Уроки по биологии иммунитет
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Тема урока «Иммунитет»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой . учебной информации средствами критического мышления.
Цель урока:
Образовательная:
-Сформировать понятие иммунитет;
-Познакомить учащихся с видами иммунитета;
-С защитными свойствами организма
Воспитательные:
• продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
Развивающие:
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой;
• обеспечивать развитие памяти, внимания, мышления, речи;
• осуществлять всестороннее развитие личности.
Тип урока: комбинированный
— обобщение и систематизация знаний;
— изучение нового материала.
Методы обучения:
— частично-поисковый;
— репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности:
— индивидуальная;
— групповая;
— фронтальная.
I. Организационный момент
II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
1.Инструктаж учителя по выполнению работы
Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.
Цель диктанта: систематизация, обобщение, корректирование полученных знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»
Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)
2.Выполнение работы ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)
Коды ответов:
Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.
Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.
Норма оценок:
7 правильных ответов — «5»;
5-6 — «4»;
3-4 — «3»;
менее 3 — незачет.
3.Проверка результатов биологического диктанта
4.Релаксационная пауза
Сядьте удобно на стул, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги поставьте на пол, расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте свой организм. ( Звучит легкая музыка)
II.Изучение нового материала
.I Стадия. Вызов
Историческая справка. (Рассказ учителя, презентация)
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования
чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно
видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке
в Византийской
империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в
Европе погибла четверть
населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло
еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно
от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, безоспенных
рубцов встречалось
редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с живо ми, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.
Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не его механизмов
Заболевали оспой. Широкое практическое применение оспопрививания применялось
без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера.
В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,
что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают
в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал — вакциной.
— Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?
+ Иммунитет (Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)
Дети внимательно слушают. Учебники закрыты.
2.Запись темы урока «Иммунитет»
2.1.Индивидуальная работа
«Перепутанные логические цепочки» (слайд)
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»
1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.
2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.
3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.
4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.
2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению)
3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.
(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)
II.Осмысление. (Отслеживание учениками собственного понимания материала.)
Задание: Прочитайте текст учебника с 136-137 и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.
1. Работа учащихся с текстом учебника. Чтение текста учебника на странице 136 -137
2. Работа с логическими цепочками
Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)
III. Рефлексия – систематизация знаний (присвоение знаний)
Работа с логическими цепочками
1. Индивидуальная работа
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»
1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.
2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.
3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.
4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.
2.Работа в парах (обсуждение данного вопроса с соседом по парте — приходят к единому мнению)
3.Фронтальная беседа по проделанной работе. Работа с утверждениями.
(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)
4.Чтение текста.
5. Работа с логическими цепочками
6.Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)
7.Работа со слайдом «Виды иммунитета- рассказ учителя.
5.Закрепление. Работа с учебником»
Задание: найдите в учебнике на с 137 информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.
6.Беседа
Какие виды иммунитета существуют?
(в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»
Иммунитет
Естественный Искусственный
Врожденный приобретенный активный пассивный
Отвечают на вопрос и формулируют вывод:
Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).
Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин — культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет
Что такое вакцина?
Что такое сыворотка?
Отвечают на вопрос и формулируют вывод:
Вакцина — культура ослабленных микробов.
Сыворотка — жидкая часть крови безформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,
(записывают в тетрадь)
7.Самостоятельная работа .Заполнение таблицы
«Двухчастный дневник»
Что узнали на уроке Мне не понятно (требует повторения)
8.Беседа по таблице
III. Итог урока:
IVОценка знаний VI.Домашнее задание: статья «Как наш организм защищается от инфекций» с 136-137, 141 «Спид».
— Спасибо всем за работу на уроке. И в
заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.
Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех)
Приложение №1
ВАРИАНТ №1
Цель работы: учащиеся закрепляют новые знания и перестраивают свои представления, чтобы включить новые понятия
I. Какие утверждения верны?
1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа
б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа 2. Плазма крови — это:
а) особый тип соединительной ткани;
б) межклеточное вещество.
3. Эритроциты- это:
а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные
4. Лейкоциты — это:
а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;
в)бесцветные клетки непостоянной формы.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов,
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами
крови. микробов и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть — сгусток крови,
закрывающий рану.
ВАРИАНТ №2 Приложение №1
I. Какие утверждения верны?
1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;
б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем
в крови, но много лимфоцитов;
в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем
в крови, по меньше лимфоцитов;
2. Кровь – это:
а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;
в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.
3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;
4.Тромбоциты – это:
а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;
в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.
II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)
Понятия: Утверждения:
1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и
проникновению в организм болезнетворных организмов.
2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов
крови. и других чужеродных веществ.
