Привилегии иммунитеты консульства и дипломатического представительства
Помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит также специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Основанием для нарушения неприкосновенности представительства не могут служить и события форс-мажорного характера, такие, например, как пожар, стихийные бедствия и т.п. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество вместе со средствами передвижения представительства также пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Представительство обладает также фискальным иммунитетом. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, также освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин.
Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства также неприкосновенна, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Она доставляется штатными дипломатическими курьерами или дипломатическими курьерами ad hoc, которые обладают безусловной личной неприкосновенностью.
Государство пребывания предоставляет все возможности для выполнения функций представительства. Оно должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вместе с тем представительство аккредитующего государства может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик только с согласия государства пребывания, как правило, на основе взаимности.
Представительство и его глава обладают такой почетной привилегией, как право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Привилегии и иммунитеты консульского учреждения во многом схожи с изложенными выше. Его помещения неприкосновенны, и доступ в них возможен только с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства. Как и в случае с дипломатическим представительством, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.
Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения обладают фискальным иммунитетом. Архивы, документы и официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенны. В понятие иммунитета консульства входит также право пользоваться всеми подходящими средствами при сношениях со своим правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями в стране пребывания и в других странах. Для этой цели консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, телеграф, электронную почту и другие средства связи, посылать и получать кодированные и шифрованные депеши. С согласия властей государства пребывания консульство может установить радиопередатчик и пользоваться им.
Консульское учреждение имеет привилегию вывешивать государственный флаг представляемого государства и укреплять его герб на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.
В то же время объем иммунитетов консульского учреждения по ряду вопросов ограничен по сравнению с соответствующими иммунитетами дипломатического представительства. Например, в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульского учреждения на проникновение в помещение учреждения представителей местных властей предполагается, а компетентные власти государства пребывания могут потребовать вскрыть консульскую вализу (почтовый мешок консульского курьера) в том случае, если у них есть серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования.
Право на неприкосновенность помещений, архивов, документов и корреспонденции, на освобождение от налогообложения, на свободу сношений с правительством посылающего государства, его зарубежными органами внешних сношений, а также на использование флага и герба закрепляется международным правом также за постоянными представительствами государств при международных организациях и специальными миссиями.
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
Консульские учреждения в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.) пользуются следующими привилегиями и иммунитетами. Пользование государственным флагом и гербом. Государственный флаг представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения. Обеспечение помещениями. Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать ему помощь в получении помещений иным путем.Неприкосновенность консульских помещений.Неприкосновенность консульского архива и документов. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения. вобода передвижений. Государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, за исключением зон, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности. Уведомление о смерти, опеке или попечительстве и об авариях судов и самолетов. При наличии соответствующей информации у компетентных властей государства пребывания эти власти обязаны:
§ в случае смерти гражданина представляемого государства безотлагательно уведомить об этом консульское учреждение, в округе которого произошла смерть;
Дипломатические иммунитеты и привилегии:
1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства ( территория представительства экстерриториально по отношению к юрисдикции государства-пребывания, кроме того власти последней должны оказывать содействие представительству подыскании и содержании помещения);
2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства ( оно также экстерриториально, однако автоинспекция «праве фиксировать нарушения и сообщать об этом в МИД водителя транспортных средств не обладая дипломатической неприкосновенностью не подпадают под признаки экстерриториальности);
3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства;
4. Фискальный иммунитет ( представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического представительства — граждане страны пребывания уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);
5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов ( при этом запрещено прослушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);
6. Личный иммунитет — дипломатические представители, т.е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей, не могут, быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания ( не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине). Кроме того. допустимы вещного иска касающиеся недвижимого имущества дипломата; Иски касающиеся прав наследования; иски, относящиеся к любой профессиональной деятельности дипломата, не относящейся к его официальным функциям, хотя Венская конвенция 1969 г. и запрещает такую деятельность.
