Россия в системе мрт кратко
- Место и роль России в системе МРТ
Место и роль любой
страны в мировом хозяйстве, международном
разделении труда и в интернационализации
хозяйственной жизни зависят от
многих факторов. Однако, основными из
них являются следующие:
— уровень и динамика
движения национальной экономики,
— степень ее открытости
и вовлеченности в МРТ,
— прогрессивность и
развитость ВЭС,
-умение национальной экономики
адаптироваться к условиям международной
хозяйственной жизни и одновременно воздействовать
на них в желаемом направлении.
Поиск Россией своего места
в МРТ происходит достаточно сложно, противоречиво
и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической
деятельности способствует процессу открытия
российской экономики мировому рынку.
Россия все больше включается в систему
международного разделения труда. При
этом ход этого включения имеет как позитивные,
так и негативные аспекты.
Позитивным моментом
является то, что Россия может приобретать
необходимые ей товары на мировом
рынке по ценам ниже затрат их собственного
производства. В свою очередь, при
экспорте собственной продукции
страна получает выгоду, если внешние
цены выше внутренних. Вместе с тем к началу
XXI века в структуре российского экспорта
и импорта закрепилось крайне неблагополучное
сочетание факторов производства, преобладают
такие факторы, как сырье и неквалифицированный
труд. Ухудшается экологический фон внешней
торговли. В российском экспорте стабильно
растет доля неблагополучных в экологическом
отношении отраслей, а в импорте увеличивается
объем поступления товаров, не безвредных
для здоровья человека.
Стратегическим направлением
внешнеэкономической политики РФ является
интеграция России в мировое экономическое
сообщество в целях максимального
использования внешнеэкономических связей
для реализации долгосрочной структурной
перестройки российской экономики.1
Несмотря на формальное
расширение с начала 90-х гг. участия
в международных экономических
отношениях, доля России в мировой
экономике и степень ее вовлечения
в международное разделение труда
пока не только не возросли, но даже сократились,
едва превысив в настоящее время
1%. Прежде всего о позиции, занимаемой
Россией в системе мирохозяйственных
связей, свидетельствует товарная структура
и модель ее внешнеэкономических
связей, а также доля ее участия в геоэкономической
системе. Современная структура российского
экспорта представлена на рис. 1 . Как свидетельствуют
данные рис. 1, в структуре российского
экспорта 2008 года около 70 % занимают минеральные
продукты. Также существенна доля металлов,
драгоценных камней и изделий из них (13,2
%). Наименьшую долю имеют кожевенное сырье,
пушнина и изделия из них (0,1 %), а также
текстиль, текстильные изделия и обувь
(0,2 %).
Продукция с высокой
долей добавленной стоимости (машины,
оборудование и транспортные средства,
товары химической и легкой промышленности)
составила 14,6% экспорта, в том числе
машины, оборудование и транспортные
средства – 4,9%. Доля последней группы
в общем объеме экспорта, несмотря
на некоторый стоимостной рост, постоянно
снижается.2
Для современной международной
специализации России, помимо нефти
и газа, характерна ориентация на продукцию
таких отраслей промышленности, как
черная и цветная металлургия, базовая
химия, целлюлозно-бумажное производство.
В такой структуре отражается
объективная закономерность экспорта:
наличие избыточных факторов производства
в России (нефть и газ), более
высокая производительность труда
в данных отраслях. При этом существует
самоблокировка этих факторов, так как
высокая производительность обусловлена
избыточностью и дешевизной энергоресурсов.
В то же время эти отрасли отличаются низкой
технологичностью и экологичностью.
Рис. 1. Современная структура российского
экспорта3
Экономика страны оказалась
зависимой от экспорта узкого круга
товаров (монокультура экспорта), прежде
всего топливно-сырьевой группы, а
также от импорта многих потребительских
товаров.
В региональном аспекте
монокультура экспорта привела к
сверхконцентрации зарубежных доходов
в отдельных, изолированных анклавах на
территории страны. Более половины регионов
практически не участвуют во внешнеэкономических
связях и не могут использовать их в своем
развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция
общероссийского рынка, начавшаяся в ходе
реформ 1990-х годов.
