Роль прививок в иммунитете
Всевозможные вирусы и инфекции неизменно занимают первые места среди причин болезни. Последствия вирусных и инфекционных заболеваний могут быть довольно тяжелыми. Именно поэтому в развитых странах мира уделяется большое внимание профилактике инфекционных болезней. К сожалению, в арсенале современной медицины немного методов, способных эффективно защитить организм от инфекций. Главным оружием в арсенале современной медицины являются профилактические прививки, или вакцинация.
Что входит в состав вакцин и как они защищают человека от болезней?
В споре родилась истина
Слово «вакцина» происходит от латинского слова vacca – «корова». В 1798 году английский врач Эдвард Дженнер впервые провел медицинскую прививку: ввел в надрез на коже восьмилетнего мальчика содержимое оспины коровы. Благодаря этому ребенок не заболел натуральной оспой.
В начале ХХ века русский ученый Илья Мечников описал свой научный эксперимент: он воткнул в морскую звезду шип розы, и через некоторое время шип исчез. Так были открыты фагоциты – специальные клетки, которые уничтожают чужеродные организму биологические частицы.
Немецкий ученый Пауль Эрлих спорил с Мечниковым. Он утверждал, что главная роль в защите организма принадлежит не клеткам, а антителам – специфическим молекулам, которые образуются в крови в ответ на внедрение агрессора.
Этот научный спор имеет прямое отношение к исследованию механизма иммунитета (от лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо). Коротко говоря, иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Непримиримые научные соперники Мечников и Эрлих в 1908 году разделили Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Оба оказались правы: фагоциты являются компонентом врожденного иммунитета, а антитела – приобретенного, который возникает в результате перенесенного заболевания или введения в организм вакцины.
Прививка иммунитета
Эффект прививки основан на том, что организм человека при проникновении антигенных «чужаков» вырабатывает к ним антитела – то есть формирует приобретенный иммунитет, благодаря которому организм не допускает размножения «вражеских» клеток в организме. Основным действующим компонентом вакцины – вещества, используемого для прививки, – является иммуноген, то есть структуры, аналогичные компонентам возбудителя заболевания, ответственным за выработку иммунитета.
Открытие метода вакцинации позволило человечеству достичь невероятных результатов в борьбе с инфекциями. В мире практически исчезли полиомиелит, оспа, скарлатина, корь; в тысячи раз снижена заболеваемость дифтерией, краснухой, коклюшем и другими опасными инфекционными заболеваниями. Прививки от некоторых заболеваний дают пожизненный иммунитет, именно поэтому их делают в первые годы жизни ребенка.
Выбирая вакцину – например, для прививки против вируса гриппа, – не стоит ориентироваться исключительно на импортный товар как более качественный и «экологически чистый». В состав всех вакцин, независимо от страны их производства, входят консерванты. Указание о необходимости их наличия содержится в рекомендациях ВОЗ. Назначение консервантов – обеспечить стерильность препарата в случае возникновения микротрещин на упаковке при транспортировке и хранения вскрытой первичной многодозной упаковки.
Специалисты считают, что прививки полезны для иммунной системы ребенка в качестве своеобразной «дополнительной информации». С четвертого дня жизни и до четырех-пяти лет детский организм находится в физиологическом состоянии «иммунологического обучения», то есть собирает максимум информации об окружающем его микробном и антигенном (то есть генетически чуждом) мире. Вся иммунная система настроена на этот процесс обучения, и прививки как вариант «подачи информации» переносятся гораздо легче и оказываются более эффективными, чем в более позднее время. Некоторые прививки (например, от коклюша) можно делать только в возрасте до 3 лет, поскольку потом организм будет реагировать на вакцину слишком бурно.
Многолетние наблюдения показали, что вакцинация не всегда бывает эффективной. Вакцины теряют свои качества при неправильном хранении. Но даже если условия хранения соблюдались, всегда существует вероятность, что стимуляции иммунитета не произойдет. «Отклика» на прививку не возникает в 5-15% случаев.
Будьте осторожны! Противникам прививок следует помнить, что последствия вирусных инфекций могут быть куда более серьезными, чем просто «детские» болезни.Например, после кори достаточно высока вероятность развития сахарного диабета первого типа (инсулинозависимого), а осложнением краснухи может быть тяжелые формы энцефалита (воспаления головного мозга).
Чем прививаемся?
Эффективность вакцинопрофилактики зависит от двух слагаемых: качества вакцины и здоровья прививаемого. Вопрос о необходимости и полезности прививок сегодня считается спорным. В статье 11 закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» утверждается полная добровольность вакцинирования, основанная на информированности о качестве и происхождении вакцины, обо всех плюсах и о возможных рисках прививки. Детям до 15 лет можно делать прививки только с разрешения родителей. Врач не имеет права приказывать, врач может только рекомендовать.
Сегодня существуют вакцины разнообразных видов, типов и назначений.
- Живая вакцина – препарат, основу которого составляет ослабленный живой микроорганизм, потерявший способность вызывать заболевание, но способный размножаться в организме и стимулирующий иммунный ответ. К этой группе относятся вакцины против кори, краснухи, полиомиелита, гриппа и т.д. Положительные свойства живой вакцины: по механизму воздействия на организм напоминает «дикий» штамм, может приживляться в организме и длительно сохранять иммунитет, исправно вытесняя «дикий» штамм. Для вакцинации достаточно я небольшой дозы (обычно однократная прививка). Отрицательные свойства: живые вакцины трудно поддаются биоконтролю, чувствительны к действию высоких температур и требуют специальных условий хранения.
- Убитая (инактивированная) вакцина – препарат, который содержит убитый патогенный микроорганизм – целиком или же его части. Убивают возбудителя инфекции физическими методами (температура, радиация, ультрафиолетовый свет) или химическими (спирт, формальдегид). К группе инактивированных относятся вакцины против клещевого энцефалита, чумы, брюшного тифа, вирусного гепатита А, менингококковой инфекции. Такие вакцины реактогенны, применяются мало (коклюшная, против гепатита А).
- Химическая вакцина – препарат, который создается из антигенных компонентов, извлеченных из микробной клетки. К группе химических относятся вакцины против дифтерии, гепатита В, краснухи, коклюша.
- Рекомбинантная (векторная, биосинтетическая) вакцина – препарат, полученный методами генной инженерии, с помощью рекомбинантной технологии. Гены вирулентного микроорганизма, отвечающий за синтез защитных антигенов, встраивают в геном какого-либо безвредного микроорганизма (например, дрожжевую клетку), который при культивировании продуцирует и накапливает соответствующий антиген. К группе рекомбинантных относятся вакцины против вирусного гепатита B, ротавирусной инфекции, вируса простого герпеса.
- Ассоциированная (поливалентная) вакцина – препарат, содержащий компоненты нескольких вакцин. К группе поливалентных относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС-вакцина), тетравакцина (вакцины против брюшного тифа, паратифов А и В, а также столбнячный анатоксин) и АДС-вакцина (дифтерийно-столбнячный анатоксин).
Коллективный иммунитет – вакцинация: правда или ложь… часть первая…
Пролог.
Замглавы Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора по научной работе Александр Горелов считает, что в России до появления эффективной вакцины или формирования у населения коллективного иммунитета. Возможны второй и третий подъемы заболеваемости из-за коронавируса,
но они уже не будут ярко выраженными. Об этом он заявил в эфире программы «Док-Ток» на Первом канале.
Источник: РИА «Новости»
Так что же такое коллективный иммунитет?
Коллективный иммунитет, он же популяционный, он же «стадный», играет большую роль в ПРОПАГАНДЕ прививок, поскольку является практически единственным аргументом для оправдания принуждения граждан к прививкам.
Стандартный прием прививочной пропаганды состоит в том, что граждан призывают подвергаться прививкам не только ради спасения их самих, но и во имя создания коллективного иммунитета, достигнуть которого возможно охватом не менее 95 % населения прививками
Отказников от прививок, обвиняют в эгоизме, паразитизме и прочих « смертных грехах». Противники / критики поголовной вакцинации, отрицая эффективность вакцинации, ссылаются на вспышки болезней в полностью привитых коллективах.
Иными словами коллективный иммунитет – «синий туман, похож на обман» как выразился В. Добрыдин, поскольку множество разных объяснений сторонников вакцинации — светил медицины часто субъективны — невразумительны, учитывая, что на самом деле процесс распространения заразы чрезвычайно сложен и досконально не изучен. СМИ ежедневно напоминают населению о появлении новых источников заражения. Не случайно говорят: «Ученый так много знает, что не способен соображать…» поскольку «Теория учит нас смотреть далеко вперед, а практика — себе под ноги…».
