Теории происхождения дипломатических иммунитетов и привилегий

3 теории об основаниях дипломатических привилегий и иммунитетов.

Теория экстерриториальности послы, если и пребывают физически на территории другого гос-ва, в юридическом смысле рассматриваются как продолжающие находится на территории своего суверена, и следовательно, вне территории (extra territorium).

Теория представительного характера проистекает из учения Г. Гроция о посольской неприкосновенности. «Посол представляет особу своего монарха, — пишет Г. Гроций, — он находится как бы вне территории того гос-ва, где выполняет свои функции».

Теория функциональной необходимости, согласно которой объем привилегий и иммунитетов определяется функциями, которые выполняет дипломатический представитель.

Привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективно­го осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих гос-ва».

Различаются приви­легии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительст­ва.В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях 1961 г. помещения представительства непри­косновенны. Власти гос-ва пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как са ми помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизи­ции, аресту и исполнительным действиям.

Возлагает на гос-во пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защи­ты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоин­ства. Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Помещения представительства как собст­венные, так и наемные освобождены от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Под привилегиямипонимаются особые правовые преимущества, такие как право на пользование специальными знаками, флагом и эмблемой своего гос-ва на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения, право организовать свою жизнь в гос-ве пребывания на основе обычаев и традиций своей страны.

Согласно Венской Конвенции гос-во пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях гос-во может использовать дипломатических курьеров и закодированные депеши. право на специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры), Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необхо­димо согласие гос-ва пребывания.

В соответствии с МП национальное законодательство предусмат­ривает таможенные льготы. Дипломатические представи­тельства освобождены от таможенных платежей при ввозе в нашу страну и вывозе из нее товаров, предназначен­ных для официального пользования представительств (ст. 299 ТК РФ).

Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.Личностьдипломатического агента, включая главу ди­пломатического представительства, непри­косновенна. Гос-во пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.

Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных гос-в пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от административной юрисдикции разрешается в соответствии с нормами МП (ст. 2.6 КоАП РФ ).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории гос-ва пребыва­ния, если только дипломат не владеет им от имени аккредитую­щего гос-ва для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего гос-ва;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в гос-ве пребывания за пределами официальных функций.

Со­гласно ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношени­ях дипломатический агент не должен заниматься в гос-ве пребывания профессиональной или коммерческой деятельно­стью в целях личной выгоды.

Иммунитет дипло­мата от юрисдикции гос-ва пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего гос-ва.

Дипломатический агент не обязан давать показания в каче­стве свидетеля.

Частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30 Венской Конвенции 1961 г).

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, вклю­чаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

В соответствии со ст. 300 Таможенного кодекса РФ ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предпола­гать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.

На основе ст. 35 Венской Конвенции 1961 г дипломатический агент освобождается от всех трудовых и гос-венных повинностей.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами гос-ва пребывания.

Источник

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Многовековая практика государств предоставлять при­вилегии и иммунитеты посланникам других государств все­гда представляла интерес для правоведов, которые пытались обосновать и объяснить этот факт с помощью разных концеп­ций и теорий.

Читайте также:  Чем повышать иммунитет взрослому

Обоснование иммунитетов и привилегий в отношении по­сланников других государств обычно начинается с общепри­знанного правила: на все лица и все предметы, находящиеся в суверенном государстве, распространяется юрисдикция этого государства. Данное правило, например, вытекает из п. 1 ст. 4 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: «Суве­ренитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Основоположник теории международного права Гуго Гроций, признавая это правило, делает из него исклю­чение, основанное на соглашении государств между собой, которое относится к послам. Послы, в силу условности между государствами, считаются: а) как бы замещающими тех, кто их послал; б) как бы extra territorium’ (находящимися вне данной территории) и поэтому не связаны законами народа, среди которого они живут[24].

В литературе по международному праву широко признано, что термин «extra territorialitas» вошел в употребление го­раздо позже, чем ст ал применяться в качестве принципа.

Сущность теории экстерриториальности состояла в том, что посол, пребывая физически на территории иностранного государства, в юридическом продолжал оставаться на территории своего суверена, таким образом, как бы вне территории (extra territorium) государства пребывания. То же относится и к территории посольства или миссии. Таким образом, на помещения представительства и дипломатических агентств, согласно этой теории, не может ни в какой степени распространяться юрисдикция государства, на территории которого они фактически выполняют свои функции — для них продолжает действовать национальное право аккредитующего государства

Теория экстерриториальности, разработанная Г. Гроцием, основывается на юридической фикции, согласно которой по­мещение посольства, частная резиденция дипломатического агента являются частью территории аккредитующего госу­дарства, находящейся вне сферы территориальной юрисдик­ции государства пребывания. Несмотря на то, что эта теория во все исторические эпохи была юридической фикцией ( в разной степени), она оставила в теории и практике дипломатического права заметный след. До сих пор бытует представление, нередко поддерживаемое и средствами массовой информации, что здание посольства и земельный участок, на которм оно расположено, являются частью территории аккредитующего государства, хотя в действительности речь может идти лишь о неприкосновенности занимаемого представительством участка не имеет в данном случае значения — он остаётся территорией другого государства, которе в случае необходимости может потребовать перевода посольства в другое место с предоставление нового участка.

Ш. Монтескье подчеркивал: «Международное право тре­бует, чтобы государи посылали друг другу послов, и здравый смысл, вытекающий из природы вещей, не позволяет, чтобы эти послы зависели от монарха, к которому они посылаются, или от его судов. Они — голос государя, пославшего их, и го­лос этот должен быть свободным»[25].

Экстерриториальность имеет своим юридическим основа­нием, с одной стороны, отказ от осуществления территори­альной власти (изъятие в пользу посла); с другой стороны, обеспечение осуществления экстерриториальной власти (граж­данство, подданство, посла).

