Специализация и кооперирование как основные формы мрт

Специализация и кооперирование как основные формы мрт thumbnail

Поскольку разделение труда есть одновременно способ соединения труда, международная специализация (МС) и международная кооперация (МК) это нерасторжимые и обуславливающие друг друга общественные явления. Международная специализация и международная кооперация являются формами международного разделения труда. Диалектика взаимосвязей специализации и кооперации труда предстает в их взаимообусловленности: эти элементы МРТ определяют его сущность.

Под международной специализацией производства понимается такая форма разделения труда между странами, при которой рост концентрации однородного производства и обобществления труда в мире происходит на основе процесса дифференциации национальных производств, выделения в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей, что вызывает всё большее взаимное дополнение дифференцированных комплексов.  Другими словами  международная специализация производства — сосредоточение стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках.

МС производства развивается по двум направлениям – производственной и территориальной. В свою очередь, производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и на специализацию отдельных предприятий (компаний). В территориальном аспекте МС предполагает специализацию отдельных стран, групп стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

Основными видами МС являются: предметная (производство продуктов), подетальная (производство частей, компонентов продуктов) и технологическая, или стадийная, специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов, например сборка, окраска, сварка, термическая обработка, производство отливок, поковок, заготовок и т. п.).

В результате МС произошло разделение стран на группы:

 — страны, производящие продукцию обрабатывающей промышленности (США, ФРГ, Великобритания, Канада). Эти страны поставляют высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, химические товары;

— страны с добывающей промышленностью, обладают значительным запасом минеральных ресурсов – страны Ближнего Востока (БВ), Латинской Америки (ЛА), Австралия, Канада, Норвегия, Китай;

— страны, специализирующиеся на производстве продукции сельского хозяйства. Бразилия – кофе, Аргентина – мяса, Куба – сахара;

— страны, производящие продукцию добывающей, обрабатывающей и сельского хозяйства: США, Канада, некоторые страны западной Европы (ЗЕ).

Существует несколько основных показателей уровня МС. Наиболее общим является коэффициент международного разделения труда, который показывает отношение удельного веса страны в мировой торговле к доле этой же страны в национальном доходе либо валовом продукте всех стран мира и ) и экспортная квота в производстве отрасли. Применительно к определенной отрасли коэффициент международного разделения труда является итогом соотношения доли страны в мировой торговле продукцией этой отрасли и ее удельного веса в мировом производстве указанной отрасли. Показатель, превышающий единицу, свидетельствует о более высокой, по сравнению со среднемировой, вовлеченности страны или отрасли в МРТ, более высоком  уровне  международной специализации. Экспортная квота производства отражает степень открытости национальной промышленности для мирового рынка, в ней фиксируется доля продукции, производимая на экспорт. Она рассчитывается как отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП.

Развитие специализации создаёт предпосылки для развития другой формы международного разделения труда — международного кооперирования.

Международная кооперация производства — форма длительных рациональных производственных связей, которые устанавливаются между специализированными предприятиями.

Международная кооперация означает устойчивый обмен между странами продуктами своей деятельности. Она является оборотной стороной МРТ. В основе кооперации лежит специализация производства. Именно она, обособляя производителей, заставляет их снова и снова общаться друг с другом, согласовывать объемы производства.

Международное кооперирование производства является широко распространённым типом производственных отношений, которые отличают долгосрочность, стабильность и регулярность связей между партнёрами. Этот тип экономического сотрудничества помогает фирмам сократить затраты на производство и обращение, следовательно, и себестоимость выпускаемой ими продукции. Снижение издержек производства ведёт к укреплению положения фирм на национальном и мировом рынках.

Основными признаками МК являются:

— предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности;

— координация хозяйственной деятельности предприятий-партнеров из разных стран в определенной, взаимосогласованной сфере этой деятельности в качестве главного метода сотрудничества;

— закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования готовых изделий, компонентов и соответствующей технологии; распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними производственной специализации, исходя из основных целей кооперационных соглашений;

— непосредственная связь осуществляемых партнерами взаимных или односторонних поставок товаров с реализацией производственных программ в рамках кооперирования, а не как следствие выполнения обычных договоров купли-продажи.

Тест

Источник

Под международной специализацией производства (МСП) понимается такая форма разделения труда между странами, при которой рост концентрации однородного производства и обобществления труда в мире происходит на основе процесса дифференциации национальных производств, выделения в самостоятельные (обособленные) технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей, что вызывает все большее взаимное дополнение дифференцированных национальных комплексов. Указанные процессы находят отражение в интенсификации международного обмена товарами, услугами, «научно-техническими знаниями.

МСП развивается по двум направлениям — производственному и территориальному. В свою очередь, производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и на специализацию отдельных предприятий (компаний). В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

Основными видами МСП являются предметная (производство готовых продуктов), подетальная (производство частей, компонентов продуктов) и технологическая, или стадийная, специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов, например сборка, окраска, сварка, термическая обработка, производство отливок, поковок, заготовок и т.п.).

МСП претерпевает систематические изменения в силу внутренней логики своего развития и воздействия определяющих внешних условий. На всех исторических этапах, а на современном особенно, для международной специализации производства характерны динамичность протекающих процессов, непрерывное изменение ее видов, направлений, переход к более сложным формам, порождаемым глубинными изменениями в общественном производстве, сдвигами в структуре всемирных потребностей, воздействием НТР.

В 30-е годы XX в в мире преобладали международная межотраслевая специализация производства и соответствующий обмен продукцией одной комплексной отрасли (например, обрабатывающей промышленности) на продукцию другой (добывающей промышленности и/или сельского хозяйства). В 50—60-е годы ведущее место продолжала занимать международная специализация производства на уровне первичных отраслей (автомобиле- и авиастроение, производство пластмасс, подшипников, радиоаппаратуры и др.). В 70—80-е годы на первый план выходят и закрепляют свое положение внутриотраслевая МСП и соответствующий обмен товарами-аналогами с различающимися потребительскими характеристиками (например, колесных тракторов — на гусеничные, кожаной обуви — на резиновую и т.д.).

К основным показателям уровня международной специализации отрасли относятся коэффициент специализации отрасли относительно экспортной специализации (КОЭС) и экспортная квота в производстве отрасли.

КОЭС определяется по формуле:

Ко = Eо/Eм,

где Ео — удельный вес продукции отрасли в экспорте страны; Еm —удельный вес продукции в мировом экспорте.

Значение коэффициента относительной экспортной специализации позволяет выявить совокупность отраслей международной специализации страны. Если для какой-либо отрасли значение Кэс> 1, то она участвует в международном разделении труда, если меньше единицы — нет.

Читайте также:  Можно открывать глаза при мрт головы

Экспортная квота производства отражает степень открытости национальной промышленности для мирового рынка, в ней фиксируется доля продукции, производимая на экспорт. Она рассчитывается как отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП:

Повышение экспортной квоты отражает усиление участия страны в международном разделении труда и рост конкурентоспособности продукции.

