Шноль симон эльевич иммунитет
Встреча проходила в часовне Свято-Филаретовского института. Несмотря на то, что среди гостей было много тех, кто не относит себя к верующим или церковным людям (включая самого Симона Эльевича), место встречи и обстановка никого не смущали. Очень быстро, благодаря удивительной силе обаяния Симона Эльевича, создалась дружеская, доверительная атмосфера. Встречу планировали посвятить теме борьбы за науку в условиях советских репрессий, но разговор получился гораздо шире.
Одной из основных линий разговора стала тема репрессий и судеб детей репрессированных родителей. Симон Эльевич – один из таких детей. Его отец Эли Гершевич Шноль – ученый и христианский проповедник – был арестован за лекции по христианской философии, которые он читал в Политехническом музее. Большая часть детства Симона прошла в самые страшные для страны годы репрессий и войны. Несколько лет с 1944 года он провел в детдоме. Вспоминая о детдоме и своих «братьях», Симон Эльевич поделился вопросом, над которым он давно размышляет: в каком возрасте человек попадая в детский дом, теряет свой облик, внутренний стержень, и почему в каких-то случаях этого не происходит, даже если ребенок попадает туда в довольно раннем возрасте.
Наравне со своими родителями, Симон Эльевич вспоминал людей, которые казалось бы случайно встретились ему в жизни, но по-настоящему повлияли на его судьбу. Например, директора детского дома Анну Сосновскую, благодаря которой, имея только 4 класса образования, Симон в 16 лет смог поступить в Московский государственный университет. Или уже университетского учителя и друга Сергея Евгеньевича Северина, по-отечески заботившегося о нем и даже спасшего его от ареста. Сергей Евгеньевич стал одним из героев книги «Герои, злодеи, конформисты…». Рассказывая о нем, Симон Эльевич называет его «конформистом», человеком который шел на многие компромиссы ради спасения науки и тех людей, которые были с ним связаны. Спасти удавалось не всегда, и стыдно, как признается Симон Эльевич, сейчас читать то, что приходилось писать и говорить Сергею Северину в публичном пространстве. И, конечно, было стыдно тогда самому Сергею Северину. Однако Симон Эльевич считает такой выбор тоже своего рода героизмом, самопожертвованием: «Что бы с нами было, если бы не было его [Северина]». На встрече был поставлен вопрос о границе допустимого компромисса, на который, конечно, очень трудно дать однозначный ответ. Судья здесь – совесть самого человека и плоды его жизни.
В связи с воспоминанием о Сергее Егвеньевиче Северине Симон Эльевич рассказал и одну из трех историй о том, как он чудом спасся от неминуемой смерти. Обычно, рассказывая эти истории, Симон Эльевич говорит свою знаменитую фразу: «Меня спас Бог, которого нет». На этот раз он почему-то сказал: «Я нечаянно выжил, поскольку Бог есть». На это неожиданное утверждение зал живо откликнулся нескрываемой радостью.
Еще одной линией разговора стала тема судьбы науки и судьбы страны. Симон Эльевич на примере князя Сергея Трубецкого рассказал о ситуации с просвещением до революции. По мнению Симона Эльевича, Сергей Николаевич Трубецкой – пророк, который не был услышан. Еще в 1905 году он говорил, что в России победит «или дракон, или Сын человеческий». Настоящий пророк, по словам Симона Шноля, не только предсказывает катастрофу, но и показывает каким образом ее можно предотвратить. Тогда судьба России, видимо, была еще не предрешена, и был выход – просвещение. И как его флагман – «свободный университет» – то, над чем, не жалея сил, трудился князь Трубецкой [1]. Собственно одной из причин революции и краха страны Симон Эльевич считает как раз то, что голос князя Трубецкого не был услышан или был услышан слишком немногими, не теми, кто реально мог что-то изменить. В первую очередь, его не услышал царь Николай II, с которым Трубецкой имел личную продолжительную беседу.
