Роль воспитателя в иммунитете
Роль воспитателя в здоровьесберегающей педагогике.
Аннотация: статья посвящена роли воспитателя в здоровьесберегающей педагогике. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому первоочередной задачей перед воспитателем является помощь в выборе способов сохранения и укрепления здоровья.
Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.
Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции, новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию данной задачи. Появилось и широко используется понятие «личностно-ориентированное образование», в рамках которого разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологии. У учителей появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную практику. Это, несомненно, огромный плюс. В результате реализации современных подходов в образовании к ребенку предъявляются жесткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%.
Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поэтому первоочередной задачей является помощь в выборе способов сохранения и укрепления здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем – школа, учителя. А из педагогов в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, а близко на протяжении многих лет. Речь идет о воспитателе.
Любой ли воспитатель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступках, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно – оно может нанести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренним убеждением, если дети увидят фальшь и несправедливость. Недоверие к такому учителю неизбежно будет распространяться на все правильное и нужное. Что он будет стараться передать детям.
Вряд ли среди воспитателей найдутся такие, кто не понимает необходимости создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей, осознанного выбора ими здорового образа жизни.
Но педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи, обеспечивающие положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владения знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Что воспитатель должен уметь:
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом учащихся;
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
прогнозировать развитие своих учащихся;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в воспитательном процессе при работе с классом.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту, осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем здоровьесбережения.
Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его ученики.
Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
В условиях школы-интерната, когда воспитанники живут вдали от своих родителей, работа по сохранению и укреплению здоровья в коллективе должна быть спланирована. Работая над проблемой развития физически здоровой, нравственной, гармоничной личности, способной к творчеству и самоопределению, нами создана программа «Формирование культуры здоровья подростка».
Воспитателю необходимо максимально использовать помощь всех, кто ее может оказать: медицинского работника, учителя физической культуры, психолога, педагога–организатора, социального педагога.
В любом случае стержневой для конкретного ребенка является связка «воспитатель – медицинский работник». Какова же взаимоответственность? Медработники помогают, информируя о здоровье и физическом развитии учащихся, проводя беседы с ними, с родителями, организовывая контроль перед началом и во время спортивных соревнований.
Важно, что информация, полученная воспитателем, касающаяся личности конкретного ребенка, конфиденциальна, и педагог своим знанием об особенностях здоровья и развития личности ребенка не может и не должен ни при каких обстоятельствах нанести ему вред.
Воспитатель помогает медицинскому персоналу:
— в организации анкетирования детей и родителей по проблемам здоровья;
— в информировании медработников о детях, имеющих проблемы с успеваемостью и поведением;
— в решении педагогических проблем часто болеющих детей.
При этом надо отметить, что отношения медика и учителя должны иметь исключительно партнерский характер. Их общей целью должна быть выработка совместной стратегии в решении задач по формированию здорового образа жизни у каждого ребенка.
Значительное место в общении с коллегами-предметниками при решении вопросов здоровья детей занимает эффективное взаимодействие классного руководителя и учителя физической культуры.
Совместными действиями являются:
— организация соревнований в классе;
— планирование и проведение общешкольных спортивных мероприятий;
— участие в родительских собраниях, проведение совместных оздоровительно-спортивных мероприятий родителей и учащихся.
Очень часто воспитателю необходима помощь школьного психолога.
Совместно с психологом проводится:
— организация психологических тренингов, бесед в рамках классного часа;
— индивидуальная работа с учащимися после получения от психолога квалифицированных рекомендаций на основе объективной информации о поведенческих особенностях обучающихся, свойствах их личности;
— проведение родительских собраний по психологическим проблемам;
— разрешение конфликтных ситуаций в классе.
Среди учителей-предметников в вопросах формирования здорового образа жизни педагог-организатор ОБЖ занимает особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.
Педагог-организатор ОБЖ в нашем учебном заведении:
— проводит консультации по конкретным вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности детей;
— принимает участие в тематических классных часах;
— помогает в проведении еженедельных минуток безопасности;
— участвует в проведении родительских собраний.
