Роль бактерий в иммунитете человека
Биология 8 класс
Тема урока: Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Э.Дженнер и Л.Пастер. изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммуннитет пассивный и активный, естественный и искуственный. Профилактика СПИДа.
Цель урока: :
образовательная- ознакомить обучающихся с историей изобретения вакцин, их ролью, работами Л.Патера и Э.Дженера, дать понятие сыворотки, классификацию вакцин и иммунитета, показать причины аллергии, тканевой совместимости;
развивающая– умение работать с дополнительными источниками, умение воспринимать дополнительную информацию, выступать в классе;
воспитательная- воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: словесные- рассказ с элементами беседы, наглядные, практические- использование мультимедиа, презентаций, рефератов, схем.
Оборудование: таблица «Кожа», «Инфекционные болезни», портреты Э.Дженера и Л.Пастера
Ход урока:
1.Орг. Момент
II. Проверка домашнего задания
фронтальный опрос
1. способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство- иммунитет
2. процесс уничтожения чужеродных тел- фагоцитоз
3. вещества, нейтрализующие антиген- антитела
4. чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию- антигены
5. как образуются антитела? (Лимфоциты, получив информацию об антигене, размножаются и выделяют антитела)
6. каковы признаки воспаления? (покраснение кожи, повышение температуры)
7. Что такое ворота инфекции? ( путь, через который возбудитель инфекции может попасть в организм)
8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?( люди не освободившиеся полностью от болезнетворных организмов- заражают других)
III. Сообщение темы урока
Сегодня мы проведем урок на тему «Иммунология на службе здоровья», где рассмотрим историю открытия вакцин, дадим классификацию иммунитета, разъясним причины аллергии и тканевой совместимости, которую надо учитывать при переливании крови. В развитии инфекции и формах ее проявления играют роль три основных взаимодействующих фактора: патогенные микроорганизмы, восприимчивый макроорганизм и внешняя среда, где происходит их взаимодействие. Чтобы вызвать заболевание, микроорганизмы должны обладать патогенностью и вирулентностью, т. е. признаками, которые характеризуют их как возбудителей заболевания.
Сообщение «Покровы тела- защитный барьер на пути микробов. Таблица «Кожа» (приложение )
Изучением иммунитета занимается наука иммунология. Ее вклад в медицину огромен.
Сообщение «История изобретения вакцин преподавателя»
а) работы Э. Дженнер (обнаружил, что доярки болеют реже- вирус вызвал в организме появление антител, нейтрализующих вирус),( приложение)
б) работы Л. Пастера (после перенесения болезни человек не болеет) (приложение №)
вакцины- ослабленные микробы,
прививка- процесс введения вакцины.
Лечебные сыворотки, предупредительные прививки
При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.
При введении лечебной сыворотки- организм получает антитела в готовом виде- вырабатывает защитные антитела. Все вакцины, сывортки специфичны.(видеоприложение)
— Скажите, почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если заранее сделать прививку? (вырабатывается иимунитет)
— Что при этом вводят в кровь человека? ( вакцину)
— А если заражение уже произошло? (вводят сыворотку – антитела в готовом виде)
«Аллергия»
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы).
Аллерген- организм – иммунная реакция – антитела – стенки сосудов, клетки тканей, организмов –двойное попадание – комплекс антиген – покраснение, зуд, раздражение, чихание, кашель
— Что может быть аллергеном? (пыль, пыльца, стиральный порошок, , антибиотики)
«Тканевая совместимость»
Отторжение ткани по биохимическому составу – иммунная реакция. Чем меньше антигенов в пересаженной ткани, тем больше шансов прижиться- задача хирургов совместить ткани у людей, или подавить иммунную реакцию препаратами для пересадки тканей.
— Почему пересаженные ткани отторгаются? (если по биохимическому составу пересаженная ткань отличается, то примерно через полторы недели лимфоциты уничтожают трансплантированную ткань и произойдет отторжение)(приложение )
С тканевой совместимостью столкнулись медики, т.к. в эритроцитах чужой крови антигены разрушались антителами.
— Какие виды иммунитета существуют? (схема)
Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.
Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Заключительное слово учителя
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.
Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:
-исключение случайных половых связей;
-использование для инъекций одноразовых шприцов.
Подведение итога урока
объявление оценок
Домашнее задание.
