В чем разница между мрт и томограммой
Появление рентгена стало настоящей революцией в диагностике: врачи получили возможность увидеть изображение внутренних органов, оценить их состояние. Однако этот метод имеет ряд недостатков: в частности, двухмерный рентген приводит к тому, что изображения одних органов могут «накладываться» на изображения других, и в результате только от опыта и искусства врача, расшифровывающего рентгенограмму, зависит правильность постановки диагноза. Кроме того, из-за особенностей обследования, на рентгенограмме нельзя увидеть ряд образований, например, грыжи или воспаления. Все это подвигло исследователей к разработке новых видов диагностики, среди которых особое место занимают КТ и МРТ.
Принцип действия КТ и МРТ: в чем разница?
На сегодняшний день наряду с рентгеном и УЗИ врачи часто рекомендуют такие методы диагностики, как компьютерная и магнитно-резонансная томографии. На чем же основан их принцип действия?
Компьютерная томография (КТ)
– это обследование, которое проводится с помощью рентгеновских лучей. Но если при обычном рентгене лучи проходят сквозь тело и фокусируются на пленке или пластине, давая двухмерное изображение, то при выполнении КТ изображение получается объемным. Дело в устройстве аппарата для КТ: источником рентгеновских лучей служит кольцеобразный контур, внутри которого расположена специальная кушетка (стол) для пациента.
Таким образом выполняется целая серия рентгеновских снимков органов, полученных с разных точек и под разным углом. С помощью компьютера все изображения обрабатываются, и в итоге моделируется трехмерное изображение органа.
Важно, что врач имеет возможность посмотреть «срезы» органа: в зависимости от настроек аппарата, толщина среза может составлять до 1 мм. Это увеличивает точность диагностики.
Магнитно-резонансная томография (МРТ)
основана на том же принципе: получение массива данных и моделирование на его основе трехмерного изображения органа. Разница с КТ состоит в природе волн: при МРТ они электромагнитные. Под их действием различные участки тканей дают разный «ответ», который фиксируется приемным устройством аппарата. А затем, точно так же, как и при КТ, сигналы обрабатываются и преобразуются в изображение.
Итак, в обоих случаях мы получаем объемное изображение, имеем возможность увидеть послойные срезы органа, а также повернуть изображение в нужной врачу проекции, приблизить интересующий участок и т.д.
Есть ли разница между КТ и МРТ? Есть, и основные отличия в том, какие патологии лучше выявляются с помощью каждого метода, а также в характере лучей, генерируемых аппаратом.
На «заре» томографии
Исследованиями в области ядерного магнитного резонанса занимались сразу несколько крупных ученых. Большой вклад в разработку метода диагностики на основе этого явления внес британский физик Питер Мэнсфилд. Он вспоминал, что первый сконструированный томограф был настолько мал, что в нем приходилось сканировать… пальцы. Кстати, первым добровольцем был аспирант ученого.
Возможности методов
Возможности КТ и МРТ несколько отличаются, и это объясняется тем, что в аппаратах применяются разные виды излучения. КТ чаще всего назначают в случаях:
- изучения повреждения костей и зубов;
- изучения поражения суставов;
- диагностики при травмах: на КТ хорошо видно «свежее» кровотечение;
- выявления заболеваний позвоночника, в том числе грыж, остеопороза, сколиоза и других;
- изучения повреждений головного мозга;
- обследования органов грудной полости (выявления туберкулеза, пневмонии и прочих заболеваний);
- обследования щитовидной и паращитовидной желез;
- обследования полых органов (желудок, кишечник и т.д.);
- изучения состояния сосудов, диагностики аневризм, атеросклероза и т.д.;
- обследования органов мочеполовой системы.
На компьютерной томограмме видны опухоли, камни, кисты. Таким образом, КТ является практически универсальным методом диагностики, позволяющим врачу увидеть максимально подробную картину состояния организма. Для повышения информативности КТ его выполняют с использованием контрастного вещества (в частности, при изучении сосудов и полых органов).
МРТ обычно назначают для исследования мягких тканей, суставов и сосудов:
- обследования при подозрении на наличие опухоли в мягких тканях;
- обследования внутричерепных нервов, структур головного и спинного мозга;
- изучения оболочек спинного и головного мозга;
- обследования больных с рассеянным склерозом и другими неврологическими заболеваниями, а также перенесших инсульт;
- исследования связок и мышц;
- изучения состояния суставных поверхностей.
