Учение об иммунитете создал
Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации.
Иммунитет – целостная системы биологических механизмов самозащиты организма.
С помощью иммунитета распознается и уничтожается все чужеродное. Чужеродное – не свое, генетические разделения между веществами.
Задачи – поддержание структурной целостности организма. Обеспечивает
- Сохранение гомеостаза
- Сохранение функциональных структурной целостности организма
- Сохранение биологической индивидуальности организма.
- Уничтожается клетки, которые генетически отличаются от клеток организма.
Иммунология – наука об организмах, молекулах иммунной системы. Изучает структурную функцию иммунитета и реакцию иммунитета на чужеродные антитела. Изучает последовательность иммунного ответа и способы влияния на него.
Развитие иммунологии
Основоположник – труды Мечникова 1883 год. Создал фагоцитарную теорию иммунитета, 1897 год – Эрлих создал гуморальную теорию иммунитета, 1908 – получение ноб. Премии за теории.
Эмпирически были предложены вакцины(до этого гук).
Дженер – вакцина против коровье оспы
1974 – оспа ликвидирована.
Вакцина Пастера – вакцина против бешенства.
Виды и формы иммунитета.
- в зависимости от механизмов иммунитет – видовой – врожденный наследственный, естественный, неспецифический, приобретенный(адаптивный ) – естественный –активный(после инфекции) пассивный – трансплантацитарно, искусственный активный – после введения вакцины, пассивный – сыворотка.
- От исхода инфекционного процесса – стерильный – когда организм освобождается от возбудителя, нестерильный – инфекция сохраняется при наличии возбудителя в организме – туберкулез.
- По распространяемости – общий – во всем организме, местный – в определенном участке.
- По проявлениям – антибактериальный, антитоксичный, противовирусный, противогрибковый, противопаразитарный, противоопухолевый, трансплатационный
- По факторам – клеточный, гуморальный
Видовой иммунитет.
Невосприимчивость обусловленная врожденными биологическими особенностями организма.
Отличается свойствами
1.Видовоый признак(животные не болеют болезнями людей)
2. Генетически детерминированный – по наследству
3. Неспецифический – не имеет избирательного направления, а проявляется против различных инфекций
4. стойкий но не абсолютный
Механизмы видового иммунитета.
Внешние барьеры видового иммунитета.
- Кожа является механическим барьером на пути инфекционных агентов – патогенов. Обладает бактерицидным свойством ибо секреты потовых и сальных желез содержат пероксид водорода, а также мочевину, ненасыщенные жирные кислоты, желчные пигменты аммиак
- Слизистая оболочка. Секрет слизистых вымывает патогенны с поверхности. Содержит лизоцим, секреторные антитела, ингибиторы бактерий и вирусов.
- Антатомо-физиологические особенности организма. Реснички цилиндрического эпителия верхних дых. Путей. Задерживают патогены, а также рвота, кашель, чихание – это физиологические акты. Ресницы, брови глаз препядствуют попаданию патогенов
Внутренние барьеры
- Нормальная микрофлора организма, заселяющая слизистую, кожу, различные биотопы. Является антагонистом патогенных и условно патогенных организмов. Обладает иммунизирующим действием. Благодаря чему индуцирует образование антител. Синтез витаминов – К, B.
- Мембраны клеток
- Функцию гистогематических барьеров. Осуществляют защиту мозга, репродуктивную систему, глаза.
- Лимфоидная система. Входит система лимфоидных узлов и образований
- Лихорадка – увеличение температуры усиливает обменные процессы, кровоток, активность ферментов, макрофагов, ингибирует размножение вирусов и бактерий.
- Воспаление возникает при повреждении тканей. В очаг воспаления устремляются фагоциты. Активируются биологически активные вещества(БАВ) – серототнин и гистомин, которые увеличивают проницаемость сосудов, что приводит к развитию отека, покраснения, накапливаются вещества – антитела и комплимент которые обеспечивают уничтожение патогенна.
- Функция выделительной системы. От разрушенных патогенов избавляется через ЖКТ, дыхательные пути и мочевыделительную систему.
Клеточные механизмы видового иммунитета.
Фагоцитоз и функции натуральных киллеров NK клеток.
