Урок фгос биология иммунитет

Урок фгос биология иммунитет thumbnail

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учителя. Просмотр  презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз.

2.Формулирование проблемы:

Что такое защитные силы организма, какие клетки в этом участвуют.

Способы предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией.

Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет» где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок?

Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?

– Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.

Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.

2.В учебнике изучите материал об истории формирования искусственного иммунитета, роли кожи и слизистых оболочек в защите организма. Рассмотрите схемы, иллюстрации в учебнике. Выпишите  определение понятия «Иммунитет» в тетрадь.

3.Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Иммунитет».

4.Организация выступления заранее подготовленного ученика по теме «Профилактика гриппа и туберкулеза»

«Вклад Э. Дженнера и Луи Пастера»

1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

2. Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике.

Составляют таблицу.

3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами.

4. Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы.

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Проверка правильности заполнения таблицы.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

1.    Что такое иммунитет?
2.    Что такое антитело?
3.    Какой иммунитет называют неспецифическим?
4.    Какой иммунитет называют специфическим?
5.    Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6.    Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7.    Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным? 
8.    Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9.    Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Выполнение проверочной работы.

Базовый уровень:

Терминологический диктант:

Читайте также:  Какая основная функция иммунитета

Учитель зачитывает определение понятия, а обучающиеся записывают ответы.

1.Тканевая жидкость

2.Вакцина

3.Иммунитет

4.Сыворотка

5.Лимфа

6.Антитела

7.Кровь

8.Тромбоциты

9.Гемоглобин

10.Т-лимфоциты

Повышенный уровень:

Заполните таблицу:

Виды иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и  устранить недостатки

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы диктанта. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Параграф  «Иммунитет» , выучить термины по теме.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Инструкция  УУД   «0»- не сформированы , «1» — недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно

Источник

Урок №19 в курсе биологии 8 класса «Человек»

Слайд 1. Тема урока «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Цели урока:

  • Рассмотреть сущность иммунитета.

  • Познакомиться с типами иммунитета.

  • Выявить способы защиты человека от инфекционных заболеваний.

  • Изучить факторы, способствующие сохранению и укреплению иммунитета.

Основные термины:

  • Иммунитет — способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).ХОД УРОКА

1. Актуализация и проверка знаний учеников

Слайд 2. Проверочная работа по теме «Внутренняя среда организма» (проверка с использованием компьютера )
Часть А

1. К внутренней среде организма НЕ относится

А – кровь Б – желудочный сок В – лимфа Г – межтканевая жидкость

2. Лимфа в отличие от крови, не содержит

А – эритроцитов Б – глюкозы В – лейкоцитов Г – белков

3. Органическое вещество, способное образовывать с кислородом непрочное соединение и переносить его, называется

А – гормон Б – инсулин В – гемоглобин Г – тромбин

4. Процесс свертывания крови начинается с

А – склеивания эритроцитов Б – превращения фибриногена в фибрин

В – разрушения лейкоцитов Г – разрушения тромбоцитов

5. При малокровии больным рекомендуют принимать препараты, содержащие ионы

А – натрия Б – калия В – кальция Г – железа

Слайд 3. Часть В. Установите соответствие между характеристикой форменных элементов крови человека и их принадлежности к определенной группе.

Характеристика

1 – не имеют постоянной формы

2 – не содержат ядра

3 – содержат гемоглобин

4 – кровяные пластинки

5 – имеют форму двояковогнутого диска

6 – способны к фагоцитозу

7 – участвуют в свертывании крови

8 – часть их образуется в селезенке, вилочковой железе и лимфатических узлах

9 – срок жизни 3-4 месяца

10 – срок жизни 1 неделя

Форменные элементы

А – эритроциты

Б – лейкоциты

В — тромбоциты

Проверь себя: Часть А:1Б, 2А, 3В, 4Г, 5Г

Часть В: 1Б, 2А, 3А, 4В, 5А, 6Б, 7В, 8Б, 9А, 10В

2. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слайд 4. Отрывок из произведения А. П. Пушкина «Пир во время чумы»:

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Читайте также:  Аллергия при сниженном иммунитете

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, —

Тихо все. Одно кладбище

Не пустует, не молчит.

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

В Византийской империи в VI веке чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек! В VI веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью.

Вопросы, на которые мы можем дать ответ в конце урока (написаны на доске, чтобы во время урока они всегда были перед глазами):

  • Как происходит заражение многими инфекционными болезнями и как они протекают?

  • Как организм борется с инфекционными болезнями?

  • Что такое иммунитет?

  • Как повысить свой иммунитет?

  • Какие ученые являются основоположниками науки иммунологии?

3. Формирование новых знаний. Иммунитет

Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.

Слайд 5. Защитные барьеры организма:
1. А – кожа Сальные и потовые железы кожи выделяют органические кислоты – молочную и жирную, которые вызывают гибель микробов. Например, на чистых руках через 10-15 минут погибает 99% кишечных палочек, а на грязных руках – только 5% за это же время.

Б – слизистые оболочки

— удалению микробов наружу способствуют непрерывные колебания ресничек эпителия;

— уничтожение микробов с помощью специальных веществ, например:

— лизоцим в слезах и слюне;

— лактенин в грудном молоке;

— соляная кислота в желудке.

