Теории иммунитета название автор основные положения
Процесс становления и развития науки об иммунитете сопровождался созданием разного рода теорий, которые заложили основу науки. Теоретические учения выступали в качестве объяснений сложных механизмов и процессов внутренней среды человека. Рассмотреть основные концепции иммунной системы, а также ознакомиться с их основоположниками поможет представленная публикация.
Что такое теория иммунитета?
Теория иммунитета — представляет собой учение, обобщенное экспериментальными исследованиями, в основе которого лежали принципы и механизмы действия иммунной защиты в организме человека.
Основные теории иммунитета
Теории иммунитета создали и развили на протяжении долгого периода времени И.И. Мечников и П. Эрлих. Основоположники концепций заложили основу развития науки об иммунитете — иммунологии. Рассмотреть принципы развития науки и особенности помогут основные теоретические учения.
Основные теории иммунитета:
- Основополагающей концепцией в процессе развития иммунологии выступила теория российского ученого Мечникова И.И. В 1883 году представитель российского научного сообщества предложил концепцию согласно которой во внутренней среде человека присутствуют подвижные клеточные элементы. Они способны заглатывать всем телом и переваривать чужеродные микроорганизмы. Клетки получили название — макрофаги и нейтрофилы.
- Родоначальником теории иммунитета, которая была разработана параллельно с теоретическим учением Мечникова стала концепция немецкого ученого П. Эрлиха. Согласно учению П. Эрлиха, было установлено, что в крови зараженных бактериями животных, появляются микроэлементы, уничтожающие инородные частицы. Белковые вещества получили название — антитела. Характерной особенностью антител является их направленность на сопротивление конкретному микробу.
- Учение М. Ф. Бернета. В основе его теории лежало предположение, что иммунитет представляет собой реакцию антител, направленную на распознание и разделение своих и опасных микроэлементов. Выступает в качестве создателя клонально — селекционной теории иммунной защиты. В соответствии с представленной концепцией один клон лимфоцитов реагирует на один определенный микроэлемент. Обозначенная теория иммунитета была доказана и в результате было выявлено, что иммунная реакция действует в отношении любых чужеродных организмов (трансплантат, опухоль).
- Инструктивная теория иммунитета датой создания считается 1930 год. Основоположниками выступили Ф. Брейнль и Ф. Гауровиц. Согласно концепции ученых, антиген является местом для соединения антител. Антиген также является ключевым элементом иммунного ответа.
- Теория иммунитет была разработана также М. Гейдельбергом и Л. Полингом. Согласно представленному учению образуются соединения из антител и антигенов в виде решетки. Создание решетки будет возможно только при наличии в молекуле антитела три детерминанта для молекулы антигена.
- Концепция иммунитета на основе которой была разработана теория естественного отбора Н. Ерне. Основоположник теоретического учения предположил, что в организме человека присутствует молекулы комплиментарные чужеродным микроорганизмам, которые попадают во внутреннюю среду человека. Антиген не осуществляет соединение и не изменяет существующие молекулы. Он контактирует с соответствующим ему антителом в крови или клетке и объединяется с ним.
Представленные теории иммунитета заложили основу иммунологии и позволили ученым выработать исторически сложившиеся взгляды относительно функционирования иммунной системы человека.
Клеточная
Основоположником клеточной (фагоцитарной) теории иммунитета выступает российский ученый И. Мечников. Изучая морских беспозвоночных ученый установил, что некоторые клеточные элементы поглощают чужеродные частицы, проникающие во внутреннюю среду. Заслуга Мечникова заключается в проведении аналогии между наблюдаемым процессом с участием беспозвоночных и процессом поглощения белыми клеточными элементами крови позвоночных субъектов. В результате исследователь выдвинул мнение согласно которому процесс поглощения выступает в качестве защитной реакции организма, сопровождающейся воспалением. В результате проведенного эксперимента была выдвинута теория клеточного иммунитета.
Клетки, осуществляющие защитные функции в организме, получили название фагоциты.
Отличительные особенности фагоцитов:
- Осуществление защитных функций и вывод токсичных веществ из организма;
- Представление антигенов на мембране клетки;
- Выделение химического вещества из других биологических веществ.
Механизм действия клеточного иммунитета:
- В клеточных элементах происходит процесс прикрепления молекул фагоцитов к бактериям и вирусным частицам. Представленный процесс способствует ликвидации чужеродных элементов;
- Эндоцитоз оказывает влияние на создание фагоцитарной вакуоли — фагосомы. Гранулы макрофагов и азурофильные и специфические гранулы нейтрофила перемещаются к фагосоме, и объединяются с ней, выделяя свое содержимое в ткань фагосомы;
- В процессе поглощения усиливаются генерирующие механизмы — специфический гликолиз и окислительное фосфорилирование в макрофагах.
Гуморальная
Родоначальником гуморальной теории иммунитета выступил немецкий исследователь П. Эрлих. Ученый утверждал, что уничтожение чужеродных элементов из внутренней среды человека является возможным только с помощью защитных механизмов крови. Полученные выводы были представлены в единой теории гуморального иммунитета.
По мнению автора в основе гуморального иммунитета лежит принцип уничтожения чужеродных элементов через жидкости внутренней среды (через кровь). Вещества, которые осуществляют процесс ликвидации вирусов и бактерий, подразделяют на две группы — специфические и неспецифические.
Неспецифические факторы иммунной системы представляют собой полученную по наследству устойчивость человеческого организма к заболеваниям. Неспецифические антитела универсальны и оказывают воздействие на все группы опасных микроорганизмов.
Специфические факторы иммунной системы (белковые элементы). Они создаются В — лимфоцитами, которые образуют антитела, распознающие и уничтожающие инородные частицы. Особенностью процесса является формирование иммунной памяти, которая препятствует вторжению вирусов и бактерий в будущем.
Получить более подробную информацию по данному вопросу можно по ссылке
Заслуга исследователя заключается в установлении факта передачи антител по наследству с молоком матери. В результате формируется пассивная иммунная система. Продолжительность ее действия составляет полгода. После иммунная система ребенка начинает самостоятельно функционировать и вырабатывать собственные клеточные элементы защиты.
Ознакомиться с факторами и механизмами действия гуморального иммунитета можно тут
Автор материала — Самолетова Даная Яковлевна, эндокринолог и терапевт, кандидат медицинских наук. Имеет более 10 лет опыта работы с пациентами. Узнайте здесь, как попасть к ней на прием (город Уфа, РФ) или получить консультацию через Интернет. Не принимайте сильнодействующие лекарства по своей инициативе. Это опасно! Не пытайтесь заменить лечение, назначенное врачом, приемом БАДов.