Так, совокупная экспортная квота государств с рыночной экономикой за последнее десятилетие выросла более чем в 1,5 раза. Причем в группе промышленно развитых стран она увеличилась за этот период в 1,3 раза, а в странах «третьего мира» — в 1,8 раза

Общей объективной основой международного кооперирования производства (МКП) является растущий уровень развития производительных сил, а следовательно, степень их расчленения на отрасли, производства, предприятия. За короткий исторический срок радикально преобразовалась первичная ячейка производства — предприятие, причем так, что это отражается на всех сторонах общественного (а следовательно, и международного) разделения труда. Все более полное и последовательное выделение из состава предприятий отдельных стадий технологического процесса, выпуск составных частей конечного продукта и передача его «частичным» предприятиям знаменуют собой новый качественный скачок в разделении труда в промышленности. Это послужило невиданным стимулом для развития кооперационных процессов.

Изменился сам характер взаимодействия между общим, частным и единичным разделением труда. См. Спиридонов. И.А. Мировая экономика:Учеб. Пособие.-М.:ИНФРА-М, 2005. Стр.25

Ныне последнее является «эпицентром» воздействия, вызывающего глубокие качественные сдвиги во всем общественном разделении труда как внутри стран, так и между ними. Выходя за пределы предприятий преобразуясь в частное разделение труда, единичное разделение труда мощно стимулирует его развитие.

В результате воздействия НТР была создана материальная основа для широкого развития производственного кооперирования. НТР изменила и сам характер МКП, включив в него в качестве важнейшего элемента науку. Таким образом, главная функция кооперации труда — служить средством увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда — была дополнена другой важной функцией — реализацией , принципиально новых задач, которые трудно или невозможно решить без объединения усилий производителей нескольких стран. Основные признаки МКП:

предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности;

координация хозяйственной деятельности предприятий-партнеров из разных стран в определенной, взаимосогласованной сфере этой деятельности;

наличие в качестве непосредственных субъектов производственного кооперирования промышленных предприятий (фирм) из разных стран;

закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования готовых изделий, компонентов и соответствующих технологий;

распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними производственной специализации исходя из основных целей кооперационных соглашений;

непосредственная связь осуществляемых партнерами взаимных или односторонних поставок товаров с реализацией производственных программ в рамках кооперирования.

Классификация МКП прямо зависит от методологических принципов, составляющих его основу. Можно исследовать кооперационные связи всемирного масштаба либо их проявления по внутриотраслевом или межотраслевом разрезе. Связи можно рассматривать на отраслевом и фирменном уровнях. Существуют и другие подходы (табл. 1).

Таблица 1 Классификация МКП в соответствии с его основными признаками

Принципы классификации

Характер кооперации (кооперирования)

По видам

Экономическая кооперация, промышленное сотрудничество, производственное кооперирование, научно-техническое кооперирование, кооперирование в области проектирования и строительства объектов, кооперирование в сфере сбыта, кооперационное сотрудничество в других областях хозяйственной деятельности

По стадиям

Предпроизводственная, производственная, коммерческая

По использованным методам

Выполнение совместных программ, договорная специализация, создание совместных предприятий (СП)

По структуре связей

Внутри- и межфирменная, внутри- и межотраслевая, горизонтальная, вертикальная и смешанная

По территориальному охвату

Между двумя и более странами, в рамках региона, межрегиональный и всемирный

По числу субъектов (сторон)

Двух- и многосторонняя

По числу объектов

Одно- и многопредметная

Основные методы, которые используются при налаживании кооперационных связей:

осуществление совместных программ;

договорная специализация;

создание производственных совместных предприятий (СП).

Тесты

  • 1) Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда является (укажите верный ответ):
    • а) получение новейшей информации о конкурентах;
    • б) передел сфер влияния между странами;
    • в) получение экономических выгод;
    • г) доступ к источникам сырья и энергии.

Ответ: В

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ.

  • 2) Россия продает в Германию природный газ, а Германия в Россию — станки. Это можно считать (выберите верный ответ):
    • а) международным разделением труда;
    • б) международной кооперацией труда;
    • в) международным разделением всех факторов производства;
    • г) все перечисленные выше ответы верные.

Ответ: А

МРТ — разделение труда между странами на основе специализации в производстве определенных товаров или услуг, которая делает возможным и необходимым международный обмен и сотрудничество.

  • 3) Для успешного осуществления международной кооперации необходимо (выберите верные ответы):
    • а) уменьшение производства продукции в мегасубъекте;
    • б) наличие четко определенного объекта сотрудничества (области деятельности);
    • в) использование соответствующих методов организации деятельности;
    • г) проведение политики протекционизма;
    • д) выработка и использование международных нормативно-правовых стандартов, с помощью которых участниками процесса достигается выполнение совместно поставленных целей.

Ответ: Б, В, Д

Для успешного осуществления международной кооперации необходимо: выработка и использование международных нормативно-правовых стандартов, с помощью которых участниками процесса достигается выполнение совместно поставленных целей; координация хозяйственной деятельности предприятий-партнеров из разных стран в определенной, взаимосогласованной сфере этой деятельности в качестве главного метода сотрудничества; использование соответствующих методов организации деятельности;

Источник

Ñóùíîñòü ìåæäóíàðîäíîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà è ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå åãî óãëóáëåíèþ. Ôàêòîðû, îïðåäåëÿþùèå ðîëü êàæäîé ñòðàíû â ìèðîâîì õîçÿéñòâå. Çíà÷åíèå êîìïëåêñíîé ðåãèîíàëüíîé èíòåãðàöèè. Îñíîâû ìåæäóíàðîäíîé ñïåöèàëèçàöèè è êîîïåðàöèè ïðîèçâîäñòâà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ââåäåíèå

Ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà (ÌÐÒ) — âàæíåéøàÿ ìàòåðèàëüíàÿ ïðåäïîñûëêà íàëàæèâàíèÿ ïëîäîòâîðíîãî ýêîíîìè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ãîñóäàðñòâà â ìàñøòàáàõ âñåé ïëàíåòû, îáúåêòèâíàÿ îñíîâà ïðîèçâîäñòâåííûõ, íàó÷íî — òåõíè÷åñêèõ, êîììåð÷åñêèõ ñâÿçåé ìåæäó âñåìè ñòðàíàìè ìèðà, ïðÿìîå ïðîäîëæåíèå îáùåñòâåííîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà, çàêîíîìåðíûé èòîã åãî ðàçâèòèÿ âíóòðè ñòðàí è ìåæäó íèìè.

Öåëü ìåæäóíàðîäíîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà çàêëþ÷àåòñÿ â óñòàíîâëåíèè ìåæäó ñòðàíàìè ïðî÷íûõ ýêîíîìè÷åñêèõ ñâÿçåé ñ öåëüþ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè íàöèîíàëüíîãî õîçÿéñòâà, ïîñêîëüêó ó÷àñòèå ñòðàí â ìåæäóíàðîäíîì ðàçäåëåíèè òðóäà ïîçâîëÿåò èì íà îñíîâå èñïîëüçîâàíèÿ çàêîíà ñðàâíèòåëüíûõ ïðåèìóùåñòâ ñêîíöåíòðèðîâàòü ñâîè óñèëèÿ íà ïðîèçâîäñòâå òåõ ïðîäóêòîâ, äëÿ êîòîðûõ îíè èìåþò íàèëó÷øèå êîíêóðåíòíûå óñëîâèÿ.

1. Ñóùíîñòü ìåæäóíàðîäíîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà è ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå åãî óãëóáëåíèþ

ìåæäóíàðîäíûé ñïåöèàëèçàöèÿ êîîïåðàöèÿ ðåãèîíàëüíûé

Ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà — ýòî âûñøàÿ ñòóïåíü îáùåñòâåííîãî òåððèòîðèàëüíîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà ìåæäó êðóïíûìè ñôåðàìè ïðîèçâîäñòâà: ïðîìûøëåííîñòü, ñòðîèòåëüñòâî, ñåëüñêîå õîçÿéñòâî, òðàíñïîðò è ò. ä., êîòîðàÿ äåëèòñÿ íà áîëåå óçêèå îòðàñëè, èäåò ê ñîçäàíèþ ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ïðîèçâîäñòâ.

Òåîðèÿ ìåæäóíàðîäíîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà ïîëó÷èëà ñâîå îáîñíîâàíèå è ðàçâèòèå â ðàáîòàõ «êëàññèêîâ áóðæóàçíîé ïîëèòýêîíîìèè» À. Ñìèòà è Ä. Ðèêàðäî. Àíàëèçèðóÿ ÌÐÒ, À. Ñìèò â ðàáîòå «Èññëåäîâàíèå î ïðèðîäå è ïðè÷èíàõ áîãàòñòâà íàðîäîâ» (1776ã.) äîêàçûâàë íåîáõîäèìîñòü ñâîáîäû òîðãîâëè è ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà, ïîñêîëüêó, ïî åãî ìíåíèþ, ðàçëè÷íûå îãðàíè÷åíèÿ ñâîáîäû òîðãîâëè ïðåïÿòñòâóþò äàëüíåéøåìó óãëóáëåíèþ ðàçäåëåíèÿ òðóäà ìåæäó îòäåëüíûìè ðåãèîíàìè è öåëûìè ñòðàíàìè. Óíè÷òîæåíèå ýòèõ áàðüåðîâ è ðàñøèðåíèå ïîëÿ ìåæäóíàðîäíîãî îáìåíà äîëæíî âåñòè ê ñïåöèàëèçàöèè íàöèîíàëüíûõ ýêîíîìèê è ðîñòó èõ âçàèìîçàâèñèìîñòè, ê ñêëàäûâàíèþ îáùåìèðîâîãî õîçÿéñòâà. À. Ñìèò âûäâèíóë ëîçóíã ñâîáîäíîé òîðãîâëè, ñòàâøèé âïîñëåäñòâèè òàêèì ïîïóëÿðíûì(laisser-faire). Ãëàâíûì ôàêòîðîì ôîðìèðîâàíèÿ ÌÐÒ ñòàíîâèòñÿ ÍÒÏ, à òàêæå ðàñòóùåå ÷èñëî ïðèáîðîâ, ìàøèí, îáîðóäîâàíèÿ. Áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàþò îñîáîå îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêîå óñòðîéñòâî ãîñóäàðñòâà, ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà, âçàèìîäåéñòâèå ðàçëè÷íûõ ýêîíîìè÷åñêèõ èíòåãðàöèîííûõ ãðóïïèðîâîê. Îñíîâíûì ïîáóäèòåëüíûì ìîòèâîì ÌÐÒ äëÿ âñåõ ñòðàí ìèðà ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ê ïîëó÷åíèþ ýêîíîìè÷åñêèõ âûãîä.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие мрт

Ðàçëè÷àþò 3 òèïà ÌÐÒ:

1) îáùåå — ðàçäåëåíèå òðóäà ïî ñôåðàì ïðîèçâîäñòâà: äîáûâàþùàÿ, îáðàáàòûâàþùàÿ.  ýòîì ñëó÷àå ÌÐÒ íàõîäèò ñâîå ïðîÿâëåíèå â äåëåíèè ñòðàí-ýêñïîðòåðîâ íà èíäóñòðèàëüíûå, àãðàðíûå, ñûðüåâûå;

2) ÷àñòíîå — ðàçäåëåíèå âíóòðè êðóïíûõ ñôåð ïî îòðàñëÿì è ïîäîòðàñëÿì ïðîèçâîäñòâà.  ýòîì ñëó÷àå âûðàæåíèå ÌÐÒ ïðîèñõîäèò ÷åðåç ñïåöèàëèçàöèþ ñòðàí ïî îòäåëüíûì îòðàñëÿì ïðîèçâîäñòâà;

3) åäèíè÷íîå — ðàçäåëåíèå òðóäà âíóòðè ïðåäïðèÿòèÿ. Ýòî îçíà÷àåò ñïåöèàëèçàöèþ îòäåëüíûõ ñòðàí íà èçãîòîâëåíèè îïðåäåëåííîé ïðîäóêöèè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ðåøàþùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò åäèíè÷íîìó ðàçäåëåíèþ òðóäà.

Âñå ñòðàíû ìèðà â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âîâëå÷åíû â ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà. Îñíîâíûìè âèäàìè ÌÐÒ ÿâëÿþòñÿ:

· ìèðîâîå (ÑØÀ — êîìïüþòåðû è àâòîìîáèëè, Øâåéöàðèÿ — ÷àñû è ñûð, Ðîññèÿ — ìåòàëë, íåôòü è ãàç);

· ìåæäó ãðóïïàìè ñòðàí;

· ìåæðàéîííîå;

· âíóòðèðàéîííîå;

· âíóòðèîáëàñòíîå;

· ëîêàëüíîå.

Ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà îïèðàåòñÿ íà óñòîé÷èâóþ ýêîíîìè÷åñêè âçàèìîâûãîäíóþ ñïåöèàëèçàöèþ îòäåëüíûõ ñòðàí ïî ïðîèçâîäñòâó îïðåäåëåííûõ âèäîâ ïðîäóêöèè è âåäåò ê âçàèìîâûãîäíîìó îáìåíó ðåçóëüòàòàìè ïðîèçâîäñòâà ìåæäó íèìè.

