Субъект международного права обладающий иммунитетом
Основные понятия о субъектах международного права
Определение 1
Субъектами международного права называются лица-участники международных отношений, имеющие права и обязанности и способные брать на себя ответственность международно-правового характера за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых под свою ответственность обязательств и за нарушение норм международного права.
Субъектами международного права являются:
- независимые государства, народы;
- межправительственные организации международнхарактера;
- Ватикан – как отдельный вид субъемеждународного права.
Обращая внимание на международно-правовой статус государства, все субъекты международного права можно подразделить на такие категории:
- основные или независимые;
- производные или второстепенные.
К основным субъектам международного права относятся независимые государства, их народы, нации. Производными от основных являются межправительственные организации международного характера.
Признаки, по которым можно охарактеризовать субъект, представлены ниже:
- Являясь непосредственными участникинтернациональных отношений, субъекты права являются обладателями прав и обязанностей. Учитывая эту специфическую особенность, можно сказать, что им преимущественно свойственны внешняя изолированность, возможность высказывать и вступать в защиту своих национальных государственных интересов, и участвовать в создании и усовершенствовании прав международного уровня;
- приобретение субъектами своих прав и обязанностепределах международного права. Можно сказать, что нормы международного права для субъектов представлены как правовая основа для осуществления их деятельности на международном уровне;
- обладание возможностью правосоздания, то есть помтого, что субъекты создают нормы права, так они и несут ответственность за их исполнение, выступают в качестве поручителей за надлежащее выполнение обязательств, принятых на себя.
Замечание 1
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что международные правовые субъекты обязаны обладать способностью для самостоятельного участия в правоотношениях на международной арене и иметь возможность вступать в правовые взаимоотношения с остальными участниками как юридического процесса, так и международного права в целом.
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность – значение в международном праве
Каждому субъекту свойственно такое понятие как «международная правосубъектность», то есть способность быть субъектом в международном праве. Само по себе понятие международной правосубъектности включает в себя три составляющих элемента:
- международная правоспособность;
- международная дееспособность;
- международная деликтоспособность.
Определение 2
Международная правоспособность – способность субъекта в международном праве обладать правами и правовыми обязанностями.
Правоспособность у государства наступает с момента его образования; если речь идет о борьбе нации за свою независимость, то правоспособность наступает в момент признания народа независимым. Для международных организаций правоспособность вступает в силу с момента подписания учредительных документов.
Замечание 2
Для физических лиц нет четких пределов наступления правоспособности, но, как правило, она наступает при возникновении, предусмотренных в договоре. Несмотря на это, физические лица, по факту, не являются субъектами, поскольку не создают правовых норм международного значения.
Дееспособность означает возможность самостоятельной реализации своих прав и соблюдения предъявляемых к субъекту обязанностей.
Определение 3
Деликтоспособностью принято называть способность субъекта на самостоятельной основе отвечать за совершение им правонарушений международного характера.
Правосубъектность как международно-правовой статус можно подразделить на три основные категории:
- общая;
- отраслевая;
- специальная.
Общая правосубъектность как категория международно-правового статуса является наиболее обширной. Она заключается в том, что субъект имеет возможность быть субъектом международного права. К этой категории следует отнести государства, обладающие независимостью. Это связано с тем, что основным субъектом международного права являются как раз таки и суверенные государства. В теории нации, ведущие борьбу за свою независимость могут обладать общей правосубъектностью. Ярким примером такой борьбы является народ Палестинской автономии, борющийся за создание суверенного государства.
К отраслевой правосубъектности относятся участники международных правовых отношений, которые наделены правом выступать в роли субъектов только в определенной отраслевой сфере интернациональных взаимоотношений. Представителями данной категории являются различные международные организации, такие как, например, Международная морская организация. Соответствуя основным положениям ее Устава, она как субъект может участвовать в подготовке торгового судоходства, обеспечении безопасного плавания, предотвращении загрязнения морской воды с судов.
Участниками, обладающими специальной правосубъектностью следует считать тех, кто может принимать участие в регулировании ограниченного спектра международных отношений определенной отрасли международного права. К таковым следует относить только физические лица. Данная правосубъектность признана почти всеми международными нормативно-правовыми актами, которые касаются прав и личных свобод человека. Сюда относится принятая 10.12.1948 Ген.Ассамблеей ООН декларация о правах человека и Международная Конвенция 1990 года «О защите прав трудящихся-мигрантов».
Государство – субъект правовых отношений: признаки, принципы, права и обязанности
Государство, как субъект, является основным участником в интернациональных отношениях. Как любой субъект, объект в области права, ему присущи характерные признаки, по котором его можно идентифицировать.
