Руднев в и иммунитеты от уголовного преследования
Иммунитеты в уголовном судопроизводстве
Уголовно-процессуальным законодательством установлен порядок производства по уголовным делам, который является единым и обязательным для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. В то же время иные процедуры, содержащиеся в законах о статусе судей, отдельных звеньях судебной системы, о прокуратуре, о депутатах Федерального Собрания, предусматривают получение согласия судебного, представительного (законодательного) или иного органа на проведение следственных, процессуальных действий в отношении судей, депутатов, прокуроров. Поэтому правоприменитель, касаясь этих категорий лиц, вынужден руководствоваться положениями указанных законов и, в некоторых случаях, — нормами уголовно-процессуального законодательства, в том числе и по аналогии. Например, если не было дано разрешение представительного (законодательного) органа на привлечение к уголовной ответственности депутата, то органы следствия принимают решение о приостановлении или прекращении уголовного дела, хотя в УПК для этого предусмотрены иные основания.
Устанавливая особые процедуры, законодатель, возможно, исходил из той роли, которую определенные лица играют в государстве и обществе, в целях обеспечения их непрерывной и бесперебойной деятельности, повышения независимости, а также для охраны нравственных и моральных ценностей, что могло бы способствовать предупреждению и недопущению незаконного и необоснованного применения мер процессуального принуждения, привлечения к уголовной ответственности, осуждения, а также запрету гражданам свидетельствовать против самих себя, близких родственников. Это должно привести к повышению уровня неприкосновенности и неответственности путем наделения таких лиц дополнительными правовыми гарантиями, хотя такая цель существует и в отношении всех граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство.
Применительно к уголовно-процессуальному законодательству дополнительные гарантии неприкосновенности и неответственности, связанные с усложненным порядком производства следственных и процессуальных действий, могут входить в такое понятие, как «иммунитет», а лица, им обладающие, имеют соответствующее право иметь иммунитет.
Однако часть положений, содержащих нормы об иммунитете указанных категорий лиц, является отступлением от конституционного принципа равенства всех граждан перед законом и судом и в некоторых случаях способствует невозможности привлечения этих лиц к уголовной ответственности. Особенно это касается депутатов. Так, по сведениям прокуратуры, в 1993-1994 гг. в Российской Федерации привлекалось к уголовной ответственности 234 депутата, и в отношении 159 из них не было дано согласие на привлечение к уголовной ответственности. Поэтому при подготовке нового УПК стоит сложная задача разработки норм, обеспечивающих баланс в недопущении незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц и необходимости соблюдения принципа равенства всех граждан перед законом и судом.
В связи с учреждением новых институтов и совершенствованием уже имеющихся расширяется круг лиц, в отношении которых предусмотрены особые процедуры производства следственных и процессуальных действий. В принятом Законе о Счетной палате имеются нормы о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности работников Счетной палаты. В Законе о местном самоуправлении установлены иммунитеты депутатов местных органов власти. В ст.58 проекта УПК (ГГПУ) предусматривается возможность прокурору предоставлять иммунитет от уголовного преследования лицам, совершившим преступления и способствующим их раскрытию.
В Конституции установлен и определенный порядок привлечения к уголовной ответственности Президента (ст.93), заключающийся в том, что Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности на основании обвинения только в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Что касается других преступлений, кроме перечисленных в ст.93 Конституции, то их предъявление Президенту могло бы влечь, например, приостановление его полномочий.
Кроме того, в ч.3 ст.93 Конституции РФ указано, что если в течение 3 месяцев Совет Федерации не примет решение об отрешении Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения против него, то обвинение считается отклоненным. Данное положение получило критику в литературе (Якубов А.Е. Новая Конституция и проблемы уголовного права, уголовного процесса и судоустройства//Государство и право. 1994. N 8-9. С.204). С учетом изложенных замечаний следует разработать и принять федеральный закон, регламентирующий процедуры отрешения Президента от должности, привлечения к ответственности, приостановления и прекращения полномочий.