Наиболее общее определение звучит так: «Коллективный иммунитет к болезни – это такое состояние популяции и условий её жизни, что при появлении в ней возбудителя данной болезни НЕ происходит лавинообразного роста, геометрической прогрессии числа членов популяции, заразившихся этой болезнью».
Массовые прививки могут влиять, а могут и не влиять на число заразившихся граждан
Вопрос о том, каким именно будет влияние, чрезвычайно сложен. Не исключается также вероятность заражения непосредственно от прививки.
Таким образом, возможность существования коллективного иммунитета подменяется возможностью его достижения с помощью конкретных прививок от конкретной болезни. Это два совершенно разных (полярных) вопроса, и положительный ответ на один из них исключает положительный ответ на другой. Таким образом, возможен как коллективный иммунитет БЕЗ прививок, так и прививки БЕЗ коллективного иммунитета, поскольку у каждого конкретного индивидуума от природы существует свой «личный» иммунитет с той или иной степенью защиты от воздействий внешней среды, в силу чего при сильном иммунитете у такого индивидуума прививка может быть бесполезной, при слабом иммунитете – она может быть последней… Прививка же, рассчитанная на индивидуума со «средним» иммунитетом… это средняя температура по больнице (шутка)… Такие факты могут свидетельствовать о низкой эффективности вакцины.
Таким образом, коллективный иммунитет напрямую связан с индивидуальной иммунизацией.
На этот счет есть 2 определения коллективного иммунитета, данные зарубежными исследователями:
• Если достаточное количество людей в сообществе иммунизированны против некоторых болезней, то болезни труднее передаваться между теми, кто не иммунизирован. Это явление известно как коллективный иммунитет
• Косвенная защита от инфекции восприимчивых членов популяции и защита популяции в целом, вызываемая присутствием иммунных индивидуумов.
Такие утверждения фактически буквально означают невозможность коллективного иммунитета без индивидуальной иммунизации достаточно большого количества людей, а поскольку единственным средством иммунизации являются прививки, то фактически речь идёт о невозможности коллективного иммунитета без прививок.
Инфекционных болезней существует огромное множество, всякие – разные вирусы к тому же еще и мутируют, но большинство из них не причиняют нам существенного беспокойства и не вызывают эпидемий. Резонный вопрос: почему?
Благодаря ему, коллективному иммунитету, изначально существующему без прививок. Именно поэтому с «коллективным иммунитетом» всё далеко не так примитивно, как это преподносится в СМИ.
Согласно классическому определению коллективного иммунитета, защита популяции возможна только в том случае, когда люди заражаются естественным путем – в результате повседневного контакта с теми или иными патогенами, циркулирующими во внешней среде или передающимися от других людей. Это возможно потому, что иммунитет, полученный таким образом, носит полноценный характер, следовательно, сохраняется долго, часто пожизненно.
Между тем, сторонники вакцинации всеми доступными средствами навязывают населению ложную идею — «коллективный иммунитет – это прививки, только прививки и ничего, кроме прививок», а то обстоятельство, что на распространение заразы существенно влияет масса прочих факторов – известных и неизвестных, естественных и искусственных – преднамеренно замалчивается. Такого рода искажения понятий направлено исключительно на манипулирование большими массами людей.
Практическим результатом этого фейка, совершенно очевидно, является то, что не только простые потребители медицинских услуг, но и некоторые медицинские работники искренне верят, что коллективный иммунитет касается только «управляемых» прививками инфекций, и нет других средств достижения коллективного иммунитета, кроме прививок.
Простых потребителей медицинских услуг фактически подталкивают всеми средствами пропаганды к ошибочному пониманию слов «защищён» или «восприимчив» к конкретной заразе.
В частности, утверждается, что если другие члены стада или популяции привиты, то это даёт защиту всем остальным, независимо от того, привиты ли они сами». Иными словами, постулируется, что иммунная защита от заразы, имеющаяся у привитых индивидуумов, каким-то таинственным образом «перепрыгивает» на непривитых индивидуумов, защищая последних от зловредного вируса в случае нападения последнего. Происходит откровенная подмена понятий. В частности, общеизвестно, что коллективный иммунитет не действует при заражении столбняком поскольку люди этой заразой друг друга – не заражают… Столбняк обычно возникает от загрязнения раны почвой, содержащей споры столбнячной клостридии, которые развиваются и выделяют нейротоксин.