Также Симон Эльевич рассказал о разгроме биологии в XX веке и о спасении науки силами немногих ученых и студентов, сохранявших верность истине. Отвечая на вопрос о том, как мог Николай Вавилов поддержать в свое время работы Лысенко, Симон Шноль заметил, что сказалась «болезнь» дореволюционной интеллигенции – «чувство вины перед народом» (имелось ввиду, что народ не имел таких возможностей, как интеллигенция, в том числе возможности получить образование, и образованные люди чувствовали себя в долгу перед простыми людьми). Когда Вавилов понял, к чему ведет его поддержка работ Лысенко, было уже поздно. «Ученик», воспользовавшись именем учителя, переступил через него, что фактически привело к гибели Вавилова.
От истории перешли к современности. «Жизнь государства зависит от движения мысли», – сказал Симон Эльевич. Наука уничтожалась на протяжении долгих лет, но она осталась жива благодаря огромному интеллектуальному и нравственному потенциалу, накопленному к началу XX века. Сейчас, по его мнению, разрушение возобновилось. «То, что мы сейчас делаем в нашей стране – ужасно. Мы фактически разрушили Академию наук. Это – преступление и оно продолжается. Может, оно обойдется. Но пока мы идём вниз и, если это движение вниз продолжится, страна погибнет», – сказал Симон Эльевич.
Разговор был непростой, временами трагичный, но ощущалась какая-то тихая радость. Может быть, от безграничного жизненного оптимизма Симона Эльевича и его веры в человека, а может быть от того, что когда уже не на что надеяться, по словам Симона Эльевича, все равно остается надежда – надежда на Чудо.
[1] В мае 1905 г. Трубецкого приглашают на общеземский съезд, где поручают составить текст обращения к Государю. В ответ Трубецкой был приглашен с группой земских деятелей Николаем II; прием, на котором Трубецкой выступал основным докладчиком, состоялся 6 июня в Петергофском Александрийском дворце. Во время беседы Николай II поручил Трубецкому составить «записку о положении высших учебных заведений и о мерах к восстановлению академического порядка». На ее основе в августе того же года университетам была предоставлена автономия, и 2 сентября Трубецкой Сергей Николаевич был избран ректором университета.
Справка
Симон Эльевич Шноль родился в Москве 21 марта 1930 года, в еврейской семье. Отец Шноль Эли Гершевич – лингвист, философ, репрессирован в 1933 году. Мать Юдович Фаина Яковлевна – учительница русского языка и литературы.
Во время учебы работал пастухом и электромонтером. С 1944 года – воспитанник детдома № 38 в Москве. Сдал экстерном экзамены за 9-й класс и поступил в 10-й класс школы № 352 в Москве. В 1946 году поступил на биологический факультет МГУ.
По окончании кафедры биохимии МГУ был направлен на работу по применению радиоактивных изотопов на кафедру медицинской радиологии Центрального института усовершенствования врачей, где работал в качестве старшего лаборанта, ассистента (1954), доцента (1959). В 1960 году перешел на работу в МГУ в качестве сначала старшего научного сотрудника, а затем (1962) доцента кафедры биофизики Физического факультета. С 1975 года профессор кафедры биофизики. Все годы читает курс лекций «Общая биохимия», в настоящее время также лекции по истории науки.
В 1963 году стал руководителем лаборатории Физической биохимии в Институте Биофизики в Пущино. Первые научные работы посвящены свойствам ферментов, расщепляющих АТФ, и природе макроэргических фосфатов; применению радиоактивных изотопов в экспериментальных и клинических исследованиях.
Автор свыше 200 научных работ. Автор книги по истории науки — «Герои и злодеи российской науки» (1997), «Герои, злодеи, конформисты российской науки» (2001). Подготовил около 50 кандидатов и 20 докторов наук. Именем С.Э. Шноля названа малая планета Shnollia (англ.)