Развитие иммунологии занимает исторический промежуток свыше 100 лет. За это время в иммунологии был выдвинут целый ряд теорий, которые дополняли друг друга и развивались.
Первая теория иммунитета — теория «боковых цепей» — была создана П. Эрлихом в 1885 г. и сейчас в основном имеет историческое значение, так как в ней автор фактически выразил идею селекционирующей роли антигена. Сущность теории заключается в том, что попавший в организм антиген вступает в прочную специфическую связь с боковыми цепями (рецепторами) протоплазмы, вследствие чего рецепторы нейтрализуются. Токсическое действие антигенов осуществляется путем аналогичного связывания с рецепторами. Нейтрализованные рецепторы заменяются другими, которые продуцируются в большом количестве. Образовавшиеся в избытке специфически связывающие антигены рецепторы отделяются от поверхности клеток, выполняя функции свободных антител в плазме крови. П. Эрлих различал рецепторы 1-го, 2-го и 3-го порядка.
Рецепторы 1-го порядка имеют простое строение. К ним относятся антитоксины. Гаптофорная группа рецепторов реагирует с гаптофорной группой молекулы токсина.
Рецепторы 2-го порядка представлены преципитинами, агглютининами, у которых наряду с гаптофорной группой имеется зимофорная, действующая подобно ферменту. С ее помощью происходит расщепление связанных антигенов.
К рецепторам 3-го порядка относятся гемолизины, бактериолизины и цитолизины, с помощью которых антиген связывается с комплементом (амборецептором).
Теория П. Эрлиха господствовала в учении об иммунитете на протяжении многих десятилетий, однако в значительной степени утратила значение в свете новых данных.
В 1926 г. Морганом была выдвинута теория «бусин на нити», в которой он сделал предположение о линейном расположении генов в хромосоме при синтезе белков и иммуноглобулинов в виде нити жемчуга.
В 1932 г. М. Гейдельбергом и Л. Полингом была выдвинута новая теория иммунитета, названная теорией «решетки», или теорией «одной фазы». В основе теории лежит концепция образования комплексов антиген — антитело в виде решетки. Необходимым условием образования решетки является наличие в молекуле антител более трех антигенных детерминант на каждую молекулу антигена и по два активных центра на каждую молекулу антител. Молекулы антигена являются углами решетки, а молекулы антител — связывающими звеньями. Соединение происходит за счет притяжения полярных групп антигенных детерминант и активного центра.
Кроме «теории решетки» существует «теория двух фаз», созданная Ж. Борде в 1956 г. Она предполагает обволакивание антигенов молекулами антител с образованием первичных комплексов антиген — антитело (первая фаза), после чего происходит снижение поверхностных зарядов комплекса (вторая фаза), что делает возможным их соединение при критическом потенциале (сила сцепления больше силы отталкивания).
В 1930 г. Ф. Брейнлем и Ф. Гауровицем была предложена «инструктивная» теория, которую еще называют теория «матриц», теория «шаблонов». Согласно этой теории каждая иммунокомпетентная клетка благодаря антигену получает инструкцию для структуры образуемой молекулы антител. Антиген, таким образом, является матрицей для синтеза антител. Это представление, известное также как теория матриц, основано на предположении, что любое антитело может быть синтезировано в каждой иммунокомпетентной клетке. Антигенные детерминанты служат матрицами для антидетерминант молекул антител. Эта точка зрения противоречит данным современной молекулярной биологии и в таком виде не может быть принята. Л. Поулинг в 1940 г. предполагал возможность влияния антигенов на конформацию полипептидной цепи молекулы антител. Модификации данной теории по Карушу (1961) и Ф. Гауровицу (1966) также не смогли удовлетворительно объяснить образование антител.
Стремление преодолеть эти возражения привело к созданию в 1949 г. (Ф. Бернет и Ф. Феннер) теории «непрямой матрицы». Они предположили, что все вещества организма, которые могут быть антигенами, несут особую молекулярную группировку, свойственную данному организму. По этой метке лимфоидные клетки отличают «свое» от «чужого». Поэтому теорию непрямой матрицы называют еще теорией «аутометки».
Новые возможности развития теории «матриц» появились в связи с открытием передачи информации с РНК на ДНК (Темин, Мизитани и Балтимор, 1970).
В 1946-1948 гг. Фишером и Рэйтсом была также выдвинута теория множественного действия. Она предполагает, что комплекс резус-факторов кодируется тремя отдельными генами, тесно связанными между собой.
В 1955 г. Н. Ерне возродил принцип П. Эрлиха о существовании в клетках способности синтезировать специфические структуры (антитела) до контакта с антигеном. Была создана теория естественного отбора. Поскольку инструктивная роль маловероятна, Н. Ерне предположил, что каждая клетка — продуцент гамма-глобулинов — спонтанно вырабатывает большой набор молекул, характеризующихся разной специфичностью. В этом наборе всегда есть молекула, комплементарная по своей специфичности тому антигену, который в данный момент попадает в организм. Потенциальные антитела всегда имеются в небольшом количестве. Действительно, в организме человека и животных всегда содержится некоторое количество нормальных антител. Антиген не обеспечивает никакого нового синтеза и не изменяет существующий. В крови или клетке он встречается с соответствующим ему естественным антителом и соединяется с ним. Возникший комплекс служит сигналом для синтеза большого количества данных иммуноглобулинов. Антиген выступает не в роли инструктора, а в роли селектора. Однако в данной теории есть противоречия, которые не объясняют многих вопросов иммунологии.
В настоящее время иммунологи мира пользуются клонально-селекционной теорией, разработанной Ф. Бернетом в 1964 г. Эта теория наиболее полно объясняет основные феномены иммунитета и имеет наименьшее количество возражений.
Теория селекции клонов исходит из четырех основных предположений:
- 1. Обширность популяции лимфоидных клеток в организме — до 1012. Родоначальником всех клеточных форм является ретикулярная клетка. Большинство клеток в лимфоидной ткани представляет собой переходные формы между ретикулярными клетками и их производными. Они объединяются под общим названием бласты.
