Проверочная работа по теме иммунитет
Тема: Иммунитет – 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
1.Антитела выделяют:
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
16. Вакцина это:
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
1. Естественный
2. Искусственный
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.
Тест по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных. 1. К внутренней среде организма относятся: 1) кровь, лимфа, тканевая жидкость; 3) внутренние органы; 2) полости тела;
4) ткани, образующие органы.
2. Основу жидкой части крови составляет: 1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа;
4) физиологический раствор.
3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией: 1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела.
4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям:
1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой.
5. Свертывание крови обеспечивается: 1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия.
6. Антигенами называют: 1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;
2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором.
7. В каком из органов разрушаются эритроциты? 1) В красном костном мозге; 3) селезенке; 2) печени; 4) желтом костном мозге.
8. Орган, где не образуются лейкоциты: 1) печень; 2) красный костный мозг; 3) лимфатические узлы; 4) селезенка.
9. Функция, которую выполняют эритроциты, называется:
1) соединительная; 2) защитная; 3) транспортная; 4) рецепторная.
10. Верны ли следующие суждения? А. кровь транспортирует углекислый газ от клеток к легким.
Б. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения.
Часть 2 При выполнении заданий В], В2 выберите три верных ответа ю шести. В1. Свертывание крови обеспечивают: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты;; 3) фибрин; 4) эритроциты; 5) фагоциты; б) ионы кальция.
В2. В плазме крови содержатся:
1) вода; 2) эритроциты; З) белки; 4) соли натрия и кальция; 5) лейкоциты; б) тромбоциты.
При выполнении заданий В3, В4установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Б) Возникает под действием вакцины. | |
В) Приобретенный после болезни. | |
Г) Передается от родителей своим детям. | |
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки. | |
Е) Возникает при введении культур ослабленных |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
В4. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
Функции | Клетки крови |
А) Защищают организм от развития в нем болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ от клеток к легким. В) Связана с процессом свертывания крови. Г) дыхательная — переносят кислород от легких к тканям. Д) Препятствуют потере крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
Тест
по теме «Кровь. Состав крови. Иммунитет» Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. Резус-фактор —это: 1) белок, находящийся в крови; 2) невосприимчивость к инфекционным заболеваниям; 3) группа крови; 4) вещество, контролирующее свертывание крови.
2.Вакцина—это: 1) убитые или ослабленные микроорганизмы; 2) защитные вещества (антитела); 3) фагоциты; 4) лекарства, убивающие микробов.
3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов: 1) передвигаются с током крови; 2) не способны проникать сквозь стенки капилляров; 3) являются клетками крови; 4) способны к фагоцитозу.
4. Кровь состоит: 1) из плазмы и лейкоцитов; 2) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
3) плазмы и форменных элементов; 4) форменных элементов и сыворотки.
5. Кровь людей II группы можно переливать людям, имеющим II группу:
1) и 1 группу; 2)11 группу; 3)111 группу; 4) IУ группу.
б. Жидкая часть крови — это: 1) плазма; 2) лимфа; 3) цитоплазма; 4) межклеточная жидкость.
7. Кровяные пластинки — это: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты; 3) эритроциты; 4) фагоциты.
8. Кровь относится к типу ткани: 1) эпителиальной; 2) проводящей; 3) соединительной; 4)хрящевой.
9. Где эритроциты? 1) В печени; 2) красном костном мозге; 3) селезенке; 4) гипофизе.
10. Нерастворимый белок, обеспечивающий свертывание крови: 1) фибриноген; 2) актин; 3) миозин; 4) фибрин.
Часть 2
При выполнении заданий В1, В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Кровь выполняет следующие функции: 1) рецепторную; 4) рефлекторную; 2) защитную; 5) образовательную; 3) транспортную; б) теплорегуляционную.
В2. К форменным элементам крови относят:
1) плазма; 2) лейкоциты; З)лейкопласты; 4) тромбоциты; 5) эритроциты; 6) пластоциты.
При выполнении заданий В3, В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
функции | Клетки крови |
А) Защитная — защищают организм от болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ и кислород. В) Защитная — обеспечивают свертывание крови. Г) дыхательная. Д) Фагоцитируют бактерии. Е) Препятствуют потери крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты. З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
В4. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой. | |
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. Б) Появляется после вакцинации. В) Приобретается после перенесенного заболевания. Г) Передается по наследству. д) Возникает под действием лечебной сыворотки. Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
Тест по теме «Иммунитет»
1 вариант
1. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки?
