Привилегии и иммунитеты международных организаций эссе
Содержание
Введение3
1. Международные организации
5
2. Привилегии и иммунитеты
международных организаций………….……..10
Заключение16
Список использованной литературы……………………………………………18
Введение
Международные организации относятся
к числу наиболее развитых и разнообразных
механизмов упорядочения международной
жизни. Заметное повышение активности
международных организаций, равно как
и значительное увеличение, их общего
количества, является одним из примечательных
феноменов современного международного
развития. Согласно данным Союза международных
ассоциаций, в 1998 г. существовало 6020 международных
организаций, за последние два десятилетия
их общее число возросло более чем вдвое.
Международные организации разделяют
на две основные группы:
1. Межгосударственные (межправительственные)
организации учреждаются на основе
международного договора группой государств
в рамках этих организаций осуществляется
взаимодействие стран-членов, и их функционирование
основано на приведении к некоторому общему
знаменателю внешней политики участников
по тем вопросам, которые являются предметом
деятельности соответствующей организации.
2. Международные неправительственные
организации возникают не на
основе договора между государствами,
а путем объединения физических
и/или юридических лиц, деятельность
которых осуществляется вне рамок
официальной внешней политики государств.
Привилегии и иммунитеты применяются
как к дипломатической миссии, ее функциям,
так и к отдельно взятому человеку.
Привилегии и иммунитеты, предоставленные
дипломатическим миссиям, также применяются
и к ООН и ее функциям в соответствии с
Конвенцией о привилегиях и иммунитетах
ООН от 1964 года, хотя применение Конвенции
варьируется в различных государствах.
Актуальность исследования: В международно-правовой литературе,
как отечественной, так и зарубежной, международные
организации уже давно подвергаются исследованиям.
Объект исследования: международные организации.
Предмет исследования: правовой статус международной
организации.
Целью данной работы является изучение
привилегий и иммунитетов международных
организаций.
Основными задачами работы
является следующее:
— изучить международные
организации;
— рассмотреть привилегии и иммунитеты
международных организаций.
Структура работы: работа состоит из введения,
двух параграфов и списка использованной
литературы.
1. Международные организации
Международные организации относятся
к числу наиболее развитых и разнообразных
механизмов упорядочения международной
жизни. Заметное повышение активности
международных организаций, равно как
и значительное увеличение, их общего
количества, является одним из примечательных
феноменов современного международного
развития. В настоящее время в период быстрого
развития научно-технического прогресса
невозможно существование государств
без их взаимодействия. Их взаимодействие
может осуществляться как через экономические,
так и политические отношения. В современном
мире именно с помощью международных организаций
осуществляется сотрудничество между
государствами. Международные организации
не только регулируют межгосударственные
отношения, но и принимают решения по глобальным
вопросам современности.
Как субъекты международных отношений
международные организации могут вступать
в межгосударственные отношения от своего
собственного имени и в то же время от
имени всех государств, входящих в них.
Число международных организаций постоянно
растёт. Международные организации, как
правило, разделяют на две основные группы.
— Межгосударственные (межправительственные)
организации учреждаются на основе
международного договора группой
государств; в рамках этих организаций
осуществляется взаимодействие
стран-членов, и их функционирование
основано на приведении к некоторому
общему знаменателю внешней политики
участников по тем вопросам, которые
являются предметом деятельности
соответствующей организации.
— Международные неправительственные
организации возникают не на
основе договора между государствами,
а путем объединения физических
и/или юридических лиц, деятельность
которых осуществляется вне рамок
официальной внешней политики
государств. К международным неправительственным
организациям не относятся структуры,
ставящие своей целью извлечение прибыли
(транснациональные корпорации). Согласно
данным Союза международных ассоциаций,
в 1998 г. существовало 6020 международных
организаций; за последние два десятилетия
их общее число возросло более чем вдвое1.
После окончания Второй мировой войны,
когда мир в этой страшной трагедии XX века
потерял более 50 миллионов человек, настоятельно
возник вопрос о национальной безопасности
стран и народов. Этим задачам и должна
была соответствовать созданная 24 октября
1945 года Организация Объединённых Наций
(ООН).