Показания и противопоказания
Если попытаться обобщить, то
КТ
чаще назначают при травмах, особенно при сложных (например, при переломах плюсны и запястья, где находится много мелких костей), для выявления кровотечений, для обследования легких, желудка и других внутренних органов. МРТ дает более полную картину опухолевых процессов, методику часто рекомендуют как контрольную в ходе лечения. С помощью МРТ проводится подробная диагностика состояния нервной системы, а также выявляются воспаления, абсцессы, грыжи, кисты и т.д.
Однако оба метода имеют свои противопоказания, что объясняется особенностями применяемых в аппаратах волн. КТ нельзя делать беременным женщинам, так как рентгеновские лучи могут оказать негативное воздействие на организм малыша. Если женщина кормит грудью, то рекомендуется сделать 24-часовой перерыв в кормлении после процедуры. Что касается детей, то КТ может быть им назначено лишь в случае, если другие методы не выявляют патологию.
Также КТ не рекомендуется делать пациентам с почечной недостаточностью, миеломной болезнью, сахарным диабетом, заболеваниями щитовидной железы. Если масса тела пациента превышает 200 кг, то КТ также не удастся выполнить: обычно стол, на котором лежит пациент, имеет ограничения по массе.
Если пациент, которому необходимо выполнить КТ, находится в возбужденном состоянии или не может себя контролировать, обследование вряд ли будет результативным: во время него нужно сохранять неподвижность.
МРТ
также имеет ряд ограничений, и прежде всего это связано с наличием в организме металлических конструкций. Зубные протезы на металлических штифтах, имплантаты, содержащие металл, зажимы сосудов, даже краска для татуировок с содержанием металла – все это может стать причиной «помех», так как во время обследования на организм воздействуют магнитные волны. По той же причине нельзя делать МРТ людям, у которых установлен кардиостимулятор, имплантаты среднего и внутреннего уха, инсулиновые помпы: магнитные волны могут привести к сбою в работе этих приборов. Так же, как и в случае КТ, у метода есть ограничения по весу пациента.
Во время МРТ необходимо соблюдать неподвижность в течение достаточно длительного времени: порядка 30-40 минут. Поэтому пациентам, у которых есть неврологические заболевания, не позволяющие полностью контролировать подвижность, можно выполнять МРТ с седацией. То же рекомендуется и в случае проведения томографии маленьким детям, а также людям с клаустрофобией (во время МРТ кушетка, на которой лежит пациент, находится внутри тоннеля, хотя сейчас существуют и открытые аппараты).
А вот беременным женщинам делать МРТ можно, но врачи рекомендуют воздерживаться от обследования в первом триместре.
Подготовка и процедура проведения
Проведение КТ и МРТ требует специальной подготовки лишь в некоторых случаях. Например, если
КТ
выполняется с использованием контраста, то врач попросит воздержаться от приема пищи на протяжении нескольких часов до обследования. Если во время процедуры пациент будет находиться под действием седативных препаратов, перед КТ не рекомендуется есть и пить.
На процедуру лучше приходить в свободной одежде, которая не стесняет движения. Предварительно необходимо снять зубные протезы, слуховой аппарат, очки, украшения, вытащить из карманов металлические предметы. Если у пациента есть аллергия на определенные вещества или он принимает какие-то препараты, об этом необходимо сообщить врачу.
Если КТ проходит ребенок, то рядом с ним могут находиться родители в специальных защитных фартуках.
В целом КТ занимает около 10-15 минут. Если томография проводится с седацией, необходимо подождать, пока закончится действие препаратов. При проведении КТ с использованием контраста рекомендуется после обследования больше пить, чтобы быстрее вывести контрастное вещество из организма.
МРТ
требует специальной подготовки, если проводится обследование брюшной полости и органов малого таза. Пациенту лучше воздержаться от продуктов, которые вызывают повышенное газообразование (овощи, фрукты, хлеб из муки грубого помола и т.д.). За несколько часов до процедуры нельзя есть и пить. Перед МРТ можно принять препараты, уменьшающие газообразование, а также снимающие спазмы. Так картина, которую получит врач, будет наиболее точной и подробной. Перед обследованием органов малого таза мочевой пузырь должен быть наполнен.
МРТ занимает в среднем 30-40 минут. Во время процедуры внутри тоннеля пациент будет слышать достаточно громкие звуки – щелчки и свист. Чтобы снизить неприятные ощущения, врач обычно предлагает пациенту наушники. Также в руках у пациента будет находиться кнопка для экстренной связи с врачом. Во время обследования врач имеет возможность общаться с пациентом, уточнять его состояние.
Что безопаснее и информативнее – КТ или МРТ?
