Проблема иммунитетов дипломатических средств передвижения
Собственные средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование дипломатического представительства. В юридической литературе вопрос об иммунитетах средств передвижения фактически не исследован. Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (как правило, автомобильные, воздушные и водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, сотрудникам представительства и членам их семей. В данном определении отражено то обстоятельство, что в международном праве и дипломатической практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно представительству, и средствами передвижения, находящимися в личной собственности сотрудников представительства; и те и другие рассматриваются как дипломатические средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатического средства передвижения является специальный номерной знак, выдаваемый соответствующими органами государства пребывания. Выделяется специальная серия под такие номерные знаки, которые являются необходимым атрибутом дипломатических средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов, и поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями равнозначны отказу в распространении иммунитетов на дипломатическое средство передвижения. Следует отметить, что ограничение в использовании дипломатических средств передвижения влечет за собой дезорганизацию деятельности дипломатических представительств» что является нарушением ст. 25 Конвенции, обязывающей государство пребывания «предоставлять все возможности для выполнения функций представительства».
Одним из наиболее сложных вопросов в этой теме является вопрос о юридической возможности осуществления государством пре6ьmания по отношению к дипломатическим средствам передвижения тех или иных принудительных действий. В доктрине международного права чаще всего отмечается, что дипломатические средства передвижения пользуются неприкосновенностью. До принятия Конвенции утверждения о неприкосновенности дипломатических средств передвижения обосновывались тем, что последние рассматривались как часть резиденции дипломатического представителя, как своего рода «движущийся дом». После принятия Конвенции неприкосновенность дипломатических средств передвижения чаще всего объясняют тем, что они являются движимым имуществом дипломатического представительства.
В Конвенции иммунитеты дипломатических средств передвижения регулируются двумя статьями. В п. 3 ст. 22 прямо говорится, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Косвенно этот вопрос регулируется п. 2 ст. 30, где указывается: «Его (дипломатического агента) бумаги, корреспонденция и … его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью», причем под имуществом понимаются и средства передвижения. Таким образом, в соответствии с Конвенцией средства передвижения дипломатического представительства пользуются иммунитетом от четырех видов принудительных действий, а средства передвижения дипломатов — неприкосновенностью. Вот эта вот фраза «равным образом» подразумевает равным образом с имуществом дипломатического представительства, которое освобождено обыска, реквизиции, также других исполнительных действий. И соответственно под неприкосновенностью имущества дипломата, и в том числе его средств передвижения, следует понимать освобождение от четырех видов принудительных действий, то есть такое освобождение, которым пользуются и средства передвижения дипломатического представительства.
Можно рассмотреть проблему иммунитетов дипломатических средств передвижения иначе. Различий между средствами передвижения дипломатов дипломатических представительств, как правило, не проводится, однако, их иммунитеты устанавливаются двумя различными статьями Конвенции. Следовательно, при коллизии норм договора приоритет отдается специальным статьям. И получается, что ст. 22 с Конвенции, которая специально говорит об иммунитетах средств передвижения, обладает преимущественной силой перед ст. 30, которая содержит лишь общие положения в отношении имущества дипломатов. Можно сделать вывод, что под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий, закрепленное в п. 4 ст. 22 Конвенции. Такое понимание «неприкосновенности» средств передвижения встречается как в доктрине международного права, так и в дипломатической практике.
Распространение иммунитетов на средства передвижения, принадлежащие сотрудникам обслуживающего персонала, конвенцией не предусматривается.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие практические выводы:
1. Дипломатические средства передвижения не могут быть подвергнуты обыску. Обыск представляет собой процессуальное действие, производимое в присутствии понятых. В дипломатической практике понятие «обыск» трактуется шире, под ним понимается также любой досмотр автомашины местными властями. Впрочем, необходимо отметить, что в доктрине международного права высказывается мнение о возможности обыска дипломатической автомашины в тех случаях, когда она используется в преступных целях.
2. Дипломатические средства передвижения не подлежит реквизиции, аресту и исполнительным действиям (имеются в виду действия по принудительному исполнению решений гражданского суда).
3. Конвенция не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту дипломатических средств передвижения от посягательств частных лиц
4. Дипломатическая автомашина, поставленная на стоянку с нарушением правил дорожного движения, может быть подвергнута отбуксировке
5. Юридически допустимо предупреждение использования дипломатом средства передвижения, если такое использование влечет за собой или может повлечь совершение правонарушения “Статус дипломатических представительств и их персонала”. Ю.Г. Демин. Москва “Международные отношения”. 1995 г.