Воспитатель и социальный педагог взаимодействуют при решении вопросов:
— социально-педагогического обследования детей;
— оказания конкретной помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
— совместной работы с неблагополучными семьями.
Усилия по сохранению здоровья школьников окажутся более продуктивными, если воспитатель будет примером для своих воспитанников в вопросах сохранения здоровья. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, ученики поверят ему и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Главное – свято верить, что здоровый образ жизни является определяющим при формировании коллектива, твердо идти к своей цели.
Литература
Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие / А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. — Волгоград: Учитель. 2009.
Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., № 2.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Столярова Наталья Александровна
Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка
Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь
На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это природное умение, которым наделен далеко не каждый человек. Воспитатель — это призвание, которое надо заслужить у детей, заслужить своим трудом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка очень важно самому найти ответ на вопрос, приложить собственные усилия, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в большей степени содействовать развитию ребенка, формирования в нем самостоятельного мышления, способности активно воспринимать окружающую действительность и самому решать различные проблемы. Воспитатель стремится к тому, чтобы весь воспитательно-образовательный процесс имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Главным моментом в этой связи будет являться выявление способностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем. Таким образом, знания, приобретаемые дошкольниками в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, и будут тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями. Эти знания будут находиться в тесной связи с практической деятельностью, которой будут заниматься дети. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, происходит становление сознания ребенка.
Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия жизни и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в детском коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выйти из-под опеки близких, и именно от родителей зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу. Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.
Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.
Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми – все это залог наилучшей адаптации ребенка в любом детском коллективе, а также, школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы.
В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык. Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство–различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам). Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.
Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:
- следовать режиму, разделяющему работу и отдых,
- находиться в коллективе и контактировать с людьми,
- всесторонне развиваться,
- самостоятельно работать,
- укрепить здоровье и характер.
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать окружающую действительность, понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен многое уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и влияет на личные отношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, — так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
Поэтому роль воспитателя и детского сада жизни каждого ребенка очень важна и неоценима. «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. » (Сухомлинский В.А.)
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;
2. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.
3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,
4. Концепция дошкольного образования.
5. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.
6. Гелашвили И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.
Опубликовано: 22.12.2016
Андронова Е.А.
Шувалова Н.М.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольный возраст – это сенситивный возраст для возможности усвоения основ поведения, усвоения тех или иных навыков и выработке привычек. То есть, иначе говоря, все, что ребенок познает в дошкольном возрасте и все то, чему он научится в это время, становится зачатком для развития дальнейшей деятельности – учебной, а затем и трудовой. Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, именно в ней он реализует свои потребности: в общении, в подражании взрослым, а также, что немаловажно, потребность в движении.
Ранний и дошкольный возраст ребенка характеризуется усиленным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа для формирования физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. В дошкольном возрасте у ребенка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, которые отвечают за развитие сенсорных, физических и умственных способностей. Поэтому весь данный период жизни ребенка является чувствительным к развитию и созреванию разнообразных способностей и развитию одарённости к многообразным сферам деятельности человека.
Одним из важных показателей здоровья человека, будь это ребенок или взрослый, является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Антропометрические исследования включают в себя морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки – т.е состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).
Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни подвергается изменениям и должны соответствовать возрасту ребенка.
О состоянии физического развития ребенка можно судить только на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.
Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним, а также физическое воспитание. В процессе овладения такими естественными двигательными навыками, как ползание, ходьба, бег, возможность преодоления препятствий, участие в подвижных играх, способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье ребенка, повышает адаптацию организма к различным условиям окружающей среды.
Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на достижение высокого показателя здоровья, а также физического и двигательного развития ребенка. Физическое воспитание одновременно решает задачи всестороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Если ранее понятие трудовое воспитание трактовалось в таком понимании, то сейчас четкого определения и единого понимания сущности физического воспитания нет.
Физическое воспитание в широком смысле представляет собой образовательно-воспитательный процесс, который характеризуется признаками, характерными для педагогического процесса, и направленный на всестороннее физическое развитие личности, подготовку детей к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле этого слова – это вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, который обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков
Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное ребенком еще в дошкольном возрасте, становится прочным фундаментом общего развития человека. Воспитание физической культуры способствует укреплению здоровья и является необходимым условием успешного психического развития детей. Физическое состояние и двигательные возможности ребенка во многом определяют компенсаторные резервы организма в преодолении имеющихся нарушений. Для ребенка крайне важно правильно и своевременно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном возрасте, т.е до момента поступления его в школу, что позволит организму накопить силы и обеспечить дальнейшее всестороннее развитие личности ребенка.