Луи Пастер, химик по образованию, посвятил свою жизнь изучению микроорганизмов и разработке методов борьбы с заразными заболеваниями. Круг его интересов был обширен: Пастер изучал процессы брожения (1857) и самозарождения микробов (1860), болезни вина и пива (1865), шелковичных червей (1868). Он предложил вакцины против сибирской язвы (1881) и предохранительные прививки против бешенства (1885).
С именем Пастера было связано решение длительного спора о самозарождении и размножении микробов, который продолжался с начала XVIII и до второй половины XIX века. Мысль о самозарождении живых существ была не новой. С давних времен считали, что .некоторые животные могут не только рождаться от себе подобных, но и возникать из неживой материи: лягушки — из ила, мыши — из старого зерна. Однако доказать, что в банке с илом лягушки не появляются, а мухи, вши и другие насекомые происходят от себе подобных, было довольно просто. Происхождение же микробов оставалось неясным, казалось, что они возникают, из «ничего».
Итальянский аббат Лаццаро Спаллацани проделал простой и остроумный опыт, который показал, что микроорганизмы происходят только от себе подобных. Он, наблюдая в капельке воды за одной микробной клеткой, увидел, как она увеличилась в размерах, истончилась в середине и разделилась на две особи. Русский исследователь М. М. Тереховский (1775) в своей работе «Об анималькулях» показал, что если настой, содержащий микроорганизмы, подвергнуть нагреванию и охлаждению, то анималькули погибают. Однако французский ученый Пуше и другие опровергали эти опыты, доказывая, что в прокипяченном бульоне через некоторое время микроорганизмы появляются вновь — самозарождаются.
Спор решила прекратить Французская академия, назначив премию тому, кто докажет истину. Этой премии был удостоен Луи Пастер, который доказал, что если бульон достаточно длительно кипятить, а затем плотно закрыть, прекратив доступ в него воздуха, то микроорганизмы в бульоне не разовьются. Возражения противников о том, что кипячение убивает в воздухе над жидкостью «воспроизводящую силу», необходимую для самозарождения, были тоже опровергнуты Пастером. Прокипяченный бульон долгое время остается прозрачным (микроорганизмы не развиваются), если горлышко изогнуто так, что пыль, а вместе с ней и микроорганизмы оседают на его стенках. Стоит лишь наклонить колбу и слегка смочить стенки горлышка, как в бульоне начинается развитие микроорганизмов. Так Пастером была окончательно опровергнута теория самозарождения микроорганизмов.
Пастер привлек внимание ученых к тому, что в основе многих известных процессов, таких, как брожение, гниение, находится жизнедеятельность микроорганизмов. Изучая процессы брожения (молочнокислого и маслянокислого), Пастер установил, что они вызываются микроорганизмами. Им впервые были обнаружены анаэробы — микробы, способные жить и размножаться без кислорода. Эти работы Пастера имели большое практическое значение. Изучая болезни вина и пива, их брожение и скисание, вызванные микроорганизмами, Пастер предложил практические меры, способные предохранить вино и пиво от порчи. Прогревание их при 60—70°С убивало микробов, не портило вкуса и предохраняло от скисания. Этот метод, получивший название пастеризации, широко используется в пищевой промышленности и в настоящее время.
Открытие Пастера, связанное с доказательством роли микроорганизмов как причины возникновения различных гнилостных процессов, имело значение для развития медицины и, в частности, хирургии. Оно дало возможность знаменитому английскому хирургу Джозефу Листеру предложить систему мер, обеспечивающих защиту ран от попадания в них микробов, и тем самым предохранить больного от возникновения различных воспалительных процессов. Листером были предложены методы антисептики и асептики, противогнилостного лечения ран с помощью местного применения химических средств, а также способы уничтожения микробов в окружающей среде.
Особенно велики заслуги Пастера в изучении сибирской язвы и бешенства. Пастер доказал, что палочковидные бактерии, обнаруженные в организме погибших от сибирской язвы животных, являются возбудителями этой болезни. Он предложил способы борьбы с сибирской язвой, вводя здоровым животным культуру сибиреязвенных бацилл, искусственно ослабленную в лабораторных условиях (противосибиреязвенная вакцина). Такая вакцинация создавала невосприимчивость их к заражению сибиреязвенными микробами.
В конце 1880 г. Пастер посетил госпиталь, где в мучениях умирал от бешенства ребенок. Это произвело на ученого тяжелое впечатление. Начались поиски средства, способного победить болезнь. Почти 5 лет Пастер и его ученики Ру и Шамберлен искали способ предохранения человека, укушенного бешеным животным, от заболевания.
