Привилегии и иммунитеты генерального секретаря оон
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций
Принята резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года
Статья I
Юридическое лицо
Раздел 1.
Объединенные Нации являются юридическим лицом и правомочны:
а) заключать договоры;
b) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;
c) возбуждать дела в суде.
Статья II
Имущество, фонды и актив
Раздел 2.
Объединенные Нации, их имущество и актив, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.
Раздел 3.
Помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Имущество и актив Объединенных Наций, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий.
Раздел 4.
Архивы Объединенных Наций и вообще все документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.
Раздел 5.
Не будучи ограничены финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода,
а) Объединенные Нации могут располагать фондами, золотом или валютой любого рода и производить операции в любой валюте;
b) Объединенные Нации могут переводить свои фонды, золото или валюту из одной страны в другую, или в пределах любой страны, и обращать любую валюту, находящуюся в их распоряжении, в любую другую валюту.
Раздел 6.
При пользовании своими правами согласно предшествующему разделу 5, Объединенные Нации должны считаться с любыми представлениями со стороны правительства каждого Члена Организации, поскольку Организация признает, что такие представления могут быть приняты во внимание без ущерба для интересов Объединенных Наций.
Раздел 7.
Объединенные Нации, их актив, доходы и другая собственность:
а) освобождаются от всех прямых налогов; однако предполагается, что Объединенные Нации не будут требовать освобождения от обложения такими налогами, которые в действительности
b) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе Организацией предметов для служебного пользования. Однако предполагается, что предметы, ввозимые в изъятие из общих правил, не будут продаваться в стране, в которую они ввезены иначе, как на условиях, согласованных с Правительством этой страны;
с) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе собственных изданий.
Раздел 8.
Хотя Объединенные Нации не требуют, как правило, освобождения от акцизных сборов и налогов, включаемых в покупную цену при продажах движимого и недвижимого имущества, тем не менее, в тех случаях, когда Объединенные Нации покупают для официальных целей значительное имущество, обложенное или подлежащее обложению пошлиной или налогом, Члены Организации всякий раз, когда это возможно, принимают соответствующие административные меры к освобождению от уплаты пошлины или налога или к возвращению уже уплаченной суммы.
Статья III
Средства связи
Раздел 9.
Для своих официальных средств связи Объединенные Нации пользуются на территории каждого Члена Организации не менее благоприятными условиями, чем те, которые Правительство этого Члена Организации предоставляет любому другому правительству, включая его дипломатические представительства, в отношении приоритета, тарифов и ставок на почтовые отправления, каблограммы, телеграммы, радиограммы, телефото, телефон и другие средства связи, а также в отношении тарифов, установленных для прессы, при передаче информации для печати и радио. Официальная корреспонденция и другие официальные сообщения Объединенных Наций не подлежат цензуре.
Раздел 10.
Объединенные Нации имеют право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.
Статья IV
Представители Членов Организации
Раздел 11.
Представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:
а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей;
b) неприкосновенность всех бумаг и документов;
с) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
d) изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;
е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящимся во временных служебных командировках;
f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям;
g) прочие привилегии, иммунитеты и льготы, не противоречащие вышеизложенному, какими пользуются дипломатические представители, за исключением права требовать освобождения от таможенных сборов на ввозимые товары (не составляющие часть их личного багажа) или от акцизных сборов или сборов с продаж.
Раздел 12.
Для обеспечения полной свободы слова и независимости при исполнении ими служебных обязанностей представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, продолжает предоставляться судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного или написанного ими, а также в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей; этот иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не являются представителями Членов Организации.
Раздел 13.
Когда обложение какой-либо формой налогов зависит от местожительства, период времени, в течение которого представители Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, находятся в стране для исполнения своих обязанностей, не зачитывается в срок пребывания.
Раздел 14.
Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов Организации не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Объединенных Нациях. Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда по мнению Члена Организации иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.
Раздел 15.
Положения разделов 11, 12 и 13 не применяются к взаимоотношениям между представителем и властью страны, гражданином которой он состоит или представителем которой он является или являлся.
