Урок иммунитет лейкоциты в

Урок иммунитет лейкоциты в thumbnail

Открытый урок

по  биологии в 8б классе

Учитель: Хачева Ирина Викторовна

2011-2012 учебный год

МБОУ лицей №4

Тема урока: «Иммунитет»

Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний об иммунитете

Задачи:

  1. повторить материал о внутренней среде;
  2. подчеркнуть защитную роль крови;
  3. дать определение иммунитета;
  4. разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;
  5. показать роль антител в обезвреживании антигенов;
  6. рассказать об открытиях Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И.Мечникова, П.Эрлиха;
  7. определить виды иммунитета.

Оборудование: таблица «Лимфатическая система», мультимедийная  установка, программа интерактивной доски «Человек-8», CD-диск с презентацией к уроку, биологическое лото (Приложение1), карточки с терминами, листы с заданием-лабиринтом (Приложение 2).

                   Ход урока.

Актуализация и целеполагание.

Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомимся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.

Проверка знаний.

Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материл.

1. Опрос 4 учащихся у доски:

—  используя карточки с надписями: красный костный мозг, 1мм3 – 5 млн., двояковогнутый диск, гемоглобин, 120 дней, печень, селезенка, рассказать о строении и значении эритроцитов;

— используя карточки с терминами: тромбоциты, соли Са , витамин К, ферменты, фибриноген, фибрин, рассказать о механизме и значении свертывания

— используя слайды 2, 3, 4 презентации, рассказать о лейкоцитах, фагоцитах  и фагоцитозе.

— используя слайд 5 презентации, рассказать о лимфоцитах.

2. Пока учащиеся готовятся к ответу у доски, остальные работают над заданиями биологического лото по вариантам:

среди предложенных карточек, найти ответы к своим вопросам  (Приложение 1)

Ответы записываются на листочек и сдаются. После устного опроса у доски открываются правильные ответы, карточки-лото убираются в сторону.

Изучение нового материла.

1. Определение иммунитета. ( Объяснение учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом (слайд 6).                                            Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

« Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию                                                                                                                            2. Иммунная система. ( Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                                      В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система (слайд 7). К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены. Слайд 8.

Выполнение учащимися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».

3. Клеточный и гуморальный иммунитеты. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                          Различают клеточный и гуморальный иммунитет.

Задания:

  1. найти в тексте стр. 74 характеристику  этих видов иммунитета, выявить    основные различия в способе уничтожения чужеродного;
  2. выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.        
Читайте также:  Самые эффективные настойки для иммунитета

Иммунитет может быть видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания    ( приобретенный иммунитет).

Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).

4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).

Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера (слайд 9).

Сообщение: в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме (слайд 10). Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил  человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом  люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» — «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.

Сообщение: с именем Луи Пастера (слайд 11) связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности  может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).

Иммунитет делится на:

  1. естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)
  2. искусственный ( полученный путем использования медицинских средств)

Естественный пассивный (слайд 12): ребенок получает антитела от матери  с грудным молоком.

Естественный активный (слайд 13 ): вырабатывается после перенесения болезни.

Искусственный активный (слайд 14): вырабатывается после введения вакцины.

Искусственный пассивный (слайд 15 ): человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.

Задание: используя текст стр.75, узнать, как получают противодифтерийную сыворотку.

Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?

Задание: прочитайте материал на стр.76 о столбняке.

Вопросы:                                                                                                                                                    — чем опасны травмы, полученные в сельской местности?

— как действует противостолбнячная сыворотка?

Закрепление материала

1. Решение логических задач.

  1. В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микробы.
  2. Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

2. Задание «Пройди лабиринт» (Приложение 2).

Подведение итогов.

Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.

Домашнее задание.

Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.

Используемая учебная литература.

1. Учебник «Биология. Человек». Авторы: А.Г.Драгомиов, Р.Д. Маш. Москва,издательство «Вентана-Граф», 2009.

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Биология. Человек». Авторы: Р.Д. Маш,                                  А.Г. Драгомилов. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2009.

3. Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» под редакцией Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилова. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2008.

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Разработка урока биологии в 8 классе по теме «Иммунитет»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ИММУНИТЕТ.docx

Выбранный для просмотра документ иммунитет.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Биология – наука о жизни и для жизни.

Описание слайда:

Биология – наука о жизни и для жизни.

2 слайд

Мозговой штурм по теме «Кровь. Состав крови»

Описание слайда:

Мозговой штурм по теме «Кровь. Состав крови»

3 слайд

Историческая справка: Чума – в VII веке в Византийской империи продолжалась 5

Описание слайда:

Историческая справка: Чума – в VII веке в Византийской империи продолжалась 50 лет и унесла 100 млн жизней (чумная палочка поражает лёгкие и др. органы) Оспа – в XVIII веке в Западной Европе ежегодно уничтожала не менее 400 тыс. человек. XIX век – эпидемия холеры (желудочно-кишечные расстройства).

4 слайд

Иммунная система Вилочковая железа (тимус) (поступают из костного мозга и фо

Описание слайда:

Иммунная система Вилочковая железа (тимус) (поступают из костного мозга и формируются Т-лимфоциты) Костный мозг Лимфатические узлы (созревание В-лимфоцитов, вырабатывающих антитела)

Читайте также:  Общеукрепляющее средство для иммунитета уколы

5 слайд

Иммунитет (от лат. Immunitas – избавление от чего-либо) это способность орга

Описание слайда:

Иммунитет (от лат. Immunitas – избавление от чего-либо) это способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.

6 слайд

Неспецифический иммунитет Фагоцитоз.

Описание слайда:

Неспецифический иммунитет Фагоцитоз.

7 слайд

Специфический иммунитет Лимфоцит вырабатывает антитела

Описание слайда:

Специфический иммунитет Лимфоцит вырабатывает антитела

8 слайд

Антитела нападают на бактерию!

Описание слайда:

Антитела нападают на бактерию!

9 слайд

Мечников Илья Ильич – открыл явление фагоцитоза. «…У нас перед домом был неб

Описание слайда:

Мечников Илья Ильич – открыл явление фагоцитоза. «…У нас перед домом был небольшой сад… я вырвал там несколько розовых шипов и ввёл их под кожу красивейшей, прозрачной, как вода, личинки морской звезды.» (1882 год)

10 слайд

Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследует

Описание слайда:

Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)

11 слайд

Что такое ВИЧ ? Вирус иммунодефицита человека

Описание слайда:

Что такое ВИЧ ? Вирус иммунодефицита человека

12 слайд

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфек

Описание слайда:

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система

13 слайд

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно с

Описание слайда:

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно создать универсальную вакцину против этого вируса

14 слайд

Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции Половой ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕ

Описание слайда:

Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции Половой ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕЗЕРВАТИВАМИ!!! При переливании заражённой крови При использовании нестерильных медицинских инструментов От матери к ребёнку: внутриутробно, при родах, при кормлении молоком

15 слайд

Не отмечены случаи передачи ВИЧ через: Укусы насекомых Бытовые контакты: руко

Описание слайда:

Не отмечены случаи передачи ВИЧ через: Укусы насекомых Бытовые контакты: рукопожатия, объятия, посуда, одежда, общие ванная и туалет Поцелуи Воздух (воздушно-капельным путём)

16 слайд

Вич – инфекция не проявляется сразу Симптомы СПИДа могут проявится спустя 5-

Описание слайда:

Вич – инфекция не проявляется сразу Симптомы СПИДа могут проявится спустя 5-10 лет после заражения Современный способ лечения замедляет прогрессирование ВИЧ-инфекции и её переход в стадию СПИДа

17 слайд

СПИД - синдром приобретённого иммунодефицита. Историческая справка: - вирус н

Описание слайда:

СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита. Историческая справка: — вирус найден в Африке (50 — 60 г) в организме зелёных мартышек (это результат мутации безвредных вирусов); — впервые обнаружен в 1981 году в Калифорнии среди гомосексуалов, назывался «голубой рак».

