Урок по экологии иммунитет и здоровье

Урок по экологии иммунитет и здоровье thumbnail

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация по экологии для 8 класса на тему «Иммунитет и здоровье человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Иммунитет и здоровье Лабораторная работа «Оценка состояния противоинфекционно

Описание слайда:

Иммунитет и здоровье Лабораторная работа «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

2 слайд

Что такое иммунитет? Иммунитет – способность организма защищать себя Обеспечи

Описание слайда:

Что такое иммунитет? Иммунитет – способность организма защищать себя Обеспечивается он одной из функций крови, которая заключается в защите организма от чужеродных тел (бактерии; пересаженные органы ) Чужеродными становятся и собственные измененные клетки — раковые

3 слайд

Раковая клетка

Описание слайда:

Раковая клетка

4 слайд

Как появляются в организме подобные клетки? Тело человека состоит из 1012 – 1

Описание слайда:

Как появляются в организме подобные клетки? Тело человека состоит из 1012 – 1013 клеток, обладающих одинаковыми наследственными признаками. Клетки постоянно делятся. Иногда процесс деления клеток протекает с отклонениями от нормы. В результате одна клетка из миллиона становится отличной от остальных. В организме находится 1-10 млн таких измененных клеток. Значение иммунитета – поддержание постоянства структуры клеток. Иммунная система способна распознавать и уничтожать измененные и чужеродные клетки. Существенную роль в этом играют образующиеся в костном мозге клетки крови – фагоциты и лимфоциты

5 слайд

Образование клеток, участвующих в иммунных реакциях Клетки костного мозга Тим

Описание слайда:

Образование клеток, участвующих в иммунных реакциях Клетки костного мозга Тимус Лимфоцит Фагоцит Лимфоцит Клетки – киллеры Плазматические клетки Костный мозг

6 слайд

Фагоциты распознают чужеродную клетку и расшифровывают структуру антигена. Ли

Описание слайда:

Фагоциты распознают чужеродную клетку и расшифровывают структуру антигена. Лимфоциты(в костном мозге) превращаются в плазматические клетки. Они вырабатывают антитела и борются с микроорганизмами, вызывающими инфекционные заболевания Клетки – киллеры формируются из лимфоцитов, развивающихся в тимусе (вилочковая железа) После 16 лет она уменьшается, поэтому с возрастом увеличивается риск появления опухолей

7 слайд

Онкологические заболевания. Рак вторая по распространенности причина смерти л

Описание слайда:

Онкологические заболевания. Рак вторая по распространенности причина смерти людей. 2/3 всех злокачественных образований предотвращаются в результате ряда профилактических мер. Отказ от курения Следить за массой тела (жировые отложения изменяют работу органов) Соблюдение правил принятия солнечных ванн Избегать стрессов Иммунная система служит барьером для чужеродных и переродившихся клеток, которые могут вызвать различные заболевания

8 слайд

Аллергия – реакция организма на антигены (высыпания на коже, слезотечение, на

Описание слайда:

Аллергия – реакция организма на антигены (высыпания на коже, слезотечение, насморк, кашель) Аллергены – вещества, вызывающие аллергию. Аллергия связана с изменениями деятельности иммунной системы На антигены, попадающие в организм, вырабатываются антитела. При повторном контакте с этими антигенами организм становится к ним невосприимчив. У некоторых при определенных условиях, вырабатываются антитела, которые повышают чувствительность организма к антигену. При повторных контактах возникают болезненные проявления (насморк, удушье, поражение почек)

9 слайд

Нарушение функций иммунной системы может быть вызвано вирусными инфекциями. С

Описание слайда:

Нарушение функций иммунной системы может быть вызвано вирусными инфекциями. СПИД вызываемый ВИЧ (кровь, половые контакты, инъекции) ВИЧ изменяет функцию лимфоцитов, организм становится беззащитным перед любой чужеродной клеткой и перед возбудителями заразных заболеваний

10 слайд

Лабораторная работа «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» Цель:

Описание слайда:

Лабораторная работа «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» Цель: Воспитывать культуру здоровья, оценить состояние иммунитета Ход работы: Состояние иммунитета можно оценить по частоте и тяжести простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость организма инфекциям в 100 баллов При утвердительном ответе на вопрос суммируйте баллы 3. Вычтите полученный результат из 100 4. Сделайте вывод о состоянии своего иммунитета (70 -100, 50 – 70, менее 50) Вопросы Баллы Сколько раз в течение года вы болели простудными заболеваниями? 1 раз 2-3 раза 4-5 раз Более 5 раз 2. Долголи продолжается ОРЗ? Да 3. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да 4. Бывает ли у вас аллергия? Да 10 25 40 60 10 15 15

Выберите книгу со скидкой:

Урок по экологии иммунитет и здоровье

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок по экологии иммунитет и здоровье

Курс повышения квалификации

Урок по экологии иммунитет и здоровье

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Урок по экологии иммунитет и здоровье

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-063268

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Регулятивные: эмоциональный настрой на урок; умение организовывать свою работу.

Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности

  1. Проверка знаний

Организует опрос по материалу параграфов: Что входит в состав внутренней среды организма?
Какие функции она выполняет?

Читайте также:  Поднять иммунитет при опоясывающем герпесе

Устно отвечают

Личностные: осознают ценность жизни

Коммуникативные: умение слушать других и принимать высказывания других.

  1. Актуализация знаний

Задает вопросы:

Слайд№1

Почему эти болезни смертельны для одних и проходили без особых последствий для других?

Слайд№2

Структурируют (вспоминают) полученные ранее знания. Ведут диалог с учителем.

Запись темы, определение цели

Познавательные: ОУ: умение структурировать ранее полученные знания об экологических факторах; формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя

Коммуникативные: умение слушать, выражать свое мнение, вести диалог

Личностные: проявить интерес к новому содержанию

Регулятивные: определять цели и задачи урока

  1. Изучение нового материала

5.Закрепление

Рефлексия

Д/З

1.Организует работу с учебником рис.2.14 стр.40 органы иммунной системы.
2 Слайд№3

.работа с учебником с.40 иммунитет, антигены, антитела. Записи в тетрадь.

Механизмы клет. и гумор. иммунитета.
3.Первичное закрепление и отработка новых понятий.
Что такое иммунитет?
Каковы механизмы иммунитета?
Просмотр анимаций с электронного носителя.

Что такое фагоцитоз, фагоциты?
Что такое антитела антигены.?
Слайд№4
факторы укрепляющие иммунитет.

Физминутка
Закрепление слайд 5
Закончи предложения..
слайд 6 Работа со схемой виды иммунитета. Понятия «вакцина», «сыворотка» в тетрадь

Охарактеризуйте естественный иммунитет. Почему активный?
Что образуется после болезни ?
Почему пассивный?

Охарактеризуйте искусственный иммунитет. Почему активный?
. Почему пассивный? Что такое «вакцина»? «Сыворотка?»
4,Слайд 7 Дженнер, Пастер(рассказ учителя с демонстрацией презентации) Иммунология— наука об иммунитете
Какое значение иммунология имеет в жизни человека? От всех ди болезней можно сделать прививки?

Слайд 8-9

Выставление оценок.
Вы не зря провели время? Полезна ли для Вас полученная на уроке информация?
Какие трудности возникли в ходе урока?

С. 40 – 42, знать понятия по теме.

Работа в группе с тестом учебника Смысловое чтение.

5 мин

Вычерчивание схемы клеточного и гуморального иммунитета
Отвечают на вопросы с элементами выучивания.

Рассказ учащихся о СПИДе и аллергии

Устно выполняют тест

Новые понятия в тетрадь

Уч-ся комментируют схему

Отвечают на вопросы.