Раздел 16.
Понятие «представители» в настоящей статье включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.
Статья V
Должностные Лица
Раздел 17.
Генеральный Секретарь определяет категории должностных лиц, по отношению к которым применяются положения настоящей статьи и статьи VII. Он представляет это распределение по категориям Генеральной Ассамблее, после чего оно сообщается Правительствам всех Членов Организации. Фамилии должностных лиц, включенных в эти категории, будут периодически доводиться до сведения Правительств Членов Организации.
Раздел 18.
Должностные лица Объединенных Наций:
а) не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц;
b) освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им Объединенными Нациями;
с) освобождаются от государственных служебных повинностей;
d) освобождаются вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
е) пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве;
f) пользуются вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, теми же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов;
g) имеют право ввезти беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.
Раздел 19.
Кроме иммунитетов и привилегий, указанных в разделе 18, Генеральный Секретарь и все Помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.
Раздел 20.
Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального Секретаря, право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности.
Раздел 21.
Объединенные Нации постоянно сотрудничают с соответствующими властями Членов Организации в целях облегчения надлежащего отправления правосудия, обеспечения выполнения предписаний полиции и предупреждения каких-либо злоупотреблений в связи с привилегиями, иммунитетами и льготами, упомянутыми в настоящей статье.
Статья VI
Эксперты в командировках по делам Объединенных Наций
Раздел 22.
Эксперты (иные, чем должностные лица, к которым относится статья V), выполняющие поручения Объединенных Наций, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения их функций в продолжение командировок, включая время, потраченное на поездки в связи с командировками. В частности им предоставляется:
а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;
b) всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей. Этот судебно-процессуальный иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не состоят в командировке по делам Объединенных Наций;
с) неприкосновенность всех бумаг и документов;
d) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями;
е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящихся во временных служебных командировках;
f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.
Раздел 23.
Привилегии и иммунитеты предоставляются экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для личной выгоды экспертов. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций.
Статья VII
Пропуска Объединенных Наций
Раздел 24.
Объединенные Нации могут выдавать своим должностным лицам пропуска Объединенных Наций. Эти пропуска Объединенных Наций признаются и принимаются властями Членов Организации, как законные документы для совершения поездок, причем принимаются во внимание положения раздела 25.
Раздел 25.
Просьбы о выдаче виз (где они требуются) от лиц, имеющих пропуска Объединенных Наций, когда эти просьбы сопровождаются удостоверением, что эти лица едут по делам Объединенных Наций, рассматриваются в кратчайший срок. Кроме того, таким лицам предоставляются льготы для быстрого передвижения.
Раздел 26.
Льготы, подобные указанным в разделе 25, предоставляются экспертам и другим лицам, которые, хотя и не имеют пропусков Объединенных Наций, но снабжены свидетельствами о том, что они следуют по делам Объединенных Наций.
Раздел 27.
Генеральный Секретарь, помощники Генерального Секретаря и Директоры, едущие с пропусками Объединенных Наций по делам Объединенных Наций, пользуются теми же льготами, какие предоставляются дипломатическим представителям.
Раздел 28.
Положения настоящей статьи могут применяться к соответствующим должностным лицам специализированных учреждений, если это предусмотрено в соглашении об установлении связи, согласно статьи 63 Устава.
Статья VIII
Разрешение Споров
Раздел 29.
Объединенные Нации устанавливают положения для соответствующих способов разрешения:
а) споров, возникающих в связи с контрактами, или других споров по вопросам частного права, в которых Объединенные Нации являются стороной;
b) споров, затрагивающих какое-либо должностное лицо Объединенных Наций, которое, в силу своего официального положения пользуется иммунитетом, если Генеральный Секретарь не отказался от этого иммунитета.
Раздел 30.
Все разногласия, возникающие из толкования или применения настоящей конвенции, передаются на рассмотрение Международного Суда, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешить их иным путем. В случае возникновения разногласия между Объединенными Нациями, с одной стороны, и Членами Организации, с другой, запрашивается, согласно статье 96 Устава и Статута Суда, консультативное заключение по любому затронутому юридическому вопросу. Заключение Суда признается сторонами решающим.
