Снижен иммунитет у ребенка причины
Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.
Что такое иммунитет и как он работает?
Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.
Иммунитет — совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.
Классификация иммунитета
Различают врожденный (видовой) и приобретенный иммунитет. Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.
Естественный (приобретенный) иммунитет делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией. Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета. Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом. Если ребенок переболел краснухой или ветрянкой, то практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ. Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.
Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный иммунитет формируется после проведения профилактических прививок. Пассивный иммунитет появляется после того, как в человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.
Понятие иммунного ответа и его виды
Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо чужеродных ему микробов или их ядов.
Виды иммунного ответа:
- Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка. Его цель – уничтожение микроба путем формирования очага воспаления. Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба. Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
- Специфический иммунный ответ — вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.
Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:
- Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ, формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные материалы, такие как клеточные белки. Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
- Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.
Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):
- Антитела типа А (IgA) нужны для обеспечения местного иммунитета. Они стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
- Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они способны одновременно связать несколько микробов. Если антитела типа M (IgM) были обнаружены в ходе анализа крови, то они являются свидетельством возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
- Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
- Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов через кожу.
Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей
Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.
Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.
Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:
- Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.
- Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
- Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
- Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
- Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.
Слабый иммунитет: основные признаки
Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста:
- Диатез в раннем возрасте.
- У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
- Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
- Плохой аппетит.
- Бледная кожа.
- Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
- Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
- Частое появление грибковых инфекций.
Факторы, снижающие детский иммунитет
Причины пониженного иммунитета у грудных детей:
- Травма во время прохождения по родовым путям.
- Тяжелое течение беременности.
- Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
- Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
- Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
- Сбой в работе ЖКТ.
- Передозировка лекарствами.
- Тяжелая психологическая травма.
- Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.
Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:
- Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
- Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
- Стресс и постоянное нервное напряжение.
- Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
- Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
- Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
- Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.
Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».
Поделитесь с друзьями:
Замысел природы
Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.
В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника… Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.
Почему дети болеют?
Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева, иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.
А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и… поступление в детский сад.
В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.
В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.
Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?
Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!
Что подрывает иммунитет
Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?
● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.
● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.
● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.
● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.
● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.
Тревожный месяц
При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.
После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.
В течение месяца после болезни ребенок должен:
● много спать, желательно и днем;
● есть не реже четырех раз в сутки;
● пить витаминные препараты;
● много гулять;
● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.
Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.
Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.
Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.
Кстати
Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?
Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.
Интересно
В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.
Смотрите также:
- Современные дети стали чаще простужаться. Как повысить иммунитет? →
- Ребёнка надо кормить воздухом, а таблеток давать поменьше →
- Не дать ребенку заболеть: 5 этапов профилактики астмы →
Сниженный иммунитет у ребенка: причины, последствия, лечение
Проблема сниженного иммунитета по-прежнему актуальна, особенно у детей младшего возраста. Иммунная система ребенка после рождения продолжает развиваться и имеет особенности, характерные для каждого возрастного периода.
Критические периоды на этапе становления иммунной системы ребенка
К критическим периодам на этапе становления иммунной системы ребенка относятся:
— период новорожденности;
— третий-шестой месяцы жизни;
— второй год жизни;
— четвертый-шестой годы жизни;
— подростковый возраст.
Именно в эти критические периоды возможна манифестация различных заболеваний, в т. ч. повышенная чувствительность к инфекциям.
Врожденный и приобретенный иммунитет
Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. Врожденный (неспецифический) иммунитет генетически закреплен за определенным биологическим видом и может передаваться по наследству. Функции врожденного иммунитета заключаются в способности организма обезвреживать чужеродный и потенциально опасный биоматериал (микроорганизмы, токсины, клетки, инфицированные вирусом).
К элементам врожденного иммунитета относятся слизистые оболочки и кожа. Кроме того, организм защищают губительные для многих патогенных бактерий вещества, которые выделяются сальными, потовыми и слюнными железами. В нормальной микрофлоре кишечника содержатся микроорганизмы — естественные различных возбудителей заболеваний. В пищеварительном тракте уни инфекцию желчь, ферменты и желудочный сок. Реакции врожденного иммунитета не приводят к формированию иммунологической памяти.
Приобретенный иммунитет развивается после перенесенного инфекционного заболевания, искусственно приобретенный — после вакцинации.
Приобретенный иммунитет отражает возникающую в организме специфическую устойчивость к конкретным видам микроорганизмов. Благодаря этому формируется иммунологическая память – основа иммунитета.
Врожденный, как и приобретенный иммунитет, имеет клеточный и гуморальный, т. е. передающийся через жидкость, компоненты. Клеточный компонент включает в себя фагоциты, гранулоциты; гуморальный — лизоцим, интерфероны, медиаторы воспаления и др.
Факторы, снижающие иммунитет
На состояние иммунной системы влияет ряд неблагоприятных факторов, приводящих к снижению иммунитета и вторичным иммунодефицитам. В раннем возрасте такими факторами являются:
— родовая травма;
— отсутствие грудного вскармливания или непродолжительное вскармливание (менее шести месяцев);
— неправильное введение прикорма;
— дефицит в питании основных микронутриентов (витаминов, микроэлементов, эссенциальных жирных кислот и др.);
— бактериальные и вирусные инфекции (особенно врожденные);
— неблагоприятная экологическая обстановка;
— курение в семье;
— постоянный контакт с инфекциями (например, хронический тонзиллит у родителей, частые ОРВИ у других членов семьи);
— нерациональное применение лекарств.