Ответить на вопрос о неоспоримых преимуществах того или иного метода обследования сложно: как ясно из сказанного выше, каждый метод демонстрирует большую или меньшую информативность в конкретных случаях. Говоря в общем, можно отметить высокую точность КТ при поражениях костной ткани, заболеваниях внутренних органов. МРТ незаменима при изучении состояния мягких тканей, хрящей, структур мозга.
И тот и другой метод применяются для диагностики состояния внутренних органов, хотя более информативным многие врачи считают КТ. Он же часто используется для выявления заболеваний легких.
Что касается безопасности процедур, то при выполнении КТ пациент получает определенную дозу рентгеновского облучения, но в современных аппаратах она минимизирована. Кроме того, несмотря на то, что обследование продолжается несколько минут, непосредственно воздействие рентгеновских лучей длится гораздо меньше. При МРТ негативного воздействия на организм не оказывается.
Сравнение стоимости диагностики
Надо отметить, что и КТ, и МРТ являются процедурами более дорогостоящими, чем традиционные рентген и УЗИ, поэтому нередко их назначают уже после того, как пациент прошел предварительную диагностику. Это позволяет делать прицельное обследование, что, безусловно, оптимизирует затраты пациента.
Стоимость прицельного КТ или МРТ одного органа начинается в среднем от 4000 рублей. Если же выполнять сканирование всего организма, то цена может составить 90 000-100 000 рублей. Если выполняется комплексное МРТ или КТ, имеющее целью, например, онкопоиск, то стоимость будет ниже (порядка 15 000-20 000 рублей).
Подводим итоги: чем отличается КТ от МРТ и что лучше
Таким образом, КТ и МРТ – это два вида обследования, которые дают максимально полную картину состояния органов и систем. Каждый метод имеет свои неоспоримые достоинства. МРТ – безопасность, информативность в случае диагностики заболеваний мягких тканей, суставов, нервной системы, сосудистого русла. КТ – точную и подробную картину травм, заболеваний внутренних органов (легких, органов пищеварительной системы, мочеполовой системы и других), кровотечений, но при этом не такую высокую степень безопасности. Вопрос о назначении того или иного вида обследования решает врач в зависимости от результатов предварительной диагностики.
Это один из самых частых вопросов, которые мне приходится слышать от пациентов. Сегодня я попытаюсь ответить на него.
В чём разница
Оба метода подразумевают получение послойных изображений человеческого (и не только) организма. Именно эта особенность методики и обозначается словом «томография».
На этом сходство методик заканчивается, и начинаются различия. Ключевое из которых – использование разных физических принципов для получения изображений.
В случае с компьютерной томографией для получения изображений используется рентгеновская трубка, которая вращается вокруг тела пациента, прошивая его ионизирующим излучением. Напротив трубки вращаются детекторы, которые улавливают ослабление рентгеновских лучей. После компьютерной обработки эти данные складываются в послойные изображения.
Ключевой характеристикой в компьютерной томографии является плотность тканей. Именно от неё зависит то, насколько сильно ткань ослабляет рентгеновские лучи. Изображения, которые получена при помощи КТ будут тем контрастнее, чем больше разница в плотностях между жидкостями, органами и тканями человеческого организма.
Именно поэтому КТ в первую очередь применяется в тех анатомических областях и при диагностике тех заболеваний, когда соседствуют разные по плотности ткани.
Это томограммы легких. Слева МРТ, в справа КТ. Контрастность и чёткость изображения справа существенно лучше.
Если мы говорим об МРТ то здесь всё несколько сложнее. Явление ядерно-магнитного резонанса позволяет судить не о плотности ткани, а скорее о её молекулярном составе и наличие в ней протонов.
Помещённые в постоянное магнитное поле вращающиеся ядра водорода «выстраиваются» вдоль его (магнитного поля) линий. А когда их облучают радиочастотным излучением, несколько отклоняются от них. После того, как радиочастотное воздействие заканчивается протоны «возвращаются» в исходное состояние, при этом чувствительная аппаратура регистрирует, как быстро они это делают. В разных тканях, в окружении разных молекул это происходит с разной скоростью. Если упрощать, то именно от этой скорости и зависит яркость и контрастность на МР изображениях.
МР томография особенно хороша для диагностики там, где ткани нашего организма насыщены водой.
Слева компьютерная томограмма головного мозга, а справа- магнитно-резонансная. Легко заметить, насколько лучше различимы структуры мозга на МРТ.
Ограничения и противопоказания
Для КТ основным ограничением является наличие лучевой нагрузки на пациента, а проще говоря радиоактивного излучения. Поэтому применение компьютерной томографии ограничено у детей и подростков, беременных женщин. Все риски, связанные с проведением исследования и его необходимостью взвешивают лечащий врач и рентгенолог.
