Т система иммунитета презентация
- Скачать презентацию (1.44 Мб)
- 8 загрузок
- 0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «Т-система иммунитета». pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
18
Слова
Конспект
Отсутствует
Содержание
Слайд 1
Т-система иммунитета
Обеспечение основной защиты от вирусов и грибов
выполнили студенты 8 группы 2 курса, специальность «Педиатрия»Слайд 2
Иммунная система
Иммунная система защищает от проникновения или образования чужеродных элементов, которые могут нарушить или изменить целостность организма. Главная функция системы иммунитета — распознавание «своего» и «чужого».
Слайд 3
Иммунный ответ
Иммунный ответ клеточного типа детерминируется реакциями Т-клеток, которые у позвоночных чрезвычайно важны в защите от вирусов и грибов.
В настоящее время известны две формы специфического иммунного реагирования: клеточный тип иммунного ответа, осуществляемый Т-системой иммунитета, и гуморальный тип иммунного ответа, который обеспечивается В-системой иммунитетаСлайд 4
Т-система иммунитета
Т – система иммунитета — это система органов, клеток, эффекторных и регуляторных молекул, обеспечивающих клеточную форму иммунного реагирования.
Включает: тимус, различные субпопуляции
Т-лимфоцитов, эффекторные, антигенраспознающие рецепторы и группу цитокинов, продуцируемых
Т – клетками.Слайд 5
Субпопуляции Т-лимфоцитов
Среди клеточных элементов иммунной системы лидерство как по количественным, так и по функциональным параметрам принадлежит Т-лимфоцитам, количество которых составляет в периферической крови от 60 до 80% общей численности лимфоидных клеток.
Т-хелперы (Тх0, Тх1, Тх2)
Т-регуляторные(Foxp3-клетки)
ЦТЛ
Гамма-, дельта (интраэпителиальные) – Т-лимфоциты
Т- клетки памятиСлайд 6
Как же организм животного или человека защищается от вируса, с которым никогда раньше не встречался?
— Первый этап, как правило, заканчивается гибелью зараженных клеток. В результате образуется несколько тысяч новых вирусов, затем миллион, миллиард, а потом организм должен погибнуть.
— Но в реальных условиях этого не происходит. Заболевший обычно выздоравливает.
— Действительно, даже при тяжелейших вирусных инфекциях, как оспа или клещевой энцефалит, погибают не все заразившиеся люди, а такие болезни, как свинка, корь, грипп, для большинства оканчиваются благополучно.
Слайд 7
Обороняясь от возбудителей заразных болезней, организм вырабатывает, как известно, высокоэффективные защитные вещества — антитела. Против каждого возбудителя, будь то бактерия или вирус, образуются свои антитела. Они соединяются только со «своим» возбудителем и нейтрализуют его активность, совершенно не; действуя на все остальные.
Слайд 8
Как организм защищается от вирусов
Встречаясь с вирусом в крови или в межклеточных пространствах, специфические
антитела способны обезвредить этот вирус. Однако особенность вируса как
паразита состоит в том, что он предпочитает внутриклеточный
паразитизм, то есть жизнь и размножение исключительно внутри клеток хозяина и за
их счет.Слайд 9
Как в таких условиях бороться против
вируса-паразита?Слайд 10
Остается два пути: или атаковать и убивать зараженные вирусами клетки вместе с вирусами, или каким-то образом воспрепятствовать внутриклеточному размножению вирусов, если не удалось помешать внедрению вирусов во входных воротах. По первому пути идут разные типы цитотоксических клеток-киллеров, защищающие организм от вирусов.
Распознав на поверхности зараженной клетки чужеродные антигены, клетки-киллеры
впрыскивают в такую клетку-мишень содержимое своих цитоплазматических гранул
(куда входит фактор некроза опухолей и другие молекулы, повреждающие клетку-мишень).Слайд 11
Результатом атаки киллера, как правило, является гибель
клетки-мишени вместе с внутриклеточными паразитами. Правда, гибель и разрушение собственных клеток организма не безразлично для его жизнедеятельности. При некоторых вирусных инфекциях такого рода защитные реакции приносят больше вреда, чем пользы.
Другой механизм защиты против вирусов — молекулярный. Ответственные за противовирусную защиту молекулы интерферонов. Они способны “интерферировать”,
то есть противодействовать процессам биосинтеза вирусных частиц в клетке хозяина.Слайд 12
Интерферон синтезируется клеткой-продуцентом в ответ на заражение вирусом и соединяется с соответствующими рецепторами на поверхности зараженных клеток. Взаимодействие цитокина (в данном случае интерферона) со своим специфическим рецептором влечет за собой передачу внутриклеточного сигнала к ядру клетки. В клетке включаются гены, ответственные за синтез белков и ферментов, препятствующих самовоспроизведению вируса. Таким образом, интерферон блокирует биосинтез вирусных частиц в зараженной клетке. Это позволяет использовать препараты интерферона в качестве лечебных при вирусных инфекциях.
