Проблемы иммунитета в мчп

Проблемы иммунитета в мчп thumbnail

 
Проблемы иммунитета
государства в международном
частном праве.

    
Прежде всего, в моем эссе мне хотелось
бы написать о государстве как субъекте
права. Государство занимает центральное
место в системе международных отношений. 
Суверенитет, являющийся одним их признаков
любого государства, делает его субъектом
как международного, так и внутригосударственного
права.  Т. о. государство нередко выступает
не только в качестве субъектов властных
отношений, т. е. межгосударственных отношений
публично-правового характера, регулируемых
международным правом, но оно может быть
и участником отношений  имущественного
либо неимущественного характера, являющихся
частно-правовыми отношениями, попадающими
под действие международного частного
права.  В этом случае государство выступает
на равных правах с другими субъектами
международного частного права, оно характеризуется
независимостью, свободой воли субъектов,
неприкосновенностью частной собственности
и, как я уже отметила выше, равноправием.
Но, участвуя в частноправовых отношениях,
государство остается суверенным, а это
означает, что на него как на субъект не
распространяется юрисдикция другого
государства. Отсюда можно сделать вывод
о том, что оно выступает на равных правах
с другими субъектами МЧП и в то же время
обладает иммунитетом, неподчинением
юрисдикции другого государства.

    
Итак, правовое положение государства
в частно-правовых отношениях регулирует
иммунитет, один из институтов МЧП. Иммунитет
– это изъятие государства из-под административной,
законодательной и судебной юрисдикции
другого государства, т. е. право на неприменение
к нему мер со стороны судебных, административных
и иных органов другого государства. Само
понятие «иммунитет государства»
сложилось в международном праве сначала
в качестве обычной нормы, а затем стало
определяться судебной практикой, законодательством
и международными договорами. Наличие
у государства иммунитета вовсе не означает,
что оно не может быть осуждено, привлечено
к административной ответственности или
что нельзя вообще предъявить иск о возмещении
вреда к иностранному государству. Здесь
имеется в виду следующее: без согласия
иностранного государства оно не может
быть ответчиком в суде другого государства,
имущество иностранного государства не
может быть принудительно подвержено
аресту, секвестру и др. принудительные
меры со стороны органов государства,
на территории которого оно находится.
Ключевыми словами в данном контексте
являются «без согласия иностранного
государства».

    Следует
подчеркнуть и другое: признание 
иммунитета ни в коей мере не должно состоять
в освобождении государства от выполнения
принятых им на себя обязательств или
в освобождении государства от ответственности
за неисполнение обязательств.

    Сферой 
применения иммунитета является государство
в целом и его правительственные органы,
а именно: государство и его органы управления;
учреждения и иные образования в той мере,
в какой они правомочны действовать в
осуществлении государственной власти;
представители государства, действующие
в этом качестве; составные части федеративного
государства и политические подразделения
унитарного государства, которые правомочны
предпринимать действия в осуществлении
государственной власти, а также имущество
государства.

      Проблема иммунитета
одного государства в настоящее время
крайне актуальна, прежде всего, для Российской
Федерации. Об этом свидетельствуют события
в связи с рядом исков, предъявленных некими
И. Щукиной, дочерью коллекционера С. И.
Щукина, и И. Коновалова, якобы внука собирателя
живописи И. А. Морозова к Российской Федерации,
Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени
А.С. Пушкина и Центру Помпиду по поводу
выставки картин Анри Матисса, события
по иску швейцарской компании «NOGA», а также
предъявление в октябре 2005 года в федеральный
районный суд округа Колумбия (Вашингтон,
США) американскими акционерами ОАО НК
«ЮКОС» коллективного иска к Правительству
Российской Федерации. Эти ситуации будут
рассмотрены ниже в качестве примеров
сложности вопроса иммунитета.

    
Еще одним показателем остроты и сложности
проблемы иммунитета в РФ является то,
что в настоящее время в Российской Федерации
отсутствует соответствующий закон (пока
существует только законопроект), который
регулировал бы вопросы государственного
иммунитета. В то же время целый ряд российских
законодательных актов, например, Федеральный
закон «О соглашениях о разделе продукции»,
Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный
Кодекс РФ, Арбитражный процессуальный
кодекс РФ прямо указывают на необходимость
принятия подобного федерального закона,
который бы регулировал вопросы, связанные
с иммунитетом иностранных государств
в Российской Федерации.

