Судебный иммунитет государства примеры из практики
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
судебный иммунитет — это неподсудность одного государства (без его согласия) судам другого государства
иммунитет от предварительного обеспечения иска — это запрещение наложения ареста или принятия иных мер по обеспечению иска в отношении имущества государства по решению иностранного суда. Однако государство может согласиться с принятием таких мер иностранным судом.
иммунитет от исполнения судебного решения — т.е. судебное решение, вынесенное против иностранного государства, не может быть исполнено без его согласия.
Государство может отказаться от принадлежащих ему иммунитетов. Однако отказ должен быть произведён в отношении каждого иммунитета в отдельности.
Например: государство может согласиться участвовать в судебном процессе на территории иностранного государства, но оно не обязано исполнять решение иностранного суда.
Некоторые учёные (в частности Богуславский М.М.) выделяют также четвертый вид иммунитета — иммунитет собственности государства (т.е. собственность государства, находящаяся за рубежом, священна и неприкосновенна. Обычно имеется в виду:
помещения дипломатических и консульских представительств
средства на счетах Центрального Банка, имеющиеся за рубежом
имущество, принадлежащее культурным центрам, которые создаются государством за рубежом и т.д.)
При этом государство придерживается в своей практике одной из двух доктрин иммунитета:
Доктрина абсолютного иммунитета:
Иммунитет распространяется на любую деятельность государства (т.е. государство всегда пользуется иммунитетом)
Распространена в практике стран социалистической ориентации
Недостаток доктрины — государство, предоставляя безусловный иммунитет иностранному государству, не может рассчитывать на взаимность со стороны тех государств, которые придерживаются доктрины функционального иммунитета.
Доктрина ограниченного (функционального иммунитета).
Государство не может ссылаться на свой иммунитет в случаях, когда оно занимается некоммерческой деятельностью и выступает как частное лицо
Распространена в практике США, Великобритании, Канады, стран Европейского Союза
Недостаток доктрины — очень сложно разграничить деятельность государства на два вида:
- 1) деятельность, которую государство осуществляет как суверен
- 2) деятельность, которую государство осуществляет в качестве торговца или частного лица
Например: если государство закупает у иностранной фирмы продовольствие для собственной армии, то данная деятельность с одной стороны является коммерческой, а с другой стороны — публично-правовой (т.к. продовольствие закупается для собственной армии)
В своей практике СССР и Россия (до недавнего времени) придерживались доктрины абсолютного иммунитета.
В настоящее время в России двойственная позиция по отношению к данному вопросу: с одной стороны в ст.401 ГПК РФ записано, что предъявление иска к иностранному государству, наложение ареста на его имущество, а также обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов иностранного государства (т.е. закреплена доктрина абсолютного иммунитета), с другой стороны в ст.251 АПК РФ записано, что государство обладает иммунитетом только в случае, когда оно выступает в качестве носителя власти (т.е. закреплена доктрина функционального иммунитета). Учитывая, что споры из предпринимательской деятельности рассматриваются арбитражными судами, можно отметить, что российское государство всё» более склоняется к доктрине функционального иммунитета.
II. Другой особенностью участия государства в международных частноправовых отношениях является то, что все сделки с участием государства всегда подчиняются праву данного конкретного государства — этот принцип закреплён в решении Постоянной палаты международного правосудия 1929 года (предшественница Международного суда ООН). В Решении отмечалось, что «к особенностям государственного суверенитета относится то обстоятельство, что государство не предполагается подчинившим существо и действительность своих обязательств по договору иному правопорядку, чем собственному».
Источник
Юрисдикционный иммунитет – это право государства не подчиняться национальным процессуальным правилам других стран. Ограничение такого иммунитета может производиться в форме предъявления в национальные суды исков к другому государству, наложения ареста на его имущество или принудительного исполнения судебного решения в отношении него. До недавнего времени наша страна в сфере юрисдикционных иммунитетов придерживалась позиции, которая, по мнению экспертов, наносила вред интересам государства.
«В России сложилась практика абсолютного иммунитета. В соответствии с ним предъявление исков к иностранным государствам в российских судах, наложение ареста на имущество иностранных государств и некоторые другие действия допускались только при наличии согласия такого государства», – рассказывает юрист судебной практики юридической компании LWC Corp Юлия Сверкунова. При этом другие страны не отвечали взаимностью и все чаще и чаще совершали указанные действия в отношении нашей страны и ее имущества. Происходило это по решению национальных органов и без получения разрешения России. Кроме того, Россия отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, подписав ряд международных договоров по внешнеэкономическим вопросам – в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами.
В целях обеспечения баланса юрисдикционных иммунитетов России и других стран и развития внешнеэкономической деятельности по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова был подготовлен закон, который установил правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»; далее – закон о юрисдикционных иммунитетах). 1 января 2016 года документ вступил в силу.
Согласно закону о юрисдикционных иммунитетах, они включают в себя судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда (п. 3 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Теперь все перечисленные иммунитеты иностранных государств действуют на основе принципа взаимности: Россия может ограничить их в случае, если иностранное государство ограничивает иммунитет нашей страны (ч. 1 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Стоит заметить, что переход к режиму юрисдикционных иммунитетов в таком виде уже осуществили США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Дания, Норвегия и некоторые другие государства.