К числу таких относятся:
- независимость;
- население;
- территория;
- обязательное наличие государственной власти.
Государство, так же, как и гражданин, имеет собственные права и обязанности, объединенные в единое целое.
Перечень основных прав государства в качестве субъекта правоотношений:
- возможность реализации независимого и равноправнвзаимодействия с другими субъектами права (межгосударственное сотрудничество);
- свободное исполнение законных прав и защнациональных интересов;
- возможность создания дипломатических учреждениконсульств за пределами собственного государства;
- самооборона против несанкционированного вооруженннападения на территорию государства или нарушение воздушного/морского пространства;
- участие в международных соглашениях;
- признание или непризнание появления на международправовой арене новых субъектов, таких как молодые государства, правительства, пришедшие к власти путем государственного переворота.
Обязанностями любого государства являются:
- следование основным принципам международного правпределах реализации межгосударственного партнерства с остальными субъектами;
- выполнение возложенных на себя обязательств в рамдвустороннего и международного партнерского соглашения;
- уважение прав и национальных интересов друсубъектов права.
В области международно-правовых отношений очень важным является право признания других субъектов.
Определение 4
Международно-правовое признание – документ внешнеполитического значения, создаваемый с целью признания стороны отношений и налаживания с ней дипломатических отношений.
Оно состоит из двух форм – де-юре и де-факто.
Признание «де-юре» – признание, которое ведет к установлению и налаживанию дипломатических взаимоотношений со стороной. При этом позволяет создавать новые возможности для международного партнерства и не может быть отозвано.
Признание «де-факто» – в юридической практике довольно таки редкое явление, иногда его называют «неполным признанием». Используется для признания правительства, пришедшего к власти путем государственного переворота и может быть отозвано.
Нация и народ – отдельный субъект или подчиненные государства?
Как субъект, участник международных правовых отношений, нация должна быть также рассмотрена.
Иногда в литературе встречаются упоминания о том, что народ и нация – это слова-синонимы. Для того, чтобы удостовериться в этом, необходимо выяснить что такое «нация» и «народ».
Нация представляет собой совокупность людей, проживающие на одной территории и которые обладают определенными признаками:
- одна территория;
- единое экономическое пространство;
- общую систему духовно-культурных ценностей.
Народ – это более широкое понятие и оно включает в себя не только нации, но еще и народности. Нации и народности, сами по себе, обладают национальной независимостью (суверенитетом), а народу присущ народный суверенитет. Но и нации, и народы относятся к категории основных субъектов интернационального права.
Международно-правовой статус наций и народов определен принципом равноправия и самоидентификации, зафиксированным в Уставе ООН. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» от 14.12.1960, регламентирует, что народ вправе самостоятельно распоряжаться естественными богатствами, находящимися на территории их проживания с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов. Этим документом провозглашаются принципы, предоставляющие им статус международно-правового и закрепляющие их в качестве основных субъектов.
Среди них:
- принцип табу на подчинение народа иностраннгосударству;
- право на самоидентификацию;
- запрет на применение не доведенного до необходимой степени уровня экономического, социально-культурного и политического развития для замедления получения суверенитета;
- уважение целостности национальной территории.
Замечание 3
Необходимо подчеркнуть, что любое государство должно воздерживаться от действий, направленных на то, чтобы народ был лишен права на самоопределение и суверенитет.
Суверенитет народа и нации может быть представлен в формах самоидентификации совокупности людей как народа/нации. Например, при создании суверенного государства путем присоединения, или путем установления автономии или иного политического статуса, который народ свободно может определить для себя.
Межправительственные организации и физические лица как субъекты международных правовых отношений. Роль Ватикана в международном праве.
Определение 5
Международные межправительственные организации – союз государств, созданный на основании международного договора с целью реализации определенных функций, решения поставленных перед собой задач, и достижения целей.
Организации такого типа относятся ко вторичным субъектам, так как не обладают независимостью, образуются и упраздняются на добровольном согласии сторон.
Основным документом для их правового статуса является Устав организации и учредительные документы, которыми фиксируются их права и обязанности.
Основные права организаций:
- право на составление норм международного правсоответствии с положениями их Уставов;
- право, предоставляющее иммунитет и внутренние праопределяемые всеми странами-участниками международно-правового процесса.
Существуют, помимо правительственных, еще и неправительственные организации, фонды, ассоциации. Но они не субъекты международного права, поскольку их создатели – это физические или юридические лица.