Заключительная статья
Раздел 31.
Настоящая конвенция представляется каждому члену Объединенных Наций для присоединения.
Раздел 32.
Присоединение производится посредством сдачи на хранение Генеральному Секретарю Объединенных Наций акта о присоединении, причем конвенция вступает в силу в отношении каждого отдельного Члена Организации в день сдачи на хранение каждого отдельного акта о присоединении.
Раздел 33.
Генеральный Секретарь извещает всех Членов Объединенных Наций о получении каждого акта о присоединении.
Раздел 34.
Предполагается, что когда акт о присоединении будет передан от имени какого-либо Члена Организации, последний будет в состоянии, согласно его собственным законам, выполнять условия настоящей конвенции.
Раздел 35.
Настоящая конвенция остается в силе в отношении Объединенных Наций и каждого Члена Организации, передавшего акт о присоединении, до тех пор, пока этот Член Организации будет оставаться Членом Объединенных Наций, или до тех пор, пока Генеральной Ассамблеей не будет утверждена пересмотренная общая конвенция, и данный Член Организации не присоединится к такой пересмотренной конвенции.
Раздел 36.
Генеральный Секретарь может заключать с любым Членом или любыми Членами Организации дополнительные соглашения, регулирующие положения настоящей Конвенции, поскольку это касается данного Члена или данных Членов Организации. Эти дополнительные соглашения, в каждом случае, подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Источник: А/64, стр. 26–29.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН
Д.Г. Арутюнян
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В статье раскрываются исторические аспекты развития привилегий и иммунитетов Генерального секретаря ООН.
Статус должностных лиц, в том числе и Генерального секретаря, в международных отношениях в качестве представителей Организации Объединенных Наций регулируется основными положениями ст. 100 и 105 Устава ООН.
Пункт 3 ст. 105 Устава, прямо указывает на право Генеральной Ассамблеи делать рекомендации, конкретизирующие положения п. 1 и 2 указанной статьи, а также «предлагать членам Организации конвенции для этой цели».
Для выработки основной формы конкретизации положений ст. VI комитет первой части 1 сессии Генеральной Ассамблеи выделил специальный подкомитет, высказавшийся за конвенционную форму.
Подготовительная комиссия представила на рассмотрение Генеральной Ассамблеи проекты двух Конвенций: общей о привилегиях и иммунитетах организации и двусторонней Конвенции по тому же вопросу между ООН и США. Следует обратить внимание на тот момент, что предложение о заключении Общей конвенции, детально и единообразно нормирующей положение ООН на территории всех сторон такого соглашения, не исключало необходимости заключения специальной конвенции между организацией и государством постоянного местонахождения [4, с. 55].
Хотя своей резолюцией 22 (I) от 13 февраля 1946 г. Генеральная Ассамблея одобрила текст Общей конвенции, но наличие в ней ряда положений, противоречащих в той или иной степени суверенитету государств, а также связывающих их значительностью обязательств при исключении возможности односторонней денонсации, привело к тому, что далеко не все и не сразу присоединились к этой конвенции. В частности, Советский Союз, Белоруссия и Украина, закрепив свою позицию в отношении разделов 18 (с) и 30, присоединились к ней лишь в 1953 г. с оговоркой относительно последнего раздела, предусматривающего обязательную юрисдикцию Международного суда [4, с. 55].
Одновременно Генеральная Ассамблея одобрила проект двусторонней Конвенции между ООН и США, включающей в качестве приложения Общую конвенцию. Однако Соединенные Штаты ответили категоричным отказом к присоединению — еще 29 декабря 1945 года в США был издан Акт об иммунитетах международных
организаций, распространенный приказом президента США от 19 февраля 1946 г. и на Организацию Объединенных Наций, — позднее по этому вопросу кроме федерального закона штатом Нью-Йорк был издан ряд местных актов. Таким образом, статус международной организации становился в полную зависимость от исполнительных властей одного из ее членов, что прямо предусматривалось в ряде статей (1, 8 и 9) [11, р. 85-91]. Это нарушало как международный характер статуса Организации и ее должностных лиц, так и суверенные права ее членов, что и вызывало необходимость в международно-правовом разрешении вопроса.
