Судебный иммунитет государства в гражданских правоотношениях
Судебный иммунитет государства – один из принципов международного права, который состоит в том, что государство нельзя привлечь к ответственности по его обязательствам без его на то согласия. Действует только во внешних отношениях.
Участие государства как партнера по сделке во внешнеэкономическом обороте само по себе не дает возможности привлечения его к ответственности за невыполнение своих обязательств в иностранном суде, поскольку этим нарушался бы суверенитет государства. Наше действующее законодательство традиционно исходит из принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства и его имущества на российской территории и требует аналогичного понимания иммунитета нашего государства (ст. 435 ГПК 1964 г.). В соответствии с этим подходом без прямого на то согласия компетентного органа иностранного государства к нему не может быть ни предъявлен иск в суде, ни привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, ни наложение ареста на имущество РФ или принятие иных мер по обеспечению иска, ни обращено взыскание на его имущество.
В некоторых случаях государство само отказывается от судебного иммунитета, например с целью привлечения иностранных инвестиций.
В законодательстве и судебной практике многих зарубежных стран и в некоторых международных конвенциях в последние десятилетия получила распространение так называемая доктрина ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней предполагается, что государство (публично-правовое образование), осуществляя частноправовую, коммерческую деятельность в международном имущественном обороте, тем самым отказывается от судебного иммунитета по вытекающим из нее требованиям. Такой подход действительно последовательно уравнивает государство с другими участниками частноправовых отношений.
Российское законодательство предполагает принятие специального закона об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который и должен урегулировать эти проблемы для Российской Федерации и ее субъектов. Разумеется, такой закон будет распространяться лишь на сферу внешнеэкономической деятельности нашего государства и обязывать лишь его органы, а не иностранные суды.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»
Согласно этому закону судебный иммунитет – это обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе.
Понятие и система объектов гражданских правоотношений
Объектом, или предметом, гражданского права является направление его воздействия.
По закону (ст. 128 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов: имущество; работа и услуги; информация;охраняемые результаты интеллектуальной деятельности(интеллектуальная собственность) ; нематериальные блага.
Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.
Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т. п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т. е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.
Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (право на пользование оружием, природными ресурсами и т. п.).
К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты (например, Большой театр).
Имущество— это самая важная и наиболее сложная категория объектов гражданских прав. Сюда относятся вещи (в это понятие включаются материальные предметы, деньги и ценные бумаги) и иное имущество, в том числе имущественные права.
Существуют попытки разграничить между собой понятия «объектов гражданских правоотношений» и «объектов гражданских прав». Пытаясь разграничить эти понятия, приводятся доводы, что правовое регулирование может распространяться только на поведение человека. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно оно и является объектом гражданских правоотношений.
Объектами гражданского права могут быть только вещи и иные материальные и нематериальные блага, которые в свою очередь являются предметом поведения людей в гражданских правоотношениях. Однако сами по себе блага влекут за собой не только права, но и обязанности, которые в свою очередь составляют содержание гражданских правоотношений.
Таким образом, понятие объектов гражданских правоотношений и понятие объектов гражданских прав абсолютно равнозначны.
Классификация вещей
Важнейшее место среди объектов гражданского права занимают вещи, что обусловлено, во-первых, их наибольшей распространенностью в гражданском обороте, во-вторых, возникновением по поводу вещей так называемых вещных правоотношений, в том числе отношений собственности.
Вещи являются одной из форм материальных благ и представляют материальные предметы внешнего по отношению к человеку мира. Вещами могут выступать как предметы, имеющие природное происхождение (земля, полезные ископаемые, растения), так и предметы, созданные в результате деятельности человека.
Правовое регулирование отношений, связанных с нахождением вещей во владении, пользовании и распоряжении субъектов гражданского права, а также с их оборотом, во многом предопределено их (вещей) естественными характеристиками, их ролью в экономической жизни общества. В связи с этим большое значение имеет классификация вещей, позволяющая определить объем и содержание прав и обязанностей субъектов вещных и некоторых обязательственных отношений.
В цивилистике вещи классифицируются по следующим основаниям:
По месту в системе общественного производства:
· средства производства;
· предметы потребления;
По характеру связи с землей:
· движимые вещи;
· недвижимые вещи;
Как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. К недвижимости относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т. п.
По оборотоспособности:
· вещи, не ограниченные в обороте;
· вещи, ограниченные в обороте;
· вещи, изъятые из оборота;
По изменению потребительских свойств в процессе использования:
· потребляемые вещи;
· непотребляемые вещи;
Потребляемыми являются вещи, однократный акт использования которых приводит к их уничтожению или к существенному видоизменению (например, продукты питания, топливо, производственное сырье, полуфабрикаты). Различные виды энергии, используемые в производстве и быту, обладают свойствами потребляемости и по этому признаку также могут быть отнесены к вещам потребляемым.
Непотребляемыми признаются вещи, которые в процессе использования хотя и изнашиваются (амортизируются), но сохраняют свое качество в течение более или менее продолжительного времени (жилые дома, машины, станки, мебель, книги и т. п.).
По способности к индивидуализации:
· индивидуально-определенные;
· родовые;
Вещи, определяемые родовыми признаками, характеризуются признаками, общими для всех вещей данного рода. Они определяются числом, мерой, весом (тонна угля, десяток яиц, пять метров рейки и т. п.). Наоборот,индивидуально-определенная вещьобладает особыми, только ей присущими чертами, качествами. К этой группе можно отнести вещи:
· единственные в своем роде;
· отличающиеся от других аналогичных вещей по ряду признаков;
· выделенные из массы подобных вещей в соответствии с соглашением сторон.
Вещи, первоначально определенные родовыми признаками, при смене собственника могут индивидуализироваться.
по способности сохранять потребительские свойства в результате раздела:
· делимые вещи;
· неделимые вещи;
Неделимыми признаются вещи, раздел которых в натуре невозможен без значительного, несоразмерного ущерба для их хозяйственного или иного целевого назначения (ст. 133 ГК РФ). Все остальные вещи являютсяделимыми. Причем каждая часть разделенной делимой вещи сохраняет возможность выполнять ту же хозяйственную или иную функцию, что и вещь в целом.
По взаимосвязанности с другими вещами:
· главная вещь;
· принадлежность;
От сложной вещи следует отличать главную вещь и принадлежность. Подглавной понимается такая вещь, которая имеет самостоятельное значение в гражданском обороте, т. е. независима от других вещей.
Принадлежностью признается вещь, предназначенная для обслуживания главной вещи и связанная с ней общим хозяйственным или иным целевым назначением. Если законом или договором не установлено иное, принадлежности следуют судьбе главной вещи.
По одушевленности:
· одушевленные вещи;
· неодушевленные вещи.
Одушевленными вещами, с точки зрения гражданского права, признаются животные. Все остальные вещи являютсянеодушевленными. К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Особый статус животных как объекта гражданских прав установлен, в частности, ст. 230, 231, 241 ГК РФ.
Кроме того, в юридической науке выделяются такие специфические виды вещей, как плоды, продукция и доходы.
В результате использования имущества могут создаваться новые вещи.Плодами признаются приплод животных, плоды фруктовых деревьев, т. е. поступления, производимые вещью, имеющей биологическую природу.Продукция — это все, что получено в результате производительного использования вещи, будь то готовый продукт, полуфабрикат или материал, предназначенный для последующей обработки.Доходы — это денежные и иные поступления от вещи, обусловленные ее участием в гражданском обороте (проценты по вкладу в банке, арендная плата и т. п.).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.