   
Так, согласно ст. 401 Гражданский процессуальный
Кодекса РФ:

1. Предъявление
в суде в Российской Федерации иска к иностранному
государству, привлечение иностранного
государства к участию в деле в качестве
ответчика или третьего лица, наложение
ареста на имущество, принадлежащее иностранному
государству и находящееся на территории
Российской Федерации, и принятие по отношению
к этому имуществу иных мер по обеспечению
иска, обращение взыскания на это имущество
в порядке исполнения решений суда допускаются
только с согласия компетентных органов
соответствующего государства, если иное
не предусмотрено международным договором
Российской Федерации или федеральным
законом.

3. Аккредитованные
в Российской Федерации дипломатические
представители иностранных государств,
другие лица, указанные в международных
договорах Российской Федерации или федеральных
законах, подлежат юрисдикции судов в
Российской Федерации по гражданским
делам в пределах, определенных общепризнанными
принципами и нормами международного
права или международными договорами
Российской Федерации.

Из этих
статей следует, что любые действия
по отношению к иностранному государству 
на территории РФ возможны только с 
согласия компетентных органов соответствующего
государства.

В силу
ст. 251 Арбитражно-процессуального кодекса 
РФ:  

1. Иностранное 
государство, выступающее в качестве 
носителя власти, обладает судебным 
иммунитетом по отношению к 
предъявленному к нему иску 
в арбитражном суде в Российской Федерации,
привлечению его к участию в деле в качестве
третьего лица, наложению ареста на имущество,
принадлежащее иностранному государству
и находящееся на территории Российской
Федерации, и принятию по отношению к нему
судом мер по обеспечению иска и имущественных
интересов. Обращение взыскания на это
имущество в порядке принудительного
исполнения судебного акта арбитражного
суда допускается только с согласия компетентных
органов соответствующего государства,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или федеральным
законом. 
3. Отказ от судебного иммунитета должен
быть произведен в порядке, предусмотренном
законом иностранного государства или
правилами международной организации.
В этом случае арбитражный суд рассматривает
дело в порядке, установленном настоящим
Кодексом.

Читайте также:  Натуральный прополис для детей для иммунитета

В п. 1 говорится 
о судебном иммунитете государства,
т. е. о том, что привлечение к 
уголовной ответственности иностранного
государства, наложение ареста на его 
имущество и т. д. возможно только
с согласия этого государства. В п. 3 отмечается
о возможности отказа от иммунитета.

   
Иммунитет государства играет важную
роль в их экономических отношениях. Государства
все чаще обращаются к иностранным банкам,
международным финансовым организациям
для получения кредитов. Особое значение
в современных экономических отношениях
приобрел вопрос об иммунитете для тех
государств, которые проводят политику
активного привлечения иностранных инвестиций.
Инвесторы заинтересованы в том, чтобы
государство, принимающее инвестиции,
отказывалось от своего иммунитета в случае
возникающих споров между инвестором
и этим государством.

   
В результате, сфера применения договорной
и обычной международно-правовой норм,
ограничивающих иммунитет иностранного
государства, постепенно расширяется,
о чем свидетельствует законодательная
и судебная практика стран, придерживающихся
концепции ограниченного иммунитета.
Все чаще государства, придерживающиеся
концепции абсолютного иммунитета, отказываются
от него в отношении определенных категорий
дел.

    
Не во всех странах приняты специальные
законы об иммунитете. В этих странах,
а также в государствах, не участвующих
в международных соглашениях по этому
вопросу, существенную роль продолжает
играть судебная практика, хотя решения
суда одной страны могут использоваться
и, во всяком случае, учитываться при рассмотрении
аналогичного дела в другой стране.

   Характерный пример
дает практика Франции. В этой связи следует
остановиться на решении Парижского суда
Большой инстанции от 16 июня 1993 г.

   
В связи с проведением в Центре искусства
и культуры имени Жоржа Помпиду выставки
картин Анри Матисса из Государственного
Эрмитажа и Государственного музея изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) дочь
коллекционера С.И. Щукина Ирина Щукина,
а также некий И. Коновалов, утверждавший,
что он является внуком другого известного
собирателя западной живописи — И.А. Морозова,
предъявили ряд исков к Российской Федерации,
Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени
А.С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали
наложения предварительного ареста на
картины и выплаты им возмещения в крупных
суммах. Картины перешли в собственность
государства на основании декретов о национализации
1918 г.  Решением суда в исках Щукиной
и Коновалову было отказано со ссылкой
на принцип судебного иммунитета государства
и его собственности. От имени российского
государства в суде было заявлено, что
акт о национализации представлял собой
осуществление публичной власти государства
и касался коллекции картин, принадлежащей
его гражданам и находящейся на его территории.
Кроме того, было обращено внимание суда
на то, что иммунитетом от принудительных
мер пользуется не только государство
как таковое, но также два музея, осуществляющих
хранение картин в рамках выполнения публично-правовых
функций в области культуры, на что они
были уполномочены Министерством культуры
РФ. Суд согласился с этими доводами и
признал, что при отсутствии согласия
государства на рассмотрение дела иски
не могут быть предметом рассмотрения
суда. На этом же основании суд отказал
истцам в признании их требований об осуществлении
мер принудительного характера в отношении
картин.

