Упражнения для детей иммунитет
Лечебная гимнастика для укрепления иммунитета ребенка
Иммунитет – это возможность организма сопротивляться инфекциям. Врожденный иммунитет ребенка определен его генетическими особенностями, другими словами, способность противостоять заболеваниям достается человеку по наследству. Приобретенный иммунитет у детей появляется после болезни, в результате вакцинации, введения антител либо с молоком матери. Снижение защитных сил организма делает его уязвимым для бактерий, грибов, вирусов. Поэтому дети с ослабленной иммунной системой, начинают часто болеть. Применяя различные способы укрепления детского иммунитета можно подготовить ребенка к общению с детьми и при этом легко пережить эпидемии.
Первым шагом к становлению детского иммунитета является грудное вскармливание. Антитела, полученные с материнским молоком, не только помогают создать защитный барьер организма в младенчестве, но и бороться с болезнями на протяжении всей жизни.
По мере того, как ребенок растет, родителям следует применять и другие способы укрепления иммунной системы. Одним из самых важных мероприятий считается закаливание. Часто причиной простудных заболеваний становится чрезмерное укутывание детей. Поэтому важно сделать правильный выбор одежды, чтобы ребенок не потел и не задыхался в толще свитеров во время прогулок и активных игр. Гулять на улице нужно ежедневно при любой погоде, дома регулярно проветривать помещение. Безусловно, необходимы для детского иммунитета утренняя зарядка и занятия спортом. Действенным способом повышения защитных сил детского организма признаны водные процедуры, в том числе обливание холодной водой, контрастный душ, обтирание, посещение бассейна.
Для детского иммунитета очень полезна и ходьба босиком по земле или песку. Во время игры босиком ребенок стимулирует биологически активные точки на ступнях. Такие процедуры можно проделывать на даче, на берегу водоемов или дома на специальном коврике или нагретых морских камешках.
Надежные способы укрепления иммунитета – это, конечно же, обеспечение сбалансированного питания и наличие качественных продуктов для детского меню. При правильно составленном рационе растущий организм получает все витамины и минералы, необходимые для формирования крепкого иммунитета. На столе должны быть различные овощи: помидоры, огурцы, брокколи, болгарский перец, свекла, морковь, зеленый горошек. Очень полезен картофель и тыква в запеченном виде. Дети не очень любят зелень, так необходимую организму, поэтому укроп, петрушку, сельдерей лучше добавлять в овощные пюре или салаты. Полноценное питание должно включать мясо, рыбу и морепродукты, различные крупы и бобовые.
В особых случаях доктор может назначить лекарственные препараты для повышения иммунитета, однако большинству детей достаточно полезных веществ, которые поступают с пищей. Тем более что народная медицина хорошо знает, чем кормить ребенка, чтобы не было проблем с иммунитетом.
Вкусным и полезным иммуностимулятором являются малина, земляника, клубника, вишня, черная смородина, черника, клюква. Ягоды желательно употреблять свежими, но если ребенок отказывается их кушать, можно делать соки, морсы, кисели или компоты с добавлением свежевыжатого сока. Зимой с таким же успехом используются и замороженные ягоды.
Для восполнения в организме витамина С, незаменимого для укрепления детского иммунитета, нужно использовать напиток из шиповника. При отсутствии аллергии допустимо в небольших количествах давать детям цитрусовые.
Рекомендуется готовить ребенку травяные чаи из мяты, мелиссы, ромашки, цветов липы. Хорошие средства для повышения защитного барьера организма – родиола розовая (золотой корень) и корень пиона. А детям старше трех лет можно давать настойку эхинацеи – известного общеукрепляющего средства.
Полезнейший коктейль для иммунитета можно приготовить из лимона и меда. Для этого 1 ч.л. сока лимона и столько же меда разводят в 100 мл теплой воды. Натуральный мед является прекрасным средством, стимулирующим иммунитет. Малышу достаточно давать по 1 ч.л. сладкого лекарства в день. Мед можно добавлять в напитки, чаи из трав или смешать с орехами, которые также очень полезны. Нельзя забывать, что мед часто провоцирует аллергические реакции, поэтому нужно осторожно вводить его в рацион ребенка. Ну а если аллергии нет, то можно приготовить на основе меда вкусную целебную смесь из 1 стакана изюма, 1 стакана грецких орехов, 0,5 стакана миндаля, 2 лимонов и 0,5 стакана меда. Принимать средство нужно по 1 ч.л. 3 раза в день.