- 2. Гетерогенность популяции лимфоидных клеток. Она объясняется мутационным процессом, идущим в соматических клетках, составляющих данную популяцию. Поскольку лимфоидная ткань характеризуется постоянно происходящим делением клеток, вся популяция состоит из большого числа клеточных клонов. Гетерогенность и клонированность распространяются и на клетки, способные продуцировать г-глобулины. При этом каждый клон содержит клетки — продуценты одного из возможных вариантов г-глобулина. Специфичность г-глобулина как антитела предопределена генотипом данного клона. В результате мутационного процесса в столь большой популяции накапливаются многочисленные варианты специфичностей, так что они заведомо перекрывают все возможные варианты антигенных детерминант.
Клон — это популяция организмов, происходящая от одного предшественника путем размножения, исключающая обмен генетическим материалом. По данным Ф. Бернета, в организме человека и животных находятся клоны против 10 000 антигенов. Тогда следует допустить, что в лимфоидной популяции должно быть по крайней мере 10000 клонов с преадаптированной способностью вырабатывать соответствующий тому или иному антигену глобулин — антитело.
- 3. Малое количество антигена стимулирует клетку преадаптированного клона к размножению и дифференцировку в сторону клеток — продуцентов антител. Данный клон активно пролиферирует, в течение нескольких дней накапливается большое число продуцентов антител и антитела появляются в крови.
- 4. Большое количество антигена убивает преадаптированные иммунокомпетентные клетки, элиминирует соответствующий клон. Эта предпосылка является основой для распознавания «своего». В процессе эмбрионального развития, когда появляется большое количество вариантов иммунокомпетентных клеток — родоначальниц будущих клонов, возникают и клетки, способные реагировать против собственных антигенов данного организма. Однако, контактируя с избытком антигенов собственного тела, они погибают. Этим также обусловлена и иммунологическая толерантность.
Ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà È. Ìå÷íèêîâà. Ìåõàíèçìû îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë èíñòðóêòèâíûì äåéñòâèåì àíòèãåíîâ. Âîçìîæíîñòü îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ. Ôîðìèðîâàíèå èììóíîëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå àóòîèììóííûõ ðåàêöèé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Òåîðèè èììóíèòåòà
2. Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà
3. Èììóííàÿ ðåãóëÿòîðíàÿ ñèñòåìà
Âûâîäû
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
Ïðèìåðíî çà 80 ëåò, ïðîøåäøèõ ñî âðåìåíè ñîçäàíèÿ Ýðëèõîì ïåðâîé òåîðèè èììóíèòåòà, áûëî ïðåäëîæåíî ìíîãî íîâûõ, ïûòàþùèõñÿ îáúÿñíèòü íåâîñïðèèì÷èâîñòü îðãàíèçìà ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì. Âñå ñóùåñòâóþùèå â íàñòîÿùåå âðåìÿ òåîðèè èììóíèòåòà ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû: ñåëåêòèâíûå è èíäóêòèâíûå. Îäíàêî íè îäíà èç ýòèõ òåîðèé íå ìîæåò ïîêà ïîëíîñòüþ îáúÿñíèòü âñå ôàêòîðû è ÿâëåíèÿ íåâîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà, êàê ê èíôåêöèîííûì àãåíòàì, òàê è ê àíòèãåíàì íåèíôåêöèîííîé ïðèðîäû. Îñíîâíîå îòëè÷èå ñåëåêòèâíûõ è èíäóêòèâíûõ (èíñòðóêòèâíûõ) òåîðèé ñîñòîèò â òîì, ÷òî èíäóêòèâíûå òåîðèè îòâîäÿò àíòèãåíó âåäóùóþ ðîëü â ìåõàíèçìå îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë. Ñîçäàòåëè èíñòðóêòèâíûõ òåîðèé ïðåäïîëàãàþò, ÷òî äî êîíòàêòà ñ àíòèãåíîì â êëåòêàõ îðãàíèçìà íå ñóùåñòâóåò ñòðóêòóð è ìåõàíèçìîâ, ñïîñîáíûõ ñèíòåçèðîâàòü ñïåöèôè÷åñêèå èììóíîãëîáóëèíû. Àíòèãåí êàê áû èíñòðóêòèðóåò êëåòêó, ÷òî åé íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü. Ñîãëàñíî ñåëåêòèâíûì òåîðèÿì, â îðãàíèçìå óæå èìåþòñÿ ñòðóêòóðû è ìåõàíèçìû, ñïîñîáíûå äàâàòü èììóííûé îòâåò. Àíòèãåí òîëüêî îòáèðàåò, ñåëåêöèîíèðóåò íåîáõîäèìûå â äàííûé ìîìåíò ñòðóêòóðû è âêëþ÷àåò èììóííûé ìåõàíèçì â ðàáîòó.
1. Òåîðèè èììóíèòåòà
Äëÿ îáúÿñíåíèÿ ñëîæíûõ è çà÷àñòóþ çàãàäî÷íûõ ìåõàíèçìîâ è ïðîÿâëåíèé èììóíèòåòà ó÷åíûìè áûëî âûñêàçàíî ìíîæåñòâî ãèïîòåç è òåîðèé. Îäíàêî òîëüêî íåìíîãèå èç íèõ ïîëó÷èëè ïðèíöèïèàëüíîå ïîäòâåðæäåíèå èëè áûëè îáîñíîâàíû òåîðåòè÷åñêè, áîëüøèíñòâî æå èìåþò òîëüêî èñòîðè÷åñêîå çíà÷åíèå.
Ïåðâîé ïðèíöèïèàëüíî âàæíîé òåîðèåé áûëà òåîðèÿ áîêîâûõ öåïåé, âûäâèíóòàÿ Ï. Ýðëèõîì (1898). Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè êëåòêè îðãàíîâ è òêàíåé èìåþò íà ñâîåé ïîâåðõíîñòè ðåöåïòîðû, ñïîñîáíûå â ñèëó õèìè÷åñêîãî ñðîäñòâà ñ àíòèãåíîì ñâÿçûâàòü ïîñëåäíèé. Âçàìåí ñâÿçàííûõ àíòèãåíîì ðåöåïòîðîâ êëåòêà âûðàáàòûâàåò íîâûå ðåöåïòîðû. Èçáûòîê èõ ïîñòóïàåò â êðîâü è îáåñïå÷èâàåò èììóíèòåò ê àíòèãåíó. Ýòà òåîðèÿ õîòÿ è íàèâíà â ñâîåé îñíîâå, íî ïðèâíåñëà â èììóíîëîãèþ ïðèíöèï îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë, ñïîñîáíûõ ñâÿçûâàòü àíòèãåí, ò.å. çàëîæèëà îñíîâû ïðåäñòàâëåíèÿ î ãóìîðàëüíîì èììóíèòåòå.