У детей старшего возраста наряду с вышеуказанными причинами снижению иммунитета способствуют:
— раннее начало посещения детского сада (до трех лет);
— частые стрессы в семье и детском коллективе.
Как проявляется сниженный иммунитет
Снижение иммунитета у ребенка проявляется частыми ОРВИ, грибковыми инфекциями, особенно весной и осенью. Возможно появление аллергической реакции на продукты питания или лекарства. Ребенок быстро утомляется, капризничает, постоянно хочет спать, но при этом его сон неспокойный (с частыми пробуждениями). Могут возникнуть проблемы с кишечником — запоры, диарея либо их чередование.
Отдельная проблема — часто болеющие дети (далее — ЧБД). По данным разных авторов, ЧБД составляют от 20 до 65% детской популяции. Как правило, проблема возникает на фоне посещения детских дошкольных учреждений, когда начинаются контакты со сверстниками, имеющими различные заболевания, что может усугубляться неблагоприятными условиями в детском саду: скученностью воспитанников, нерегулярным проветриванием или наличием сквозняков в группе. Одной из причин частых болезней может быть дисбаланс в функционировании вегетативной нервной системы, для которой характерна пониженная устойчивость к изменяющимся факторам внешней среды.
Простудные заболевания, повторные инфекции уха, горла, носа, острые и хронические бронхолегочные инфекции — основной перечень заболеваний ЧБД. Нередко эти заболевания сочетаются с аллергическими нарушениями, недостаточностью функции щитовидной железы, психосоматическими расстройствами.
Для эффективного лечения состояния иммунодефицита у детей в любом возрасте рекомендуются закаливающие процедуры, употребление пробиотических продуктов, в отдельных случаях — применение иммуномодуляторов.
Закаливание
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды путем систематической тренировки.
Правила закаливания:
1. Закаливающие процедуры можно начинать с любого возраста и в любое время года.
2. К закаливанию часто болеющих детей следует приступать в период ремиссии заболеваний.
3. Для закаливания используют все факторы внешней среды — солнце, воздух, воду.
4. Для достижения максимального эффекта процедуры должны проводиться систематически в течение всего года.
5. Силу раздражителя и время его воздействия на организм ребенка необходимо
увеличивать постепенно.
6. Закаливающие процедуры эффективны только на фоне положительных эмоций.
Пробиотические продукты
Сбалансированный состав микрофлоры кишечника имеет большое значение для здоровья ребенка. Многочисленными исследованиями доказано, что пробиотические кисломолочные продукты усиливают приобретенную реакцию на антиген вирусов. Регулярное употребление таких продуктов ребенком специфически стимулирует иммунную память Т-клеток, реагирующих на вирусные и бактериальные антигены, в т. ч. столбняка, гриппа, кандид.
Иммуномодуляторы и иммуностимуляторы
К иммуномодуляторам относятся лекарственные средства с иммунотропной активностью, которые восстанавливают нарушенные защитные функции Iсистемы и в зависимости от ее исходногосостояния повышают или пони; показатели иммунитета.
Иммуностимуляторы — медикаменты, пищевые добавки, адъюванты, витамины и т. п. — усиливают иммунный ответ за счет прямого или опосредованного воздействия на различные органы и системы (например, нейроэндокринную).
При активации иммунной системы (различных инфекциях, в т. ч. у частоболеющих) предпочтительнее использовать иммуномодуляторы, т. к. применение иммуностимуляторов может приводить к дисбалансу в иммунной системе, при этом не исключается возможность развития аллергических, аутоиммунных, лимфопролиферативных и других заболеваний!
В клинической практике наиболее широко используются три основные группы иммуномодуляторов, механизм действия которых различается:
— препараты микробного происхождения (Рибомунил, Бронхомунал и др.)
— препараты эндогенного происхождения, среди которых выделяют иммуномодуляторы тимусного происхождения (Т-активин и др.), костно-мозгового происхождения (Миелопид) и цитокины;
— химически чистые, синтетические препараты, среди которых выделяют лечебныесредства с выявленными иммуномодулирующими свойствами (например, Диуцифон), аналоги препаратов эндогенного происхождения (Ликопид, Тиген) и собственно синтетические препараты, например, Полиоксидоний.
Препараты интерферона и индукторы интерферонов
Индивидуальная способность к синтезу интерферона (далее — ИФН) определи генетически, а резистентность к вирусным инфекциям во многом зависит от выработки ИНФ еще до инфицирования. Так, у часто болеющих детей способность клеток к синтезу а-ИФН снижена по сравнению с редко болеющими детьми (далее РБД). Менее четко выражены сезонные ритмы синтеза ИФН: снижение наблюдается в течение всех сезонов, а у РБД синтез ИФН клетками выше осенью и зиме в меньшей степени очевиден летом и весной.
Для профилактики и лечения вирусных и бактериальных инфекций у детей со сниженным иммунитетом широко применяются интерферон и индукторы интерферонов. Например, препараты интерферона — Виферон, Генферон лайт и др., а таю индукторы интерферона — Циклоферон, Кагоцел, Амиксин и др.
Для формирования нормальной иммунной системы у ребенка в первую очередь необходимо придерживаться здорового образа жизни в семье и детском саду. Применение любых лекарственных препаратов нужно согласовывать с врачом.