Сша иммунитет бывших президентов
ТАСС-ДОСЬЕ. 18 февраля 2020 года в законопроект о внесении изменений в Конституцию РФ была предложена поправка, согласно которой президент России, прекративший исполнение полномочий, обладает неприкосновенностью. При этом бывший глава государства может быть лишен ее в порядке, предусмотренном для действующего президента Основным законом.
Согласно законодательству большинства европейских стран, а также США, бывшие главы государств иммунитетом от судебного преследования не обладают. В некоторых странах положение о неприкосновенности экс-президентов закреплено в конституции, где-то этот вопрос регулируется на уровне законов.
В конституции
В Израиле, согласно статье 13 основного закона о президенте (конституцию заменяют 13 основных законов), глава государства во время исполнения должностных обязанностей и после их окончания не может быть привлечен к уголовной ответственности за решения и действия, предпринятые в период нахождения у власти.
В Италии, в 59 статье конституции зафиксировано, что президент после окончания срока полномочий становится пожизненным сенатором и, в соответствии со статьей 68, не может быть привлечен к уголовной ответственности. Иммунитет может быть снят только решением Сената.
В Руанде, в соответствии со статьей 114 конституции, экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за государственную измену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Чили президент после завершения полномочий, согласно статье 30 основного закона, становится пожизненным сенатором. В статье 58 прописано, что сенаторы не могут быть привлечены к ответственности или лишены свободы, за исключением случаев тяжких преступлений. Решение о возбуждении уголовного дела принимает Апелляционный суд в полном составе.
В законе
В Казахстане в 2000 году был принят закон о первом президенте республики (Нурсултан Назарбаев, президент в 1990-2019 годах). В статье 3 документа говорится, что после отставки первый президент не может быть привлечен к ответственности «за действия, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
В Киргизии, согласно статье 12 закона о гарантиях деятельности президента и статусе экс-президента от 2003 года, бывший глава государства обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за действия или бездействие в период президентского срока. При этом он может быть привлечен к суду только после лишения привилегий, предусмотренных статусом экс-президента. Это решение должно быть принято двумя третями голосов парламента.
В Туркмении вопрос неприкосновенности экс-президента регулируется статьей 18 закона «О президенте Туркменистана» от 2011 года. Бывший глава Туркмении не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности «за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента».
В Узбекистане, в соответствии со статьей 2 закона «Об основных гарантиях деятельности президента Республики Узбекистан» от 2003 года, бывший глава государства обладает неприкосновенностью в течение всей жизни. Он не может быть привлечен к уголовной и иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства.
Текст: Арина Кочемарова
Экс-президент США Билл Клинтон. Фото: Alastair Grant / AP
Среди поправок, которые предлагают внести в Конституцию, есть положение о неприкосновенности президента, завершившего исполнение полномочий. При этом неприкосновенность экс-главы России уже была закреплена федеральным законом в 2001 году.
Рассказываем, какие привилегии сохраняют или получают президенты других стран, когда покидают свой пост.
По российскому законодательству, бывшему президенту страны и так полагаются различные правовые, социальные и другие гарантии. После отставки первого главы государства Бориса Ельцина Владимир Путин (тогда — исполняющий обязанности президента) подписал указ от 31 декабря 1999 года «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В 2001-м уже президент Путин подписал одноименный федеральный закон, который уточнял старый указ. Позже в него дважды вносили изменения в 2007 и 2010 году.
Бывшего главу государства продолжит охранять ФСО (Федеральная служба охраны), ему сохранят спецсвязь, транспортное обслуживание и пенсию — 75% от месячного оклада. Экс-президенту обязаны выделить аппарат помощников, к его услугам остаются спецбольницы, госстраховка жизни и здоровья за счет федерального бюджета, а одна из государственных дач — в пожизненном пользовании.
Неприкосновенность бывшего президента также отражена в федеральном законе. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период своего президентства, и он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Исключения: тяжкие преступления во время президентства, по факту которых возбуждено уголовное дело. Снимается неприкосновенность только с согласия Госдумы, если Следственный комитет, возбудив уголовное дело, направил туда соответствующее представление. Окончательное решение о лишении неприкосновенности принимает только Совет Федерации.