7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания, но может дать согласие на свое участке по делу в качестве свидетеля;
8. Таможенный иммунитет дипломата освобождение от всех таможенных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае досмотра, при наличии достаточно веских оснований полагать наличие в багаже контрабанды, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре.
Иммунитет дипломатического представительства и дипломата абсолютный и применим даже в случае его злоупотребления. Члены семей дипломата обладают аналогичным иммунитетом. Таким же иммунитетом обладает административно — технический, а также обслуживающий персонал представительства, за исключением иммунитета при действиях, совершенных ими не при исполнении служебных обязанностей.
Если иммунитет и Привилегии дипломатических представителей государств носит характер обычных норм, то иммунитет представителей международных организаций оговаривается в международных договорах ( например: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН,1946г. )
Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не применимые к дипломатическим Представителям:
2. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;
3. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы ( при этом, а также при задержании обязательно уведомление ими консульского учреждения);
4. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулом от дачи показаний недопустим.
5. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.
6. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.
Дипломатические и консульские иммунитеты по своей сути являются персональными в том плане, что они распространяются на отдельных лиц, а не на сами государства. Тем не менее, как мы увидим, дипломатические иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств от имени государства. Очевидно, что право дипломатического иммунитета является обоюдосторонним. С одной стороны, лицу предоставляются определенные привилегии в рамках правовой системы государства, к которому он аккредитован (принимающему государству), а, с другой стороны, на принимающее государство возлагаются определенные обязательства по защите дипломата и его имущества, чтобы он мог эффективно выполнять возложенные на него функции. Право дипломатических и консульских иммунитетов включает в себя как привилегии для дипломатических / консульских должностных лиц, так и обязательства для принимающего государства.
Важность дипломатической деятельности в международных отношениях невозможно переоценить. Даже в современную эпоху стремительного развития прямых и мгновенных коммуникаций ничто не может соперничать с личными и конфиденциальными связями между дипломатическими агентами и представителями принимающего государства. Вследствие чего, право дипломатических иммунитетов является одним из наиболее важных институтов международного права. Как указывается в решении Международного Суда в деле о захвате американского посольства в Тегеране 1980 (США против Ирана), эти нормы носят «фундаментальный характер», представляя собой jus cogens (императивную норму), а их незыблемость имеет «жизненно важное значение для безопасности и благополучия сложного международного сообщества сегодняшнего дня».
Международное право.
Правовые принципы дипломатических и консульских иммунитетов в международном праве содержатся прежде всего в двух многосторонних конвенциях – Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (в настоящее время 190 участников) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года (в настоящее время 179 участников). В этой статье основное внимание уделяется Конвенции о дипломатических сношениях и ссылки на «Конвенцию» следует рассматривать как ссылки на этот договор. Хотя консульские работники выполняют жизненно важные административные функции в отношении граждан, находящихся в стране, к которой они аккредитованы, основная политическая и представительская работа ложится на дипломатических агентов. В большинстве случаев иммунитеты и привилегии консульских служащих, являются не столь широкими, как у дипломатических работников.
Венская конвенция о дипломатических сношениях вступила в действие 24 апреля 1964 года и, как уже было отмечено выше, на 1 апреля 2014 года насчитывается 190 договаривающихся сторон. Конвенция явилась итогом работы Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам 1961 года. В основу Конвенции был положен ряд проектов статей, подготовленных Комиссией международного права (КМП). Следуя обычному принципу международных договоров, только государства, ратифицировавшие Конвенцию, связаны конкретными обязательствами. Однако невозможно уверенно утверждать является ли Конвенция в большей степени результатом кодификации существующих международно-правовых норм, либо представляет их прогрессивное развитие. Как отметил Международный суд в деле США против Ирана, в настоящее время основная часть Конвенции отражает международное обычное право и совершенно очевидно, что практически все спорные вопросы по поводу дипломатического права могут быть решены согласно положениям и обязательствам данного договора.