В сфере международного
обмена услугами Россия выступает преимущественно
в роли импортера, что свидетельствует
о недостаточном развитии в стране
транспортной и туристической инфраструктур,
телекоммуникаций, финансовых, консультационных
и иных подобных структур. Удельный
вес России в накопленных вывезенных
мировых ПИИ (прямые иностранные
инвестиции) оценивается в 0,4-0,5%. Близкую
цифру – 0,5% (по другим оценкам 1,3%) всего
мирового объема составляют зарубежные
ПИИ, накопленные в российской экономике.
Из общего объема накопленных к 2005 г. ПИИ
25% приходилось на добывающую промышленность,
12,7% – на металлургическую, по 7% – на пищевую
и нефтяную, 6% – на торговлю и 5% – на транспорт.
В производство машин и оборудования было
вложено лишь 0,8%, в электротехническую
и электронную отрасли – 0,5%, в производство
транспортных средств – 1,5% ПИИ. То есть
Россия крайне незначительно участвует
в транснациональных воспроизводственных
отношениях и, следовательно, почти не
интегрирована в транснациональную воспроизводственную
структуру. Сырьевые отрасли, в которые
преимущественно вкладываются ПИИ, поступающие
в России, непосредственно не участвуют
в отношениях транснациональной производственной
кооперации.
Модель внешнеэкономических
связей России является преимущественно
торговой, а не производственно-инвестиционной.
Ее специализация в системе мирохозяйственных
связей носит сырьевой характер. Это
свидетельствует о периферийной
позиции России и соответственно
об ее неполной включенности в мировую
геоэкономическую систему. Таким образом,
Россия практически не участвует
в создании и перераспределении
мирового дохода, который формируется
в рамках этой системы. Кроме того,
отечественный корпоративный сектор
еще не сформировался настолько,
чтобы эффективно участвовать в
мировой не сырьевой торговле. И
главная проблема здесь – это
отсутствие поддержки на внешних
рынках со стороны государства. Также
не следует забывать о политической
составляющей развития экономических
взаимоотношений с зарубежными странами.
Политические споры и недопонимания мешают
экономической интеграции нашей страны
в мировое хозяйство.
Безусловно, положение
России на мировой экономической
арене вызывает озабоченность не
только само по себе. Нынешний характер
участия России в международном
разделении труда породил в отечественном
народном хозяйстве процессы, развитие
которых может подорвать возможности
экономического роста. Растущие поставки
за рубеж главным образом базовых
товаров – энергоресурсов, металлов,
удобрений, леса – и увеличивающийся
импорт готовой промышленной продукции
провоцируют “утяжеление” структуры
промышленного производства и доиндустриализацию
экономики. В ней все большее место занимают
добывающие отрасли и отрасли первичной
переработки сырья и все меньшее – машиностроение
и отрасли, выпускающие потребительские
товары. При сохранении таких тенденций
Россия рискует превратиться в территорию,
на которой будут сконцентрированы главным
образом добыча минерального сырья и экологически
обременительные производства. Она по-прежнему
будет находиться в серьезной зависимости
от колебаний цен на мировых рынках. Сложившаяся
за последнее столетие внешнеэкономическая
специализация не позволяет России вести
масштабную торговлю готовыми изделиями:
их доля в отечественном экспорте составляет
примерно треть, в 2,4 раза меньше, чем у
всех стран мира в целом. В еще меньшей
мере она способна к обмену продукцией
машиностроения, удельный вес которой
в отечественном экспорте в семь раз меньше,
чем в мире в целом. Совсем незначительны
ее возможности в торговле высокотехнологичной
продукцией, на долю которой приходиться
около 2% экспорта, в восемь раз меньше
среднемирового показателя. Невелик потенциал
страны и в торговле услугами. Все это
говорит о настоятельной необходимости
перестройки внешнеэкономической специализации,
без которой вряд ли можно рассчитывать
на стабильный экономический рост и укрепление
позиций российских производителей.4
Список использованной литературы:
- Баранов В.Д. Российские транснациональные корпорации на международных рынках товаров и услуг // Российский внешнеэкономический вестник . 2008 г. № 6. С. 39 — 46.
- Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 9. С. 3- 12.
- Булатов Н. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 74 — 84.
- Кобрина И.А. Внешняя торговля России в 2007 году // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 5. С. 38 — 53.
- Кузнецов А.В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М., 2007. С. 288
- Малинин А.С. Проблемы и приоритеты развития мировой экономики. – М.: Издательство деловой и учебной литературы. 2005. С.500.
- Смитенко Б.М. Международные экономические отношения. М., 2005. С.512
1 Богомолов О. Сложный путь интеграции
России в мировую экономику // Мировая
экономика и международные отношения.
