Судебный иммунитет иностранных лиц в гражданском процессе
В международном праве различается абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет иностранного государства. В российском гражданском процессуальном законодательстве имеет место абсолютный иммунитет, что следует из ч. 1 ст. 401 ГПК РФ. Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Международные организации подлежат юрисдикции судов в России по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).
Иностранные государства обладают судебным иммунитетом, что означает изъятие одного государства из-под юрисдикции другого. В основе судебного иммунитета лежит суверенитет и равенство государств.
В силу судебного иммунитета:
- 1) одно государство неподсудно другому (судебный иммунитет в узком смысле слова);
- 2) без согласия другого государства не могут быть приняты меры предварительного обеспечения иска;
- 3) без согласия другого государства не может быть осуществлено принудительное исполнение решения.
При функциональном иммунитете государство обладает иммунитетом только при совершении публично-правовых актов, а при осуществлении коммерческой деятельности оно имеет статус обычного предпринимателя с лишением привилегий, вытекающих из судебного иммунитета.
Дипломатический и консульский иммунитет регулируется внутренним законодательством и международными конвенциями. Аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в России по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 401 ГПК РФ). Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (ст. 31) наделяет дипломатического агента иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением:
1) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
- 2) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
- 3) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных полномочий.
Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением перечисленных случаев и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.
Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. установлен судебный иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих, которые не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданского иска.
Страница 4 из 6
§ 4. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет
1. Абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет иностранного государства
2. Дипломатический иммунитет
3. Консульский иммунитет
1. Абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет иностранного государства
Иностранные государства обладают судебным иммунитетом, под которым понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства.
В основе судебного иммунитета лежит суверенитет и равенство государств.
В международном праве различается абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет иностранного государства. В российском гражданском процессуальном законодательстве отражается влияние абсолютного иммунитета, что отражается и на содержании ч. 1 ст. 401 ГПК: «Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом».
ГПК определяет и порядок предъявления исков к международным организациям в судах Российской Федерации в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 401 ГПК).
В силу судебного иммунитета:
1) одно государство неподсудно другому (это положение принято называть судебным иммунитетом в узком смысле слова);
2) существует иммунитет от предварительного обеспечения иска;
3) действует иммунитет от принудительного исполнения решения.
В силу наличия иммунитета иностранное государство не может быть привлечено без его согласия к суду в качестве ответчика, без его согласия не могут быть приняты меры обеспечения иска или осуществлено принудительное исполнение решения.
В силу функционального иммунитета государство обладает иммунитетом только при совершении публично-правовых актов, при осуществлении коммерческой деятельности оно становится в положение обычного предпринимателя с лишением привилегий, вытекающих из судебного иммунитета.
2. Дипломатический иммунитет
Важным аспектом международного гражданского процесса является дипломатический и консульский иммунитет, который регулируется и внутренним законодательством, и международными конвенциями. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. наделяет дипломатического агента иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных полномочий.
Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением перечисленных выше трех случаев и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.
В соответствии со ст. 32 названной Конвенции возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Но отказ от иммунитета от юрисдикции относительно гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнения решения, для последнего требуется отдельный отказ.
3. Консульский иммунитет
Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. устанавливается судебный иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих, которые не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданского иска:
а) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства;
б) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством, судном или самолетом (ст. 43).
Международное право знает три вида юрисдикционного иммунитета государства. Во-первых, судебный иммунитет, провозглашающий неподсудность одного государства судебному органу другого государства. Во-вторых, иммунитет от предварительных мер, связанных с обеспечением иска. В-третьих, иммунитет от исполнительной деятельности, которая направлена на принудительную реализацию судебных правоприменительных актов.
Все три вида юрисдикционного иммунитета отражены в ч. 1 ст. 401 ГПК, согласно которой предъявление в суде РФ иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
Другими словами, ГПК по-прежнему, так же как ГПК РСФСР 1964 г., придерживается принципа абсолютного иммунитета иностранного государства[1] как автономного политического суверена, что не означает отказа заинтересованным лицам в правосудии, поскольку они могут заявлять иски, если против этого не возражает иностранное государство (Д. А. Фурсов). Для сравнения: в новом АПК закреплена концепция ограниченного (функционального) иммунитета, имеющая место в некоторых странах Западной Европы (Австрия, Бельгия, Швейцария и др.), участвующих в Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., к которой Россия пока не присоединилась. Суть данной концепции состоит в том, что иностранное государство пользуется иммунитетом только в тех случаях, когда оно выступает носителем государственной власти, но не субъектом частных коммерческих отношений в сфере экономического оборота.
Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ, а также федеральными законами. Среди подобных договоров можно назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитете Организации в Российской Федерации от 8 июня 1994 г.
Аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах РФ или федеральных законах, не подпадают под юрисдикцию судов в Российской Федерации по гражданским делам в границах, установленных нормами международного права либо международными договорами РФ. В частности, Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. предусматривается, что дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Однако дипломатический иммунитет не защищает:
- – от вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только речь не идет о его владении дипломатическим агентом от имени аккредитующего государства для целей представительства;
- – исков, вытекающих из отношений наследования, если дипломатический агент, будучи исполнителем завещания, попечителем над наследственным имуществом, наследником или отказополучателем, действует как частное лицо;
- – исков, связанных с профессиональной либо коммерческой деятельностью, которая производится дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами собственных официальных функций.
Консульский иммунитет зафиксирован Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и многочисленными двусторонними консульскими договорами. Иммунитет консульских представителей не тождествен дипломатическому вследствие того, что является ограниченным. На консульских должностных лиц и служащих не распространяется юрисдикция судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении деятельности, которая совершается ими при исполнении консульских функциональных обязанностей. Между тем консульский иммунитет не охватывает собой:
- – иски, вытекающие из договора, заключенного консульскими должностным лицом или служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательства в качестве агента представляемого государства;
- – иски третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством, судном или самолетом.
Возбуждение дипломатическим агентом или работником консульского учреждения дела в суде государства пребывания лишает таковых права ссылаться на иммунитет от юрисдикции касательно встречных исков, связанных с основным.
Юрисдикционный иммунитет – это право государства не подчиняться национальным процессуальным правилам других стран. Ограничение такого иммунитета может производиться в форме предъявления в национальные суды исков к другому государству, наложения ареста на его имущество или принудительного исполнения судебного решения в отношении него. До недавнего времени наша страна в сфере юрисдикционных иммунитетов придерживалась позиции, которая, по мнению экспертов, наносила вред интересам государства.
«В России сложилась практика абсолютного иммунитета. В соответствии с ним предъявление исков к иностранным государствам в российских судах, наложение ареста на имущество иностранных государств и некоторые другие действия допускались только при наличии согласия такого государства», – рассказывает юрист судебной практики юридической компании LWC Corp Юлия Сверкунова. При этом другие страны не отвечали взаимностью и все чаще и чаще совершали указанные действия в отношении нашей страны и ее имущества. Происходило это по решению национальных органов и без получения разрешения России. Кроме того, Россия отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, подписав ряд международных договоров по внешнеэкономическим вопросам – в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами.
В целях обеспечения баланса юрисдикционных иммунитетов России и других стран и развития внешнеэкономической деятельности по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова был подготовлен закон, который установил правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»; далее – закон о юрисдикционных иммунитетах). 1 января 2016 года документ вступил в силу.
Согласно закону о юрисдикционных иммунитетах, они включают в себя судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда (п. 3 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Теперь все перечисленные иммунитеты иностранных государств действуют на основе принципа взаимности: Россия может ограничить их в случае, если иностранное государство ограничивает иммунитет нашей страны (ч. 1 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Стоит заметить, что переход к режиму юрисдикционных иммунитетов в таком виде уже осуществили США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Дания, Норвегия и некоторые другие государства.
Таким образом, у России появилась возможность чаще предъявлять иски к иностранным государствам в российских судах, применять меры по обеспечению таких исков и исполнять указанные решения суда, а значит, эффективнее защищать свои нарушенные права. При рассмотрении иска суд вправе применить принцип взаимности по собственной инициативе или по ходатайству стороны (ч. 1 ст. 417.9 ГПК РФ). Однако перед этим он должен проверить, ограничивается ли иммунитет нашей страны в другом государстве и если да, то в каком объеме. Заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве дает МИД России (ч. 2 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Рассмотрим, какие исключения предусмотрел законодатель в новом правовом режиме, и как они будут действовать.