Âòîðîé îñíîâîïîëàãàþùåé òåîðèåé, áëåñòÿùå ïîäòâåðæäåííîé ïðàêòèêîé, áûëà ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà È.È. Ìå÷íèêîâà, ðàçðàáîòàííàÿ â 1890ã. Ó÷åíèå î ôàãîöèòîçå è ôàãîöèòàõ ÿâèëîñü ôóíäàìåíòîì äëÿ èçó÷åíèÿ êëåòî÷íîãî èììóíèòåòà è ïî ñóùåñòâó ñîçäàëî ïðåäïîñûëêè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î êëåòî÷íî-ãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìàõ èììóíèòåòà.
Äîñòîéíû óïîìèíàíèÿ, òàêæå òàê íàçûâàåìûå èíñòðóêòèâíûå òåîðèè, îáúÿñíÿâøèå ìåõàíèçìû îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë èíñòðóêòèâíûì äåéñòâèåì àíòèãåíîâ. Ñîãëàñíî ýòèì òåîðèÿì [Áðåéíëü Ô., Ãàóðîâèòö Ô., 1930; Ïîëèíã Ë., 1940] àíòèòåëà ôîðìèðóþòñÿ â ïðèñóòñòâèè àíòèãåíà, ò.å. àíòèãåí ÿâëÿåòñÿ êàê áû ìàòðèöåé, íà êîòîðîé øòàìïóåòñÿ ìîëåêóëà àíòèòåëà.
Ðÿä òåîðèé [Åðíå Í., 1955; Áåðíåò Ô., 1959] èñõîäèëè èç ïðåäïîëîæåíèÿ î ïðåäñóùåñòâîâàíèè àíòèòåë â îðãàíèçìå ïðàêòè÷åñêè êî âñåì âîçìîæíûì àíòèãåíàì. Îñîáåííî ãëóáîêî è âñåñòîðîííå ýòó òåîðèþ îáîñíîâàë Ô. Áåðíåò â 60-70-å ãîäû íàøåãî ñòîëåòèÿ. Ýòà òåîðèÿ ïîëó÷èëà íàçâàíèå êëîíàëüíî-ñå-ëåêöèîííîé è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå îáîñíîâàííûõ òåîðèé â èììóíîëîãèè.
Ñîãëàñíî òåîðèè Ô. Áåðíåòà ëèìôîèäíàÿ òêàíü ñîñòîèò èç îãðîìíîãî ÷èñëà êëîíîâ êëåòîê, ñïåöèàëèçèðîâàâøèõñÿ íà âûðàáîòêå àíòèòåë ê ðàçíîîáðàçíûì àíòèãåíàì. Êëîíû âîçíèêëè â ðåçóëüòàòå ìóòàöèé êëîíèðîâàíèÿ ïîä âëèÿíèåì àíòèãåíîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ñîãëàñíî òåîðèè, â îðãàíèçìå ïðåäñóùåñòâóþò êëîíû êëåòîê, êîòîðûå ñïîñîáíû âûðàáàòûâàòü àíòèòåëà íà ëþáûå àíòèãåíû. Ïîïàâøèé â îðãàíèçì àíòèãåí âûçûâàåò àêòèâàöèþ «ñâîåãî» êëîíà ëèìôîöèòîâ, êîòîðûé èçáèðàòåëüíî ðàçìíîæàåòñÿ è íà÷èíàåò âûðàáàòûâàòü ñïåöèôè÷åñêèå àíòèòåëà. Åñëè æå äîçà àíòèãåíà, âîçäåéñòâóþùåãî íà îðãàíèçì, âåëèêà, òî êëîí «ñâîèõ» ëèìôîèäíûõ êëåòîê ýëèìèíèðóåòñÿ, óñòðàíÿåòñÿ èç îáùåé ïîïóëÿöèè, è òîãäà îðãàíèçì òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ðåàãèðîâàòü íà ñâîé àíòèãåí, ò.å. îí ñòàíîâèòñÿ ê íåìó òîëåðàíòíûì. Òàê, ïî Ô. Áåðíåòó, ôîðìèðóåòñÿ â ýìáðèîíàëüíîì ïåðèîäå òîëåðàíòíîñòü ê ñîáñòâåííûì àíòèãåíàì. Íàïðèìåð, åñëè ýìáðèîíó èëè íîâîðîæäåííîìó æèâîòíîìó ââåñòè ÷óæåðîäíûå àíòèãåíû, òî âî âçðîñëîì ñîñòîÿíèè îí íå áóäåò íà íèõ ðåàãèðîâàòü êàê íà ÷óæèå.
 çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà àíòèãåíà è óñëîâèé âíóòðåííåé ñðåäû ëèìôîöèòû äèôôåðåíöèðóþòñÿ íà Â- èëè Ò-ëèìôîöèòû. Â-ëèìôîöèòû ïðîäóöèðóþò àíòèòåëà è îáåñïå÷èâàþò ãóìîðàëüíûé èììóíèòåò, à Ò-ëèìôîöèòû îñóùåñòâëÿþò íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ àíòèãåíîì è îáóñëîâëèâàþò êëåòî÷íûé èììóíèòåò.
Òåîðèÿ Ô. Áåðíåòà îáúÿñíÿåò ìíîãèå èììóíîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè (àíòèòåëîîáðàçîâàíèå, ãåòåðîãåííîñòü àíòèòåë, òîëåðàíòíîñòü, èììóíîëîãè÷åñêóþ ïàìÿòü), îäíàêî íå îáúÿñíÿåò ïðåäñóùåñòâîâàíèÿ êëîíîâ ëèìôîöèòîâ, ñïîñîáíûõ îòâå÷àòü íà ðàçíîîáðàçíûå àíòèãåíû. Ïî Ô. Áåðíåòó, ñóùåñòâóåò îêîëî 10 000 òàêèõ êëîíîâ. Îäíàêî ìèð àíòèãåíîâ íàìíîãî áîëüøå è îðãàíèçì ñïîñîáåí îòâå÷àòü íà ëþáîé èç íèõ. Íà ýòè âîïðîñû òåîðèÿ íå îòâå÷àåò.