Изначально считалось, что основание дипломатических привилегий базируется на статусе и положении главы государства. Отсюда следовало, что дипломаты являются своего рода представителями или alter ego государя и должны обладать всеми иммунитетами, которыми бы он пользовался. Аналогичным образом, нормы, касающиеся защиты и неприкосновенности дипломатического представительства – посольства, выстраивались на идее о том, что представительство является частью суверенной территории представляемого государства. Однако со временем стало понятно ясно, что обе эти идеи искажают смысл дипломатических и консульских иммунитетов. Назначение этих иммунитетов является обеспечение эффективного осуществления функций дипломатических представителей своего государства без опасения преследования со стороны властей принимающего государства. Основой дипломатических иммунитетов является функциональность, и с данной целью дипломату предоставляются определенные привилегии и иммунитеты, а на принимающее государство возлагаются определенные обязательства. Такое соображение остается верным, даже если некоторые иммунитеты распространяются и на случаи, когда дипломат не выполняет своих служебных обязанностей, но он пользуется иммунитетом в частных или личных делах. Опять же, это делается для того, чтобы избежать сомнений в том, что дипломат не находится под давлением в какой бы то ни было форме со стороны принимающего государства. Как поясняется в преамбуле Венской конвенции, «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».
Личные иммунитеты и привилегии.
Положения Венской конвенции относятся к нескольким категориям лиц, указанным в статье 1, которые могут пользоваться отдельными или всеми иммунитетами. К ним относятся глава дипломатического представительства (например, посол или временный поверенный в делах), члены дипломатического персонала (дипломаты), члены административно-технического персонала (секретари и т.д.), члены обслуживающего персонала (например, кухонные работники, хозяйственный персонал) и частные домашние работники (например, личный камердинер). Как правило, самые обширные иммунитеты предоставляются руководителю миссии и его дипломатическому персоналу, и в меньшей степени другим категориям служащих. Такого же уровня дипломатические иммунитеты, какие предоставляются самому главе представительства, дипломатам или административно-техническому персоналу, распространяются и на членов их семей. Тем не менее, если не было принято специальное соглашение для лиц, являющихся гражданами принимающего государства, иммунитеты предоставляются только в объеме необходимом для исполнения служебных обязанностей, а для обслуживающего персонала, вообще отсутствуют.
Самые важные личные иммунитеты содержатся в ст. 29 и 31 Конвенции. Личность дипломатического агента (включать главу миссии) является неприкосновенной. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство (ст. 29). Согласно ст. 31 дипломатический агент пользуется полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции кроме исков: связанным со сделками с частным недвижимым имуществом; касающихся наследственных споров; относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой за пределами своих официальных функций. Например, дипломат пользуется иммунитетом в отношении штрафов за парковку, магазинных краж, сексуального насилия и других преступлений уголовного характера, а также в отношении большинства исков по гражданским делам. Тем не мене, дипломатические агенты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков, скажем, касающихся частных бизнес-консультаций или внештатной «коммерческой деятельности». Как правило, члены семьи дипломата пользуются такими же иммунитетами, если они не являются гражданами государства пребывания.
Аналогичными иммунитетами пользуются административно-технические сотрудники и члены их семей с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на официальные действия, совершенные ими при выполнении своих функций. Они лишаются иммунитета, если являются гражданами принимающего государства или постоянно приживают на его территории (ст. 37). Иммунитеты других категорий служащих в значительной мере сокращаются. Иные иммунитеты, опять-таки в различном объеме для каждой категории, включают в себя освобождение от налогов, таможенных пошлин, а также от всех трудовых и государственных повинностей, например, призыва на военную службу или участия в суде присяжных.
Иммунитеты в отношении собственности.