4.6. Фискальный иммунитет
“Аккредитующее государство и глава представительства освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Фискальные изъятия, о которых говорится в настоящей статье, не касаются тех налогов, сборов и пошлин, которыми, согласно законам государства пребывания, облагаются лица, заключающие контракты с аккредитующим государством или главой представительства”. Ст. 23 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г В круг лиц, пользующихся таким иммунитетом включены и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами государства пребывания.
Источник
Очевидно, что в современном мире обеспечить нормальное и эффективное функционирование дипломатических представительств и консульских учреждений невозможно без решения проблемы безопасности и неприкосновенности используемых ими средств передвижения. Такими средствами передвижения могут быть автомобильные, воздушные, водные и другие транспортные средства, которые принадлежат на правах собственности, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, сотрудникам представительств, консульским должностным лицам и членам их семей. В международном праве, дипломатической и консульской практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно посольству или консульству, и средствами передвижения, являющимися личной собственностью работников дипломатических представительств, консульских должностных лиц и членов их семей. Все они рассматриваются как представительские и консульские средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатических и консульских средств передвижения являются специальные номерные знаки, которые выдаются при регистрации транспортного средства в соответствующих службах страны пребывания. Причем такие номерные знаки, как правило, имеют специальные серии, что является не формальной атрибутикой, а необходимым инструментом идентификации транспортного средства, пользующегося дипломатическими или консульскими иммунитетами и привилегиями. В разных странах могут быть свои небольшие различия между такими номерными знаками, например по цвету, буквенным и цифровым обозначениям и т. п., но это не принципиально. Главное то, что транспортные средства, используемые для дипломатических и консульских функций, могут быть без труда идентифицированы. Вместе с тем в условиях роста масштабов международного терроризма и опасности покушения дипломатические и консульские работники некоторых стран, особенно опасающихся террористических атак, в целях затруднения выявления своих граждан по договоренности с властями страны пребывания иногда используют для своего транспорта стандартные местные регистрационные номера.
В Российской Федерации для дипломатических и консульских средств передвижения выделяются номерные знаки специальных серий. В отличие от стандартных белых номерных знаков они имеют красный цвет, а все буквы и цифры, имеющиеся на них, выполнены белой краской. По цифрам серии можно определить, посольству или консульству какой конкретно страны принадлежит автомобиль, так как у дипломатического представительства и консульского учреждения каждой страны имеется свой порядковый номер. Вторая группа цифр указывает на порядковый номер автомобиля в автопарке дипломатических и консульских машин этой страны. Особое значение имеет буквенное обозначение. В частности, в России, как и в большинстве стран, на номерном знаке используются буквы латинского алфавита «CD», означающие «Corps Diplomatic» (фр. «дипломатический корпус»). Либо это может быть «DC» от английского «Diplomatic Corps» или просто используется буква «D». В некоторых странах автомашины послов или глав дипломатических миссий имеют особое буквенное обозначение — «CDM» (сокращение от англ. «Chief of Diplomatic Mission»). Тем не менее немало и таких стран, где в качестве буквенного обозначения используются буквы из алфавита национального языка или иероглифы, как, например, в Китае. На официальную автомашину посла или главы дипломатической миссии, как правило, указывает порядковый номер в гараже посольства — 01 или 001. Но поскольку у посла обычно бывает как минимум два автомобиля — для официальных выездов и для обычных, повседневных поездок, то ему могут принадлежать и автомашины с порядковым номером 02 или 002. На практике, однако, данный вопрос никак не регулируется, и на деле посол или глава дипломатической миссии может для повседневных целей использовать любую автомашину из гаража своего посольства или представительства.
При этом за главой дипломатического представительства может быть закреплен и номер 03 или 003, который присваивается автомашине его супруги, если она использует отдельную машину. Для остальных автомашин дипломатического представительства и консульского учреждения используются остальные порядковые номера произвольно, хотя в некоторых странах они могут служить указателем того, насколько высокое место в дипломатическом листе посольства занимает тот или иной сотрудник.
Серия «CD», «DC» или «D» может быть присвоена и легковым, и грузовым, и грузопассажирским автомобилям, а также автобусам дипломатических представительств, консульских учреждений и международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при МИД страны пребывания. Во многих государствах такая серия присваивается всем автомашинам, в том числе находящимся в пользовании не только дипломатического, но и административно-технического персонала. В то же время в России для автомашин, используемых последней категорией сотрудников, а также обслуживающим персоналом, которые не имеют дипломатического статуса, присваивается буквенное обозначение «Т».