Имеются и другие инфекционные заболевания не передающиеся воздушно – капельным путем… Продолжение следует.
Коллективный иммунитет – вакцинация: правда или ложь… часть вторая…
Виды коллективных иммунитетов.
Таким образом, существует целых два коллективных иммунитета: « коллективный иммунитет «А» и «коллективный иммунитет «Б».
«Коллективный иммунитет «А» – который непосредственно связан с процессами (способами, формами) распространения инфекций и который так любит «эксплуатировать» пропаганда в интересах третьих лиц.
«Коллективный иммунитет «Б» — есть не что иное, как результат неких математических манипуляций, представляющий собой число или распределение той или иной инфекции, что позволяет «с чистой совестью» применять термин «коллективный иммунитет» не только к столбняку, но даже и к неинфекционным болезням, если они хоть как-то связаны с иммунной системой.
Такое двоякое толкование «коллективного иммунитета» фактически «развязывает руки»
апологетам прививочного способа борьбы с вирусной инфекцией, поскольку проповедует, что прививаться необходимо не только для защиты «себя, любимого», но и во имя коллективного иммунитета, распространяя вакцинацию на все, без исключения, случаи распространения вирусной инфекции, независимо от способов и форм заражения.
Главное — охват вакцинацией.
Фанатичное стремление сторонников вакцинации к выжиманию почти 100 % прививочного охвата любой ценой, поразительно.
Руководящие документы требуют от врачей ради коллективного иммунитета «ДОБИВАТЬСЯ» прививочного охвата не ниже 95% из благих намерений спасения населения от заразы. Однако, эффективность вакцин ДАЛЕКА от 100% в силу чего вакцинация не является панацеей…, вероятность заражения – остается…, поэтому «поголовный охват» вакцинацией — всего лишь перестраховка властей и пресловутая статистика «победы над заразой»…созданием мнимого «коллективного иммунитета посредством массовой вакцинации…
Следует также учитывать, что приносимая прививкой польза измеряется тем, насколько прививка снижает вероятность болезни инфекционного заболевания в данных конкретных условиях. Именно насколько, а не во сколько раз…!
Для исчисления этого снижение, следует вероятность заболевания без прививки умножить на эффективность вакцины, т.е. чем меньше вероятность заболевания без прививки, тем меньше пользы приносит прививка.
Пытаться «регулировать» сверхсложную и суперсовершенную человеческую иммунную систему с помощью такого топорного средства, как вакцины, это всё равно, что пытаться «чинить» абсолютно исправные швейцарские часы с помощью лома и кувалды. Иными словами любая вакцинация способна принести не только пользу, но и вред здоровью посредством вмешательства в иммунную систему индивидуума извне. Разумнее будет укреплять и развивать иммунную систему всеми доступными средствами и способами, отложив вакцинацию как запасной вариант борьбы с заразой.
Источник: https://ok.ru/yaprotivpr/topic/67545176468417
Уважаемые, посетители сайта! Выводы по данной публикации делать Вам. Жду Ваших комментариев. Добра, здоровья и удачи в делах,
с уважением, Фролов Сергей Владимирович.
Юридическая помощь, консультации, дистанционное составление документов. Любая консультация в личных сообщениях на платной основе.
Иммунитет — (лат. immunitas — освобождение) — защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.
Иммунология — наука, изучающая иммунитет.
Иммунный ответ — это реакция организма на внедрение чужеродных агентов.
Антиген — любое чужеродное вещество или организм.
Антитело — вещество организма, распознающее антигены.
Антитела (иммуноглобулины) — особый класс гликопротеинов, присутствующих на поверхности B-лимфоцитов в виде рецепторов (рис. 1). Реагируя на присутствие антигена, они отделяются от мембраны В-лимфоцита и присутствуют в сыворотке крови и тканевой жидкости в виде растворимых молекул (антител). Антитела способны избирательно связываться с конкретными видами чужеродных молекул, которые в связи с этим называют антигенами.
Рис. 1. В-лимфоцит с мембрансвязанными рецепторами
Антитела используются иммунной системой для идентификации и нейтрализации чужеродных объектов — например, бактерий и вирусов.
Антигены, как правило, являются белками или полисахаридами и представляют собой части бактериальных клеток, вирусов и других микроорганизмов.
К антигенам немикробного происхождения относятся белки пыльцы растений, яичный белок и белки трансплантатов тканей и органов, а также поверхностные белки клеток крови при переливании крови.
Аллергены — это антигены, вызывающие аллергические реакции.
История изучения иммунитета
Фундамент иммунологии был заложен изобретением микроскопа, благодаря чему удалось обнаружить первую группу микроорганизмов — болезнетворные бактерии.
В конце XVIII в. английский сельский врач Эдвард Дженнер сообщил о первой удачной попытке предотвратить заболевание посредством иммунизации. Его подход вырос из наблюдений за одним интересным явлением: доярки часто заражались коровьей оспой и впоследствии не болели натуральной оспой. Дженнер ввёл маленькому мальчику гной, взятый из пустулы (нарыва) коровьей оспы, и убедился в том, что мальчик оказался иммунным к натуральной оспе.
Работа Дженнера дала начало изучению теории микробного происхождения заболеваний в XIX в. Пастером во Франции и Кохом в Германии. Они отыскали антибактериальные факторы в крови животных, иммунизированных микробными клетками.
Луи Пастер успешно выращивал различные микробы в лабораторных условиях. Как часто бывает в науке, открытие было сделано случайно при культивировании возбудителей холеры кур. Во время работы одна из чашек с микробами была забыта на лабораторном столе. Было лето. Микробы в чашке несколько раз нагревались под солнечными лучами, высохли и потеряли способность вызывать заболевание. Однако куры, получившие эти неполноценные клетки, оказались защищёнными против свежей культуры холерных бактерий. Ослабленные бактерии не только не вызывали заболевание, а, напротив, давали иммунитет.
В 1881 г. Луи Пастер разработал принципы создания вакцин из ослабленных микроорганизмов с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний.
В 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих были удостоены Нобелевской премии за работы по теории иммунитета.
И. И. Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.
Сначала И. И. Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Чёрного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определённые клетки (целомоциты) этих животных поглощают все инородные частицы (в т. ч. бактерии), проникающие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. И. И. Мечников осознал, что это явление не питание данной единичной клетки, а защитный процесс в интересах целого организма. Учёный назвал действующие таким образом защитные клетки фагоцитами — «пожирающими клетками». И. И. Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление.
Против теории И. И. Мечникова в начале XX в. выступали большинство патологов, так как они считали лейкоциты (гной) болезнетворными клетками, а фагоциты — разносчиками инфекции по организму. Однако работы И. И. Мечникова поддержал Луи Пастер. Он пригласил И. И. Мечникова работать в свой институт в Париже.
Пауль Эрлих открыл антитела и создал гуморальную теорию иммунитета, установив, что антитела передаются ребёнку с грудным молоком, создавая пассивный иммунитет. Эрлих разработал метод изготовления дифтерийного антитоксина, благодаря чему были спасены миллионы детских жизней.
Теория иммунитета Эрлиха говорит о том, что на поверхности клеток есть специальные рецепторы, распознающие чужеродные вещества (антигенспецифические рецепторы). Сталкиваясь с чужеродными частицами (антигенами), эти рецепторы отсоединяются от клеток и в качестве свободных молекул выходят в кровь. В своей статье П. Эрлих назвал противомикробные вещества крови термином «антитело», так как бактерий в то время называли «микроскопические тельца».
П. Эрлих предполагал, что ещё до контакта с конкретным микробом в организме уже есть антитела в виде, который он назвал «боковыми цепями». Теперь известно, что он имел в виду рецепторы лимфоцитов для антигенов.
В 1908 г. Паулю Эрлиху вручили Нобелевскую премию за гуморальную теорию иммунитета.
Чуть раньше Карл Ландштейнер впервые доказал наличие иммунологических различий индивидуумов в пределах одного вида.
Питер Медавар доказал удивительную точность распознавания иммунными клетками чужеродных белков: они способны отличить чужеродную клетку всего по одному изменённому нуклеотиду.
Френк Бёрнет постулировал положение (аксиома Бёрнета), что центральным биологическим механизмом иммунитета является распознавание своего и чужого.
В 1960 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Питер Медавар и Френк Бёрнет за открытие иммунологической толерантности (лат. tolerantia — терпение) — это распознавание и специфическая терпимость к некоторым антигенам.