Помещения представительства (посольство) неприкосновенны, а власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства (ст. 22). Термин «помещения представительства» означает любые здания, включая резиденцию главы миссии, и земельный участок под ними, независимо от права собственности на них (ст. 1). Также, имущество и средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска и изъятия (ст. 22), а архивы и документы миссии неприкосновенны, даже если находятся за пределами ее помещений (ст. 24). Государство пребывания обязано защищать помещения миссии (ст. 22) и будет нести ответственность в соответствии с международным правом, если не смогло обеспечить надлежащую защиту. Данные иммунитеты и обязанность охранять здания посольства остаются в силе даже после разрыва дипломатических отношений или в случае вооруженного конфликта (ст. 45), однако, только до тех пор, пока помещения миссии используются для дипломатических целей. Частная резиденция члена дипломатического персонала пользуется той же неприкосновенностью, как само посольство, а его документы и корреспонденция также неприкосновенны, за исключением случаев, касающихся вопросов, подлежащих гражданской юрисдикции (ст. 30). Подобные иммунитеты распространяются и на членов административно-технического персонала, не являющихся гражданами государства пребывания или постоянно проживающими на его территории.
Свобода сношений.
В соответствии со ст. 26, принимающее государство обязано обеспечить свободу передвижения по его территории, за исключением зон, «въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности». Кроме того, в ст. 27, содержится, пожалуй, одно из наиболее важных положений Конвенции. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. В статье специально оговаривается разрешение использовать шифрование сообщений для связи с правительством и другими посольствами аккредитующего государства, однако, радиопередатчик может быть использован только с согласия принимающего государства. Все корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям, неприкосновенна и, что немаловажно, дипломатическая почта не может быть ни вскрыта, ни задержана. Как видно, несмотря на то, что размер «почты» может варьироваться от воздушного судна, заполненного паллетными ящиками, до небольшого пакета бумаг, но, если «почта» имеет видимые внешние знаки, она не полежит стандартной процедуре ввоза.
В последние годы положение о неприкосновенности дипломатической почты является причиной серьезной озабоченности многих стран. Известно несколько случаев, когда дипломатическая почта использовалась для контрабанды наркотиков, оружия, художественных ценностей или даже людей в или из принимающего государства. Хотя ст. 27 (4) предусматривает, что дипломатическая почта должна содержать только «документы и предметы, предназначенные для официального пользования», тем не менее, положение о том, что принимающее государство не может вскрывать почту для досмотра, остается безусловным. Более того, несмотря на то, что компетентные власти некоторых государства требуют вскрытия почты в их присутствии уполномоченным сотрудником посольства представляемого государства, а при отказе подчиниться данному требованию почта возвращается в место отправления, подобная практика является нарушением ст. 27. Государство пребывания должно обеспечить свободу сношений и не имеет права задерживать дипломатическую почту.
Не удивительно, что в связи с возможностью злоупотреблений все чаще стали раздаваться призывы по реформированию положений о неприкосновенности дипломатической почты, и Комиссия международного права принялась за тщательное изучение права дипломатической корреспонденции. В настоящее время в рамках ее работы, был подготовлен Проект статей о дипломатических курьерах и дипломатической почте, призванный заложить комплексную систему и стать основой многостороннего договора. Самые важные нововведения содержатся в ст. 28 – Защита дипломатической почты. Приводилось значительное количество совещаний в КМП относительно данного нововведения – некоторые участники отдавали предпочтение абсолютной неприкосновенности и другие правилу «вскрытие либо возвращение». Проект статьи в целом принимает строну первых из них: «дипломатическая почта неприкосновенна независимо от ее местонахождения; она не подлежит ни вскрытию, ни задержанию и освобождается от любого досмотра непосредственно или при помощи электронных или других технических средств». Однако, следует отметить, что в ст. 28 (2) Проекта статей для консульской почты сохраняется правило «вскрытие либо возвращение» подобное содержащемуся в ст. 35 (3) Венской конвенции о консульских сношениях.
После широкого обсуждения КМП склонилась к мнению об абсолютной неприкосновенности дипломатической почты, и редакция Проекта статей в основном направлена на повышение защищенности дипломатических сношений. Еще предстоит выяснить, поддержат ли государства данную редакцию, особенно с учетом того, что в ней не затрагиваются проблемы злоупотреблений. Тем не менее, следует помнить, что дипломатическая почта является жизненно необходимой формой связи между представляемым государством и его представителями. Ее неприкосновенность служит на благо всех государств, тем более, если государство имеет большое число зарубежных представительств. Кроме того, существует немало свидетельств того, что в некоторых странах дипломатическая почта и багаж дипломатических сотрудников (защищенный в соответствии со ст. 30) преднамеренно задерживается, а иногда обыскивается в пункте прибытия. Нарушения Конвенции не ограничиваются недобросовестностью дипломатов представляемого государства.
