Урок по теме иммунитет 8 класс по пономарева

Карта №1

ИММУНИТЕТ

Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.

Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.

Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями. Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.

Естественный иммунитет

Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.

Пример:

У человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.

В результате перенесенной инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат и человек не заболеет.

Пример:

 Переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Врожденный и приобретенный иммунитет называют естественным.

Искусственный иммунитет

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки – вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни), и таким образом создают искусственный иммунитет.

Прививка вызывает заболевание в легкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это – активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет

Пример:

Лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например, столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землей может попасть в организм и вызвать эту тяжелую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.

 Введенные в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее зараженного данным возбудителем (перенёсших данное заболевание).

Карта № 2

ТИПЫ ИМУНИТЕТА

1.естественный (врожденный пассивный , приобретенный активный)

2. искусственный (постоянный, временный, активный, пассивный)

Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку. Искусственный иммунитет, в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации (культура ослабленных микробов) или в результате введения готовых антител – лечебной сыворотки.

Если у организма наблюдается длительная устойчивость к повторному случаю инфекционного заболевания, то иммунитет можно назвать постоянным. При невосприимчивости организма к заболеваниям в течение некоторого времени, в результате введения сыворотки, иммунитет называют временным.

При условии выработки организмом антител самостоятельно – иммунитет активный. Если же антитела организм получает в готовом виде (через плаценту, из лечебной сыворотки или через грудное молоко), то говорят о пассивном иммунитете.

Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах ее развития, когда специфический иммунитет еще не сформировался. Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек. Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.

Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами и направлен на определённый антиген.

Специфический иммунитет сохраняет память о перенесенной инфекции и препятствует ее повторному возникновению.

Виды иммунитета

Пройди лабиринт

Сообщение

 «Получение прививки против натуральной оспы Э. Дженером»

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека).   Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

Читайте также:  Приобретенный иммунитет его виды

К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.

     Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822 — 1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы. В 1881г. он изучил действие возбудителя куриной холеры и сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал — вакциной. С именем Л.Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например, против бешенства.

Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У ее истоков стояли Л.Пастер, И.И.Мечников, П.Эрлих. Луи Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И.Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П.Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлены выработкой защитных белковых веществ – антител.

Задание для 1 группы

Первое задание:

Решить задачу

  1. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде.

Вопрос: Каким образом это удалось сделать?

  1. В тетради-тренажёре выполнить задание №6 на странице 19.

Второе задание:

  1. Составить синквейн к слову «иммунитет», пользуясь словами:

— существительное: способность, организм, свойства,объекты;

— прилагательное: чужеродные, защитные

— глагол: вырабатывать.

Задание для 3 группы

Первое задание:

  1. Это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.

Вопрос:  почему 2 цыпленка выжили?

Второе задание:

  1. Найти определение иммунитета в словарях,  раздаточном материале карта №1, с помощью интернета

Задание для 2 группы

Первое задание:

  1. В тетради-тренажёре выполнить задание №8 на странице 20.

Второе задание:

  1. Найти определение иммунитета в словарях,  раздаточном материале карта №1, с помощью интернета

Источник

Тема урока «Иммунитет»

 Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.

 Цель урока:

 Образовательная:

 -Сформировать понятие иммунитет;

 -Познакомить учащихся с видами иммунитета;

 -С защитными свойствами организма

 Воспитательные:

 • продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

 • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

 Развивающие:

 • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

 • формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;

 • обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;

 • осуществлять всестороннее развитие личности.

 Тип урока: комбинированный

 — обобщение и систематизация знаний;

 — изучение нового материала.

 Методы обучения:

 — частично-поисковый;

 — репродуктивный.

 Формы организации познавательной деятельности:

 — индивидуальная;

 — групповая;

 — фронтальная.

 I. Организационный момент

 II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

 1.Инструктаж учителя по выполнению работы

 Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

 Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

 Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

 2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

 Коды ответов:

 Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.

 Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

 Норма оценок:

 7 правильных ответов — «5»;

 5-6 — «4»;

 3-4 — «3»;

Читайте также:  Лучшее средство для иммунитета для детей комаровский

 менее 3 — незачет.

 3.Проверка результатов биологического диктанта

 4.Релаксационная пауза

 Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)

 II.Изучение нового материала

 .I Стадия. Вызов

 Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)

 В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования

 чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно

 видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке

 в Византийской

 империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в

 Европе погибла четверть

 населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло

 еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно

 от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных

 рубцов встречалось

 редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.

 Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов

 Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось

 без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.

 В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,

 что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают

 в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал — вакциной.

 — Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

 + Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)

 Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.

 2.Запись темы урока «Иммунитет»

 2.1.Индивидуальная работа

 «Перепутанные логические цепочки» (слайд)

 Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

 2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

 3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

 4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

 2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению)

 3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

 (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

 II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)

 Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

 1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137

 2. Работа с логическими цепочками

 Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

 III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)

 Работа с логическими цепочками

 1. Индивидуальная работа

 Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

 2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

 3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

 4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

 2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению)

 3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.

 (Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

 4.Чтение текста.

 5. Работа с логическими цепочками

 6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

 7.Работа со слайдом «Виды иммунитета- рассказ учителя.

 5.Закрепление. Работа с учебником»

Читайте также:  Свечи вагинальные повышающие иммунитет

 Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

 6.Беседа

 Какие виды иммунитета существуют?

 (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

 Иммунитет

 Естественный Искусственный

 Врожденный приобретенный активный пассивный

 Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

 Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

 Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин — культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет

 Что такое вакцина?

 Что такое сыворотка?

 Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

 Вакцина — культура ослабленных микробов.

 Сыворотка — жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,

 (записывают в тетрадь)

 7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы

 «Двухчастный дневник»

 Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения)

 8.Беседа по таблице

 III. Итог урока:

 IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».

 — Спасибо всем за работу на уроке. И в

 заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

 Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех)

 Приложение №1

 ВАРИАНТ №1

 Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия

 I. Какие утверждения верны?

 1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа

 б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови — это:

 а) особый тип соединительной ткани;

 б) межклеточное вещество.

 3. Эритроциты- это:

 а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

 4. Лейкоциты — это:

 а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

 б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;

 в)бесцветные клетки непостоянной формы.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

 Понятия: Утверждения:

 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

 проникновению в организм болезнетворных организмов,

 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

 крови. микробов и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть — сгусток крови,

 закрывающий рану.

 ВАРИАНТ №2 Приложение №1

 I. Какие утверждения верны?

 1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

 б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

 в крови, но много лимфоцитов;

 в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

 в крови, по меньше лимфоцитов;

 2. Кровь – это:

 а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

 б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

 в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

 3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

 4.Тромбоциты – это:

 а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

 б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;

 в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

 Понятия: Утверждения:

 1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и

 проникновению в организм болезнетворных организмов.

 2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов

 крови. и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,

 закрывающий рану.

Источник