Ситуационные задачи по иммунитету с ответами

Ситуационные задачи по иммунитету с ответами thumbnail

Раздел «Патогенные анаэробы»

Задача 1

В клинику челюстно-лицевой хирургии поступил больной с флегмоной дна полости рта. Из анамнеза известно, что неделю назад больной был на приеме у стоматолога районной поликлиники, который поставил временную пломбу на кариозный зуб, вскрыл небольшой периапикальный абсцесс и назначил больному гентамицин. Однако, на четвертые сутки пациент почувствовал резкое ухудшение состояния: поднялась температура, появились боли при глотании, инфильтрат дна ротовой полости.

Предположите этиологию заболевания. Предложите методы микробиологической диагностики и препараты для специфической противомикробной химиотерапии.

Задача 2

У больного с одонтогенной флегмоной челюстно-лицевой области при операции был взят на исследование гной с резким зловонным запахом. Однако при посеве на 5% кровяной агар в аэробных условиях роста колоний не обнаружено.

Интерпретируйте полученный результат. Перечислите правила взятия, транспортировки и исследования материала от пациентов с анаэробной этиологией заболеваний. Предложите метод микробиологической диагностики, который позволит установить этиологию заболевания. Перечислите его основные этапы.

Задача 3

В клинику челюстно-лицевой хирургии доставлен больной с одонтогенной флегмоной челюстно-лицевой области. При вскрытии флегмоны — гной с резким зловонным запахом, темное окрашивание экссудата.

Обоснуйте выбор материала для микробиологического исследования. Перечислите методы микробиологической диагностики. Назовите принципы этиотропной терапии анаэробной неклостридиальной инфекции.

Задача 4

В институт хирургии им. А.В.Вишневского доставлен больной из зоны землетрясения, извлеченный из-под завала жилого здания, с переломом бедра и массивным размозжением мягких тканей нижних конечностей. Пациент находился под завалом 2 суток до извлечения спасателями МЧС. При осмотре: конечность отечна, кожа гиперемирована, отмечается гнойное отделяемое со зловонным запахом. При хирургической операции на исследование взят гной и иссеченные некротизированные ткани и направлены в микробиологическую лабораторию для экспресс-диагностики.

При проведении газохроматографического исследования на хроматограмме получены пики пропионовой, масляной, изомасляной, валериановой и изовалериановой летучих жирных кислот.

Интерпретируйте полученные результаты. Предложите методы микробиологической диагностики и препараты для этиотропного лечения.

Задача 5

На приеме в травмпункте находятся следующие пациенты:

1. Женщина 80 лет со скальпированной раной левой кисти, полученной при работе в саду. Рана обильно загрязнена землей.

2. Ребенок 5 лет, который, играя во дворе, наступил на ржавый гвоздь и проткнул стопу насквозь.

3. Мужчина 20 лет получил травму на строительстве дома. У рабочего при осмотре выявлено: перелом бедра, размозжение мягких тканей бедра, травматический шок. Из анамнеза известно, что пациент полгода назад демобилизован из вооруженных сил.

Назовите инфекции, экстренную профилактику которых следует провести. Предложите препараты для профилактики в каждом из приведенных случаев.

Задача 6

Для подтверждения клинического диагноза «ботулизм» от больного К. были получены промывные воды желудка и исследованы биологическим методом (на мышах). Получены следующие результаты:

1) мышь, которой ввели исследуемый материал, погибла;

2) погибли также мыши, которым ввели смесь исследуемого материала с противоботулиническими сыворотками типов В и Е, соответственно;

3) мышь, которой ввели смесь исследуемого материала и противоботулинической сыворотки типа А, выжила.

Интерпретируйте полученные результаты. Назовите иммунную реакцию, результаты которой оценивали на мышах, и перечислите другие иммунные реакции, которые позволяют определить тип ботулотоксина. Предложите препараты для этиотропного лечения ботулизма.

Задача 7

Пациентам, получившим травмы, для специфической профилактики столбняка вводят и противостолбнячную антитоксическую сыворотку, и столбнячный анатоксин. Однако, в некоторых случаях ограничиваются введением только анатоксина, при этом профилактика столбняка считается достаточной.