Злоупотребления.
В соответствии со ст. 41 все лица, пользующиеся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Аналогичным образом, помещения представительства не могут использоваться в целях несовместимых с его функциями, а на членах миссии лежит обязанность не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Данные положения дают понимание, что дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются не для личной выгоды членов миссии, хотя и не ограничиваются только служебными задачами, но для обеспечения надлежащего функционирования миссии и эффективного исполнения обязанностей дипломата. Означает ли это, что иммунитет может быть ограничен в случаях преднамеренного злоупотребления со стороны дипломата – например, повторяющиеся нарушения правил парковки или кражу в магазинах? В Великобритании, например, в 1996 году было установлена причастность двадцать девяти дипломатов к «серьезным правонарушениям» (заслуживающим наказание в виде лишения свободы). Тем не менее, несмотря на подобные аргументы, в ст. 41 говорится предельно ясно: обязанность соблюдать и уважать законы принимающего государства возлагается на дипломатов «без ущерба для их привилегий и иммунитетов». Другими словами, злоупотребление привилегиями, предоставленными в соответствии с нормами Конвенции, не влечет за собой потерю этих привилегий. На первый взгляд, такое положение может показаться несправедливым – если цель иммунитетов заключается в содействии надлежащему функционированию миссии, почему такие иммунитеты сохраняются, когда дипломат явно «выходит за рамки»? Опять-таки, причина в том, чтобы защитить дипломата от ложных обвинений, умышленной фальсификации фактов и тому подобных методов, к которым могло бы прибегнуть принимающее государство, подстраивая дипломатические инциденты для компрометации других государств. Если дипломат или член миссии многократно злоупотребляет своими привилегиями или совершит деяние, являющиеся особо тяжким преступлением в соответствии с национальным законодательством, принимающее государство в соответствии со ст. 32 Конвенции может потребовать от аккредитующего государства отказаться от иммунитета своего представителя. В крайнем случае, принимающее государство может объявить дипломата персоной нон грата, так что представляемое государство обязано отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Этим правом государство может воспользоваться в любое время и без объяснения причин. Чаще всего дипломатов и других сотрудников высылают в связи с «деятельностью, несовместимой с их статусом». Так, в мае 1996 года во время шпионского скандала между Россией и Великобританией было выслано по четыре дипломата с каждой стороны.
Как уже было сказано выше, большинство споров, касающихся дипломатического права, регулируются нормами Венской конвенции. Фактически, основная часть его положений также представляет собой кодификацию международного обычного права. Не удивительно, что заметно увеличившееся количество злоупотреблений дипломатическими привилегиями со стороны отдельных дипломатов в последние годы, подтолкнуло усиление требований о предоставлении менее абсолютных иммунитетов, хотя они явно не нашли поддержки в КМП при принятии Проекта статей о дипломатической почте. Действительно, трудно утверждать, что ослабление данных иммунитетов в пользу принимающего государства, в самом деле пойдет всем на пользу. Ограничение дипломатических иммунитетов было бы приемлемо, если бы мы точно знали, что государства не попытаются использовать подобные изменения в своих целях. Ограничение иммунитетов в отношении дипломатов или дипломатической собственности, лишь поощрит те государства, которые и без того пренебрегают международным правом. Как было подчеркнуто Международным судом в деле о захвате американского посольства «частота, с которой в настоящее время принципы международного права, регулирующие дипломатические и консульские отношения, сводятся на нет отдельными лицами и ли группами лиц уже вызывает сожаление». Очевидно, что послабление бескомпромиссного характера Венской конвенции, будет лишь провоцировать новые нежелательные инциденты.
Автор: Professor Martin Dixon.