В чем заключается иммунитет военного корабля
Большой юридический словарь
см. военный корабль.
* * *
(англ immunity of warships) — общепризнанный принцип международного морского права, закрепленный в международных договорах, согласно которому военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Конвенция ООН по морскому праву* (ст. 29) признает военным кораблем судно, принадлежащее к вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, имеющее экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине. Военные корабли пользуются неприкосновенностью лишь в условиях мирного времени.
В территориальных водах какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться И.в.к., но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права, регулирующие мирный проход. И.в.к. действует и в случаях вынужденного захода во внутренние воды иностранного государства. И.в.к., находящихся в водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность страны пребывания. Если военный корабль не соблюдает законы и правила прибрежного государства, регулирующие проход через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул территориальные воды данного государства.
Объем льгот и привилегий, предоставляемых прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, определяется целью посещения им портов, баз и вод данной страны (напр., официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное посещение) и обычно включает освобождение от таможенного досмотра, а также от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных налогов и сборов (см.: Дипломатический словарь. Т. I. — М., 1984).
- Визиты военных кораблей — посещение военными кораблями портов иностранных государств…
Словарь военных терминов
- Классификация кораблей — разделение кораблей ВМФ СССР на классы, подклассы н типы в зависимости от их тактического назначения, водоизмещения, вооружения, бронирования, скорости хода и других качеств…
Словарь военных терминов
- Строй кораблей — установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Основные С. к.| кильватера , пеленга, уступа, фронта , клина, обратного клина…
Словарь военных терминов
- Разрешительный порядок захода военных кораблей — заход военных кораблей в территориальные и внутренние воды и порты иностранного государства…
Морской словарь
- ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Военный корабль…
Словарь юридических терминов
- ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Военный корабль…
Энциклопедия юриста
- иммунитет военных кораблей — см. военный корабль…
Большой юридический словарь
- БРИГАДА КОРАБЛЕЙ — однородное соединение кораблей 1-го или 2-го ранга или дивизионов кораблей 3-го или 4-го ранга…
Морской словарь
- Визиты военных кораблей — посещение военными кораблями портов иностранных государств, осуществляемые в соответствии с предварительной договоренностью между государствами…
Морской словарь
- ГРУЗЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — разделяются на постоянные, расходные и временные. Постоянные грузы: корпус, дельные вещи, внутреннее устройство, артиллерийское и минное вооружение, броня, механизмы и котлы…
Морской словарь
- Диспозиция кораблей — 1) плановое и фактическое расположение кораблей в определенном порядке в пределах акватории военно-морской базы , на внешнем рейде, а также на незащищенной якорной стоянке у побережья,…
Морской словарь
- Классификация военных кораблей — деление современных военных кораблей по предназначению, вооружению и водоизмещению на классы, подклассы и типы; по роду сил, к которому они принадлежат, — на подводные и надводные…
Морской словарь
- КЛАССЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ — см. Суда военные…
Морской словарь
- Охранение кораблей — один из видов обеспечения соединений, отрядов и отдельных кораблей…
Морской словарь
- Строй кораблей — установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании…
Морской словарь
- Осмотр кораблей — является средством контроля за нейтральными купеческими судами, к которому военные суда воюющих государств имеют право прибегать, в военное время и в открытом море или в территориальных морях воюющих, с целью: 1)…
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
ПОЛОЖЕНИЕ
об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта
1270-04-06-2004Статья 1
Воинские контингенты и группы военных наблюдателей сторон, участвующих в
«Почему существует большая разница в военных бюджетах стран Варшавского Договора и НАТО, если силы их военных группировок примерно равны?»
— Действительно, военные бюджеты стран НАТО (только США планируют потратить па эти цели в 1981 году свыше 164 миллиардов долларов)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ*
Идеальная простота индукционного мотора, его полная реверсивность и другие уникальные качества делают его в высшей степени удобным для тяги кораблей, и с тех самых пор, как я представил свою систему передачи энергии вниманию
Новые пути в строительстве военных кораблей
Согласно Версальскому договору Германия имела право строить военные корабли водоизмещением не более 10000 т. Поэтому в 1928 г. на германских верфях возник новый тип военного корабля, который за пределами страны в насмешку
Приложение
ОТ ЗАГОВОРА ВОЕННЫХ 1937 г. К ЗАГОВОРУ ВОЕННЫХ 1941 г.
А. Смирнов. БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫВот уже сорок лет в нашей историографии господствует тезис о репрессиях 1937–1938 годов как об одной из главных причин поражений Красной Армии в 1941-м. При этом считается, что
Глава 3
Личный представитель кайзера Вангенхайм не поддерживает продажу американских военных кораблей Греции
Уже в марте 1914 года немцы имели большое влияние в Турции. Лиман фон Зандерс, прибывший в декабре, стал самым влиятельным лицом в турецкой армии. Вначале
Иммунитет военных кораблей
см. Военный корабль.
Документ № 2.2
Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)
Подводная лодка М-96
ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.
Документ № 2.2
Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)
Подводная лодка М-96
ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.
Приложение № 1 Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою[* Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленинград. Судпромгиз. 1940 г.]
