Урок виды иммунитета и
Тема урока «Иммунитет»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.
Цель урока:
Образовательная:
-Сформировать понятие иммунитет;
-Познакомить учащихся с видами иммунитета;
-С защитными свойствами организма
Воспитательные:
• продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
Развивающие:
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
• обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;
• осуществлять всестороннее развитие личности.
Тип урока: комбинированный
— обобщение и систематизация знаний;
— изучение нового материала.
Методы обучения:
— частично-поисковый;
— репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности:
— индивидуальная;
— групповая;
— фронтальная.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
1.Инструктаж учителя по выполнению работы
Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.
Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)
2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)
Коды ответов:
Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.
Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.
Норма оценок:
7 правильных ответов — «5»;
5-6 — «4»;
3-4 — «3»;
менее 3 — незачет.
3.Проверка результатов биологического диктанта
4.Релаксационная пауза
Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)
II.Изучение нового материала
.I Стадия. Вызов
Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования
чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно
видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке
в Византийской
империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в
Европе погибла четверть
населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло
еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно
от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных
рубцов встречалось
редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.
Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов
Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось
без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.
В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,
что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают
в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал — вакциной.
— Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?
+ Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)
Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.
2.Запись темы урока «Иммунитет»
2.1.Индивидуальная работа
«Перепутанные логические цепочки» (слайд)
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»
1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.
2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.
3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.
4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.
2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению)
3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.
(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)
II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)
Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.
1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137
2. Работа с логическими цепочками
Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)
III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)
Работа с логическими цепочками
1. Индивидуальная работа
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»
1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.
2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.
3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.
4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.
2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению)
3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.
(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)
4.Чтение текста.
5. Работа с логическими цепочками
6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)
7.Работа со слайдом «Виды иммунитета- рассказ учителя.
5.Закрепление. Работа с учебником»
Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.
6.Беседа
Какие виды иммунитета существуют?
(в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»
Иммунитет
Естественный Искусственный
Врожденный приобретенный активный пассивный
Отвечают на вопрос и формулируют вывод:
Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).
Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин — культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет
Что такое вакцина?
Что такое сыворотка?
Отвечают на вопрос и формулируют вывод:
Вакцина — культура ослабленных микробов.
Сыворотка — жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,
(записывают в тетрадь)
7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы
«Двухчастный дневник»
Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения)
8.Беседа по таблице
III. Итог урока:
IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».
— Спасибо всем за работу на уроке. И в
заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.
Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех)
Приложение №1
ВАРИАНТ №1
Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия
I. Какие утверждения верны?
1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа
б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови — это:
а) особый тип соединительной ткани;
б) межклеточное вещество.
3. Эритроциты- это:
а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные
4. Лейкоциты — это:
а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
в)бесцветные клетки непостоянной формы.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов,
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами
крови. микробов и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть — сгусток крови,
закрывающий рану.
ВАРИАНТ №2 Приложение №1
I. Какие утверждения верны?
1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;
б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем
в крови, но много лимфоцитов;
в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем
в крови, по меньше лимфоцитов;
2. Кровь – это:
а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.
3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;
4.Тромбоциты – это:
а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов.
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов
крови. и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,
закрывающий рану.
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Тема: Иммунитет.Лимфа.
Цель: 1. образовательные:
-раскрыть материал о защитных свойствах организма;
-сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки;
— познакомить с видами иммунитета
2.развивающие:
-продолжить развивать логическое мышление, умение пользоваться полученными знаниями, анализировать факты.
3.воспитательные
-воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью
-обосновать что здоровый образ жизни- это залог здоровья
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы. карточки. портреты И.И. Мечникова, Луи Пастера, диск со слайдами, буклеты о инфекционных заболеваниях.
Ход урока.
I Организационный часть
II. Работа над пройденном материалом
1. разноуровневый тест.
I вариант
1.Кровь – это
а) эпителиальная ткань
б)соединительная ткань
в) мышечная ткань
г) нервная ткань
2. Функция кровеносной системы-
а) регуляция процессов жизнедеятельности
б) накопление питательных веществ
в)газообмен
г) перенос веществ
3.Тканевая жидкость образуется из
а) эритроцитов
б) лейкоцитов
в) лимфы
г) плазмы крови
4. Свертывание крови происходит благодаря
а) сужению капилляров
б)разрушению эритроцитов
в) разрушению лейкоцитов
г) образованию фибрина
5. Лейкоциты
а) переносят кислород
б) участвуют в свертывании крови
в) защищают организм от инфекционных заболеваний
г) переносят углекислый газ
6. При малокровии в крови уменьшается
а) кровяной плазмы
б) тромбоцитов
в) лейкоцитов
г) эритроцитов
II вариант
1.Внутренного среду организма образуют:
а)кровь, лимфа,тканевая жидкость.
