Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета thumbnail

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 69.9%
Ответом к заданию 1 по биологии может быть цифра (число) или слово.

Что нужно знать, чтобы решить задание 1:

Схемы и пропущенные термины, которые встречаются на экзамене, могут быть по любому разделу биологии, который нужно знать для ЕГЭ:

  1. Общая биология
  2. Анатомия
  3. Генетика
  4. Зоология
  5. Ботаника
  6. Экология
  7. Эволюция
  8. Селекция

Задачи для практики

Задача 1

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Строение нервной системы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

В структуру периферической нервной системы входят нервные окончания, ганглии (локализированные пучки нейронов во всех частях организма), органы чувств, нервы, нервные узлы.

Ответ: нервы

Задача 2

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему видов иммунитета. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Одна из классификаций делит иммунитет по происхождению на естественный и искусственный. Первый из них характеризуется такими разновидностями, как неспецифический (или врождённый) и приобретенный (то есть специфический).

Ответ: искусственный

Задача 3

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему классификации пресмыкающихся. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Подкласс чешуйчатые объединяет ящериц и змей. Тело этих животных покрыто мелкими роговыми чешуйками или бугорками.

Ответ: змеи

Задача 4

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Состав крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Кровь – это разновидность соединительной ткани, которая включает два компонента: форменные элементы – кровяные тельца, клетки крови; плазму – жидкое межклеточное вещество.

Ответ: плазма

Задача 5

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Жизненный цикл клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Жизненный цикл клетки состоит из подготовки к делению (интерфаза) и непосредственно самого деления. Интерфаза состоит из 3 периодов: предсинтетический, синтетический, постсинтетический.

Ответ: интерфаза

Задача 6

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Развитие комнатной мухи». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

На рисунке изображена схема непрямого развития с полным превращением. Конечной стадией, которого является взрослое животное (имаго).

Ответ: имаго

Задача 7

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Основная ткань растений (паренхима)». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Аэренхима — воздухоносная ткань у растений, построенная из клеток, соединённых между собой так, что между ними остаются крупные заполненные воздухом пустоты (крупные межклетники).

Ответ: аэренхима

Задача 8

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Ядро». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Ядро – это главная часть клетки, в нем содержится ДНК, которая отвечает за хранение и передачу наследственной информации. ДНК, РНК и белки вместе образуют хроматин, который является частью ядра.

Ответ: хроматин

Задача 9

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Систематика типа Плоские черви». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Тип плоские черви делится на классы: ресничные черви, сосальщики (в основном паразиты, примеры: двуустка), ленточные черви.

Ответ: сосальщики

Задача 10

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Типы соединения костей». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Кости могут соединяться неподвижно, полуподвижно и подвижно. Подвижное соединение – это сустав, который обеспечивает вращательные, сгибательные и разгибательные движения одной кости относительной другой.

Ответ: сустав

Задача 11

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему строения стенки тела кишечнополостных. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Стеки кишечнополостных состоит из трех слоев. Эндодермы – внутренний слой, эктодермы – наружный слой. Между этими слоями расположен средний слой – мезоглея.

Ответ: мезоглея

Задача 12

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Покровная ткань». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Покровная ткань у растений находится на поверхности всех органов, граничит с окружающей средой и защищает растение от вредоносных воздействий. В покровной ткани выделяют части: кожица, пробка, корка. Каждая из них выполняет определенные функции. Они обозначены на схеме задания.

Ответ: пробка

Задача 13

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Органы растения». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

У растений выделяют вегетативные органы (необходимые для бесполого размножения) и генеративные органы (участвуют в половом размножении).

Ответ: генеративные

Задача 14

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Показатели популяции». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Читайте также:  Поднять иммунитет детям в домашних
Решение

Статические показатели характеризуют состояние популяции в данный момент времени. К статическим показателям популяций относят их численность, плотность и показатели структуры.

Ответ: плотность

Задача 15

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему классификации типов взаимодействия генов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Неаллельные гены расположены в разных участках хромосом и кодируются неодинаковыми белками. Такие гены могут взаимодействовать в формах: комплементарность — взаимодействие в результате которого появляется новый признак (окрас попугаев, форма плоды тыквы, окраска шерсти грызунов), эпистаз – один ген подавляет действие другого (окраска шерсти лошади, окраска кур), кооперация – доминирующие гены из разных пар вместе вызывают появление нового признака, а когда они по отдельности каждый несет свой признак (наследование форм гребня у кур).

Ответ: комплементарность

Задача 16

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную классификацию организмов на функциональные группы в экосистеме. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Редуценты – это организмы, питающиеся останками растений и животных, к таким организмам относятся и сапрофитные грибы.

Ответ: сапротрофныегрибы

Задача 17

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Деление клетки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Митоз – это деление соматических клеток, которое проходит в 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Ответ: анафаза

Задача 18

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную классификацию способов размножения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Размножение может быть половым (приходит с участием половых клеток – гамет) и бесполом (в процессе участвуют только соматические клетки). Бесполое размножение может проходить несколькими путями: простое деление на двое, споруляция (спорообразование), почкование и др.

Ответ: споруляция

Задача 19

Рассмотрите предложенную схему классификации видов иммунитета

Рассмотрите предложенную схему «Классификация костей». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Решение

Все кости человека можно разделить на виды: трубчатые (работают как рычаги, это бедренная, лучевая, фаланги пальцев), губчатые (состоят из губчатого вещества, полостей не имею и выполняют в основном защитную функцию, это ребра, позвонки), плоские (у этих костей ширина и длина преобладает над толщиной, это лопатки, тазовые и кости свода черепа) и смешанные кости (могут выполнят сразу несколько функций, это кости челюсти, ключица).

Ответ: губчатые

Советы по оформлению и решению задания №1:

  1. Обращай внимание на правильность написания термина, потому что твоя тестовая часть будет проверяться компьютером. Написав слово «митАхондрия», вместо «митОхондрия», ты потеряешь балл.
  2. Вноси свой ответ в бланк без знаков препинания, тире и прочих символов.
  3. Не торопись и не паникуй при решении задания.
  4. Если не можешь вспомнить термин или сомневаешься в себе, то переходи к выполнению остальных задач, а потом возвращайся и подумай еще.

Примеры задания из разных разделов биологии.

Пример 1. Рассмотрите предложенную схему «Типы развития насекомых». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Для решения задания нужно знать этапы постэмбрионального развития насекомых.

Для насекомых характерно непрямое развитие. Что это значит? — Новая особь рождается непохожей на взрослый организм и нуждается в превращении (метаморфозе). Метаморфоз может быть полным и неполным.

Неполное превращение (неполный метаморфоз). Самка откладывает яйца в окружающую среду, из которых вылупляется личинка. Личинка линяет и постепенно превращается во взрослую особь (имаго).

3 стадии развития: яйцо – личинка – взрослый организм (имаго).

Полное превращение (полный метаморфоз). Самка откладывает яйца, из которых появляется личинка. Личинка растет и превращается в куколку. Внутри куколки развиваются абсолютно все органы и формируется взрослый вид насекомого (имаго).
4 стадии: яйцо – личинка – куколка — взрослый организм (имаго).

Ответ: куколка

Пример 2. Рассмотрите предложенную схему «Форменные элементы крови». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Для решения задания нужно знать классификацию лейкоцитов.

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов. К форменным элементам (клеткам крови) относят лейкоциты, эритроциты и тромбоциты. Лейкоциты классифицируются на: гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и агранулоциты (моноциты и лимфоциты).

Ответ: лимфоциты

Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инсте преподавателей @turboegebio и @turbobio

Читайте также:  Растения полезные для иммунитета

Источник

Биологические термины и понятия

Первому заданию соответствует первый раздел в кодификаторе, который без проблем можно найти на сайте ФИПИ.

Называется раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Что же это значит? Конкретики здесь никакой нет, так что включать он, по сути, может все что угодно.

В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания. За правильное выполнение можно получить 1 балл.

Приводим их ниже для ознакомления:

  1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
  2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  3. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
  4. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.

Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии

Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.

По тематическому разделу

Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:

  • Ботаника
  • Анатомия человека
  • Цитология
  • Общая биология
  • Генетика
  • Эволюция

Разберем примеры заданий к каждому разделу.

Ботаника

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег

Ответ: побег.

Анатомия человека

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.

Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.

Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.

Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.

Ответ: плечо.

Цитология

Во-первых, нужно ознакомиться с понятием «цитология», чтобы понимать, о чем идет речь.

Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.

Слово «цитология» включает в себя два корня из греческого языка: «цитос» — клетка, «логос» — наука, как и в биология- «био»-живой, «логос»- наука. Зная корни, можно легко собрать определение.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.

У растений, в отличии от животных, имеются:

  • Клеточная стенка из целлюлозы
  • Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
  • Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль

По количеству мембран органеллы делятся:

  • Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
  • Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
  • Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

(В открытом банке указаны оба варианта)

Генетика

Опять же, обратимся к определению:

Гене́тика— наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Разобьем определение на определения:

Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Раз в понятие изменчивости вложено свойство приобретать отличия от родительских форм, то это дает нам термин «наследственности». У здорового человека 46 хромосом. 23 достаются от мамы,23 от папы. Значит, ребёнок-комбинация признаков, приобретенных от родителей, притом, мама и папа тоже несут в своем генетическом коде признаки своих родителей. В ходе перестановок какие-то проявляются у потомства, а какие-то могут быть просто перенесены в геном. Те, что проявились-доминантные, а те, что просто прописаны в геноме- рецессивные. Крупных изменений на фоне целого вида такая изменчивость не несет.

Читайте также:  Домашние ванны для иммунитета

Ответ: комбинативная.

Эволюция

Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.

Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.

У биологического прогресса три пути, начнем с простого:

Общая дегенерация. Это значит, что организм упростил себя, чтобы выжить. По пути дегенерации живут паразиты. Поэтому так и ругаются на некоторых людей. У червей, паразитирующих внутри организма, упрощено все, что только можно. Пищу они всасывают всем телом, передвигаются вслепую, размножаются. Больше им ничего и не нужно для жизни.

Приспособиться — главная цель. По-другому «приспособиться» можно сказать «адаптироваться».

Следующий путь — идиоадаптация.

Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.

Или же по-научному: Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.

Ароморфоз — возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.

Ответ: идиоадаптация.

Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.

Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.

Формы вопросов

1.Пропущенный в схеме термин

Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.

Ответ: идиоадаптация.

2. Ответ на вопрос из схемы

Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)

Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:

Дупликация — разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.

Делеции — утрата участка хромосомы.

Инверсия — изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.

Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.

На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.

Ответ: дупликация.

3. Ответ на вопрос по части схемы

Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.

Пептидная связь — это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.

Источник