Проблема иммунитетов в праве

Проблема иммунитетов в праве thumbnail
  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Бикета А.М.

1

1 Российский экономический университет им Г.В. Плеханова

1. Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

2. Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221

3. Решетников О.М. Субъект в юридической науке // Актуальные проблемы современной науки. – 2014. – № 4 (78). – С. 60-61.

Говоря об особых административно-правовых статусах, нельзя не вспомнить дипломатическое право, которым регулируются вопросы международного права в области внешних отношений. В данной статье будет рассмотрена проблема определения таких понятий, как дипломатический иммунитет и привилегия [1]. Под дипломатическиим иммунитетом понимается множество особых прав и привилегий, которые предоставляются дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, неприкосновенность служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства, в котором они пребывают, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, например Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, [2] и обычаями. Изучение дипломатических привилегий и иммунитетов актуально, в связи с постоянным развитием и активизацией внешнеполитической деятельности Российской Федерации и участия отечественной дипломами в международных отношениях.

Привилегия – это особые правовые преимущества глав дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. К ним относятся: право на усиленную защиту от посягательств и оскорблений; право использования в определенных случаях специальных знаков и эмблем (флаг, герб); право на специальные средства связи (дипломатические курьеры, радиопередатчики, шифропереписка); право на свободную связь со своим правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своего государства. К почетным привилегиям следует отнести право на приглашение на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии данного государства. В залах законодательных органов для дипломатических представителей выделяется отдельная ложа. Так же, предъявление дипломатической карточки, обычно, дает право внеочередного проезда, прохода к месту торжественного мероприятия: спортивного соревнования и т.д. Иммунитет – это принцип исключения глав дипломатических представительств и их персонала, а также их имущества из принудительного воздействия со стороны суда, фискальных служб и служб безопасности страны, в частности, из исков, арестов, обысков, допросов, эмбарго и реквизиций.

Нужно различать понятия дипломатического иммунитета и дипломатической защиты. По мнению профессора И.И. Лукащука дипломатическая защита – «это процедура, при помощи которой государство защищает личные и имущественные права своих граждан в случае их нарушения в результате международно-противоправного поведения другого государства.» Дипломатическая защита известна международной практике уже давно, еще до появления самой идеи международного права. Ее подвергли усиленному вниманию юристы, которые стояли у истоков той идеи. «Ф. Суарец в начале XVII в. говорил о допустимости даже войны в защиту прав своих подданных». Э.Де Ваттель в XVIII в. писал: «Суверен обиженного гражданина должен отомстить за нанесенную ему обиду и обязать, если это возможно, обидчика полностью возместить ущерб или наказать обидчика…» Мнение о праве государства вмешиваться в дела других государств, если последние преследуют христиан получило распространение еще во времена Фомы Аквинского.

Говоря о дипломатическом иммунитете, можно выделить консульский иммунитет, иммунитет международных организаций и должностных лиц. С точки зрения юриспруденции, сильной разницы между иммунитетами и привилегиями нет, значит предоставление как дипломатического иммунитета, так и дипломатических привилегий – это есть норма международного права, которая обеспечивается добровольным соблюдением, а также принуждением в целях поддержания межгосударственных отношений. Даже если, фундирование привилегий и иммунитета едино, их конкретный объем, из-за разницы субъектов, которые осуществляют функций, различен. Правда, последнее время он становится все более и более одинаковым. Это можно увидеть, если сравнить привилегии и иммунитет главы дипломатического представительства и главы консульского учреждения; членов представительств при международных организациях и членов представительств при главе государства; дипломатического агента и международного должностного лица. Иммунитет, который дается дипломатам, обеспечивает возможностью выполнить свою миссию без вмешательства со стороны местных властей. Дипломатический представитель должен иметь возможность действовать независимо, в интересах своего государства. Так как у него нет средств принуждения, то обычаи дают ему определенные привилегии и иммунитеты, для того что бы гарантировать его личную независимость, неприкосновенность его собственности, а также должное признание его достоинства и достоинства государства, представителем которого он является. Так же следует выделить то, что в отечественной науке, анализу дипломатических привилегий и иммунитетов уделяется значительное внимание. Следует выделить книгу И.П. Блищенко и В.Н. Дурденевского «Дипломатическое и консульское право», которая является первым трудом в советской литературе, который обобщает теорию и практику в области дипломатического и консульского права. В ней выделяются в специальный раздел вопросы, которые связаны с привилегиями дипломатов, консулов и международных должностных лиц. Авторы данной книги освещают новый взгляд, который сводится к тому, что основания для представления привилегий и иммунитетов дипломатам, консулам и международным должностным лицам следует искать во внешней функции государства, субъекта международного права. Конкретно выполнение данной функции определенными представителями субъекта международного права обеспечивает необходимость обуславливания максимального количества благоприятных условий, то есть привилегий и иммунитетов, которые проявляются в предоставлении конкретных прав тому или иному представителю субъекта международного права. В свою очередь, это есть результат соглашения субъектов международного права на установление дипломатических или консульских отношений и поддержание их. Важность предоставления привилегий и иммунитетов заключается в необходимости беспрепятственной деятельности, направленной на поддержку и укрепление мира, а также мирного сосуществования.

В заключение можно сделать вывод о том, что дипломатические привилегии – это есть особые права, а также преимущества, которые предоставляются главам дипломатических представительств иностранных государств, а также их сотрудникам. Естественно, что, предоставляя дипломату такие привилегии и иммунитеты, принимающее государство вправе ожидать, что тот, в свою очередь, не будет злоупотреблять своим положением и будет уважать законы, следовать правилам, традициям и обычаям этого государства, избегая вмешательства в его внутренние дела [3]. Если же дипломат поступает иначе, то его объявляют персоной поп grata (нежелательной) и предлагают в разумный срок покинуть пределы страны. В случае неподчинения дипломат полностью теряет свой статус и превращается в обычного иностранца со всеми вытекающими из этого последствиями. Соотношение привилегий и иммунитетов такого рода и ответственности лиц ими обладающими остается нерешенным вопросом правового регулирования в сфере управления иностранными делами.

[1] Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

[2] Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221

[3] Решетников О.М. Субъект в юридической науке // Актуальные проблемы современной науки. – 2014. – № 4 (78). – С. 60-61.

Библиографическая ссылка

Бикета А.М. ПРОБЛЕМА ИММУНИТЕТОВ И ПРИВИЛЕГИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15228 (дата обращения: 13.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Действие иммунитетов в пространстве

Важное значение имеет рассмотрение вопроса о действии иммунитетов в пространстве. В случае, когда статус сотрудников дипломатического представительства на территории государства аккредитования урегулирован достаточно полно, то в гораздо меньшей степени он ясен в тех случаях, когда, будучи аккредитованы в одном государстве, они оказываются на территории другого государства.

Венской конвенцией предусматривается, что если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, то ему предоставляются неприкосновенность и другие иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения его проезда и возвращения. Это относится и к членам его семьи, независимо от того, следуют они с ним или отдельно.

Третьи государства не должны также препятствовать проезду через их территорию административно-технического и вспомогательного персонала [23, с. 91].

Кроме того, третьи государства должны предоставлять ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания, в отношении официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующих транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши. Третье государство должно также предоставлять неприкосновенность и защиту дипломатическим курьерам и следующей транзитом дипломатической почте.

Сложнее обстоит дело со статусом неаккредитованных (речь не идет о членах дипломатических делегаций) дипломатов. В доктрине международного права этот вопрос относится к числу малоисследованных. В Конвенции статусу дипломатов на территории третьего государства посвящена лишь одна статья; законодательство и практика государств в этом вопросе не отличаются единообразием.