Назовите феномен, благодаря которому эффективна экстренная профилактика столбняка анатоксином. Уточните, в каких случаях для экстренной профилактики столбняка достаточно ввести только столбнячный анатоксин

Задача 8

При исследовании остатков консервов, послуживших причиной развития ботулизма у членов одной семьи, была поставлена реакция обратной непрямой гемагглютинации (РОНГА) и получены следующие результаты:

1) в лунках планшета, содержавших исследуемый материал в смеси с поливалентным эритроцитарным антительным ботулиническим диагностикумом типа АВЕ, обнаружены зонтики в разведениях 1:10, 1:20, 1:40 и 1:80.

2) в двух рядах планшета, содержавших исследуемый материал в смеси с эритроцитарными антительными монодиагностикумами типов А и Е соответственно, отмечались пуговки до титра 1:320.

3) в лунках планшета, содержавших исследуемый материал в смеси с эритроцитарным антительным монодиагностикумом типа В, обнаружены зонтики в разведениях 1:10, 1:20, 1:40, 1:80 и 1:160.

Интерпретируйте полученные результаты. Предложите препараты для этиотропного лечения ботулизма в описанном клиническом случае

Задача 9

Расскажите о возбудителе ботулизма. Назовите его ключевой фактор патогенности и, основываясь на механизме действия, определите его роль в патогенезе развития ботулизма.

Читайте также:  Иммунитет методы его определения

Охарактеризуйте иммунобиологические препараты для лечения и профилактики ботулизма и расскажите о правилах их введения.

Задача 10

Расскажите о возбудителе столбняка. Назовите его факторы патогенности и, основываясь на механизме действия, определите их роль в патогенезе развития столбняка.

Охарактеризуйте иммунобиологические препараты для лечения и профилактики столбняка и расскажите о правилах их введения.

Задача 11

Назовите и охарактеризуйте возбудителей газовой гангрены. Перечислите их факторы патогенности и охарактеризуйте их механизм действия.

Расскажите о принципах культивирования возбудителей газовой гангрены. Перечислите тесты для ускоренного обнаружения C.perfringens. Охарактеризуйте иммунобиологические препараты для лечения и профилактики газовой гангрены.

Задача 12

У военнослужащего обширное ранение ноги с размозжением тканей и загрязнением почвой.

Назовите инфекционные заболевания, специфическую профилактику которых следует провести при подобной травме. Предложите иммунобиологические препараты для специфической профилактики. Ответ обоснуйте.

Раздел: «Патогенные кокки»

Задача 1.

Охарактеризуйте биологические свойства гонококков. Перечислите заболевания, вызываемые этими микроорганизмами.

Назовите методы микробиологической диагностики этих заболеваний. Расскажите о принципах лечения и профилактики.

 Задача 2.

В ожоговый центр поступил больной с ожогами П-Ш степени 15% поверхности тела. После двух недель пребывания в стационаре у него начался сепсис. Посев крови больного на сахарный бульон дал придонный рост, при микроскопии которого обнаружили короткие цепочки грамположительных кокков.

Назовите предполагаемый вид выделенного микроба и предложите дополнительные исследования, которые необходимо провести, чтобы идентифицировать его вид.

   Задача 3.

В инфекционное отделение больницы поступила группа детей с признаками острой пищевой интоксикации (повышение температуры, рвота, жидкий стул). Все поступившие дети были из одного интерната, которые несколько часов назад получили на десерт сладкую творожную массу.

Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования от пациентов с целью расследования вспышки пищевого отравления. Определите методы диагностики и схему исследования. Предложите препараты для специфической терапии.

  Задача 4.

Выберите из перечисленных микробов (стрептококки, стафилококки, гонококки, менингококки) наиболее устойчивые к многим антибиотикам.

Расскажите о возможных механизмах их резистентности к противомикробным химиотерапевтическим препаратам различных классов. Перечислите иммунобиологические препараты для лечения заболеваний, которые они могут вызывать.

Задача 5.

В родильном доме произошла вспышка стафилококковой инфекции. От пяти родильниц, восьми новорожденных и двух сотрудников роддома при микробиологическом исследовании выделен золотистый стафилококк.

Назовите методы диагностики стафилококковой инфекции и перечислите тесты для идентификации стафилококков. Предложите методы и тесты, которые необходимо применить для установления источника инфекции.

Задача 6.

Из мочи больного пиелонефритом выделены стафилококки в количестве 106 КОЕ/мл.

Интерпретируйте результаты исследования. Назовите метод исследования, позволяющий доказать этиологическую роль выделенного штамма в развитии пиелонефрита. Перечислите тесты для определения видовой принадлежности изолированной культуры стафилококка.

Задача 7.