Ðîëü êàæäîé ñòðàíû â ìèðîâîì õîçÿéñòâå îïðåäåëÿåòñÿ ðÿäîì ôàêòîðîâ. Êàêèå æå ýòî ôàêòîðû, äàþùèå òîé èëè èíîé ñòðàíå ïðåèìóùåñòâà â ïðîèçâîäñòâå ðàçëè÷íûõ âèäîâ ïðîäóêöèè è òåì ñàìûì ñïîñîáñòâóþò óãëóáëåíèþ ÌÐÒ?

Ïåðâûé ôàêòîð ñâÿçàí ñ åñòåñòâåííûìè ïðåèìóùåñòâàìè. Ê íèì îòíîñÿòñÿ çàïàñû ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ, ñïåöèôè÷åñêèå êëèìàòè÷åñêèå óñëîâèÿ. Òàê, Ñàóäîâñêàÿ Àðàâèÿ èìååò ñðàâíèòåëüíûå ïðåèìóùåñòâà â äîáû÷å íåôòè è ïðîèçâîäñòâå íåôòåïðîäóêòîâ, Áðàçèëèÿ — â ïðîèçâîäñòâå êîôå, Êàíàäà — â âûðàùèâàíèè ïøåíèöû. Ê åñòåñòâåííûì ïðåèìóùåñòâàì ìîæíî îòíåñòè è èçáûòîê íàñåëåíèÿ îòíîñèòåëüíî äðóãèõ ðåñóðñîâ, ÷òî ïîçâîëÿåò, íàïðèìåð, Èíäèè äåëàòü î÷åíü òðóäîåìêóþ, íî äîñòàòî÷íî êîíêóðåíòîñïîñîáíóþ ïðîäóêöèþ (òåêñòèëü, îáóâü è ò.ä.);

Äðóãèå ôàêòîðû ñâÿçàíû ñ ïðèîáðåòåííûìè ïðåèìóùåñòâàìè. Íàïðèìåð, èçáûòîê ìàøèí è îáîðóäîâàíèÿ îòíîñèòåëüíî äðóãèõ ðåñóðñîâ ñòèìóëèðóåò ñïåöèàëèçàöèþ íà ïðîèçâîäñòâå êàïèòàëîåìêèõ èçäåëèé. Òàê, ÑØÀ è ßïîíèÿ ïðîèçâîäÿò àâòîìîáèëè. Ñòðàíû, âêëàäûâàþùèå çíà÷èòåëüíûå ñðåäñòâà â îáðàçîâàíèå íàñåëåíèÿ è ïðîèçâîäñòâî çíàíèé, ïðèîáðåòàþò ñðàâíèòåëüíîå ïðåèìóùåñòâî â èçãîòîâëåíèè âûñîêîòåõíîëîãè÷åñêîé è íàóêîåìêîé ïðîäóêöèè. Òå æå ÑØÀ ñïåöèàëèçèðóþòñÿ â ïðîèçâîäñòâå íîâåéøèõ ñèñòåì êîìïüþòåðîâ, ðåàêòèâíûõ ñàìîëåòîâ, êîñìè÷åñêèõ àïïàðàòîâ, à ßïîíèÿ äåëàåò ïðîìûøëåííóþ è áûòîâóþ ðàäèî-, àóäèî- è âèäåîòåõíèêó.

Íà óãëóáëåíèè ÌÐÒ ñêàçûâàåòñÿ è òàêîé ôàêòîð, êàê ðàçëè÷èÿ â ïðèâû÷êàõ, âêóñàõ è â ïðåäïî÷òåíèÿõ ìåæäó ñòðàíàìè. Äàæå êîãäà äâå ñòðàíû îáåñïå÷åíû îäèíàêîâûìè ðåñóðñàìè è èñïîëüçóþò èõ ñ îäèíàêîâîé ýôôåêòèâíîñòüþ, êàæäàÿ èç íèõ áóäåò ïîæèíàòü ïëîäû îò ñïåöèàëèçàöèè, åñëè âêóñû è ïðåäïî÷òåíèÿ íàñåëåíèÿ îáåèõ ñòðàí çíà÷èòåëüíî îòëè÷àþòñÿ. Äèôôåðåíöèàöèÿ ïðåäïî÷òåíèé â ïîòðåáëåíèè ïðèâåäåò ê òîðãîâëå ìåæäó íèìè, à òîðãîâëÿ â ñâîþ î÷åðåäü ñïîñîáñòâóåò ñïåöèàëèçàöèè, åñëè äàííàÿ ñòðàíà æåëàåò èñïîëüçîâàòü åå ñðàâíèòåëüíîå ïðåèìóùåñòâî. Íîðâåãèÿ è Øâåöèÿ ëîâÿò ðûáó è ïðîèçâîäÿò ìÿñî ïðèáëèçèòåëüíî, â îäèíàêîâûõ óñëîâèÿõ è êîëè÷åñòâàõ, îäíàêî øâåäû ïðåäïî÷èòàþò ïîòðåáëÿòü ìÿñî, à íîðâåæöû — ðûáó. Íà îñíîâå ñïåöèàëèçàöèè (ðûáà — â Íîðâåãèè, ìÿñî — â Øâåöèè) îáå ñòðàíû ïîñðåäñòâîì òîðãîâëè ïîëó÷àþò äîïîëíèòåëüíûé ýôôåêò.

È, íàêîíåö, ïîñëåäíèé ôàêòîð óãëóáëåíèÿ ÌÐÒ çàêëþ÷àåòñÿ â ýêîíîìèè íà ìàñøòàáàõ ïðîèçâîäñòâà. Åñëè êàêîé-ëèáî ïðîèçâîäñòâåííûé ïðîöåññ ïîä÷èíåí çàêîíó ýêîíîìèè íà ìàñøòàáå, ò.å. íàëèöî òåíäåíöèÿ ê ñíèæåíèþ ñðåäíåé ñòîèìîñòè åäèíèöû ïðîäóêöèè ïî ìåðå ðîñòà îáúåìà åå ïðîèçâîäñòâà, òî ñòðàíà îáÿçàòåëüíî ïîëó÷èò äîïîëíèòåëüíûé ýôôåêò ïðè ñïåöèàëèçàöèè íà ïðîèçâîäñòâå êîíêðåòíîãî ïðîäóêòà. Òàêàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ïîçâîëèò äàííîé ñòðàíå ïðîèçâîäèòü íàèáîëüøèé ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ñòðàíàìè îáúåì àíàëîãè÷íîé ïðîäóêöèè ïðè íàèìåíüøåé öåíå.

ÌÐÒ ÿâëÿåòñÿ òåì îáúåäèíÿþùèì íà÷àëîì, êîòîðîå è ñîçäàëî ìèðîâóþ ýêîíîìèêó êàê ñèñòåìó.