По материалам Википедии
Мария Дикарева
Фото Евгения Фоминых
В таблице Менделеева этот газ (элемент № 7) назван азотом. Он был открыт в XVIII в. великим французским физиком Антуаном Лавуазье, который поначалу назвал его «инертной средой» и установил, что его содержание в атмосфере составляет больше трех четвертей. В 1787 г. сам же Лавуазье переименовал «инертную среду» в «азот», что в переводе с древнегреческого означает «безжизненный». Это название стало общепринятым, однако в Германии газ до сих пор называют «штикштоф», что означает «удушливая материя». Англичане же предпочитают термин «нитрогениум», что можно перевести с латыни как «рождающий селитру». |
О свойствах веществ расскажут разделы Химия и Физика. |
Нередко официальным полюсом холода называют Оймяконскую котловину в Якутии, где температура воздуха у поверхности земли зимой достигает – 70 оС. Тем не менее, в у Оймякона есть соперник – такую же температуру не раз регистрировали в одной из впадин между ледниками Гренландии. А в Южном полушарии, в Антарктиде, есть сразу несколько точек, где столбик термометра опускается ниже отметки – 70 оС, а в одном месте – ниже – 80 оС. Правда, это случается только в период ураганных ветров. |
Видеолекции и фильмы на похожие темы смотрите в разделе География |
В XVIII в. Россия воевала с Пруссией на ее территории и одержала ряд побед. Однако это обернулось массовым переселением европейских тараканов в Петербург, Москву и многие другие города. Дело в том, что русские солдаты бывали в прусских кабаках и харчевнях, а там эти насекомые водились в изобилии. Они забирались в походные солдатские ранцы и так попадали в Россию, где прежде их не было вовсе. Иноземных гостей сразу же окрестили «прусаками». |
Происхождение слов и выражений изучают науки этимология и фразеология. Видеолекции и фильмы на похожие темы смотрите в разделе Филология. |
Оказывается, драгоценного металла, требующегося ныне не только в ювелирном деле, но и для новейших технологий, больше всего не в земле, а в воде. Точнее, в Мировом океане. Там содержится так много золота, что на каждого жителя Земли пришлось бы около тонны, если бы удалось извлечь его из морской воды. Кстати, первые попытки такого рода уже делались немецкими учеными, затем – японскими и американскими. Однако пока любая технология получения золота из морской воды обходится дороже, чем сам драгоценный металл. |
Сюжеты и фильмы о месторождениях других драгоценных металлов смотрите в разделе Геология. |
История происхождения этого выражения связана со Смутным временем. В 1612 г., после освобождения Москвы от польских интервентов народным ополчением, враг бежал, бросая оружие и обозы. Паническое отступление прекратилось лишь у города Можайска. Тогда и появилась поговорка «загнать за Можай», то есть разбить врага, заставить его обратиться в бегство. В переносном смысле она используется и в наши дни. Так может, например, выразиться ученый, победивший оппонента в научном споре. |
Происхождение слов и выражений изучают науки этимология и фразеология. Видеолекции и фильмы на похожие темы смотрите в разделе Филология. |
Сегодня 90 лет самому знаменитому члену нашей семьи — моему дяде Симону Эльевичу Шнолю.
Когда ему было 3 года, люди в форме вошли ночью в комнату в коммунальной квартире и увели отца.
Когда ему было 6, отец вернулся и еще четыре года был жив и успел оказать на него колоссальное влияние. Сима говорит, что всю жизнь «разговаривает с отцом».
Когда Симе было 7, родился младший брат и уход за ним во многом лег на Симу, так что в начальную школу он практически не ходил.
Когда Симе было 10, отец умер.
В 11 лет он бежал вместе мамой и братьями от немцев, потерял маму в пути, потом чудесным образом мама их нашла. В те же 11 лет видел смерть младшего брата, который не выдержал бескормицы и холода эвакуации.
В 12-14 учился в сельской школе и работал в колхозе пастухом («и был счастлив»).
В 16 лет, в 1946 году, поступил на биофак МГУ и застал два прекрасных года, пока после сессии ВАСХНИЛ 48 года биофак не был разгромлен.
В 20 с небольшим лет получил сильную дозу облучения во время работ на кафедре медицинской радиологии, но чудом выжил.