Таким образом, у России появилась возможность чаще предъявлять иски к иностранным государствам в российских судах, применять меры по обеспечению таких исков и исполнять указанные решения суда, а значит, эффективнее защищать свои нарушенные права. При рассмотрении иска суд вправе применить принцип взаимности по собственной инициативе или по ходатайству стороны (ч. 1 ст. 417.9 ГПК РФ). Однако перед этим он должен проверить, ограничивается ли иммунитет нашей страны в другом государстве и если да, то в каком объеме. Заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве дает МИД России (ч. 2 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Рассмотрим, какие исключения предусмотрел законодатель в новом правовом режиме, и как они будут действовать.
Судебный иммунитет
Cудебный иммунитет – это обязанность российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе (п. 4 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Закон о юрисдикционных иммунитетах установил, что суды могут игнорировать этот запрет, если иностранное государство явно выразило согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора в силу международного договора или письменного соглашения, не являющегося международным договором. Таким же образом расценивается заявление в суде РФ, письменное уведомление суда РФ или письменное уведомление, переданное России по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ч. 1 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Помимо этого предусмотрен круг обстоятельств, при наличии которых зарубежная страна считается отказавшейся от иммунитета, даже если она не заявила об этом прямо. Например, если иностранное государство предприняло действия, свидетельствующие о его желании участвовать в споре (вступило в судебный процесс по существу спора, предъявило встречный иск, заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием возникших споров и т. д.). Отказ иностранного государства от судебного иммунитета, также, как и его согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора, не могут быть отозваны и распространяются на все стадии судебного разбирательства (ч. 2 ст. 5, ч. 5 ст. 6 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Закреплены и обстоятельства, которые, напротив, в качестве согласия иностранного государства на рассмотрение российским судом конкретного спора рассматриваться не могут:
- вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;
- согласие иностранного государства на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора;
- неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде РФ;
- явка представителя иностранного государства в суд РФ для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта (ч. 3 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Установлен также ряд споров, при рассмотрении которых иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом. Так, к ним относятся дела об участии иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности – за исключением трех случаев: сделка сопряжена с исполнением суверенных полномочий иностранного государства (к примеру, ее заключение было необходимо для работы представительства иностранного государства в России) или стороны такой сделки договорились об ином, либо все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами.
МНЕНИЕ
Дмитрий Ястребов, главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н.:
«В зарубежном законодательстве очень распространена концепция ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность уже не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов (в том числе самих государств). Именно на этой концепции основана Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. № 59/38 «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности». А на базе ее норм создан закон о юрисдикционных иммунитетах».
Иностранному государству будет отказано в иммунитете и в ситуации, когда спор проистекает из трудового договора между иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории России. Это правило не будет действовать, когда речь идет о консулах или дипломатических работниках другой страны либо предметом спора является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе и т. д.
Не учитывать иммунитет зарубежных стран суды могут также при разрешении конфликтов о правах и обязанностях иностранного государства в отношении недвижимого имущества на территории России (а также имущества, переданного в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества либо имущества, в отношении которого осуществляется управление).
Другие страны не будут также пользоваться иммунитетом, если с их стороны зафиксировано нарушение интеллектуальных прав третьих лиц и т. д. (ст. 7-13 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и в отношении исполнения решения суда
Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска подразумевает защиту иностранного государства от применения в отношении его имущества ареста и других обеспечительных мер (ч. 1 ст. 417.5 ГПК РФ, ч. 1 ст. 256.5 АПК РФ, п. 5 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). А иммунитет иностранной страны в отношении исполнения решения суда не позволяет российским судам или приставам выставить ее имущество на торги или иным образом принудительно исполнить судебное решение (п. 6 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах, ст. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее – закон об исполнительном производстве).
Иностранное государство пользуется обоими из указанных иммунитетов, за исключением случаев, если оно:
- явно выразило согласие на принятие соответствующих мер;
- зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора (ст. 14-15 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Помимо этого, иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда, если установлено, что его имущество используется или предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 15 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Законодатель определил при этом закрытый перечень имущества, в отношении которого другие страны безусловно пользуются иммунитетом:
- имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
- военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Россией;
- культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
- имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
- имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор (ч. 1 ст. 16 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Однако иммунитет распространяется только на то имущество, которое находится в собственности иностранного государства.
Если иностранное государство не пользуется иммунитетом на исполнение решения суда, в отношении него возбуждается исполнительное производство. Для исполнения решения суд направляет исполнительный лист и копию судебного постановления главному судебному приставу РФ, о чем извещает иностранное государство (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ). Главный судебный пристав РФ передает указанные документы в структурное подразделение ФССП России в течение трех дней со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, – в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 закона об исполнительном производстве). После этого пристав, который ведет исполнительное производство, обязан запросить у МИД России сведения об иммунитетах, которыми пользуется иностранное государство-должник и соблюдать их при принудительном исполнении судебного акта (ч. 2 ст. 104.2, ст. 104.3 закона об исполнительном производстве). Например, МИД России может сообщить приставу об имуществе, используемом иностранным государством для проведения международной конференции и не подлежащее поэтому взысканию.
