Разработка урока биологии 8 класс иммунитет

Разработка урока биологии 8 класс иммунитет thumbnail

Карта №1

ИММУНИТЕТ

Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.

Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.

Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями. Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.

Естественный иммунитет

Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.

Пример:

У человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.

В результате перенесенной инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат и человек не заболеет.

Пример:

 Переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Врожденный и приобретенный иммунитет называют естественным.

Искусственный иммунитет

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки – вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни), и таким образом создают искусственный иммунитет.

Прививка вызывает заболевание в легкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это – активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет

Пример:

Лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например, столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землей может попасть в организм и вызвать эту тяжелую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.

 Введенные в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее зараженного данным возбудителем (перенёсших данное заболевание).

Карта № 2

ТИПЫ ИМУНИТЕТА

1.естественный (врожденный пассивный , приобретенный активный)

2. искусственный (постоянный, временный, активный, пассивный)

Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку. Искусственный иммунитет, в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации (культура ослабленных микробов) или в результате введения готовых антител – лечебной сыворотки.

Если у организма наблюдается длительная устойчивость к повторному случаю инфекционного заболевания, то иммунитет можно назвать постоянным. При невосприимчивости организма к заболеваниям в течение некоторого времени, в результате введения сыворотки, иммунитет называют временным.

При условии выработки организмом антител самостоятельно – иммунитет активный. Если же антитела организм получает в готовом виде (через плаценту, из лечебной сыворотки или через грудное молоко), то говорят о пассивном иммунитете.

Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах ее развития, когда специфический иммунитет еще не сформировался. Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек. Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.

Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами и направлен на определённый антиген.

Специфический иммунитет сохраняет память о перенесенной инфекции и препятствует ее повторному возникновению.

Виды иммунитета

Пройди лабиринт

Сообщение

 «Получение прививки против натуральной оспы Э. Дженером»

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека).   Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.

     Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822 — 1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы. В 1881г. он изучил действие возбудителя куриной холеры и сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал — вакциной. С именем Л.Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например, против бешенства.

Читайте также:  Иммунитет при эпид паротите

Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У ее истоков стояли Л.Пастер, И.И.Мечников, П.Эрлих. Луи Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И.Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П.Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлены выработкой защитных белковых веществ – антител.

Задание для 1 группы

Первое задание:

Решить задачу

  1. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос: Каким образом это удалось сделать?

  1. В тетради-тренажёре выполнить задание №6 на странице 19.

Второе задание:

  1. Составить синквейн к слову «иммунитет», пользуясь словами:

— существительное: способность, организм, свойства,объекты;

— прилагательное: чужеродные, защитные

— глагол: вырабатывать.

Задание для 3 группы

Первое задание:

  1. Это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.

Вопрос:  почему 2 цыпленка выжили?

Второе задание:

  1. Найти определение иммунитета в словарях,  раздаточном материале карта №1, с помощью интернета

Задание для 2 группы

Первое задание:

  1. В тетради-тренажёре выполнить задание №8 на странице 20.

Второе задание:

  1. Найти определение иммунитета в словарях,  раздаточном материале карта №1, с помощью интернета

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Разработка урока биологии в 8 классе по теме «Иммунитет»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ИММУНИТЕТ.docx

Выбранный для просмотра документ иммунитет.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Биология – наука о жизни и для жизни.

Описание слайда:

Биология – наука о жизни и для жизни.

2 слайд

Мозговой штурм по теме «Кровь. Состав крови»

Описание слайда:

Мозговой штурм по теме «Кровь. Состав крови»

3 слайд

Историческая справка: Чума – в VII веке в Византийской империи продолжалась 5

Описание слайда:

Историческая справка: Чума – в VII веке в Византийской империи продолжалась 50 лет и унесла 100 млн жизней (чумная палочка поражает лёгкие и др. органы) Оспа – в XVIII веке в Западной Европе ежегодно уничтожала не менее 400 тыс. человек. XIX век – эпидемия холеры (желудочно-кишечные расстройства).

4 слайд

Иммунная система Вилочковая железа (тимус) (поступают из костного мозга и фо

Описание слайда:

Иммунная система Вилочковая железа (тимус) (поступают из костного мозга и формируются Т-лимфоциты) Костный мозг Лимфатические узлы (созревание В-лимфоцитов, вырабатывающих антитела)

5 слайд

Иммунитет (от лат. Immunitas – избавление от чего-либо) это способность орга

Описание слайда:

Иммунитет (от лат. Immunitas – избавление от чего-либо) это способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.

6 слайд

Неспецифический иммунитет Фагоцитоз.

Описание слайда:

Неспецифический иммунитет Фагоцитоз.

7 слайд

Специфический иммунитет Лимфоцит вырабатывает антитела

Описание слайда:

Специфический иммунитет Лимфоцит вырабатывает антитела

8 слайд

Антитела нападают на бактерию!

Описание слайда:

Антитела нападают на бактерию!

9 слайд

Мечников Илья Ильич – открыл явление фагоцитоза. «…У нас перед домом был неб

Описание слайда:

Мечников Илья Ильич – открыл явление фагоцитоза. «…У нас перед домом был небольшой сад… я вырвал там несколько розовых шипов и ввёл их под кожу красивейшей, прозрачной, как вода, личинки морской звезды.» (1882 год)

10 слайд

Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследует

Описание слайда:

Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)

11 слайд

Что такое ВИЧ ? Вирус иммунодефицита человека

Описание слайда:

Что такое ВИЧ ? Вирус иммунодефицита человека

12 слайд

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфек

Описание слайда:

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система

13 слайд

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно с

Описание слайда:

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно создать универсальную вакцину против этого вируса

14 слайд

Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции Половой ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕ

Описание слайда:

Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции Половой ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕЗЕРВАТИВАМИ!!! При переливании заражённой крови При использовании нестерильных медицинских инструментов От матери к ребёнку: внутриутробно, при родах, при кормлении молоком

15 слайд

Не отмечены случаи передачи ВИЧ через: Укусы насекомых Бытовые контакты: руко

Описание слайда:

Не отмечены случаи передачи ВИЧ через: Укусы насекомых Бытовые контакты: рукопожатия, объятия, посуда, одежда, общие ванная и туалет Поцелуи Воздух (воздушно-капельным путём)

16 слайд

Вич – инфекция не проявляется сразу Симптомы СПИДа могут проявится спустя 5-

Описание слайда:

Вич – инфекция не проявляется сразу Симптомы СПИДа могут проявится спустя 5-10 лет после заражения Современный способ лечения замедляет прогрессирование ВИЧ-инфекции и её переход в стадию СПИДа

17 слайд

СПИД - синдром приобретённого иммунодефицита. Историческая справка: - вирус н

Описание слайда:

СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита. Историческая справка: — вирус найден в Африке (50 — 60 г) в организме зелёных мартышек (это результат мутации безвредных вирусов); — впервые обнаружен в 1981 году в Калифорнии среди гомосексуалов, назывался «голубой рак».

18 слайд

Читайте также:  Иммунитет его виды и значение презентация

Замедляет защиту организма.

Описание слайда:

Замедляет защиту организма.

19 слайд

Будьте здоровы!

Описание слайда:

Будьте здоровы!

Выберите книгу со скидкой:

Разработка урока биологии 8 класс иммунитет

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Разработка урока биологии 8 класс иммунитет

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Разработка урока биологии 8 класс иммунитет

Курс повышения квалификации

Разработка урока биологии 8 класс иммунитет

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-251286

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Открытый урок

по  биологии в 8б классе

Учитель: Хачева Ирина Викторовна

2011-2012 учебный год

МБОУ лицей №4

Тема урока: «Иммунитет»

Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний об иммунитете

Задачи:

  1. повторить материал о внутренней среде;
  2. подчеркнуть защитную роль крови;
  3. дать определение иммунитета;
  4. разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;
  5. показать роль антител в обезвреживании антигенов;
  6. рассказать об открытиях Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И.Мечникова, П.Эрлиха;
  7. определить виды иммунитета.

Оборудование: таблица «Лимфатическая система», мультимедийная  установка, программа интерактивной доски «Человек-8», CD-диск с презентацией к уроку, биологическое лото (Приложение1), карточки с терминами, листы с заданием-лабиринтом (Приложение 2).

                   Ход урока.

Актуализация и целеполагание.

Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомимся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.

Проверка знаний.

Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материл.

1. Опрос 4 учащихся у доски:

—  используя карточки с надписями: красный костный мозг, 1мм3 – 5 млн., двояковогнутый диск, гемоглобин, 120 дней, печень, селезенка, рассказать о строении и значении эритроцитов;

— используя карточки с терминами: тромбоциты, соли Са , витамин К, ферменты, фибриноген, фибрин, рассказать о механизме и значении свертывания

— используя слайды 2, 3, 4 презентации, рассказать о лейкоцитах, фагоцитах  и фагоцитозе.

— используя слайд 5 презентации, рассказать о лимфоцитах.

2. Пока учащиеся готовятся к ответу у доски, остальные работают над заданиями биологического лото по вариантам:

среди предложенных карточек, найти ответы к своим вопросам  (Приложение 1)

Ответы записываются на листочек и сдаются. После устного опроса у доски открываются правильные ответы, карточки-лото убираются в сторону.

Изучение нового материла.

1. Определение иммунитета. ( Объяснение учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом (слайд 6).                                            Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

« Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию                                                                                                                            2. Иммунная система. ( Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                                      В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система (слайд 7). К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены. Слайд 8.

Выполнение учащимися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».

Читайте также:  Укрепление иммунитета в менопаузе

3. Клеточный и гуморальный иммунитеты. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                          Различают клеточный и гуморальный иммунитет.

Задания:

  1. найти в тексте стр. 74 характеристику  этих видов иммунитета, выявить    основные различия в способе уничтожения чужеродного;
  2. выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.        

Иммунитет может быть видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания    ( приобретенный иммунитет).

Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).

4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).

Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера (слайд 9).

Сообщение: в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме (слайд 10). Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил  человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом  люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» — «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.

Сообщение: с именем Луи Пастера (слайд 11) связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности  может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).

Иммунитет делится на:

  1. естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)
  2. искусственный ( полученный путем использования медицинских средств)

Естественный пассивный (слайд 12): ребенок получает антитела от матери  с грудным молоком.

Естественный активный (слайд 13 ): вырабатывается после перенесения болезни.

Искусственный активный (слайд 14): вырабатывается после введения вакцины.

Искусственный пассивный (слайд 15 ): человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.

Задание: используя текст стр.75, узнать, как получают противодифтерийную сыворотку.

Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?

Задание: прочитайте материал на стр.76 о столбняке.

Вопросы:                                                                                                                                                    — чем опасны травмы, полученные в сельской местности?

— как действует противостолбнячная сыворотка?

Закрепление материала

1. Решение логических задач.

  1. В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микробы.
  2. Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

2. Задание «Пройди лабиринт» (Приложение 2).

Подведение итогов.

Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.

Домашнее задание.

Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.

Используемая учебная литература.

1. Учебник «Биология. Человек». Авторы: А.Г.Драгомиов, Р.Д. Маш. Москва,издательство «Вентана-Граф», 2009.

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Биология. Человек». Авторы: Р.Д. Маш,                                  А.Г. Драгомилов. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2009.

3. Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» под редакцией Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилова. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2008.

Источник