18 слайд

Замедляет защиту организма.

Описание слайда:

Замедляет защиту организма.

19 слайд

Будьте здоровы!

Описание слайда:

Будьте здоровы!

Выберите книгу со скидкой:

Урок иммунитет лейкоциты в

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок иммунитет лейкоциты в

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Урок иммунитет лейкоциты в

Курс повышения квалификации

Урок иммунитет лейкоциты в

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-251286

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Мультимедийный урок «Функции лейкоцитов. Иммунитет»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карточк1.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по биологии в 8 классе.docx

Выбранный для просмотра документ Мультимед. презентация4.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ТЕМА УРОКА: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» ТИП УРОКА: Урок открыти

Описание слайда:

ТЕМА УРОКА: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний

2 слайд

Раскрыть материал о защитных свойствах организма, познакомить учащихся с вида

Описание слайда:

Раскрыть материал о защитных свойствах организма, познакомить учащихся с видами иммунитета, с особенностями строения и функций белых кровяных клеток – лейкоцитов. Цель урока:

3 слайд

Проблемное изложение Частично-поисковый Словесный Наглядно-вербальный Эвристи

Описание слайда:

Проблемное изложение Частично-поисковый Словесный Наглядно-вербальный Эвристический Методы обучения:

4 слайд

Мультимедийный проектор; Компьютер; Экран; Презентация, выполненная в програм

Описание слайда:

Мультимедийный проектор; Компьютер; Экран; Презентация, выполненная в программе «Power Point»; Печатные дидактические материалы: тест, тексты, учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» ; Оборудование:

5 слайд

Фронтальная. Самостоятельная. Парная. Групповая Формы работы:

Описание слайда:

Фронтальная. Самостоятельная. Парная. Групповая Формы работы:

6 слайд

Работа с текстами; Взаимопроверка; Работа в группе; Работа над заданием «Выбе

Описание слайда:

Работа с текстами; Взаимопроверка; Работа в группе; Работа над заданием «Выберите правильные ответы»; Просмотр фрагментов видеоролика; Выполнение теста; Ответы на творческие вопросы. Виды работ учащихся:

7 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, уважительног

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, уважительного отношения к индивидуальности каждого. 1 этап –Организационный Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель предлагает учащимся шкатулку с раковинами, камушками. Учитель:выберите камушек или раковину. Учитель:есть ли среди предметов одинаковые? Учитель:каждый предмет индивидуален, ведь он часть природы. Однако каждый дополняет друг друга. Также как каждый ученик в классе индивидуален, но все вы дополняете друг друга. Мы на уроке будем уважительно относиться к мнению каждого. Каждый выбирает предмет и выкладывает на отдельный стол. Учащиеся отвечают:все предметы разные.

8 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать уча

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности 2 этап — Актуализация знаний. Вызов. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель задаёт творческие вопросы, на них учащийся не обязан знать ответ . Учитель раздаёттексти просит учащихся ответить на вопросы после текста. Учитель: что мешает вам дать ответ на вопрос, о каких клетках идёт речь. Учитель предлагает посмотретьвидео ролико функциях лейкоцитов. Учитель: помогите мне сформулировать тему и цель урока. Учитель записывает тему урока на доске. Учитель: сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на уроке. Цели запишите в лист рефлексии. Учащиеся поднимают карточки – светофоры: зелёный цвет – «я хочу ответить» , красный цвет – «не хочу». Учащиеся предлагают свои ответы. Учащиеся: не хватает знаний. Учащиеся просматривают видеоролик. Учащиеся совместно с учителем обсуждают , формулируют тему урока. Учащиеся предлагают свои цели и записывают их в лист рефлексии.