***
В настоящее время в России наблюдается тенденция к независимости от решений и действий других государств. Так, 14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ. В связи с этим многие юристы заговорили о скором выходе России из Совета Европы. Таким образом, принятие закона о юрисдикционных иммунитетах можно назвать естественным продолжением ранее намеченного курса.
Источник
Ïðîáëåìà ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, åãî èìóùåñòâà â îòíîøåíèè èíîñòðàííûõ ñóäîâ èëè ìåæäóíàðîäíîãî êîììåð÷åñêîãî àðáèòðàæà. Òåíäåíöèÿ óðàâíèâàíèÿ ãîñóäàðñòâà ñ äðóãèìè ó÷àñòíèêàìè ÷àñòíîïðàâîâûõ îòíîøåíèé â ñôåðå ìåæäóíàðîäíûõ êîììåð÷åñêèõ ñâÿçåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îãëàâëåíèå
Ââåäåíèå
1. Àáñîëþòíûé è îãðàíè÷åííûé (ôóíêöèîíàëüíûé) èììóíèòåò
2. Ñóäåáíûé èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà
3. Ïðàâèëà òîëêîâàíèÿ ñóäåáíîãî èììóíèòåòà
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Ó÷àñòèå ãîñóäàðñòâà êàê ïàðòíåðà ïî ñäåëêå âî âíåøíåýêîíîìè÷åñêîì îáîðîòå ñàìî ïî ñåáå íå äàåò âîçìîæíîñòè ïðèâëå÷åíèÿ åãî ê îòâåòñòâåííîñòè çà íåâûïîëíåíèå ñâîèõ îáÿçàòåëüñòâ â èíîñòðàííîì ñóäå, ïîñêîëüêó ýòèì íàðóøàëñÿ áû ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâà.
 ñâÿçè ñ ýòèì ïîÿâëÿåòñÿ ïðîáëåìà ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà è åãî èìóùåñòâà íà èíîñòðàííîé òåððèòîðèè (â îòíîøåíèè èíîñòðàííûõ ñóäîâ èëè ìåæäóíàðîäíîãî êîììåð÷åñêîãî àðáèòðàæà). Áåç ïðÿìîãî íà òî ñîãëàñèÿ êîìïåòåíòíîãî îðãàíà ãîñóäàðñòâà ê íåìó íå ìîæåò áûòü íè ïðåäúÿâëåí èñê â èíîñòðàííîì ñóäå, íè îáðàùåíî âçûñêàíèå íà åãî èìóùåñòâî.
Ïðèíöèï àáñîëþòíîãî ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà òðàäèöèîííî çàêðåïëÿåòñÿ ïðîöåññóàëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì (ï. 1 ñò. 401 Ãðàæäàíñêîãî ïðîöåññóàëüíîãî êîäåêñà, ï. 1 ñò. 251 Àðáèòðàæíîãî ïðîöåññóàëüíîãî êîäåêñà).
Îäíàêî ïî ìåðå ðàçâèòèÿ ìåæäóíàðîäíîãî èìóùåñòâåííîãî (êîììåð÷åñêîãî) îáîðîòà ýòîò ïðèíöèï âñå áîëåå ñòàíîâèòñÿ ïðåïÿòñòâèåì äëÿ åãî ó÷àñòèÿ â ýòèõ îòíîøåíèÿõ, à òàêæå äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ íåîáõîäèìûõ èíîñòðàííûõ èíâåñòèöèé. Ïîýòîìó â çàêîíîäàòåëüñòâå è ñóäåáíîé ïðàêòèêå ìíîãèõ çàðóáåæíûõ ñòðàí è â íåêîòîðûõ ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèÿõ â ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ ïîëó÷èëà ðàñïðîñòðàíåíèå òàê íàçûâàåìàÿ äîêòðèíà îãðàíè÷åííîãî (ôóíêöèîíàëüíîãî) èììóíèòåòà.  ñîîòâåòñòâèè ñ íåé ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ãîñóäàðñòâî (ïóáëè÷íî-ïðàâîâîå îáðàçîâàíèå), îñóùåñòâëÿÿ ÷àñòíîïðàâîâóþ, êîììåð÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â ìåæäóíàðîäíîì èìóùåñòâåííîì îáîðîòå, òåì ñàìûì îòêàçûâàåòñÿ îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ïî âûòåêàþùèì èç íåå òðåáîâàíèÿì.
Òàêîé ïîäõîä äåéñòâèòåëüíî ïîñëåäîâàòåëüíî óðàâíèâàåò ãîñóäàðñòâî ñ äðóãèìè ó÷àñòíèêàìè ÷àñòíîïðàâîâûõ îòíîøåíèé â ñôåðå ìåæäóíàðîäíûõ êîììåð÷åñêèõ ñâÿçåé.
1. Àáñîëþòíûé è îãðàíè÷åííûé (ôóíêöèîíàëüíûé) èììóíèòåò
 äîêòðèíå è çàêîíîäàòåëüñòâå ðàçëè÷àåòñÿ àáñîëþòíûé è îãðàíè÷åííûé èììóíèòåò ãîñóäàðñòâ. Äëèòåëüíîå âðåìÿ íàøà ñòðàíà ïðèäåðæèâàëàñü ïîçèöèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà, îòñòàèâàÿ áåçóñëîâíóþ íåïîäñóäíîñòü ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèè ëþáûõ òðåáîâàíèé íåçàâèñèìî îò èõ îñíîâû.