Фагоцитоз – процесс захвата и уничтожения чужеродных антигенов фагоцитами.
В фагоцитозе участвуют клетки, которые подразделяются на следующие виды – микрофаги. Это полиморфноядерные нейтрофилы периферической крови. Макрофаги – моноциты, фаговые макрофаги, которые получили название гистиоциты. Клетки Купера печени, остеокласты – костной ткани, а также клетки микроглии нервной ткани. Макро и микрофаги на мембранах имеют много рецепторов, ферментов и выраженный лизосомальный аппарат.
Стадии фагоцитоза
- Движение фагоцита к объекту осуществляется хемотаксисом. Это направленное движение клетки к определенным хим. Группам, определенным рецепторам.
- Прилипание объекта к фагоцитам, что обозначается как адгезия и абсорбция, которые происходят за счет взаимодействия с рецепторами
- Поглощение фагоцитом объекта. На месте прикрепления клеточная стенка инвагинирует. Объект погружается в фагоцит. Образуется фагосома, которая сливается с лизосомой и образуется комплекс фаголизосома
- Исход различен. Варианты исхода 1. Переваривание объекта. 2. Размножение объекта в фагоците 3. Выталкивание объекта из фагоцита
Механизмы переваривания
- О-зависмый. Фагоцит активно поглощает кислород, происходит окислительный взрыв, образуются активные формы кислорода, такие как гидроксилион, супероксиданион, пероксид водорода, который губительно действует на бактерию
- Кислород независимый. Осуществляется за счет катионных белков и лизосомальных ферментов.
Виды фагоцитоза
- Завершенный – объект переваривается
- Незавершенный – бактерии не перевариваются
Механизмы незавершенного фагоцитоза.
- Бактерии могут быть устойчивы к действию лизосомальных ферментов, например гонококки
- Микроорганизмы могут выходить из фагоцита и размножаться, что характерно для риккетсий.
- Бактерии могут препятствовать образованию фаголизосомы – туберкулезная палочка.
Оценка фагоцитоза.
Для оценки фагоцитарной активности используют следующие показатели
-Процент фагоцитоза(ПФ) – количество фагоцитов из 100, проявляющих функциональную активность.
В норме против стафилаккоков или каких либо корпускул – 60-80 %
-Индекс фагоцитоза(ИФ) –количество бактерий, захваченных одним фагоцитом из 100. Примерно 6-8 бактерий захватывает 1 фагоцит.
Активность фагоцитов может увеличиваться под влиянием цитокинов, комплиментов, антител, среди которых имеются опсонины. Это антитела, которые подготавливают бактерию к фагоцитозу. В их присутствии фагоцитоз идет более активно. Синтезируются опсонины в иммунизированном организме.
Наличие опсонинов определяется по опсоно-фагоцитарному индексу(ОФИ)
ОФИ = ПФимунной сыворотки / ФП нормальной сыворотки. Если > 1, значит есть опсонины. У больного бруцеллезом формируются опсонины. Антиетла подготавливают фагоциты к захвату бруцелл. 80/20=4. Если < 1 человек болен.
Функции фагоцитов
- Обеспечивание фагоцитоза
- Переработка антигенов
- Презентация антигена клеткам иммунной системы и запуск последующей имунной реакции.
- Секреция БАВ – биологически активных веществ. Более 5-. Цитокины, компоненты комплементы, простогландины,
Натуральные киллеры.
Это естественные убийцы, относящиеся к лимфоцитам не обладающие свойствами T и B лимфоцитов, оказывают цитотоксическое действие на клетки опухолей, клетки содержащие вирусы. Имеют особый белок, который в присутствии ионов кальция быстро полимеризуется, образуются субъединицы, которые встраиваются в клеточную мембрану, формируется канал, по которому в клетку устремляется вода. Клетка набухает, лопается, что обозначается как цитолиз.
Гуморальные факторы видового иммунитета
- Комплимент – многокомпонентная система белков сыворотки крови, обеспечивающая поддержание гомеостаза. Объединяет 9 компонентов-фракций и обозначается латинской С с индексом 1,2,3,4,5 и тд. В систему входят субкомпоненты С1R, C1S, C5A, C5B. Регуляторные белки, факторы участвующие в активации комплимента – гаммаглобулины, ионы магния и кальция. Компоненты комплимента находятся в неактивном состоянии и для проявления функционального действия необходима активация системы комплименты. Различают следующие пути активации –
- Классический
- Альтернативный
- Лектиновый.
