Реакция иммунитета в схеме
Как устроен иммунитет: Объясняем по пунктам
Наш организм непрерывно меняется, но при этом очень «любит» постоянство и может нормально работать только при определенных параметрах своей внутренней среды. Например, нормальная температура тела колеблется между 36 и 37 градусами по Цельсию. Вспомните последнюю простуду и то, как плохо вы себя чувствовали, стоило температуре подняться всего на полградуса. Такая же ситуация и с другими показателями: артериальным давлением, рН крови, уровнем кислорода и глюкозы в крови и другими. Постоянство значений этих параметров называется гомеостазом, а поддержкой его стабильного уровня занимаются практически все органы и системы организма: сердце и сосуды поддерживают постоянное артериальное давление, легкие — уровень кислорода в крови, печень — уровень глюкозы и так далее.
Иммунная же система отвечает за генетический гомеостаз. Она помогает поддерживать постоянство генетического состава организма. То есть ее задача — уничтожать не только все чужеродные организмы и продукты их жизнедеятельности, проникающие извне (бактерии, вирусы, грибки, токсины и прочее), но также и клетки собственного организма, если «что-то пошло не так» и, например, они превратились в злокачественную опухоль, то есть стали генетически чужеродными.
Как клетки иммунной системы уничтожают «врагов»?
Чтобы разобраться с этим, сначала нужно понять, как иммунная система устроена и какие бывают виды иммунитета.
Иммунитет бывает врожденным (он же неспецифический) и приобретенным (он же адаптивный, или специфический). Врожденный иммунитет одинаков у всех людей и идентичным образом реагирует на любых «врагов». Реакция начинается немедленно после проникновения микроба в организм и не формирует иммунологическую память. То есть, если такой же микроб проникнет в организм снова, система неспецифического иммунитета его «не узнает» и будет реагировать «как обычно». Неспецифический иммунитет очень важен — он первым сигнализирует об опасности и немедленно начинает давать отпор проникшим микробам.
Однако эти реакции не могут защитить организм от серьезных инфекций, поэтому после неспецифического иммунитета в дело вступает приобретенный иммунитет. Здесь уже реакция организма индивидуальна для каждого «врага», поэтому «арсенал» специфического иммунитета у разных людей различается и зависит от того, с какими инфекциями человек сталкивался в жизни и какие прививки делал.
Специфическому иммунитету нужно время, чтобы изучить проникшую в организм инфекцию, поэтому реакции при первом контакте с инфекцией развиваются медленнее, зато работают гораздо эффективнее. Но самое главное, что, один раз уничтожив микроба, иммунная система «запоминает» его и в следующий раз при столкновении с таким же реагирует гораздо быстрее, часто уничтожая его еще до появления первых симптомов заболевания. Именно так работают прививки: когда в организм вводят ослабленных или убитых микробов, которые уже не могут вызвать заболевание, у иммунной системы есть время изучить их и запомнить, сформировать иммунологическую память. Поэтому, когда человек после вакцинации сталкивается с реальной инфекцией, иммунная система уже полностью готова дать отпор, и заболевание не начинается вообще или протекает гораздо легче.
Кто отвечает за работу различных видов иммунитета?
- Костный мозг. Это центральный орган иммуногенеза. В костном мозге образуются все клетки, участвующие в иммунных реакциях.
- Тимус (вилочковая железа). В тимусе происходит дозревание некоторых иммунных клеток (Т-лимфоцитов) после того, как они образовались в костном мозге.
- Селезенка. В селезенке также дозревают иммунные клетки (B-лимфоциты), кроме того, в ней активно происходит процесс фагоцитоза — когда специальные клетки иммунной системы ловят и переваривают проникших в организм микробов, фрагменты собственных погибших клеток и так далее.
- Лимфатические узлы. По своему строению они напоминают губку, через которую постоянно фильтруется лимфа. В порах этой губки есть очень много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Кроме того, в лимфатических узлах находятся клетки памяти — это специальные клетки иммунной системы, которые хранят информацию о микробах, уже проникавших в организм ранее.
Таким образом, органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток. В нашем организме есть много их видов, вот основные из них.
- Т-лимфоциты. Названы так, потому что после образования в костном мозге дозревают в вилочковой железе — тимусе. Разные подвиды Т-лимфоцитов отвечают за разные функции. Например, Т-киллеры могут убивать зараженные вирусами клетки, чтобы остановить развитие инфекции, Т-хелперы помогают иммунной системе распознавать конкретные виды микробов, а Т-супрессоры регулируют силу и продолжительность иммунной реакции.
- B-лимфоциты. Название их происходит от Bursa fabricii (сумка Фабрициуса) — особого органа у птиц, в котором впервые обнаружили эти клетки. В-лимфоциты умеют синтезировать антитела (иммуноглобулины). Это специальные белки, которые «прилипают» к микробам и вызывают их гибель. Также антитела могут нейтрализовывать некоторые токсины.
- Натуральные киллеры. Эти клетки находят и убивают раковые клетки и клетки, пораженные вирусами.
- Нейтрофилы и макрофаги умеют ловить и переваривать микробов — осуществлять фагоцитоз. Кроме того, макрофаги выполняют важнейшую роль в процессе презентации антигена, когда макрофаг знакомит другие клетки иммунной системы с кусочками переваренного микроба, что позволяет организму лучше бороться с инфекцией.
- Эозинофилы защищают наш организм от паразитов — обеспечивают антигельминтный иммунитет.
- Базофилы — выполняют главным образом сигнальную функцию, выделяя большое количество сигнальных веществ (цитокинов) и привлекая этим другие иммунные клетки в очаг воспаления.
Как клетки иммунной системы отличают «своих» от «чужих» и понимают, с кем нужно бороться?
В этом им помогает главный комплекс гистосовместимости первого типа (MHC-I). Это группа белков, которая располагается на поверхности каждой клетки нашего организма и уникальна для каждого человека. Это своего рода «паспорт» клетки, который позволяет иммунной системе понимать, что перед ней «свои». Если с клеткой организма происходит что-то нехорошее, например, она поражается вирусом или перерождается в опухолевую клетку, то конфигурация MHC-I меняется или же он исчезает вовсе. Натуральные киллеры и Т-киллеры умеют распознавать MHC-I рецептор, и как только они находят клетку с измененным или отсутствующим MHC-I, они ее убивают. Так работает клеточный иммунитет.
Но у нас есть еще один вид иммунитета — гуморальный. Основными защитниками в этом случае являются антитела — специальные белки, синтезируемые B-лимфоцитами, которые связываются с чужеродными объектами (антигенами), будь то бактерия, вирусная частица или токсин, и нейтрализуют их. Для каждого вида антигена наш организм умеет синтезировать специальные, подходящие именно для этого антигена антитела. Молекулу каждого антитела, также их называют иммуноглобулинами, можно условно разделить на две части: Fc-участок, который одинаков у всех иммуноглобулинов, и Fab-участок, который уникален для каждого вида антител. Именно с помощью Fab-участка антитело «прилипает» к антигену, поэтому строение этого участка молекулы зависит от строения антигена.
Как наша иммунная система понимает устройство антигена и подбирает подходящее для него антитело?
Рассмотрим этот процесс на примере развития бактериальной инфекции. Например, вы поцарапали палец. При повреждении кожи в рану чаще всего попадают бактерии. При повреждении любой ткани организма сразу же запускается воспалительная реакция. Поврежденные клетки выделяют большое количество разных веществ — цитокинов, к которым очень чувствительны нейтрофилы и макрофаги. Реагируя на цитокины, они проникают через стенки капилляров, «приплывают» к месту повреждения и начинают поглощать и переваривать попавших в рану бактерий — так запускается неспецифический иммунитет, но до синтеза антител дело пока еще не дошло.
Расправляясь с бактериями, макрофаги выводят на свою поверхность разные их кусочки, чтобы познакомить Т-хелперов и B-лимфоцитов со строением этих бактерий. Этот процесс называется презентацией антигена. Т-хелпер и B-лимфоцит изучают кусочки переваренной бактерии и подбирают соответствующую структуру антитела так, чтобы потом оно хорошо «прилипало» к таким же бактериям. Так запускается специфический гуморальный иммунитет. Это довольно длительный процесс, поэтому при первом контакте с инфекцией организму может понадобиться до двух недель, чтобы подобрать структуру и начать синтезировать нужные антитела.
После этого успешно справившийся с задачей B-лимфоцит превращается в плазматическую клетку и начинает в большом количестве синтезировать антитела. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и связываются со всеми проникшими бактериями, вызывая их гибель. Кроме того, бактерии с прилипшими антителами гораздо быстрее поглощаются макрофагами, что также способствует уничтожению инфекции.
Есть ли еще какие-то механизмы?
Специфический иммунитет не был бы столь эффективен, если бы каждый раз при встрече с инфекцией организм в течение двух недель синтезировал необходимое антитело. Но здесь нас выручает другой механизм: часть активированных Т-хелпером В-лимфоцитов превращается в так называемые клетки памяти. Эти клетки не синтезируют антитела, но несут в себе информацию о структуре проникшей в организм бактерии. Клетки памяти мигрируют в лимфатические узлы и могут сохраняться там десятилетиями. При повторной встрече с этим же видом бактерий благодаря клеткам памяти организм намного быстрее начинает синтезировать нужные антитела и иммунный ответ запускается раньше.
Таким образом, наша иммунная система имеет целый арсенал различных клеток, органов и механизмов, чтобы отличать клетки собственного организма от генетически чужеродных объектов, уничтожая последние и выполняя свою главную функцию — поддержание генетического гомеостаза.
áÎÔÉÇÅÎÙ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÞÕÖÅÒÏÄÎÙÅ ×ÅÝÅÓÔ×Á ÉÌÉ ÓÔÒÕËÔÕÒÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÓÐÏÓÏÂÎÙ ×ÙÚÙ×ÁÔØ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ. ôÅÏÒÅÔÉÞÅÓËÉ ÌÀÂÁÑ ÍÏÌÅËÕÌÁ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÁÎÔÉÇÅÎÎÏÊ, ÐÏÐÁ× × ÏÒÇÁÎÉÚÍ, ËÏÔÏÒÙÊ ×ÏÓÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÅÅ ËÁË ÞÕÖÅÒÏÄÎÕÀ É ÄÁÅÔ ÎÁ ÎÅÅ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ. ÷ ÜÔÏÍ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÉ ÓËÒÙÔÙ Ä×Å ÏÓÎÏ×ÎÙÅ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÉ ÁÎÔÉÇÅÎÁ: ÉÍÍÕÎÏÇÅÎÎÏÓÔØ É ÁÎÔÉÇÅÎÎÁÑ ÓÐÅÃÉÆÉÞÎÏÓÔØ.
éÍÍÕÎÏÇÅÎÎÏÓÔØ — ÜÔÏ Ó×ÏÊÓÔ×Ï ÁÎÔÉÇÅÎÁ ×ÙÚÙ×ÁÔØ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ . óÔÅÐÅÎØ ÉÍÍÕÎÏÇÅÎÎÏÓÔÉ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÒÑÄÁ ÆÁËÔÏÒÏ×: ÞÕÖÅÒÏÄÎÏÓÔØ, ÍÏÌÅËÕÌÑÒÎÙÊ ×ÅÓ, ÈÉÍÉÞÅÓËÉÊ ÓÏÓÔÁ×, ×ÉÄ ÖÉ×ÏÔÎÏÇÏ É ÅÇÏ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÁÑ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÑ, ÓÐÏÓÏ ××ÅÄÅÎÉÑ ÁÎÔÉÇÅÎÁ, ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ Ë ËÁÔÁÂÏÌÉÞÅÓËÏÍÕ ÒÁÚÒÕÛÅÎÉÀ, ÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÁÄßÀ×ÁÎÔÏ×.
óÐÅÃÉÆÉÞÎÏÓÔØ ÁÎÔÉÇÅÎÁ — ÜÔÏ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØ ÁÎÔÉÇÅÎÁ ÉÚÂÉÒÁÔÅÌØÎÏ ÒÅÁÇÉÒÏ×ÁÔØ Ó ÁÎÔÉÔÅÌÁÍÉ ÉÌÉ ÓÅÎÓÉÂÉÌÉÚÉÒÏ×ÁÎÎÙÍÉ ÌÉÍÆÏÃÉÔÁÍÉ, ËÏÔÏÒÙÅ ÐÏÑ×ÉÌÉÓØ × ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÉÍÍÕÎÉÚÁÃÉÉ . úÁ ÓÐÅÃÉÆÉÞÎÏÓÔØ ÁÎÔÉÇÅÎÁ ÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÙ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÅ ÕÞÁÓÔËÉ ÅÇÏ ÍÏÌÅËÕÌÙ, ÎÁÚÙ×ÁÅÍÙÅ ÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔÁÍÉ (ÉÌÉ ÜÐÉÔÏÐÁÍÉ). óÐÅÃÉÆÉÞÎÏÓÔØ ÁÎÔÉÇÅÎÁ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÎÁÂÏÒÏÍ ÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔ. äÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔÁ — ÏÂÌÁÓÔØ ÍÏÌÅËÕÌÙ ÁÎÔÉÇÅÎÁ, Ë ËÏÔÏÒÏÊ ×ÙÒÁÂÏÔÁÎÙ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÅ ÁÎÔÉÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔÙ (ÁËÔÉ×ÎÙÅ ÃÅÎÔÒÙ ÁÎÔÉÔÅÌ) . óÐÅÃÉÆÉÞÎÏÓÔØ ×ÙÒÁÖÁÅÔÓÑ × ÔÏÍ, ÎÁÓËÏÌØËÏ ÔÏÞÎÏ ÁÎÔÉÇÅÎÎÁÑ ÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔÁ Ë ÁÎÔÉÇÅÎ — Ó×ÑÚÕÀÝÅÍÕ ÃÅÎÔÒÕ (ÁÎÔÉÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔÅ).
óÐÅÃÉÆÉÞÎÏÓÔØ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÁÎÔÉÇÅÎÁ Ó ÁÎÔÉÔÅÌÏÍ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÐÒÏÓÔÒÁÎÓÔ×ÅÎÎÏÊ ËÏÎÆÉÇÕÒÁÃÉÉ ÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔ. òÁÚÌÉÞÁÀÔ:
ÓÅË×ÅÎÃÉÁÌØÎÕÀ (ÁÎÇÌ. seguence — ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏÓÔØ), ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÎÕÀ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÊ ÁÍÉÎÏËÉÓÌÏÔÎÏÊ ÐÏÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌØÎÏÓÔØÀ × ÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏ Ó×ÅÒÎÕÔÏÊ ÍÏÌÅËÕÌÅ ÂÅÌËÁ;
ËÏÎÆÏÒÍÁÃÉÏÎÎÕÀ, ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÎÕÀ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÍÉ ÏÂÌÁÓÔÑÍÉ ÂÅÌËÏ×, ÒÁÓÐÏÌÏÖÅÎÎÙÍÉ ÎÁ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ ÍÏÌÅËÕÌ.
ëìáóóéæéëáãéñ áîôéçåîï÷
ðÒÉ ËÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÉ ÁÎÔÉÇÅÎÏ× ÕÞÉÔÙ×ÁÀÔ ÎÅ ÔÏÌØËÏ ÈÉÍÉÞÅÓËÉÊ ÓÏÓÔÁ×, ÐÒÏÉÓÈÏÖÄÅÎÉÅ, ÎÏ É ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉÅ ×ÚÁÉÍÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑ ÍÅÖÄÕ ÁÎÔÉÇÅÎÁÍÉ ÄÏÎÏÒÁ É ÒÅÃÉÐÉÅÎÔÁ, ÕÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÅÍÙÅ ÔÒÁÎÓÐÌÁÎÔÁÃÉÏÎÎÏÊ ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÅÊ.
îÁÚ×ÁÎÉÅ | áÎÔÉÇÅÎÙ |
ëÏÒÐÕÓËÕÌÑÒÎÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ | òÁÚÌÉÞÎÙÅ ËÌÅÔËÉ É ËÒÕÐÎÙÅ ÞÁÓÔÉÃÙ: ÂÁËÔÅÒÉÉ, ÇÒÉÂËÉ, ÐÒÏÓÔÅÊÛÉÅ, ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÙ |
òÁÓÔ×ÏÒÉÍÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ | âÅÌËÉ ÒÁÚÌÉÞÎÏÊ ÓÔÅÐÅÎÉ ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ, ÐÏÌÉÓÁÈÁÒÉÄÙ |
ôÒÁÎÓÐÌÁÎÔÁÃÉÏÎÎÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ | áÎÔÉÇÅÎÙ ËÌÅÔÏÞÎÏÊ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ, ËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÅÍÙÅ çëçó |
ëÓÅÎÏÁÎÔÉÇÅÎÙ (ÇÅÔÅÒÏÌÏÇÉÞÎÙÅ) | áÎÔÉÇÅÎÙ ÔËÁÎÅÊ É ËÌÅÔÏË, ÏÔÌÉÞÁÀÝÉÅÓÑ ÏÔ ÒÅÃÉÐÉÅÎÔÁ ÎÁ ×ÉÄÏ×ÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ (ÄÏÎÏÒ É ÒÅÃÉÐÉÅÎÔ ÒÁÚÎÙÈ ×ÉÄÏ×) |
áÌÌÏÁÎÔÉÇÅÎÙ (ÇÏÍÏÌÏÇÉÞÎÙÅ) | áÎÔÉÇÅÎÙ ÔËÁÎÅÊ É ËÌÅÔÏË, ÏÔÌÉÞÁÀÝÉÅÓÑ ÏÔ ÒÅÃÉÐÉÅÎÔÁ ÎÁ ×ÎÕÔÒÉ×ÉÄÏ×ÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ (ÄÏÎÏÒ É ÒÅÃÉÐÉÅÎÔ ÐÒÉÎÁÄÌÅÖÁÔ Ë ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉ ÎÅÉÄÅÎÔÉÞÎÙÍ ÉÎÄÉ×ÉÄÁÍ ÏÄÎÏÇÏ É ÔÏÇÏ ÖÅ ×ÉÄÁ) |
óÉÎÇÅÎÎÙÅ | äÏÎÏÒ É ÒÅÃÉÐÉÅÎÔ ÐÒÉÎÁÄÌÅÖÁÔ Ë ÏÄÎÏÊ É ÔÏÊ ÖÅ ÉÎÂÒÅÄÎÏÊ ÌÉÎÉÉ ÖÉ×ÏÔÎÙÈ |
éÚÏÇÅÎÎÙÅ (ÉÚÏÌÏÇÉÞÎÙÅ) | çÅÎÅÔÉÞÅÓËÁÑ ÉÄÅÎÔÉÞÎÏÓÔØ ÉÎÄÉ×ÉÄÏ× (Î-Ò, ÏÄÎÏÑÊÃÅ×ÙÅ ÂÌÉÚÎÅÃÙ) |
áÕÔÏÁÎÔÉÇÅÎÙ | áÎÔÉÇÅÎÙ ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÙÈ ËÌÅÔÏË ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ |
áÌÌÅÒÇÅÎÙ | áÎÔÉÇÅÎÙ ÐÉÝÉ, ÐÙÌÉ, ÐÙÌØÃÙ ÒÁÓÔÅÎÉÊ, ÑÄÏ× ÎÁÓÅËÏÍÙÈ, ×ÙÚÙ×ÁÀÝÉÅ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÕÀ ÒÅÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ |
ôÏÌÅÒÏÇÅÎÙ | áÎÔÉÇÅÎÙ ËÌÅÔÏË, ÂÅÌËÏ×, ×ÙÚÙ×ÁÀÝÉÅ ÁÒÅÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ |
óÉÎÔÅÔÉÞÅÓËÉÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ | éÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÏ ÓÉÎÔÅÚÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ÐÏÌÉÍÅÒÙ ÁÍÉÎÏËÉÓÌÏÔ, ÕÇÌÅ×ÏÄÏ× |
çÁÐÔÅÎÙ | ðÒÏÓÔÙÅ ÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ ÓÏÅÄÉÎÅÎÉÑ × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ ÁÒÏÍÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÑÄÁ |
ôÉÍÕÓ — ÚÁ×ÉÓÉÍÙÅ | ðÏÌÎÏÃÅÎÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÏÇÏ ÉÍÍÕÎÎÏÇÏ ÏÔ×ÅÔÁ ÜÔÉÈ ÁÎÔÉÇÅÎÏ× ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÔÏÌØËÏ ÐÏÓÌÅ ÐÏÄËÌÀÞÅÎÉÑ ô-ËÌÅÔÏË |
ôÉÍÕÓ — ÎÅÚÁ×ÉÓÉÍÙÅ | ðÏÌÉÓÁÈÁÒÉÄÙ, Ó ÐÏ×ÔÏÒÑÀÝÉÍÉÓÑ ÓÔÒÕËÔÕÒÎÏ ÉÄÅÎÔÉÞÎÙÍÉ ÜÐÉÔÏÐÁÍÉ, ÓÔÉÍÕÌÉÒÕÀÔ ÷- ËÌÅÔËÉ; ÓÐÏÓÏÂÎÙ ÉÎÉÃÉÉÒÏ×ÁÔØ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ × ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ô- ÈÅÌÐÅÒÏ× |
ïÂÝÉÅ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÉÑ Ï ÁÎÔÉÇÅÎÅ ËÁË ÉÍÍÕÎÏÇÅÎÎÏÊ ÍÏÌÅËÕÌÅ ÏÔÏÂÒÁÖÅÎÙ ÎÁ ÒÉÓÕÎËÅ 1. ÷ ÇÒÁÆÉÞÅÓËÏÊ ÆÏÒÍÅ ÄÁÎ ÏÂÏÂÝÁÀÝÉÊ, ÕÓÌÏ×ÎÙÊ ÏÂÒÁÚ ÁÎÔÉÇÅÎÁ, ÎÅ ×ÓÔÒÅÞÁÀÝÉÊÓÑ × ÐÒÉÒÏÄÅ. óÍÙÓÌ ÔÁËÏÊ ÆÏÒÍÙ — ÓÕÍÍÉÒÏ×ÁÔØ ÉÚ×ÅÓÔÎÙÅ ÄÁÎÎÙÅ Ï ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉ ÚÎÁÞÉÍÙÈ ÄÅÔÅÒÍÉÎÁÎÔÁÈ ÁÎÔÉÇÅÎÁ × ÅÄÉÎÏÍ, ÕÄÏÂÎÏÍ ÄÌÑ ×ÏÓÐÒÉÑÔÉÑ ×ÉÄÅ.
úÁÄÁÎÉÅ 2. úÁÒÉÓÕÊÔÅ ÓÈÅÍÕ ÕÓÌÏ×ÎÏÇÏ ÏÂÒÁÚÁ ÁÎÔÉÇÅÎÁ. ëÁËÉÅ ÓÔÒÕËÔÕÒÙ ÏÂÏÚÎÁÞÅÎÙ ÎÁ ÒÉÓÕÎËÅ 1 ÃÉÆÒÁÍÉ ÏÔ 1 ÄÏ 6?
òÉÓ. 1. õÓÌÏ×ÎÙÊ ÏÂÒÁÚ ÁÎÔÉÇÅÎÁ.
áÎÔÉÔÅÌÁ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÇÌÏÂÕÌÉÎÙ, ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉ ÒÅÁÇÉÒÕÀÝÉÅ Ó ÁÎÔÉÇÅÎÏÍ, ËÏÔÏÒÙÊ ÏÐÒÅÄÅÌÉÌ ÉÈ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ. ó 1964 Ç. ÁÎÔÉÔÅÌÁ ÐÒÉÎÑÔÏ ÎÁÚÙ×ÁÔØ ÉÍÍÕÎÏÇÌÏÂÕÌÉÎÁÍÉ.
òÉÓ. 2. óÈÅÍÁ ÓÔÒÏÅÎÉÑ ÍÏÌÅËÕÌÙ ÉÍÍÕÎÏÇÌÏÂÕÌÉÎÁ.
úÁÄÁÎÉÅ 3. òÁÓÓÍÏÔÒÉÔÅ ÒÉÓÕÎÏË 2. ïÂÏÚÎÁÞØÔÅ ÏÓÎÏ×ÎÙÅ ÓÔÒÕËÔÕÒÙ ÉÍÍÕÎÏÇÌÏÂÕÌÉÎÁ.
úÁÄÁÎÉÅ 4. ó ÐÏÍÏÝØÀ ÎÉÖÅÐÒÉ×ÅÄÅÎÎÙÈ ÓÈÅÍ ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÒÅÁËÃÉÊ ÏÐÒÅÄÅÌÉÔÅ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÒÁÚÎÙÈ ÔÉÐÏ× ÉÍÍÕÎÎÏÇÏ ÏÔ×ÅÔÁ.
ãÅÌØÀ ÌÀÂÏÊ ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÒÅÁËÃÉÉ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÕÎÉÞÔÏÖÅÎÉÅ ÁÎÔÉÇÅÎÁ É ÚÁÝÉÔÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ. ÷ÓÔÒÅÞÁÑÓØ Ó ÁÎÔÉÇÅÎÏÍ ËÌÅÔËÉ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÄÏÌÖÎÙ:
1. òÁÓÐÏÚÎÁÔØ ÅÇÏ.
2. äÁÔØ ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÏÔ×ÅÔ.
3. úÁÐÏÍÎÉÔØ ÁÎÔÉÇÅÎ. îÁ ÜÔÏÍ ÜÔÁÐÅ ×ÙÒÁÂÁÔÙ×ÁÀÔÓÑ ËÌÅÔËÉ ÐÁÍÑÔÉ. ÷Ï ×ÒÅÍÑ ÉÍÍÕÎÎÏÇÏ ÏÔ×ÅÔÁ ËÌÅÔËÉ ×ÙÂÒÁÓÙ×ÁÀÔ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙÅ ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉ ÁËÔÉ×ÎÙÅ ×ÅÝÅÓÔ×Á (âá÷) — . âÅÚ ÎÉÈ ÂÏÒØÂÁ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÁ.
ïóîï÷îáñ óèåíá éííõîîïçï ïô÷åôá
1. áÎÔÉÇÅÎ, ÐÏÐÁÄÁÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ, × ÐÅÒ×ÕÀ ÏÞÅÒÅÄØ ÓÔÁÌËÉ×ÁÅÔÓÑ Ó ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÙÍÉ ÂÁÒØÅÒÁÍÉ — ËÏÖÅÊ, ÓÌÉÚÉÓÔÙÍÉ ÏÂÏÌÏÞËÁÍÉ É Ô.Ä. íÎÏÇÉÍ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÁÍ ÎÅ ÕÄÁÅÔÓÑ ÐÒÅÏÄÏÌÅÔØ ÉÈ.
2. åÓÌÉ ×ÔÏÒÖÅÎÉÅ ×ÓÅ ÖÅ ÐÒÏÉÚÏÛÌÏ, ÁÎÔÉÇÅÎ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ Ó ÆÁÇÏÃÉÔÉÒÕÀÝÉÍÉ ËÌÅÔËÁÍÉ.
3. íÁËÒÏÆÁÇ (ÆÁÇÏÃÉÔ) ÐÏÖÉÒÁÅÔ É ÐÅÒÅ×ÁÒÉ×ÁÅÔ ÁÎÔÉÇÅÎ.
4. åÓÌÉ ÏÎ ÎÅ ÓÐÒÁ×ÌÑÅÔÓÑ Ó ÎÉÍ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÔÏ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÎÁ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÉ Ó×ÏÅÊ ÍÅÍÂÒÁÎÙ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÀ Ï ÐÒÏÎÉËÛÅÍ ×ÒÁÇÅ. üÔÏ ÓÉÇÎÁÌ ô- ÉÌÉ ÷- ÌÉÍÆÏÃÉÔÏ×.
5. ÷ ÏÔ×ÅÔ ÎÁ ÐÏÌÕÞÅÎÎÙÊ ÓÉÇÎÁÌ Ï ×ÔÏÒÖÅÎÉÉ × ÐÅÒÉÆÅÒÉÞÅÓËÉÈ ÏÒÇÁÎÁÈ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÏÔÂÏÒ ËÌÅÔÏË, ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙÈ ÄÌÑ ÂÏÒØÂÙ ÉÍÅÎÎÏ Ó ÜÔÉÍ ÁÎÔÉÇÅÎÏÍ. ïÂÒÁÚÕÅÔÓÑ ËÌÏÎ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ËÌÅÔÏË. ïÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ ÆÏÒÍÉÒÕÅÔÓÑ ÎÅÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ËÌÅÔÏË ÐÁÍÑÔÉ.
6. ×ÓÔÕÐÁÀÔ × ÂÏÊ.
éííõîïìïçéþåóëéê ïô÷åô ðï ëìåôïþîïíõ ôéðõ
éÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ ÎÁ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ ÍÏÖÅÔ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔØ ÐÏ-ÒÁÚÎÏÍÕ. åÓÌÉ × ÂÏÒØÂÕ ×ÓÔÕÐÁÀÔ ô-ËÌÅÔËÉ, ÜÔÏ ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ ÐÏ ËÌÅÔÏÞÎÏÍÕ ÔÉÐÕ .
1. áÎÔÉÇÅÎ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔ ÐÅÒ×ÙÅ ÐÒÅÐÑÔÓÔ×ÉÑ — ËÏÖÕ É Ô.Ä.
2. íÁËÒÏÆÁÇ ÐÏÇÌÏÝÁÅÔ ÁÎÔÉÇÅÎ É ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÅÇÏ ÎÁ ÍÅÍÂÒÁÎÅ.