Что касается депутатов, то в принятом 8 мая 1994 г. Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» было установлено получение согласия законодательного (представительного) органа власти на проведение в отношении депутатов целого ряда следственных и процессуальных действий, не предусмотренных Конституцией.
Такое несоответствие положений Конституции и Федерального закона явилось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который 20 февраля 1996 г. принял постановление по делу о проверке конституционности ряда статей указанного закона и своим решением уточнил понятие, объем и содержание депутатской неприкосновенности, предусмотрел основания для производства некоторых следственных и процессуальных действий в зависимости от связи инкриминируемых депутату действий с его депутатской деятельностью.
Касаясь иммунитетов судей, Конституционный Суд в постановлении от 7 марта 1996 г. предусмотрел право обжаловать в суд решение квалификационной коллегии судей об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении судьи. Думается, что такое же решение об обжаловании в суд постановления об отказе в возбуждении уголовного дела может быть принято и в отношении других лиц, обладающих иммунитетами.
Говоря о проведении таких следственных действий, как обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, обладающих иммунитетами, в любом случае должна быть получена санкция суда на их проведение.
В Законе о Конституционном Суде указано, что судья Конституционного Суда может быть задержан только на месте преступления. Думается, что не только судья этого Суда, но и любое лицо, обладающее иммунитетом, может быть задержано на месте преступления. На наш взгляд, необходимо принять положение, согласно которому должностное лицо, произведшее задержание лица, обладающего иммунитетом, немедленно уведомляет об этом орган, где работает или состоит данный гражданин, и указанный орган в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об ее отказе.
В отношении других процессуальных действий, физически ограничивающих свободу, а следовательно, и возможность осуществлять свою деятельность (арест, помещение в психиатрическую больницу, привод, наблюдение командования воинской части, отстранение от должности), применение таких действий допустимо лишь при условии получения согласия органов, в которых состоят эти лица.
Производство следственных и процессуальных действий предполагает лишение неприкосновенности лиц, ими обладающих. В то же время наряду с лишением неприкосновенности, в частности, депутатов следует предусмотреть и такое положение, как ограничение неприкосновенности исходя из принципа презумпции невиновности. Не всегда бывает достаточно данных, однозначно свидетельствующих, например, о признаках преступления в действиях депутата, и поэтому сразу лишить лицо неприкосновенности, а следовательно, лишать его полномочий, представляется не совсем правильным. Ограничение неприкосновенности могло бы влечь приостановление деятельности депутата.
Следует отметить, что в уголовно-процессуальном законодательстве других стран предусмотрены нормы, регламентирующие порядок производства по делам лиц, обладающих иммунитетом.
Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Федеративной Республики Германия содержатся нормы: § 152 «Уголовное преследование депутатов», 49 «Допрос Федерального Президента», § 54 «Разрешение на дачу свидетельских показаний судьям и чиновникам» (Федеративная Республика Германия. Уголовно-процессуальный Кодекс. М., 1994).
Помимо лиц, имеющих право обладать иммунитетами, такое же право могут наверняка иметь и следователи, поскольку они осуществляют такие же задачи в области уголовного судопроизводства, как и судьи. Например, в Болгарии следователи обладают иммунитетами в таком же объеме, как и депутаты (Конституция Республики Болгария. 1992).
Правом обладать иммунитетами могли бы и адвокаты, вскрывающие недостатки и правонарушения в деятельности правоохранительных органов. Возможно, объем иммунитетов у них мог быть меньшим, чем у судей.
В целях охраны моральных ценностей, реализуя положения ст.51 Конституции РФ, думается, что правом обладать частичным иммунитетом (свидетельским) могли бы, например, священники, журналисты, деятельность которых связана с получением и хранением в тайне информации на условиях доверия.
Что касается запрета допроса близких родственников, то ими могли бы быть родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, внучки. Однако круг лиц, наделенных иммунитетом, должен быть строго определен и ограничен.
Представляется необходимым уже сейчас ввести в УПК нормы, регламентирующие порядок производства следственных и процессуальных действий в отношении лиц, обладающих правом иммунитета.
Государство наделяет некоторую категорию лиц исключительными правами, что позволяет им не подчиняться некоторым общим законам и тем самым показывает, что данные лица являются особо значимыми так для самого государства, так и для других государств. К ним относятся: депутаты, консулы, дипломаты, судьи и другие.
Одним из первых авторов, раскрывшим понятие иммунитета является В.Г.Даев, считавший, «под иммунитетами в уголовном процессе следует понимать изъятия из общих правил уголовного судопроизводства в силу которых: 1) отдельные лица освобождаются от выполнения некоторых процессуальных обязанностей; 2) для некоторых категорий устанавливаются особые гарантии обоснованности применения к ним мер процессуального принуждения или привлечения к ответственности» [44,с.48].
В.И.Руднев, считает, что «применительно к уголовно-процессуальному законодательству «иммунитет» может трактоваться как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности, связанное с усложнением порядка производства следственных и процессуальных действий» [45,с.31]. Не может быть оставлена без внимания точка зрения Ф. А-О.Агаева, полагающего, что «Процессуальные иммунитеты представляют собой многогранное соединение процессуально-правовых институтов и субинститутов, нормы которого регулируют особый(дифференцированный) порядок уголовного судопроизводства, выражающийся в установлении изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий российских и иностранных лиц. Ввиду особого назначения иммунитетов в уголовном процессе, они выражаются как дополнительные процессуальные гарантии законности и обоснованности вовлечения указанных граждан в сферу уголовного судопроизводства и применения к ним мер процессуального принуждения и иных правоограничений». [46,с.31]
В.К.Обеднин придерживался мнения о том, что «Иммунитет-институт исключительного права, который может состоять в совокупности правовых норм, регулирующих правовой статус свидетелей и лиц, занимающих особое положение в государстве» [47,с.89].Существуют очень много споров и предложений по поводу института иммунитета, одни авторы считают, что иммунитеты необходимы для защиты прав определенного круга лиц, предоставление им дополнительных гарантий при вовлечении их в уголовное судопроизводство [44, 45,46] , а другие полагают, что предоставление иммунитетов обязательно для сохранения материальных и духовных ценностей, такого мнения В.К.Обеднин. [47,с.91].На данный момент на основе различных мнений авторов, можно выделить различную классификацию института иммунитета.
Например, по мнению В.И.Руднева есть следующая классификация иммунитетов:
-Профессиональные (которыми могут обладать в силу занимаемой должности. Это президенты, судьи, прокуроры, депутаты);
-Личными (таким видом иммунитет обладают близкие родственники лица привлекаемого к ответственности);
-Смешанными особенность такого иммунитета заключается в том, что им могут обладать священники, адвокаты, так как к данным лицам в силу их профессиональных обязанностей могут стать, известны личные, сокровенные сведения от граждан, им доверившихся).
При анализе данной точки зрения В.И.Руднев разделяет:
-Полные иммунитеты ;
-Усеченные (частичные) иммунитеты. Также автор полагает, что в отношении врачебной, государственной, нотариальной, таможенной и другой тайны может подвести понятие иммунитета. [45 с.20-21].
Отличающимся от мнения В.И.Руднева есть мнение Ф.А-О.Агаева, который предложил свою классификацию, согласно которой институт иммунитета делится:
1)дипломатический;
2)Иммунитет лиц, которые пользуются международной защитой;
3)депутатский иммунитет;
4) должностной иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;
5) свидетельский иммунитет;
6) иммунитет Президента, лиц являющихся из-за границы для участия в деле в качестве свидетеля, потерпевшего, гражданского ответчика, их представителей и экспертов, который объединяет под общим названием «иные иммунитеты».
У К. Обеднина своя классификация деления института иммунитетов:
-Иммунитеты лиц, предусмотренные в УПК, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей;
-Иммунитеты лиц, занимающих особое положение в государстве [47,с.91-92].Стоит отметить, что каждый автор проводит свою классификацию исходя от собственного мнения и собственных представлений об институте иммунитете. И.П. Корякин в своей диссертации [48, с.66-67] выделяет совершенно иное разделение категорий, где выбор оснований определяет теоретическую и практическую значимость проводимой классификации. Он классифицирует иммунитеты следующим образом: 1) по видам принимаемых решений; 2) по процессуальному положению субъектов уголовного судопроизводства; 3) по отношениям, регулируемых иммунитетом. По решениям, от которых может быть иммунитет:-иммунитет от уголовного преследования;-иммунитет от дачи показаний;-иммунитет от обыска, выемки, ареста на имущество, осмотра, проникновения в помещения.