Особым субъектом международно-правовых отношений выступает город-государство Ватикан. Это резиденция Святого престола и Международный центр католической церкви. Этот статус Ватиканом был получен вследствие международного обычая. Ватикан является полноценным субъектом международного права, активно участвует в международных процессах, сотрудничает с другими государствами, учреждает в них собственные представительства.
Физические лица не являются субъектами международного права ибо правами и обязанностями их наделяет государство, гражданами которого они являются. При заключении договоров между государствами, права и обязанности направлены на само государство, а не на физические лица. И в дополнении ко всему, физические лица не вправе создавать нормы права на международной арене.
Вывод 1
Но в современном мире права и обязанности индивидов, и отношение государств к индивидам фиксируются во многих источниках юридической литературы, таких как Декларация прав и свобод человека, Женевская конвенция 1949 года, Европейская конвенция 1950 года.
В Российской Федерации гарантии прав и свобод, предоставляемые человеку , обеспечиваются Конституцией Российской Федерации.
В случае, если права человека нарушаются со стороны государства, то он в праве подать петицию в Европейским суд по правам человека.
Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.
Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства будут отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не будет юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.
Виды правоотношений, в которых участвуют государства:
• во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);
во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.
Особенности правоотношений с участием государства:
— государство — особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;
— к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;
— в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;
— в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).
Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуются государство, его органы и принадлежащее государству имущество.
В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.
Содержание иммунитетов государства:
а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» — «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;
б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;
в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.
Date: 2016-08-31; view: 1816; Нарушение авторских прав
Правовое
положение государств в невластных
отношениях. Иммунитет государства от
иностранной юрисдикции и его виды.
Юридические основания принципа
иммунитета.
Концепции
абсолютного иммунитета, функционального
иммунитета: национальное и
международно-договорное регулирование;
доводы «за» и «против» в отношении либо
принятия Россией закона, либо участия
в конвенции по вопросам иммунитета.
Правовое
закрепление международных иммунитетов
государства, их функция и особенности
применения. Европейская конвенция об
иммунитете государств (1972 г.), Конвенция
ООН «О юрисдикционных иммунитетах
государств и их собственности» 2004 г.,
нормы российского права.
Право,
применимое к сделкам с участием
государства.
Правовое
положение международных организаций
в гражданско-правовых отношениях.
Иммунитеты международных организаций.
Международные
юридические лица.
Правовое
закрепление международных иммунитетов,
их функция и особенности применения.
Тема № 10. Коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование права собственности в мчп
Институт
права собственности в МЧП. Коллизионные
нормы в области права собственности.
Роль принципа закона места нахождения
вещи и «личного закона» собственника.
Практика
Европейского суда по правам человека
(ЕСПЧ) при рассмотрении вопросов права
собственности. Основные принципы
судопроизводства ЕСПЧ и международные
(европейские) правовые стандарты.
Вопросы
приобретения иностранцами права
собственности на землю и иных вещных
прав по законодательству различных
государств.
Собственность
Российской Федерации, находящаяся за
рубежом. Порядок управления и распоряжения
этой собственностью. Собственность
российских граждан и юридических лиц
за рубежом.
Защита
культурных ценностей и права собственности
на них.
Тема № 11. Правовое регулирование иностранных инвестиций в мчп
Международно-правовое
и национально-правовое регулирование
иностранных инвестиций: общие положения
Понятие
иностранных инвестиций и иностранных
инвесторов.
Правовой
режим и правовой статус иностранных
инвесторов.
Гарантии
статуса иностранных инвесторов:
стабилизационная оговорка; гарантии
от национализации; гарантия перевода
платежей, связанных и иностранной
инвестиционной деятельностью; страхование
иностранных инвестиций; иные гарантии.
Международно-арбитражный
механизм урегулирования инвестиционных
споров.
Иностранные
инвестиции и свободные экономические
зоны. Понятие свободных экономических
зон, их виды и правовой режим.
Иностранные
инвестиции на основе соглашений о
разделе продукции.
Тема № 12. Коллизионно-правовое регулирование договорных правоотношений в мчп
Национальные
и конвенциональные источники коллизионного
регулирования договорных обязательств.
Принцип
автономии воли сторон, его использование
и рамки действия. Концептуальное
обоснование и практические потребности
его применения.
Основные
подходы к коллизионному регулированию
договорных обязательств при отсутствии
выбора права сторонами. Принцип наиболее
тесной связи и принцип характерного
исполнения.
Объем
«обязательственного статута». Проблема
«расщепления обязательственного
статута». Круг вопросов, связанных с
договорным отношением, но имеющих
собственные коллизионные привязки
(форма договора, договорная правоспособность,
исковая давность и т.п.)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #