Ребенок не разговаривает мрт показал
СтелькаОТединицы
1
СтелькаОТединицы
12 июня 2019 в 20:23
Вы напишите сколько лет ребенку .
Нервогенератор
2
Нервогенератор
12 июня 2019 в 20:26
Органическое поражение цнс?
Пищалка
3
Пищалка
12 июня 2019 в 20:27
При чем тут говорит ребенок или нет?что угодно может показать. Не всегда есть связь речь-проблемы с цнс
75В
(автор)
4
75В
(автор)
12 июня 2019 в 20:27
Ответ для СтелькаОТединицы
Цитата:
Вы напишите сколько лет ребенку .
5 лет
Отблеск мысли
5
Отблеск мысли
12 июня 2019 в 20:28
На МРТ можно увидеть органические поражения мозга, если они есть. Но причин того, что ребенок не говорит несколько, поэтому и результаты МРТ разные у разных детей.
Знаю ребенка с идеальным мозгом по результатам мрт, но он не говорит, не ходит.
Ласковая_львица
7
Ласковая_львица
12 июня 2019 в 20:40
Нам показало ишемическое поражение мозга .Заговорил в 5 .Ходит и бегает плохо.Ваш ребеннок хоть несколько слов говорит?Все же посоветую вам сделать МРТ так как иногда это помогает назначить правильное лечение .А еще обязательно ночное ЭЭГ.
75В
(автор)
8
75В
(автор)
12 июня 2019 в 20:48
Ответ для Ласковая_львица
Цитата:
Нам показало ишемическое поражение мозга .Заговорил в 5 .Ходит и бегает плохо.Ваш ребеннок хоть несколько слов говорит?Все же посоветую вам сделать МРТ так как иногда это помогает назначить правильное лечение .А еще обязательно ночное ЭЭГ.
да, говорит, некоторые слова, предложения короткие.
Семена рукколы
9
Семена рукколы
12 июня 2019 в 20:55
послушаю.меня отговаривают.я не решусь никак.у нас уже ЭЭГ улучшилось.а толку особо нет.поэтому сомневаюсь в мрт
Ласковая_львица
10
Ласковая_львица
12 июня 2019 в 21:23
Ответ для 75В
Цитата:
да, говорит, некоторые слова, предложения короткие.
Ну значит не все так плохо .Есть проблемы с мелкой и грубой моторикой?
Пищалка
11
Пищалка
12 июня 2019 в 21:23
Ответ для Семена рукколы
Цитата:
послушаю.меня отговаривают.я не решусь никак.у нас уже ЭЭГ улучшилось.а толку особо нет.поэтому сомневаюсь в мрт
Обычное еег ни о чем. Если ночной мониторинг то да. Ничего страшного в МРТ нет
Пищалка
12
Пищалка
12 июня 2019 в 21:24
Ответ для 75В
Цитата:
да, говорит, некоторые слова, предложения короткие.
Какой диагноз ставят логопеды? Знм,сенсорные алалии ?
75В
(автор)
13
75В
(автор)
12 июня 2019 в 21:30
Ответ для Пищалка
Цитата:
Какой диагноз ставят логопеды? Знм,сенсорные алалии ?
Да диагнозы меняются как перчатки. Логопед предполагает моторную алалию. Врач пишет зрр. Это из последнего. А так чего только не было
75В
(автор)
14
75В
(автор)
12 июня 2019 в 21:31
Ответ для Ласковая_львица
Цитата:
Ну значит не все так плохо .Есть проблемы с мелкой и грубой моторикой?
Нет, проблем с моторикой нет .
Нельзя сказать, что он норма во всех сферах, кроме речи, есть конечно поведенческие моменты, но в целом развит нормально
Пищалка
15
Пищалка
12 июня 2019 в 21:33
Ответ для Семена рукколы
Цитата:
послушаю.меня отговаривают.я не решусь никак.у нас уже ЭЭГ улучшилось.а толку особо нет.поэтому сомневаюсь в мрт
Чем Вам так страшно делать МРТ? Это обследование ,очень информативное,которое даст картину для дальнейшего лечения ребенка. Смысл бояться и ждать? Чего ждёте то? А если там,не дай Бог какая неприятность срочная? Упустите время ,а после будете логти кусать. Оно Вам и ребенку надо?