Ñöèëëàðä â 1960 ã. ïðåäëîæèë òåîðèþ îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë ñ ïîçèöèé èììóíîãåíåòèêè. Îí ïîëàãàåò, ÷òî â ãåíîìå êàæäîé êëåòêè, âõîäÿùåé â èììóííóþ ñèñòåìó, èìååòñÿ íàáîð çàêîäèðîâàííîé èíôîðìàöèè î ó-ãëîáóëèíàõ ðàçëè÷íîé ñïåöèôè÷íîñòè. Ýòè ãåíû îáû÷íî íàõîäÿòñÿ â êëåòêàõ â çàòîðìîæåííîì (ðåïðåññèâíîì) ñîñòîÿíèè. Àíòèãåíû, ïðîíèêøèå â êëåòêó, ñîåäèíÿþòñÿ ñ ôåðìåíòîì, êîòîðûé îáóñëîâëèâàåò ñèíòåç âåùåñòâà-ðåïðåññîðà, ïîäàâëÿþùåãî ðàáîòó ãåíîâ. Ïîñêîëüêó ôåðìåíò áëîêèðîâàí, òî ðåïðåññîð íå âûðàáàòûâàåòñÿ è åãî äåéñòâèå íà ãåíû ñíèìàåòñÿ. Ãåíû íà÷èíàþò ðàáîòàòü, è êëåòêà ïðîäóöèðóåò àíòèòåëà, ñîîòâåòñòâóþùèå ââåäåííîìó àíòèãåíó. Îäíîâðåìåííî êëåòêà íà÷èíàåò äåëèòüñÿ è äèôôåðåíöèðîâàòüñÿ.
Íåêîòîðóþ ÿñíîñòü â ýòî ïðåäñòàâëåíèå âíåñ àìåðèêàíñêèé ó÷åíûé Ñ. Òîíåãàâà, êîòîðûé â 1988 ã. îáîñíîâàë ñ ãåíåòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ âîçìîæíîñòü îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ ïðàêòè÷åñêè êî âñåì ìûñëèìûì àíòèãåíàì. Ýòà òåîðèÿ èñõîäèò èç òîãî, ÷òî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ ïðîèñõîäèò ïåðåòàñîâêà ãåíîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îáðàçóþòñÿ ìèëëèîíû íîâûõ ãåíîâ. Ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåíñèâíûì ìóòàöèîííûì ïðîöåññîì. Îòñþäà èç V- è Ñ-ãåíîâ, ãåíîâ Í- è L-öåïåé ìîæåò âîçíèêíóòü îãðîìíîå ÷èñëî ãåíîâ, êîäèðóþùèõ ðàçíîîáðàçíûå ïî ñïåöèôè÷íîñòè èììóíîãëîáóëèíû, ò.å. ïðàêòè÷åñêè ñïåöèôè÷íûå ê ëþáîìó àíòèãåíó.
Ñëåäóåò óïîìÿíóòü òàêæå òåîðèþ ñåòåé ðåãóëÿöèè (èììóííîé ñåòè), îñíîâíîé ñòåðæíåâîé èäååé, êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ âûäâèíóòàÿ àìåðèêàíñêèì ó÷åíûì Í. Åðíå â 1974 ã. èäèîòèï-àíòèèäèîòèïè÷åñêàÿ ðåãóëÿöèÿ. Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè èììóííàÿ ñèñòåìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé öåïü âçàèìîäåéñòâóþùèõ èäèîòèïîâ è àíòè-èäèîòèïîâ, ò. å. ñïåöèôè÷åñêèõ ñòðóêòóð àêòèâíîãî öåíòðà àíòèòåë, ñôîðìèðîâàííûõ ïîä âëèÿíèåì àíòèãåíà. Ââåäåíèå àíòèãåíà âûçûâàåò êàñêàäíóþ öåïíóþ ðåàêöèþ îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë 1-ãî, 2-ãî, 3-ãî è ò.ä. ïîðÿäêîâ.  ýòîì êàñêàäå àíòèòåëî 1-ãî ïîðÿäêà âûçûâàåò îáðàçîâàíèå ê ñåáå àíòèòåëà 2-ãî ïîðÿäêà, ïîñëåäíåå âûçûâàåò îáðàçîâàíèå àíòèòåëà 3-ãî ïîðÿäêà è ò.ä. Ïðè ýòîì àíòèòåëî êàæäîãî ïîðÿäêà íåñåò «âíóòðåííèé» îáðàç àíòèãåíà, êîòîðûé ïåðåäàåòñÿ ýñòàôåòíî â öåïè îáðàçîâàíèÿ àíòè-èäèîòèïè÷åñêèõ àíòèòåë.
Äîêàçàòåëüñòâàìè ýòîé òåîðèè ÿâëÿþòñÿ ñóùåñòâîâàíèå àíòè-èäèîòèïè÷åñêèõ àíòèòåë, íåñóùèõ «îáðàç» àíòèãåíà è ñïîñîáíûõ âûçâàòü èììóíèòåò ê ýòîìó àíòèãåíó, à òàêæå ñóùåñòâîâàíèå ñåíñèáèëèçèðîâàííûõ ê àíòèèäèîòèïè÷åñêèì àíòèòåëàì Ò-ëèìôîöèòîâ, íåñóùèõ íà ñâîåé ïîâåðõíîñòè ðåöåïòîðû ýòèõ àíòèòåë.
Ñ ïîìîùüþ òåîðèè Í. Åðíå ìîæíî îáúÿñíèòü ôîðìèðîâàíèå èììóíîëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå àóòîèììóííûõ ðåàêöèé. Îäíàêî ýòà òåîðèÿ íå îáúÿñíÿåò ìíîãèõ ÿâëåíèé èììóíèòåòà, íàïðèìåð, êàê îòëè÷àåò îðãàíèçì «ñâîå» îò «÷óæîãî», ïî÷åìó ïàññèâíûé èììóíèòåò íå ïåðåõîäèò â àêòèâíûé, êîãäà è ïî÷åìó çàòèõàåò êàñêàä àíòèèäèîòèïè÷åñêèõ ðåàêöèé è ò.ä. èììóíèòåò àíòèãåí ôàãîöèòàðíûé
 60-å ãîäû âûäàþùèéñÿ ñîâåòñêèé èììóíîëîã Ï.Ô. Çäðîäîâñêèé ñôîðìóëèðîâàë ôèçèîëîãè÷åñêóþ êîíöåïöèþ èììóíîãåíåçà — ãèïîòàëàìî-ãèïîôèçàäðåíàëîâóþ òåîðèþ ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà. Îñíîâíàÿ èäåÿ òåîðèè ñâîäèëàñü ê òîìó, ÷òî ðåãóëèðóþùóþ ðîëü â îáðàçîâàíèè àíòèòåë èãðàþò ãîðìîíû è íåðâíàÿ ñèñòåìà, à ïðîäóêöèÿ àíòèòåë ïîä÷èíÿåòñÿ îáùèì ôèçèîëîãè÷åñêèì çàêîíîìåðíîñòÿì. Îäíàêî òåîðèÿ íå êàñàåòñÿ êëåòî÷íûõ è ìîëåêóëÿðíûõ ìåõàíèçìîâ èììóíîãåíåçà
2. Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà
Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà — âîçäåéñòâèÿ íà àêòèâíîñòü èììóííûõ îðãàíîâ, èçìåíÿþùèå èììóííûå îòâåòû.