2003. № 9. С. 3- 12.
2 Булатов Н. Россия в мировом
инвестиционном процессе // Вопросы экономики.
2004. № 1. С. 74 — 84.
3 Булатов Н. Россия в мировом
инвестиционном процессе // Вопросы экономики.
2004. № 1. С. 74 — 84.
4 Кобрина И.А. Внешняя торговля
России в 2007 году // Российский внешнеэкономический
вестник . 2008. № 5. С. 38 — 53.
Роль РФ в МРТ в настоящее время
В современных условиях эффективность функционирования национального экономического комплекса любого государства во многом зависит от масштабов и характера его включения в процессы международного разделения труда. Ситуацию, сложившуюся в России в этой сфере, трудно признать удовлетворительной. Товарная и пространственная структуры внешнеэкономического оборота страны не способствуют формированию благоприятных условии для устойчивого экономического роста. В структуре экспорта около 80% приходится на сырьевые товары, что предопределяет зависимость национального хозяйства страны от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков, отрицательно влияя на устойчивость экономического роста[8].
Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.
Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека.
Экономика России неотъемлемая часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений. Особенность участия России в мировом хозяйстве состоит в том, что до 1992 г. ее экономическое развитие осуществлялось в рамках единой централизованной плановой экономики Советского Союза. Экономика СССР длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства, внешние экономические связи, особенно в 30-50-е годы, были минимальными и не соответствовали значительному экономическому потенциалу страны. С 60-х годов участие СССР в мировой экономике и разделении труда расширяется первоначально главным образом в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и на основе связей с рядом развивающихся государств, а затем и с развитыми государствами Западной Европы и Японией. Изоляция экономики СССР от мирового хозяйства имела целый ряд негативных последствий. Главное из них техническое и технологическое отставание. Экстенсивные факторы и преимущества централизованного планирования, сыгравшие свою положительную роль на определенных этапах экономического развития, были исчерпаны, нарастали кризисные явления, рост экономики замедлился или даже прекратился. Одна из целей перестройки, объявленной в середине 80-х годов, состояла во включении СССР в систему мирохозяйственных связей, что должно было способствовать ускорению экономического развития и преодолению технико-технологической отсталости.
До проведения экономических реформ наша страна являлась одной из двух супердержав мира. По своему экономическому потенциалу СССР отставал от США (по разным оценкам, ВВП СССР в середине 1980-х гг. составлял от 50 до 65 % общего объема ВВП США), но он существенно опережал по этому показателю все остальные страны и прочно занимал второе место в мире.
В последние годы положение нашей страны в мировой экономической системе резко изменилось. Объем ВВП России составляет лишь 16 % от объема ВВП США. В настоящее время ее обогнали по этому показателю Китай, Япония, Германия, Франция, Италия. По производству ВВП на душу населения Россия переместилась с 55-го места в 1987 г. на 99е место в мире в 1996 г. По этому показателю ее обогнали многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, в числе которых Чили, Малайзия, Ботсвана, Таиланд, Эквадор и др.
Такое положение обусловлено многими факторами, важнейшими из которых являются, во-первых, распад СССР; во-вторых, экономический кризис, который поразил российскую экономику, в результате чего объем ВВП России уменьшился более чем в два раза по сравнению с 1990 г.
Предпосылки выхода на мировой рынок у России имеются. Продукция ряда наукоемких отраслей является вполне конкурентоспособной. К числу таких отраслей относятся авиастроение, ракетная техника, некоторые отрасли машиностроения, например энергомашиностроение и другие[9].
В настоящий период по различным причинам в нашей стране, к сожалению, нет четкой экономической программы, способствующей значительному притоку инвестиций в экономику Российской Федерации. Программа есть, но приток инвестиций остается незначительным. Нет особого смысла рассуждать о том, плохая или хорошая программа, важен результат. Если инвесторы не хотят вкладывать финансовые ресурсы в предприятия России, то явно существует необходимость в определенной корректировке экономической программы. Существенное повышение мировых цен на нефть, девальвация национальной валюты и сокращение импорта обеспечил в 1999 — 2000 году значительное положительное внешнеторговое сальдо, увеличение промышленного производства и ВВП — то немногое, что в настоящее время привлекает рисковый капитал в Россию в виде портфельных инвестиций. В случае снижения по различным причинам (падение цен на энергоресурсы, увеличение импорта, выплата внешнего долга и т.д.) положительного сальдо платежного баланса страны, вновь возникают условия для девальвации рубля, снижения уровня жизни населения, резкого падения цен на все финансовые инструменты и бегства капитала. Из этого можно сделать вывод, что успешное развитие экономических процессов в России зависит от конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках. Для такой страны как Россия, это должно быть не приемлемо. Списание неудач в экономических реформах на плохую финансовую конъюнктуру в других странах, — снятие с себя ответственности. Россия в большей степени является самодостаточной страной, со всех точек зрения, и благоприятная ситуация на товарных и финансовых рынках, должна только ускорять развитие экономике[10].
Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент — либерализация внешней торговли — определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер. Российская Федерация — крупнейшая экономика в мире. По размеру ВВП Россия входит в десятку крупнейших промышленно-развитых стран мира. Кроме того, РФ крупнейший экспортер в мире. Но, не смотря на достаточную дифференциацию промышленности, хозяйственная направленность экспорта составляет по большей части продажу и вывоз сырья. По местному выражению известного публициста и телеведущего М. Леонтьева: «Россия — сырьевая супердержава». Это положение было закреплено за нашим государством многими веками. Но все же нашей промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию в высокотехнологическом секторе. В первую очередь это касается оружия, экспорт осуществляется в 55 стран мира и составляет более 5 млрд. долл. Затем в России налажено производство очень качественного энергетического оборудования, востребованного во многих государствах зарубежья. Наконец, в РФ существует одни из самых развитых, атомная и космическая промышленность. В целом многие эксперты предрекают бурное развитие оффшорного программирования и лесопромышленного комплекса.
Рассмотрим экспортную историю РФ с целью выяснения специализации РФ в экспорте.
Таблица1. Структура экспорта РФ
Рассмотрим также импортную историю РФ с целью выяснения специализации РФ в импорте.
Таблица 2. Структура импорта РФ
Все данные приведены согласно Госкомстату [11].
Из этих таблиц следует следующее:
- 1)Россия является исключительно сырьевой державой, более 80% нашего экспорта это сырье.
- 2)Импортируем мы в основном различное оборудование, из чего следует что своего мощного производства мы не имеем и вынуждены использовать чужестранную технику ,для добычи сырья которое туда же( за границу) и продаем.
Особенностью географической структуры внешнеэкономического оборота России является то, что 80% его приходиться на страны дальнего зарубежья и лишь 20% на соседние страны — бывшие республики СССР. Это не позволяет России использовать выгоды от регионального разделения труда в рамках евроазиатского экономического пространства стран СНГ. В этом отношении они проигрывает не только государствам Европы, создавшим уникальный интеграционный союз, но и странам Америки, Азии и Африки, активно сотрудничающим в рамках интеграционных региональных объединений.
Процесс интеграции России в систему международного разделения труда в годы реформ во многом происходил стихийно, без необходимого регулирующего воздействия на него со стороны государства. Однако правительства ведущих индустриальных стран мира в период становления рыночного хозяйства активно участвовали в регулировании внешнеэкономического обмена. Не отказываются они от этого и в настоящее время. Либерализация внешнеэкономических связей, на наш взгляд, вовсе не означает, что государство отказывается от регулирующей роли, просто оно должно сосредоточить свое внимание на ключевых вопросах развития внешнеэкономических связей, использовать принципиально новые, рыночные инструменты регулирования, отказаться от мелочного вмешательства в деятельность экономических агентов. В условиях становления рынка продолжает оставаться актуальной задача создания действенных механизмов регулирования объемов, материальной, вещественной и пространственной структуры внешнеэкономическом оборота, с помощью которых государство могло бы усиливать позитивные и ослаблять негативные тенденции в области внешнеэкономического сотрудничества.
При выработке подходов к измерению эффективности внешнеэкономических связей в условиях рынка необходимо принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, оценки должны обеспечивать надежную количественную характеристику экономической эффективности международных хозяйственных связей, осуществляемых отдельными самостоятельными субъектами рыночной экономики — предприятиями (фирмами), то есть коммерческой эффективности. Во-вторых, следует проводить оценку эффективности конкретных видов внешнеэкономической деятельности и с позиций национальной экономики в целом, то есть народно-хозяйственной, макроэкономической эффективности [12].
Исходя из выше сказанного можно смело назвать РФ довольно средним по интенсивности участником МРТ.