Можно вычленить три возможных варианта пребывания иностранных дипломатов на территории третьего государства:

  • — пересечение территории третьего государства транзитом при следовании в другую страну;
  • — въезд в третье государство по служебным делам или в личных целях;
  • — пребывание на территории третьего государства в силу форс-мажорных обстоятельств (вынужденная посадка самолета, война, стихийное бедствие и т.п. [23, с. 94].

Наиболее часто иностранные дипломаты оказываются на территории третьего государства при ее пересечении транзитом в ходе следования в другую страну.

Практический интерес представляет выяснение двух вопросов: во всех ли случаях предоставляются неаккредитованным дипломатам иммунитета и привилегии? Какие именно иммунитета и привилегии им предоставляются?

До принятия Конвенции в доктрине международного права предметом обсуждения были два вопроса: существует ли «право мирного проезда» дипломатов через территорию третьего государства? Каков конкретный объем иммунитетов дипломатов при следовании транзитом через территорию третьего государства? Вопрос о «праве мирного проезда» в настоящее время утратил актуальность, поскольку государства транзита на практике отказывают во въезде нежелательным дипломатам; не устанавливается такое право и Конвенцией.

Вопрос об объеме иммунитетов дипломата, следующего транзитом, вызывал до принятия Конвенции много разногласий как в доктрине, так и на практике. В основном мнение юристов сводилось к тому, что в силу международной вежливости дипломаты в ходе служебных поездок должны пользоваться личной неприкосновенностью и, возможно, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания.

Данный вопрос был решен Конвенцией следующим образом:

«Если дипломатический агент проезжает через территорию третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, или находится на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставляет ему неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения» (п. 1 ст. 40).

Следует отметить, что текст п. 1 ст. 40 на русском языке отличается от текстов на других языках. Анализ официальных текстов на других языках и подготовительных материалов Венской конференции 1961 года показывает, что при переводе текста Конвенции на русский язык переводчиками были допущены неточности. Правильный перевод текста п. 1 ст. 40, по мнению Ю.Г.Демина, должен быть следующим:

«Если дипломатический агент проезжает через или находится на территории третьего государства, которое выдало ему визу, если таковая необходима, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост или же в свою страну, это третье государство предоставит ему неприкосновенность и такие другие иммунитета, какие могут потребоваться для его проезда или возвращения» [8, с. 23].

Статус дипломатов при въезде в третье государство по служебным делам или в личных целях Конвенцией не регулируется.

Если дипломат прибыл для ведения переговоров с правительством третьего государства или для участия в работе международной организации, он будет пользоваться иммунитетами как член специальной миссии или как представитель государства в международной организации, но не в силу положений ст. 40 Конвенции. Иностранным дипломатам, прибывающим в третье государство по каким-либо иным служебным делам, обычно выдается дипломатическая виза и за ними признаются иммунитеты, объем которых устанавливается местным законодательством.

При въезде дипломата в личных целях (в качестве туриста, на отдых, для посещения знакомых и т.п.) ему государством пребывания, как правило, выдается недипломатическая виза и какие-либо иммунитеты и привилегии не предоставляются. Непризнание иммунитетов за дипломатами, въезжающими в третьи страны в личных целях, подтверждается многочисленными прецедентами. При подготовке проекта Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года, некоторые члены Комиссии выступали за распространение неприкосновенности и специальной защиты на находящихся в третьих странах дипломатов, независимо от того, находятся ли они там с официальным визитом или на отдыхе. Комиссия, однако, сочла неоправданным предоставление иммунитетов дипломатам, которые находятся в третьих странах с неофициальными целями [15, с. 97].

Практика нашей страны в данном вопросе отличается от общепринятой. Иностранные дипломаты, въезжающие с дипломатическими паспортами, как правило, получают дипломатическую въездную визу независимо от целей въезда и рассматриваются как обладающие иммунитетами.