Был одним из основателей кафедры биофизики физического факультета МГУ, на которой проработал более 60 лет, так что успел поучить некоторых внуков своих первых студентов.
Думаю, можно сказать, что Симон – один из отцов-основателей прекрасного города Пущино, биологического центра РАН.
Симон Эльевич беспрерывно рассказывает истории. Они не всегда точны, но всегда вдохновенны и увлекательны. Одно из самых частотных слов в его рассказах — это слово «восторг» («восхищение», «волшебство» и т.п.). Восторг перед величием тундры или перед «пропеллером» беспозвоночного под микроскопом.
Симон человек поэтический или скорее артистический, в его исполнении научная деятельность тоже становится делом артистическим, сколько бы рутинной и черновой работы в ней ни было.
Артистичные люди много отдают миру, и бывает, что самым близким они видятся в несколько другом свете. Это нормально. С годами понимаешь, что все сложности ничего не стоят по сравнению с интересом к жизни и восторгом перед ней.
Всю жизнь Симон Эльевич рассказывал студентам о великих российских биологах. Постепенно из этих рассказов складывались статьи в журналах «Наука и жизнь» и «Знание – сила», а потом и книга по истории российской биологии. Книга яркая, полемичная и увлекательная, хорошо передающая восторженную интонацию устных рассказов С.Э.
Мне страшно повезло, что я знаю Симона с детства, и он все еще с нами!
Кто не видел многосерийного документального фильма «Симон Шноль от 0 до 80», снятого десять лет назад, очень рекомендую. Хорошее кино для карантина.
Когда-то, лет, наверное, 40 назад, в электричках Серпухов-Москва, в которых Симон Эльевич ездил на лекции в МГУ, он писал стихи, известные только в семейном кругу.
С его разрешения публикую пару стихотворений из его рукописной книги.
* * *
Я полон лет прошедших днями
Как парк – опавшею листвой,
Как лес – подвижными тенями,
Как луг – холодною росой.
* * *
Невозвратных дней отрада –
Предрассветная прохлада.
Отрешённость сентября …
Не забудешь про меня ?
Лёгкий ветер, даль, пространство.
Плеск волны, весла упрямство.
Ночью дальний зов огня …
Не забудешь про меня ?
Шум ветвей, прибой, морены.
Маяки. Причал. Сирены.
Груз тоски на склоне дня …
Не забудешь про меня ?
Монастырская ограда –
Предпоследних дней отрада.
Предзакатная Земля.
Не забудешь про меня ?
Дорогой Симон Эльевич, до 120!
В статье мы поговорим о довольно интересной и неординарной личности, которая разнообразила и украсила современную науку. Мы подробно рассмотрим биографию Симона Шноля. Возможно, это имя вам уже знакомо, но некоторые могут слышать его впервые. На данный момент этому человеку 87 лет, и он по-прежнему интересуется новостями в мире науки. Ему принадлежит ряд работ в различных направлениях. Этот ученый однозначно достоин вашего внимания, так как его вклад действительно очень существенен. Это человек, который на 100 % предан своему делу.
Первое знакомство
Итак, начнем рассматривать жизнь Симона Шноля. Подробнее мы рассмотрим его биографию ниже, пока просто познакомимся с этим человеком поближе. Он родился в 1930 году, в марте, в столице России. Является довольно известным и уважаемым советским и российским историком и биофизиком. Забавно, что он сочетает такие разные области знания. Но при этом в каждой из них он действительно специалист, которых немного. Это человек потрясающей силы духа и интеллектуальных способностей. Работал профессором кафедры биофизики на физическом факультете в МГУ. Также заведовал лабораторией биохимии в Институте экспериментальной и теоретической биофизики, Пущино. Симон Шноль является доктором биологических наук, а также действительным членом Российской академии естественных наук. Альма-матер нашего героя является Московский государственный университет.
Среди известных учеников надо отметить Анатолия Марковича и Анатолия Жаботинского, о которых мы будем говорить ниже. Симон является братом известнейшего педагога и математика Эммануила Шноля. Он также приходится братом доктору геолого-минералогических наук Якову Юдовичу. Кроме того, Симон — отец генетика, эволюциониста и геолога Алексея Кондрашова.
Подробная биография
Итак, как мы уже знаем, Симон Шноль Эльевич появился на свет в Москве, в еврейской семье. Его отец, Эли Гершевич, работал философом и лингвистом. К сожалению, по политическим мотивам его репрессировала власть в 1933 году. Мать героя нашей статьи звали Фаина Яковлевна. Она преподавала русский язык и литературу. Кстати, именно мать привила мальчику любовь к красивому слову. В дальнейшем это вылилось в то, что он заинтересовался историей и различными важными событиями. Во время своего обучения мальчик подрабатывал электромонтером и пастухом. Опять же здесь можно встретить характерную для Симона противоречивость. Такими моментами наполнена вся его жизнь. В 1944 году он стал воспитанником детдома в Москве. Кстати, это был детдом № 38. Ему удалось экстерном сдать экзамены и поступить в 10-й класс, в школу № 352 в Москве. Уже в 1946 году парню удалось поступить в МГУ, на биологический факультет.
Работа
Биохимия и биофизика привлекали этого человека всегда, но он не сразу к этому пришел. После окончания обучения на факультете биохимии его отправили на работу по использованию радиоактивных изотопов. Тогда он попал на кафедру медицинской радиологии в Центральном институте усовершенствования врачей. Сам работал старшим лаборантом. В 1954 году стал ассистентом, а спустя пять лет был доцентом. В 1960 году Шноль Симон Эльевич переходит на работу в МГУ. Сначала он занимал должность старшего научного сотрудника, в 1962 году стал доцентом кафедры биофизики. МГУ с радостью принял нового талантливого человека в свои ряды. С 1975 года он являлся профессором на кафедре биофизики. Всё это время читал свои известные лекции по биологии и биохимии. В настоящее время продолжает работать, как мы отметили это выше. На данный момент он преподает лекции по истории науки. Их посещает очень много людей, которые действительно интересуются этим вопросом и хотят получить проверенную информацию из уст доверенного человека.
Вверх по карьерной лестнице
В 1963 году становится руководителем в лаборатории физической биохимии. Всё это происходит в институте биофизики в Пущино. Свои первые научные работы ученый посвящает свойствам ферментов, природе макроэргических фосфатов и расщепляющих АТФ. Также он подробно рассматривает вопрос использования радиоактивных изотопов в клинических и экспериментальных исследованиях. Надо отметить, что эти вопросы, как и лекции по биологии, являются визитной карточкой, по которой его сразу же узнают и доверяют в научной среде.
Достижения
Герой нашей статьи продолжает свою деятельность на физическом факультете МГУ. В период с 1954-го по 1957 год он занимается вопросами колебательных режимов в химических реакциях. Он показывает их высокую вероятность, и подкрепляет это практикой. Именно этим вопросам он посвящает практически все свои последующие работы, которые отличаются фундаментальностью и профессиональным подходом.
Отметим, что исследование колебательных реакций, которое было проведено под руководством героя нашей статьи с помощью аспиранта Анатолия Жаботинского, стало очень популярным. Оно было проведено на примере реакции, которую в свое время открыл Б. Белоусов.
В 1970 году Симон Шноль защищает докторскую диссертацию по теме спонтанных изменений в мышечных белках. Естественно, защищает он ее тоже удачно. Работа посвящалась вопросам и исследованиям, которые как раз в период 1950-х годов начали подробно рассматриваться и продолжали исследоваться вплоть до времени защиты диссертации. Таким образом, Симон сделал действительно весомый, нужный и своевременный вклад в развитие науки.
Исследования
Отметим, что герой нашей статьи исследовал тонкую структуру в статических распределениях. Он обнаружил такие закономерности, которые позже описал подробно в своих книгах. Ученый доказал, что форма гистограмм в одно и то же местное время очень, вероятно, схожа с измерениями процесса в разных географических пунктах. Также ему удалось доказать, что природа может изменяться вместе с периодом, который равен одним звёздным суткам.