Украина
Законопроект «О гарантиях Президенту Украины, прекратившему исполнение своих полномочий» рассмотрели в Верховной Раде еще в 2004 году, но так и не приняли, решив что все необходимые положения, касающиеся этого вопроса, содержатся в уже действующем на тот момент законопроекте «О президенте Украины». Не принятый закон, в частности, предусматривал неприкосновенность бывшего президента. В Раде решили, что раз Конституция Украины предусматривает неприкосновенность только для действующего президента страны, то нет правовых оснований для предоставления дополнительных гарантий неприкосновенности бывшим президентам.
Порошенко получил неприкосновенность, избравшись депутатом Верховной рады 29 августа 2019 года, а уже 3 сентября парламент отменил депутатский иммунитет. Это было одним из предвыборных обещаний нового президента Владимира Зеленского. Сейчас Порошенко в качестве свидетеля фигурирует в 16 уголовных делах, которые находятся на разных этапах расследования. Его обвиняют по статьям о госизмене, злоупотреблении служебным положением, легализации преступных доходов и другим.
Бывший президент Украины Петр Порошенко у здания Государственного бюро расследований Украины, куда он прибыл на допрос по делу о государственной измене. Фото: Петр Сивков / ТАСС
После «Революции достоинства» (Евромайдана) в ноябре 2014 года украинские власти объявили об упразднении льгот и привилегий для бывших чиновников. Тогда отменили распоряжения, которые обеспечивали санаторно-курортное, автомобильное обслуживание бывших президентов, премьеров и министров. Но в 2016 журналисты «Радио Свобода» установили, что некоторые бывшие чиновники все еще продолжали пользоваться некоторыми льготами.
Франция
Привилегии для бывших президентов Франции регулируются законом от 3 апреля 1955 года, который претерпел некоторые изменения только в 2016 году. Конституция страны устанавливает временную неприкосновенность главы государства в течение срока его полномочий. Так, например, Николя Саркози задерживали следователи в рамках дела о «пассивной коррупции, нелегальном финансировании предвыборной кампании и укрывательстве похищенных из (ливийского) бюджета средств». Дело все еще расследуется. Это первый и единственный случай в современной Франции, когда под стражу попал бывший глава государства.
Отставной президент Франции может остаться на государственной службе и стать пожизненным членом Конституционного совета — аналога Конституционный суда в России. Это дает юридическую неприкосновенность, если бывший глава откажется от политической деятельности и не будет претендовать на выборные должности. В этом случае он будет получать пенсию и оклад — 6 тыс. + 11,5 тыс. евро в месяц соответственно.
Также экс-президенту предоставляются бесплатная меблированная квартира, охрана, два автомобиля с водителями и штат из семи постоянных сотрудников — помощники, секретари, начальник штаба. Содержание бывших президентов обходится государству в 10,3 миллиона евро в год.
США
В США президент, покидая пост, тоже лишается президентского иммунитета, но до конца жизни пользуется привилегиями. Ему тоже выплачивается пенсия 213 тыс. долларов в год, при годовой зарплате президента в 400 тыс. долларов. Он также может нанимать для себя помощников, советников и обслуживающий персонал в течение 30 месяцев после ухода со службы.
В течение 10 лет он пользуется услугами охраны, спецсвязи, и льготно получает медицинские и транспортные услуги. Федеральный бюджет также компенсирует бывшим президентам их бизнес-расходы.
Экс-президент США Барак Обама. Фото: Rick Bowmer / AP
Как подсчитали в Национальном союзе налогоплательщиков, с 2000-го по 2019 год на содержание бывших президентов, без учета расходов на охрану, Штаты потратили почти 68 млн долларов.
Мексика
У бывших президентов Мексики нет неприкосновенности, а в 2018 году новый президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор предложил вовсе отменить ее и для действующего президента. По нынешнему законодательству, президенты могут преследоваться только за измену. Нижняя палата Конгресса проголосовала «за» абсолютным большинством. Для этих изменений нужно внести поправки в Конституцию страны, но пока в Сенате ни к чему не пришли.
Тогда же, с 2019 года Лопес Обрадор отменил пенсию и привилегии для бывших глав страны, чтобы сократить разницу между их достатком и средним доходом работников. До этого все шесть ныне живущих экс-президентов получали примерно по 10 тыс. долларов в месяц. Сообщалось, что двое из них и до этого отказались от этого права, а еще один жертвовал свою пенсию в фонд, который помогает детям больным раком.