Также важную роль в рассматриваемом вопросе играет принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции.

Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, т.е. от юрисдикции любого другого государства, является общепризнанным принципом международного права: он настолько укоренился в международном праве, что безоговорочно признается всеми государствами, соблюдается в практике их взаимоотношений и утверждается в международно-правовой доктрине.

Термин «принцип», как и в других аналогичных случаях, означает юридическую норму общего характера, в концентрированном виде выражающую существо соответствующих правоотношений.

Поскольку об иммунитете государства речь идет как о международно-правовом принципе, то он должен быть соответствующим образом выражен, в частности потому, что является прежде всего обычно-правовой нормой.

Однако этот принцип лежит ныне в основе ряда кодификационных универсальных конвенций. В их числе Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (подробнее см. гл. XV). Следовательно, принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции может быть сформулирован также исходя из изложенных в этих конвенциях международно-правовых норм.

Представляется, что принцип иммунитета может быть сформулирован следующим образом: «Каждое государство пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства».

Предстоит, однако, выяснить значение употребленных терминов «иммунитет» и «юрисдикция». «Иммунитет» означает в данном случае изъятие или освобождение от юрисдикции. Соответственно, определение принципа иммунитета в иной редакции будет гласить: «Каждое государство не подчинено юрисдикции другого государства».

Термин «юрисдикция» употребляется в международном (а также в национальном) праве в различных его значениях. Однако в данном случае он употребляется в широком его значении как осуществление государством совокупности его властных правомочий. Следовательно, принцип иммунитета означает: «Каждое государство не подчинено власти другого государства».

Однако государственная власть, будучи единой, проявляется как власть законодательная, исполнительная (административная) и судебная, что и выражается в общем виде понятием «юрисдикция».

Таким образом, принцип иммунитета также означает, что каждое государство пользуется иммунитетом от законодательной, административной и судебной юрисдикции другого государства.

Принцип иммунитета как право каждого государства на изъятие из юрисдикции других государств и одновременно как международно-правовая обязанность не подчинять своей юрисдикции другие государства является обычноправовой нормой общего международного права, т.е. нормой, установленной и признанной международным сообществом государств. И в качестве таковой она не нуждается в специальном обосновании. Однако это обычно делается, что позволяет лучше уяснить как юридическую природу этого принципа, так и возможные пределы его действия. Ниже приводятся некоторые соответствующие положения, более подробно изложенные нами ранее.

В юридической литературе предпринимались попытки доктринального обеспечения существующей практики. Так, И.П.Блищенко и В.Н.Жданов выступали за необходимость предоставления дипломатам иммунитетов на территории третьего государства независимо от целей въезда. Отмечая наличие у дипломата дипломатического паспорта, а также ссылаясь на ст. 40 Конвенции, они приводили в защиту своего мнения следующий аргумент: «Большинство стран мира гарантирует отпуск своим дипломатическим представителям, поэтому было бы логично предположить, что лицо, которое едет в отпуск, обладает такими же правами, как лицо, находящееся в отпуске в третьем государстве» [24, с. 28.] подобным аргументом вряд ли можно согласиться. В первом случае дипломат, возвращаясь на родину в отпуск, пересекает территорию третьего государства по необходимости и находится на этой территории кратковременно. Более того, государство транзита может и не знать, с какой целью дипломат возвращается на родину. Государство транзита, исходя из общей потребности в обеспечении нормального функционирования дипломатических представительств, предоставляет вынужденно пересекающему его территорию дипломату необходимые иммунитеты. Во втором случае пребывание дипломата в отпуске на территории третьего государства не вызвано необходимостью и может продолжаться длительное время. Речь здесь идет о суверенном праве каждого государства определять статус частных лиц на своей территории. Отсутствие в данном случае иммунитетов у дипломата никак не отражается на деятельности дипломатических представительств и не противоречит закрепленному в Конвенции функциональному подходу [5, с. 168.].

Источник