Активация по классическому типу. Активация идет по типу усиливающегося каскада.
1 молекула распадается, активирует 2 молекулы и тд. Инициируется комплексом антиген- антитело, который взаимодействует с первой фракцией С1, которая распадается на субкомпоненты. Взаимодействует с C4, которая взаимодействие с С2, которая активирует С3, которая распадается на субкомпоненты С3А и С3Б, приводящие к активации С5, который распадается на субкомпоненты С5а и С5б, активируется С6 и тд до С9. Комплекс С6-С9 – мембранатакующий комплекс, встраивается в мембрану, формируется канал, по которому поступает вода и клетка лизируется.
Активация по альтернативному типу. Запускается ЛПС и микробными антигенами, которые активируют сразу С3 фракцию. Далее С5 и до С9.
Активация по лектиновому типу запускается монозосвязывающими белками, которые соединяются с остатками монозы на бактериальных клетках, активируется протеаза, которые расщепляется 4йю фракцию комплимента. Затем С2,3 и тд до С9. В результате комплимент активируется.
Комплимент в результате активации выполняет следующие функции
- Лизис клетки
- Стимуляция фагоцитоза, например С5 фракция усиливает хемотаксис
- Увеличение проницаемости сосудов, что обеспечивается субкомпонентами
- Усиливается процесс воспаления
К гуморальным факторам видового иммунитета относится фермент лизоцим, который разрушает пептидогликан клеточной стенки, тем самым вызывает гибель бактерий, синтезируется макрофагами и моноцитами. Содержится в большом количестве в крови, жидкостях организма, много в слюне и слезной жидкости
Белки острой фазы, например С реактивный белок. Это крупная белковая молекула из 5 одинаковых субъединиц – пентроксин. Имеет сродство с веществами клеточной стенки бактерий. Обеспечивает опсонизацию бактерий, активацию комплимента по классическому пути
Эндогенные пептиды, которые обладают активностью антибиотиков, способны убивать бактерий
Интерферон, защитные белки сыворотки крови, среди которых кроме белков острой фазы различают пропердин, бета лизин, монозосвящывающие белки.
Процесс становления и развития науки об иммунитете сопровождался созданием разного рода теорий, которые заложили основу науки. Теоретические учения выступали в качестве объяснений сложных механизмов и процессов внутренней среды человека. Рассмотреть основные концепции иммунной системы, а также ознакомиться с их основоположниками поможет представленная публикация.
Что такое теория иммунитета?
Теория иммунитета — представляет собой учение, обобщенное экспериментальными исследованиями, в основе которого лежали принципы и механизмы действия иммунной защиты в организме человека.
Основные теории иммунитета
Теории иммунитета создали и развили на протяжении долгого периода времени И.И. Мечников и П. Эрлих. Основоположники концепций заложили основу развития науки об иммунитете — иммунологии. Рассмотреть принципы развития науки и особенности помогут основные теоретические учения.
Основные теории иммунитета:
- Основополагающей концепцией в процессе развития иммунологии выступила теория российского ученого Мечникова И.И. В 1883 году представитель российского научного сообщества предложил концепцию согласно которой во внутренней среде человека присутствуют подвижные клеточные элементы. Они способны заглатывать всем телом и переваривать чужеродные микроорганизмы. Клетки получили название — макрофаги и нейтрофилы.
- Родоначальником теории иммунитета, которая была разработана параллельно с теоретическим учением Мечникова стала концепция немецкого ученого П. Эрлиха. Согласно учению П. Эрлиха, было установлено, что в крови зараженных бактериями животных, появляются микроэлементы, уничтожающие инородные частицы. Белковые вещества получили название — антитела. Характерной особенностью антител является их направленность на сопротивление конкретному микробу.
- Учение М. Ф. Бернета. В основе его теории лежало предположение, что иммунитет представляет собой реакцию антител, направленную на распознание и разделение своих и опасных микроэлементов. Выступает в качестве создателя клонально — селекционной теории иммунной защиты. В соответствии с представленной концепцией один клон лимфоцитов реагирует на один определенный микроэлемент. Обозначенная теория иммунитета была доказана и в результате было выявлено, что иммунная реакция действует в отношении любых чужеродных организмов (трансплантат, опухоль).