Среди народных рецептов есть еще один иммунный препарат. Для его приготовления нужно взять несколько плодов инжира и сварить в молоке. Молоко и инжир употребляют в теплом виде.
Старое проверенное средство для повышения иммунитета – это рыбий жир. Никакой другой продукт не содержит такое количество витамина D и А, а также полиненасыщенных жирных кислот и минералов. Современные производители оказали неоценимую услугу детям и стали выпускать рыбий жир в капсулах, что позволяет не почувствовать его вкус.
Говоря об укреплении здоровья и иммунитета, нельзя не вспомнить о замечательных свойствах лука и чеснока. Но дети этого не едят! И если совсем не удается спрятать эти продукты в какие-либо блюда, можно применить другой способ. Очищенный и нарезанный лук или чеснок нужно разложить на тарелки и поставить в разных местах квартиры. Выделяемые фитонциды являются губительными для микробов. Дольку чеснока можно даже повесить на шею ребенку, закрепив на веревочке.
Следует отметить, что никакие способы укрепления иммунитета не дадут результатов при неправильном образе жизни, стрессовой обстановке и нарушениях распорядка дня. Ребенок должен жить в спокойной, благоприятной атмосфере, соблюдать режим и не заменять прогулки многочасовым пребыванием перед экраном монитора или телевизора.
Чтобы укрепить иммунитет малыша, необязательно подвергать его процедурам закаливания. Обучите ребенка полезной зарядке, и его организм всегда будет «под надежной защитой»!
Специально разработанные приёмы лечебной гимнастики способны надежно защитить малыша от простудных заболеваний: ОРВИ, ангины, синусита, бронхита. Ежедневные 10-минутные комплексы упражнений эффективно укрепляют иммунитет, делая организм сильней и выносливей! А освоить их могут даже дети 3-5 лет.
Комплекс упражнений разбит на несколько этапов – разогревающую, основную и релаксационную части. Из представленных упражнений вы можете составить индивидуальный комплекс занятий, не включая некоторые из них.
Зарядка для иммунитета:
«Забияка».
Дети стоят спинами друг у другу. По вашей команде поворачиваются друг к другу лицами и показываете язык, как бы дразня друг друга и показывая, у кого язык длиннее. В такой позе нужно задержаться на 10 секунд. Упражнение помогает улучшить кровоток в глотке, улучшается состояние полости горла – благодаря тому, что удаляются вредные застойные слизи, способные стать причиной возникновения ангины.
«Кинг-Конг».
Малыш мягко поколачивает себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки. При этом произносит долгие протяжные звуки: «а», «о», у». Этот самомассаж развивает естественные защитные силы организма, укрепляя иммунитет.
«Часики».
Малыш стоит, поставив ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, он на выдохе произносит «Тик-так». (10-12 раз).
«Шарик».
Ребёнок стоит прямо. Делает глубокий вдох, поднимая при этом руки – через стороны вверх. На медленном выдохе руки через центр опускаются вниз, рот приоткрыт, зубы стиснуты. Тонкой струей выпускает воздух, как будто сдувает шарик.
«Петух».
Малыш стоит прямо, поставив ноги врозь. Руки опущены. Следует поднять руки в стороны и начать хлопать ими по бёдрам, приговаривая «Ку-ка-ре-ку!». (5-6 раз).
«Каша кипит».
Кроха, сидя на стуле, кладёт одну руку на живот, а другую на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь, делает вдох. Затем, делая выдох, опускает грудь и расслабляет живот. При выдохе ребёнок громко произносит «ш-ш-ш».
«Вырасти большой».
