Способ приобретения иммунитета передается по наследству
А) врождённый, формируется уже у плода
Б) обеспечивается кожей, клетками слизистых оболочек
В) обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами
Г) направлен против любых чужеродных веществ
Д) направлен на определённый антиген
Е) при повторной встрече с антигеном иммунитет усиливается
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Специфический иммунитет: обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами; направлен на определённый антиген; при повторной встрече с антигеном иммунитет усиливается.
Неспецифический иммунитет: врождённый, формируется уже у плода; обеспечивается кожей, клетками слизистых оболочек; направлен против любых чужеродных веществ.
Иммунитет — невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам (в том числе — болезнетворным бактериям) и чужеродным веществам. Это комплексная реакция организма, направленная на защиту его от внедрения чужеродного материала: бактерий и их токсинов, вирусов, паразитов, донорских тканей, измененных собственных клеток (например, раковых) и т. д. Иммунитет организма — система, обеспечивающая защиту организма от воздействий внешней среды и сохраняющая основные параметры жизнедеятельности органов и тканей (гомеостаз).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет сохраняет память о перенесенной инфекции и препятствует ее повторному возникновению.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Неспецифический иммунитет обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах ее развития, когда специфический иммунитет еще не сформировался. Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Иммунитет бывает видовым или врожденным (например, человека к возбудителю чумы собак) и приобретенным.
источник
Наследственный и приобретенный иммунитет
Иммунитет представляет собой сопротивляемость и невосприимчивость организма к различным инфекционным веществам и чужеродным веществам. Иммунитет обеспечивает человека защитными свойствами. Различают два вида иммунитета: наследственный и приобретенный иммунитет.
Наследственный иммунитет
Под наследственным иммунитетом человека понимается генетически закрепленный за определенным биологическим видом иммунитет и, как следует из названия, он передается по наследству. Именно благодаря этому виду иммунитета человек не способен заболеть, к примеру, собачьей чумкой. Обеспечение функционирования неспецифического иммунитета организма осуществляется множеством клеточных и неклеточных факторов. К примеру, кожа и слизистые оболочки представляют собой надежный барьер для большинства микробов. Защита организма осуществляется также потовыми, сальными, слюнными железами, точнее, выделяемыми ими веществами, губительными для большинства патогенных бактерий. В нормальной микрофлоре кишечника содержатся микроорганизмы, являющиеся естественными врагами большого количества возбудителей заболеваний. Борьба с инфекциями в пищеварительном тракте осуществляется желудочным соком (соляной кислотой), ферментами и желчью.
Организм обладает очень сильной естественной защитой. Но у этой защиты есть враги, представленные микроорганизмами, чужеродными молекулами и клетками. Они очень изменчивы, и в ходе своего совершенствования они могут стать еще агрессивнее и могут прорвать первый фланг защиты организма. Более того, всем, чем нарушается целостность барьеров или нормальная секреция организма, понижается естественный иммунитет. В качестве таких факторов могут выступать стрессы или переохлаждения, прием лекарств или нехватка витаминов, хирургическое вмешательство или гормональный дисбаланс. И во всех этих случаев микроорганизмы могут проникнуть в организм значительно легче. Если инфекция миновала естественный барьер и попала в кровеносное русло организма, то может возникнуть несколько вариантов взаимоотношений антиген-организм, одно из которых — инфекционное заболевание. И если начало развиваться инфекционное заболевание, то начинает работать другое звено, которое называется приобретенным иммунитетом человека. Это звено и продолжает дальнейшую борьбу с инфекцией.
Приобретенный иммунитет
В качестве основной характеристики приобретенного иммунитета выступает выработка специфичных антител, направленных против того или иного антигена. Формирование приобретенного иммунитета происходит в процессе жизни человека. Он является уникальным подобно отпечаткам пальцев и представляет собой своеобразную «медицинскую карту человека»: он склонен к изменениям в зависимости от того, какие болезни были перенесены человеком и какие ему свойственны привычки. Приобретенный иммунитет может быть естественный и искусственно приобретенный, активный или пассивный. Если появление иммунитета связано с перенесенным заболеванием, то он является естественным. После того, как на организм была направлена атака возбудителями заболевания, он сам начинает вырабатывать антитела. Иногда ими организм защищается от повторного заражения на несколько недель и месяцев. А иногда он остается под защитой в течение долгих лет или на всю жизнь.