Отсюда Симон Шноль сделал вывод о том, что явление это носит фундаментальный, космофизический характер. Все эти исследования он проводил в период с 1985-го по 2002 год. Но далось это ему непросто, так как другие авторы не хотели молчать и открыто высказывали ему свою критику. Конечно, это не могло не сказаться на исследователе, однако он всё-таки старался двигаться к своей цели и не обращать внимания на посторонние мнения. Как оказалось позже, сделал он всё правильно, так как все его теории подтвердились на практике, но гораздо позже.
Книги Симона Шноля
Отметим, что этот ученый человек написал больше 200 научных работ. Это действительно впечатляющие цифры, так как все эти работы очень фундаментальные и проработанные, невероятно детализированы и объяснены с разных точек зрения. Наверное, можно сосчитать на пальцах учёных, которые оставили после себя такое количество концентрированной и полезной информации. Также он писал книги по истории науки. Мы уже знаем, что он очень интересуется этим направлением до сих пор и даже ведет лекции на эти темы, и вполне успешно. К таким произведениям можно отнести его книгу, которая была издана в 1997 году под названием «Герои, злодеи российской науки». В 2001-м вышла новая книга, которая имела похожее название, но немного дополненное. Теперь книга носила название «Герои, злодеи, конформисты российской науки». Кроме того, Симон собственным трудом подготовил около 20 докторов наук и 50 кандидатов. Это просто огромная работа, которую он проделывал с чувством ответственности и строгим подходом к делу. Все его ученики говорят о том, что это человек невероятной силы воли, который идёт к определенным целям, несмотря ни на какие окружающие факторы. Отметим, что в честь Симона Шноля названа небольшая планета.
Популяризация науки
Мы еще не упоминали, что много лет подряд Шноль Симон Эльевич был председателем жюри в школе и на биологической олимпиаде при МГУ. Благодаря ему активному участию были разработаны базовые принципы составления заданий для творческих олимпиадных задач по биологии. Эту деятельность он очень любил, о чем сам не раз говорил. Это было вызвано тем, что именно в детях он видел будущее науки. Известно, что дети гораздо проще быстрее впитывают информацию, а потому у них большие возможности для познания и открытия каких-то неочевидных вещей. Кроме того, герой нашей статьи на добровольных основаниях читал лекции детям в школьном научном лагере под названием «Слон и жираф».
Ученики
Отметим двух людей, которые были наиболее яркими последователями и учениками героя нашей статьи. Во-первых, это Анатолий Жаботинский, который был аспирантом у Симона. В 1980 году он стал лауреатом Ленинской премии. Также являлся профессором университета Брандейса в Массачусетсе. Второй известный ученик — это Фазоил Атауллаханов. Этот человек жив до сих пор. Он является членом-корреспондентом РАН, профессором кафедры биологии на уже известном и практически родном физическом факультете МГУ имени Ломоносова, а также директором ЦТП ФХВ.
Семья
К сожалению, достоверной информации о личной жизни и жене Симона Шноля нет. Однако точно известно, что у него есть сын Алексей Кондрашов. Мальчик пошел по стопам отца и стал довольно значимым генетиком и биологом. При этом он построил свою карьеру не благодаря влиянию отца или своей знаменитой фамилии, а исключительно благодаря собственному труду и знаниям. Также у Симона Шноля есть брат по имени Яков Юдович, который до сих пор жив. По образованию он является химиком и геологом.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что герой нашей статьи не раз обращался к власти с призывом о том, что необходимо увеличить во много раз финансирование ученых. При этом он настаивал на том, что финансирование должно производиться в период расцвета учёного, а не на основании большого опыта и заслуженных лет работы. Он много раз повторял, что застал то прекрасное время, когда биология была действительно огромной и сильной наукой. Это время до 1948 года. Как известно, после этого в стране прошел ряд мероприятий, которые поспособствовал тому, что не только биология, но и другие дисциплины ухудшили свои качественные показатели. Кстати, герой нашей статьи имеет награду «Соросовский профессор».