- Инструктивная теория иммунитета датой создания считается 1930 год. Основоположниками выступили Ф. Брейнль и Ф. Гауровиц. Согласно концепции ученых, антиген является местом для соединения антител. Антиген также является ключевым элементом иммунного ответа.
- Теория иммунитет была разработана также М. Гейдельбергом и Л. Полингом. Согласно представленному учению образуются соединения из антител и антигенов в виде решетки. Создание решетки будет возможно только при наличии в молекуле антитела три детерминанта для молекулы антигена.
- Концепция иммунитета на основе которой была разработана теория естественного отбора Н. Ерне. Основоположник теоретического учения предположил, что в организме человека присутствует молекулы комплиментарные чужеродным микроорганизмам, которые попадают во внутреннюю среду человека. Антиген не осуществляет соединение и не изменяет существующие молекулы. Он контактирует с соответствующим ему антителом в крови или клетке и объединяется с ним.
Представленные теории иммунитета заложили основу иммунологии и позволили ученым выработать исторически сложившиеся взгляды относительно функционирования иммунной системы человека.
Клеточная
Основоположником клеточной (фагоцитарной) теории иммунитета выступает российский ученый И. Мечников. Изучая морских беспозвоночных ученый установил, что некоторые клеточные элементы поглощают чужеродные частицы, проникающие во внутреннюю среду. Заслуга Мечникова заключается в проведении аналогии между наблюдаемым процессом с участием беспозвоночных и процессом поглощения белыми клеточными элементами крови позвоночных субъектов. В результате исследователь выдвинул мнение согласно которому процесс поглощения выступает в качестве защитной реакции организма, сопровождающейся воспалением. В результате проведенного эксперимента была выдвинута теория клеточного иммунитета.
Клетки, осуществляющие защитные функции в организме, получили название фагоциты.
Отличительные особенности фагоцитов:
- Осуществление защитных функций и вывод токсичных веществ из организма;
- Представление антигенов на мембране клетки;
- Выделение химического вещества из других биологических веществ.
Механизм действия клеточного иммунитета:
- В клеточных элементах происходит процесс прикрепления молекул фагоцитов к бактериям и вирусным частицам. Представленный процесс способствует ликвидации чужеродных элементов;
- Эндоцитоз оказывает влияние на создание фагоцитарной вакуоли — фагосомы. Гранулы макрофагов и азурофильные и специфические гранулы нейтрофила перемещаются к фагосоме, и объединяются с ней, выделяя свое содержимое в ткань фагосомы;
- В процессе поглощения усиливаются генерирующие механизмы — специфический гликолиз и окислительное фосфорилирование в макрофагах.
Гуморальная
Родоначальником гуморальной теории иммунитета выступил немецкий исследователь П. Эрлих. Ученый утверждал, что уничтожение чужеродных элементов из внутренней среды человека является возможным только с помощью защитных механизмов крови. Полученные выводы были представлены в единой теории гуморального иммунитета.
По мнению автора в основе гуморального иммунитета лежит принцип уничтожения чужеродных элементов через жидкости внутренней среды (через кровь). Вещества, которые осуществляют процесс ликвидации вирусов и бактерий, подразделяют на две группы — специфические и неспецифические.
Неспецифические факторы иммунной системы представляют собой полученную по наследству устойчивость человеческого организма к заболеваниям. Неспецифические антитела универсальны и оказывают воздействие на все группы опасных микроорганизмов.
Специфические факторы иммунной системы (белковые элементы). Они создаются В — лимфоцитами, которые образуют антитела, распознающие и уничтожающие инородные частицы. Особенностью процесса является формирование иммунной памяти, которая препятствует вторжению вирусов и бактерий в будущем.
Получить более подробную информацию по данному вопросу можно по ссылке
Заслуга исследователя заключается в установлении факта передачи антител по наследству с молоком матери. В результате формируется пассивная иммунная система. Продолжительность ее действия составляет полгода. После иммунная система ребенка начинает самостоятельно функционировать и вырабатывать собственные клеточные элементы защиты.