Она объединяет 190 государств. А наблюдателями
при ООН являются Ватикан, Палестина, Организация
Африканского единства, ЕС и ряд других.
В её рамках образовано 17 специализированных
учреждений.
Основная задача, которую решает ООН,
— это, прежде всего поддержание мира, международной
безопасности и развитие сотрудничества,
всеобщего взаимопонимания, а также разрешение
мировых проблем.
Как любая организация, ООН имеет свою
структуру:
1. Генеральная Ассамблея.
2. Совет Безопасности.
3. Экономический и Социальный
Совет.
4. Совет по опеке.
5. Международный суд.
6. Секретариат2.
Главным органом ООН является Генеральная
Ассамблея, которая объединяет всех членов
по следующему принципу: одно государство
— один голос. Собирается Генеральная Ассамблея
один раз в год. Резолюции, которые она
принимает, носят рекомендательный характер,
но при этом подкреплены авторитетом Объединённых
наций.
Единственным органом, который может
принимать решения, обязательные для членов
ООН, вплоть до принуждения к выполнению,
является Совет Безопасности (например,
санкционирование удара по Ираку в 1991
году, захватившему Кувейт).
Совет Безопасности состоит
из 15 членов, из них 5 — постоянные, а 10 —
непостоянные, которые избираются на два
года в соответствии с региональными квотами.
А квоты такие: пять имеют развивающиеся
страны, одну — государства Восточной Европы,
две — для Латинской Америки и две — для
стран Западной Европы.
Суд ООН открыт для всех государств
мира и физических лиц, даже не являющихся
членами ООН.
Главное должностное лицо ООН
— Генеральный секретарь. Он избирается
на Ассамблее по рекомендации Совета Безопасности.
Официальными языками ООН являются:
английский, испанский, китайский, русский,
французский. Штаб-квартира в Нью-Йорке.
Международные организации:
НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз, НАФТА, АТЭС
и др.
• Организация Североатлантического
договора (НАТО)
Создана в 1949 году как противовес
СССР. В неё вошли: Великобритания, Франция,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада,
Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия,
Греция и Турция (1952 г.), ФРГ — Германия (1955
г.). Из военной организации вышли Франция
(1966 г.), Греция (1974 г.), Польша, Чехия и Венгрия
вступили в 1999 году. Штаб-квартира НАТО
находится в Брюсселе.
• Организация по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Создана в 1975 году в Хельсинки.
В неё вошли 53 страны-участницы. Основная
цель организации — всяческое содействие
улучшению взаимных отношений и поддержание
разрядки и безопасности в Европе.
• Европейский Союз
В декабре 1991 года европейские
лидеры объединились и создали Европейский
Союз (Европейское сообщество) в Маастрихте
(Нидерланды), состоящий из 15 членов. Заявки
на вступление подали: Кипр, Мальта, Турция,
Марокко, страны Восточной Европы. Тогда
и было положено начало качественно новому
европейскому государственному образованию,
которое имело собственный флаг и европейское
гражданство, Верховный Суд и другие институты.
Сегодня многие политики ЕС пророчат перспективу
создания европейской федерации под старым
названием «Соединённые штаты Европы».
Основная цель — это образование
тесного союза между народами Европы.
Органы, которые представляют ЕС, — это
Европейский Совет, Европейский парламент,
Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский
Суд.
• Североамериканское соглашение
о свободной торговле (НАФТА)
Это соглашение о свободной
торговле было подписано 17 декабря 1992
года и вступило в силу с 1 января 1994 года.
Членами его являются Канада, Мексика,
США. Главная его задача — совершенствование
сотрудничества между странами при сохранении
политического суверенитета, распространяется
на всю Америку.
• Азиатско-Тихоокеанский экономический
совет (АТЭС)
Создана по инициативе Австралии
в 1989 году. В неё входит 21 государство АТР.
Главную свою задачу эта организация видит
в создании экономического сообщества.
• Организации Африканского
единства (ОАЕ)
Организация создана в 1963 году.