Âñå ñòðàíû ìèðà, òàê èëè èíà÷å, âêëþ÷åíû â ÌÐÒ. Åãî ðàñøèðåíèÿ è óãëóáëåíèÿ òðåáóþò ïðîèçâîäèòåëüíûå ñèëû, èñïûòûâàþùèå ìîùíîå âëèÿíèå òåõíîëîãè÷åñêèõ ðåâîëþöèé. Óãëóáëåíèå ÌÐÒ ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåðíàöèîíàëèçàöèåé õîçÿéñòâåííîé æèçíè è ïàðàëëåëüíûì ðàçâèòèåì ðàçëè÷íûõ ôîðì âçàèìîäåéñòâèÿ è îáìåíà åãî ðåçóëüòàòàìè. Ñ ïðîãðåññîì ÌÐÒ âîçðàñòàåò óðîâåíü åäèíñòâà, âíóòðåííåé âçàèìîñâÿçàííîñòè äàííîé ýêîíîìè÷åñêîé ñèñòåìû (ëîêàëüíîé, íàöèîíàëüíîé, ðåãèîíàëüíîé è äàæå ìèðîâîé).

Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî öåëîñòíîñòü ñîâðåìåííîãî ìèðîâîãî õîçÿéñòâà åùå òîëüêî ôîðìèðóåòñÿ. Íà îïðåäåëåííîì èñòîðè÷åñêîì ýòàïå åäèíñòâî è âíóòðåííÿÿ âçàèìîçàâèñèìîñòü ìåæäóíàðîäíîé õîçÿéñòâåííîé ñèñòåìû ñòàëè ïðîÿâëÿòüñÿ íà óðîâíå îäíîé îòäåëüíî âçÿòîé ñòðàíû. Íàöèîíàëüíî-ãîñóäàðñòâåííàÿ ôîðìà îðãàíèçàöèè õîçÿéñòâåííîé æèçíè, ïîêàçàâ ñâîþ âûñîêóþ ïðîäóêòèâíîñòü, ïîñòåïåííî âûòåñíèëà ïðåäøåñòâóþùèå îðãàíèçàöèîííî-ýêîíîìè÷åñêèå ñòðóêòóðû. Íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè îíà ïðåäñòàâëÿëàñü åäèíñòâåííî âîçìîæíîé è åñòåñòâåííîé.

Ñî âðåìåíåì íàöèîíàëüíî-ãîñóäàðñòâåííûå ðàìêè ñòàíîâÿòñÿ âñå áîëåå òåñíûìè äëÿ ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë, âêëþ÷àÿ ðàçäåëåíèå òðóäà, åãî êîîïåðèðîâàíèå è ò.ä. Èõ ðàçâèòèå âñå ýíåðãè÷íåå âûõîäèò çà ýòè ðàìêè: ðàñøèðÿåòñÿ ïðîöåññ ÌÐÒ, ïîÿâëÿåòñÿ øèðîêàÿ ñåòü ïóòåé ñîîáùåíèÿ, óâåëè÷èâàþòñÿ è ñîâåðøåíñòâóþòñÿ ìåæäóíàðîäíûå òåëåêîììóíèêàöèîííûå ñâÿçè è ò.ä.  òàêèõ óñëîâèÿõ îáúåêòèâíî òðåáóþòñÿ áîëåå ìàñøòàáíûå è ýôôåêòèâíûå ñïîñîáû âåäåíèÿ õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, îòëè÷àþùèåñÿ îò òðàäèöèîííûõ ôîðì îðãàíèçàöèè îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà. Åñòåñòâåííî, ÷òî òàêîé íîâîé ñòðóêòóðîé íå ìîæåò ñòàòü ñðàçó âñå ìèðîâîå õîçÿéñòâî. Ñíà÷àëà ñîçäàþòñÿ ðåãèîíàëüíûå îáúåäèíåíèÿ ñòðàí, áëèçêèõ ãåîãðàôè÷åñêè, ñ ñîïîñòàâèìûì óðîâíåì ðûíî÷íîãî ðàçâèòèÿ è òèïîì õîçÿéñòâîâàíèÿ.

Ñóùåñòâåííîå îòëè÷èå êîìïëåêñíîé ðåãèîíàëüíîé èíòåãðàöèè îò ïðåäûäóùèõ ñòóïåíåé èíòåãðàöèè ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ âçàèìîäåéñòâèå íàöèîíàëüíûõ õîçÿéñòâ íà÷èíàåò ïåðåõîäèòü â èõ âçàèìîïðîíèêíîâåíèå, à ïîä÷àñ — â ñðàùèâàíèå. Ñõåìàòè÷íî âåäóùåå ê ýêîíîìè÷åñêîé èíòåãðàöèè ðàçâèòèå ìîæíî âûðàçèòü ñëåäóþùåé âçàèìîñâÿçàííîé (ñ îáðàòíîé ñâÿçüþ) öåïî÷êîé: ðàçâèòèå ïðîèçâîäèòåëüíûõ ñèë — ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà -èíòåðíàöèîíàëèçàöèÿ ïðîèçâîäñòâà — ýêîíîìè÷åñêàÿ èíòåãðàöèÿ. Îñíîâíûìè ýòàïàìè èíòåãðàöèîííîãî ïðîöåññà ÿâëÿþòñÿ: ñîçäàíèå çîíû ñâîáîäíîé òîðãîâëè, òàìîæåííîãî ñîþçà, îáùåãî ðûíêà, ýêîíîìè÷åñêîãî ñîþçà, ôîðìèðîâàíèå ïîëíîé èíòåãðàöèè ñ åäèíîé ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêîé, îáùåé âàëþòîé è ò.ä. Íàèáîëåå ïîëíîå ðàçâèòèå ðåãèîíàëüíàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ èíòåãðàöèÿ ïîëó÷èëà â Çàïàäíîé Åâðîïå â ðàìêàõ Åâðîïåéñêîãî ñîþçà.

 òåîðèè ìèðîâîé ýêîíîìèêè, êàê è â ëþáîé îáùåñòâåííîé íàóêå, íå ñóùåñòâóåò àáñîëþòíî îäíîçíà÷íûõ èëè àáñîëþòíî ëîæíûõ ïðåäñòàâëåíèé, êàòåãîðèé, òåîðåì è ò.ä.  ìèðîâîé ýêîíîìèêå êàê ó÷åáíîé äèñöèïëèíå ëó÷øå îñòàíîâèòüñÿ íà «óñòîÿâøèõñÿ», «óñðåäíåííûõ» âàðèàíòàõ òîëêîâàíèé òåõ èëè èíûõ óçëîâûõ ïîíÿòèé è êàòåãîðèé. Íåêîòîðûå èç íèõ íàìè óæå àíàëèçèðîâàëèñü: ìèðîâàÿ ýêîíîìèêà, ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà, ìåæäóíàðîäíàÿ êîîïåðàöèÿ òðóäà è ò.ä. Îáúåêòèâíîé îñíîâîé äëÿ îñòàëüíûõ êàòåãîðèé, è, ïðåæäå âñåãî äëÿ ïîíÿòèÿ ìåæäóíàðîäíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ êàòåãîðèé, ñëóæèò áàçîâàÿ êàòåãîðèÿ ìèðîâîé ýêîíîìèêè (ìèðîâîãî õîçÿéñòâà). Ìåæäóíàðîäíûå ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ õàðàêòåðèçóþò ôîðìû îáùåíèÿ è ñïîñîáû âîçäåéñòâèÿ âñåõ ñòðàí ìèðà â ñôåðå ýêîíîìè÷åñêîãî ñîòðóäíè÷åñòâà â ñèñòåìå ìèðîâîãî õîçÿéñòâà.