Ознакомиться с факторами и механизмами действия гуморального иммунитета можно тут
Автор материала — Самолетова Даная Яковлевна, эндокринолог и терапевт, кандидат медицинских наук. Имеет более 10 лет опыта работы с пациентами. Узнайте здесь, как попасть к ней на прием (город Уфа, РФ) или получить консультацию через Интернет. Не принимайте сильнодействующие лекарства по своей инициативе. Это опасно! Не пытайтесь заменить лечение, назначенное врачом, приемом БАДов.
-Л. Пастер
+И.И. Мечников
-Н.И. Пирогов
-И.П. Павлов
Методику гигиенических исследований впервые разработал:
-И.М. Сеченов
+М. Петтенкофер
-Ф. Эрисман
-Р. Кох
Чертеж первого автоклава сделал:
+Л. Пастер
-Дж. Листер
-А. Паре
-Н.И. Пирогов
-А.П. Доброславин
Вакцину против туберкулеза впервые получил:
-Д. Заболотный
-Д. Самойлович
+Р. Кох
-Л. Пастер
Вакцину против бешенства впервые получил:
-Р. Кох
-И.И. Мечников
-В.А. Хавкин
+Л. Пастер
-Авиценна
Основоположники микробиологии:
+Л. Пастер
+Р. Кох
+И.И. Мечников
-Д. Заболотный
-Д. Самойлович
Вклад Луи Пастера в развитие микробиологии:
+изучение болезней вина
+изучение болезней шелковичных червей
+разработка микробной теории инфекционных заболеваний
+предложение вакцинации для профилактики инфекционных заболеваний
-предложил твердые питательные среды
Вклад Роберта Коха в развитие микробиологии:
-предложил проведение вакцинации
+открыл туберкулин
+разработал методику микробиологического исследования
+разработал триаду Коха
Вклад И.И. Мечникова в развитие микробиологии:
+открытие фагоцитоза
+исследование вопросов старения организма
+исследование вопросов эмбриогенеза
-разработка клинических симптомов инфекционных заболеваний
Первый крупный научный труд об эпидемических болезнях написал:
-Д. Самойлович
-В. Хавкин
-Н.Ф. Филатов
+Д. Фракасторо
Основоположник эпидемиологии:
-Л. Пастер
+Р. Кох
-Д. Заболотный
-Д. Самойлович
Кто из отечественных ученых внес вклад в изучение инфекционных и паразитарных заболеваний:
+Л.А.Тарасевич
+Н.Ф.Гамалея
+К.И.Скрябин
+Д. Заболотный
+Е.Н.Павловский
-А.А.Остроумов
Кто впервые на Алтае произвел прививки против натуральной оспы?
-С. Шангин
-Н. Ножевщиков
-А. Залесов
+Т. Андреев
Кто предложил прививку против натуральной оспы?
+Э. Дженнер
-Л. Пастер
-Г.Н. Габричевский
-Д. Самойлович
-Т. Андреев
Изготовление дифтерийной сыворотки в России принадлежит?
-Н.Ф.Гамалея
+Г.Н. Габричевскому
-Л.А. Тарасевичу
-Т. Андрееву
-Д.К. Заболотный
Кому была присуждена Нобелевская премия в 1908 г. за создание учения об иммунитете?
+И.И. Мечникову
+П. Эрлиху
-Э. Берингу
-Л. Пастеру
Кто основоположник науки о вирусах?
-Л. Пастер
-Р. Кох
+Д.И. Ивановский
-Мартин Бейеринк
-И.И. Мечников
Труды о профессиональных заболеваниях рабочих создали:
+А. Эшке
+Н. Ножевщиков
+Б. Рамаццини
-Ф. Эрисман
Кто получил туберкулин?