   
В конце XX в. возникла проблема в отношении
иммунитета государства по искам о нарушениях
прав человека в связи с решением Верховного
суда Греции по иску к ФРГ и решениями
судов других государств по искам жертв
нацизма. Так, иск о возмещении ущерба
в греческих судах был предъявлен родственниками
лиц, уничтоженных во время операции, проведенной
подразделениями СС в греческом селе Дистомо
в 1944 г. ФРГ в своих возражениях ссылалась
на принцип иммунитета государства. Ареопагом
(Верховным судом Греции) иммунитет не
был признан, и иск был удовлетворен.

    Практика 
США показала, что вопросы использования 
принципа иммунитета в отношении 
исков, связанных с нарушением прав
человека, даже при наличии законодательного
регулирования нельзя считать окончательно
решенными. Вопрос о непредставлении иммунитета
иностранному государству по искам к государству
о нарушении прав человека нельзя считать
решенным. Эта проблема является актуальной
на сегодняшний день.

    Еще
одним примером можно доказать наличие 
сложностей в вопросах предоставления
иммунитета. Швейцарская корпорация «Нога»
заключила 29 января 1992 г. кредитное соглашение
с Правительством РСФСР в лице Министерства
сельского хозяйства и Министерства экономики
и финансов. В соответствии с этим соглашением
компания «Нога» открыла кредитную
линию российскому правительству на общую
сумму 1 млрд. 426 млн. долларов США. Россия
должна была расплачиваться поставками
нефти, мазута и газа через своих уполномоченных
экспортеров по специальному графику.

    В
ходе исполнения соглашения между партнерами
возникли разногласия, которые не удалось
разрешить мирным путем. Начиная с 1993 г.
компания «Нога» предъявила ряд исков
в судах различных стран. В результате
по решению суда Люксембурга в качестве
обеспечительной меры были наложены аресты
на вклады Банка России в Швейцарии и Люксембурге.
Впоследствии компания «Нога» обратилась
с иском в Арбитражный институт при Стокгольмской
торговой палате. Она добилась наложения
ареста на банковский счет посольства
Российской Федерации во Франции. Французский
суд, рассматривавший это ходатайство,
пришел к выводу, что банковский счет посольства
пользуется иммунитетом от исполнительных
действий на основании ст. 25 Венской конвенции
о дипломатических сношениях 1961 г.

В порядке 
принудительного исполнения были наложены
аресты на счета других представительств
России во Франции, а также во французском
порту на российское парусное судно «Седов»

Источник

Государство как субъект МЧП обладает иммунитетами.

  • 1. Иммунитет от предъявления иска — неподсудность одного государства судам другого. Сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия на судебное разбирательство в иностранном суде государство нельзя привлечь к судебной ответственности за границей. Иммунитет от предъявления иска — это судебный иммунитет в узком смысле слова (собственно юрисдикционный иммунитет).
  • 2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска — без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска.
  • 3. Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения — без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения.
  • 4. Иммунитет собственности государства — собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Имущество иностранного суверена, даже находящееся в руках третьих лиц, не подлежит виндикации. Без согласия государства-собственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства. Государство места нахождения иностранной собственности обязано принимать все необходимые меры защиты против расхищения этого имущества третьими лицами.
  • 5. Доктрина акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) — если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему.
  • 6. Коллизионный иммунитет государства — к частноправовым отношениям государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.
Читайте также:  Препараты реально повышающие иммунитет

В доктрине, законодательстве и практике разработаны две теории государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и доктрина функционального (ограниченного) иммунитета.

Теория абсолютного иммунитета государства непосредственно основана на принципе суверенного равенства государств и общем принципе права «равный над равным не имеет ни власти, ни юрисдикции». Доктрина абсолютного иммунитета государства признавалась незыблемой нормой международного права в течение почти 100 лет (до середины XX в.). Государство, даже будучи стороной частноправового отношения, не может быть привлечено к ответственности в судах другого государства. Подсудность судам другого государства допустима только в случае прямо выраженного согласия иностранного государства-ответчика («договорный» или «дипломатический» отказ от иммунитета). Иск к государству может быть предъявлен только в его собственном суде. Частное лицо вправе обратиться в компетентные органы своего государства с тем, чтобы оно вступило в дипломатические переговоры с иностранным государством, к которому это лицо имеет претензии. Доктрина абсолютного иммунитета государства до сих пор закреплена в законодательстве некоторых государств (в частности, России).