Познавательные: поиск и извлечение материала из текста; формирование навыков смыслового чтения ( выявление логического отношения между основными положениями текста)

Личностные: дополнение и расширение имеющихся знаний

Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

Коммуникативные: умение взаимодействовать с одноклассниками, готовность достигать взаимопонимания

Познавательные: выделяют существенную информацию;

Регулятивные: планирование своей работы: оценивают свою работу, качество выполнен

Регулятивные: определяют уровень, качество усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке

Источник

Презентация на тему: » Иммунитет и здоровье. Работу выполнила: Биктимирова. А.» — Транскрипт:

Источник

Открытый урок

по  биологии в 8б классе

Учитель: Хачева Ирина Викторовна

2011-2012 учебный год

МБОУ лицей №4

Тема урока: «Иммунитет»

Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний об иммунитете

Задачи:

  1. повторить материал о внутренней среде;
  2. подчеркнуть защитную роль крови;
  3. дать определение иммунитета;
  4. разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;
  5. показать роль антител в обезвреживании антигенов;
  6. рассказать об открытиях Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И.Мечникова, П.Эрлиха;
  7. определить виды иммунитета.
Читайте также:  Помогает ли море укрепить иммунитет ребенку

Оборудование: таблица «Лимфатическая система», мультимедийная  установка, программа интерактивной доски «Человек-8», CD-диск с презентацией к уроку, биологическое лото (Приложение1), карточки с терминами, листы с заданием-лабиринтом (Приложение 2).

                   Ход урока.

Актуализация и целеполагание.

Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомимся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.

Проверка знаний.

Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материл.

1. Опрос 4 учащихся у доски:

—  используя карточки с надписями: красный костный мозг, 1мм3 – 5 млн., двояковогнутый диск, гемоглобин, 120 дней, печень, селезенка, рассказать о строении и значении эритроцитов;

— используя карточки с терминами: тромбоциты, соли Са , витамин К, ферменты, фибриноген, фибрин, рассказать о механизме и значении свертывания

— используя слайды 2, 3, 4 презентации, рассказать о лейкоцитах, фагоцитах  и фагоцитозе.

— используя слайд 5 презентации, рассказать о лимфоцитах.

2. Пока учащиеся готовятся к ответу у доски, остальные работают над заданиями биологического лото по вариантам:

среди предложенных карточек, найти ответы к своим вопросам  (Приложение 1)

Ответы записываются на листочек и сдаются. После устного опроса у доски открываются правильные ответы, карточки-лото убираются в сторону.

Изучение нового материла.

1. Определение иммунитета. ( Объяснение учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом (слайд 6).                                            Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

« Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию                                                                                                                            2. Иммунная система. ( Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                                      В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система (слайд 7). К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены. Слайд 8.

Выполнение учащимися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».

3. Клеточный и гуморальный иммунитеты. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                          Различают клеточный и гуморальный иммунитет.

Читайте также:  Иммунитет в период феодализма

Задания:

  1. найти в тексте стр. 74 характеристику  этих видов иммунитета, выявить    основные различия в способе уничтожения чужеродного;
  2. выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.        

Иммунитет может быть видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания    ( приобретенный иммунитет).

Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).

4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).

Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера (слайд 9).

Сообщение: в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме (слайд 10). Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил  человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом  люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» — «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.

Сообщение: с именем Луи Пастера (слайд 11) связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности  может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).

Иммунитет делится на:

  1. естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)
  2. искусственный ( полученный путем использования медицинских средств)

Естественный пассивный (слайд 12): ребенок получает антитела от матери  с грудным молоком.

Естественный активный (слайд 13 ): вырабатывается после перенесения болезни.

Искусственный активный (слайд 14): вырабатывается после введения вакцины.

Искусственный пассивный (слайд 15 ): человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.

Задание: используя текст стр.75, узнать, как получают противодифтерийную сыворотку.

Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?

Задание: прочитайте материал на стр.76 о столбняке.

Вопросы:                                                                                                                                                    — чем опасны травмы, полученные в сельской местности?

— как действует противостолбнячная сыворотка?

Закрепление материала

1. Решение логических задач.

  1. В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микробы.
  2. Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

2. Задание «Пройди лабиринт» (Приложение 2).

Подведение итогов.

Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.

Домашнее задание.

Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.

Используемая учебная литература.

1. Учебник «Биология. Человек». Авторы: А.Г.Драгомиов, Р.Д. Маш. Москва,издательство «Вентана-Граф», 2009.

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Биология. Человек». Авторы: Р.Д. Маш,                                  А.Г. Драгомилов. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2009.

3. Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» под редакцией Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилова. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2008.

Источник