В соответствии с международным правом средства передвижения, которые используются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, обладают неприкосновенностью и пользуются иммунитетом от принудительных мер. Между тем данное положение следует уточнить. Дело в том, что Венские конвенции 1961 и 1963 гг. проводят некоторое различие между транспортными средствами, принадлежащими дипломатическим представительствам и консульским учреждениям. В частности, в Венской конвенции 1961 г. говорится о том, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Что касается консульских машин, то их нельзя только реквизировать.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические средства передвижения не подлежат и таможенному досмотру, тогда как средства передвижения, принадлежащие консульскому учреждению, при прохождении таможенного контроля могут быть досмотрены.
Что же касается дипломатических грузов и грузов консульских, то, если они не являются дипломатической или консульской почтой, они согласно национальному (в том числе российскому) законодательству могут быть подвергнуты таможенному досмотру независимо от способа доставки этих грузов и принадлежности транспортных средств, на которых они перемещаются через государственную границу страны пребывания. Аргументация здесь такая: дипломатические и консульские грузы не являются частью автомашин, на которых они перевозятся, пусть даже имеющих дипломатические номера, и поэтому нет препятствий для того, чтобы таможня могла осуществить досмотр этих грузов.
Таким образом, автомашины, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям и имеющие номерные знаки одной и той же специальной серии, пользуются разными иммунитетами. Повторим: дипломатические автомашины нельзя обыскивать (досматривать), нельзя реквизировать и арестовывать, нельзя применять к ним исполнительные действия. Консульские же автомашины нельзя только реквизировать, т. е. производить в отношении их принудительное отчуждение или изъятие за плату либо изъятие на временной основе. Причем это касается как имущества, принадлежащего консульским учреждениям, так и имущества, принадлежащего консульским должностным лицам и членам их семей.
В Венских конвенциях 1961 и 1963 гг. содержатся положения о том, что транспортные средства дипломатического представительства и консульского учреждения, предназначенные для целей посольства или консульства, освобождаются от всех государственных, местных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания (услуг). Конвенции предусматривают также, что государство пребывания разрешает ввозить и освобождает от всех видов таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов:
- — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования представительства (консульства);
- — предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования сотрудниками дипломатического представительства, работниками консульского учреждения и членами их семей.
Периодически возникают ситуации, когда посольские и консульские должностные лица и члены их семей пересекают государственную границу на автомашинах, в которых, как правило, находится их личный багаж. В связи с этим возникает вопрос: могут ли их автомашины быть досмотрены при пересечении границы? Согласно Венским конвенциям эти автомашины могут быть досмотрены. Причем данная правовая норма направлена в первую очередь против возможных злоупотреблений указанными привилегиями со стороны дипломатических и консульских работников. Вскрытие багажа и его досмотр в таких случаях являются правомерными действиями таможенных властей, однако, естественно, они могут производиться только в присутствии владельцев такого багажа или уполномоченных ими лиц. На практике тем не менее, проявляя такт и уважение к высокому статусу пересекающих границу лиц, таможенный служащий, как правило, предлагает посольскому или консульскому должностному лицу самому открыть багажник автомобиля и поднять находящиеся в нем сумки, чемоданы и другие предметы личного багажа, чтобы убедиться в том, что под ними ничего не скрывается.
В то же время в случае, когда имеются серьезные основания полагать, что в личном багаже дипломатического или консульского работника находятся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания, компетентными органами может быть произведен досмотр личного багажа. Однако такой досмотр должен быть произведен в присутствии его владельца или уполномоченного им лица, т. е. соответствующего посольского или консульского работника или члена его семьи.
Следует указать, что Венские конвенции 1961 и 1963 гг. не предусматривают обязанность государства пребывания обеспечивать специальную защиту (охрану) дипломатических и консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. Поэтому государство пребывания вправе отклонить возможные требования иностранных представительств об установлении специальных постов для охраны дипломатических и консульских автомашин. В случае кражи из автомашины каких-либо предметов или угона самой автомашины посольство или консульство должно заявить о происшествии в местные органы власти. Только после этого возникают правовые основания для проведения компетентными органами страны пребывания расследования в установленном порядке.
Источник
Собственные средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование дипломатического представительства. В юридической литературе вопрос об иммунитетах средств передвижения фактически не исследован. Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (как правило, автомобильные, воздушные и водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, сотрудникам представительства и членам их семей. В данном определении отражено то обстоятельство, что в международном праве и дипломатической практике не проводится различий между средствами передвижения, принадлежащими непосредственно представительству, и средствами передвижения, находящимися в личной собственности сотрудников представительства; и те и другие рассматриваются как дипломатические средства передвижения.
Отличительным признаком дипломатического средства передвижения является специальный номерной знак, выдаваемый соответствующими органами государства пребывания. Выделяется специальная серия под такие номерные знаки, которые являются необходимым атрибутом дипломатических средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов, и поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями равнозначны отказу в распространении иммунитетов на дипломатическое средство передвижения. Следует отметить, что ограничение в использовании дипломатических средств передвижения влечет за собой дезорганизацию деятельности дипломатических представительств» что является нарушением ст. 25 Конвенции, обязывающей государство пребывания «предоставлять все возможности для выполнения функций представительства».
Одним из наиболее сложных вопросов в этой теме является вопрос о юридической возможности осуществления государством пре6ьmания по отношению к дипломатическим средствам передвижения тех или иных принудительных действий. В доктрине международного права чаще всего отмечается, что дипломатические средства передвижения пользуются неприкосновенностью. До принятия Конвенции утверждения о неприкосновенности дипломатических средств передвижения обосновывались тем, что последние рассматривались как часть резиденции дипломатического представителя, как своего рода «движущийся дом». После принятия Конвенции неприкосновенность дипломатических средств передвижения чаще всего объясняют тем, что они являются движимым имуществом дипломатического представительства.
В Конвенции иммунитеты дипломатических средств передвижения регулируются двумя статьями. В п. 3 ст. 22 прямо говорится, что «средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Косвенно этот вопрос регулируется п. 2 ст. 30, где указывается: «Его (дипломатического агента) бумаги, корреспонденция и … его имущество равным образом пользуются неприкосновенностью», причем под имуществом понимаются и средства передвижения. Таким образом, в соответствии с Конвенцией средства передвижения дипломатического представительства пользуются иммунитетом от четырех видов принудительных действий, а средства передвижения дипломатов — неприкосновенностью. Вот эта вот фраза «равным образом» подразумевает равным образом с имуществом дипломатического представительства, которое освобождено обыска, реквизиции, также других исполнительных действий. И соответственно под неприкосновенностью имущества дипломата, и в том числе его средств передвижения, следует понимать освобождение от четырех видов принудительных действий, то есть такое освобождение, которым пользуются и средства передвижения дипломатического представительства.
Можно рассмотреть проблему иммунитетов дипломатических средств передвижения иначе. Различий между средствами передвижения дипломатов дипломатических представительств, как правило, не проводится, однако, их иммунитеты устанавливаются двумя различными статьями Конвенции. Следовательно, при коллизии норм договора приоритет отдается специальным статьям. И получается, что ст. 22 с Конвенции, которая специально говорит об иммунитетах средств передвижения, обладает преимущественной силой перед ст. 30, которая содержит лишь общие положения в отношении имущества дипломатов. Можно сделать вывод, что под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий, закрепленное в п. 4 ст. 22 Конвенции. Такое понимание «неприкосновенности» средств передвижения встречается как в доктрине международного права, так и в дипломатической практике.
Распространение иммунитетов на средства передвижения, принадлежащие сотрудникам обслуживающего персонала, конвенцией не предусматривается.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие практические выводы:
- 1. Дипломатические средства передвижения не могут быть подвергнуты обыску. Обыск представляет собой процессуальное действие, производимое в присутствии понятых. В дипломатической практике понятие «обыск» трактуется шире, под ним понимается также любой досмотр автомашины местными властями. Впрочем, необходимо отметить, что в доктрине международного права высказывается мнение о возможности обыска дипломатической автомашины в тех случаях, когда она используется в преступных целях.
- 2. Дипломатические средства передвижения не подлежит реквизиции, аресту и исполнительным действиям (имеются в виду действия по принудительному исполнению решений гражданского суда).
- 3. Конвенция не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту дипломатических средств передвижения от посягательств частных лиц
- 4. Дипломатическая автомашина, поставленная на стоянку с нарушением правил дорожного движения, может быть подвергнута отбуксировке
- 5. Юридически допустимо предупреждение использования дипломатом средства передвижения, если такое использование влечет за собой или может повлечь совершение правонарушения “Статус дипломатических представительств и их персонала”. Ю.Г. Демин. Москва “Международные отношения”. 1995 г.
Источник