Пищалка
16
Пищалка
12 июня 2019 в 21:35
Ответ для 75В
Цитата:
Да диагнозы меняются как перчатки. Логопед предполагает моторную алалию. Врач пишет зрр. Это из последнего. А так чего только не было
Ну я так и подумала. Обследуйте ребенка досконально ! Причина есть и ищите ее . Не ждите-теряете драгоценное время
Начальник Анонимов
17
Начальник Анонимов
12 июня 2019 в 23:23
МРТ идеальное, а речи не было. Делайте помимо МРТ еще и МРС она больше покажет (магнитно резонанс. спектроскопия)
Источник
Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.
Аппаратные обследования при задержке речи
Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):
- Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
- ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
- Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
- МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.
Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи
- Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
- Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
- Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
- Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Источник
Девочки, вот такой вопрос меня мучает.
По плану нашего обследования, нам надо сходить к генетику(записаны на март) и сделать анализ на наличие ломкой Х-хромосомы.
К сожалению, у нас есть косвенные признаки, как сказала психолог: высокое небо, неправильный прикус, раскоординированность.
Но, как понимают все мамы аутичных детей, каждый анализ — это пытка. Боюсь вообще нанести ребенку травму и вызвать стресс.
так вот, вопрос… мы делали МРТ и оно у нас нормальное, без отклонений. А по описанию, ломкая хромосома всегда, вроде, выражается некоторой степенью УО. Но, тогда, это должно как-то проявляться на МРТ, нет?
к невропатологу я иду через пару недель, спрошу у него, но, этот вопрос мне покоя не дает…
26.12.2005 07:30:05, Pacifica
15 комментариев
Моему мальчику как раз год назад была диагностирована ломкая х-хромосома.Из внешних признаков у нас присутствуют большие уши/и то ведь все относительно/, гипермобильность в суставах. И еще конечно большие трудности с речью. А так поведение у него не агрессивное, с детьми в садике дружит ,хотя он и застенчивый ,что характерно для таких детей. Еще при таком диагнозе есть характерные отклонения в энцефалограмме, а ЯМР мы не делали .Я побоялась последствий наркоза. Насчет УО это тоже все очень относитнльно .У него столько аутичных заморочек ,что иногда не возможно понять или он не знает, или забыл, или просто не настроен в этот момент отвечать, потому что недавно отвечал сходу и правильно.Вот например всего за несколько повторений усвоил название всех 12 месяцев года ,а цвета учим уже очень долго и до сих пор путаем. Компьютер тоже освоил сам ,наверно с3-х лет включает, выключает, вводит пароль, находит, открывает папки ,хорошо работает мышкой, а вот карандаш в руки берем с большим трудом.
НО переходя к вашему вопросу, анализ у генетика я бы вам посоветовала сделать. Кроме того, цитогнетический анализ в большинстве случаев дает отрицательный ответ/поэтому этот синдром редко диагностируют/и если есть показания надо делать и молекулярный анализ. Хотя в принципе это ничего не меняет, что есть то и есть ,но какую-то определенность в ситуацию вносит. И еще хочу сказать, что когда мне стал известен результат наших анализов, то для меня это прозвучало приговором ,а потом я взяла себя в руки и поняла, что это всего лишь диагноз, и с этим можно бороться. Дети эти обучаемые, учиться любят ,любят когда их хвалят ,только усилий нодо приложить значительно больше .
27.12.2005 21:50:39, irra
вам психолог сказал про ломкую хромосому, а мне генетик нашел у ребенка кучу внешних признаков (от оттопыренных ушей до специфичного рисунка на пальчиках, ему делали отпечатки как приступникам в кино) я ясно дело полетела с ним сдавать анализы, 2 анализа по 1 тыс рублей каждый. за 2 недели пока ждала результата чуть с ума не сошла. анализы в норме, так что не переживайте раньше времени.