В зависимости от участников уголовного процесса иммунитет бывает:-иммунитет потерпевшего;-иммунитет свидетеля;-иммунитет эксперта;-иммунитет гражданского истца, гражданского ответчика;-иммунитет частного обвинителя.
Между тем, необходимо согласиться с классификацией, данной В.И. Рудневым, которым делит иммунитеты на абсолютные и усеченные, но автор не раскрывает понятий данных иммунитетов [45,с.20]. на наш взгляд, было бы правильно понимать, под абсолютными иммунитетами, иммунитеты которые ограждают того или иного лица от какого-либо решения в полном объеме. А усеченные иммунитеты защищают определенную категорию лиц только в определенных ситуациях. Также было бы правильно деление иммунитетов с точки зрения права и морали. Под правовой конкуренцией принято полагать, когда возникновение какого-либо иммунитета вызвано наличием в другой отрасли права нормы, которая бы своими положениями избавляла субъекта уголовного процесса от обязанностей.
Моральная конкуренция предполагает конкуренцию морально-этических норм с нормами права, и предпочтение отдается морально-этическим нормам. Примером правовой конкуренции можно полагать дипломатический иммунитет, а примером моральной конкуренции можно считать ситуацию, когда лицо дает показания, которые могут быть использованы против него или его близких родственников, перечень таких лиц которых определяется законодателем.
Классификация дипломатического иммунитета:
-Иммунитет от уголовного преследования; Иммунитет от дачи показаний;
-Иммунитет от обыска, выемки, ареста на имущество, осмотра, проникновения в помещения.
Данными видами иммунитета могут обладать все участники уголовного процесса, такие как потерпевший, свидетель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, частный обвинитель. Дипломатический иммунитет бывает полным и усеченным, в отношении дипломатического персонала применяется полный иммунитет, а в отношении обслуживающего персонала усеченный. Таким образом, приоритет в исследовании иммунитета от уголовного преследования принадлежит тем видам иммунитета от уголовного преследования, которыми согласно ст. 501 УПК РК, обладают следующие лица:
Главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала этих представительств и члены их семей, но только в том случае, когда они проживают совместно и не являются гражданами Республики Казахстан.
-На принципе взаимности сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств и члены их семей, также как и семьи самих дипломатов, так и семьи персонала, главы консульств и другие консульские должностные лица в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан.
-На основе взаимности сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами РК или не проживают постоянно в Казахстане.
-Дипломатические курьеры
-Главы и представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных организаций и, на договоренной взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, прибывающие в Казахстан для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями либо следующие для этих же целей транзитом через территорию РК и члены семей не являются гражданами РК.
-Главы представительств иностранных государств, их члены и персонал в международных организация, которые находятся на территории Республики Казахстан на базе интернациональных соглашений или признанных интернациональных традиций.
— Иные лица в соответствии с международным договором Республики Казахстан.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что институт иммунитета — это уголовно-процессуальный институт, целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты отдельным категориям лиц, а также имеет задачу устранить противоречия между конкурирующими нормами права и морали, права и права, заключающийся в установлении диспозитивного отношения субъектов к пользованию имеющимися у них преимуществами.
Институт иммунитетов представляет собой форму реализации таких принципов, как принцип равенства и публичности.
Реализация иммунитета имеет следующие формы:
-протоколирование разъяснения права на иммунитет;
-вынесение постановления о пользовании либо не пользовании конкретным видом иммунитета.
В целом можно классифицировать иммунитет по следующим критериям: -видам принимаемых решений;
-процессуальному положению субъектов уголовного судопроизводства;
-отношениям, регулируемым иммунитетом.