Ребенок встает прямо, ноги вместе. Поднимает руки вверх, хорошо подтягивается, поднимается на носки и делает вдох. Опуская руки вниз, опускаясь на всю ступню – делает выдох и произносит протяжное «ууу-х-х-х». (4-5 раз)
«Насос».
Исходное положение – стойка прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Ребёнок делает вдох и наклон туловища в одну сторону. Делая выдох, меняет положение рук, «скользя» ими по телу, наклоняется в другую сторону. На выдохе произносит звук «с-с-с». (6-8 раз).
Точечный массаж Точечный массаж – отличная профилактика простудных заболеваний и повышения жизненного тонуса малышей. Стимулируя работу очень важных точек, мы таким образом воздействуем на всю систему внутренних органов. Для начала нужно как следует растереть ладони до нагрева. Это действие благоприятно воздействует на стимуляцию внутренних органов. Указательными пальцами слегка надавливаем на точки около крыльев носа. Указательным и большим пальцами «укалываем» перегородку носа. Указательным пальцем, нажимая, водим по линии бровей. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх. Делаем вдох через левую ноздрю (правую в это время закрываем указательным пальцем), выдыхаем через правую – и закрываем пальцем левую ноздрю. Делаем вдох через нос и медленный выдох через рот.
Если выполнять комплекс подобных упражнений лечебной гимнастики хотя бы 3-4 раза в неделю, иммунитет малыша укрепится естественным образом. И никакие морозы ребёнку будут не страшны!
Если ребёнок часто и долго болеет, малейшее переохлаждение вызывает серьёзное заболевание — у него просто ослаблен иммунитет и в организме неправильно или слабо действуют защитные механизмы. Причин ослабленного иммунитета очень много. На некоторые факторы можно повлиять, чтобы усилить защитные реакции организма.
Почему ухудшается иммунитет
Ослабленный иммунитет приводит к тому, что дети очень часто болеют различными инфекционными заболеваниями. Самые обычные болезни они переносят очень тяжело и долго не выздоравливают.
Происходит снижение иммунитета из-за:
- патологии пренатального развития;
- неправильного питания;
- нездорового образа жизни;
- негативного влияния окружающей среды;
- психических нагрузок;
- в критические периоды развития ребёнка;
- заболеваний иммунной системы.
Формироваться иммунитет начинает ещё в пренатальном периоде. Во время развития эмбриона идёт закладка центральных органов иммунитета. Уже на 7 – 8 неделе начинают образоваться специальные клетки – Т-лимфоциты, отвечающие за иммунную реакцию организма. Плод с материнской кровью получает антитела и формирует свои собственные защитные механизмы.
Если беременная не соблюдала особой диеты, болела, курила, употребляла алкоголь, наркотические препараты и лекарства противопоказанные в этот период, то у ребёнка будет ослабленный иммунитет.
Питание
В первые часы после рождения для формирования иммунитета нужно приложить новорожденного к груди. Молозиво, которое в это время вырабатывается молочными железами, содержит огромное количество антител, что даёт мощный толчок развитию иммунитета. Грудное вскармливание помогает ребёнку адаптироваться и выработать механизмы защиты от инфекционных заболеваний.
Дети должны получать полноценное питание, чтобы растущий организм развивался правильно. Огромное значение имеет и окружающая среда — загрязненные водоёмы, отравленный чаще всего тяжёлыми металлами воздух приводит к ухудшению общего состояния ребёнка и ослаблению иммунитета.
Психическое и физическое состояние
Если ребёнок испытывает постоянные стрессы. Или от него слишком много требуют (например, посещать огромное количество секций) — он будет часто болеть. Негативно сказывается на иммунной системе недостаточное физическое развитие. Если кроху с рождения не приучали к гимнастике и не закаливали его (начните с воздушных ванн), ослабленный организм будет не в состоянии справиться с малейшей инфекцией.
Также у детей замечено закономерное снижение иммунитета связанное с критическими периодами развития:
- 0 – 29 дней. В это время новорожденный очень подвержен патологическому влиянию инфекций. В этот период основную защиту от болезней он получает с материнским молоком.
- 3 – 6 мес. У грудничка пропадают антитела, которые он получил от матери ещё в пренатальный период. В это время проявляются врождённые иммунодефициты.
- 2 года. В этот период у детей идёт перестройка иммунной системы, поэтому они подвержены повторным заболеваниям дыхательных путей, иммунологическим диатезам.
- 4 – 6 лет. В этот период проявляются различные иммунодефициты, развиваются хронические заболевания.
- 12 – 13 лет (девочки), 14 – 16 лет (мальчики). Возраст, когда начинают вырабатываться половые гормоны, которые подавляют иммунитет. Для этого возраста характерны аутоиммунные заболевания, различные воспалительные процессы.
Вакцинация
Особое значение для развития иммунитета имеет вакцинация. Детям вводят ослабленные антигены очень тяжёлых заболеваний, организм начинает на них реагировать и вырабатывать антитела. Если во время проводить вакцинацию, придерживаясь определённых правил, то у малыша сформируется защита от опасных инфекционных болезней.
В некоторых случаях ослабленный иммунитет возникает из-за врождённого или приобретённого иммунодефицита. Если ребёнок часто и долго болеет, обратитесь за консультацией к врачу.
Что нужно делать, чтобы укрепить иммунитет ребенка
Очень часто у детей возникают проблемы со здоровьем из-за нехватки витаминов и минералов, поэтому существуют специальные препараты. Можно укрепить иммунитет ребёнка народными препаратами.
Витамины и препараты
Существует множество витаминно-минеральных комплексов и специальных препаратов для укрепления иммунитета. Для детей чаще всего используют средства на основе растительных компонентов (эхинацеи, туи, эвкалипта). Также важно чтобы ребёнок получал необходимую суточную дозу витаминов и минералов (особенно витамина С).
Медикаментозные препараты:
- Препараты растительного происхождения («Иммунал», настойки эхинацеи, элеутерококка, женьшеня, лимонника).
- Средства бактериального происхождения («Рибомунил», «Имудон», «Ликопид»)
- Препараты группы интерферона («Анаферон», «Амиксин»).
- Витаминные препараты («Пиковит», «Алфавит», «Витрум Кидз»).
Витамины очень полезны, но их передозировка может привести к гипервитаминозу. Поэтому перед тем как давать витамины детям, проконсультируйтесь у врача относительно суточной дозы препарата.
Народные методы укрепления иммунитета
Для повышения иммунитета рекомендуют проводить аромотерапию с использованием эфирных масел:
- эвкалипта;
- пихты;
- чайного дерева.
Очень полезно давать ежедневно натощак детям 1 ч.л. специального средства из грецких орехов, изюма, кураги, лимонов и мёда, смешанных в равных частях. Можно давать пить чай с бергамотом.
Стимулирование иммунной системы с помощью медикаментов и народных средств не достаточно. Нужно заботиться о физическом здоровье детей, приучать их делать зарядку. Закаливать, начиная с периода новорожденности.
Гимнастика для укрепления иммунитета
Физическим развитием детей нужно заниматься с рождения. Существуют различные гимнастические упражнения, предназначенные для новорождённых (их проделывают несколько раз в день).
Советуем к прочтению: Обязательно проводите с новорожденным упражнения на фитболе – они значительно укрепят здоровье ребенка.
Когда ребёнок подрастает очень важно приучить его делать зарядку в течение 15 минут утром и вечером. Существуют различные методики:
- дыхательная гимнастика;
- Цигун-методика;
- йога.
Даже обычные упражнения и плаванье позволяют укрепить весь организм и повысить иммунитет.
Главное правило – занятия необходимо проводить в проветренном помещении, если позволяет погода то на улице.
Детям необходимы прогулки на свежем воздухе, они должны гулять не менее 2 часов в день. Это полезно не только для физического здоровья и укрепления иммунитета, они способствуют психической уравновешенности, уменьшают агрессию. Погуляв на свежем воздухе, ребёнок крепче спит, что в дальнейшем способствует повышению физической активности.
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста для укрепления иммунитета.
Комплекс№1
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Комплекс№2
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Комплекс№3.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Комплекс№4
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Комплекс№5
1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.
2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.