Èçìåíåíèå èììóííûõ îòâåòîâ ïîä âëèÿíèåì ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ïèòàíèÿ, ñòåïåíè ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ, ïðèâû÷åê, êëèìàòà è ò.ä. íàçûâàþò ðåãóëÿöèåé èììóíèòåòà. Èñïîëíèòåëüíûìè ìåõàíèçìàìè ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà ó ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ àâòîíîìíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ýíäîêðèííûå îðãàíû. Âûÿâëåí îòíîñèòåëüíûé àíòàãîíèçì âëèÿíèé ñèìïàòè÷åñêîé è ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåì, à òàêæå êàòåõîëàìèíîâûõ è èíñóëèíîïîäîáíûõ ãîðìîíîâ íà èììóíèòåò.
Ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ñîõðàíÿòü ïîñòîÿíñòâî êëåòîê è òêàíåé ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïñèõè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî, áèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, âîçðàñòà, íàñëåäñòâåííîñòè, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ, ïèòàíèÿ, êëèìàòà, ïîâåäåíèÿ. Èíà÷å ãîâîðÿ, èììóíèòåò ðåãóëèðóåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ÷åëîâåêà.
Îáùèå ïîëîæåíèÿ ðåãóëÿöèè ôóíêöèé, òàêèå êàê âåäóùàÿ ðîëü ïñèõèêè, âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, íåðâíûõ ðåãóëÿöèé (íåðâèçì) ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì (ñóáîðäèíàöèîííûå îòíîøåíèÿ), îáùèõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ëîêàëüíûìè è äð., ïîëíîñòüþ ïðèëîæèìû ê ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà.
Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà àêòèâíîñòü èììóííîé ñèñòåìû èçìåíÿåòñÿ òàê, ÷òîáû îáåñïå÷èòü âûæèâàíèå. Òàêèå èçìåíåíèÿ èììóíèòåòà îïîñðåäóþòñÿ ÖÍÑ, ÀÍÑ, ãóìîðàëüíûìè è ãîðìîíàëüíûìè âëèÿíèÿìè. Ôàêòîðû, ïîäòâåðæäàþùèå ðîëü ïñèõèêè è ÂÍÄ, ðåàëèçóþùèåñÿ ÷åðåç àêòèâíîñòü ÖÍÑ, ÀÍÑ è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ, â ðåãóëÿöèè ñîñòîÿíèÿ èììóíèòåòà ÷åëîâåêà øèðîêî èçâåñòíû. Òàê, óñòàíîâëåíà ñâÿçü ìåæäó òèïîì ÂÍÄ ÷åëîâåêà è îñîáåííîñòÿìè èììóííîãî îòâåòà, à òàêæå îáðàòíûå çàâèñèìîñòè — èçìåíåíèÿ óñëîâíî ðåôëåêòîðíîé äåÿòåëüíîñòè âñëåäñòâèå èììóíèçàöèè (â îñîáåííîñòè ïðè ïåðâè÷íîì îòâåòå). Ýìîöèîíàëüíûé ñòðåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì ïðîëèôåðàöèè åñòåñòâåííûõ êëåòîê-êèëëåðîâ (ÅÊÊ), ïîâûøåíèåì àêòèâíîñòè òèìóñ-çàâèñèìûõ ëèìôîöèòîâ-õåëïåðîâ, à íåâðîç — ñíèæåíèåì àêòèâíîñòè ýòîé ãðóïïû ëèìôîöèòîâ.
Äåïðåññèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ îáùèì ñíèæåíèåì ëåéêîöèòîâ, Ò- õåëïåðîâ è Ò- ñóïðåññîðîâ, à òàêæå ÅÊÊ. Â ãèïîòàëàìóñå âûÿâëåíû âîëîêíà, ñîäåðæàùèå èíòåðëåéêèí 1-1b, îïîñðåäóþùèé ðåàêöèþ ñòðóêòóðû ìîçãà íà íåáëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ (îõëàæäåíèå, ïåðåãðåâàíèå, ïåðåíàïðÿæåíèå è ò.ä.).
Óñòàíîâëåíî, ÷òî ó ëåâøåé ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àëëåðãè÷åñêèå è àóòîèììóííûå çàáîëåâàíèÿ.
Çà ïîñëåäíèå ãîäû óñòàíîâëåíî, ÷òî ãèïîôèç è ýïèôèç ñ ïîìîùüþ îñîáûõ ïåïòèäíûõ áèîðåãóëÿòîðîâ, ïîëó÷èâøèõ íàèìåíîâàíèå «öèòîìåäèíû», êîíòðîëèðóþò äåÿòåëüíîñòü òèìóñà. Ïåðåäíÿÿ äîëÿ ãèïîôèçà ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ïðåèìóùåñòâåííî êëåòî÷íîãî, à çàäíÿÿ — ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà.
Ìåäèàòîðàìè èììóííîãî îòâåòà ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ãëþêîêîðòèêîèäû, íåéðîïåïòèäû, äð.), à òàêæå ïîëèïåïòèäû êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû.  ÷àñòíîñòè, èììóííûå ðåàêöèè ìîäóëèðóþòñÿ ÀÊÒÃ, è äð. ãîðìîíàìè àäåíîãèïîôèçà). Ýòè ãîðìîíû âîçäåéñòâóþò íà ðåöåïòîðû êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû. Íàïðèìåð, ìåòýíêåôàëèí ñòèìóëèðóåò ôîðìèðîâàíèå àíòèòåëîïðîäóöèðóþùèõ êëåòîê, ðîñò êëåòî÷íûõ êîëîíèé â òèìóñå è ñåëåçåíêå. Îäíàêî êîíöåíòðàöèÿ áåòà — ýíäîðôèíîâ â ïëàçìå ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì ôàêòîðîì â ïîÿâëåíèè êîíå÷íîãî ýôôåêòà: íèçêèå êîíöåíòðàöèè (1/10-14 ìîëü) ñòèìóëèðóþò, à áîëåå âûñîêèå ïîäàâëÿþò ïðîäóêöèþ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèãåðïåòè÷åñêèõ ñèñòåì.