Система физического воспитания, представленная в системе дошкольного образования, — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, которые направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Каждое дошкольное учреждение в зависимости от своей специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие государственным и общенародным интересам.
Важнейшей задачей, определяющей значение физического воспитания в качестве средства воспитания, является формирование здорового, крепкого, закаленного организма, хорошо владеющего своими движениями и любящего спортивные и физические упражнения.
Физическое воспитание направлено на решение следующих групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Если учитывать тот факт, что это ребенок дошкольного возраста, следовательно, оздоровительные задачи физического воспитания будут заключаться в следующем: правильное формирование изгиба позвоночника, развитие свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех мышечных групп, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению между частями тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.
Образовательные задачи заключаются в формировании у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, способах укрепления собственного здоровья. Из-за пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство двигательных навыков, таких как ползание, бег, ходьба дети используют в повседневной жизни в качестве передвижения.
Двигательные навыки способствуют возможности знакомства с окружающей средой и способствуют познанию окружающего мира, например, в процессе ползания (к 6-8 месяцам) ребенок приближается к интересующим его предметам. Двигательные навыки, которые сформировываются у детей дошкольного возраста, составляют основу для их дальнейшего совершенствования в школе и предоставляют возможность в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной сфере. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе.
Воспитательные задачи физического воспитания направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Говорить о положительном влиянии правильно организованных физических упражнений можно крайне долго. Занятия физической культурой, спортом не только способствуют сохранению здоровья, поддержанию всего организма в хорошей форме, но, что немаловажно, обеспечивает профилактику многих заболеваний, т.к является содержательной частью здорового образа жизни. Нет ни одной функциональной системы человеческого организма, которую бы не затрагивал положительный эффект от занятий физической культурой.
Цель физического воспитания заключается в формировании у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание может достигаться при комплексном применении всех средств, так как каждое из них оказывает влияние на организм по-разному. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).
В настоящее время, в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.
Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении может осуществляться в различных формах: занятия физкультурой, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физические упражнения после дневного сна, спортивный досуг и праздники, самостоятельная двигательная активность, индивидуальная работа.
Программой дошкольного образования предусматривается постепенное овладение умениями, навыками и знаниями. Длительность занятий и нагрузка для каждого ребенка должна быть индивидуальной. Игры, упражнения с движениями сочетают с другими видами деятельности детей. Подвижные игры могут быть составной частью физкультурных, музыкальных занятий, праздников, утренников. Воспитатель должен подбирать игры с учетом физических возможностей состояния ребенка. После активных видов деятельности целесообразно организовывать спокойную деятельность. На каждом занятии реализуется потребность детей в двигательной активности, происходит обогащение кинестетического опыта, развитие основных движений, воспитание таких качеств личности, как ловкость, равновесие.
С целью укрепления здоровья детей воспитатель в своей работе должен создавать для ребенка определенные условия: соблюдение режима дня, проветривание помещения, процедуры закаливания, достаточное пребывание на свежем воздухе. Таким образом, у дошкольников формируются основы здорового образа жизни.
Воспитатель сам решает, в какой форме ему проводить работу с детьми: индивидуально или в группе. Это зависит от возможностей ребенка, а также от состояния соматики. Например, если рассматривать работу воспитателя с группой здоровых детей и с группой детей с особенностями психофизического развития, то цели, задачи, формы проведения занятий будут существенно отличаться. Именно воспитателю принадлежит ведущая роль в физическом воспитании, в развитии выносливости ребенка, умению выполнять те или иные физические упражнения, тем самым уметь определять и дозировать свою нагрузку, что затем проявляется уже в трудовой деятельности, особенно если это физический труд.
Методика физического воспитания в дошкольном учреждении должна строиться с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом ведущего вида деятельности, то есть в процессе игры и игровых ситуаций .
7