26.12.2005 23:09:56, natat
Наташа, это же СУПЕР! Рада за Вас, что fraX не подтвердилась! Вот Вам дополнительная радость под Новый год! Желаю Вам здоровья, успехов и спокойствия побольше. Как дела с логопедом, какие результаты?
Наташа.
27.12.2005 09:40:24, мама Жени
Здравствуйте, Pacifica!
Ваш пост затронул наболевшее в моей душе, хочется Вам ответить.
1. На МРТ НИКОГДА не видно УО — если только речь не идет о каких-то серьезных вещах типа кист, кровоизлияний, гипоплазий и тому подобных, да в этих случаях УО может быть, а может и не быть. МРТ, грубо говоря, показывает только структуры мозга, это все равно, что по фотографии флакона говорить о запахе духов. Поэтому успокойтесь.
2. Позвольте спросить, на генетич.обследование Вас направил ПСИХОЛОГ? И ПСИХОЛОГ определил у Вашего ребеночка «косвенные признаки»? А что говорит генетик? Или хотя бы невропатолог?
Как же, блин, достали эти психологи! Pacifica! Открою Вам одну страшную тайну, котрую мы сами выстрадали:ПСИХОЛОГИ — ЭТО НЕ ВРАЧИ. ЭТО, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ, ПЕДАГОГИ! Вы пойдете к учительнице спрашивать, как лечить, извините, насморк? Так что же Вы спрашиваете психолога по генетике, о которой они имеют весьма и весьма смутное представление? Нам, в свое время, психологи через одного говорили о с-ме Дауна. Ну так и что?
Все, что говорит психолог, и что не касается непосредственно поведенческих аспектов, нужно просто забыть. Я в такие моменты спокойно и довольно резко говорю: «Вы — не врач. Вы — педагог. Это — не Ваша сфера. Позвольте нам самим решать, что делать с той или иной проблемой. Занимайтесь СВОИМ делом».
Ну Вы сами-то подумайте — высокое нёбо, неправильный прикус, раскоординированность…Разве ЭТО показатель ломкой Х-хромосоомы или иных генетич. нарушений? И почему именно fraX? При нашей del18q22 тоже высокое небо, неправильный прикус итд…Ну Вы же взрослая разумная женщина! Успокойтесь, а если хотите проконсультироваться, прежде всего, надо послушать ВРАЧА — генетика.
3. IMHO:Психологи горазды сваливать свои неудачи и нежелание работать на какие-либо причины. А с ребенком надо ПРОСТО РАБОТАТЬ. И при любых диагнозах будет успех. Еще раз IMHO: психолога лучше поменять.
Простите, если резко.
26.12.2005 14:40:11, мама Жени
Мама Жени, ничего страшного, совершенно не резко…
Просто потому, что при ломкой хромосоме признаки поведения схожи с аутичными.
А мы как раз собираемся провести полное тестирование на аутизм, на март записаны к генетику и педиатору по развитию, проверку слуха, тесты для Д.С. Также тоже хотелось бы сходить к ДАН доктору, чтобы выяснить диету и витамины.
Но, заборы крови меня повергают в ужас… Мы пытались делать это лишь однажды и то, ретировались…
Кровь не брали НИ РАЗУ с рождения. Вот и хотелось бы избежать, чтобы не наносить лишнюю психологическую травму ребенку, но, похоже, не получится…
А можно я обнаглею и спрошу про del18q22?
27.12.2005 00:30:00, Pacifica
Пожалуйста-пожалуйста. Вот ссылочка:
https://www.chromosome18.org/syndrome_qminus.htm
27.12.2005 09:43:26, мама Жени
Ну вы прям рекордсмены! У вас еще и генетика! Выходить такого ребенка, довести до массовой школы… Это просто на грани возможного! Пусть вам Бог помогает и дальше!