Привилегия дипломата, состоящая в том, что его личность объявляется неприкосновенной от ареста, предоставляется ему не ради него самого, а ради тех, кого он представляет. Данное положение, например, следующим образом закреп­лено в преамбуле КДС: «…привилегии и иммунитеты предо­ставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функции дипломатических представительств как органов, представляющих государства».

В науке международного права также придерживаются этого положения: «В большинстве миролюбивых правовых государств предоставленные дипломатам привилегии и имму­нитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключительных обстоятельствах и в отдельных странах только официальное признание вза­имно применимых привилегий и иммунитетов дает возмож­ность поддерживать дипломатические отношения»[26].

Слово «иммунитет» (от лат. immunitas) — неподвержен­ность, независимость, под которым понимаются изъятия из юрисдикции государства пребывания, а под привилегиями — особые правовые пр

Профессор И.П. Блищенко подчеркивал, что, «хотя обос­нование привилегий и иммунитетов едино, конкретный их объем в силу разницы субъектов привилегий и иммунитетов и осуществляемых ими функций различен». Он далее дает определение: «Под привилегиями разумеются особые право­вые преимущества некоторых иностранцев как глав и пр’ед- ставителей государств. Наиболее существенными из этих преимуществ являются: право на усиленную защиту от пося­гательств и оскорблений; право пользования в определенных случаях специальными знаками и эмблемами (например, своим флагом)…». «Под иммунитетом разумеется принцип (и отдельные виды) изъятия глав государств, глав и членов правительств, членов парламента и представителей иностран­ных государств, имуществ таких государств и лиц, а также иностранных военных сил и государственных кораблей за гра­ницей из принудительного воздействия со стороны суда, фи­нансового аппарата и служб безопасности страны, где такие иностранные лица и имущество находятся, изъятия, в част­ности, и из исков, арестов, обысков, допросов, эмбарго и реквизиций».

Смотря по тому, кто пользуется иммунитетом, профессор И.П. Блищенко выделяет иммунитеты суверена (глава госу­дарства, глава правительства), иммунитет дипломатический, консульский, международных должностных лиц. Он заклю­чает: «С точки зрения юридической силы различия между иммунитетом и привилегией нет, и в настоящее время это единство все более и более крепнет…».[27]

Изначально дипломатические привилегии и иммунитеты основывались на теории о представительном характере, получившей распространение в средние века. Согласно этой теории, посол является представителем, своего рода воплощением монарха на территории иностранного государства. Нарушение неприкосновенности посла, таким образом, есть оскорбление его государя, что и было прямым обоснованием необходимости иммунитета. Позже, в новое время получила распространение концепция о том, что дипломатический агент представляет не только монарха, но и государство в целом.

Читайте также:  Профилактика инфекционных болезней понятия иммунитета

Ныне все чаще обращается внимание специалистов на тот факт, что теория о представительном характере в нынешних условиях не применима к дипломатическим представитель­ствам и членам их персонала, ибо они представляют не суве­ренов, а государства. В преамбуле КДС подчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются для обеспече­ния функции дипломатических представительств «как орга­нов, представляющих государства».

Исходя из теории экстерриториальности, считается, что дипломатический агент не покидал территории аккредиту­ющего государства и не может подпадать под действие за­конов и правил государства пребывания. Из этого следует логический вывод о том, что всякое посягательство на экстер­риториальный статус должно рассматриваться как нарушение территориальной целостности аккредитующего государства. Следует подчеркнуть, что основание экстерриториальности никогда не выглядело убедительным. Очевидно, что с ее по­мощью нельзя объяснить некоторые конкретные аспекты статуса дипломатического агента, такие, например, как его обязанность уважать законы и правила государства пребыва­ния, возможность государства пребывания отказаться от им­мунитета или от обязанности защищать иностранных дипло­матов. Но, несмотря на это, теория экстерриториальности еще не забыта и часто используется даже в серьезных науч­ных работах.

Обращаясь еще раз к преамбуле КДС, подчеркнем, что привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод от­дельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства. Данное утверждение основано на функциональной теории. Третья, наиболее современная теория — теория функциональной необходимости была впервые предложена французскими просветителями XVIII века (Монтескье, Руссо, Ваттелем). Её основным положением было обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов функциями, которые выполняет представительство, соответственно, объём их напрямую зависит от задач, которые перед правительство стоят.

Она не является приобретением прошлого века. Еще в XVIII в. швейцарский специалист по международному праву Эммерих де Ваттель писал, что осо­бые функции требуют предоставления «послам и другим дип­ломатическим агентам» особого статуса в государстве пребы­вания. Эта функциональная теория, составляющая теперь часть дипломатического права, дает надлежащие ответы на основные вопросы, относящиеся к дипломатическому статусу.[28]

Современной доктринальной основой норм об иммунитете стала совокупность последних двух теорий, что подтверждено в преамбуле Венской конвенции 1961 года: “привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства”. Таким образом, признаётся необходимость гарантирования представительству определенных правовых преимуществ, но преимуществ обоснованных, необходимых для осуществления его официальной деятельности.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.

Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].

История института дипломатического иммунитета[править | править код]

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

Читайте также:  Витамины минеральный комплекс для иммунитета

В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).

Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)

Дипломатические представительства[править | править код]

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]

Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]

  • Главы государств
  • Главы правительств
  • Министры иностранных дел
  • Должностные лица международных организаций

См. также[править | править код]

  • Иммунитет государства
  • Дипломатическое право

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
  3. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
  4. ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
  5. ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
  6. ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
  7. ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
  8. ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
  9. ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.

Источник