Судебным иммунитетом обладают субъекты
Под судебным иммунитетом в международном праве принято понимать изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства[1], что исторически обусловлено невозможностью осуществления правосудия равных суверенных субъектов по отношению друг к другу. В соответствии с ч. I ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к:
- 1) предъявленному к нему иску в арбитражном суде РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица;
- 2) наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации; и
- 3) принятию к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
Судебным иммунитетом также обладают международные организации. Он определяется международным договором РФ и федеральным законом.
В современных условиях судебный иммунитет, как правило, не является абсолютным. Часть 1 ст. 251 АПК РФ содержит ограничительную формулировку в отношении судебного иммунитета иностранного государства, и иммунитет предоставляется лишь при выполнении публичных функций носителя государственной власти. Если же спор связан с осуществлением иностранным государством коммерческой деятельности, то судебным иммунитетом оно не наделяется[2]. Кроме того,
ч. 3. ст. 251 АПК РФ регламентирует возможность отказа государства от своего судебного иммунитета. Такой отказ должен быть произведен:
- 1) в порядке, предусмотренном законом иностранного государства. Например, ст. 23 Федерального закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» закрепляет, что отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения может быть предусмотрен в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами;
- 2) в порядке, предусмотренном правилами международной организации.
В случае если дело с участием иностранного государства подлежит рассмотрению в арбитражном суде РФ, оно рассматривается по общим правилам арбитражного судопроизводства.
Статья 253 РФ предусматривает, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражными судами РФ по правилам российского процессуального законодательства. Отдельные немногочисленные особенности рассмотрения дел с участием иностранцев регламентируются гл. 33 АПК РФ. Специальные правила производства по делам с участием иностранных лиц могут также устанавливаться международными договорами РФ. Например, Соглашением стран СНГ от 24.12.1993 «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств» и протоколом к нему от 01.06.2001, ратифицированным Федеральным законом от 25.10.2002 № 124-ФЗ.
В ч. 1 ст. 254 АПК РФ нашел отражение принцип «национального режима» при осуществлении арбитражного судопроизводства с участием иностранных лиц. Это означает, что они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. При этом международным договором РФ иностранным лицам могут предоставляться отдельные процессуальные льготы. Как правило, это происходит на основе взаимности. Правительством РФ, напротив, могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских граждан и организаций.
Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды РФ по общим правилам подведомственности и подсудности для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Эти субъекты должны представлять в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Юридический статус иностранных лиц определяется на основании их личного закона. В соответствии с ч. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет, а с ч. 1 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе (ч. 3 ст. 254 АПК РФ).
Положения российского законодательства о сроках рассмотрения и разрешения гражданских дел применяются при условии, что иностранные лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации.
Если иностранные лица, участвующие в деле, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. Например, по смыслу ст. 15 Гаагской «Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» от 15.11.1965, к которой Российская Федерация присоединилась 01.05.2001 (Федеральный закон от 12.02.2001 № 10-ФЗ), достаточный срок для вручения судебной повестки не может составлять менее шести месяцев. При отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии договора срок рассмотрения дела продлевается не более чем на шесть месяцев.
В ч. 1 ст. 255 АПК РФ перечисляются требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. По сути, в ней идет речь о трех основных способах признания иностранных документов, применяемых российскими судами в зависимости от наличия и содержания международного договора с государством, от которого исходит представленный документ.
Первый способ – легализация иностранных документов. Она представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочий лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Легализация осуществляется в соответствии со ст. 27 Консульского устава РФ (Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ) и Приказом МИД РФ от 26.05.2008 г. № 6093 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов».
Второй способ – проставление апостиля. Он применяется в отношении более 50 государств – участников Гаагской «Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» от 05.10.1961, вступившей в силу для РФ 31.05.1992 в соответствии с Постановлением ВС СССР от 17.04.1991 № 2119-1. Данный способ по сравнению с предыдущим является упрощенным и заключается в том, что компетентный орган государства, в котором был совершен документ, проставляет на нем или на прикрепленном к нему листе штамп, соответствующий образцу, прилагаемому к Гаагской Конвенции (апостиль).
И наконец, международным договором может предусматриваться, что документы, составленные за рубежом, принимаются арбитражными судами России без специального заверения. Примером тому является Минская «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» стран СНГ от 22.01.1993, ратифицированная Федеральным законом от 04.08.1994 № 16-ФЗ. В соответствии с ее ст. 13 «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».
Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд РФ должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Верность перевода в соответствии со ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 свидетельствует нотариус.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.