Читайте также:  Как делают мрт головного мозга по времени

 ñòðóêòóðó ìåæäóíàðîäíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé, îòðàæàþùèõ ìåæäóíàðîäíûå ñâÿçè, âõîäÿò ñëåäóþùèå ðåàëüíûå ïðîöåññû è ñîîòâåòñòâóþùèå èì òåîðåòè÷åñêèå êàòåãîðèè.

* Ìåæäóíàðîäíàÿ òîðãîâëÿ òîâàðàìè è óñëóãàìè.

*Ìåæäóíàðîäíîå äâèæåíèå êàïèòàëîâ, òåõíîëîãèé è çàðóáåæíûõ

èíâåñòèöèé.

* Ìåæäóíàðîäíàÿ ìèãðàöèÿ ðàáî÷åé ñèëû.

*Ìåæäóíàðîäíàÿ òîðãîâëÿ ôèíàíñîâûìè èíñòðóìåíòàìè (âàëþòîé,

öåííûìè áóìàãàìè, êðåäèòàìè) è ìåæäóíàðîäíûå ðàñ÷åòû.

*Ìåæäóíàðîäíûå îòíîøåíèÿ â ñôåðå èíôîðìàöèè.

* Ýêîíîìè÷åñêàÿ ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà.

2.Ìåæäóíàðîäíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ (ÌÑ) è êîîïåðàöèÿ ïðîèçâîäñòâà (ÌÊÏ)

ÌÐÒ íà ñîâðåìåííîì ýòàïå âûñòóïàåò â 2-õ ôîðìàõ: ìåæäóíàðîäíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ïðîèçâîäñòâà (ÌÑÏ) è ìåæäóíàðîäíîå ïðîèçâîäñòâåííîå êîîïåðèðîâàíèå (ÌÏÊ).

Ìåæäóíàðîäíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ïðîèçâîäñòâà — ýòî òàêàÿ ôîðìà ðàçäåëåíèÿ òðóäà ìåæäó ñòðàíàìè, ïðè êîòîðîé â ðàìêàõ îòäåëüíûõ ñòðàí èäåò ïðîöåññ èçãîòîâëåíèÿ âñå áîëåå îäíîðîäíûõ ïðîäóêòîâ òðóäà ñâåðõ âíóòðåííèõ ïîòðåáíîñòåé îòäåëüíîé ñòðàíû è â ðåçóëüòàòå ïðîèñõîäèò ïðîãðåññèðóþùàÿ äèôôåðåíöèàöèÿ íàöèîíàëüíûõ õîçÿéñòâ.

Ìåæäóíàðîäíàÿ ïðîèçâîäñòâåííàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ðàçâèâàåòñÿ ïî äâóì íàïðàâëåíèÿì:

Ïðîèçâîäñòâåííîå:

· ìåæîòðàñëåâàÿ (30-å ãã., ñïåöèàëèçàöèÿ õàðàêòåðèçîâàëàñü îáìåíîì

· îäíîé îòðàñëè íà ïðîäóêöèþ äðóãîé êîìïëåêñíîé îòðàñëè);

· âíóòðèîòðàñëåâàÿ (70-å ãã., îáìåí òîâàðàìè-àíàëîãàìè, êîòîðûå èìåþò ðàçëè÷íûå ïîòðåáèòåëüñêèå õàðàêòåðèñòèêè);

· ñïåöèàëèçàöèÿ îòäåëüíîãî ïðåäïðèÿòèÿ.

Òåððèòîðèàëüíîå:

· ñïåöèàëèçàöèÿ îòäåëüíûõ ñòðàí;

· ãðóïï ñòðàí;

· ðåãèîíîâ íà ïðîèçâîäñòâå îïðåäåëåííûõ ïðîäóêòîâ, òîâàðîâ è èõ ÷àñòåé.

 ðåçóëüòàòå ÌÑ ïðîèçîøëî ðàçäåëåíèå ñòðàí íà 4 ãðóïïû:

· ñòðàíû, ïðîèçâîäÿùèå ïðîäóêöèþ îáðàáàòûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè (ÑØÀ, ÔÐÃ, Âåëèêîáðèòàíèÿ, Êàíàäà). Ýòè ñòðàíû ïîñòàâëÿþò âûñîêîòåõíîëîãè÷íîå îáîðóäîâàíèå, áûòîâóþ òåõíèêó, õèìè÷åñêèå òîâàðû;

· ñòðàíû ñ äîáûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòüþ, îáëàäàþò çíà÷èòåëüíûì

· çàïàñîì ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ — ñòðàíû Áëèæíåãî Âîñòîêà (ÁÂ),

Ëàòèíñêîé Àìåðèêè (ËÀ), Àâñòðàëèÿ, Êàíàäà, Íîðâåãèÿ, Êèòàé;

· ñòðàíû, ñïåöèàëèçèðóþùèåñÿ íà ïðîèçâîäñòâå ïðîäóêöèè ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà. Áðàçèëèÿ — ïîñòàâùèê êîôå, Àðãåíòèíà — ìÿñà, Êóáà — ñàõàðà;

· ñòðàíû, ïðîèçâîäÿùèå ïðîäóêöèþ äîáûâàþùåé, îáðàáàòûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà: ÑØÀ, Êàíàäà, íåêîòîðûå ñòðàíû Çàïàäíîé Åâðîïû (ÇÅ).

Ê ÷èñëó îñíîâíûõ âèäîâ ìåæäóíàðîäíîé ñïåöèàëèçàöèè ïðîèçâîäñòâà îòíîñÿòñÿ:

1) ïðåäìåòíàÿ — ïðîèçâîäñòâî ãîòîâûõ ïðîäóêòîâ (íàïðèìåð, Àíãëèÿ — ñóêíî, Ïîðòóãàëèÿ — âèíî);

2) ïîäåòàëüíàÿ — ïðîèçâîäñòâî ÷àñòåé, óçëîâ è äð. êîìïîíåíòîâ ïðîäóêòîâ;

3) òåõíîëîãè÷åñêàÿ èëè ñòàäèéíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ (òî åñòü îñóùåñòâëåíèå îòäåëüíûõ òåõíîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, íàïðèìåð ñáîðêà, îêðàñêà, ñâàðêà, ïðîèçâîäñòâî îòëèâîê, çàãîòîâîê è ò.ï.).

Ìåæäóíàðîäíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ïðîèçâîäñòâà — äèíàìè÷åñêàÿ ôîðìà ìåæäóíàðîäíîãî ðàçäåëåíèÿ òðóäà.

 ñîâðåìåííîì ìèðîâîì õîçÿéñòâå îáû÷íàÿ òîðãîâëÿ âñå áûñòðåå óñòóïàåò ìåñòî áîëåå ñëîæíûì îòíîøåíèÿì ìåæäó ïðîäàâöàìè è ïîêóïàòåëÿìè. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ñáûòà ïðîìûøëåííîé ïðîäóêöèè ñâÿçàíà ñ ðàçëè÷íûìè ôîðìàìè ïðîìûøëåííîãî ñîòðóäíè÷åñòâà. Ðå÷ü èäåò î ìåæäóíàðîäíîé êîîïåðàöèè ïðîèçâîäñòâà (ÌÊÏ).

Ìåæäóíàðîäíàÿ êîîïåðàöèÿ ïðîèçâîäñòâà — ýòî ñêîîðäèíèðîâàííàÿ èëè ñîâìåñòíàÿ, îáû÷íî äîëãîâðåìåííàÿ ïðîèçâîäñòâåííî-ýêîíîìè÷åñêàÿ è, êàê ïðàâèëî, íàó÷íî-òåõíè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïàðòíåðîâ èç ðàçíûõ ñòðàí, îñíîâàííàÿ íà ðàçäåëåíèè ïðîèçâîäñòâåííî-ñáûòîâûõ ïðîãðàìì, ðàâíîïðàâíîì è âçàèìîâûãîäíîì ñîòðóäíè÷åñòâå.  ñîâðåìåííîì ìèðå ÌÊÏ çàíèìàåò âåäóùåå ìåñòî ñðåäè îñòàëüíûõ ôîðì âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ ñâÿçåé, â ñèëó ïðèñóùèõ åé îáúåêòèâíûõ ïðåèìóùåñòâ.

Ñóòü ÌÊÏ ñîñòîèò â:

· îáúåäèíåíèè èíîñòðàííûõ ïàðòíåðîâ íà îñíîâå îáùíîñòè ýêîíîìè÷åñêèõ, òåõíîëîãè÷åñêèõ, íàó÷íî-òåõíè÷åñêèõ è èíûõ èíòåðåñîâ;

· îðãàíèçàöèè ïðîèçâîäñòâà ïðîìåæóòî÷íîé ïðîäóêöèè (ïðèìåíèòåëüíî ê ìàøèíîñòðîåíèþ — êîìïëåêòóþùèõ äåòàëåé) íà ïðåäïðèÿòèÿõ — ó÷àñòíèêàõ ÌÊÏ ñ ïîñëåäóþùåé ñáîðêîé èç íåå ãîòîâûõ èçäåëèé;

· óâÿçêå òåõíè÷åñêèõ ïàðàìåòðîâ ãîòîâûõ èçäåëèé è èõ ÷àñòåé, îáåñïå÷èâàþùåé âçàèìîçàìåíÿåìîñòü è óíèôèêàöèþ êîîïåðèðîâàííûõ èçäåëèé ñ ó÷åòîì ñòàíäàðòîâ ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé è ñòðàí-êîîïåðàíòîâ.

Ìåæäóíàðîäíîå êîîïåðèðîâàíèå ïðîèçâîäñòâà â åãî ðàçâèòûõ ôîðìàõ îõâàòûâàåò ðàçëè÷íûå ñôåðû ñîòðóäíè÷åñòâà:

1. Ïðîèçâîäñòâåííî-òåõíîëîãè÷åñêîå ñîòðóäíè÷åñòâî, âêëþ÷àþùåå:

· âîïðîñû ïåðåäà÷è ëèöåíçèé è èñïîëüçîâàíèå ïðàâ ñîáñòâåííîñòè;

· ðàçðàáîòêó è ñîãëàñîâàíèå ïðîåêòíî-êîíñòðóêòîðñêîé äîêóìåíòàöèè, òåõíîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, òåõíè÷åñêîãî óðîâíÿ è êà÷åñòâà ïðîäóêöèè, ñòðîèòåëüíûõ è ìîíòàæíûõ ðàáîò, ìîäåðíèçàöèþ êîîïåðèðóþùèõñÿ ïðåäïðèÿòèé;

· ñîâåðøåíñòâîâàíèå óïðàâëåíèÿ ïðîèçâîäñòâîì, ñòàíäàðòèçàöèþ, óíèôèêàöèþ, ñåðòèôèêàöèþ, ðàñïðåäåëåíèå ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîãðàìì.

2. Òîðãîâî-ýêîíîìè÷åñêèå ïðîöåññû, ñâÿçàííûå ñ ðåàëèçàöèåé êîîïåðèðîâàííîé ïðîäóêöèè, à èìåííî: âçàèìîñâÿçàííîé ïðîäóêöèè ìåæäó êîîïåðàíòàìè è íåêîòîðûì òðåòüèì ëèöîì â ñòðàíàõ-ïàðòíåðàõ.

3. Ïîñëåïðîäàæíîå îáñëóæèâàíèå òåõíèêè.

Âûäåëÿþò òðè îñíîâíûõ ìåòîäà, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ ïðè íàëàæèâàíèè êîîïåðàöèîííûõ ñâÿçåé:

1) îñóùåñòâëåíèå ñîâìåñòíûõ ïðîãðàìì;

2) ñïåöèàëèçàöèÿ â äîãîâîðíîì ïîðÿäêå;

3) ñîçäàíèå ñîâìåñòíûõ ïðåäïðèÿòèé.

Îñóùåñòâëåíèå ñîâìåñòíûõ ïðîãðàìì â ñâîþ î÷åðåäü ðåàëèçóåòñÿ â äâóõ îñíîâíûõ ôîðìàõ: ïîäðÿäíîì ïðîèçâîäñòâåííîì êîîïåðèðîâàíèè è ñîâìåñòíîì ïðîèçâîäñòâå.

Ïîäðÿäíîå ïðîèçâîäñòâåííîå êîîïåðèðîâàíèå ïðåäïîëàãàåò âûïîëíåíèå îïðåäåëåííîé ðàáîòû èñïîëíèòåëåì ïî ïîðó÷åíèþ çàêàç÷èêà. Ïîäðÿäíîå ñîãëàøåíèå ìåæäó äâóìÿ ñòîðîíàìè îáóñëîâëèâàåòñÿ ñðîêàìè, îáúåìàìè, êà÷åñòâîì èñïîëíåíèÿ è äð.

Äîãîâîðíàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ ïðåäïîëàãàåò ðàçãðàíè÷åíèå ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîãðàìì ìåæäó ó÷àñòíèêàìè ïðîèçâîäñòâåííîãî êîîïåðèðîâàíèÿ. Äîãîâàðèâàþùèåñÿ ñòîðîíû ñòðåìÿòñÿ óñòðàíèòü èëè óìåíüøèòü äóáëèðîâàíèå ïðîèçâîäñòâà è ïðÿìóþ êîíêóðåíöèþ ìåæäó ñîáîé íà ðûíêå.

Ñîâìåñòíûå ïðåäïðèÿòèÿ — ýòî òàê íàçûâàåìàÿ èíòåãðèðîâàííàÿ êîîïåðàöèÿ, ïîëó÷èâøàÿ øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå âî âñåì ìèðå. Ïðè òàêîé îðãàíèçàöèîííîé ôîðìå îáúåäèíÿåòñÿ êàïèòàë íåñêîëüêèõ ó÷àñòíèêîâ äëÿ ðåàëèçàöèè îòäåëüíûõ, âçàèìíî ñîãëàñîâàííûõ öåëåé.

3. Òåñòû

1. Îñíîâíûì ïîáóäèòåëüíûì ìîòèâîì ó÷àñòèÿ ñòðàíû â ìåæäóíàðîäíîì ðàçäåëåíèè òðóäà ÿâëÿåòñÿ (óêàæèòå âåðíûé îòâåò):

à) ïîëó÷åíèå íîâåéøåé èíôîðìàöèè î êîíêóðåíòàõ;

á) ïåðåäåë ñôåð âëèÿíèÿ ìåæäó ñòðàíàìè;

â) ïîëó÷åíèå ýêîíîìè÷åñêèõ âûãîä;

ã) äîñòóï ê èñòî÷íèêàì ñûðüÿ è ýíåðãèè.

Ïðàâèëüíûé îòâåò: â)

Ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà è ôîðìû ìèðîâûõ õîçÿéñòâåííûõ ñâÿçåé ïîçâîëÿþò ïîëó÷èòü ñóùåñòâåííûé ýêîíîìè÷åñêèé âûèãðûø, ñîêðàòèòü çàòðàòû íà åäèíèöó ïðîäóêöèè. Ñòðàíû ó÷àñòíèêè ÌÐÒ ïîëó÷àþò ýêîíîìè÷åñêóþ âûãîäó â ôîðìå ïðèáûëè, èñïîëüçóÿ áëàãîïðèÿòíûå ïðèðîäíî-êëèìàòè÷åñêèå óñëîâèÿ, ñî÷åòàÿ ôàêòîðû ïðîèçâîäñòâà è ïðèîáðåòàÿ â ïðîöåññå ìàòåðèàëüíî — òåõíè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàó÷íî — òåõíè÷åñêèå, èíôîðìàöèîííûå, êîíêóðåíòíûå ïðåèìóùåñòâà.

2. Ðîññèÿ ïðîäàåò â Ãåðìàíèþ ïðèðîäíûé ãàç, à Ãåðìàíèÿ â Ðîññèþ — ñòàíêè. Ýòî ìîæíî ñ÷èòàòü (âûáåðèòå âåðíûé îòâåò):

à) ìåæäóíàðîäíûì ðàçäåëåíèåì òðóäà;

á) ìåæäóíàðîäíîé êîîïåðàöèåé òðóäà;

â) ìåæäóíàðîäíûì ðàçäåëåíèåì âñåõ ôàêòîðîâ ïðîèçâîäñòâà;

ã) âñå ïåðå÷èñëåííûå âûøå îòâåòû âåðíû.

Ïðàâèëüíûé îòâåò: á)

Îñíîâàííàÿ íà ÌÐÒ ìåæäóíàðîäíàÿ êîîïåðàöèÿ òðóäà îçíà÷àåò óñòîé÷èâûé îáìåí ìåæäó ñòðàíàìè ïðîäóêòàìè ñâîåé äåÿòåëüíîñòè. Îíà ÿâëÿåòñÿ îáîðîòíîé ñòîðîíîé ÌÐÒ.  îñíîâå êîîïåðàöèè ëåæèò ñïåöèàëèçàöèÿ ïðîèçâîäñòâà. Èìåííî îíà, îáîñîáëÿÿ ïðîèçâîäèòåëåé,

çàñòàâëÿåò èõ ñíîâà è ñíîâà îáùàòüñÿ äðóã ñ äðóãîì, ñîãëàñîâûâàòü îáúåìû ïðîèçâîäñòâà è ðåàëèçàöèè, îáåñïå÷èâàÿ òåì ñàìûì âñòðå÷íîå äâèæåíèå òîâàðíîé ïðîäóêöèè.

3. Äëÿ óñïåøíîãî îñóùåñòâëåíèÿ ìåæäóíàðîäíîé êîîïåðàöèè íåîáõîäèìî (âûáåðèòå âåðíûé îòâåò):

à) óìåíüøåíèå ïðîèçâîäñòâà ïðîäóêöèè â ìåãàñóáúåêòå;

á) íàëè÷èå ÷åòêî îïðåäåëåííîãî îáúåêòà ñîòðóäíè÷åñòâà (îáëàñòè

äåÿòåëüíîñòè);

â) èñïîëüçîâàíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ ìåòîäîâ îðãàíèçàöèè

äåÿòåëüíîñòè;

ã) ïðîâåäåíèå ïîëèòèêè ïðîòåêöèîíèçìà;

ä) âûðàáîòêà è èñïîëüçîâàíèå ìåæäóíàðîäíûõ íîðìàòèâíî-

ïðàâîâûõ ñòàíäàðòîâ, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ó÷àñòíèêàìè ïðîöåññà äîñòèãàåòñÿ âûïîëíåíèå ñîâìåñòíî ïîñòàâëåííûõ öåëåé.

Ïðàâèëüíûé îòâåò: ïî îïðåäåëåíèþ ìåæäóíàðîäíîé êîîïåðàöèè ê óñëîâèÿì åå óñïåøíîãî îñóùåñòâëåíèÿ îòíîñÿòñÿ á), â), ä).

Çàêëþ÷åíèå

 ñîâðåìåííîì ìèðîâîì õîçÿéñòâå íåò íè îäíîãî ãîñóäàðñòâà, êîòîðîå íå ñòèìóëèðîâàëî áû ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ñòðàíàìè è íå ñòðåìèëîñü áû ïîääåðæèâàòü è ðàñøèðÿòü èõ ïîñòîÿííî.

Îñíîâîé ìèðîõîçÿéñòâåííûõ ñâÿçåé ñëóæèò ìåæäóíàðîäíîå ðàçäåëåíèå òðóäà, êîòîðîå ïî ñâîåé ñóùíîñòè ðàâíîçíà÷íî îáùåñòâåííîìó ðàçäåëåíèþ òðóäà. Îäíàêî ïðîöåññû ñïåöèàëèçàö?