28.12.2005 23:31:48, ANNA_UA
«А мы еще и на машинке умеем..» ( скромно потупя глаза :-)))))
А если серьезно, до массовой школы в полном объеме нам еще трудиться и трудиться. Мы пока не можем усваивать то, что дается на уроке. Поэтому 2 урока в школе дополняем 2-3 часами ежедневных дополнительных занятий по предметам и с логопедом + спорт. Я очень надеюсь, что к концу началки решатся наши проблемы с включением, переключением и т.п., а также улучшится речь. И сами пока не желаем есть. И плохой почерк, и бедная мимика, и… и… и… В общем, работайте, негры. Спасибо Вам на добром слове. Желаю всем радости в Новом году, а также постепенного решения проблем.
29.12.2005 09:21:56, мама Жени
Мрт показывает анатомическеи изменения, но УО в большинстве случаев имеет не анатомическую, а физиологическую природу, тогда МРТ тут ничего не покажет.
26.12.2005 14:16:56, МуммиМама
извиниет за вопрос, а физиологическая природа от анатомической чем отличается?
26.12.2005 16:41:05, Sweetlana
анатомия это строение: протоки, извилины, ствол, мозжечок и т.д. деление на серое и белое вещество…
а физиология — это как оно все функционирует, между собой взаимодействует. И это не всегда связано с анатомией, импульсы передаются на биохемическом уровне.
26.12.2005 23:22:55, МуммиМама
У моей подруги сын тяжело пострадал в родах, после 7 лет выровнялся, а сейчас ( 24 года), после окончания экономического ВУЗА решил получить второе высшее, художественное, учится в Суриковском на 2м курсе. Нормальный красивый адекватный мальчик, очень талантливый. Физиологически и психически — без особенностей. В 2003 г. сделали в 1й раз в жизни МРТ ГМ ( часто мучают головные боли от переутомления глаз). Результат удивил всех — полностью отключено правое полушарие, имеются признаки деградации мозг. в-ва. Вот такая анатомическая особенность.
26.12.2005 17:07:30, мама Жени
бывают такие случаи, их много описано. Как делают по какому-то поводу МРТ и видят у нормального человека почти пустые полушария 🙂 Как говорит наш нейрохирург: важно не количество мозга, а его качество 🙂 и внешне нормальный мозг может быть незадействованным вообще….
26.12.2005 23:20:20, МуммиМама
Вот и нам назначили сделать МРТ, диагноз СДВГ+ЗПРР, и я думаю, что это нам даст? Я так понимаю, неврологу важно, есть ли у нас органические нарушения. И какого рода эти нарушения. А по ваши словам как раз это то увидеть и нельзя, а только анатомию мозга, ну и наличие всяких образований (Т-Т-Т).
27.12.2005 10:14:56, Sweetlana
органические нарушения могут выражаться анатомически: патология развития или отсутствие каких-то структур, или изменение их плотности….
27.12.2005 13:32:56, МуммиМама
Источник
Все чаще родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок начинает плохо или поздно говорить, а то и не разговаривает вовсе. Знакомые отмахиваются: «Мой вон вообще в семь лет заговорил, сейчас рот не закрывается», невролог успокаивает: «Все дети разные, заговорит рано или поздно», логопед в поликлинике категоричен: «Приходите, когда исполнится пять лет». В результате, когда ребенку остается всего год-два до школы, а он вместо предложений изъясняется звуками и нечленораздельным мычанием, родители спохватываются и начинают бегать по врачам и подыскивать лучших специалистов.
Когда стоит начинать беспокоиться за речь своего ребенка и как предупредить проблемы речевого развития, «Комсомолке» рассказала логопед-дефектолог с 25-летним стажем Розалия Бурханова.
ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОЗДНО ГОВОРИТЬ?
— Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Башкирии, но и в России, а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше, — говорит логопед-дефектолог, олигофренопедагог Розалия Бурханова, которая уже 25 лет работает с детьми с самыми тяжелыми речевыми расстройствами. – В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто.
Логопед-дефектолог Розалия Бурханова уже 25 лет обучает детей с самыми тяжелыми речевыми обучениями
По мнению педагога, на это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.
Третья и очень важная причина – обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки».
— Вы посмотрите, сколько сейчас существует каналов с мультфильмами. А ведь дети не должны день и ночь просиживать перед телевизором! – подключается к разговору дочь Розалии Бурхановой Лариса Пристанская, тоже логопед-дефектолог и олигофренопедагог с внушительным стажем работы. – Экранная речь – слишком быстрая, неразборчивая, монотонная. Ребенок попросту не успевает уловить смысл услышанного. Взять всеми любимый мультсериал «Барбоскины» — там есть собачка Лиза, которая так умилительно картавит и шепелявит. Только ребенок считает, что это норма, и начинает подражать, сознательно коверкая свою речь. Еще одна история: ко мне приходила на занятия девочка 2,5 года. Не разговаривала совсем, просто мычала и показывала пальцем, если что-то просила. Я заметила, что она все время пытается залезть к матери в сумку. Оказалось, что она там ищет… свой телефон! На мое удивление мать возмутилась: «Так если я не дам ей телефон, она же будет постоянно на мне виснуть?» Занавес…
Логопед Лариса Пристанская уверена — речь ребенка напрямую зависит от стараний его родителей
КАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА
Вы задумывались когда-нибудь, как вообще учится ребенок говорить? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки.
— До двух месяцев ребенок выражает свои эмоции и потребности через плач. С трех месяцев начинается период гуления. Ребенок оживляется, когда к нему обращается кто-то из родителей – старается заглянуть в глаза и улыбнуться. С 5-6 месяцев начинается лепетная речь – ма-ма-ма, ба-ба-ба, и уже к году у ребенка появляются первые слова – «мама», «папа», «баба», — объясняет Розалия Бурханова. – Но ведь сейчас родители заняты, с ребенком толком никто и не разговаривает. Приходят домой уставшие, садятся на диван перед телевизором, а ведь с малышом нужно постоянно говорить. Вот пошел он мыть руки, вы проговаривайте каждое движение вслух: вот мы включаем воду, слышишь, как она журчит? Вот мы намыливаем руки, вот споласкиваем, а теперь вытираем полотенцем. И делать это нужно с самого рождения! Не зря же японцы еще во время беременности женщины включают классическую музыку, потому что ребенок через плаценту слышит звуки и успокаивается. Он слышит материнский голос, поэтому разговаривайте с ним вслух. Если родители часто ругаются между собой, малыш все это впитывает, как губка: становится тревожным и плаксивым.
Дети повально увлечены гаджетами, что негативно влияет на их речевое развитиеФото: Евгения ГУСЕВА
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Дислалия – неправильное произношение звуков. Самое простое нарушение, которое легко исправляется на занятиях у логопеда. При дислалии ребенок все слышит, все понимает, говорит сам, но коверкая некоторые звуки (самые распространенные – шипящие, р и л).
Дизартрия – расстройство речи, вызванное органическим поражением ЦНС и коры головного мозга. Корректируется, но уже сложнее, требуется помощь логопеда-дефектолога.
ОНР – общее недоразвитие речи. Тут страдают уже все компоненты речи – и звукопроизношение, и грамматика, и лексика. Проблема выявляется к трем годам (до этого времени ставят ЗРР – задержку речевого развития). Требует вмешательства дефектолога и других специалистов.
Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания. Характерна для детей с ментальной (умственной) патологией. Требуется серьезное медикаментозное лечение и постоянные занятия со специалистами.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКОРЕЕ ЗАГОВОРИТЬ
Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.
1. Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какафонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.
2. Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на башкирском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи.
