Ушаков н а юрисдикционные иммунитеты государства
В связи с наметившейся тенденцией пересмотра теории абсолютного иммунитета иностранного государства в сторону ограничения иммунитета данный институт является объектом повышенного внимания со стороны ученых, исследующих актуальные вопросы международного права, и законодательных органов.
С точки зрения этимологии иммунитет ( от лат. immunitas – освобождение от повинностей, льгота [ 1, с. 233]; англ. – immunity – освобождение, привилегия, неприко сновенно сть [2, с. 490]) представляет собой освобождение от чего-либо [3, с. 477]. Толковый словарь русского языка содержит следующую формулировку иммунитета – это предоставленное кому-нибудь исключительное право не подчиняться некоторым общим законам [4, с. 245].
Иммунитет же государства, отмечает М.М. Богуславский, чаще всего в международном праве понимается как изъятие государства и его органов из-под действия юрисдикции другого государства [5, с. 16]. Аналогичной точки зрения придерживается Н.А. Ушаков, рассматривающий иммунитет как общепризнанный принцип международного права, который заключается в изъятии или освобождении от юрисдикции, что равнозначно также неподчинению юрисдикции [6, с. 8–9]. Как отмечает В.Г. Гавриленко, иммунитет государства есть принцип международного права, основанный на государственном суверенитете [3, с. 478]. Аналогичную трактовку иммунитета государства содержит и словарь международного права [7, с. 100].
Таким образом, иммунитет государства рассматривается как принцип международного права, заключающийся в праве государства на изъятие из-под юрисдикции другого государства.
Тем не менее, следует отметить, что иммунитет иностранного государства в научной литературе имеет различные вариации: судебный иммунитет, юрисдикционный иммунитет, иммунитет собственности государства. Так, в 1962 г. вышла в свет монография М.М. Богуславского «Иммунитет государства» [5], в 1993 г. – монография Н.А. Ушакова « Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности» [6], в 2003 г. – в Российской Федерации защищена диссертация И.О. Хлестовой на соискание ученой степени доктора юридических наук «Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства» [8].
Как представляется, важным является определение содержания каждого из рассмотренных понятий и их соотношения между собой. Безусловно, базовым и наиболее широким по своему объему является понятие – иммунитет иностранного государства. А вот соотношение между собой терминов « юрисдикционный иммунитет» и « судебный иммунитет» не всегда очевидно и, как представляется, требует особого внимания.
Английский ученый Я. Броунли рассматривает юрисдикцию как один из аспектов суверенитета и означающий судебную, законодательную и административную компетенцию. Я. Броунли выделяет такие виды юрисдикции, как законодательная и исполнительная, гражданская и уголовная [9, с. 425–426]. М.М. Богуславский использует следующую конструкцию: судебный иммунитет ( или иначе – юрисдикционный иммунитет), т.е. не указывает при этом на различия между использованными терминами, но одновременно используя судебный иммунитет государства в широком и узком смыслах [5, с. 16–17]. И.О. Хлестова отмечает, что право иностранного государства не подчиняться юрисдикции иностранного государства есть право на неприменение к нему каких-либо принудительных мер со стороны судебных, административных или иных органов другого государства. В то же время в содержание принципа юрисдикционного иммунитета иностранного государства указанный автор включает судебный иммунитет, иммунитет предварительного обеспечения иска, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения [8, с. 21].
Понятие юрисдикция обычно рассматривается как установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Установленной законом юрисдикцией обладают не только общие и арбитражные (хозяйственные) суды, но и такие органы, как, например, таможенные, налоговые [10, с. 367]. Таким образом, иностранное государство обладает правом на ряд иммунитетов, которые по своей правовой природе являются юрисдикционным, но не судебными: налоговый иммунитет, иммунитет от юрисдикции иных, несудебных органов. В качестве отдельного вида иммунитета можно рассмотреть иммунитет от подчинения действию другого государства. Данный вид иммунитета может применяться вне рассмотрения дела судебным органом, например, при заключении гражданско-правового договора между государством и юридическим лицом другого государства.
Таким образом, понятия судебный иммунитет и юрисдикционный иммунитет следует рассматривать как термины, не совпадающие по содержанию. Как представляется, юрисдикционный иммунитет – более широкое понятие, которое соотносится с судебным иммунитетом иностранного государства как общее и частное, но в то же время включает и другие виды иммунитета государства (например, налоговый иммунитет, иммунитет от действия национального законодательства). На наш взгляд, судебный иммунитет иностранного государства – это иммунитет государства от юрисдикции исключительно судебных органов другого государства, включающий право на иммунитет от предъявления иска, обеспечения иска, исполнения судебного решения.
Список литературы
Латинско-русский словарь. – Ро стов-н/Дону: Феникс, 2000. – 704 с.
Бизнес-словарь: англо-русский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МИД, 1999. – 1136 с.
Гавриленко, В.Г. Право и политика: большой энциклопедический словарь / В.Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2001. – 1000 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2004. – 944 с.
Богуславский, М.М. Иммунитет государства / М.М. Богуславский. – М.: Изд-во Института международных отношений, 1962. – 232 с.
Ушаков, Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности / Н.А. Ушаков. – М.: Наука, 1993. – 240 с.
Словарь международного права / С.Б. Бацанов, Г.К.Ефимов, В.И. Ку з -нецов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1986. – 432 с.
Хлестова, И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного го сударства: дис. … д-ра юрид . наук: 12.00.03 / И.О. Хле стова, 2003. – 274 с.
Броунли, Я. Международное право / Я. Броунли; пер. с англ. С.Н. Андриановой; под ред. Г.И. Тункина. – М.: ПРОГРЕСС, 1977. – Кн. 1. – 507 с.