Судебный иммунитет
Cудебный иммунитет – это обязанность российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе (п. 4 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Закон о юрисдикционных иммунитетах установил, что суды могут игнорировать этот запрет, если иностранное государство явно выразило согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора в силу международного договора или письменного соглашения, не являющегося международным договором. Таким же образом расценивается заявление в суде РФ, письменное уведомление суда РФ или письменное уведомление, переданное России по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ч. 1 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Помимо этого предусмотрен круг обстоятельств, при наличии которых зарубежная страна считается отказавшейся от иммунитета, даже если она не заявила об этом прямо. Например, если иностранное государство предприняло действия, свидетельствующие о его желании участвовать в споре (вступило в судебный процесс по существу спора, предъявило встречный иск, заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием возникших споров и т. д.). Отказ иностранного государства от судебного иммунитета, также, как и его согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора, не могут быть отозваны и распространяются на все стадии судебного разбирательства (ч. 2 ст. 5, ч. 5 ст. 6 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Закреплены и обстоятельства, которые, напротив, в качестве согласия иностранного государства на рассмотрение российским судом конкретного спора рассматриваться не могут:
- вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;
- согласие иностранного государства на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора;
- неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде РФ;
- явка представителя иностранного государства в суд РФ для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта (ч. 3 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Установлен также ряд споров, при рассмотрении которых иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом. Так, к ним относятся дела об участии иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности – за исключением трех случаев: сделка сопряжена с исполнением суверенных полномочий иностранного государства (к примеру, ее заключение было необходимо для работы представительства иностранного государства в России) или стороны такой сделки договорились об ином, либо все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами.
МНЕНИЕ
Дмитрий Ястребов, главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н.:
«В зарубежном законодательстве очень распространена концепция ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность уже не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов (в том числе самих государств). Именно на этой концепции основана Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. № 59/38 «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности». А на базе ее норм создан закон о юрисдикционных иммунитетах».
Иностранному государству будет отказано в иммунитете и в ситуации, когда спор проистекает из трудового договора между иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории России. Это правило не будет действовать, когда речь идет о консулах или дипломатических работниках другой страны либо предметом спора является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе и т. д.
Не учитывать иммунитет зарубежных стран суды могут также при разрешении конфликтов о правах и обязанностях иностранного государства в отношении недвижимого имущества на территории России (а также имущества, переданного в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества либо имущества, в отношении которого осуществляется управление).
Другие страны не будут также пользоваться иммунитетом, если с их стороны зафиксировано нарушение интеллектуальных прав третьих лиц и т. д. (ст. 7-13 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и в отношении исполнения решения суда
Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска подразумевает защиту иностранного государства от применения в отношении его имущества ареста и других обеспечительных мер (ч. 1 ст. 417.5 ГПК РФ, ч. 1 ст. 256.5 АПК РФ, п. 5 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). А иммунитет иностранной страны в отношении исполнения решения суда не позволяет российским судам или приставам выставить ее имущество на торги или иным образом принудительно исполнить судебное решение (п. 6 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах, ст. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее – закон об исполнительном производстве).
Иностранное государство пользуется обоими из указанных иммунитетов, за исключением случаев, если оно:
- явно выразило согласие на принятие соответствующих мер;
- зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора (ст. 14-15 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Помимо этого, иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда, если установлено, что его имущество используется или предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 15 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Законодатель определил при этом закрытый перечень имущества, в отношении которого другие страны безусловно пользуются иммунитетом:
- имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
- военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Россией;
- культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
- имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
- имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор (ч. 1 ст. 16 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Однако иммунитет распространяется только на то имущество, которое находится в собственности иностранного государства.
Если иностранное государство не пользуется иммунитетом на исполнение решения суда, в отношении него возбуждается исполнительное производство. Для исполнения решения суд направляет исполнительный лист и копию судебного постановления главному судебному приставу РФ, о чем извещает иностранное государство (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ). Главный судебный пристав РФ передает указанные документы в структурное подразделение ФССП России в течение трех дней со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, – в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 закона об исполнительном производстве). После этого пристав, который ведет исполнительное производство, обязан запросить у МИД России сведения об иммунитетах, которыми пользуется иностранное государство-должник и соблюдать их при принудительном исполнении судебного акта (ч. 2 ст. 104.2, ст. 104.3 закона об исполнительном производстве). Например, МИД России может сообщить приставу об имуществе, используемом иностранным государством для проведения международной конференции и не подлежащее поэтому взысканию.
***
В настоящее время в России наблюдается тенденция к независимости от решений и действий других государств. Так, 14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ. В связи с этим многие юристы заговорили о скором выходе России из Совета Европы. Таким образом, принятие закона о юрисдикционных иммунитетах можно назвать естественным продолжением ранее намеченного курса.