У больного с инфекцией мочевыводящих путей в моче обнаружены грамположительные кокки, располагающиеся короткими цепочками.

Расскажите о правилах взятия и исследования мочи. Назовите методы микробиологической диагностики инфекций мочевыводящих путей. Перечислите питательные среды и методы посева мочи, позволяющие доказать этиологическую роль выделенных микроорганизмов в развитии заболевания. Предложите схему дальнейшего исследования.

   Задача 8.

Через 5 дней после выписки из роддома, у ребенка на коже появились гнойные высыпания. Участковый педиатр поставил диагноз «пиодермия». Микробиологическое исследование показало наличие монокультуры золотистого стафилококка, обладающего полирезистентностью к противомикробным химиотерапевтическим препаратам.

Обоснуйте с микробиологических позиций выбор иммунобиологических препаратов для лечения стафилококковой пиодермии.

 Задача 9.

Назовите возбудителей следующих инфекционных заболеваний: рожистое воспаление, фурункулез, скарлатина, гонорея, эпидемический менингит, пиодермия, ревматизм.

Назовите заболевания, при которых формируется стойкий иммунитет. Ответ обоснуйте.

   Задача 10.

В родильном доме за последние 4 месяца участились случаи гнойно-воспалительных осложнений после родов. Сотрудники районной СЭС провели обследование стационара: были произведены смывы с предметов больничной обстановки, сделаны посевы исследуемых образцов от больных и от персонала. От трех больных и от кастелянши роддома был высеян золотистый стафилококк.

Назовите методы диагностики стафилококковой инфекции и перечислите тесты для идентификации стафилококков. Предложите тесты для их внутривидового типирования, которые позволят судить об идентичности или ее отсутствии у штаммов стафилококков выделенных из разных источников.

 Задача 11.

В детское отделение инфекционной больницы поступил ребенок с клиническим диагнозом «менингит».

Назовите микроорганизмы, которые могут быть причиной этой болезни. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики, которые позволят установить этиологию данного заболевания.

   Задача 12.

Читайте также:  Малько а в о иммунитете

У женщины 25 лет развился послеродовой сепсис. Для назначения рационального лечения необходимо определить этиологию заболевания.

Назовите микроорганизмы, которые могут быть причиной сепсиса. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Расскажите о правилах его взятия, транспортировки и исследования. Назовите методы микробиологической диагностики, которые позволят установить этиологию данного заболевания и назначить эффективные противомикробные химиотерапевтические препараты.

   Задача 13.

У ребенка, посещающего детский сад, повысилась температура до 38°С, появились сыпь и ангина. Педиатр поставил диагноз: «скарлатина».

Назовите и охарактеризуйте возбудитель скарлатины, перечислите его факторы патогенности. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики скарлатины. Предложите методы и тесты для выявления антитоксического иммунитета у контактировавших детей.

   Задача 14.

В родильном отделении участились случаи гнойных послеродовых осложнений (маститы и эндометриты у рожениц, пиодермии и пневмонии у новорожденных).

Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования с целью расследования случаев гнойных послеродовых осложнений. Назовите методы диагностики указанных инфекций и предложите принципиальную схему исследования. Перечислите методы и тесты, которые необходимо применить для установления возможного источника инфицирования пациентов.

   Задача 15.

В мокроте больного пневмонией под микроскопом обнаружено большое количество шаровидных бактерий.

Расскажите о правилах взятия и исследования мокроты. Назовите методы микробиологической диагностики инфекций дыхательных путей. Перечислите питательные среды и методы посева мокроты, позволяющие доказать этиологическую роль выделенных микроорганизмов в развитии заболевания. Предложите схему дальнейшего исследования. 

Раздел: «Патогенные спирохеты»

Задача 1.

Пациенту с приступообразной лихорадкой и явлениями общей интоксикации был поставлен клинический диагноз «возвратный тиф».

·                    Назовите методы микробиологической диагностики возвратного тифа

·                    Охарактеризуйте возбудителей эпидемического  и эндемического возвратных тифов.


Задача 2.

У больного на месте укуса клещом появилась кольцевидная эритема.  Был поставлен предварительный диагноз – клещевой иксодовый боррелиоз.

·                    Назовите возбудителей этого заболевания 

·                    Укажите методы микробиологической  диагностики клещевого иксодового боррелиоза.


Задача 3.

В больницу поступил больной с признаками поражения печени и начальными симптомами почечной недостаточности. Предварительный диагноз – лептоспироз.