Слайд 13
Клеточные и молекулярные механизмы при защите от вирусов, как и при защите от бактерий, работают согласованно, приходя на помощь друг другу. Молекулыинтерферонов, кроме антивирусного действия, оказывают влияние на функции защитных клеток. Гамма-интерферон, как уже было сказано выше, являетсяактиватором макрофагов.Активированные гамма-интерфероном макрофаги могут пополнить армию клеток-киллеров, но только при участии специфических противовирусных антител,которые образуют своеобразные мостики между макрофагами и зараженными клетками-мишенями.
Слайд 14
Специфический ответ на вирусные антигены неизбежно
вовлекает популяцию Т-хелперов, которые в ответ на активацию начинают усиленно синтезировать и секретировать интерлейкин-2. А этот цитокин известен своей способностью резко активизировать клетки-киллеры.Слайд 15
Патология в системе Т-клеточного иммунитета
врожденная недостаточность Т-лимфоцитов (первичный ИД — ТКИН, синдром Ди Джорджи, синдром атаксии-телеангиоэктазии и др);
инфицирование Тлф вирусом ВИЧ, острого лимфолейкоза взрослых;
Т-клеточные иммунопролиферативные заболевания (варианты острого лимфолейкоза, Т клеточные лимфомы и др.).
врожденные и приобретенные дефекты Т-клеточногоантигенраспознающего рецепторного комплекса или его отдельных субъединиц, адгезивных молекул, дефектность механизмов “обучения” Т-лф в тимусе (блок позитивной и/или негативной селекции тимическихлф);
нарушение соотношения регуляторных Т-лимфоцитов (CD4 и CD8), субпопуляций с превышением функции хелперно-индуцирующих клеток — аутоиммунная и аллергическая направленность или иммунодефицитная направленность иммунопатологии;
приобретенные тимусзависимые ИДС (удаление тимуса, поражение Т-клеток физическими, фармакологическими и другими методами, опухоли, нарушение питания, инфекции, возрастные изменения и др.);
преактивация Т-лимфоцитов invivo (факторы микроорганизмов, аутоантитела против структур Т-клеток, фармакологические средства и др.) с развитием аутоиммунных процессов, повышенной продукцией ЦК, актив. мф — усиление воспалительных, деструктивных процессов).Слайд 16
IPEX-синдром (Immunedysregulation, polyendocrinopathy, enteropathy, X-linkedsyndrome) – синдром дисрегуляции иммунитета, полиэндокринопатии, энтеропатии, сцепленный с Х-хромосомой. Рецессивное заболевание, вызванное мутациями гена FOXP3 (миссенс-мутации, мутации стоп-кодона). Заболевание начинается в раннем возрасте и характеризуется полиорганной аутоиммунной патологией (сахарный диабет I типа, аутоиммунный тиреоидит, тяжелая энтеропатия), кахексией, низкорослостью, аллергическими проявлениями (экзема, пищевая аллергия, эозинофилия, увеличение уровня IgE), гематологическими нарушениями (гемолитическая анемия, тромбоцитопения) с высоким уровнем аутоантител и массивной Т-клеточной инфильтрацией кожи и пищеварительного тракта. Больные дети (мальчики) гибнут в течение 1-го года жизни от инфекционных заболеваний.
Слайд 17
Таким образом, Т-система иммунитета является одним из важнейших и при этом сложно устроенных звеньев иммунного ответа.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Предложить улучшение Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
1
Иммунная система человека Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент
2
Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
3
Заболеваемость детского населения В структуре общей заболеваемости детского населения на протяжении ряда лет: на первом месте — болезни органов дыхания второе место — занимают болезни органов пищеварения на третьем месте – болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы
4
Заболеваемость детского населения Статистические исследования последних лет выдвигают на одно из первых мест в патологии человека заболевания, связанные со снижением иммунитета За последние 5 лет уровень общей заболеваемости детей лет вырос на 12,9%. наибольший рост отмечается по классам заболеваний нервной системы – на 48,1%, новообразований – на 46,7%, патологии системы кровообращения – на 43,7%, болезней костно-мышечной системы – на 29,8%, эндокринной системы – на 26,6%.
5
Иммунитет от лат. Immunities – освобождение от чего-либо Иммунная система обеспечивает человеческому организму многоступенчатую защиту от чужеродных вторжений Это специфическая защитная реакция организма, которая основана на способности противостоять действию живых тел и веществ, отличающихся от него наследственно чужеродными свойствами, сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность Основное предназначение иммунной системы – определить, что в организме есть свое, а что чужое. Свое надо оставить в покое, а чужое – истребить, и как можно быстрее Иммунитет – обеспечивает функционирование организма как единого целого, состоящего из ста триллионов клеток
6
Антиген — антитело Все вещества (микробы, вирусы, пылевые частички, пыльца растений т.д.), которые попадают в организм из вне, принято называть антигенами Именно влияние антигенов обуславливает при их попадании во внутреннюю среду организма образование белковых структур, которые называются антителами Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит
7
Составляющие иммунной системы человека 1. Центральные лимфоидные органы: — тимус (вилочковая железа); — костный мозг; 2. Периферические лимфоидные органы: — лимфатические узлы — селезенка — миндалины — лимфоидные образования толстой кишки, червеобразного отростка, легких, 3. Иммунокомпетентные клетки: — лимфоциты; — моноциты; — полинуклеарные лейкоциты; — белые отросчатые эпидермоциты кожи (клетки Лангерганса);
8
Тимус – ц ентральный лимфоидный орган иммунной системы
9
Неспецифические факторы защиты организма Первый защитный барьер Неспецифические механизмы иммунитета – это общие факторы и защитные приспособления организма Защитные барьеры Первый защитный барьер непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек (ЖКТ, дыхательных путей, половых органов) непроницаемость гистогематологических барьеров наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости) и др. секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям
10
Неспецифические факторы защиты организма Второй защитный барьер Второй защитный барьер – это воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизма. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (фактор клеточного иммунитета) Фагоцитоз – представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ Фагоциты – самые большие клетки организма человека, они выполняют важную функцию неспецифической защиты. Защищает организм от любых проникновений в его внутреннюю среду. И в этом его, фагоцита, предназначенье. Реакция фагоцита протекает в три стадии: 1. Движение к цели 2. Обволакивание инородного тела 3. Поглощение и переваривание (внутриклеточное переваривание)
11
Неспецифические факторы защиты организма Третий защитный барьер действует, когда инфекция распространяется далее. Это лимфатические узлы и кровь (факторы гуморального иммунитета). Каждый из этих факторов трех барьеров и приспособлений направлен против всех микробов. Неспецифические защитные факторы обезвреживают даже те вещества, с которыми ранее организм не встречался
12
Специфические механизмы иммунитета Это антителообразование в лимфатических узлах, селезенке, печени и в костном мозге Специфические антитела вырабатываются организмом в ответ на искусственное введение антигена или в результате естественной встречи с микроорганизмом (инфекционная болезнь) Антигены – вещества, несущие признак чужеродности (бактерии, белки, вирусы, токсины, клеточные элементы) Антигены – это сами возбудители или продукты их жизнедеятельности (эндотоксины) и продукты распада бактерий (экзотоксины) Антитела – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их. Они строго специфичны, т.е. действуют только против тех микроорганизмов или токсинов, в ответ на введение которых они выработались.
13
Специфический иммунитет Подразделяется на врожденный и приобретенный Врожденный иммунитет – присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества от матери к плоду через плаценту. Частным случаем врожденного иммунитета можно считать иммунитет, получаемый новорожденным с материнским молоком Приобретенный иммунитет – возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный Естественный приобретенный – возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания. Искусственный – вырабатывается после специальных медицинских мероприятий и он может быть активным и пассивным
14
Искусственный иммунитет Создается при помощи введения вакцин и сывороток Вакцины – это препараты из микробных клеток или их токсинов, применение которых называется вакцинацией. Через 1-2 недели после введения вакцин в организме человека появляются антитела Сыворотки – чащу применяются для лечения инфекционных больных и реже – для профилактики инфекционных заболеваний
15
Вакцинопрофилактика Это основное практическое назначение вакцин Современные вакцинные препараты разделяются на 5 групп: 1. Вакцины из живых возбудителей 2. Вакцины из убитых микробов 3. Химические вакцины 4. Анатоксины 5. Ассоциированные, т.е. комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина)
16
Сыворотки Сыворотки готовят из крови переболевших инфекционной болезнью людей или путем искусственного заражения микробами животных Основные виды сывороток: 1. Антитоксические сыворотки нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противостолбнячная и др.) 2. Антимикробные сыворотки инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов Имеются гамма-глобулины из человеческой крови – против кори, полиомиелита, инфекционного гепатита др.Это безопасные препараты, т.к. в них нет возбудителей болезней. Иммунные сыворотки содержат готовые антитела и действуют с перв?