б) полоститела
в)внутренние органы
г) ткани образующие внутрь органы
2.В отличие от других тканей
кровь:
а) не имеет клеточного строения
б) соединительная ткань
в) жидкая ткань
г) состоит из округлых клеток
3. Кровь не участвует в
а) регуляции температуры тела
б) накопление питательных веществ
в)защите организма
г)транспорте веществ
4. Из тканевой жидкости образуются
а) лимфа
б) кровь
в)плазма крови
г)слюна
5. Эритроциты
а) участвуют в свертывании крови
б) переносят кислород
в)защищают организм от инфекционной заболеваний
г) переносят питательные вещества
6. Лейкоциты в отличие от эритроцитов
а) имеют округлую форму
б)не имеют ядра
в) способны самостоятельно передвигаться
г) очень мелкие
2 Работа с карточками
Ученикам раздаются карточки, где написаны анализ крови
Учащиеся должны по этим анализам судить о состоянии здоровья данного человека
Примеры карточек:
Лейкоциты-8700 Гемоглобин-7,2 Тромбоциты-200000 | Лейкоциты-10000 Гемоглобин-14,2 Тромбоциты- 350000 |
Лейкоциты-5500 Лейкоциты-10000
Эритроциты-5 млн. Эритроциты-2 млн.
3 Решение биологических задач
а) Свертывание крови — защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для жизни людей?
б) при угаре человек погибает от удушья, несмотря на что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 % . Почему возникает удушье?
III. Работа над новым материалом
1. Вводное слово
В наш организм постоянно попадают различными путями инородные вещества микроорганизмы, которые могут вызвать различные инфекционные заболевания. Но каждый раз мы не начинаем болеть. Почему? И какие болезни называется инфекционными?
2. Показ отрывка из к/ф об инфекционных заболеваниях.
3. Инфекционные заболевания – это заболевания . вызываемыми микроорганизмами . которые передаются от человека к человеку , от животного к человеку .
— Что относятся к микроорганизмам?
— Почему всегда не начинаем болеть?
— Вспомним сначала функции крови ( перечисление )
— Как выполняются защитная функция ?
— Фагоцитоз :
— как осуществляется?
-Кто открыл ? ( показ портрета И.И.Мечникова и схемы, показывающей механизм фагоцитоза )
Лейкоциты , способные на фагоцитоз называются фагоцитами.
В роле инородного вещества может оказаться и заноса.
(Работа по таблице, где показано как образуются гной.)
— Еще один вид лейкоцитов – это лимфоциты.
У них особая миссия.
Работа по таблице, где показано как образуются антитела.
антитела – вещества белковой природы ( иммуноглобулины ) , которые нейтрализуют вещества, вырабатываемые микроорганизмами.
4. Иммунитет
а) Фагоцитоз и образования антител называется иммунитетом т.е. свойство организма защищаться от инфекционных заболеваний.
Иммунитет – защитный механизм организма.
б) Виды иммунитета. Работа по таблице.
Иммунитет
естественный искусственный
врожденный приобретенный возникший под действием возникший под
вакцин ( активный ) действием сыворотки
( пассивный)
в) предупредительные прививки. К каким болезням делают.
5. Опыты Э.Дженнера и Л. Пастера. Их значение краткое сообщение двух учеников, показ портрет.
6. Ролевая игра.
журналисты задают вопросы врачу.
— Что такое СПИД ?
— Как можно заразиться СПИДом?
— Есть ли методы диагностики СПИДа?
— Как предохранить себя от СПИДа?
— Кто болеет СПИДом?
IV. Закрепление.
1.На первом году жизни ребенка в его крови имеет относительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?
2. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди болели. Почему?
3. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие – ввести сыворотку. Кто из них прав?
4. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарство, чтобы сбить ее. Как это объяснить?
V . Подведение итогов.
1. Дом . задание:
— изучить статью учебника об иммунитете и ответить на вопросы.
2. Оценок.
— сделать буклет о профилактике инфекционных заболеваний.
Слайды.
Инфекционные заболевания: Возбудители:
туберкулез Бактерия
дифтерия Бактерия
полиомиелит Вирус
краснуха Вирус
грипп Вирус
ветрянка Вирус
оспа Вирус
столбняк Бактерия
гепатит Вирус
дизентерия Амеба
Иммунитет- защитный механизм организма.
Вакцина- ослабленные или мертвые микробы
Сыворотка – готовые антитела
Предупредительные прививки
1. Против туберкулеза
2.АКДС- антикоклюш, дифтерия, столбняк
3. Против полиомиелита
4.Против гриппа
СПИД – синдром приобретенного иммунно-дефицита
Литература:
Н. И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология 8кл»
А.М. Цузмер, О.Л. Петришина «Биология»
Б. Е. Абалонин « Избранные главы химической технологии»
г.Белореченск МБОУ СОШ 68
Урок по биологии 8 класс «Иммунитет»
Составила:
Учитель биологии- химии Алекян Э.А..