-Г.Н. Габричевский
+Р. Кох
-Л. Пастер
-Ру
-П. Эрлих
В.А. Хавкин создал вакцину против:
+чумы
+холеры
-тифа
-туберкулеза
-малярии
Твердые питательные среды предложил:
-И. Мечников
-Л. Пастер
-Д. Заболотный
+Р. Кох
Д.Самойлович разработал:
+карантинные меры во время чумы
-вакцину против чумы
-метод лечения чумы
-карантинные меры против холеры
Пастеровские станции были предназначены для:
-лечения терапевтических больных
+проведения прививок против бешенства
-проведения операций
-санитарно-гигиенической обработки больных
Повлияла ли микробная теория Л. Пастера на решение вопроса борьбы с послеоперационным сепсисом:
+Да
-Нет
Триада Коха включает в себя:
-окраску микробов
+выделение одного и того же микроба во всех случаях заболевания
+получение чистой культуры
+воспроизведение заболевания на животных
-проведение вакцинации
Основными направлениями научных работ И.И. Мечникова являются:
+учение о фагоцитозе
+исследования по эмбриологии
+изучение вопросов старения организма
-разработка клинических симптомов инфекционных заболеваний
Этиологическую роль микробов в возникновении инфекционных заболеваний Л. Пастер установил в:
-1810 г. -1820 г. -1890 г. +1878 г.
«Будущее принадлежит медицине профилактической», – считал:
-М.В. Ломоносов
-Авиценна
+Н.И. Пирогов
-И.Е. Дядьковский
Выдающиеся отечественные микробиологии XIX века:
+Г.Н. Габричесвкий
+Л.А. Тарасевич
+П.В. Циклинская
-Р. Кох
-Н.И. Тезяков
Начало «бактериологической эры» в медицине связано:
+с установлением Л. Пастером микробной этиологии инфекционных болезней;
-с открытием Р. Кохом палочки туберкулеза;
-с созданием В.А. Хавкиным вакцин против чумы и холеры;
-с открытием И.И. Мечниковым явления фагоцитоза
Ввел в медицинскую практику антирабические прививки:
-И.И. Мечников
+Л. Пастер
-Г.Н. Габрический
-Д. Заболотный
Роль грызунов в возникновении вспышек чумы доказал:
-Д. Самойлович
-А.П. Доброславин
-Р. Кох
+Д. Заболотный
В 1808 году государственным мероприятием в Великобритании стало:
— открытие морских карантинов
— вакцинация
+ оспопрививание
— дегельминтизация
— госпитализация инфекционных больных
Первым кто показал, что процессы брожения и гниения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов был:
— И. Мечников
+ Л. Пастер
— И. Земмельвейс
— Д. Самойлович
— Д. Фракасторо
В 1885 году Л. Пастер организовал в Париже:
— первый институт по борьбе с бешенством и другими инфекциями
— первую инфекционную больницу
+ первую антибарическую станцию
— первый карантинный пункт
— первую бактериологическую лабораторию
Основные открытия Л. Пастера:
+ ферментативная природа молочнокислого брожения
+ ферментативная природа спиртового брожения
+ ферментативная природа масляно-кислого брожения
+ изучение «болезней» вина и пива
+ исследование болезней шелковичных червей
— изучение туберкулеза
Основоположник бактериологии, лауреат Нобелевской премии 1905 года:
— Л. Пастер
+ Р. Кох
— И. Мечников
— Э. Ру
— Э. Дюкло
Окрашивание микробов анилиновыми красками впервые в своих исследованиях применил:
— Л. Пастер
— Э. Ру
+ Р. Кох
— П. Эрлих
— А. Йерсен
В 1908 году за создание учебника об иммунитете была присуждена Нобелевская премия:
— Р. Коху
— Н. Гамалеи
— Э. Дюкло
+ П. Эрлиху
+ И. Мечникову
Физиологическое (направленное на экспериментальное изучение причин возникновения инфекционных заболеваний и их профилактику) направление в медицинской микробиологии связано:
— Р. Кохом
+ Л. Пастером
— Д.И. Ивановским
— Э. Дженнером
Этиологическое направление в медицинской микробиологии связано:
— Л. Пастером
— И.И. Мечниковым
-В.А. Хавкиным
— Д.К. Заболотным
+ Р. Кохом