3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.
4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.
5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,
закрывающий рану.
Елена Бабешко
Конспект урока «Иммунитет» биология 8 класс
Конспект урока биологии по теме «Иммунитет. «. 8-й класс
Бабешко Елена Владимировна, учитель биологии и химии
___
Цель урока: ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом.
Задачи:
•Образовательные: раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации.
•Воспитательные: сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
•Развивающие:Формировать умения: слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.
Оборудование: компьютер, проектор, календарь прививок, слайдовая презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
Слайд №1.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И. И. Мечникова.
Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся в одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Как вы думаете почему?
Цель сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос.
При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.
II. Проверка пройденного материала
Слайд №2.
Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.
III. Усвоение новых знаний
1. История открытий.
Учитель: Инфекционные заболевания известны давно. Слайд №3
Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Пир во время чумы». Исторические данные.
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, –
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
(Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”).
Учитель:
Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.
В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.
Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.
Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера. Слайд № 4
Сообщение: в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» — «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.
Сообщение: с именем Луи Пастера Слайд №5 связано появление многих вакцин от различных болезней, например, вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.
Учитель: Ребята, вы видите портрет И. И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
Слайд №6.
Учитель: Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии.
Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.
Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.
Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.
Мы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета.
Слайд №7.
Учитель: Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.
(Слайд 1 Биология 8. Дрофа)
Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.
Против антигенов вырабатываются антитела.
Антитела – синтезируются специальными клетками — лимфоцитами. (Слайд 2 Биология 8. Дрофа)
В организме существует несколько видов лимфоцитов. Слайд 8.
Учитель: Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит. Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память. Говорят – выработался иммунитет.
2. Виды иммунитета. Слайды 3-5 Биология 8. Дрофа
Слайд №9.
Иммунитет
Естественный Искусственный
врожденный приобретенный активный пассивный
вакцина лечебная сыворотка
Учитель: Чем искусственный иммунитет отличается от естественного иммунитета?
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
Учитель: — Как вы думаете, что значит врожденный иммунитет?
В крови есть антитела от некоторых болезней (чумка собак и т. д.).
— А что значит приобретенный?
В результате перенесенного заболевания или с молоком матери.
Учитель: Искусственный иммунитетвырабатывается двумя путями: введением вакцины и введением лечебной сыворотки.
Учитель: Вспомните, что вводил Э. Дженнер для предупреждения заболеваний оспой?
Жидкость из оспенных пузырьков, т. е. ослабленные микроорганизмы.
Вакцины – культура ослабленных микроорганизмов.
Учитель: Что же происходит, когда вводят вакцину?
Т – лимфоциты распознают, а Б – лимфоциты вырабатывают антитела. Активный иммунитет.
Когда человек уже болеет, то вводят лечебную сыворотку, которая содержит готовые антитела.
Это пассивный иммунитет.
3. Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета. Слайды 11-15
Сообщение ученика “Аллергия”
Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп. Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.
С – синдром
П – приобретенного
И – иммуно
Д — дефицита
– Что вы знаете о СПИДе?
– Как уберечься от заражения СПИДом?
– Опасен ли грипп?
– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?
IV. Проверка усвоения учащимися нового материала
Учитель: Ребята, давайте представим такой случай.
В больницу поступил ребенок, у него признали дифтерию. Ее возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по всему организму, вызывая тяжелое отравление.
— Что нужно ввести ребенку: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?
Учитель: в феврале – марте месяце наблюдается эпидемия гриппа. Как можно защитить себя от гриппа?Что нужно ввести: вакцину или лечебную сыворотку? Почему?
Учитель: в нашей стране существует система вакцинации. Посмотрите на карту вакцинации.
(рассматривается карта вакцинации) Слайд 16
Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели защитный механизм организма — иммунитет, виды иммунитета.
А как вы думаете, какие факторы укрепляют иммунитет, а какие ослабляют.
На столах учащихся таблица “Роль факторов, ослабляющих и укрепляющих иммунитет”.
Учитель организовывает фронтальную беседу, в ходе которой заполняется таблица.
Факторы, ослабляющие иммунитет Факторы, укрепляющие иммунитет
1. Вредные привычки 1. Здоровый образ жизни
а) а)
б) б)
2. Энергетическое истощение Учет энергетических затрат организма
а) а)
б) б)
в) в
3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты 3.
4. Гиподинамия 4
На экране Слайд №16.
V. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока,сообщает домашнее задание: стр. 136-137, в. 1-9
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о важном свойстве организма – его защитном механизме.
— от проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры;
— внешние барьеры – это кожа и слизистые оболочки;
— внутренний механизм защиты – иммунитет;
— главную роль в формировании иммунитета играют белые клетки крови – лейкоциты.