Таким препаратом явилась вакцина, полученная из мозга кролика, содержащего измененный, фиксированный вирус бешенства (virus fixe — постоянный, фиксированный яд), который в отличие от уличного (собачьего) вируса утратил свою вирулентность для животных и человека. Получить фиксированный вирус бешенства Пастеру удалось путем повторного многократного пассирования через мозг кролика уличного вируса больной собаки. Вакцина против бешенства была с успехом испытана на 9-летнем мальчике, покусанном бешеной собакой, а затем на 19 русских крестьянах, прибывших в Париж из Смоленска после укусов бешеным волком.
Работами Пастера по созданию невосприимчивости к инфекционным заболеваниям были заложены основы вакцинопрофилактики, дающей блестящие результаты до настоящего времени.
Открытие микроорганизмов, изучение и доказательство их роли в жизни человека вызвали необходимость систематизации и классификации. В XVIII веке крупнейший ученый-систематик К. Линней объединил все микроорганизмы в одну группу под названием «хаос». В конце XVIII — середине XIX веков их выделили в особую группу, отличающуюся от животных и растений (Мюллер, 1786), но некоторые микроорганизмы отнесли к растительному миру (Перти, 1852).
Кон в 1854 г. на основе сходства внешней формы, роста и размножения вибрионов с низшими водорослями отнес их в группу низших растений (Schizophita). Негели установил, что микроорганизмы, как и грибы, не имеют хлорофилла и питаются за счет разлагающихся органических веществ. Учитывая способ их размножения (греч. schizo — дробиться), он объединил их в особую группу грибоводробянок (Schizomycetes). Это название — шизомицеты — сохраняется за бактериями и в настоящее время.
Геккель в 1866 г. предложил объединить всю группу микроорганизмов под собирательным названием «протисты» (греч. protistos — самый первый). Как Коном, так и Негели в основу классификации микроорганизмов было положено изучение морфологии бактерий. Это привело к появлению в микробиологии двух направлений — мономорфизма и плеоморфизма.
Мономорфисты во главе с Коном считали, что у бактерий, как и у других организмов, существует постоянство формы. Как бы ни менялась форма микробной клетки в процессе развития, она всегда возвращается к своей основной, типичной. Поэтому среди бактерий можно выделить роды и виды, не переходящие друг в друга, имеющие наследственно закрепленные признаки, которые передаются из поколения в поколение. Плеоморфисты, возглавляемые Негели, наоборот, считали, что у бактерий нет постоянства формы. Она изменяется в зависимости от условий среды: микробы могут быть то шариками, то палочками, то вибрионами. Плеоморфисты полагали, что один и тот же микроб может вызвать инфекционную болезнь или процесс брожения в зависимости от условий существования. Некоторые из них вообще отрицали самостоятельность бактерий, считая их стадиями развития грибов. Как потом оказалось, многое в учении плеоморфистов было вызвано несовершенством методик культивирования бактерий на питательных средах. Загрязнение их различными видами микробов принималось за разные формы одного и того же микроба. В результате победу одержали мономорфисты, что сыграло положительную роль в развитии микробиологии, так как позволило изучить специфические свойства микроорганизмов, в том числе патогенных, вызывающих заболевание у человека и животных. Большое значение в этом направлении имели работы немецкого микробиолога Роберта Коха.
Нормальная микрофлора – это микроорганизмы, которые живут в кишечнике человека и выполняют ряд функций, оказывающих благоприятное влияние на макроорганизм. К ним относится и полезное воздействие на местный и общий иммунитет.
В чем заключается иммунологическая функция микрофлоры?
Удивительно, но микроорганизмы кишечника не являются чужеродными элементами и не считаются угрозой для иммунитета. Напротив, они считаются частью иммунной системы. Бактерии в составе нормальной микрофлоры являются важными объектами изучения для «молодых» клеток защитной системы.
Лейкоциты, обеспечивающие защиту организма от инфекционных агентов, постоянно обновляются, срок их «жизни» довольно непродолжительный. Поэтому в костном мозге образуются новые клетки, которые не имеют опыта работы с возбудителями болезней. Иммунокомпетентные клетки должны научиться отличать здоровые элементы организма от патогенных бактерий. Для этого они должны составить «картотеку» специфических белков, которые находятся на поверхности клеток, – антигенов.
В кишечнике иммунные клетки могут без вреда для организма контактировать с условно-патогенными и симбиотическими бактериями. Микроорганизмы практически не способны проникнуть в кровь и другие органы, поэтому такое сотрудничество полностью безопасно для организма. Благодаря контакту с бактериями “юные” лейкоциты узнают их антигенную структуру и смогут в дальнейшем отличить строение микроорганизма от нормальных структур человеческих клеток.
С этим связана одна из интересных теорий о происхождении аутоиммунных заболеваний. Если в детском возрасте ограничивать контакты с микроорганизмами (употреблять только «стерильные» продукты), то функция иммунитета может быть нарушена. Иммунные клетки не узнают своего «врага» в виде бактерий и начнут атаковать собственные ткани тела. Это еще раз подтверждает важную функцию кишечных бактерий, которые участвуют в дифференцировке иммунокомпетентных элементов. Они сдерживают защитную систему от непродуманных действий и делают агрессию иммунитета более избирательной.
Дополнительные функции кишечных бактерий
- Влияние на выработку иммунных клеток. Постоянное соседство с микроорганизмами заставляет иммунитет всегда пребывать в состоянии полной готовности к инфекции. Образование лейкоцитарных клеток отчасти определяется наличием бактерий в кишечнике.
- Ограничение микробиома в пищеварительной системе. Среди бактерий действует строгая конкуренция за питательные ресурсы. Полезные микроорганизмы занимают экологическую нишу, закрепляются на поверхности слизистой органа и ограничивают размножение других видов. Поэтому даже если некоторые патогенные микроорганизмы проникают в кишечник, они просто не выживают в условиях ограниченных ресурсов. Таким образом, бактерии микрофлоры помогают нейтрализовать потенциально опасный объект даже без вмешательства иммунных клеток.
Методы улучшения местного иммунитета кишечника
Воздействие на микрофлору кишечника возможно с помощью правильного питания, лекарственных препаратов и правильного образа жизни.
Питание
Правильный рацион – это основная составляющая здорового пищеварительного тракта и, во многом, иммунной системы. Редкие погрешности вполне допустимы, важно придерживаться правил рационального питания.
Общие принципы
- питаться регулярно, желательно в одно и то же время;
- избегать больших перерывов между приемами пищи;
- включать в ежедневный рацион сезонные фрукты и овощи, содержащие много клетчатки;
- выпивать 1,5 литров воды и более, если возрастает физическая нагрузка или температура окружающей среды.
Рациональное питание – это не постоянная невкусная диета, а система бережного отношения к своему здоровью, учет индивидуальных особенностей, уменьшение вредного внешнего влияния. Например, можно доставить себе удовольствие в виде пачки чипсов или банки пива, но однократно, а не каждый день.
Список рекомендуемых и нерекомендуемых продуктов
Правильнее было бы сказать продукты, которые рекомендуются в неограниченном количестве, и те, долю которых следует свести к минимуму.
Рекомендуемые продукты | Нерекомендуемые продукты |
|
|
Лекарственные препараты
Даже в самом названии заключается главное – это средства для лечения. Для профилактики большинство препаратов не используется, так как в этом нет необходимости. Дополнительная польза сомнительна, а вот в случае необходимости такие лекарства могут не подействовать должным образом. Единственным исключением являются ситуации, когда кишечник испытывает повышенную нагрузку, можно помочь ему с помощью лекарственных средств.
- Пребиотики. Так называются лекарственные средства, которые содержат вещества, способствующие росту нормальной микрофлоры кишечника. Чаще всего это лактулоза. Использовать пребиотики для профилактики целесообразно, если есть склонность к запорам.
- Пробиотики. Это так называемые «полезные бактерии», которые являются нормальными представителями микробиома. Нет смысла вводить их в избытке, так как в здоровом кишечнике для них не будет свободного места на поверхности слизистой, и они выйдут наружу с каловыми массами. Пробиотики необходимы для профилактики дисбактериоза, например, после курса мощных антибиотиков.
- Синбиотики. Это комбинированные средства, сочетающие свойства про- и пребиотиков. Показания к их использованию – только различные болезни. Для профилактики они не используются.
- Ферменты. Пищеварительные ферменты могут помочь кишечнику переварить съеденное после обильного застолья или другой избыточной нагрузки (тяжелая жирная еда). 1-2 кратный прием пищеварительных ферментов поможет избежать дискомфорта в животе.
Сохранение местного иммунитета кишечника основано также на здоровом образе жизни, отказе от вредных привычек, психологическом комфорте и прочих общеизвестных вещах.