообразны.

Их можно классифицировать по различным критериям.

Привлечение лица к уголовной ответственности в судопроизводстве следует отождествлять с осуществлением в отношении конкретного субъекта реального воздействия, т. е. уголовного преследования, связанного с ограничением его прав.

Таким образом, начальным этапом уголовного преследования лиц, обладающих иммунитетами первой группы (не связанными с ограничением прав специальных субъектов), следует считать рассмотрение сообщения о преступлении. Лица обладающие привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования? Особенность иммунитета на данной стадии заключается в следующем. Независимо от того, в какой орган подано сообщение о преступлении, совершенном специальным субъектом, после установления его статуса материалы обязательно передаются в органы прокуратуры.

Проведенный автором анализ законодательного закрепления института иммунитетов от уголовного преследования, степени его теоретической проработки, а также проблем практического применения свидетельствует о необходимости единого толкования норм данного института, а также о целесообразности унификации различных форм неприкосновенности. Иммунитеты от уголовной ответственности рассматриваются в качестве института уголовно-процессуального права, который предусматривает самостоятельный порядок возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, избрания меры пресечения и производства следственных действий в отношении лиц, указанных в ст. 447 Кодекса. Отсутствие единого толкования терминов «уголовное преследование и «привлечение к уголовной ответственности», безусловно, приводит к возникновению ряда противоречий между нормами УПК РФ, посвященными производству по уголовным делам в отношении специальных субъектов, и положениями других федеральных законов, также регламентирующих иммунитеты указанных лиц.

Иммунитеты от уголовного преследования

Рассматривая содержание иммунитетов, следует прежде всего исходить из их соответствия принципам равенства всех граждан перед законом и судом, в том числе когда речь идет о лицах, упомянутых в Конституции России.

Однако если согласие не будет получено, а лицо будет продолжать преступную деятельность, препятствовать установлению истины по делу, можно будет вновь обратиться в соответствующий орган для решения вопроса о применении меры пресечения.

Поэтому и ставится вопрос о ликвидации депутатской неприкосновенности вообще. Думается, что институт депутатской неприкосновенности необходим, но в разумных пределах. Эти нормы ни в коем случае не должны способствовать освобождению от любого вида ответственности депутатов, если в их действиях содержатся признаки состава преступления. Положение о лишении неприкосновенности касается только депутатов.

Однако нормы, регламентирующие порядок производства в отношении депутатов, еще не разработаны и не введены в УПК. В то же время, например, в УПК ФРГ такие статьи имеются, в частности § 152а «Уголовное преследование депутатов». определить не только сроки и режим, но и законность пребывания иностранного гражданина в России;Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями. Батлер У. Ю. Производство по делам с участием иностранных лиц в международном процессуальном праве России и Белоруссии / У. Ю. Батлер, Н. Ю.

Читайте также:  Дефицит иммунитета при туберкулезе

Ерпылева // Гос-во и пpаво. — 2005. — № 7. — С. 31-32 Наличие иммунитета не является гарантией безнаказанности, а служит основанием для более детального разбирательства в том случае, если носитель иммунитета нарушил закон. Следователь, адвокат, прокурор, член избиркома, депутат или судья будут нести ответственность за преступление без каких-либо изъятий, однако их особый правовой статус и его значение для обеспечения основных прав и свобод других граждан обуславливают максимально ответственный подход к процедуре привлечения к ответственности. Положения этих законодательных актов определяют понятие статуса, объем и пределы предоставляемых гарантий. Какие лица не обладают иммунитетом от уголовного преследования? А УПК устанавливает порядок применения норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности, направлением дела в суд.

Нормы правового иммунитета в таких законодательных актах — обособленные, образующие самостоятельный институт исключительного права. 8) иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан.2) на основе взаимности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Республики Казахстан или не проживают постоянно в Казахстане, главы консульств и другие консульские должностные лица в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан; Глаеа XXXV. Производство по делам в отношении отдельных категорий лицПроцессуальный иммунитет указанных лиц обусловлен в ряде случаев наличием их особого правового статуса и базируется на нормах междуна­родного права, Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Если первый случай неприкосновенности депутата, называемый служебным, призван обеспечить ему свободное исполнение служебных обязанностей, и такой вид известен и в других странах, то второй случай неприкосновенности, упомянутый нами, известен лишь в Израиле. Министр в составе правительства вправе выдать документ об иммунитете, если раскрытие определенной тайны представляет опасность для общества. Но в данном случае, в отличие от того, что говорилось выше, судья, обсуждающий данное дело, вправе сам рассмотреть статус этого документа и решить о возможности открытия тайны.
Key words: diplomatic inviolability, consular inviolability, commencement of prosecution, generally recognized principles and forms of the international law, international treaties of the Russian Federation. Ключевые слова: этническая преступность, незаконная международная миграция, миграционные службы, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные меры, ведомственный нормативный акт, оперативные подразделения органов внутренних дел. д.) дипломатический агент — есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

  • а) глава представительства — есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве;
  • б) сотрудниками представительства- являются глава представительства и члены персонала представительства;
  • в) членами персонала представительства — являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства;
  • г) членами дипломатического персонала — являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг;

Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[3], иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются глава дипломатического представительства, члены дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, живущие вместе с ними и если они не являются гражданами государства пребывания. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию.

Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова immunitas — освобождение от чего-либо (на практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности).

Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе

Сидорова Н. В., Саламатова Е. И. Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе // Молодой ученый. 2014. №2. С. 600-601. URL https: //moluch.ru/archive/61/9143/ (дата обращения: 01.05.2019).

По нашему мнению, особый порядок возбуждения уголовного дела, осуществление уголовно-процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также особый порядок производства ряда следственных действий, содержат скорее не изъятия, а дополнение общего порядка, поэтому более уместно будет употреблять понятие «привилегия».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 21 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2001. — № 249.1. Приведите перечень лиц пользующихся иммунитетом от уголовного преследования? Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445. С нашей точки зрения, использование понятия «служебный иммунитет для раскрытия установленных особенностей при производстве по уголовному делу для некоторых категорий лиц, является не совсем корректным.

Термин «иммунитет происходит от латинского слова «immunitas — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [6. c. 244]. Устанавливая уголовно-процессуальный иммунитет, государство преследует цель ввести определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.

Читайте также:  Иммунитеты шпаргалка по тгп

Вопросы обеспечения допустимости доказательств в уголовном процессе — М

Иммунитеты, обусловленные установленной законодательством регламентацией отдельных видов тайн.

Субъекты, на кᴏᴛᴏᴩых распространяется дипломатический иммунитет, по нашему мнению, должны быть конкретизированы в ст. 33 УПК.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со п. 10 ст. 16 Федерального Закона РФ от 31.12.1999 N 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п.5 ст. 35 названного закона зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. При этом до тех пор, по нашему мнению, при разрешении подобных коллизий следователям и прокурорам следует признавать допустимым допрос журналистов поскольку, во-первых, УПК такой запрет не содержит, а во-вторых речь в данном случае идет о допросе, а не об истребовании документов, как то вытекает из ст.41 названного закона.

Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности (А

По сфере действия иммунитеты могут быть: общеуголовными (распространяются в отношении любого совершенного преступления); частноуголовными (определены для тех или иных лиц при совершении определенного круга преступлений, например, свидетельский иммунитет, закрепленный в примечании к ст. 308 УК РФ).

Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности

Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты представительных органов субъектов Российской Федерации, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной ответственности за мнение или позицию, высказанные при голосовании, независимо от истечения сроков, установленных в статье 78 настоящего Кодекса».1. Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно обладает иммунитетом от уголовной ответственности, установленным федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Уголовно-правовой иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц, означая исключение из принципа равенства граждан перед законом. Это исключение может быть обусловлено только особым правовым статусом лица.

Подобные исключения должны быть всегда социально обусловлены и эффективны, так как помогают добиваться наиболее точного регулирования общественных отношений.

Читайте другие статьи на сайте:

  • Ответственность за заведомо ложное заключение эксперта по гражданскому делу
  • Возбуждение дела в суде элементы предварительного следствия в судебнике
  • Образец ходатайства о переводе из колонии общего режима в колонию поселение
  • Российского центра по примирению враждующих сторон на территории сирии
  • Судебная практика угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Уважаемые коллеги, желаю каждому из нас высоко нести звание юриста, неуклонно придерживаясь принципов непредвзятости и объективности!

Источник

Приложение N 5
к Наставлению о порядке
исполнения обязанностей и
реализации прав полиции в
дежурной части территориального
органа МВД России после
доставления граждан
Справочная информация

Выписка
из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания

С изменениями и дополнениями от:

19 июня 2014 г.

1. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью*(1).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей*(2).

3. Судьи неприкосновенны*(3).

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей*(4).

4. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы <…> задержан, <…>, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден*(5).

5. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть <…> задержан, <…>, подвергнут <…> личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации*(6).

Читайте также:  Повысить иммунитет девушки в 18 лет

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом*(7).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5-7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»*(8).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны <…> без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность в Счетную палату*(9).

9. Не допускаются задержание <…>, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления*(10).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его <…>, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей <…> без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда*(11).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются <…> административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, <…> без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда*(12).

12. Не допускаются задержание, <…>, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей <…>, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления*(13).

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах Российской Федерации не может быть на территории муниципального образования <…> задержан <…>, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации*(14).

14. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности*(15).

______________________________

*(1) Часть 1 статьи 91 Конституции Российской Федерации.

*(2) Часть 1 статьи 98 Конституции Российской Федерации, часть 1, подпункты «б», «в» части 2 статьи 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

*(3) Часть 1 статьи 122 Конституции Российской Федерации.

*(4) Часть 5 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

*(5) Части 1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

*(6) Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

*(7) Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

*(8) Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

*(9) Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

*(10) Часть 2 статьи 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

*(11) Статья 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

*(12) Часть 1 статья 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране».

*(13) Часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

*(14) Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

*(15) Статья 449 УПК.

Источник