МРТ не связана с лучевой нагрузкой, что делает возможным её применение даже у новорожденных детей.
Однако для МРТ есть свои ограничения: металлические инородные тела, МР несовместимые медицинские имплантаты в тканях пациента, сильная клаустрофобия или невозможность длительно находиться в неподвижном состоянии (судороги, психомоторное возбуждение и пр.)
Основные области применения
Для компьютерной томографии: лёгкие и грудная клетка, брюшная полость и почки, кости, череп и головной мозг при инсультах и травмах.
Для магнитно-резонансной томографии: головной мозг, позвоночник и спинной мозг, суставы и мышцы, органы малого таза как у мужчин, так и у женщин.
В ряде анатомических областей могут быть использованы оба этих метода. Решение о целесообразности применения одного или обоих из них принимает лечащий врач и лучевой диагност.
Так что же лучше?
Как вы могли понять из всего сказанного выше, универсального ответа на этот вопрос нет.
В каждом случае решение в пользу одной из методик или в пользу совместного их применения может и должно быть принято врачами.
P.S. Подписывайтесь на мой канал в телеграм @grobkletov — каждый день я публикую здесь свои заметки о медицине и не только 😉
Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.
Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.
Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.
Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû
Ðîäû — ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.
 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.
Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ
Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.
Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:
— ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;
— íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;
— êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;
— ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;
— óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);
— ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);
— ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;
— áåññîííèöà;
— ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;
— ïåðâûå ðîäû;
— îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);
— òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;
— îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;
— ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;
— ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;
— ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;
— ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);
— íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè
Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.
Íàðóøåíèÿ ñíà
Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.
Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà
Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.
Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå
Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.
Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)
Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».
Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü
Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.
×óâñòâî óñòàëîñòè
Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.
×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà
Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.
Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü
Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.
Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè
Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.
Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.
Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.
«Áýáè-áëþç»
Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.
 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.
«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.
Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.
Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.
Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.
Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé
Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.
Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.
Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.
Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.
Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.
Ëå÷åíèå
Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.
Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!
Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.
Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.
Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí
Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.
 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.
Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ
Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).
×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè
Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.
×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì
Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.
Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ
Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.
À òàêæå:
— áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;
— îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;
— èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;
— ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;
— íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;
— íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;
— äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);
— îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);
— íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;
— ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.
Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.
Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî
Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».
Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.
Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.
Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:
— äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;
— âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;
— âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;
— áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;
— îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;
— îðãàíèçóéòå ïîìîùü â äîìàøíèõ äåëàõ (ïðèãîòîâüòå åäó, âûìîéòå ïîë, ñõîäèòå â ìàãàçèí);
íå êðèòèêóéòå, íå âîñïèòûâàéòå è íå äåëàéòå ðåçêèõ çàìå÷àíèé;
— ïîñîâåòóéòå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.
Ïðîôèëàêòèêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè
1. Îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê.
2. Êîíòðîëü ðîæäàåìîñòè (êîëè÷åñòâî äåòåé, èíòåðâàë ìåæäó ðîäàìè).
3. Ïëàíèðîâàíèå áåðåìåííîñòè.
4. Äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ (êàê òîëüêî ïîçâîëèò çäîðîâüå ìàòåðè).
5. Íîðìàëèçàöèÿ ïèòàíèÿ, äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ äëÿ áåðåìåííûõ è êîðìÿùèõ ìàòåðåé.
6. Ïîñåùåíèå êóðñîâ äëÿ áóäóùèõ ìàì, ÷òî ïîçâîëèò íàó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè è ïîäãîòîâèòüñÿ ê èçìåíåíèÿì æèçíè.
7. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà (óâåëè÷åíèå âðåìåíè íî÷íîãî ñíà, äíåâíîé ñîí âî âðåìÿ ñíà ìàëûøà).
8. Èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîäû ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, çà÷àñòóþ ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòüþ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ðèñêà ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.
9. Ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñïîñîáñòâóþùåå óëó÷øåíèþ êà÷åñòâà ñíà ó ìàìû è, êàê ñëåäñòâèå, ñíèæàþùåå âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè. Äîêàçàíà çíà÷èìàÿ ñâÿçü ìåæäó èñêóññòâåííûì âñêàðìëèâàíèåì ðåáåíêà, íàðóøåíèåì ñíà è âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ äåïðåññèè ïîñëå ðîäîâ è åå òÿæåñòüþ ó ìàìû.
