Служебный иммунитет в упк
Библиографическое описание:
Сидорова, Н. В. Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском уголовном процессе / Н. В. Сидорова, Е. И. Саламатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 600-601. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9143/ (дата обращения: 01.07.2020).
В качестве самостоятельного вида уголовно-процессуального иммунитета многие российские авторы выделяют служебный (должностной) иммунитет. Так, А. В. Смирнов и К. Б. Калиновский определяют служебный иммунитет как особые условия и порядок возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности и производства по делу в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий [5. c. 678].
Аналогичной точки зрения придерживаются В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин, заявляя, что служебный (должностной) иммунитет распространяется на лиц, предусмотренных в ст. 447 УПК РФ, и представляет собой установление изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий лиц [3. c.762].
С нашей точки зрения, использование понятия «служебный иммунитет» для раскрытия установленных особенностей при производстве по уголовному делу для некоторых категорий лиц, является не совсем корректным. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» — освобождение от чего-либо, и означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [6. c. 244]. Устанавливая уголовно-процессуальный иммунитет, государство преследует цель ввести определенные изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
По нашему мнению, особый порядок возбуждения уголовного дела, осуществление уголовно-процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также особый порядок производства ряда следственных действий, содержат скорее не изъятия, а дополнение общего порядка, поэтому более уместно будет употреблять понятие «привилегия».
Согласно Толковому словарю русского языка, привилегия происходит от латинского слова «privilegium», что означает преимущественное право, льгота [4. c. 588]. Привилегии всегда связаны с предоставлением лицу дополнительных преимуществ, они создают режим наибольшего благоприятствования, тогда как иммунитет освобождает лицо от определенных обязанностей или предоставляет право не подчиняться общим законам государства. С нашей точки зрения, главное отличие иммунитета от привилегии заключается в том, что иммунитет есть исключение из общих правил, тогда как привилегия, не изменяя общего правила, предоставляет дополнительные преимущества отдельным категориям лиц.
Понятие служебный (должностной) иммунитет в уголовно-процессуальном праве можно употреблять только при наличии отказа в даче согласия на производство процессуальных действий в отношении определенных категорий лиц от уполномоченного органа.
Исключение, с нашей точки зрения, составляет уголовно-процессуальный иммунитет Президента РФ. Статья 91 Конституции РФ определяет, что Президент РФ обладает неприкосновенностью. В сфере применения уголовно-процессуального права это означает запрет на проведение различных следственных и процессуальных действий в отношении Президента РФ. Иммунитет от уголовной юрисдикции Президента РФ раскрывается в ст. 93 Конституции РФ в связи с условиями его отрешения от должности. В соответствии с ней, Президент РФ может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления. В Уголовном кодексе РФ помимо тяжких преступлений предусмотрена ещё категория особо тяжких преступлений, поэтому было бы целесообразно включить упоминание данной категории преступлений в ст. 93 Конституции РФ.
Таким образом, исходя из анализа ст. 93 Конституции РФ, Президент РФ обладает абсолютным иммунитетом, и провести процессуальные действия в отношении лица, занимающего должность главы государства, возможно только при отрешении его от должности. Но в данном случае, все процессуальные действия, а также привлечение к уголовной ответственности будут производиться уже не в отношении Президента РФ, а в отношении лица, отрешенного от должности Президента.
Статья 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливает круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Как уже говорилось выше, служебный (должностной) иммунитет для данной категории лиц будет иметь место, если уполномоченные органы выразят отказ на производство соответствующих процессуальных действий. Из общего перечня к ним относятся: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иные судья, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, Уполномоченный по правам человека. Из данного перечня, по нашему мнению, следует исключить Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, ввиду того, что данное лицо необоснованно наделяется гарантиями неприкосновенности, что в корне нарушает принцип равенство всех перед законом и судом. В случае незаконного уголовного преследования законодательством Российской Федерации будет гарантирована судебная защита его прав.
Также, с нашей точки зрения, законодатель необоснованно предусматривает правило о необходимости получения согласия соответствующего органа на исполнение судебного решения о производстве обыска или об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека и судей, так как данные лица оказываются в более привилегированном положении, нежели другие, в отношении которых установлены особенности производства по уголовному делу.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 21 декабря 2013 г. // Российская газета. — 2001. — № 249.
3. Григорьев В. Н. Уголовный процесс: Учебник / В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин. — М.: Эксмо, 2005. — 832 с.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
5. Смирнов А. В. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. — М.: КНОРУС, 2008. — 704 с.
6. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 2009. — 1152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, Конституция РФ, отдельная категория лиц, категория лиц, Российская Федерация, уголовная ответственность, Государственная Дума, общий порядок, латинское слово, уголовно-процессуальный иммунитет.
Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 447 УПК РФ
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
6.2) руководителя следственного органа;
7) следователя;
8) адвоката;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 447 УПК РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 5-О10-42СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Несмотря на то, что с 21 мая 2007 года было известно, что Плешаня являлся Главой муниципального образования, уголовное дело было возбуждено с нарушением ст. ст. 447, 448 УПК РФ заместителем прокурора, а не прокурором , при этом дело о в отношении неустановленных лиц. Кроме этого на момент возбуждения уголовного дела не было никаких сведений о месте совершения преступления…
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-140, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
По мнению заявителя Приказ в оспариваемой части противоречит статьям 447, 448 УПК РФ, так как не содержит указания на особенности производства по уголовным делам в отношении категорий лиц, названных в данных нормах…
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-1290, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в решении от 4 февраля 2016 г. № АКПИ15-1427, вступившем в законную силу, исходя из пункта 2 части первой статьи 447 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации в системном единстве со статьей 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьей 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судьи военных судов относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам…
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия ;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации ;
6.2) руководителя следственного органа ;
7) следователя;
8) адвоката ;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса ;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации .
2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.
Комментарий к статье 447 УПК РФ
1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы — независимости судей, разделения властей и др.
Другой комментарий к статье 447 УПК РФ
1. Настоящая глава впервые введена в УПК. Она объединяет статьи, определяющие особый порядок возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления дела в суд и судебного рассмотрения, установленный в отношении некоторых категорий выборных и должностных лиц. Установление данного особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности указанных лиц.
Особый процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора либо привлечения его в качестве обвиняемого не предполагает наличие у вышестоящего прокурора полномочия произвольно отказать в возбуждении такого уголовного дела и тем самым не допускает как ограждение прокурора от уголовного преследования при установлении в его действиях признаков преступления, так и ограничение возможностей защиты гражданами, пострадавшими от этих действий, своих прав и законных интересов, в том числе в порядке уголовного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.04.2005 N 193-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елаева Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 45 и 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).
2. Содержание норм данной главы конкретизирует (применительно к уголовному судопроизводству) положения законодательства, регламентирующего правомочия, функции и меры защиты неприкосновенности указанных лиц.
3. Статус и процессуальный иммунитет депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации определены в Законе о статусе депутата.
4. При применении данной статьи следует также учитывать, что действующее законодательство предусматривает процессуальный иммунитет и для члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов. Данное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора (п. 7 ст. 50 Закона о выборах депутатов).
5. Статус и процессуальный иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации регулируется Законом об организации органов власти субъектов РФ, а также конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
6. Статус и процессуальный иммунитет депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, срок их полномочий, порядок подготовки и проведения выборов, условия осуществления данными лицами своей деятельности регламентируются Законом об организации местного самоуправления.
7. Статус и процессуальный иммунитет судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ определены следующими законодательными актами: ст. 122 Конституции, Законами о судебной системе, Конституционном Суде, статусе судей.
8. Статус и процессуальный иммунитет Председателя Счетной палаты, его заместителей, аудиторов и инспекторов Счетной палаты определен Законом о Счетной палате.
9. Статус и процессуальный иммунитет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определен Законом об Уполномоченном по правам человека.
10. Процессуальный иммунитет Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, предусмотрен Законом о гарантиях Президенту.
11. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что процессуальный иммунитет действующего Президента РФ определен в ст. 91, 93, п. «е» ст. 102, п. «ж» ст. 103, п. 7 ст. 125 Конституции, п. 5 ст. 3, п. 3 ст. 21, ч. 2 ст. 36, ст. 71 Закона о Конституционном Суде.
12. Статус и процессуальный иммунитет кандидата в Президенты РФ определен Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171).
13. Ранее процессуальный иммунитет был установлен исключительно для следователя прокуратуры Законом о прокуратуре. Категория «следователь», употребляемая в рамках данной главы УПК, включает в себя: следователей прокуратуры, следователей органов внутренних дел, следователей органов федеральной службы безопасности и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств (см. ст. 151 УПК).
14. Правом производства предварительного следствия наделены также начальники следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и их заместители, действующие в пределах своей компетенции (см. коммент. к ст. 5, 39). Указанные должностные лица при производстве предварительного следствия пользуются правами следователя.
15. Правовой статус адвоката определен Законом об адвокатуре.