Учение о защитных силах организма разработано:
+ П. Эрлихом
— В.А. Хавкиным
-Д.К. Заболотным
-Л.А. Тарасевичем
+И.И. Мечниковым
Первый вирус табачной мозаики в 1892 году открыт:
+ Д.И. Ивановским
-А.М. Безредка
— В.А. Хавкиным
— Г.Н. Габричевским
Основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры) заложил:
+ Л. Пастером
— Э. Пашеным
— Э. Дженнером
-А. Негри
В 1888 году в Париже на средства, собранные по международной подписке, создан:
+ Институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями
— Институт по оспопрививанию
— Экспериментальная лаборатория
— Институт микробиологии
— Французская Академия
С докладом «О защитных силах организма» на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе в 1883 году выступил:
— В.А. Хавкин
— Л.А. Тарасевич
— Ф.Я. Чистович
+ И.И. Мечников
Организатором производства противодифтерийной сыворотки в Москве в 1892 году был:
— Д.И. Заболотный
-Н.Ф. Гамалея
-Л.А. Тарасевич
-А.М. Безредка
+ Г.Н. Габричевский
Основатель первой в России бактериологической станции (в Одессе, 1896 г.):
— Н.Г. Габричевский
+Н.Ф. Гамалея
— Л. Пастер
— И.И. Мечников
Первая бактериологическая станция в России была организована:
— в Москве
— в Киеве
+ в Одессе
-в Санкт-Петербурге
Термин «иммунитет» впервые применил в области экспериментальной иммунологии:
-И.И. Мечников
— Э. Дюкло
+ Л. Пастер
— Д.И. Ивановский
Вакцина против сибирской язвы разработана:
— А Эшке
— Н.Г. Ножевщиковым
+ Л. Пастером
— Л.С. Ценковский
— Г.И. Минх
Нобелевскими лауреатами в 1908 году за «учение об иммунитете» были:
+ И.И. Мечников
+ П. Эрлих
— Э. Йерсен
-Н.Ф. Гамалея
Нобелевский лауреат 1905 года «За исследования и открытие в области туберкулеза»:
— Л. Пастер
— П. Эрлих
— Э. Ру
+ Р. Кох
— Э. Дюкло
Разработка вакцины против сибирской язвы в России принадлежит:
— А. Эшке
— Н. Ножевщикову
+ Л.И. Ценковскому
-Н.Ф. Гамалея
Создание эффективной вакцины против чумы принадлежит:
+ В.А. Хавкину
— Г.И. Минху
— Р. Коху.
— Л. Пастеру
Противочумные мероприятия, идея о специфичности чумы и о прививке против чумы «живого яду язвенного» применил:
+Д.С. Самойловичу
— В.А. Хавкину
— Г.И. Минху
— Д.К. Заболотному
Открытие возбудителя чумы принадлежит:
+ Г.И. Минху (Россия)
+ А. Йерсену (Дания)
+ С. Китазато (Япония)
— В.А. Хавкину (Россия)
Разработка учения о природной очаговости чумы принадлежит:
+ Д.К. Заболотному
-Л.А. Тарасевичу
-Д.С. Самойловичу
— Мочутковскому
Основоположниками отечественной гигиены являются:
-И. Мечников
+А.П. Доброславин
-И. Молессон
+Ф.Ф. Эрисман
-Н.И. Тезяков
Первые самостоятельные кафедры гигиены были учреждены:
-США
-Франция
+Россия
-Германия
Первую в России кафедру гигиены, созданную при Петербургской медико-хирургической академии, возглавил:
+А.П. Доброславин
-З.П. Соловьев
-Ф.Ф. Эрисман
-М. Петтенкофер
Основные направления исследования Ф.Ф. Эрисмана:
+школьная гигиена
+промышленная гигиена
-гигиена питания
-военная гигиена
-коммунальная гигиена
Основные направления исследования А.П. Доброславина:
-школьная гигиена
-промышленная гигиена
+гигиена питания
+военная гигиена
+коммунальная гигиена
Школьная гигиена Ф.Ф. Эрисмана включает в себя:
+размеры класса
+высоту парт
+равномерную нагрузку по дням недели
+обязательные горячие завтраки
+занятия физической культурой и подвижные игры во время перемен
-военная подготовка
Школьная гигиена Ф.Ф. Эрисмана включает в себя:
+размеры класса
+размер парты соответственно роста ученика и их расстановка
относительно естественного и искусственного освещения
+равномерно составленное расписание
+длительность уроков
-изучение вопросов личной гигиены
+обязательные уроки физкультурой