Привилегии и иммунитеты дипломатического персонала представительства
Под иммунитетом (от лат. immunitas – независимость, неподверженность) понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания; под привилегиями (lex privus) – особые правовые преимущества, льготы.
Теория
В науке международного права термин «иммунитет» подразделяется на иммунитет государства, который вытекает из суверенитета государства, ныне закрепленного в нормах международного права, и дипломатический иммунитет.
Общая характеристика правового содержания иммунитета выражена в известном с давних времен юридическом правиле par in parem non habet imperium (равный над равным власти нс имеет). В свою очередь, известный юрист-международник Я. Броунли, ссылаясь на доктрину суверенного иммунитета, отмечает, что следует различать два принципа, на которых зиждется суверенный иммунитет. Один из них находит свое выражение в правиле par in parem non habet jurisdictionem (равный над равным не имеет юрисдикции), отражает статус равенства, присущий независимым суверенам. Другой принцип, на котором основывается иммунитет, – это принцип невмешательства во внутренние дела других государств. На нем основывается теория абсолютного иммунитета.
Абсолютный иммунитет подразумевает, что государство обладает нравом пользоваться иммунитетом в полном объеме, и он распространяется на любые действия государства. Единственное ограничение такого иммунитета государства возможно только с его согласия. Теория абсолютного иммунитета применялась в течение XIX–XX вв.
Советская доктрина международного права также исходила из теории абсолютного иммунитета иностранного государства, ссылаясь на основные принципы международного права.
Однако во второй половине XX в. законодательство многих государств начало переориентироваться с теории абсолютного иммунитета на теорию функционального иммунитета. Эта теория базируется на разграничении функций государства на публично-правовые (jure imperium) и частноправовые (jure gestionis). В соответствии с этой теорией, если государство осуществляет суверенные (публичные) функции, то оно пользуется иммунитетом. Если же государство заключает торговые сделки, – оно не пользуется иммунитетом.
В доктрине международного права выделены несколько видов иммунитета государства: а) судебный иммунитет, т.е. неподсудность иностранного государства судам другого государства; б) иммунитет от предварительного обеспечительного иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. Совокупность всех видов иммунитета называется юрисдикционным иммунитетом государства.
Комиссия международного права разработала проект новой конвенции о государственных юрисдикционных иммунитетах, в тексте которого нашла отражение практика многих государств по вопросу применения теории функционального иммунитета государств. Проект конвенции был одобрен ГА ООН 2 декабря 2004 г. Данная конвенция, получившая название «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности», на январь 2008 г. не вступила в силу. Вступление в силу этой Конвенции позволило бы разрешить многие спорные вопросы.
Под термином дипломатический иммунитет в широком смысле понимается совокупность иммунитетов и привилегий, предоставляемых главам государств, главам и членам правительств, членам парламентов, дипломатическим представительствам, дипломатическим агентам и их персоналу, консульским учреждениям и их работникам, специальным миссиям, главе и членам миссии, главам и членам делегаций на международных конференциях и в органах международных организаций, международным организациям и их должностным лицам.
Теоретической основой дипломатических иммунитетов и привилегий является так называемая комбинированная теория, состоящая из функциональной и представительной теорий, что нашло подтверждение в преамбуле Венской конвенции 1961 г.
Дипломатические представительства и их персонал наделены по международному праву соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Согласно положениям Венской конвенции 1961 г. привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.
Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).
Архивы и документы дипломатического представительства также неприкосновенны.
Дипломатические представительства наделены правом на свободное сношение со своим правительством и другими представительствами своего государства с использованием всех подходящих средств, включая закодированные и шифрованные депеши.
Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Разумеется, дипломатическая почта должна содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования, и все, что составляет дипломатическую почту, должно иметь внешние видимые знаки.
Дипломатический курьер пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Аккредитующее государство и глава представительства должны освобождаться от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Ввозимые в государство пребывания предметы, предназначенные для официального пользования представительства, также освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.
Вознаграждения и сборы, взимаемые дипломатическим представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.
Дипломатическому представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Что касается иммунитетов и привилегий сотрудников дипломатического представительства, то по Венской конвенции 1961 г. их объем различен для членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.
Члены дипломатического персонала представительства и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетом в полном объеме.
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личную свободу или достоинство.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административной юрисдикции. Он не обязан давать показания в суде в качестве свидетеля, и в отношении него нс могут в принципе приниматься никакие исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов.
Частная резиденция дипломатического агента пользуется такой же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями, например: косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, сборов и налогов на частный доход, сборов за конкретные виды обслуживания), от всех трудовых и государственных повинностей. От всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, освобождаются ввозимые в государство пребывания предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи.
Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются предусмотренные Венской конвенцией 1961 г. изъятия, причем такой досмотр может производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.
Всеми этими привилегиями пользуются и члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним и не являющиеся гражданами государства пребывания.
Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций (функциональный иммунитет).
Привилегии и иммунитеты административно-технического и обслуживающего персонала представительства у́же. Иммунитет административно- технического персонала от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные им нс при исполнении своих обязанностей.
Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин на заработок, получаемый ими по службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
На основе специальных соглашений между заинтересованными государствами на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала могут быть распространены иммунитеты членов дипломатического персонала. По инициативе СССР такие соглашения были заключены, например, с Великобританией, Канадой и США. Такие соглашения заключили и другие государства.
При проезде дипломатического агента через территорию третьего государства это третье государство должно предоставлять ему и членам его семьи неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения.
Без ущерба для его привилегий и иммунитетов персонал представительства обязан уважать законы и постановления государства пребывания, а также не вмешиваться во внутренние дела этого государства, а помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями. Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
ГА ООН приняла в 1973 г. Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия – участница), в которой подчеркивается не только право таких лиц на специальную защиту, но и ответственность посылающего государства за поведение лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства — специальные права и привилегии, предоставляемые в соответствии с международным правом иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам
Для того чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий государство, могло осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свободна от контроля властей государства пребывания. Это привело уже в древности к появлению в международном праве института неприкосновенности послов.
Необходимость обеспечить условия для свободного осуществления функций такого специфического органа государства, как дипломатическое представительство, является главным основанием для предоставления этому органу особого статуса. Однако нельзя упускать из виду, что дипломатическое представительство представляет государство и что все привилегии и иммунитеты, которыми оно обладает, вытекают также из основных принципов международного права, регулирующего отношения равноправных и суверенных государств. Эта двуединая природа дипломатических привилегий и иммунитетов зафиксирована в преамбуле Венской конвенции 1961 г., в которую по предложению делегации бывшего СССР было включено также указание на представительный характер дипломатических представительств как на одно из оснований дипломатических привилегий и иммунитетов.
По современному международному праву дипломатическое представительство — орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения. В соответствии с этим дипломатические привилегии и иммунитеты разделяются на две категории:привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.
4.2 Привелегии и иммунитеты дипломатического представительства
Неприкосновенность помещенийпредставительства означает, прежде всего, что власти государства пребывания не могут
вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Термин «помещения представительства» означает здания
или части здания, используемые для целей представительства,
в том числе резиденцию главы представительства, кому бы ни
принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.
Помещения представительства, предметы его обстановки и другое находящееся в нем имущество, а также средства пере- движения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Однако неприкосновенность помещения представительства не дает права использовать его как убежище для лиц, преследуемых властями государства пребывания. Подобного рода случаи, имевшие место в практике, являются нарушением международного права.
Неприкосновенность архивов и документов представительства состоит в том, что они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.
Свобода сношений представительства. При сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вся официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров Венская конвенция 1961 г. допускает временных (ad hoc) дипломатических курьеров, которые пользуются иммунитетом только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.
Право пользования флагом, и эмблемой. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Фискальный иммунитет. Помещения представительства,
как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех
государственных, районных и муниципальных налогов, сборов
и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.
Согласно Венской конвенции 1961 года дипломатическими привилегиями и иммунитетами наделяются как само дипломатическое представительство, так и сотрудники представительства.
Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Неприкосновенностью пользуется и официальная корреспонденция представительства (дипломатическая почта).
Помещение освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями:
1) Правом пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства (ст. 29 Венской конвенции)
2) Таможенными привилегиями, т. е. правом ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (ст. 36 Венской конвенции).
3) Свободой сношений со своим государством, его дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.
Дипломаты пользуются личными привилегиями и иммунитетами. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Его бумаги, корреспонденция и его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме строго определенных случаев. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.
Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением: а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; с) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания и некоторых других, указанных в Венской конвенции.
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36 Венской конвенции.
Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-35 Венской конвенции, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.
Аккредитующее государствоможет отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и членов административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства. Отказ должен быть всегда определенно выраженным. Такой отказ имеет место в исключительных случаях, когда лицо, на которое распространяется иммунитет, совершает серьезное правонарушение по законам принимающего государства.
Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ. В случае возбуждения дела в судах государства пребывания дипломатическим агентом или иным лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, такое лицо лишается права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском.
53. Консульства: понятие, порядок учреждения, виды, функции.
Консульство — орган внешних отношений государства, учрежденный на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций. Район деятельности консула и местопребывания консульства определяются соглашением между обоими государствами. Права, привилегии и иммунитет консульства включают: право пользоваться флагом и гербом своего государства; неприкосновенность помещения; освобождение от налогов; неприкосновенность консульских архивов; свободу отношений консульства со своим правительством, дипломатическим представительством, другими консульствами своего государства, где бы они ни находились, с использованием средств связи, шифров, дипломатических и консульских курьеров.