— Приходил ко мне мальчик 3,5 года. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм, — вспоминает логопед Лариса Пристанская. — Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно на английском – yellow (желтый), red (красный) brown (коричневый), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает. Звоню маме, а она мне в ответ – мне часто некогда с ним возиться, поэтому я на компьютере включаю ему развивающие мультики. И представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!
3. Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком – старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.
— Говорите медленно, внятно, проговаривая каждый звук. Читайте сказки разными голосами, меняйте интонацию, чтобы малыш мог вычленить каждую гласную или согласную, — советует логопед.
4. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!
5. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.
КОГДА НАЧИНАТЬ БИТЬ ТРЕВОГУ
— Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если к 1, 5 года малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, — уверена логопед-дефектолог Розалия Бурханова. – Запомните, даже если вам говорят, что до 5 лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до 5 лет.
Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.
— Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, — советует Розалия Бурханова.
Вместо просмотра мультиков почитайте вместе с ребенком книжкуФото: Олег РУКАВИЦЫН
К КАКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ
Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или логопедом-дефектологом.
— Что касается вопроса, чья помощь требуется – логопеда или логопеда-дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, — уточнила Розалия Бурханова.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ОЖИДАТЬ ПЛОХО ГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА В БУДУЩЕМ
Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубиться: одноклассники могут издеваться и передразнивать ребенка, а если и учитель будет подчеркивать речевые недостатки, ребенок может замкнуться и комплексовать. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.
Конечно, всех родителей волнует вопрос: где будет учиться их ребенок, который плохо говорит. Дети с легкими нарушениями речи учатся в обычных школах, в обычных классах, параллельно занимаясь с логопедом. Если речевые проблемы серьезные, есть нарушения мозговой деятельности, то после прохождения психолого-медико-педагогической экспертизы (ПМПК) ребенка могут отправить на обучение в школу 8 вида (коррекционную). После окончания такой школы многие поступают в колледжи и получают достойную рабочую профессию.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ
1. Как долго нужно заниматься с логопедом?
Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Если у ребенка серьезные проблемы с речью, то с логопедом нужно заниматься три раза в неделю, а дома каждый день! Вас попросят завести тетрадь, в которую логопед запишет задания – артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на звуки – все это нужно выполнять каждый день! Именно от этого зависит успех занятий и их продолжительность.
2. Как проходит занятие?
Как правило, занятие начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.
— Длительность занятий зависит от возраста, ведь терпение и усидчивость у трех- и пятилетнего ребенка сильно отличаются. С детьми до 3 лет – занятия проводятся по 30 минут. Пятилетние дети спокойно выдерживают 45-60 минут, — отмечает Розалия Бурханова.
3. Как правильно заниматься дома?
Главное правило – заниматься дома нужно каждый день, но до максимум до 9 вечера. Два часа перед сном ребенок должен просто отдыхать – читать книги, играть в спокойные игры. Никакого телевизора или гаджетов!
— Те же артикуляционную и дыхательную гимнастики можно делать, пока вы едете в машине, сидите в очереди к врачу или на прогулке, — говорит Лариса Пристанская. – Превратите занятие в игру: сделайте вместе с ребенком бумажное оригами и подвесьте на веревочке. Когда ребенок будет проходить мимо, пусть дует на него, это хорошо развивает дыхательный аппарат.
Существует масса методик и пособий по развитию речи. Фото: Евгения Нифонтова
Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на ребенка и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, добиться правильного результата.
— Развивайте мелкую моторику – давайте ребенку перебирать крупы, пуговицы, пусть он трогает разные по фактуре, форме, размеру и цвету предметы – гладкие и шершавые, теплые и прохладные, круглые и продолговатые. Купите волчок, чтобы развивать «пинцетный» захват – это научит потом правильно держать ручку. Надувайте мыльные пузыри и воздушные шары. Пусть ребёнок чаще показывает язык. Намажьте тарелку вареньем или сгущенным молоком – и пусть ребенок ее оближет. Это все помогает развивать артикуляционный аппарат, — советуют логопеды.
Источник