Также для бывших президентов было доступно бесплатное медицинское страхование, жилплощадь и все коммунальные платежи, бронированные авто и как минимум три автомобиля для телохранителей, техническое обслуживание всех их машин, страхование автомобилей и налоги. Для некоторых из них были бесплатны авиабилеты и связь.
Турция
Статья Конституции Турции, которая предоставляла общий иммунитет от судебного преследования бывшим президентам страны, была отменена после референдума в 2010 году. Это позволило начать расследование в отношении бывшего президента Кенана Эврена и его соратника генерала Тахсина Шахинкаи (бывшего командующего ВВС Турции) по поводу их роли в перевороте 1980 года. Суд признал их виновными в совершении «преступления против государственной власти» и приговорил к пожизненному заключению.
Экс-президент Турции Абдуллах Гюль. Фото: Burhan Ozbilici / AP
Неприкосновенность распространяется только на действующих президентов и членов парламента. Так благодаря этому предшественник нынешнего главы Турции Реджепа Эрдогана Абдуллах Гюль избежал обвинений в крупном финансовом скандале — «деле о потерянном триллионе». Сейчас остаются в живых только два бывших президента Турции — Гюль и Ахмет Недждет Сезер, которые получают от государства пенсию.
Южная Корея
У бывших президентов в Южной Корее нет неприкосновенности. С момента образования республики в 1948 году суд признал троих из 12 президентов виновными в совершении уголовных преступлений по разным обвинениям от предумышленных убийств до коррупции. Дела в отношении еще двоих не были доведены до суда.
В 2018 году суд признал бывшего президента Пак Кын Хе виновной в коррупции и разглашении государственной тайны и приговорил ее к 24 годам тюремного заключения. Другой президент, Но Му Хен в 2009 году покончил жизнь самоубийством из-за обвиненией в получении 6 млн долларов взятки от текстильной фирмы в Пусане.
Все бывшие президенты Южной Кореи, которые не попали под суд, получают пожизненную пенсию и государственную охрану. Они не могут отказать от защиты, в отличие от премьер-министра. После смерти всех бывших президентов устраивают государственные похороны.
Читайте нас на сайте
И подписывайтесь на рассылку
У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Подписывайтесь на наши соцсети:
ВКонтакте
Youtube
Телеграм
Инстаграм
Одноклассники
Конституционное право зарубежных стран
Лишение Президента США иммунитета
Лишение Президента иммунитета может быть осуществлено только в результате признания его виновным в порядке импичмента. Основаниями возбуждения процедуры импичмента является совершение Президентом государственной измены, взяточничества, других преступлений и уголовных проступков против государства (high Crimes and Misdemeanors). Ни в доктрине, ни на практике до сих пор нет единства в понимании этих категорий уголовных правонарушений.
Большинство юристов склоняется к тому, что ими охватываются все виды уголовно наказуемых деяний. Единственным правовым последствием признания лица виновным в порядке импичмента является его смещение с должности и лишение права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную либо оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Смещенное с должности лицо лишается иммунитета и в дальнейшем привлекается к ответственности на общих основаниях.
Американская история не знает прецедентов отрешения Президента США от должности в результате применения процедуры импичмента, хотя попытки проделать это предпринимались парламентариями неоднократно. Наиболее драматичная из них имела место в 1868 г. Она касалась Президента Эндрю Джонсона, чья «мягкая» политика по отношению к побежденному в Гражданской войне Югу воспринималась Конгрессом крайне враждебно. Дело дошло до голосования в Сенате. Для обвинительного вердикта не хватило лишь одного голоса.
Несколько раз процедура импичмента прерывалась на более ранних стадиях — в Палате представителей. Наиболее известный случай был связан со знаменитым «Уотергейтским делом» (об обнаружении в предвыборном штабе Демократической партии в отеле «Уотергейт» подслушивающего устройства, установленного якобы с ведома Президента-республиканца Р. Никсона).
Результаты голосования по вопросу о возбуждении процедуры импичмента в Палате представителей были предрешены, и Президент Р. Никсон, не дожидаясь его, подал в отставку, после чего был помилован новым Президентом Джеральдом Фордом. Не собрала в Палате представителей необходимого большинства голосов и инициатива импичмента в отношении Президента Б. Клинтона в 1999 г.
Отстранение от должности в результате применения процедуры импичмента является не единственным основанием прекращения полномочий Президента США. К числу таких оснований разд. 1 ст. II Конституции относит также смерть, отставку и неспособность осуществлять связанные с должностью права и обязанности. В последнем случае такое прекращение может иметь как окончательный, так и временный характер (по всем прочим основаниям полномочия Президента прекращаются окончательно).
Неспособность Президента осуществлять свои полномочия — это юридический факт, установить который гораздо сложнее, чем факт наличия других оснований для прекращения президентских полномочий. Поэтому Конституция весьма обстоятельно регламентирует соответствующую процедуру (разд. 3 и 4 поправки XXV). Неспособность осуществлять полномочия должна быть заявлена либо самим Президентом, либо Вице-президентом и большинством голосов глав департаментов или других органов исполнительной власти, учрежденных законом, посредством письменного заявления, которое подается спикеру Палаты представителей и председателю Сената pro tempore.
С момента подачи заявления функции Президента выполняет Вице-президент. Это продолжается до тех пор, пока Президент не передаст председателю pro tempore и спикеру письменное заявление о том, что его неспособности к исполнению президентских полномочий более не существует. Через четыре дня после подачи заявления Президент возобновляет осуществление своих полномочий, если только в течение этого срока Вице-президент и большинство упоминавшихся уже должностных лиц не представят председателям палат письменные заявления об обратном.
В случае получения такого заявления вопрос окончательно разрешается Конгрессом. Если в течение установленного Конституцией срока Конгресс большинством в 2/3 голосов обеих палат решит, что Президент не в состоянии осуществлять свои должностные полномочия, то их продолжает исполнять Вице-президент. В противном случае Президент возобновляет осуществление полномочий по своей должности.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента его должность переходит к Вице-президенту. В истории США восемь раз Вице-президент становился Президентом в результате смерти предшественника. И лишь однажды досрочное прекращение полномочий Президента наступило в результате упоминавшейся отставки Р. Никсона в 1974 г.
Фигуру Вице-президента в государственном механизме США можно охарактеризовать в основном как резервную. Конституция не наделила его какими-либо властными полномочиями. Он председательствует на заседаниях Сената, участвует в заседаниях Кабинета, выполняет отдельные поручения Президента. Но самое основное значение этой должности заключается в замещении Президента при его временной неспособности исполнять обязанности и в принятии на себя его должности при досрочной ее вакантности.
Прецедент был создан в 1841 г., когда после смерти Президента Уильяма Гаррисона Вице-президент Джон Тайлер повел себя как полновластный Президент. Данный прецедент положил начало обычаю, который впоследствии неукоснительно соблюдался всеми Вице-президентами при образовании вакансии президентской должности досрочно. Он получил конституционное закрепление принятием поправки XXV, вступившей в силу в 1967 г.
Эта же поправка (разд. 2) предусматривает и порядок замещения вакансии должности Вице-президента, если она откроется ранее истечения срока полномочий, на который он был избран: Президент назначает Вице-президента, который вступает в должность после утверждения его большинством голосов обеих палат Конгресса.
Такой порядок в сочетании с описанной ранее процедурой наделения Вице-президента полномочиями Президента в случае досрочного прекращения полномочий последнего может привести к тому, что должности Президента и Вице-президента одновременно могут быть заняты не избранными, а назначенными лицами. Такой прецедент имел место в истории США. Он опять же связан с отставкой Р. Никсона.
Незадолго до нее в начале 1974 г., будучи обвиненным в коррупции, в отставку ушел Вице-президент Спиро Агню. Р. Никсон назначил Вице-президентом Дж. Форда, который после отставки самого Р. Никсона стал Президентом. Место Вице-президента вновь оказалось вакантным, и Дж. Форд назначил на эту должность Нельсона Рокфеллера.
В случае, если одновременно до истечения срока полномочий окажутся вакантными должности и Президента, и Вице-президента, действует Акт о преемственности должности Президента Соединенных Штатов 1948 г. Он устанавливает целый перечень должностных лиц (всего 15), которые вступают на пост Президента, если он окажется досрочно вакантным.
Их перечисление проводится в порядке строгой иерархии: каждое включенное в перечень должностное лицо занимает пост Президента только в том случае, если его не может занять в силу указанных в законе причин (смерть, болезнь, отставка, добровольный отказ, отстранение от должности, несоответствие требованиям, предъявляемым к кандидату в Президенты) ни одно из лиц, названных в перечне раньше, чем это лицо.
Так, если ни Президент, ни Вице-президент не могут осуществлять полномочия главы государства, то в должность Президента вступает спикер Палаты представителей. Если спикер не сделает этого, должность Президента переходит к председателю Сената pro tempore. Если и он не займет этой должности, ее занимает государственный секретарь (должностное лицо, выполняющее, в частности, функции министра иностранных дел). Далее следует список прочих секретарей (министров), которые могут занимать должность Президента, как уже указывалось, только в порядке «старшинства».
Полномочия Президента у соответствующего лица начинаются с момента принесения присяги. Вступление в должность главы государства влечет отставку с прежней должности. Соответствующее лицо пребывает в должности Президента США до истечения срока, на который был избран Президент, чье место оно заняло в соответствии с Актом 1948 г. Исключение составляют случаи прекращения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей главы государства Президентом или должностным лицом, имеющим преимущественное право на занятие этой должности. Тогда к исполнению должности главы государства приступает кто-то из этих лиц.
источник
Дмитрий Дризе — об идее закрепить неприкосновенность экс-президентов в Конституции
Позицию не сформулировали — Так в Кремле прокомментировали инициативу закрепить в Конституции неприкосновенность экс-президентов России. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, отвечая на вопрос “Ъ FM”, заявил, что вопрос нуждается в обсуждении и уточнении. При этом соответствующая инициатива будет рассмотрена рабочей группой по поправкам в основной закон страны. Сейчас иммунитет бывших глав государства закреплен лишь федеральным законом. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает данную поправку ключевой.
Инициатива защитить бывших президентов страны неприкосновенностью принадлежит председателю Союза женщин России Екатерине Лаховой. Для чего это нужно? В частности для того, чтобы действующий глава государства получил конституционную гарантию независимости своей деятельности, в том числе и в период нахождения у власти. Сейчас существует федеральный закон от 12 февраля 2001 года, который гарантирует неприкосновенность экс-президента. За ним также закрепляется охрана, резиденция, автомобиль из кремлевского гаража и право пользования самолетами для высших должностных лиц. Бывший руководитель страны может потерять неприкосновенность в случае возбуждения против него уголовного дела по факту совершения тяжкого преступления.
Обращаемся к Дмитрию Пескову. Что все это могло бы значить? Ответы стандартные: требуется обсуждение в рамках рабочей группы.
— До того, как список предложений не конкретизирован, вряд ли нам стоит какую-то позицию формулировать.
— А нужна ли Владимиру Путину конституционно закрепленная неприкосновенность, если он перестанет быть президентом?
— Это вопрос для обсуждения.
— В рамках рабочей группы. Если это будет вынесено уже на второе чтение, то дальше это будет одним из пунктов, по которому будет организовано общенародное голосование.
Конечно, нельзя избавиться от искушения и не задаться вопросом о том, перейдет ли норма о снятии неприкосновенности с бывшего президента из федерального закона в Конституцию, или каким-то образом этот параграф изменится.
Что может помешать признать итоги общероссийского голосования по изменениям Основного закона
Есть некоторые основания предполагать, что бывший президент России станет полностью неприкосновенным. Мы знаем историю — мало ли кто может прийти к власти и попытаться свести счеты. Хотя, конечно, вопрос, спасет ли в таком случае Конституция и прописанная в ней неприкосновенность. Эксперт Московского центра Карнеги Константин Гаазе предлагает смотреть на эту историю шире. По сути, создается институт бывших российских президентов. «Грубо говоря, у бывшего президента Российской Федерации сейчас статуса по Конституции нет. Он не является субъектом конституционного права. А после того, как появится эта статья отдельно или, например, вместе со статьей о том, что он может взять себе мандат пожизненного члена Совета федерации, бытование бывшего президента Российской Федерации будет регулироваться Конституцией»,— пояснил Гаазе.
Неприкосновенность или политическое участие бывших президентов в жизни страны — это все-таки немножечко разные вещи. Но, похоже, это ключевая поправка. Федерального закона здесь мало. Экс-президенту России нужно много больше, чем просто право на резиденцию и автомобиль.
Он читает лекции, возглавляет фонд своего имени, становится пожизненным сенатором, членом Госсовета и так далее — но не руководит страной. Ради этого можно освободить от любой ответственности.
источник
Цена неприкосновенности
Лучшая президентская гарантия — справедливый суд, а не пожизненный иммунитет
Конституция. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию предложила закрепить в ней неприкосновенность президента, завершившего исполнение полномочий — ровно такую же, как прописано в 91-й статье Конституции для действующего главы государства.
Мол, именно принцип неприкосновенности президента позволяет ему «принимать все конституционные меры по охране суверенитета России, выполняя внутреннюю и внешнюю политику» (из выступления главы Союза женщин России Екатерины Лаховой). Раз так — по ее словам, данная норма «должна распространяться и на президента, у которого заканчиваются полномочия, потому что это будет конституционная гарантия независимости деятельности его, в том числе и при исполнении обязанностей главы государства действующего».
Иначе говоря, г-жа Лахова считает, что
действующий президент может делать все, что хочет, твердо зная, что потом ему за это ничего не будет.
На самом деле должно быть ровно наоборот: действующий президент должен твердо знать, что потом за все содеянное ему очень даже «будет».
Неприкосновенность президента прописана в Конституции крайне лапидарно: «обладает неприкосновенностью» — и все.
Павел Крашенинников и Андрей Клишас и другие члены рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ. Фото: РИА Новости
Для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации понятие неприкосновенности раскрыто в Конституции в 98-й статье: они «не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом».
Но для президента все иначе: ни одного закона, который бы раскрывал это понятие, не существует. При этом практически во всех комментариях юристов говорится, что
неприкосновенность президента — это невозможность привлечь его во время исполнения полномочий ни к какой ответственности, ни уголовной, ни гражданской, и невозможность его задержать, арестовать, допросить и так далее.
Единственная форма ответственности, предусмотренная для президента — импичмент. Теоретически записанная в Конституции, но практически в нынешней политической системе не реализуемая.
Что касается бывших президентов, то о них имеется специальный закон от 12 февраля 2001 года N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
В своих ключевых положениях он повторяет самый первый указ Владимира Путина, изданный им в ранге и.о. президента 31 декабря 1999 года, сразу после объявления Бориса Ельцина об отставке. Издавая этот указ, Путин, вероятно, исполнял главное условие, на котором ему передавалась власть — обеспечить неприкосновенность Ельцина и его «семьи» (как в узком, так и в широком смысле).
Читайте также
«Все мы — редкий сплав свидетелей обвинения и защиты». Алла Боссарт прочитала отзывы на фильм Виталия Манского «Свидетели Путина»
Закон устанавливает, что экс-президент «не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента».
Лишить экс-президента неприкосновенности можно, но сложно. Для этого против него должно быть возбуждено уголовное дело по факту совершения им тяжкого преступления, после чего председатель СК направляет в Госдуму представление о лишении неприкосновенности. Если Дума дает согласие, документы идут в Совфед, который также должен дать свое согласие. И только после этого начинается производство по уголовному делу. Отказ любой из палат дать это согласие «является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела».
Теперь рабочая группа предлагает приравнять с точки зрения неприкосновенности бывших президентов к действующим — обеспечив им практически полный иммунитет от судебного преследования. И записать это в Конституции.
Символическое шествие по Красной площади. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Последствия будут просты: зная, что никакой ответственности за содеянное он потом не понесет, занимающий пост президента может уверенно творить все. А должно быть наоборот: президент должен быть уверен, что после ухода со своего поста он станет обычным гражданином и ответит за все, что делал.
И что единственная гарантия, которая у него будет, — справедливый суд. Так, как это есть в большинстве стран Европы, США, Южной Корее, и многих других странах, где никакой неприкосновенности бывших президентов нет. И их осуждение за содеянное — не редкость.
Года четыре назад, помнится, развернулась дискуссия: надо ли преследовать прежнюю элиту после смены режима?
Не предложить ли им сделку: «мы вам безопасность, вы нам — мирный переход власти»?
Сторонниками такого подхода выступали Михаил Ходорковский, Дмитрий Гудков, Алексей Навальный и некоторые другие политики. Уверяя, что «нужно провести в стране реформы, а не заняться сведением счетов».
Я еще тогда с этим подходом не соглашался, считая, что очень многие беды в нашей стране именно от того, что бывшее начальство так и не понесло ни малейшей ответственности за свои деяния.
И сегодня повторю: неприкосновенность зла слишком дорого обходится. Те, кто сегодня творит зло, должны знать, что завтра оно будет неотвратимо наказано, а не великодушно прощено. И президенты здесь — не исключение.
Почему это важно
Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть честной, смелой и независимой, станьте соучастником «Новой газеты».
«Новая газета» — одно из немногих СМИ в России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Пять журналистов «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.
источник