В её составе 51 государство. Цель: оказывать
содействие в единстве и солидарности
между странами. Штаб-квартира находится
в Аддис-Абебе.
• Организации Исламской конференции
(ОИК)
Объединяет 51 государство. Была
создана в 1971 году. Штаб-квартира находится
в Джидде.
• Лига арабских государств
(ЛАГ)
Создана в 1945 году. В неё входят
22 арабских государства. Основная цель
— укрепление связей и солидарности между
арабскими странами.
• Организации стран-экспортёров
нефти (ОПЕК)
Создана в 1960 году в Багдаде.
В неё входят 11 государств-участников.
Цель: обеспечить наибольшую конкурентоспособность
товаров стран региона на мировом рынке.
• Латиноамериканская ассоциация
интеграции (ЛАИ)
Создана в 1961 году. Цель вытекает
из её названия. Имеет как минимум 11 членов.
• Организация Центральноамериканских
государств (ОЦАГ)
Была образована в 1951 году. Главная
её задача — интеграция стран региона.
Объединяет 5 государств.
• Организация американских
государств (ОАГ)
Создана в 1948 году и представляет
собой совокупность организаций, действующих
под опекой США. В 1962 году из неё была исключена
Куба.
• Международный банк реконструкции
и развития (МБРР)
МБРР входит в ООН в качестве
специализированного учреждения и функционирует
с 1944 года. Объединяет около 180 государств.
В него входит и Россия3.
2. Привилегии и иммунитеты
международных организаций
Международные межправительственные
(и некоторые неправительственные) организации
на территории государства пребывания
пользуются привилегиями и иммунитетами
с целью нормального и беспрепятственного
выполнения своих функций. Приобретая
собственность на имущество, находящееся
в разных странах, заключая сделки имущественного
характера с гражданами различных государств,
международные организации не подчиняют
свои отношения ни национальному праву,
ни национальной юрисдикции какого-либо
государства. Международная организация
не может быть привлечена к разбирательству
в национальном суде в качестве ответчика;
в отношении ее собственности не применяются
меры принуждения по предварительному
обеспечению иска и принудительные меры
по исполнению судебного решения. Имущество
международной организации, даже находящееся
в руках третьих лиц, не может быть предметом
виндикации, на него не может быть обращено
взыскание.
Объем привилегий и иммунитетов различных
международных организаций различен,
они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты.
Наибольшим объемом пользуются ООН и ее
специализированные учреждения.
Привилегии и иммунитеты ООН практически
совпадают с привилегиями и иммунитетами
дипломатических представительств.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах
ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН
имеют функциональный характер (предоставляются
для достижения целей, поставленных перед
ООН). ООН обладает рядом дополнительных
привилегий: пользуется неприкосновенностью
помещений, переписки, архивов, документов,
собственности, имеет право пользоваться
шифром и курьерами, флагом и эмблемой,
освобождена от налогов и таможенных пошлин4.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах
ООН (1946) предусматривает функциональный
иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены
от юрисдикции государства пребывания
в отношении действий, совершенных при
исполнении служебных обязанностей; пользуются
налоговым иммунитетом, таможенными и
другими льготами. Эксперты ООН обладают
привилегиями и иммунитетами при выполнении
своих служебных функций. Привилегии и
иммунитеты предоставляются сотрудникам
ООН для выполнения их функций, а не для
личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).
Привилегии и иммунитеты специализированных
учреждений ООН и их сотрудников установлены
в Конвенции о привилегиях и иммунитетах
специализированных учреждений ООН 1947
г. Практически это те же привилегии и
иммунитеты, которыми пользуется ООН,
— неприкосновенность помещений, архивов,
переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими
привилегиями и иммунитетами пользуются
высшие исполнительные лица каждого специализированного
учреждения и члены их семей. Другие сотрудники,
как и сотрудники ООН, обладают функциональным
иммунитетом.
Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.
Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).
Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.
В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).
Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.
Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:
- 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
- 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
- 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).
Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.
Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.
В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».
Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).
В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.
- 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
- 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.
Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.
В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.
Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.