Âàæíûì ôàêòîðîì ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà ÿâëÿåòñÿ õàðàêòåð è òèï ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ. Ïîëèíåíàñûùåííûå æèðíûå êèñëîòû ïèùè ïîäàâëÿþò àêòèâíîñòü ÅÊÊ, óñèëèâàþò ñèíòåç ïðîñòàãëàíäèíà ÈÃÅ. Íàîáîðîò, àðàõèäîíîâàÿ êèñëîòà ïèùè, ïîäàâëÿÿ ñèíòåç ÏÃÅ, ñòèìóëèðóåò èììóíèòåò. Îãðàíè÷åíèå áåëêîâîé ïèùè âûçûâàåò ñíèæåíèå àêòèâíîñòè Ò-õåëïåðîâ, ìèãðàöèþ ìàêðîôàãîâ è èõ ñïîñîáíîñòü îáðàçîâûâàòü àíòèòåëà. Ñîñòàâ ôëîðû êèøå÷íèêà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò ñîñòîÿíèå èììóíèòåòà ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, êîðèíåáàêòåðèè JÊ ïðÿìîé êèøêè âûÿâëÿþòñÿ ó ëþäåé ñ âûðàæåííûì èììóíîäåôèöèòîì (ëåéêîç, ÑÏÈÄ, äð.). Èììóíîðåãóëÿöèÿ ëèïîïðîòåèäàìè íèçêîé ïëîòíîñòè, ïîÿâëÿþùèìèñÿ â ïëàçìå êðîâè ïîñëå ïðèåìà ïèùè, îïîñðåäóåòñÿ ÷åðåç ðåöåïòîðû èììóíîêîìïåòåíòíûõ êëåòîê.
 çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà îïðåäåëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì ñåðîòîíèíà â êëåòêàõ êèøå÷íèêà (äî 90% îò îáùåãî êîëè÷åñòâà).
Îïèñàíû áèîðèòìîëîãè÷åñêèå è âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ èììóíèòåòà çäîðîâîãî ÷åëîâåêà. Òàê, â óòðåííèå ÷àñû íàáëþäàåòñÿ ìàêñèìóì Ò- ëèìôîöèòîâ è ìèíèìóì Â-ëèìôîöèòîâ, à ôàãîöèòîç è óðîâåíü ïðîïåðäèíà íàèáîëåå âûñîêè â äíåâíîå è âå÷åðíåå âðåìÿ, ñíèæàÿñü íî÷üþ è óòðîì. Èììóíîðåàêòèâíîñòü èìååò ñåçîííûå êîëåáàíèÿ — ñíèæàåòñÿ âåñíîé è îñåíüþ. Ñ âîçðàñòîì íàðàñòàåò ÷èñëî àíîìàëüíûõ êëåòîê. Íàïðèìåð, ñïîíòàííûå ïåðåñòðîéêè õðîìîñîì â êëåòêàõ êðîâè ñîñòàâëÿþò ïî÷òè 3% ó ëèö ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû (50-80 ëåò). Ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ýòîì âîçðàñòå íàáëþäàåòñÿ ñíèæåíèå èììóííûõ ðåàêöèé íà èíîðîäíûå êëåòêè-ìóòàíòû. Ïðè÷èíîé ýòîãî ÿâëÿåòñÿ óõóäøåíèå èììóííîãî îïîçíàíèÿ ñîáñòâåííûõ Àà âñëåäñòâèå äåôåêòîâ êëåòî÷íûõ ðåöåïòîðîâ, àêòèâíîñòè ìàêðîôàãîâ, ò.ä. Êðîìå òîãî, â óêàçàííîì âîçðàñòå îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ ëèìôîöèòîâ(1,5õ 109/ë â 50 ëåò ñðàâíèòåëüíî ñ 2,0õ 109/ë â 20 ëåò). Ó ëèö ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû óñèëèâàþòñÿ àóòîèììóííûå ðåàêöèè âñëåäñòâèå íàêîïëåíèÿ òêàíåâûõ êîìïëåêñîâ ÀÃ-ÀÒ(íàïðèìåð, ê ãåìîãëîáèíó), íàðóøåíèÿ ñîîòíîøåíèÿ èììóíî-ãëîáóëèíîâ (ïðåîáëàäàíèå ïðîäóêöèè IgÌ è ñíèæåíèå ïðîäóêöèè IgG è IgÀ).
Áåðåìåííîñòü ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì ñîäåðæàíèÿ êîìïëåìåíòà Ñç, óñèëåíèåì ôàãîöèòàðíîé è áàêòåðèöèäíîé àêòèâíîñòè ëåéêîöèòîâ. Íà ðàííèõ ñðîêàõ áåðåìåííîñòè èììóíèòåò ñïåöèôè÷åñêè ïîäàâëÿåòñÿ, ÷òî ïðåäîòâðàùàåò îòòîðæåíèå çàðîäûøåâûõ êëåòîê, íåñóùèõ ïðèçíàêè ÷óæåðîäíîñòè.
Òàêèì îáðàçîì, àêòèâíîñòü èììóííûõ îðãàíîâ, ñâÿçàííûõ ñî âñåìè ñèñòåìàìè îðãàíèçìà — êðîâîîáðàùåíèåì, êðîâüþ, äûõàíèåì, ìåòàáîëèçìîì, ò.ä. — ìåíÿåòñÿ íå òîëüêî ïîä âëèÿíèåì ôàêòîðîâ, èñõîäÿùèõ èç èììóííûõ îðãàíîâ, íî è ìíîãèõ äðóãèõ. Ïîñëåäíèå ìîãóò íå òîëüêî ñïîñîáñòâîâàòü, íî è ïðåïÿòñòâîâàòü îñóùåñòâëåíèþ íîðìàëüíûõ ñàìîðåãóëÿòîðíûõ âëèÿíèé èììóííîé ñèñòåìû, êàê ñòàáèëèçèðîâàòü, òàê è óõóäøàòü èììóííûå îòâåòû.