1) вырабатываются ферменты
2) кровь свертывается, образуется тромб
3) образуются антитела
4) нарушается постоянство внутренней среды
2. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека:
1) полиомиелита 2) оспы 3) гриппа 4) ВИЧ
3. Невосприимчивость организма к воздействию возбудителя заболевания обеспечивается:
1) обменом веществ 2) иммунитетом 3) ферментами 4) гормонами
4. В экстренных случаях больному вводят лечебную сыворотку, в которой содержится:
1) ослабленные возбудители болезни
2) ядовитые вещества, выделяемые микроорганизмами
3) готовые антитела против возбудителя данного заболевания
4) погибшие возбудители заболевания
5. Предупредительные прививки защищают человека от:
1) любых заболеваний
2) ВИЧ — инфекции и СПИДа
3) хронических заболеваний
4) большинства инфекционных заболеваний
6. Защиту организма человека от чужеродных тел и микроорганизмов осуществляют
1) лейкоциты, или белые кровяные клетки
2) эритроциты, или красные кровяные клетки
3) тромбоциты, или кровяные пластинки
4) жидкая часть крови — плазма
7. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определённого заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретённого
8. Лейкоциты участвуют в
1) свертывании крови
2) переносе кислорода
3) переносе конечных продуктов обмена
4) уничтожении чужеродных тел и веществ
9. Вакцинация населения — это
1) лечение инфекционных заболеваний антибиотиками
2) укрепление иммунной системы стимуляторами
3) введение здоровому человеку ослабленных возбудителей болезни
4) введение заболевшему человеку антител к возбудителю заболевания
10.Молоко матери защищает грудных детей от инфекционных заболеваний, так как оно содержит:
1) ферменты
2) гормоны
3) антитела
4) соли кальция
Тест по теме «Иммунитет»
2 вариант
1. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят:
1) ослабленных возбудителей болезни
2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) эритроциты и тромбоциты
2. Вакцина содержит
1) только яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных или убитых возбудителей или их яды
3) готовые антитела
4) неослабленных возбудителей в небольших количествах
3. Какие вещества обезвреживают в организме человека и животных чужеродные тела и их яды
1) ферменты 2) антитела 3) антибиотики 4) гормоны
4. Никакие вакцины не содержат
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей
5. Клеточную теорию иммунитета создал
1) И. П. Павлов
2) И. М Сеченов
3) И. И. Мечников
4) Н. И. Пирогов
6. Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, —
1) лечебные сыворотки 2) антитела 3) вакцины 4) антибиотики
7. Защитой от чужеродных веществ и организмов служит
1) иммунная система
2) эндокринная система
3) нервная система
4) пищеварительная система
8. При попадании кишечной палочки в кровоток активизируется
1) кровеносная система
2) пищеварительная система
3) иммунная система
4) эндокринная система
9. Предупредительные прививки защищают человека от
1) любых заболеваний
2) ВИЧ-инфекции и СПИДа
3) хронических заболеваний
4) большинства инфекционных заболеваний
10. После введения сыворотки возникает иммунитет
1) искусственный активный
2) искусственный пассивный
3) естественный активный
4) естественный пассивный
Тест по теме «Иммунитет»
3 вариант
1. Что представляют собой антитела?
1) красные клетки крови
2) белки
3) белые клетки крови
4) гормоны
2. Микроорганизмы, попавшие во внутреннюю среду организма человека, обезвреживаются
1) эритроцитами 2) тромбоцитами 3) лейкоцитами 4) фибриногеном
3. Уничтожение попавших в организм человека бактерий, вирусов и чужеродных веществ путём их захватывания лейкоцитами — процесс
1) фагоцитоза
2) образования тромба
3) кроветворения
4) пластического обмена
4. Грудное вскармливание предохраняет детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся
1) антитела 2) ферменты 3) гормоны 4) питательные вещества
5. Пассивный иммунитет формируется у человека при
1) использовании антибиотиков
2) наличии в плазме белка фибриногена
3) введении лечебных сывороток
4) избытке витаминов группы С
6. Какова функция антител при иммунном ответе?
1) усиливают размножение лимфоцитов
2) повышают температуру тела
3) переваривают патоген
4) участвуют в узнавании патогенна
7. После предупредительной прививки в организме человека и животных
1) активизируется деятельность поджелудочной железы
2) происходит образование антител
3) вырабатывается пассивный иммунитет
4) разрушаются эритроциты
8. Антитела, содержащиеся в крови человека, выполняют функцию
1) транспортную
2) дыхательную
3) выделительную
4) защитную
9. Клетками, обеспечивающими иммунитет человека, являются
1) эритроциты
2) миоциты
3) лейкоциты
4) остеоциты
10. Наиболее важной функцией лимфоцитов является
1) разложение органических соединений
2) транспорт газов
3) синтез органических соединений
4) иммунная защита организма
Иммунитет
Умения:
Выделять существенные признаки иммунитета. Объяснять причины нарушения иммунитета
Базовый уровень
1.Задание: Отметьте правильный ответ
Антитела выделяют:
лимфоциты
эпителиальные клетки
эритроциты
тромбоциты
2.Задание: Отметьте правильный ответ
2 вида иммунитета:
естественный и искусственный
естественный и врожденный
искусственный и приобретенный
искусственный и врожденный
3.Задание: Отметьте правильный ответ
Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
естественный
искусственный
активный
пассивный
4.Задание: Отметьте правильный ответ
Искусственный иммунитет делится на:
активный и пассивный
врожденный и активный
врожденный и пассивный
активный и поствакцинальный
5.Задание: Отметьте правильный ответ
Первую прививку от оспы сделал:
Э. Дженнер
И. И. Мечников
Л. Пастер
И. П. Павлов
6.Задание: Отметьте правильный ответ
Антитела представляют собой белки:
иммуноглобулины
агглютиногены
гемоглобины
фибриногены
7.Задание: Отметьте правильный ответ
Естественный иммунитет может быть:
врожденный и приобретенный
активный и пассивный
врожденный и активный
приобретенный и пассивный
Повышенный уровень
1.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание
плохая экология, недосыпания, занятия спортом
избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс
неправильное питание, закаливание, интоксикация алкоголем
2.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
сыворотка, вакцинация, прививка
сыворотка, генная инженерия, вакцинация
вакцинация, анабиоз, сыворотка
анабиоз, симбиоз, вакцинация
3.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
сыворотка, вакцинация, прививка
сыворотка, генная инженерия, вакцинация
вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
4.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
иммунитет: врожденный и приобретенный
иммунитет: естественный и приобретенный
иммунитет: врожденный и наследственный
иммунитет: врожденный и генетический
5.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
иммунитет: вакцинация и сыворотка
иммунитет: врожденный и приобретенный
иммунитет: вакцинация и приобретенный
иммунитет: врожденный и наследственный
6.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
7.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
рациональное питание, закаливание, занятие спортом
закаливание, введение сыворотки, диета
диета, закаливание, медицинские процедуры
медицинское обследование, вакцинация, спорт
5.3.Раскрывать принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объяснять значение переливания крови.
Базовый уровень
Задание: Отметьте правильный ответ
Сыворотка представляет собой:
готовые антитела
ослабленные антигены
ослабленные микробы
убитые микробы
2.Задание: Отметьте правильный ответ
Вакцина это:
культура ослабленных микробов
готовые антитела
неослабленные микробы
кровь переболевшего человека или животного
3.Задание: Отметьте правильный ответ
Универсальным донором является человек, имеющий группу крови:
I
III
II
IV
4.Задание: Отметьте правильный ответ
Главными агглютиногенами эритроцитов являются:
А и В
α и β
А и β
В и α
5.Задание: Отметьте правильный ответ
Универсальный реципиент – это:
человек сIV группой крови
человек с III группой крови
человек с II группой крови
человек с I группой крови
6. Задание: Отметьте правильный ответ
Фактор, который учитывают при переливании крови:
резус фактор
конфликт фактор
фактор риска
фактор донорства
7. Задание: Отметьте правильный ответ
Группа крови, которую можно перелить реципиенту с первой группой:
первая
вторая
третья
четвертая
Повышенный уровень
1.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлены группы крови для реципиента с IV группой крови:
III, II, I
IV, III
II, I
2.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлены правила переливания крови:
учет группы крови, совместимости крови, резус фактора
учет совместимости плазмы, резус фактора, резус конфликта
учет резус фактора, совместимости эритроцитов, резус конфликта
резус конфликт, совместимость, резус фактор
3.Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлены возможные комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины:
I (0) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ
I (А) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ
I (0) – α β, II(Б) – А β, III(А) – В α, IV(AB) – АВ
I (В) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(A) – А
4. Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлена агглютинация:
смешивания сыворотки I группы с эритроцитами II, III и IV групп
смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп
смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
5. Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлена агглютинация:
смешивания сыворотки II группы – с эритроцитами III и IV групп
смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп
смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
6. Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором представлена агглютинация:
смешивания сыворотки III группы – с эритроцитами II и IV групп
смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп
смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
7. Задание: Отметьте правильный ответ
Ряд, в котором правильно представлены агглютиногены и агглютинины:
агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины α (альфа) и β (бета)
агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины буквами С и Д
агглютиногены обозначаются α (альфа) и β (бета), агглютинины α (альфа) и β (бета)
агглютиногены обозначаются буквами Г и С, агглютинины буквами А и В