Òàê, â èçâåñòíîì äåëå ïî èñêàì È. Ùóêèíîé è È. Êîíîâàëîâà ê Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, Ãîñóäàðñòâåííîìó Ýðìèòàæó, Ãîñóäàðñòâåííîìó ìóçåþ èçîáðàçèòåëüíûõ èñêóññòâ èì. À.Ñ. Ïóøêèíà è Öåíòðó Ïîìïèäó ðåøåíèåì Ïàðèæñêîãî ñóäà Áîëüøîé èíñòàíöèè â 1993 ã. áûëî îòêàçàíî â èñêå ñî ññûëêîé íà ïðèíöèï ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà è åãî ñîáñòâåííîñòè Ñì.: ßðêîâ Â.Â. Àðáèòðàæíûé ïðîöåññ: ó÷åáíèê. 4-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. -«Èíôîòðîïèê Ìåäèà», 2010. Ñ. 121..
 ïîñëåäíåå âðåìÿ ïîëó÷èëà ðàñïðîñòðàíåíèå äîêòðèíà îãðàíè÷åííîãî èëè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà. Ýòî ñâÿçàíî ñ áîëåå øèðîêèì âîâëå÷åíèåì ãîñóäàðñòâ â ãðàæäàíñêèé îáîðîò, ïðèâëå÷åíèåì ìíîãèìè ñòðàíàìè èíîñòðàííûõ èíâåñòèöèé ïîä ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè, ïîëó÷åíèåì êðåäèòîâ è ôèíàíñîâîé ïîìîùè îò ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé è áàíêîâ, ðÿäîì äðóãèõ ïðè÷èí. Ïîýòîìó ìíîãèå ãîñóäàðñòâà ïåðåñòàëè ïðèäåðæèâàòüñÿ êîíöåïöèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà â îòíîøåíèè îïðåäåëåííûõ êàòåãîðèé äåë. Âûñòóïëåíèå ãîñóäàðñòâà â êà÷åñòâå ñóáúåêòà ãðàæäàíñêîãî îáîðîòà íåèçáåæíî ïðèâîäèò è ê èíîìó ïîíèìàíèþ êîíöåïöèè èììóíèòåòà.
Ñîãëàñíî êîíöåïöèè îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî, åãî îðãàíû, à òàêæå èõ ñîáñòâåííîñòü ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì òîëüêî òîãäà, êîãäà ãîñóäàðñòâî îñóùåñòâëÿåò ñóâåðåííûå ôóíêöèè, ò.å. äåéñòâèÿ jure imperi. Åñëè æå ãîñóäàðñòâî ñîâåðøàåò äåéñòâèÿ êîììåð÷åñêîãî õàðàêòåðà (çàêëþ÷åíèå âíåøíåòîðãîâûõ ñäåëîê, êîíöåññèîííûõ è èíûõ ñîãëàøåíèé è ò.ä.), ò.å. äåéñòâèÿ jure gestionis, òî îíî íå ïîëüçóåòñÿ èììóíèòåòîì Ñì.: Ãðàæäàíñêîå ïðàâî.  4 ò. Ò. 1: Îáùàÿ ÷àñòü/ Îòâ. ðåä. Å.À. Ñóõàíîâ. Ì.: «Âîëòåðñ Êëóâåð», 2008. Ñ. 234.. Íåò ïðè÷èíû ïðåäîñòàâëÿòü èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâàì, äåéñòâóþùèì â ðàìêàõ ÷àñòíîãî ïðàâà, ëüãîòû ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ó÷àñòíèêàìè ãðàæäàíñêîãî îáîðîòà.
Êîíöåïöèÿ îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà ñòàëà îòðàæàòüñÿ êàê â çàêîíîäàòåëüñòâå, òàê è â ñóäåáíîé ïðàêòèêå. Íàïðèìåð, 16.05.1972 ã. áûëà ïðèíÿòà ðàçðàáîòàííàÿ Ñîâåòîì Åâðîïû Êîíâåíöèÿ îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâ, îäíàêî îíà ðàòèôèöèðîâàíà íåìíîãèìè ãîñóäàðñòâàìè. Õîòÿ Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ íå ÿâëÿåòñÿ ó÷àñòíèöåé äàííîé êîíâåíöèè, íî ñîâðåìåííàÿ ñóäåáíàÿ ïðàêòèêà â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñêëîíÿåòñÿ â ñòîðîíó îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íà îñíîâå ïðèíöèïà îïðåäåëåíèÿ öåëè ñäåëêè — èçâëå÷åíèå ïðèáûëè èëè âûïîëíåíèå ïóáëè÷íîé ôóíêöèè.