3. Èììóííàÿ ðåãóëÿòîðíàÿ ñèñòåìà
 ïîñëåäíåå âðåìÿ âûñêàçàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî ñóùåñòâóåò íå äâå ñèñòåìû ðåãóëÿöèè (íåðâíàÿ è ãóìîðàëüíàÿ), à òðè (íåðâíàÿ, ãóìîðàëüíàÿ è èììóííàÿ). Èììóíîêîìïåòåíòíûå êëåòêè ñïîñîáíû âìåøèâàòüñÿ â ìîðôîãåíåç, à òàêæå ðåãóëèðîâàòü òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé. Íå ïîäëåæèò ñîìíåíèþ, ÷òî Ò-ëèìôîöèòû èãðàþò ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü â ðåãåíåðàöèè òêàíåé. Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî Ò-ëèìôîöèòû è ìàêðîôàãè îñóùåñòâëÿþò «õåëïåðíóþ» è «ñóïðåññîðíóþ» ôóíêöèè â îòíîøåíèè ýðèòðîïîýçà è ëåéêîïîýçà. Ëèìôîêèíû è ìîíîêèíû, âûäåëÿåìûå ëèìôîöèòàìè, ìîíîöèòàìè è ìàêðîôàãàìè, ñïîñîáíû èçìåíÿòü äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé ñèñòåìû, îðãàíîâ äûõàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, ðåãóëèðîâàòü ñîêðàòèòåëüíûå ôóíêöèè ãëàäêîé è ïîïåðå÷íî-ïîëîñàòîé ìóñêóëàòóðû.
Îñîáåííî âàæíàÿ ðîëü â ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðèíàäëåæèò èíòåðëåéêèíàì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ «ñåìüåé ìîëåêóë íà âñå ñëó÷àè æèçíè», òàê êàê âìåøèâàþòñÿ âî âñå ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îðãàíèçìå.
Èììóííàÿ ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ãîìåîñòàçà. Ýòà ôóíêöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ çà ñ÷åò âûðàáîòêè àóòîàíòèòåë, ñâÿçûâàþùèõ àêòèâíûå ôåðìåíòû, ôàêòîðû ñâåðòûâàíèÿ êðîâè è èçáûòîê ãîðìîíîâ.
Èììóíîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ãóìîðàëüíîé, òàê êàê áîëüøèíñòâî ôèçèîëîãè÷åñêèõ è áèîõèìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè ãóìîðàëüíûõ ïîñðåäíèêîâ. Îäíàêî íåðåäêî èììóíîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íîñèò ïðèöåëüíûé õàðàêòåð è òåì ñàìûì íàïîìèíàåò íåðâíóþ. Ëèìôîöèòû è ìîíîöèòû, à òàêæå äðóãèå êëåòêè, ïðèíèìàþùèå ó÷àñòèå â èììóííîì îòâåòå, îòäàþò ãóìîðàëüíûé ïîñðåäíèê íåïîñðåäñòâåííî îðãàíó-ìèøåíè. Îòñþäà ïðåäëîæåíèå íàçâàòü èììóíîëîãè÷åñêóþ ðåãóëÿöèþ êëåòî÷íî-ãóìîðàëüíîé. Îñíîâíóþ ðîëü â íåé ñëåäóåò îòâåñòè ðàçëè÷íûì ïîïóëÿöèÿì Ò-ëèìôîöèòîâ, îñóùåñòâëÿþùèõ «õåëïåðíûå» è «ñóïðåññîðíûå» ôóíêöèè ïî îòíîøåíèþ ê ðàçëè÷íûì ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññàì.
Ó÷åò ðåãóëÿòîðíûõ ôóíêöèé èììóííîé ñèñòåìû ïîçâîëÿåò âðà÷àì ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëüíîñòåé ïî-íîâîìó ïîäîéòè ê ðåøåíèþ ìíîãèõ ïðîáëåì êëèíè÷åñêîé ìåäèöèíû.
Âûâîäû
Çà ïîñëåäíèå 10 ëåò áûëî ñäåëàíî ÷åòûðå íîâûõ îòêðûòèÿ, êîòîðûå ïîçâîëèëè ïîäîéòè ê èçó÷åíèþ êëåòî÷íûõ îñíîâ èììóíîëîãè÷åñêîãî ðàñïîçíàâàíèÿ:
îòêðûòû àíòèãåíñâÿçûâàþùèå ðåöåïòîðû Â-ëèìôîöèòîâ,
âûÿâëåíà êîîïåðàöèÿ Â- è Ò-ëèìôîöèòîâ â ïðîöåññå äèôôåðåíöèàöèè Â-êëåòîê â àíòèòåëîîáðàçóþùèå êëåòêè;
äîêàçàíî ðàçíîîáðàçèå ïîïóëÿöèè Ò- è Â-ëèìôîöèòîâ, ñîñòîÿùåé èç ñóáïîïóëÿöèé;
ïîêàçàíî çíà÷åíèå äëÿ ïåðâè÷íîãî èììóíîëîãè÷åñêîãî ðàñïîçíàâàíèÿ ÷óæåðîäíîãî àãåíòà Ò-ëèìôîöèòîâ.
Çíà÷èòåëüíûå óñïåõè äîñòèãíóòû èììóíîãåíåòèêîé.  ëèìôîèäíûõ êëåòêàõ íàéäåíû ñòðóêòóðíûå ãåíû, êîòîðûå êîíòðîëèðóþò âûðàáîòêó èììóíîãëîáóëèíîâ.
Ñòðåññ, à òàêæå äåïðåññèè óãíåòàþò èììóíèòåò, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ íå òîëüêî ïîâûøåííîé âîñïðèèì÷èâîñòüþ ê ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèÿì, íî è ñîçäàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ çëîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé.
Ëèòåðàòóðà
1. Âåðøèãîðà À.Þ. ²ìóíîëîã³ÿ. — Ê.: Âèùà øêîëà, 2005.
2. Âîðîáüåâ À.À. Ìèêðîáèîëîãèÿ è èììóíîëîãèÿ. Ì., 1999.
3. Ãåðõàðäò Ô. Ìåòîäû îáùåé áàêòåðèîëîãèè. Ò. 1,2,3. Ì., 1983.
4. Çåíãáóø Ï. Ìîëåêóëÿðíàÿ è êëåòî÷íàÿ áèîëîãèÿ. Ò. 1, 2, 3. Ì., 1982.
5. Êî÷åìàñîâà Ç. Í. Ìèêðîáèîëîãèÿ. Ì., 1984.
6. ËàáèíñêàÿÀ. Ñ. Ìèêðîáèîëîãèÿ ñ òåõíèêîé ìèêðîáèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèé. Ì., 1992.
7. ËóðèÿÑ. Îáùàÿ âèðóñîëîãèÿ. Ì., 1970.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…