3. éÎÆÏÒÍÁÃÉÑ Ï ÐÒÏÔÉ×ÎÉËÅ ÐÅÒÅÄÁÅÔÓÑ ô-ÈÅÌÐÅÒÕ.
4. ô-ÈÅÌÐÅÒ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×ÕÅÔ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÀ ËÌÏÎÁ ô-ËÉÌÌÅÒÏ×. ïÂÒÁÚÕÀÔÓÑ ËÌÅÔËÉ ÐÁÍÑÔÉ.
5. ô- ËÉÌÌÅÒÙ ÓÐÏÓÏÂÎÙ ÒÁÚÒÕÛÁÔØ ×ÔÏÒÇÛÉÅÓÑ ËÌÅÔËÉ É ËÌÅÔËÉ, ÚÁÒÁÖÅÎÎÙÅ ×ÉÒÕÓÏÍ.
6. òÅÁËÃÉÑ ÚÁ×ÅÒÛÁÅÔÓÑ ÐÒÉ ÕÞÁÓÔÉÉ ô- ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÉÈ ËÌÅÔÏË.
éííõîïìïçéþåóëéê ïô÷åô ðï çõíïòáìøîïíõ ôéðõ ó ðïíïýøà ô- èåìðåòï÷
ðÒÉ ÐÒÏÎÉËÎÏ×ÅÎÉÉ ÂÁËÔÅÒÉÊ É ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ×ÉÒÕÓÏ× ÍÏÖÅÔ ÐÏÎÁÄÏÂÉÔØÓÑ ÇÕÍÏÒÁÌØÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ . ÷ÏÚÍÏÖÎÙ Ä×Á ÅÇÏ ×ÁÒÉÁÎÔÁ: Ó ÕÞÁÓÔÉÅÍ ô- ÈÅÌÐÅÒÏ× É ÂÅÚ ÉÈ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Á.
1. ðÒÏÎÉËÎÏ×ÅÎÉÅ ÁÎÔÉÇÅÎÁ.
2. ðÏÇÌÏÝÅÎÉÅ ÁÎÔÉÇÅÎÁ É ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÉ Ï ÎÅÍ ÎÁ ÍÁËÒÏÆÁÇÅ.
3. ðÅÒÅÄÁÞÁ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÉ ô- ÈÅÌÐÅÒÕ.
4. ô — ÈÅÌÐÅÒ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×ÕÅÔ ÁËÔÉ×ÁÃÉÉ ÷-ËÌÅÔÏË. ïÂÒÁÚÕÀÔÓÑ ËÌÅÔËÉ ÐÁÍÑÔÉ.
5. ÷ — ËÌÅÔËÉ ÐÒÅ×ÒÁÝÁÀÔÓÑ × ÐÌÁÚÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ËÌÅÔËÉ, ÓÐÏÓÏÂÎÙÅ Ë ÓÉÎÔÅÚÕ ÁÎÔÉÔÅÌ.
6. ðÌÁÚÍÁÔÉÞÅÓËÁÑ ËÌÅÔËÁ ×ÙÒÁÂÁÔÙ×ÁÅÔ ÉÍÅÎÎÏ ÔÅ ÁÎÔÉÔÅÌÁ, ËÏÔÏÒÙÅ ÎÕÖÎÙ ÄÌÑ ÂÏÒØÂÙ Ó ÐÏÓÔÕÐÉ×ÛÉÍ ÁÎÔÉÇÅÎÏÍ. ïÎÉ Ó×ÑÚÙ×ÁÀÔ ÅÇÏ, ÏÂÒÁÚÕÑ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ËÏÍÐÌÅËÓ.
7. ëÏÍÐÌÅËÓ ÁÎÔÉÇÅÎ — ÁÎÔÉÔÅÌÏ ÚÁÈ×ÁÔÙ×ÁÅÔÓÑ ÍÁËÒÏÆÁÇÏÍ É ÒÁÚÒÕÛÁÅÔÓÑ.
8. úÁ×ÅÒÛÅÎÉÅ ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÒÅÁËÃÉÉ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÒÉ ÕÞÁÓÔÉÉ ô- ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÉÈ ËÌÅÔÏË.
éííõîïìïçéþåóëéê ïô÷åô ðï çõíïòáìøîïíõ ôéðõ âåú ðïíïýé ô- ëìåôïë
1. ðÒÏÎÉËÎÏ×ÅÎÉÅ ÁÎÔÉÇÅÎÁ.
2. ðÏÇÌÏÝÅÎÉÅ ÁÎÔÉÇÅÎÁ É ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÉÅ ÅÇÏ ÎÁ ÍÁËÒÏÆÁÇÅ.
3. éÎÆÏÒÍÁÃÉÑ Ó ÍÁËÒÏÆÁÇÁ ÐÅÒÅÄÁÅÔÓÑ ÎÁ ÷ — ËÌÅÔËÕ.
4. ÷ — ËÌÅÔËÉ ÐÒÅ×ÒÁÝÁÀÔÓÑ × ÐÌÁÚÍÁÔÉÞÅÓËÉÅ ËÌÅÔËÉ, ×ÙÒÁÂÁÔÙ×ÁÀÝÉÅ ÁÎÔÉÔÅÌÁ.
5. áÎÔÉÔÅÌÁ Ó×ÑÚÙ×ÁÀÔ ÁÎÔÉÇÅÎÙ.
6. ëÏÍÐÌÅËÓ ÁÎÔÉÇÅÎ — ÁÎÔÉÔÅÌÏ ÕÄÁÌÑÅÔÓÑ ÍÁËÒÏÆÁÇÏÍ.
äÌÑ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÏÇÏ ÉÍÍÕÎÎÏÇÏ ÏÔ×ÅÔÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÕÞÁÓÔÉÅ ÃÅÌÏÇÏ ÒÑÄÁ ÜÆÆÅËÔÏÒÎÙÈ É ÒÅÇÕÌÑÔÏÒÎÙÈ ËÌÅÔÏË ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ËÌÅÔÏË, ÕÞÁÓÔ×ÕÀÝÉÈ × ÒÅÁËÃÉÑÈ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ, ÇÅÍÏÐÏÜÔÉÞÅÓËÉÈ É ÄÒÕÇÉÈ ÔÉÐÏ× ËÌÅÔÏË. ÷ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÍÅÖÄÕ ÜÔÉÍÉ ËÌÅÔËÁÍÉ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÃÉÔÏËÉÎÏ× .
ãÉÔÏËÉÎÙ — ÜÎÄÏÇÅÎÎÙÅ ÎÉÚËÏÍÏÌÅËÕÌÑÒÎÙÅ ÂÅÌËÏ×ÙÅ ÒÅÇÕÌÑÔÏÒÙ, ÐÒÉÎÉÍÁÀÝÉÅ ÕÞÁÓÔÉÅ × ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÏÍ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÉ ÉÍÍÕÎÎÏÇÏ ÏÔ×ÅÔÁ.
ãÉÔÏËÉÎÙ × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ ÉÇÒÁÀÔ ÒÅÇÕÌÉÒÕÀÝÕÀ ÒÏÌØ × ÍÅÖËÌÅÔÏÞÎÙÈ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑÈ, ÁËÔÉ×ÉÒÕÑ ÉÌÉ, ÉÎÇÉÂÉÒÕÑ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÈ ËÌÅÔÏË. îÅËÏÔÏÒÙÍ ÃÉÔÏËÉÎÁÍ Ó×ÏÊÓÔ×ÅÎÎÁ ÐÒÑÍÁÑ ÜÆÆÅËÔÏÒÎÁÑ ÆÕÎËÃÉÑ.
ãÉÔÏËÉÎÙ ÓÅËÒÅÔÉÒÕÀÔÓÑ ÒÁÚÎÙÍÉ ÔÉÐÁÍÉ ËÌÅÔÏË, × ÏÓÎÏ×ÎÏÍ ÒÁÚÎÙÍÉ ÐÏÐÕÌÑÃÉÑÍÉ ÌÅÊËÏÃÉÔÏ×, É ÄÅÊÓÔ×ÕÀÔ ÌÏËÁÌØÎÏ ÏÔ ËÌÅÔËÉ Ë ËÌÅÔËÉ, ÓÏÅÄÉÎÑÑÓØ ÓÏ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÍÉ ×ÙÓÏËÏÁÆÆÉÎÎÙÍÉ ÒÅÃÅÐÔÏÒÁÍÉ.
ôÅÒÍÉÎÏÍ ÏÂßÅÄÉÎÑÀÔ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÙÅ ÆÁËÔÏÒÙ ÒÏÓÔÁ, ÉÎÔÅÒÆÅÒÏÎÙ, ÈÅÍÏËÉÎÙ É ÉÎÔÅÒÌÅÊËÉÎÙ. ÷ ÎÁÓÔÏÑÝÅÅ ×ÒÅÍÑ ÉÄÅÎÔÉÆÉÃÉÒÏ×ÁÎÏ ÏËÏÌÏ 80 ÃÉÔÏËÉÎÏ×. ïÄÎÁËÏ ÐÒÅÄÐÏÌÁÇÁÀÔ, ÞÔÏ ÉÈ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÐÒÉÂÌÉÖÁÅÔÓÑ Ë 1000.
÷ïðòïóù óåíéîáòá
1. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÁÎÔÉÇÅÎ? ëÁËÉÍÉ Ó×ÏÊÓÔ×ÁÍÉ ÏÂÌÁÄÁÅÔ ÁÎÔÉÇÅÎ?
2. ëÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÑ ÁÎÔÉÇÅÎÏ×?
3. óÔÒÕËÔÕÒÁ ÁÎÔÉÇÅÎÏ× HLA ?
4. þÔÏ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÁÎÔÉÔÅÌÁ?
5. èÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÁ ÐÑÔÉ ËÌÁÓÓÏ× ÉÍÍÕÎÏÇÌÏÂÕÌÉÎÏ×?
6. þÔÏ ÔÁËÏÅ ÃÉÔÏËÉÎÙ?