2. Ñóäåáíûé èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà
ãîñóäàðñòâî ñóä àðáèòðàæ èììóíèòåò
Ñîãëàñíî ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî, âûñòóïàþùåå â êà÷åñòâå íîñèòåëÿ âëàñòè, îáëàäàåò ñóäåáíûì èììóíèòåòîì ïî îòíîøåíèþ ê ïðåäúÿâëåííîìó ê íåìó èñêó â àðáèòðàæíîì ñóäå â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïðèâëå÷åíèþ åãî ê ó÷àñòèþ â äåëå â êà÷åñòâå òðåòüåãî ëèöà, íàëîæåíèþ àðåñòà íà èìóùåñòâî, ïðèíàäëåæàùåå èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó è íàõîäÿùååñÿ íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, è ïðèíÿòèþ ïî îòíîøåíèþ ê íåìó ñóäîì ìåð ïî îáåñïå÷åíèþ èñêà è èìóùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ. Îáðàùåíèå âçûñêàíèÿ íà ýòî èìóùåñòâî â ïîðÿäêå ïðèíóäèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ ñóäåáíîãî àêòà àðáèòðàæíîãî ñóäà äîïóñêàåòñÿ òîëüêî ñ ñîãëàñèÿ êîìïåòåíòíûõ îðãàíîâ ñîîòâåòñòâóþùåãî ãîñóäàðñòâà, åñëè èíîå íå ïðåäóñìîòðåíî ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èëè ôåäåðàëüíûì çàêîíîì. Ñóäåáíûé èììóíèòåò ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé îïðåäåëÿåòñÿ ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ôåäåðàëüíûì çàêîíîì.
Îòêàç îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà äîëæåí áûòü ïðîèçâåäåí â ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çàêîíîì èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà èëè ïðàâèëàìè ìåæäóíàðîäíîé îðãàíèçàöèè.  ýòîì ñëó÷àå àðáèòðàæíûé ñóä ðàññìàòðèâàåò äåëî â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì ÀÏÊ ÐÔ.
Ïîä èììóíèòåòîì ïîíèìàåòñÿ èçúÿòèå îïðåäåëåííîãî ñóáúåêòà èëè îáúåêòà ïðàâà èç-ïîä îáùèõ ïðàâèë.
 ìåæäóíàðîäíîì ïóáëè÷íîì ïðàâå è ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå âûäåëÿþòñÿ èììóíèòåòû ãîñóäàðñòâ è ìåæäóíàðîäíûõ îðãàíèçàöèé, êîòîðûå îñíîâàíû íà äðóãèõ, ñóáúåêòíûõ êðèòåðèÿõ.
Ïîä èììóíèòåòîì ãîñóäàðñòâ ïîíèìàåòñÿ èçúÿòèå îäíîãî ãîñóäàðñòâà èç-ïîä þðèñäèêöèè äðóãîãî ãîñóäàðñòâà.
Äàííîå íà÷àëî âûòåêàåò èç ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâîãî íà÷àëà ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâ è èõ ðàâåíñòâà â ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ. Ïîýòîìó îäíî ãîñóäàðñòâî íåïîäñóäíî äðóãîìó â ñèëó ïðèíöèïà «Par in parem ïîï habet jurisdictionem» («Ðàâíûé íàä ðàâíûìè íå èìååò þðèñäèêöèè») Ñì.: Ãðàæäàíñêîå ïðàâî.  4 ò. Ò. 1: Îáùàÿ ÷àñòü/ Îòâ. ðåä. Å.À. Ñóõàíîâ. Ì.: «Âîëòåðñ Êëóâåð», 2008. Ñ. 234.. Íå ñëó÷àéíî ñóäåáíûé èììóíèòåò ðàññìàòðèâàåòñÿ è êàê èíñòèòóò ìåæäóíàðîäíîãî ïóáëè÷íîãî ïðàâà, äåéñòâèå êîòîðîãî ïîëó÷àåò îòðàæåíèå â ãðàæäàíñêîì è óãîëîâíîì ïðîöåññå ãîñóäàðñòâ, ÷òî áûëî èñòîðè÷åñêè îïðàâäàííî â ñèëó èìåâøåãî ìåñòî â òîò ïåðèîä åãî ïîíèìàíèÿ êàê àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà.
Òðàäèöèîííî âûäåëÿåòñÿ 3 âèäà èììóíèòåòîâ: îò ïðåäúÿâëåíèÿ èñêà, îò ïðèìåíåíèÿ ìåð ïðåäâàðèòåëüíîé çàùèòû ïðàâà è îáåñïå÷åíèÿ èñêà, îò ïðèíóäèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ ñóäåáíîãî ðåøåíèÿ. Êàæäûé èç íèõ èìååò îäíó è òó æå îáùóþ þðèäè÷åñêóþ è äîêòðèíàëüíóþ îñíîâó.  ÀÏÊ ÐÔ îñîáî îãîâàðèâàåòñÿ íåîáõîäèìîñòü ïîëó÷åíèÿ ñîãëàñèÿ íà îòêàç îò èììóíèòåòà â ñëó÷àå ïðåäúÿâëåíèÿ â àðáèòðàæíîì ñóäå èñêà ê èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó, ïðèâëå÷åíèå åãî â êà÷åñòâå òðåòüåãî ëèöà ê ó÷àñòèþ â äåëå, íàëîæåíèå àðåñòà íà èìóùåñòâî, ïðèíàäëåæàùåå èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó è íàõîäÿùååñÿ íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, è ïðèíÿòèå ïî îòíîøåíèþ ê íåìó ìåð ïî îáåñïå÷åíèþ èñêà è èìóùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ, îáðàùåíèå âçûñêàíèÿ íà ýòî èìóùåñòâî â ïîðÿäêå ïðèíóäèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ ðåøåíèÿ àðáèòðàæíîãî ñóäà. Âñå óêàçàííûå äåéñòâèÿ âîçìîæíû ëèøü ñ ñîãëàñèÿ êîìïåòåíòíûõ îðãàíîâ ñîîòâåòñòâóþùåãî ãîñóäàðñòâà, åñëè èíîå íå ïðåäóñìîòðåíî ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè èëè ìåæäóíàðîäíûìè äîãîâîðàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Îäíàêî èçëîæåííîå íå îçíà÷àåò ïîëíîé íåïîäñóäíîñòè ãîñóäàðñòâà ïî ñóäåáíûì èñêàì.  äàííîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î íåïîäñóäíîñòè òðåáîâàíèé ê ãîñóäàðñòâó â ñóäàõ äðóãîé ñòðàíû. Ïðàâèëî î ñóäåáíîì èììóíèòåòå íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà âîçìîæíîñòü ïðåäúÿâëåíèÿ èñêà ê ãîñóäàðñòâó â åãî ñîáñòâåííûå íàöèîíàëüíûå ñóäû, çäåñü êàêèõ-ëèáî îãðàíè÷åíèé íå èìååòñÿ.