10. Ïîääåðæêà ñåìüè. Íåâîçìîæíî ïåðåîöåíèòü ðîëü ñåìüè äëÿ êîðìÿùèõ æåíùèí. Âîçìîæíîñòü ïîäåëèòüñÿ ïåðåæèâàíèÿìè ñ áëèçêèìè, à òàêæå èõ ïîìîùü ñ ðåáåíêîì è â áûòó óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ó ìàìû.
11. Íîðìàëèçàöèÿ îòíîøåíèé ñ ñóïðóãîì.
12. Ñîöèàëèçàöèÿ (îáùåíèå ñ äðóãèìè ìàìàìè íà ôîðóìàõ, äåòñêèõ ïëîùàäêàõ, â êëóáàõ).
Êëèíè÷åñêèé ñëó÷àé
Ïîñêîëüêó ÿ ÿâëÿþñü àêóøåðîì-ãèíåêîëîãîì, òî â ìîåé ïîâñåäíåâíîé ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ìíå íå ïðèõîäèëîñü ëå÷èòü æåíùèí ñ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèåé. Îäíàêî ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â ñóäüáå òàêèõ ïàöèåíòîê äîâîäèëîñü. Ðåçóëüòàò áåðåìåííîñòè Îëüãè ðîæäåíèå äîëãîæäàííîé, âûñòðàäàííîé è æåëàííîé äî÷êè â ðåçóëüòàòå ÝÊÎ ñïóñòÿ 8 ëåò îò íà÷àëà åå ïëàíèðîâàíèÿ. Áåðåìåííîñòü ïðîòåêàëà áåç îñëîæíåíèé. Ðîäû áûëè äëèòåëüíûìè è òðàâìàòè÷íûìè.
Èç ðàññêàçà Îëüãè:
«Ìîåé äî÷êå óæå 2 ìåñÿöà, íî ìåíÿ òàê è íå íàêðûëî âñåîáúåìëþùåé ëþáîâüþ ê íåé, êîòîðóþ ÿ òàê æäàëà. Âìåñòî ðàäîñòè è ÷óâñòâà íàïîëíåííîñòè ìîåé æèçíè íîâûì ñìûñëîì, ÿ êàæäûé äåíü ïëà÷ó, ÷óâñòâóþ îïóñòîøåííîñòü. Ìíå î÷åíü ñòûäíî çà ñâîè ýìîöèè, æàëêî è ñåáÿ è ìàëûøêó. Ìûñëè î òîì, ÷òî ó ìåíÿ áîëüøå íèêîãäà íå áóäåò òîé ïðîøëîé æèçíè, ÷òî ÿ áîëüøå íå ïðèíàäëåæó ñåáå, ÷òî âñÿ ìîÿ æèçíü ïîä÷èíåíà ìàëåíüêîìó ÷åëîâå÷êó, ìåíÿ åùå áîëüøå óãíåòàåò. ß ïåðåñòàëà ñòðîèòü ïëàíû è ìå÷òàòü. ß ñ òðóäîì ñïðàâëÿþñü ñ áåñêîíå÷íûìè ïåëåíàíèÿìè, ïîäìûâàíèÿìè è êîðìëåíèÿìè. Íà ïîïûòêè ïîæàëîâàòüñÿ ñåñòðå óñëûøàëà, ÷òî ìàìîé áûòü ýòî òÿæåëûé òðóä. Íèêòî â ìîåì îêðóæåíèè ìåíÿ íå ïðåäóïðåäèë î òîì, ÷òî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå ýòî î÷åíü ñëîæíî è ê íåìó íóæíî ïîäãîòîâèòüñÿ çàðàíåå. È âîò ðåçóëüòàò: ëàêòîñòàç, òåìïåðàòóðà, áîëü. Õî÷åòñÿ çàñíóòü è íå ïðîñíóòüñÿ».
Âîò òàêîé ìîíîëîã óñëûøàëà îò Îëüãè, êîãäà îíà îáðàòèëàñü ñ ïðîáëåìîé ëàêòîñòàçà. Âíèìàòåëüíî âûñëóøàâ åå, êóïèðîâàâ ïðîÿâëåíèÿ çàñòîÿ ìîëîêà, îáúÿñíèëà Îëüãå, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ åå ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì. ß ðàññêàçàëà ïàöèåíòêå î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè è î òîì, ÷òî íå íóæíî áîÿòüñÿ ïîñåòèòü ïñèõîòåðàïåâòà. Îëüãà îáðàòèëàñü ê ðåêîìåíäîâàííîìó äîêòîðó.  åå ñëó÷àå äîñòàòî÷íî áûëî ïðèìåíåíèÿ ïñèõîòåðàïèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæàëàñü îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Âñå ýòî âðåìÿ ÿ ïîääåðæèâà