«Уорспайт». Принадлежал к пятой эскадре линейных кораблей и шел в колонне третьим.В
ВИЗИТЫ ЗАПАДНЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
По сравнению с непрерывным потоком американских грузовых судов, перевозящих продовольствие и оборудование, такое как паровые турбины и трактора, во Владивосток и Одессу, заходы западных военных кораблей в советские порты были
ВИЗИТЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ НА БАЛКАНЫ
В тот период «холодной войны» матросы ВМС США, которых прозвали «голубые куртки», хорошо показали себя во время заходов американских кораблей в иностранные порты. Значение таких визитов часто ставится под сомнение многими
Часть 4.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СНАБЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
В настоящее время в отдельную область исторических исследований выделяются специальные исторические дисциплины. Если раньше они играли только вспомогательную роль в
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
«Нью-Йорк Геральд», 25 февраля 1917.Идеальная простота асинхронного электродвигателя, его безупречная обратимость и другие уникальные качества делают его особенно подходящим для использования в качестве силовой установки на
Глава 8
Стратегия театра военных действий I: решения военных и политиков
Поскольку логика стратегии на уровне театра военных действий соотносит военную мощь с территориальной протяженностью, мы можем многое понять в ней, прибегая к аналогиям из зрительного восприятия и
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2018;
проверки требуют 2 правки.
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.
Субъекты[править | править код]
Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, то есть государства и международные межправительственные организации.
Источники[править | править код]
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи.
В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[1].
Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:
- Женевские конвенции 1958 года;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 года (СОЛАС-74);
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
- Международная конвенция по Поиску и спасению на море (САР-79);
- Международная конвенция по Грузовой марке (КГМ);
- Конвенция по Облегчению формальностей в Международном Морском Судоходстве (ФАЛ-65);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства (SUA-88);
- Международная Конвенция по Спасению Имущества (SALVAGE-89);
- Международная Конвенция о Гражданской ответственности за Ущерб от Загрязнения Нефтью (CLC-69);
- Международная Конвенция по (КОС-69) обмеру судов (TONNAGE-69);
- Конвенции Международной Организации Труда (МОТ КОНВЕНЦИИ);
- Международный Кодекс по Управлению Безопасностью (МКУБ);
- Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов (МКМПОГ);
- Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих опасные Химические грузы наливом (МКХ);
- Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих сжиженные Газы грузы наливом (МКГ);
- Международный Кодекс Безопасности Высокоскоростных судов (HSCCode);
- Наставление по поиску и спасению для торговых судов, 1995 г. (МЕРСАР-95);
- Международная Авиационное и Морское Наставление по Поиску и Спасению (ИАМСАР);
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
- Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
- Договор по Антарктике 1959 года
и многими другими.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:
- Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
- Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
- Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
- Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
- Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
Принципы международного морского права[править | править код]
Принцип свободы открытого моря[править | править код]
Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» 1609 года. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету» (ст. 89); оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его. Свобода открытого моря включает в себя:
- свободу судоходства;
- свободу полётов;
- свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки;
- свободу рыболовства;
- свободу научных исследований;
Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море[править | править код]
Статья 92 Конвенции по морскому праву гласит: торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:
- судно занимается пиратством;
- судно занимается работорговлей;
- судно занимается несанкционированным вещанием, то есть передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
- государство флага судна;
- государство регистрации вещательной установки;
- государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
- любое государство, где могут приниматься передачи;
- любое государство, санкционированной связи которого такое вещание производит помехи.
- судно не имеет национальности (плывёт без флага);
- судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
Принцип мирного использования мирового океана[править | править код]
Другой важный принцип международного морского права — принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.
Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем[править | править код]
Принцип защиты морской среды[править | править код]
По-иному: принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
Принцип иммунитета военных кораблей[править | править код]
Принцип гласит: военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом. Ограничение этому: случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года[править | править код]
В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо.
В 1973 году Ассамблея созвала третью Конференцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, результатом работы которой стало принятие в 1982 году Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву. В 1994 году было принято дополнительное Соглашение об осуществлении части XI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1994 года и 28 июля 1998 года.
В настоящее время Конвенция подписана 168 и ратифицирована 150 государствами[2][3].
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:
- территориальное море и прилежащая зона;
- проливы, используемые для международного судоходства;
- архипелажные воды;
- исключительная экономическая зона
- континентальный шельф;
- открытое море;
- международный район морского дна.
Права государств, не имеющих выхода к морю[править | править код]
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, то есть государств, которые не имеют морского побережья:
- Такие имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами[4]. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением[5].
- Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении[6].
- Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам[7].
Интересные факты[править | править код]
- Морские споры, наряду с территориальными, составляют значительную часть споров, представляемых государствами в Международный суд ООН, что в самом Суде объясняют общим для всех государств стремлением к экспансии[8].
Примечания[править | править код]
- ↑ Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года
- ↑ Список государств, ратифицировавших Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, в хронологическом порядке
- ↑ 24 государства, подписавших Конвенцию, не ратифицировали её: Афганистан, Бурунди, Бутан, Доминиканская республика, Иран, Камбоджа, Колумбия, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Малави, Нигер, ОАЭ, Республика Конго, Руанда, Сальвадор, Свазиленд, Северная Корея, США, Таиланд, Центральноафриканская Республика, Чад, Швейцария, Эфиопия
- ↑ См. статью 125 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 127 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 130 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ См. статью 131 Конвенции по морскому праву 1982 года
- ↑ https://www.un.org/russian/icj/ch6.htm
Литература[править | править код]
- Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
- Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
Ссылки[править | править код]
- Морское право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Текст Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
- База данных документов по морскому праву Rise::Морское право