·                    Назовите методы микробиологической  диагностики для  подтверждения  клинического  диагноза. Ответ обоснуйте.


Задача 4.

Для подтверждения клинического диагноза «лептоспироз» от пациента была получена моча и направлена в бактериологическую лабораторию.

·                    Назовите методы микробиологического исследования мочи,  которые позволят подтвердить клинический диагноз.

·                    Обоснуйте выбор материала для исследования.

Задача 5.

В бактериологической лаборатории произведен посев крови больного  с подозрением на лептоспироз в водно-сывороточную  среду.

·                    Назовите период заболевания, в течение которого берется кровь от больных лептоспирозом для бактериологического исследования.

·                    Назовите особенности культивирования лептоспир.


Задача 6.

Для специфической профилактики лептоспироза применяется  убитая  нагреванием  корпускулярная вакцина, содержащая 4 основные  серогруппы  возбудителя.

·                    Обоснуйте применение  этой  вакцины, назвав  таксономическое положение возбудителей лептоспироза,  их антигенную структуру и  особенности защитного иммунитета.

Задача 7.

Строительная бригада собирается в летний период строить ферму в сельской местности. В прошлом году в этом районе были зафиксированы  вспышки лептоспироза  среди сельскохозяйственных животных.

·                    Обоснуйте необходимость проведения специфической профилактики строителей, назвав особенности протективного  иммунитета  к лептоспирозу  и препарат, создающий такой иммунитет.

Задача 8.

Сотрудники гостиницы периодически проходят обследование на сифилис в кожно-венерологическом диспансере.

·                    Охарактеризуйте возбудителя сифилиса.

·                    Назовите серологические реакции, которые используют при первичном обследовании на сифилис. Ответ обоснуйте.

Задача 9.

Больному поставлен клинический диагноз: сифилис,  вторичная стадия.

·                    Назовите методы  микробиологической диагностики  при вторичной  стадии заболевания.  Ответ обоснуйте.

·                    Укажите формы микроба, которые способствуют хронизации инфекционного процесса.

Задача 10.

У больного сахарным диабетом при поступлении в стационар проведено обследование на сифилис. Реакция микропреципитации с кардиолипиновым антигеном дала положительный результат. Дополнительные исследования крови этого больного в ИФА с белковым антигенгом и РИФ (РнИФ) дали отрицательный результат.

·                    На основании полученных данных дайте заключение  о наличии сифилиса у больного. Ответ обоснуйте.

Задача 11.

Больной сифилисом проходит курс лечения.

·                    Назовите метод микробиологического исследования, позволяющий оценить  эффективность лечения.

·                    Укажите тесты, которые могут быть для этого использованы.

Задача 12.

Для выявления риска развития врожденного сифилиса всем беременным, обратившимся в женскую консультацию,  проводят  серологическое обследование на сифилис.

·                    Назовите серологические реакции, которые применяют при первичном обследовании на сифилис, и антиген, который   в них используется. Ответ обоснуйте.

Источник

Задача 1. Больной Л., 56 лет, обратился в клинику с жалобами на сухой кашель, общее недомогание, быструю утомляемость при физической нагрузке. Нередко замечал в скудной мокроте прожилки крови, похудел. Снижение массы тела связывает с частыми обострениями бронхита. Месяц назад лечился по поводу кандидоза слизистой оболочки полости рта. В течение последних 6 месяцев беспокоят частые диспепсические расстройства. При рентгеноскопии в прикорневой зоне левого легкого обнаружена тень неправильной формы. При бронхоскопии левый нижнедолевой бронх сужен и в его просвете видна опухоль, кровоточащая при касании. Томография легкого подтвердила наличие опухоли в области корня легкого. Метастазов в лимфоузлах средостения не обнаружено. В крови эритроцитов 3,3 х 1012/л, лейкоцитов 2,7X 109/л, тромбоцитов 90х109/л, снижено содержание IgG, IgM.

  • 1. Охарактеризуйте иммунологический статус больного.
  • 2. Какие синдромы могут подтвердить этот статус у больного?
  • 3. С чем связано нарушение иммунологического статуса у больного?
  • 4. Чем обусловлены диспептические расстройства у больного?
Читайте также:  Медово ореховая смесь для укрепления иммунитета

Эталоны ответа

1. Вторичный иммунодефицит, возникший в рамках паранеопластического синдрома (часто сопутствует злокачественной опухоли).