3.Ïðàâèëà òîëêîâàíèÿ ñóäåáíîãî èììóíèòåòà
Ïðè ïðèìåíåíèè ïðàâèë î ñóäåáíîì èììóíèòåòå ñëåäóåò ïðèíÿòü âî âíèìàíèå ðÿä ïðàâèë.
Âî-ïåðâûõ, ñóäåáíûé èììóíèòåò íå èìååò áåçóñëîâíîãî, àáñîëþòíîãî õàðàêòåðà ñ òî÷êè çðåíèÿ äåéñòâóþùåãî ðîññèéñêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà.  ÷àñòíîñòè, â ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ ãîâîðèòñÿ î òîì, ÷òî èììóíèòåò ïðèçíàåòñÿ, åñëè èíîå íå ïðåäóñìîòðåíî ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè èëè ìåæäóíàðîäíûìè äîãîâîðàìè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè ñò. 23 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îò 30.12.1995 ã. N 225-ÔÇ «Î ñîãëàøåíèÿõ î ðàçäåëå ïðîäóêöèè», ñîãëàñíî êîòîðîé â ñîãëàøåíèÿõ, çàêëþ÷àåìûõ ñ èíîñòðàííûìè ãðàæäàíàìè è èíîñòðàííûìè þðèäè÷åñêèìè ëèöàìè, ìîæåò áûòü ïðåäóñìîòðåí â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îòêàç ãîñóäàðñòâà îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà, èììóíèòåòà â îòíîøåíèè ïðåäâàðèòåëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ èñêà è èñïîëíåíèÿ ñóäåáíîãî è (èëè) àðáèòðàæíîãî ðåøåíèÿ. Êðîìå òîãî, ïî çàêëþ÷åíèþ Ì.Ì. Áîãóñëàâñêîãî, êîðåííûì îáðàçîì èçìåíèëîñü ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå â íîâîì Êîäåêñå òîðãîâîãî ìîðåïëàâàíèÿ, â êîòîðîì ïðîñëåæèâàåòñÿ îòõîä îò äîêòðèíû àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà.
Âî-âòîðûõ, ñóäåáíûé èììóíèòåò íå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ñëó÷àè ïðåäúÿâëåíèÿ âñòðå÷íîãî èñêà, åñëè îò èìåíè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ïðåäúÿâëÿåòñÿ èñê â ñóä äðóãîãî ãîñóäàðñòâà ïî ÷àñòíîïðàâîâîìó ñïîðó (ñì. ïðèìåð äåëà â ï. 6 Èíôîðìàöèîííîãî ïèñüìà Ïðåçèäèóìà Âûñøåãî Àðáèòðàæíîãî Ñóäà ÐÔ îò 18.01.2001 ã. N 58 «Îáçîð ïðàêòèêè ðàçðåøåíèÿ àðáèòðàæíûìè ñóäàìè ñïîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ çàùèòîé èíîñòðàííûõ èíâåñòîðîâ»).
Â-òðåòüèõ, ñëåäóåò ðàçëè÷àòü âûñòóïëåíèå ãîñóäàðñòâà êàê ñóâåðåíà è åãî ó÷àñòèå â ãðàæäàíñêîì îáîðîòå íà îáùèõ îñíîâàíèÿõ ñ äðóãèìè ñóáúåêòàìè ãðàæäàíñêîãî ïðàâà. Òàêîé ïîäõîä âïîëíå óêëàäûâàåòñÿ â ñîâðåìåííîå ðóñëî ïîíèìàíèÿ èììóíèòåòà è åãî ïðèìåíåíèÿ íà ïðàêòèêå. Êàê ïèøåò Ì.Ì. Áîãóñëàâñêèé, çàêðåïëåíèå â çàêîíîäàòåëüñòâå ëþáîãî ãîñóäàðñòâà ÑÍà àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íå âåäåò ê àâòîìàòè÷åñêîìó åãî ïðèçíàíèþ â ñóäàõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ Ñì.: ßðêîâ Â.Â. Àðáèòðàæíûé ïðîöåññ: ó÷åáíèê. 4-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. -«Èíôîòðîïèê Ìåäèà», 2010. Ñ. 123..  öåëîì ðÿäå ñòðàí ïðèíÿòû çàêîíîäàòåëüíûå àêòû, ïîíèìàþùèå îãðàíè÷åííî ñóäåáíûé èììóíèòåò ãîñóäàðñòâ, íàïðèìåð â ÑØÀ, Âåëèêîáðèòàíèè, Êàíàäå, Ñèíãàïóðå, Ïàêèñòàíå, Àâñòðàëèè, ÞÀÐ è äðóãèõ ñòðàíàõ.
Ïîýòîìó â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ñëåäóåò âûÿñíÿòü ïðàâîâóþ îñíîâó ó÷àñòèÿ ãîñóäàðñòâà â òîì ëèáî èíîì äåëå. Èíòåðåñåí â ýòîì ïëàíå ïðèìåð èç ñóäåáíîé ïðàêòèêè, ïðèâåäåííûé â ï. 5 Èíôîðìàöèîííîãî ïèñüìà Ïðåçèäèóìà ÂÀÑ ÐÔ îò 18.01.2001 ã. N 58 «Îáçîð ïðàêòèêè ðàçðåøåíèÿ àðáèòðàæíûìè ñóäàìè ñïîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ çàùèòîé èíîñòðàííûõ èíâåñòîðîâ», ñîãëàñíî êîòîðîìó àðáèòðàæíûé ñóä ïðåêðàùàåò ïðîèçâîäñòâî ïî äåëó îá èíâåñòèöèîííîì ñïîðå, îòâåò÷èêîì ïî êîòîðîìó ÿâëÿåòñÿ èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî, âûñòóïàþùåå â êà÷åñòâå ñóâåðåíà.
Â-÷åòâåðòûõ, îòêàç îò èììóíèòåòà äîëæåí áûòü äîñòàòî÷íî ÿñåí è âûðàæåí â äîêóìåíòàõ, èñõîäÿùèõ îò êîìïåòåíòíûõ ëèö.
Êàê ãîâîðèòñÿ â ï. 8 ïîñòàíîâëåíèÿ Ïëåíóìà ÂÀÑ ÐÔ îò 11.06.1999 ã. N 8 «Î äåéñòâèè ìåæäóíàðîäíûõ äîãîâîðîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïðèìåíèòåëüíî ê âîïðîñàì àðáèòðàæíîãî ïðîöåññà», àðáèòðàæíûé ñóä ïðèíèìàåò èñê ïî êîììåð÷åñêîìó ñïîðó, îòâåò÷èêîì â êîòîðîì ÿâëÿåòñÿ èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî, âûñòóïàþùåå â êà÷åñòâå ñóâåðåíà, èëè ìåæãîñóäàðñòâåííàÿ îðãàíèçàöèÿ, èìåþùàÿ èììóíèòåòû ñîãëàñíî ìåæäóíàðîäíîìó äîãîâîðó, òîëüêî ïðè íàëè÷èè ÿâíî âûðàæåííîãî ñîãëàñèÿ îòâåò÷èêà íà ðàññìîòðåíèå ñïîðà â àðáèòðàæíîì ñóäå ÐÔ. Ïîäîáíîå ñîãëàñèå ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü â êà÷åñòâå îòêàçà îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà èëè ìåæäóíàðîäíîé îðãàíèçàöèè. Ñîãëàñèå íà ðàññìîòðåíèå ñïîðà â àðáèòðàæíîì ñóäå ÐÔ äîëæíî áûòü ïîäïèñàíî ëèöàìè, óïîëíîìî÷åííûìè çàêîíîäàòåëüñòâîì èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà èëè âíóòðåííèìè ïðàâèëàìè ìåæäóíàðîäíîé îðãàíèçàöèè íà îòêàç îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà.
 ýòîì ïëàíå â ÷. 3 ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ ïîä÷åðêèâàåòñÿ, ÷òî îòêàç îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà äîëæåí áûòü ïðîèçâåäåí â ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çàêîíîì èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà.
Â-ïÿòûõ, ïðàâèëà èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâ ïðîåöèðóþòñÿ è íà èììóíèòåò åãî ïðåäñòàâèòåëåé. Ìîæíî ïðèâåñòè òàêèå îñíîâîïîëàãàþùèå ìåæäóíàðîäíûå äîãîâîðû, êàê Âåíñêàÿ êîíâåíöèÿ î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ è Âåíñêàÿ êîíâåíöèÿ î êîíñóëüñêèõ ñíîøåíèÿõ.
Çàêëþ÷åíèå
Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî ïðåäïîëàãàåò ïðèíÿòèå ñïåöèàëüíîãî çàêîíà îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâà è åãî ñîáñòâåííîñòè (ñò. 127 ÃÊ), êîòîðûé è äîëæåí óðåãóëèðîâàòü ýòè ïðîáëåìû äëÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è åå ñóáúåêòîâ. Ðàçóìååòñÿ, òàêîé çàêîí áóäåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ëèøü íà ñôåðó âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè íàøåãî ãîñóäàðñòâà è îáÿçûâàòü ëèøü åãî îðãàíû, à íå èíîñòðàííûå ñóäû.