10. Энциклопедический юридический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
Источник
М.: Юристъ, 2000. —
304 с.
В соответствии с программой курса международного
публичного права рассматриваются основные отрасли и институты международного
права. Дается представление о международном праве как самостоятельной
нормативной системе. Подробно анализируются принципы международного права,
вопросы иммунитета, правопреемства, ответственности государств, современная
система международной экономики.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.
Формат: doc
/ zip
Размер:
293
Кб
Скачать / Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА 2
§ 1. Понятие международного права 2
§ 2. Объект международно-правового регулирования 4
§ 3. Нормы международного права 5
§ 4. Субъекты международного права 8
§ 5. Источники международного права 10
§ 6. Ответственность в международном праве 13
§ 7. Системность международного права 14
§ 8. Структура международного права 16
Глава II
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 17
§ 1. Международное право в историческом развитии 17
§ 2. Понятие современного международного права 21
Глава III 22
ТОЛКОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 22
§ 1. Общие положения 22
§ 2. Соблюдение, применение и толкование договоров 23
Глава IV 27
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 27
§ 1. Общие положения 27
§ 2. Принцип суверенного равенства государств 28
§ 3. Принцип неприменения силы или угрозы силой 29
§ 4. Принцип невмешательства 31
§ 5. Принцип мирного разрешения споров 32
§ 6. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств 34
§ 7. Принцип сотрудничества государств 34
§ 8. Принцип равноправия и самоопределения народов 35
Глава V 38
ГОСУДАРСТВО СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ 38
§ 1. Понятие государства 38
§ 2. Понятие и юридические признаки государственного суверенитета 38
§ 3. Несущественность внутреннего устройства государств 42
§ 4. Осуществление государством внешних сношений 44
Глава VI 45
ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА ОТ ИНОСТРАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ 45
§ 1. Иммунитет государства как принцип международного права 45
§ 2. Деяния государства в сфере иностранной юрисдикции 49
§ 3. Иммунитет государства — участника гражданско-правовых отношений 51
Глава VII 55
НАИБОЛЬШЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЕ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ 55
§ 1. Общие положения 55
§ 2. Клаузула о наибольшем благоприятствовании 56
§ 3. Режим наибольшего благоприятствования 57
§ 4. Применение норм о наибольшем благоприятствовании 57
§ 5. Исключения из положений о наибольшем благоприятствовании 59
Глава VIII
ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ 60
§ 1. Общие положения 60
§ 2. Предмет правопреемства 63
§ 3. Принципиальные основы правопреемства 64
Глава IX
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ 67
§ 1. Общие положения 67
§ 2. Виды международных обязательств государств 69
§ 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства 72
§ 4. Международные правонарушения и преступления государств 75
§ 5. Субъекты международных претензий 76
§ 6. Международно-правовые санкции 77
§ 7. Юридическая природа международных санкций 81
Глава Х
ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ 83
§ 1. Общие положения 83
§ 2. Международные организации 83
Глава XI
РОЛЬ ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБЩЕНИИ 91
§ 1. Общие положения 91
§ 2. Признание государств 91
§ 3. Признание правительств 92
§ 4. Другие случаи признания 93
§ 5. Заключение 93
Глава XII 94
ТЕРРИТОРИЯ СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ 94
§ 1. Понятие территории 94
§ 2. Государственная территория 94
§ 3. Негосударственная (международная) территория 97
§ 4. Международно-правовой статус и режим Антарктики 98
Глава XIII 99
НАСЕЛЕНИЕ СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ 99
§ 1. Общие положения 99
§ 2. Проблемы гражданства 100
§ 3. Правовое положение иностранцев 102
§ 4. Основные права и свободы человека 103
Глава XIV 105
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 105
§ 1. Предпосылки послевоенного мирного устройства 105
§ 2. Разработка Устава ООН 106
§ 3. Единогласие постоянных членов Совета Безопасности — основа Организации
Объединенных Наций 108
§ 4. Заключение 111
Глава XV
ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 111
§ 1. Общие положения 111
§ 2. Дипломатическое право 112
§ 3. Лица, пользующиеся международной защитой 115
§ 4. Консульское право 115
Глава XVI
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ 116
§ 1. Общие положения 116
§ 2. Договоры между государствами 116
§ 3. Договоры между государствами и международными организациями или между
международными организациями 120
Глава XVII
МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО 121
§ 1. Понятие и пространственное действие 121
§ 2. Правовой статус и режим морских пространств 124
§ 3. Урегулирование споров 132
Глава XVIII
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО 133
§ 1. Общие положения 133
§ 2. Международные полеты и их регулирование 134
Глава XIX
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО 136
§ 1. Общие положения 136
§ 2. Источники международного космического права 137
§ 3. Основные принципы космической деятельности 137
§ 4. Некоторые особые условия космической деятельности 139
Глава XX
ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 141
§ 1. Общие положения 141
§ 2. Внутригосударственное регулирование 142
§ 3. Международно-правовое регулирование 143
§ 4. Дальнейшая перспектива 144
Глава XXI 144
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 144
§ 1. Общие положения 144
§ 2. Цели международного социально-экономического права и органы, их
осуществляющие 146
§ 3. Принципы международного социально-экономического права 148
§ 4. Специализированные учреждения ООН 149
§ 5. Целенаправленность международного социально-экономического права 154
Глава XXII 155
УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА 155
§ 1. Общие положения и терминология 155
§ 2. Уставы Международных военных трибуналов 158
§ 3. Универсальные международные конвенции 159
Глава XXIII
ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 160
§ 1. Общие положения 160
§ 2. Международное гуманитарное право 161
§ 3. Дальнейшая перспектива 165
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
— см. раздел «Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др.»
.
Источник