В 1950-х гг. в связи с активизацией участия государства в международных гражданских правоотношениях появились теории «служебного» иммунитета, «торгующего» государства, государства-коммерсанта, на основе которых была выработана доктрина функционального (ограниченного) иммунитета. Суть этой доктрины — если государство от своего имени занимается коммерческой деятельностью, оно автоматически в отношении такой деятельности и связанного с ней имущества отказывается от иммунитета, ставит себя в положение частного лица.

Во многих странах существует кодифицированное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США, Закон Великобритании, Акт Сингапура (1979), законы Пакистана и Аргентины (1995). Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Интересно отметить, что в странах общего права законодательство об иммунитетах иностранного государства кодифицировано (Акт Австралии об иммунитете иностранного государства (1984)), а в странах континентального права этот вопрос регулируется в основном судебной практикой.

В соответствии с теорией функционального иммунитета государство обладает иммунитетом, только когда оно совершает действия, являющиеся проявлением государственной, публичной власти, т.е. действия в осуществление суверенных полномочий (de iure imperii). Публичные акты государства пользуются абсолютным иммунитетом и не могут быть предметом разбирательства в суде другого государства.

Когда государство осуществляет функции торгового характера, т.е. действия в ходе осуществления коммерческой деятельности (de iure gestionis), оно не обладает иммунитетом и должно рассматриваться как частное лицо. Деятельность государства в качестве «коммерсанта» представляет собой частный акт и подлежит юрисдикции государства места деятельности. По частноправовым сделкам государства возможно привлечение его к ответственности в суде другого государства, применение права страны суда (иного иностранного права), действия по предварительному обеспечению иска и принудительному исполнению судебного решения.

Деление действий государства на публичные и частные — краеугольный камень концепции функционального иммунитета. Для определения характера действий государства разработаны теории:

  • — доктрина цели действий. Главный критерий — цель совершения действий (государственный заказ на постройку военного корабля частной иностранной фирме — действие iure imperii);
  • — доктрина характера действий. Решающим является юридический характер действия. Частные действия — это действия, совершаемые в форме обычных контрактов, если подобный контракт может заключить любое юридическое или физическое лицо.

Критерий «характер действия» закреплен в законодательстве США, Великобритании, Австралии, судебной практике Франции, Нидерландов, ФРГ. В Законе о МЧП Азербайджана (ст. 16) установлен комплексный подход: «К заключенным государством гражданско-правовым сделкам, если это не связано с выполнением им своих суверенных функций, применяются положения настоящего Закона. Характер заключаемых государством правовых сделок определяется в соответствии с их правовой природой и причинами».

Конвенция ООН 2004 г. также предлагает компромиссный вариант: «При определении того, является ли контракт или сделка «коммерческой сделкой»… следует прежде всего исходить из природы этого контракта или сделки, однако следует также учитывать их цель, если стороны контракта… договорились об этом, или если, согласно практике государства суда, эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки».

В отечественной доктрине высказывается мнение, что функциональный иммунитет и ограниченный иммунитет — различные категории. Теория функционального иммунитета ограничивает иммунитет государства на основе общего принципа (критерия): деления деятельности государства на суверенно-властную и частную. Теория ограниченного иммунитета не использует никаких формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом1.

Подавляющее большинство представителей российской и зарубежной доктрины использует термины «ограниченный иммунитет» и «функциональный иммунитет» как синонимы. Теория функционального иммунитета зачастую называется теорией ограниченного или относительного иммунитета. Теория функционального иммунитета закреплена в международных актах — в Европейской (Брюссельской) конвенции 1972 г. и в Конвенции ООН 2004 г.

Европейская конвенция 1972 г. принята в рамках Совета Европы. В Конвенции указывается, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Провозглашается принцип иммунитета иностранного государства (ст. 15) и закрепляются исключения, при которых иностранное государство не может ссылаться на иммунитет перед национальным судом другого государства:

  • 1. Разбирательство касается обязательства, возникшего из контракта, который подлежит исполнению на территории государства суда.
  • 2. Разбирательство связано с трудовыми отношениями на территории государства суда. Эта норма не применяется: а) физическое лицо является гражданином государства нанимателя на момент предъявления иска; б) во время заключения контракта физическое лицо не было гражданином государства суда и не имело постоянного места жительства на территории государства суда; в) стороны в письменном соглашении договорились об ином.
  • 3. Спор касается участия в компаниях, ассоциациях, иных юридических лицах, которые зарегистрированы, имеют основное место нахождения или место деятельности на территории государства суда; другими участниками юридического лица являются частные лица.
  • 4. Спор касается деятельности офиса, агентства либо учреждения иностранного государства, которые находятся на территории государства суда и осуществляют деятельность таким же способом, что и частные лица.
  • 5. Спор связан: а) с патентом, промышленным образцом или иным подобным правом, которое используется в государстве суда, было зарегистрировано в нем или иным образом защищено и в отношении которого государство является заявителем или собственником; б) с нарушением иностранным государством на территории государства суда авторского права, которое принадлежит третьему лицу и защищено в государстве суда; в) с правом пользования товарным знаком на территории государства суда.
  • 6. Спор вытекает: а) из права на недвижимую собственность, пользование ею или владение; б) из обязательств, которые возникают из права на недвижимую собственность, а недвижимость находится на территории государства суда.
  • 7. Спор касается его прав на движимое и недвижимое имущество, которые возникли в силу наследования, дарения либо на основании того, что вещь является бесхозяйной.
  • 8. Спор связан с возмещением вреда, если факты, которые повлекли такой вред, имели место на территории государства суда.
Читайте также:  Кто ввел понятие иммунитет

Европейская конвенция использует критерии, свойственные теории функционального иммунитета: деление функций государства на публичные (суверенные) и иные. Конвенция содержит нормы об отсутствии у иностранного государства иммунитета при осуществлении деятельности iure gestionis. Европейская конвенция весьма успешно действует и применяется в судах европейских стран в течение 40 с лишним лет. Россия в ней не участвует; в отечественной доктрине неоднократно ставился вопрос о необходимости присоединения нашей страны к этому акту.

Конвенция ООН 2004 г. (Россией ратифицирована в 2007 г.) подтверждает принцип невозможности осуществления юрисдикции в судах одного государства над иностранным государством и его органами при осуществлении ими властных полномочий, обеспечивает защиту государственной собственности, не используемой в коммерческих целях. Конвенция 2004 г. содержит детальный перечень видов деятельности, осуществление которой лишает государство права на иммунитет.

  • 1. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве дела из коммерческой сделки, заключенной с иностранным физическим или юридическим лицом. Эта норма не применяется в случае коммерческой сделки между государствами, если ее стороны явно договорились об ином.
  • 2. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве, которое касается установления:
    • а) прав или интересов этого государства в отношении недвижимого имущества, находящегося в государстве суда, или любого обязательства этого государства, возникающего в связи с его интересами в отношении такого имущества;

b) прав или интересов этого государства в отношении движимого или недвижимого имущества, которые возникают в силу наследования, дара и бесхозяйного имущества;

c) прав или интересов этого государства в отношении управления имуществом, таким, как доверительная собственность, собственность банкрота или собственность компании в случае ее ликвидации.

3. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве, затрагивающем:

a) установления любого права этого государства в отношении патента, промышленного образца, торгового или фирменного наименования, товарного знака, авторского права, любой другой формы интеллектуальной или промышленной собственности, пользующейся защитой в государстве суда;

b) предполагаемого нарушения этим государством на территории государства суда права интеллектуальной или промышленной собственности, принадлежащего третьему лицу и защищаемого в государстве суда.

  • 4. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве, затрагивающем отношения из трудового договора между этим государством и физическим лицом относительно работы, которая была или должна быть выполнена на территории этого государства. Исключения:
    • — работник был нанят для выполнения обязанностей в порядке осуществления государственной власти;
    • — работник является лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом;
    • — предметом разбирательства является наем, возобновление найма или восстановление на работе;
    • — разбирательство затронет интересы безопасности этого государства;
    • — работник является гражданином государства-работодателя в момент возбуждения разбирательства.
  • 5. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве, касающемся денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или нанесения ущерба имуществу или его утраты в результате действия или бездействия, которое предположительно может быть присвоено государству, если такое действие или бездействие имело место полностью или частично на территории другого государства и деликвент находился на этой территории в момент совершения действия или бездействия.

В отечественной доктрине высказывается мнение, что Европейская конвенция 1972 г. и Конвенция 2004 г. «не просто исходят из теории ограниченного иммунитета государства, а еще больше «ограничивают» иммунитет, чем это делают законы большинства стран».

Теория функционального иммунитета государства закреплена во многих современных кодификациях МЧП: «Положения настоящего кодекса применяются и к отношениям частного права с международным элементом, стороной которых является государство, за исключением тех случаев, когда в законе установлено что-то другое» (ст. 60 Кодекса МЧП Болгарии).

Источник