Вследствие этого Генеральная Ассамблея уполномочила Генерального секретаря на осуществление мероприятий, связанных с заключением конвенции между ООН и США. Следует отметить, что практически во всех подобных случаях Организация наделяла свое главное административное должностное лицо специальными полномочиями и придавала ему специально учреждаемый комитет по переговорам [4, с. 56]. В ходе переговоров между представителем Генерального секретаря — его помощником по юридическому департаменту Секретариата — и представителем американского правительства — юридическим советником государственного департамента — из проекта был исключен текст Общей конвенции, а само слово «конвенция» в наименовании документа было заменено «соглашением» для облегчения его заключения исполнительной властью США.
Новый проект был представлен на второй части I сессии Ассамблеи, где Гене-ральный секретарь уполномочивался завершить переговоры и заключить соглашение, обусловив его вступление в силу утверждением Генеральной Ассамблеей [12, р. 1375]. При завершении переговоров в проект были включены новые положения 13-го раздела, сохраняющие возможность «свободы действий» властей США в отношении должностных лиц Организации, что вызвало критику проекта со стороны представителя Советского Союза в VI комитете II сессии Ассамблеи, учтенную в предложенном польской делегацией тексте резолюции, утвердившей соглашение, подписанное 26 июня 1947 г.
В результате последовавшего обмена нотами между Генеральным секретарем ООН и представителем США соглашение ООН и США «относительно месторасположения Центральных учреждений Организации Объединенных Наций» 21 ноября 1947 г. вступило в силу, став в соответствии с его разделом 26, а также резолюцией Генеральной Ассамблеи 259 (ПГ) дополнительным документом к Общей конвенции.
Временное соглашение о привилегиях и иммунитетах ООН было также заключено между Генеральным секретарем Организации и правительством Швейцарии. Аналогичные соглашения, касающиеся Организации Объединенных Наций в целом или отдельных ее органов, заключались и с другими правительствами [1, с. 41-45].
Как Общая конвенция, так и двусторонние соглашения, в частности с США и Швейцарией, касались вопросов, относящихся не только к ведению ст. 105, но и к статье 104 Устава Организации, регулируя как публично-, так и частноправовые отношения Организации Объединенных Наций на территории государств.
Поскольку Общая конвенция есть многосторонний договор между государствами, а двусторонние соглашения — договоры между межгосударственным органом и одним из государств, постольку все эти документы имеют единую международно-правовую природу. Несмотря на различие объектов регулирования, основными определяющими являются публично-правовые отношения, с которыми связаны и вопросы иммунитета как самой Организации, так и ее должностных лиц.
Отношения США с ООН можно охарактеризовать как отношения, имеющие публично-правовую природу, а их двустороннее соглашение является соответст-
вующим этой природе международным договором, одной из сторон которого является орган, представляющий ряд государств [5, с. 279].
Следует также учесть и тот момент, что подготовительная комиссия поручила Исполнительному секретарю обратить внимание членов Объединенных Наций на то обстоятельство, что согласно ст. 105 Устава обязательно «предоставить Организации Объединенных Наций, ее должностным лицам и представителям ее членов все привилегии и иммунитеты, необходимые для выполнения их задач; …становятся действительными со дня вступления в силу Устава, и поэтому должны применяться еще до того, как Генеральная Ассамблея сделает рекомендации или предложит конвенции, указанные в пункте 3 ст. 105».
В соответствии с разделом 18 Общей конвенции Генеральный секретарь, а также должностные лица ООН наделяются следующими привилегиями и иммунитетами:
— не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц Организации;
— освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Организацией;
— от государственных служебных повинностей;
— от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
— пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве;
— такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов [6, р. 448];
— имеют право на беспошлинный ввоз своей мебели и имущества при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.