2. Внутренняя среда организма – кровь (лейкоциты), лимфа (лимфоциты) и тканевая жидкость (макрофаги).

Слайд 6. Виды лейкоцитов:

  • Фагоциты (макрофаги) – участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены;

  • Т-лимфоциты – распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру;

  • В-лимфоциты – продуцируют антитела.

Антигены — чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки и чужеродные белки

Антителаособые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

Интерферонособый белок, вырабатываемый самой клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

Слайд 7. Просмотр видеофрагмента «Фагоцитоз»

Слайд 8. Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма.

Слайд 9. Формы иммунитета:

  • Неспецифический — осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза. Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы.

  • Специфический – организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител.

Слайд 10. Механизмы иммунитета:

  • клеточный – фагоцитоз,

  • гуморальный – уничтожение антигена с помощью антител.

Слайд 11. Как работает иммунитет.

Слайд 12. Долгое время учёные не могли определить функцию лейкоцитов.
Лишь в 1882 году Мечников на основе известного опыта с прозрачными личинками морской звезды открыл фагоцитоз. Идея у Мечникова родилась внезапно. Вечером он сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды.

Слайд 13. Просмотр видео «Мечников и иммунология»

Слайд 14. Просмотрите видеофрагмент «Иммунная система» и ответьте на вопрос: Какие органы составляют иммунную систему человека?

Слайд 15. К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус), селезёнку и лимфатические узлы.

Слайд 16. Способы повышения иммунитета – сообщение ученика, подкрепленное выполненной презентацией.

Слайд 17. Воспаление – местная реакция на проникновение инфекции. Капилляры расширяются, образуются мелкие сгустки, закупоривающие лимфатические сосуды, нарушается отток лимфы, скапливается много лейкоцитов, повышается температура, наблюдается покраснение, болезненность.

Слайд 18. Инфекционные заболевания

Задание: Используя текст §18 стр.91-92, выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  • Какие заболевания называют инфекционными?

  • Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень:

  • Что такое «ворота инфекции»?

  • Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

Слайд 19. Основные стадии инфекционного заболевания:

  1. Скрытый период – размножение возбудителя и нарастание иммунной реакции.

  2. Острый период – накопление возбудителя и его токсинов, накопление антител.

  3. Выздоровление.

  4. Последствия, например, формирование пожизненного иммунитета (ветрянка) или возможные осложнения (к гриппу иногда присоединяется пневмония).

Слайды 20-21. Классификация инфекционных заболеваний по способу проникновения возбудителей в организм

Кровяные инфекции, или

трансмиссивные инфекционные заболевания

Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.)

Сыпной и возвратный тиф,

малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др.

Читайте также:  Капсулы для повышение иммунитет

Зоонозные инфекции

Болезни, передающиеся через укусы зверей

Бешенство

Контактно-бытовые инфекции

Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган

Инфекционные заболевания,

передающиеся половым путем:

сифилис, гонорея, хламидиоз и др.

Слайды 22-24. Возбудители инфекционных заболеваний: вирусы, бактерии, простейшие, грибки.

Слайд 25. Переносчики возбудителей:

  • комары – малярия

  • комнатные мухи – кишечные инфекции (дизентерия, холера и др.)

  • муха-цеце – сонная болезнь

  • блохи – чума

  • вши – сыпной тиф

  • клещи – энцефалит, возвратный тиф

  • птицы – птичий грипп, орнитоз

  • хищники (лисы, собаки, кошки и др.) – бешенство

  • крупный рогатый скот, свиньи – сибирская язва, ящур

Слайд 26. Меры профилактики инфекционных заболеваний:

  • Тщательное мытьё рук, фруктов и овощей;

  • соблюдение мер личной гигиены;

  • проветривание помещений, поддержание их чистоты;

  • изоляция и лечения заболевших;

  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами помещений и предметов при уходе за больными;

  • борьба с переносчиками возбудителей заболеваний – мухами, клещами, комарами, блохами и др.;

  • профилактические прививки.

4. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Слайды 27-28. Выводы:

  1. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных микроорганизмов, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

  2. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) – фагоцитоз; и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген) – работа антител.

  3. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

  4. Главная профилактическая мера – это укрепление иммунитета: здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».
Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.

Домашнее задание:

  • Выучить §18;

  • Устно ответить на вопросы на с.93., письменно – на вопрос 5.

  • Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»,

«Э. Дженнер. Методы оспопрививания»

Интересно знать что …

1.    Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные: В VI веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В XIX в. в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что же такое чума? Это зоонозная природно-очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель — грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты. Эпидемии чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания.

2.    В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась 1902 по 1926 гг. В России до 1917 года за 59 холерных лет заболело более 5 мл. человек, причем половина из них погибла.Что сегодня известно о холере. Холера – это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно – солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки.

3.    Оспа была не менее опасна, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. Ею заболевало 2/3 родившихся, из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с 0 группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку, практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала 0 группа. В 1796 году Английский врач Э.Дженнер открыл оспопрививание и положил начало борьбе с этим недугом. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всем мире.

Источник