Читайте также:  Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека если ему

9 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: мотивировать учащихся к учебной деятельности. 3 этап - Реализ

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: мотивировать учащихся к учебной деятельности. 3 этап — Реализация. Получение новой информации. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель предлагает изучитьзаданиена карточках. Учитель: Что мешает вам сразу выполнить это задание? Учитель: с этими понятиями можно познакомиться, изучив материал, представленный на презентации. Учитель демонстрирует презентацию. Учитель: сейчас вы можете справиться с заданием, предложенным на карточке. Учитель предлагает зачитать правильные ответы Учащиеся знакомятся с заданием на карточках. Учащиеся: справиться с заданием нам мешает незнание таких понятий, как «воспаление», «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела». Учащиеся с помощью презентации знакомятся с новыми понятиями. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся дают ответы на вопросы.

10 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения у

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей. (приложение). Физкультминутка

11 слайд

3 этап – Реализация. Получение новой информации. Деятельность учителя Деятел

Описание слайда:

3 этап – Реализация. Получение новой информации. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель: какие же клетки в нашем организме способны вырабатывать антитела? Учитель: это – лейкоциты. Под этим названием объединяется несколько видов клеток. Для того чтобы узнать, какие это клетки, поработаем в группе по 6 человек. Учащиеся предлагают свои версии. Учащиеся делятся на группы.

12 слайд

3 этап - Реализация. Получение новой информации. Деятельность учителя Деятель

Описание слайда:

3 этап — Реализация. Получение новой информации. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель раздаёткарточкис дополнительным материалом, таблицу с незаполненными графами. Учитель подводит итог работы. Задаёт вопрос: какие же клетки обеспечивают специфичность иммунитета? Учитель предлагает опорную схему и задаёт вопросы по ней : какие органы участвуют в образовании лейкоцитов? Какими органами образована иммунная система? Учащиеся работают с дополнительным материалом, обсуждают, заполняют таблицу. После завершения работы один человек от группы рассказывает о том, что узнали нового. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

13 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: диагностировать качество усвоения учебного материала, создать

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: диагностировать качество усвоения учебного материала, создать условия для выбора дифференцированного домашнего задания. 4 этап. — Закрепление полученной информации. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учительпредлагает выполнитьтест, поменяться друг с другом, проверить по ключу и выставить отметки Без ошибок – оценка «5» 1 ошибка – оценка «4» 2,3 ошибки – оценка «3» Более 3-х ошибок – необходимо изучить материал еще раз. Учащиеся выполняют тест, обмениваются тетрадями, проверяют по ключу правильность его выполнения, выставляют оценки.

14 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: Мотивировать учащихся на успешное выполнение домашнего задани

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: Мотивировать учащихся на успешное выполнение домашнего задания, познакомить с его содержанием, провести инструктаж по его выполнению. 5 этап — Домашнее задание. Деятельность учителя Деятельность учащихся Познакомить с четырьмя вариантами домашнего задания, выбор которых определяетсяучащимися. Записываютд/зв дневник, задают вопросы на уточнение информации.

15 слайд

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и пр

Описание слайда:

ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию 6 этап- Рефлексия Деятельность учителя Деятельность учащихся Проситосуществить рефлексию усвоения знаний каждого учащегося, объясняет, что необходимо поработать с индивидуальным листком рефлексии. Каждый учащийся индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет — ставим -, если остались вопросы — ставим ?

16 слайд

Способ реализации рефлексии: Формулировка цели урока + - 1.Всё понял, могу э

Описание слайда:

Способ реализации рефлексии: Формулировка цели урока + — 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла)

Выбранный для просмотра документ Презентация урока.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Воспаление Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении. Воспалени

Описание слайда:

Воспаление Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении. Воспаление – это местная защитная реакция организма. Воспаление возникает в тех случаях, когда болезнетворные бактерии смогли преодолеть внешние защитные барьеры организма, при травмах, ожогах, переохлаждениях.

2 слайд

Творческие вопросы Почему кровь в лёгких приобретает алый цвет? Какие особен

Описание слайда:

Творческие вопросы Почему кровь в лёгких приобретает алый цвет? Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом? Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но в одном куб.мм. их в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? Папа Римский Иннокентий восьмой, удручённый старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?