Уничтожение генетически изменённых клеток
Одна из функций иммунной системы — это уничтожение генетически изменённых (мутантных) клеток организма. В процессе клеточного деления постоянно происходят ошибки, и одна из миллиона образовавшихся клеток становится мутантной, т. е. генетически чужеродной. В организме человека благодаря мутациям в каждый конкретный момент должно быть более 10 миллионов мутантных клеток. Мутации приводят к изменению функций клетки. Большинство мутантных клеток не способны выполнять свои функции, а многие выходят из-под контроля организма (например, при нарушении апоптоза) и становятся раковыми клетками. Появление таких клеток может привести к возникновению серьёзных заболеваний и гибели организма.
Один из механизмов иммунитета, осуществляемый лимфоцитами (НК-лимфоцитами), направлен на уничтожение именно раковых клеток.
Виды иммунитета
Иммунитет можно разделить на клеточный и гуморальный (рис. 2)
Рис. 2. Клеточный и гуморальный иммунитет
Все разнообразные формы иммунного ответа можно разделить на два типа: врождённый иммунитет и приобретённый иммунитет (рис. 3).
Рис. 3. Классификация иммунитета
Приобретённый иммунитет — это специфический индивидуальный иммунитет, т. е. это иммунитет, который имеется конкретно у определённых индивидуумов и к определённым возбудителям или агентам.
Главными характеристиками приобретённого иммунитета являются специфичность и иммунологическая память. Чем чаще организм встречается с патогеном, тем быстрее и активнее вырабатываются антитела, следовательно — сильнее защита.
Врождённый иммунитет с самого рождения (ещё до первой встречи с антигеном) защищает организм против всего чужеродного, т. е. он не специфичен.
Таким образом, повторная встреча с тем или иным патогенным микроорганизмом не приводит к изменениям врождённого иммунитета, но повышает уровень приобретённого.
Врождённый иммунитет активируется при первом появлении патогена быстрее, но распознаёт патоген с меньшей точностью. Он реагирует не на конкретные специфические антигены, а на определённые классы антигенов, характерные для патогенных организмов (белки вирусного капсида, продукты метаболизма глистов и т. п.).
Врождённый иммунитет может быть наследственным (видовым) и индивидуальным.
Наследственный (видовой) иммунитет — это невосприимчивость всех представителей данного вида к определённому антигену, приобретённая в процессе эволюции:
болезни, которыми болеет человек, но не болеют животные и птицы (корь, натуральная оспа, проказа, вирусный гепатит, холера, гонорея, дизентерия, брюшной тиф и др.);
болезни, которыми болеют животные, но не болеет человек (чума крупного рогатого скота, пироплазмоз собак);
болезни, которыми болеют птицы, но не болеет человек (куриная холера);
болезни, которыми болеют животные и человек, но не болеют птицы (сибирская язва, бешенство и др.).
Индивидуальный врождённый иммунитет определяется теми особенностями, которые передаются организму с родительскими генами и в процессе эмбрионального развития.
В процессе эмбрионального развития через плаценту плоду передаются антитела матери, которые противостоят инфекциям. Передача антител от мамы к ребёнку происходит в основном в последнем триместре беременности.
Иммунитет подразделяется на естественный и искусственный.
Естественный иммунитет возникает самостоятельно в процессе жизни организма.
Естественный иммунитет делится на активный (после перенесённых заболеваний) и пассивный (например, с молоком матери).
До 6 месяцев малыша защищают антитела, передающиеся от матери с грудным молоком. Поэтому важным является исключительно грудное вскармливание. Иммунитет матери защищает ребёнка. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, слабо защищены, т. к. собственных антител у них мало. Только к 6 месяцам организм самостоятельно начинает вырабатывать антитела. Собственный иммунитет ребёнка формируется только к концу первого года жизни.
Искусственный иммунитет организм приобретает в результате применения медицинских препаратов (вакцин и сывороток).
Вакцина — медицинский препарат, содержащий ослабленные или убитые микроорганизмы.
Вакцина вводится абсолютно (!) здоровому человеку для предотвращения заболевания в будущем.
Сыворотка — медицинский препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела к определённому патогену (заражающему микроорганизму). Сыворотку получают из крови заражённого данным заболеванием животного (коровы, лошади и т. п.).
Сыворотка с чужими антителами вводится заболевшему человеку в случае, когда организм не способен произвести достаточное количество антител.