Ïîñêîëüêó òàêîé çàêîí äî ñèõ ïîð íå ïðèíÿò, â çàêîíîäàòåëüñòâå ïî äàííîìó âîïðîñó â íàñòîÿùåå âðåìÿ îáðàçîâàëñÿ ïðîáåë. Ïî âñåé âèäèìîñòè, íàøå ãîñóäàðñòâî â áëèæàéøåå âðåìÿ íå íàìåðåíî îòêàçûâàòüñÿ, âî âñÿêîì ñëó÷àå, ïîëíîñòüþ îò êîíöåïöèè àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà, â ñîîòâåòñòâèè ñ êîòîðîé îáðàùåíèå âçûñêàíèÿ íà ïðèíàäëåæàùåå åìó èìóùåñòâî äîïóñòèìî ëèøü ñ åãî ñîãëàñèÿ.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ íàøå ãîñóäàðñòâî òåïåðü ñàìî îòêàçûâàåòñÿ îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ñ öåëüþ ïðèâëå÷åíèÿ èíîñòðàííûõ èíâåñòèöèé. Òàêóþ âîçìîæíîñòü ïðåäóñìàòðèâàåò, íàïðèìåð, ñò. 23 Çàêîíà î ñîãëàøåíèÿõ î ðàçäåëå ïðîäóêöèè.  ðÿäå äâóñòîðîííèõ ñîãëàøåíèé î ïîîùðåíèè è âçàèìíîé çàùèòå êàïèòàëîâëîæåíèé, çàêëþ÷åííûõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèåé ñ èíîñòðàííûìè ãîñóäàðñòâàìè, ñîäåðæèòñÿ ïðàâèëî î ðàññìîòðåíèè âîçìîæíûõ èìóùåñòâåííûõ (ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ) ñïîðîâ ïðèíèìàþùåãî ãîñóäàðñòâà ñ èíîñòðàííûì èíâåñòîðîì â ìåæäóíàðîäíîì êîììåð÷åñêîì àðáèòðàæå (òðåòåéñêîì ñóäå).  ñâÿçè ñ ýòèì è ïðîöåññóàëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî òåïåðü ïðåäóñìàòðèâàåò îãðàíè÷åíèÿ äåéñòâèÿ ïðèíöèïà àáñîëþòíîãî ñóäåáíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì ÐÔ èëè ôåäåðàëüíûì çàêîíîì, à òàêæå âîçìîæíîñòü îòêàçà îò íåãî â ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì çàêîíîì èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà (ï. 3 ñò. 251 ÀÏÊ).
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Íîðìàòèâíî-ïðàâîâûå àêòû
1. Àðáèòðàæíûé ïðîöåññóàëüíûé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 24 èþëÿ 2002 ã. N 95-ÔÇ, Ñèñòåìà ÃÀÐÀÍÒ
2. Ãðàæäàíñêèé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ÷àñòü ïåðâàÿ îò 30 íîÿáðÿ 1994 ã. N 51-ÔÇ, Ñèñòåìà ÃÀÐÀÍÒ
3. Ôåäåðàëüíûé çàêîí îò 30.12.1995 ã. N 225-ÔÇ «Î ñîãëàøåíèÿõ î ðàçäåëå ïðîäóêöèè», Ñèñòåìà ÃÀÐÀÍÒ
4. Ïîñòàíîâëåíèå Ïëåíóìà ÂÀÑ ÐÔ îò 11.06.99 ã. N 8 «Î äåéñòâèè ìåæäóíàðîäíûõ äîãîâîðîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïðèìåíèòåëüíî ê âîïðîñàì àðáèòðàæíîãî ïðîöåññà», Ñèñòåìà ÃÀÐÀÍÒ
5. Èíôîðìàöèîííîå ïèñüìî Ïðåçèäèóìà ÂÀÑ ÐÔ îò 18.01.2001 ã. N 58 «Îáçîð ïðàêòèêè ðàçðåøåíèÿ àðáèòðàæíûìè ñóäàìè ñïîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ çàùèòîé èíîñòðàííûõ èíâåñòîðîâ», Ñèñòåìà ÃÀÐÀÍÒ
Ó÷åáíàÿ è íàó÷íàÿ ëèòåðàòóðà
1. Ãðàæäàíñêîå ïðàâî.  4 ò. Ò. 1: Îáùàÿ ÷àñòü/ Îòâ. ðåä. Å.À. Ñóõàíîâ. Ì.: «Âîëòåðñ Êëóâåð», 2008.
2. Õëåñòîâà È.Î. Âîïðîñû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â çàêîíîäàòåëüñòâå è äîãîâîðíîé ïðàêòèêå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè // Ïðîáëåìû ìåæäóíàðîäíîãî ÷àñòíîãî ïðàâà / Ïîä ðåä. Í.È. Ìàðûøåâîé. Ì., 2000.
3. Ô¸äîðîâ È.Â. Ñóäåáíûé îïûò ðåàëèçàöèè þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà Ðîññèè: «ñàì íàä ñîáîé âëàñòè íå èìåþ» // Ðîññèéñêèé þðèäè÷åñêèé æóðíàë. — N 4. — èþëü-àâãóñò 2009.
4. ßðêîâ Â.Â. Àðáèòðàæíûé ïðîöåññ: ó÷åáíèê. 4-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. — «Èíôîòðîïèê Ìåäèà», 2010.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник