Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства
Помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит также специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Основанием для нарушения неприкосновенности представительства не могут служить и события форс-мажорного характера, такие, например, как пожар, стихийные бедствия и т.п. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество вместе со средствами передвижения представительства также пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Представительство обладает также фискальным иммунитетом. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, также освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин.
Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства также неприкосновенна, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Она доставляется штатными дипломатическими курьерами или дипломатическими курьерами ad hoc, которые обладают безусловной личной неприкосновенностью.
Государство пребывания предоставляет все возможности для выполнения функций представительства. Оно должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вместе с тем представительство аккредитующего государства может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик только с согласия государства пребывания, как правило, на основе взаимности.
Представительство и его глава обладают такой почетной привилегией, как право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Привилегии и иммунитеты консульского учреждения во многом схожи с изложенными выше. Его помещения неприкосновенны, и доступ в них возможен только с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства. Как и в случае с дипломатическим представительством, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.
Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения обладают фискальным иммунитетом. Архивы, документы и официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенны. В понятие иммунитета консульства входит также право пользоваться всеми подходящими средствами при сношениях со своим правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями в стране пребывания и в других странах. Для этой цели консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, телеграф, электронную почту и другие средства связи, посылать и получать кодированные и шифрованные депеши. С согласия властей государства пребывания консульство может установить радиопередатчик и пользоваться им.
Консульское учреждение имеет привилегию вывешивать государственный флаг представляемого государства и укреплять его герб на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.
В то же время объем иммунитетов консульского учреждения по ряду вопросов ограничен по сравнению с соответствующими иммунитетами дипломатического представительства. Например, в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульского учреждения на проникновение в помещение учреждения представителей местных властей предполагается, а компетентные власти государства пребывания могут потребовать вскрыть консульскую вализу (почтовый мешок консульского курьера) в том случае, если у них есть серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования.
Право на неприкосновенность помещений, архивов, документов и корреспонденции, на освобождение от налогообложения, на свободу сношений с правительством посылающего государства, его зарубежными органами внешних сношений, а также на использование флага и герба закрепляется международным правом также за постоянными представительствами государств при международных организациях и специальными миссиями.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностранным государством дипломатическому корпусу.
Этот институт один из самых древних в международных отношениях. Власти страны пребывания обязаны обеспечить нормальные условия для деятельности представительства (в том числе принять надлежащие меры для предоставления помещений дипломатическому представительству, обеспечить их защиту). Основным актом, кодифицировавшим нормы о дипломатич. привилегиях, является Венская конвенция о дипломатич. сношениях (1961).
Неприкосновенность распространяется не только на помещение представительства, но также и на его транспортные средства — автомобили, корабли, самолёты; архивы и документы, независимо от их места нахождения (это правило действует даже в случае разрыва дипломатических отношений) и другого. Представительство освобождается от таможенных пошлин на предметы для официального пользования (таможенный иммунитет), от всех налогов (фискальный иммунитет), но не освобождается от эксплуатационных расходов (плата за электроэнергию, водоснабжение и другое); ему принадлежит право пользования своими государственным флагом и эмблемой. Оно свободно в своих сношениях в официальных целях, включая внеочередную телеграфную и телефонную связь, а также пользование шифром (смотреть Дипломатическая почта).
Предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Круг лиц, в отношении которых возникает вопрос о признании дипломатических привилегий и иммунитетов, включает три категории: дипломатический персонал (советники, первые и вторые секретари, атташе), канцелярия (переводчики, машинистки и прочие) и обслуживающий персонал.
Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, обладающий дипломатическим рангом. Лица, его составляющие, не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Страна пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуются жилые помещения дипломата. Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Вместе с тем он обязан соблюдать законы страны пребывания. Дипломат не обязан давать свидетельские показания в судах страны, но это не исключает его согласия дать такие показания по просьбе властей страны пребывания. Дипломат пользуется фискальным иммунитетом — освобождается от прямых налогов; он не может заниматься коммерческой деятельностью в стране пребывания в целях личной выгоды. Иммунитетом пользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами страны пребывания. В состав дипломатического представительства могут включаться не только профессиональные дипломаты, но и представители иных ведомств. При наличии дипломатич. паспорта они пользуются соответствующими привилегиями. Если дипломат проезжает через территорию третьего государства, то это государство предоставляет ему неприкосновенность. В случае вооружённого конфликта страна пребывания обязана оказать необходимое содействие для скорого выезда дипломата и его семьи. Аналогичное положение действует и в случае прекращения дипломатич. отношений.
Ко второй категории лиц иммунитет применяется не во всех странах и иногда не в полном объёме.
На третью категорию иммунитет, как правило, не распространяется, а если распространяется (например, в Великобритании, США), то ограничен сроком службы (по окончании которого эти лица могут быть привлечены к ответственности за действия, совершённые во время службы).
Во многих государствах приняты специальные законы об обеспечении безопасности иностранных дипломатов (в РФ нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, влечёт уголовную ответственность по статье 360 УК РФ).
Дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются также члены специальных миссий (то есть временных миссий, представляющих государство в другом государстве для решения определённых вопросов), а также представители государств при международных организациях.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства — специальные права и привилегии, предоставляемые в соответствии с международным правом иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам
Для того чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий государство, могло осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свободна от контроля властей государства пребывания. Это привело уже в древности к появлению в международном праве института неприкосновенности послов.
Необходимость обеспечить условия для свободного осуществления функций такого специфического органа государства, как дипломатическое представительство, является главным основанием для предоставления этому органу особого статуса. Однако нельзя упускать из виду, что дипломатическое представительство представляет государство и что все привилегии и иммунитеты, которыми оно обладает, вытекают также из основных принципов международного права, регулирующего отношения равноправных и суверенных государств. Эта двуединая природа дипломатических привилегий и иммунитетов зафиксирована в преамбуле Венской конвенции 1961 г., в которую по предложению делегации бывшего СССР было включено также указание на представительный характер дипломатических представительств как на одно из оснований дипломатических привилегий и иммунитетов.
По современному международному праву дипломатическое представительство — орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения. В соответствии с этим дипломатические привилегии и иммунитеты разделяются на две категории:привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.
4.2 Привелегии и иммунитеты дипломатического представительства
Неприкосновенность помещенийпредставительства означает, прежде всего, что власти государства пребывания не могут
вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Термин «помещения представительства» означает здания
или части здания, используемые для целей представительства,
в том числе резиденцию главы представительства, кому бы ни
принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.
Помещения представительства, предметы его обстановки и другое находящееся в нем имущество, а также средства пере- движения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Однако неприкосновенность помещения представительства не дает права использовать его как убежище для лиц, преследуемых властями государства пребывания. Подобного рода случаи, имевшие место в практике, являются нарушением международного права.
Неприкосновенность архивов и документов представительства состоит в том, что они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.
Свобода сношений представительства. При сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вся официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров Венская конвенция 1961 г. допускает временных (ad hoc) дипломатических курьеров, которые пользуются иммунитетом только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.
Право пользования флагом, и эмблемой. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Фискальный иммунитет. Помещения представительства,
как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех
государственных, районных и муниципальных налогов, сборов
и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.
Выше уже говорилось о том, что дипломатические представительства и работающие в них сотрудники для эффективного и беспрепятственного осуществления своих служебных функций наделяются рядом иммунитетов и привилегий. Знать их надо и тем, кто находится на дипломатической или консульской службе, и тем, кто по роду своей деятельности сталкивается с лицами, наделенными этими привилегиями и иммунитетами. Для начала разберемся, о чем идет речь и что понимается под дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
Иммунитет — это общепринятый принцип международного права, который заключается в изъятии из-под юрисдикции государства пребывания и его органов власти или освобождении от иностранной юрисдикции.
Иммунитет вытекает из таких основополагающих принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств и принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Иммунитеты распространяются на зарубежные государства, принадлежащее им имущество и на людей, выступающих от лица государства, которое направило их на работу за границу. Иммунитеты предоставляются только в тех случаях и в том объеме, в которых они необходимы для обеспечения нормального и эффективного функционирования дипломатических представительств, консульских учреждений и работающего в них персонала.
Иммунитеты, которыми наделяются дипломаты, дают им возможность осуществлять свою профессиональную деятельность без помех и препятствий со стороны властей государства пребывания. Очевидно, что глава дипломатического представительства должен иметь возможность действовать свободно, независимо и беспрепятственно в интересах своего государства, направившего его на работу за рубеж. Поскольку дипломатический представитель не обладает инструментами принуждения, то со временем в практику вошел обычай наделять его необходимыми иммунитетами и привилегиями, которые гарантируют ему личную независимость и неприкосновенность, в том числе неприкосновенность его собственности, а также признание его достоинства и уважение достоинства государства, которое он представляет.
Помимо Венских конвенций 1961 и 1963 гг., о которых говорилось выше, практика предоставления дипломатических иммунитетов юридически закрепляется также в двусторонних международно-правовых документах, которые подписывают между собой суверенные государства. Суть этих иммунитетов заключается в том, что одно суверенное государство не может быть привлечено к суду другим суверенным государством в качестве ответчика, за исключением случаев, когда оно прямо и недвусмысленно выразило на то свое согласие. Очевидно, что работники дипломатических представительств и консульских учреждений направляются за границу от лица иностранного суверенного государства для того, чтобы защищать интересы этого суверенного государства. С учетом данного обстоятельства те иммунитеты, которые предоставляются суверенному государству, распространяются и на его официальные представительства, а также на работающих в них сотрудников.
Привилегии — это льготы, особые права и преимущества, которыми наделяются дипломатические представительства и консульские учреждения, а также работающий в них персонал.
Дипломатические иммунитеты и привилегии — это совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствам в странах пребывания в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них функций. На практике это означает, что, предоставляя иностранным дипломатам такие права и преимущества, государство освобождает их от своей юрисдикции. Важно, однако, понимать, что эти иммунитеты и привилегии отнюдь не освобождают персонал дипломатических представительств и консульских учреждений от обязанности уважать законы, обычаи и правила страны пребывания. Так, для сотрудников посольств, дипломатических миссий и консульских учреждений недопустимо вмешательство во внутренние дела страны пребывания. Несоблюдение этого требования может привести к объявлению нарушителя персоной нон грата (т. е. нежелательной персоной) и последующему выдворению его из страны. В связи с существованием такой возможности от дипломатических и консульских работников требуется проявлять особую осмотрительность во всех своих действиях и повседневном поведении. В своих контактах с официальными лицами и рядовыми гражданами страны пребывания они обязаны проявлять такт, соблюдать осторожность в своих заявлениях, высказываниях в ходе встреч и бесед и особенно во время публичных выступлений и контактов со средствами массовой информации.
В дальнейшем Венские конвенции 1961 и 1963 гг. были дополнены некоторыми другими международно-правовыми актами, например Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которая была принята в 1975 г. Более того, некоторые государства даже включили Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. в национальное законодательство, а ряд стран принял специальные законы, подтверждающие действие положений Венской конвенции 1961 г. на своей территории.
Опираясь на тексты Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., предметно разберемся в сути и значении каждого из дипломатических иммунитетов и привилегий. При этом, разумеется, следует исходить из того, что дипломатические представительства и консульские учреждения действуют в строгом соответствии с этими двумя конвенциями, занимаемые ими служебные помещения не используются в целях, несовместимых с функциями посольства и консульства, а эксплуатируются в строгом соответствии с нормами международного права и соглашениями, заключенными между аккредитующим государством и государством пребывания.