Организация уполномочивается также выдавать своим сотрудникам пропуска ООН, которые должны признаваться и приниматься властями государств-членов как законные документы для совершения поездок (раздел 24). Данные пропуска (ЫБвег-развег) не заменяют ни паспортов, ни виз. Но в случаях, когда визы требуются лицам, имеющим пропуска ООН и направляющимся по делам Организации, тогда предусмотрены кратчайшие сроки оформления и, более того, данным лицам предоставляются льготы для быстрого передвижения (раздел 25 (просьбы о выдаче виз).
Эти положения распространяются на определяемые Генеральным секретарем категории должностных лиц, представляемые Генеральной Ассамблее, а позже сообщаемые — вместе с фамилиями включенных лиц — правительствам всех госу-дарств-членов (раздел 17).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В соответствии с разделом 29 (б) способы разрешения межгосударственных споров, связанных с обеспечением иммунитета должностных лиц, устанавливаются Организацией Ообъдиненных Наций. В целом, все разногласия, возникающие в связи с толкованием или применением Конвенции, в соответствии с разделом 30 должны передаваться на рассмотрение Международному Суду ООН, за исключением лишь тех случаев, когда стороны соглашаются разрешить вопрос иным путем.
Следует обратить внимание и на тот момент, что исходя из самой природы иммунитета должностных лиц ООН раздел 20 предусмотрел также право и обязанность Генерального секретаря отказать в иммунитете, предоставленному любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет данного лица препятствует отправлению правосудия, или в случаях, когда под угрозу ставятся интересы ООН. Более того, в соответствии с разделом 21 Организация постоянно
сотрудничает с соответствующими властными органами государств-членов «в целях обеспечения надлежащего отправления правосудия, выполнения предписаний законодательных структур и предупреждения каких-либо злоупотреблений в связи с привилегиями, иммунитетами и льготами», указанными нами выше.
Положения ст. 104 и 105 Устава и основанных на них документов, как это следует из самого текста, обязательны для государств, на территории которых находится Организация, ее органы или должностные лица.
Следует отметить, что нередки попытки распространить иммунизацию сотрудников Секретариата ООН на государства их гражданства в той же степени, как и на другие государства-члены. Но для государств-членов характерно применение лишь тех положений об иммунитете должностных лиц ООН, являющихся их гражданами, которые непосредственно относятся к действиям этих лиц, связанным со служебными отношениями между ними и Организацией, или к статусу ее должностных лиц. Все то, что непосредственно к этому вопросу не относится, принадлежит к ведению сферы суверенной связи государств со своими гражданами [9, р. 19].
Для более четкого уяснения рассмотрим раздел 18 Общей конвенции, где из всех положений, перечисляющих привилегии, иммунитеты и льготы должностных лиц ООН на территории государств-членов, к государствам их гражданства относится лишь требование непривлечения к судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц Организации. Что же касается таких положений этого раздела Конвенции, как освобождение должностных лиц ООН от ограничений по иммиграции, от регистрации иностранцев, от обложений пошлиной ввозимого имущества и тем более уравнения этих лиц с дипломатами в отношении обмена валюты и репатриации, то весьма очевидно, что они могут относиться только к государствам, на чьей территории данные лица находятся, но гражданами которых не являются.
Острее стоит вопрос лишь касательно двух положений: освобождения должностных лиц ООН от обложения налогами уплачиваемых им Организацией денежных сумм и от выполнения государственных служебных повинностей. Оба эти положения вызвали возражения ряда членов ООН и послужили даже фактической или формальной причиной задержки в присоединении некоторых из них к Общей конвенции.
Особую сложность приобрел вопрос об изъятии из налогообложения. Данное положение, содержащееся в Общей конвенции, послужило формальным предлогом для отказа США от присоединения к ней.