Порядок формирования. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД РФ.
Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула. Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского патента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала. Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.
Существуют следующие виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Во всех этих случаях никакой разницы в статусе этих учреждений нет. Сейчас большинство консульских учреждений в мире имеют статус генерального консульства. В столичных городах может не существовать отдельного консульского учреждения, а только действовать консульский отдел посольства (такова, например, почти повсеместная практика России). Консульский отдел не является самостоятельным учреждением, высшей инстанцией является не заведующий консульским отделом (которого могут для удобства называть генеральным консулом, хотя это неточно), а посол. При этом на сотрудников консульского отдела распространяются дипломатические (т. е. более широкие) привилегии и иммунитеты, а не консульские.
Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории.
К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству.
Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:
o выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;
o оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;
o оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;
o выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.
Перечень названных и ряда других функций, содержащихся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских конвенциях, а также — применительно к консульским учреждениям Российской Федерации — в Консульском уставе СССР 1976 г., основные положения которого сохраняют силу и значение. Здесь, в частности, названы такие функции, как учет постоянно проживающих и временно находящихся в консульском округе граждан РФ, включая их воинский учет; подготовка материалов по вопросам гражданства; действия — в рамках законов государства пребывания и консульских конвенций — в отношении граждан, находящихся под арестом, задержанных, лишенных свободы в иной форме или отбывающих» наказание.
В то время, как посольство занимается в первую очередь решением политических вопросов (переговоры, сбор информации о стране пребывания), консульство осуществляет контакты с местными властями, занимается обслуживанием граждан, решением их проблем в рамках законодательства и оформлением документов (визы,паспорта, нотариальные документы, справки и др.). В посольствах обычно функционирует консульские отделы, оформляющие документы и выдающие визы.
54. Понятие и система международно-правовых средств по обеспечению международной безопасности.
Всеобъемлющий характер МБ предполагает взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов — политических, военных, экономических, гуманитарных, экологических, финансовых, информационных, продовольственных и др. Такой комплексный подход требует развития и укрепления всей системы международного права, социальное назначение которого заключается прежде всего в содействии международному миру и обеспечении МБ и мирных отношений между государствами.
Такое понимание позволяет говорить о праве МБ в широком и узком смысле. Право МБ в шир смысле — совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на поддержание междунар мира и обеспечение безопасности в самых различных областях — военной, политической, экономической, финансовой, гуманитарной, экологической и др. Говоря о праве МБ в узком смысле, можно выделить принципы и нормы, которые непосредственно связаны с поддержанием международного мира и безопасности в военной и политической областях. К основным принципам этой отрасли права относятся принцип неприменения силы и угрозы силой, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип мирного разрешения международных споров, принцип разоружения, принцип ответственности государств за агрессию, принцип поддержания международного мира и безопасности, принцип неделимости безопасности и принцип равной безопасности.
Принцип неделимости безопасности означает, что в силу взаимосвяз-ти и взаимозавис-ти государств безопасность должна быть одна для всех и одинакова для всех: нельзя строить безопасность одних государств за счет других. Принцип равной безопасности (некоторые авторы называют его принципом ненанесения ущерба безопасности) предполагает право каждого государства на безопасность и обеспечение безопасности для всех в равной мере без получения каких-либо односторонних преимуществ.
Международно-правовые средства обеспечения МБ весьма разнообразны. К ним относятся
· мирные средства разрешения международных споров и конфликтов,
· меры по разоружению,
· механизмы безопасности на универсальном и региональном уровнях,
· меры доверия.
МП известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:
§ коллективная безопасность (всеобщая и региональная),
§ разоружение;
§ мирные средства разрешения споров;
§ меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению гонки вооружений;
§ меры по предотвращению ядерной войны,
§ неприсоединение и нейтралитет;
§ меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
§ самооборона;
§ действия межд. организаций,
§ нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,
§ ликвидация иностранных военных баз,
§ создание зон мира в различных регионах земного шара;
§ меры по укреплению доверия между государствами.
В ряду вышеперечисленных средств обеспечения МБ самое главное место отводится первым трем.
Все средства обеспечения МБ можно подразделить на ср-ва укрепления мира, средства поддержания мира и средства восстановления мира. К наиболее важным средствам укрепления мира относятся разоружение, меры доверия, создание безъядерных зон. Среди средств поддержания мира надо назвать мирные ср-ва разрешения конфликтов и операции по поддержанию мира. Ср-вом восстановления мира являются принудительные действия ООН.
Система МБ — совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента: первый: коллективные меры — широкое межд. сотрудничество; второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд споров.
Главная цель МБ сформулирована в Уставе ООН — «поддерживать мир и МБ» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».