После открытия вакцинации люди стали прививаться от разных заболеваний, и иммунитет, который был приобретен после прививки, называется искусственным. Если человеку вводятся ослабленные возбудители заболеваний, которыми вызывается иммунный ответ организма, то это искусственно приобретенный активный иммунитет. Если в организм вводятся готовые антитела, то они влекут за собой возникновение пассивного иммунитета. Пассивный иммунитет организма обладает существенным достоинством: он способен к защите человека, который имел контакт с больным, в кратчайшие сроки. Но есть и недостатки: пассивный иммунитет является непродолжительным и более слабым, чем активный.
Иммунитет новорожденного ребенка
У новорожденного ребенка иммунитет пассивный. Он получает через плаценту антитела, направленные против возбудителей тех болезней, которыми болела мать или которыми она была иммунизирована. Ослабление этого пассивного трансплацентарного иммунитета начинается к 3–6 месяцам. Полностью он угасает к концу первого года жизни малыша. Но, вскармливая ребенка грудью, возможно повышение его иммунитета.
источник
Тест «Иммунитет» — 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
V Международный дистанционный конкурс «Старт»
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Автор Камуллина Анна Евгеньевна На чтение 6 мин. Просмотров 885 Опубликовано 18.05.2019
Синхронная работа двух систем защиты в одном организме неизбежно привела бы к их взаимному уничтожению. Для исключения такого конфликта в период внутриутробного развития резистентность тела ребенка «отключена».
Его ткани, как и собственные, защищают агенты тела матери. А иммунитет передается по наследству только в значении способности организма потомка производить антитела с такой же формой и свойствами, как у его предков.
Передается ли иммунитет от родителей к ребенку?
При рождении в крови ребенка циркулируют материнские защитные тельца и белки. Но срок их жизни не превышает 2-3 мес. После гибели данного «наследства» организм остается беззащитным.
Для работы любому иммунитету требуется «материал» – конкретные возбудители и раздражающие факторы. А при ограниченной возможности передвигаться и контактировать с окружающим миром новорожденный может подхватить первую инфекцию только от родителей и домочадцев.
Какой передается и как?
Для восполнения этого временного пробела весь период лактации малыша продолжает оберегать от угроз грудное молоко. Посредством него от матери к ребенку передаются различные виды иммунных белков и телец.
- Иммуноглобулины – белки с молекулярной структурой, напоминающей шар. Их 5 видов:
- вид А инспектирует слизистые оболочки рта, пищеварительной системы и органов дыхания. Он эффективен против вирусов, бактерий, грибов и простейших, но не способен запоминать их «на будущее» по типичным сегментам ДНК;
- иммуноглобулины D-типа используются в производстве лимфоцитов – основных защитных телец лимфы (в противовес лейкоцитам крови). Лимфоциты формируются, вызревают и проходят обучение в тимусе – вилочковой железе, расположенной за грудинной костью. Они отличаются от лейкоцитов своеобразным способом распространения в организме и способностью проникать за клеточные мембраны (доступ в них для лейкоцитов закрыт). D-иммуноглобулины ориентированы на поиск не возбудителей, а любых аномалий в строении или функционировании клетки. Именно лимфоцитарному иммунитету и его недостаткам следует «предъявлять претензии» по поводу развития рака;
- Е-разновидность активнее всего участвует в развитии неспецифических иммунных реакций – аллергий, вызванных контактом организма с раздражителями, против которых защитные механизмы бессильны. Такое бывает при глистной инвазии и гонорее (реакция на токсины, выделяемые возбудителем в кровь), малярии, частом и тесном контакте с любым химическим веществом;
- G-тип относится к наиболее активным «создателям» длительной защиты. Эти иммуноглобулины умеют распознавать уже знакомых возбудителей по их сигнатурам и запоминать новых. Их возбуждение по итогам нового заражения часто приводит к избавлению от застарелых инфекций, в том числе не подлежащих запоминанию;
- М-иммуноглобулины синтезируются лимфоцитами при первой встрече с возбудителем определенного типа. Они интересны способностью запомнить его по специфическим признакам лишь после нескольких «встреч». Зато выработанная ими резистентность «продержится» значительно дольше даваемой иммуноглобулинами класса G.
- Интерфероны – основа противовирусного иммунитета тела, хотя до определенного предела они эффективны и как средство блокировки бактерий. Их синтезируют и выпускают за пределы своего внутреннего пространства клетки всех видов. Интерфероны можно обнаружить внутри и на поверхности их мембран. Ими насыщено тканевое пространство, свободный кровоток, слюна, слезы, ушная сера и выделения половой системы. Их делят на 3 вида – альфа, бета и гамма. Наибольшую терапевтическую ценность представляют первые 2. Они эффективны против трудноизлечимых инфекций вроде гепатита С, ВИЧ, вируса папилломы.
- Лимфоциты – упомянутые выше «инспекторы» внутриклеточных структур, способные узнавать и разрушать инфицированные, неправильно сформированные и/или функционирующие клетки. Лимфоциты бывают 3 типов:
- В-тип вырабатывает «отложенный» во времени иммунитет благодаря М-иммуноглобулинам в их составе;
- Т-лимфоциты одновременно могут стимулировать или подавлять синтез интерферонов, а также уничтожать дефектные клетки;
- NK-лимфоциты только разрушают клетки с отклонениями в развитии.
- Макрофаги – антитела, не способные запоминать возбудителей, зато обладающие самым «широким взглядом» на вопрос вредных и полезных для организма компонентов. Часть макрофагов формируется в самих тканях еще в период эмбрионального развития и активизируется в течение жизни, по очереди. А часть их синтезирует и выпускает в кровоток костный мозг. Эти тела распознают и блокируют любые попавшие в кровь или ткани посторонние фрагменты – от «осколков» распавшихся клеток до загнанных под кожу деревянных щепок, угольной пыли, не извлеченных хирургом после ранения дробинок и других объектов, на которые прочие иммунные тела не реагируют из-за отсутствия вирусной/бактериальной составляющей.
Унаследованная способность организма малыша постепенно запустить и отладить синтез точно таких же, как у мамы, лимфоцитов, макрофагов и интерферонов с иммуноглобулинами называется видовым иммунитетом.
Народными средствами
32.97%
Проголосовало: 91
А «подпитка» уже готовыми и обученными телами/белками с молоком заканчивается для него в 3-4 года, вместе с грудным вскармливанием. К этому моменту его тело уже само производит полный «ассортимент» свойственных и взрослым агентов защиты, но они еще не знакомы с большинством возбудителей.
Иммунитет, который не передается по наследству
По мере расширения контактов с окружающими людьми, животными и предметами малыш заболевает все чаще, что может создавать у родителей ложное впечатление иммунодефицита.
На самом же деле его собственная защита обучается борьбе с внешними угрозами и их запоминанию/распознаванию, формируя приобретенный иммунитет на замену потерявшему силу наследственному. От родительского организма детскому такой опыт не передается – только способность «обзавестись» им при случае.
Всегда ли так происходит?
Кровеносная система плода и матери – не одно и то же. Их разделяет плацентарный защитный барьер, называемый ворсинами хориона. Они фильтруют материнскую кровь, забирая из нее только питательные вещества и кислород, пропускают в круг кровообращения детского тела некоторые (не все) иммунные тела.
Такая система необходима для защиты ребенка от циркулирующих в крови мамы возбудителей, избегания конфликта некоторых составляющих крови (резус-фактор) и ограничения опасной активности некоторых телец вроде лейкоцитов. Они провоцируют гнойное расплавление задетых тканей, потому им ограничен доступ не только к телу будущего ребенка, но и органам наподобие головного мозга или глазных яблок.
Об органах и тканях, защищенных от проникновения некоторых или всех иммунных агентов, говорят, что они обладают иммунной привилегией. Плод в утробе матери – из их числа, и это необходимо для его выживания.
Плюс, наследственная резистентность бесполезна в мире, где возбудители постоянно мутируют и учатся обходить существующие схемы защиты от них, включая антибиотики. Приобретенный иммунитет в таких условиях лучше отвечает условиям жизни потомка (а они обычно отличаются от таковых у его предков).