Подготовительная комиссия уточнила, что заработная плата некоторых членов служебного персонала не облагается налогами потому, что они проживают за пределами их собственных стран и не подпадают под обложение подоходным налогом в их собственной стране, тогда как другие должностные лица, выполняющие такую работу за ту же заработанную плату, подлежат обложению подоходным налогом. Такой подход создавал административные трудности в некоторых международных организациях, предусматривавших аналогичное изъятие из национального налогообложения своих служащих, но предоставлявших правительствам полную свободу в решении этого вопроса относительно своих граждан [8, р. 839]. Отсутствие схожести в решении различными государствами вопроса, относящегося к сфере их суверенной связи со своими гражданами, являющимися должностными лицами международной организации, приводит к фактическому неравенству этих лиц. Освобождение же таких граждан от подоходного налога ставит их в привилегированное положение относительно других граждан их государств [10, р. 4].
Налоговый вопрос неоднократно становился предметом острого обсуждения в V комитете Генеральной Ассамблеи, который еще на первой ее сессии пришел к выводу, что «принцип изъятия из государственного налогообложения окладов и вознаграждений, выплачиваемых ООН, необходим для соблюдения справедливого равноправия среди государств-членов и равенства в персонале Организации» [10, р. 3].
Но, несмотря на бурные прения со стороны государств-членов, Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 78-1, призвавшую правительства государств предпринять шаги по направлению к освобождению от налога своих граждан, служащих в ООН.
Однако на следующей сессии Генеральной Ассамблеи вопрос снова подвергся обсуждению, результатом которого явилась резолюция 160/Р, постановившая, что Организация возместит своим должностным лицам налоги эквивалентно выплаченным ими в своих странах, а также уполномочившая Генерального секретаря согласовать с властями таких стран меры по прекращению их выплат.
Но итоги происходящих споров вокруг данного вопроса привели к принятию окончательного решения, соглано которому государство, взимающее налог с сотрудников, должно возвратить соответствующие суммы Организации [7, р. 308].
В числе рассмотренных нами выше вопросов, содержащихся в Общей конвенции, особое положение Генерального секретаря как главного административного должностного лица Организации затрагивается и здесь. Участие в пределах своей компетенции в политической деятельности Генерального секретаря, а также тех высших должностных лиц Секретариата ООН, которые в пределах своей компетенции ответственны за те или иные из возложенных на Генерального секретаря функций, объясняет наделение их, а также членов их семьи, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям [2, с. 7].
Отмечается также, что двусторонние соглашения, заключенные ООН с рядом других государств, не только повторяют положение Общей конвенции, но часто расширяют круг лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. В частности, соглашение между ООН и Швейцарией предусматривает по желанию Генерального секретаря пользование «главным высшим должностным лицом Организации в Швейцарии», а также его супругой и несовершеннолетними детьми «привилегиями, иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям». Еще большему кругу лиц иммунитет предоставлялся Францией и Уругваем в связи с деятельностью в этих странах отдельных органов ООН, Индонезия распространяла в этом случае его на всех служащих ООН, Япония предоставляла всем своим гражданам, исполняющим обязанности, связанные с деятельностью ООН на территории своего государства [3, р. 89, 102, 126, 145].
Однако следует подчеркнуть тот момент, что вышеприведенные нами случаи распространения дипломатического иммунитета на должностных лиц ООН представляют собой исключение из общего положения, содержащегося в п. 2 ст. 105 Устава Организации.
Подводя итог рассмотренного, следует отметить прежде всего то, что, будучи не только ограничен функциями, связанными с деятельностью Организации, но и созданный на основе ее специальной международной правосубъектности, иммунитет должностных лиц ООН может быть аннулирован лишь самой Организацией в лице ее Генерального секретаря, а в отношении его самого — в лице Совета Безопасности. Ни одному государству такое право в отношении должностных лиц ООН не дано, более того, в соответствии с п. 2 ст. 100 Устава, государства — члены Организации обязаны уважать международный статус Генерального секретаря и персонала в целом [4, с. 58].
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов О.В. Правовые вопросы пребывания ООН в США — привилегии и иммунитеты. — М.: ИМО, 1962.
2. Доклад Генерального секретаря на IX сессии Генеральной Ассамблеи // Док. ООН А/2731. 9.
3. Док. ООН ST/LEG/2.
4. Медведев А.М. Правовой статус Секретариата Организации Объединенных Наций. Вопросы международного права (международ?