  • 2. Иммунологическую недостаточность подтверждают следующие синдромы: синдром инфекционных осложнений (бактериальные и грибковые инфекции), синдром желудочно-кишечных расстройств (диспепсические расстройства), гематологический синдром (анемия, лейкопения, тромбоцитопения).
  • 3. С иммуносупрессивным действием опухоли, отрицательным азотистым балансом в рамках паранеопластического процесса, диспептическими расстройствами (синдром мальабсорбции).
  • 4. Снижение уровня IgM и, возможно, IgA как средства защиты от кишечной инфекции приводит к активации патогенной и условно патогенной кишечной микрофлоры.

Задача 2. Родители 5-летнего Коли обеспокоены частыми инфекционными заболеваниями в виде отита, синусита, пневмонии средней степени тяжести с того времени, как он был переведена на искусственное вскармливание (в возрасте 8 месяцев). При лабораторном исследовании крови выявлена нейтропения с ядерным сдвигом нейтрофилов вправо (2,6х109/л). Клинико-иммунологическими исследованиями выявлено в сыворотке крови многократное уменьшение содержания IgA, IgM и IgG, а также значительное снижение количества В-лимфоцитов. Рентгенологически отмечалась гипоплазия лимфоидной ткани. Кроме того, в биоптате лимфоузлов и костного мозга отсутствовали плазмоциты.

  • 1. О какой патологии можно предполагать?
  • 2. По какому типу наследуются это заболевания?
  • 3. Почему мальчик не болел в течение первых 8 месяцев жизни?
  • 4. Как лечат данное заболевание?

Эталоны ответа

  • 1. Наследственный иммунодефицит с преимущественным поражением В-системы. Это подтверждают частые инфекционные заболевания, отсутствие фракции у-глобулинов в протеинограмме, снижение уровня IgA, IgM и IgG, лейкопения и снижение количества В-лимфоцитов в крови, отсутствие плазмоцитов в биоптате лимфоузлов и костного мозга.
  • 2. Аутосомно-рецессивному, сцеплено с Х-хромосомой, поэтому болеют только мальчики.
  • 3. Это связано с присутствием в крови ребенка противоинфекционных антител, получаемых с материнским молоком.
  • 4. Лечение — заместительная терапия у-глобулином, плазмой, у-глобулин необходимо вводить в течение всей жизни. В периоды обострения инфекционных заболеваний следует применять антибиотики.

Задача 3. Родители двухлетнего Саши Н. обратились в клинику для обследования: в возрасте 1 года был диагностирован порок развития аорты, часто болеет. Из анамнеза жизни известно, что у ребенка отит, частые бронхиты, пневмонии, энтероколит. С первых дней жизни периодически возникают судороги. Недавно лечили по поводу кандидамикоза. Объективно: пониженное питание, низко расположенные ушные раковины, широкая переносица, косой разрез глаз, микрогнатия и незаращение твердого и мягкого неба. При обследовании выявлена аплазия тимуса, в крови снижено содержание Т-лимфоцитов, лимфо- цитопения, гипокальциемия.

  • 1. Какое заболевание можно предполагать?
  • 2. Каковы причина и механизмы развития данного заболевания?
  • 3. Какой иммунодефицит имеет место у ребенка?
  • 4. Какие иммунотропные препараты желательно назначить ребенку?

Задача 4. В ожоговое отделение поступил В., 45 лет, с термическими ожогами нижних конечностей и живота II—III степени площадью 48% в состоянии ожогового шока. Больной заторможен, дыхание частое поверхностное с участием вспомогательной мускулатуры, АД 75/50 мм рт. ст., ЧСС —135 мин1. На электрокардиограмме одиночные и групповые экстрасистолы, депрессия сегмента ST, инверсия зубца Т. Объем циркулирующей крови уменьшен на 30%, показатель гематокрита возрос до 0,57 л/л. В крови увеличено содержание лейкоцитов за счет нейтрофилов, уменьшено содержание Т-лимфоцитов и иммуноглобулинов G и М.

  • 1. Какой вид иммунодефицита имеет место у больного?
  • 2. Какие факторы обусловливают нарушение функций иммунной системы?
  • 3. Чем объясняется повышенная чувствительность пациента к бактериальным инфекциями?
  • 4. За счет чего может снижаться интенсивность фагоцитоза?
  • 5. Каков механизм формирования первоначально вторичного В-клеточного, а позднее Т-клеточного иммунодефицита?
  • 6. Как лечить такого больного?

Источник