В каком возрасте укрепляется иммунитет
Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.
Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.
Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.
Врожденный иммунитет
Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.
Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.
Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.
Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.
Приобретенный иммунитет
В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.
В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.
Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.
Иммунитет у новорожденных
На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.
Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой неделе беременности, потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.
На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда ребенку 7-8 лет.
Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.
Первый период развития
Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.
В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.
Второй период в развитии
Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.
Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.
Третий период
Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь то кошки, собаки или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.
Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.
Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.
Четвертый период
Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.
В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.
Пятый период
Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее — с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.
Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.
Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.
Видео
Замысел природы
Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.
В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника… Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.
Почему дети болеют?
Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева, иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.
А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и… поступление в детский сад.
В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.
В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.
Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?
Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!
Что подрывает иммунитет
Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?
● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.
● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.
● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.
● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.
● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.
Тревожный месяц
При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.
После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.
В течение месяца после болезни ребенок должен:
● много спать, желательно и днем;
● есть не реже четырех раз в сутки;
● пить витаминные препараты;
● много гулять;
● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.
Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.
Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.
Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.
Кстати
Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?
Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.
Интересно
В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.
Смотрите также:
- Современные дети стали чаще простужаться. Как повысить иммунитет? →
- Ребёнка надо кормить воздухом, а таблеток давать поменьше →
- Не дать ребенку заболеть: 5 этапов профилактики астмы →
В стремлении избежать ОРВИ и гриппа одни сметают с аптечных полок витамины и препараты «для укрепления иммунитета», а другие делают ставку на закаливание и прививки. Кто из них прав с точки зрения доказательной медицины? Собрали самые популярные утверждения на тему иммунитета и попросили прокомментировать их инфекциониста и педиатра Валентина Ковалева.
Валентин Ковалев — педиатр, детский и взрослый инфекционист.
Окончил Санкт-Петербургскую педиатрическую академию с красным дипломом, интернатуру по педиатрии на кафедре госпитальной педиатрии.
Ведет прием в медицинском центре «Рассвет» (Москва) и в ФГБУ ДНКЦИБ России (НИИДИ) в Санкт-Петербурге.
Про «хороший» и «плохой» иммунитет
1. Иммунитет нельзя «снизить» или «поднять». Состояние иммунодефицита характерно для тяжелых заболеваний. Остальное — нормальная работа организма.
В. К.: «Иммунитет — очень сложная система, состоящая из множества звеньев, различных клеток, белковых молекул, посредников, взаимодействующих между собой. Нарушения работы этой системы носят название «иммунодефициты». Первичный иммунодефицит может быть врожденным, например, различные генетические поломки, и приобретенным, например, в структуре вич-инфекции. Вторичный возникает, когда иммунная система подавляется на фоне химиотерапии, лучевой терапии, подготовки к трансплантации органов, тяжелых инфекционных заболеваний, таких как корь, например. Если ребенок часто болеет респираторными вирусными инфекциями, то это не иммунодефицит — именно так формируется иммунитет. А если ребенок перенес несколько тяжелых, осложненных пневмоний, гнойных инфекций костей, суставов — это как раз повод искать иммунодефицит».
2. Ребенок, посещая детский сад, постоянно болеет. Но если не водить его в сад, он будет часто болеть в школе — у таких детей, в отличие от «садиковских», не выработается иммунитет ко многим вирусам и бактериям.
В. К.: «В принципе, да. Ребенок должен постоянно контактировать с вирусами, чтобы иммунная система работала и распознавала антигены».
3. Излишняя стерильность и чистота снижают иммунитет.
В. К.: «Да, существует так называемая «гигиеническая теория», имеющая массу подтверждающих исследований. Ребенок не должен находиться «под колпаком», в стерильных условиях. Его иммунная система должна работать, ежедневно встречаясь с массой вирусов и бактерий, распознавая их и вырабатывая защитные факторы, в том числе через переносимое инфекционное заболевание, скрыто или явно текущее. Искусственная стерильность ведет как раз к нарушениям в работе иммунной системы и процессов распознавания вирусов, излишне сильным реакциям на обычные факторы».
4. Высокая температура при ОРВИ и ОРЗ говорит о хорошем иммунитете.
В. К.: «Нет. Температура при инфекционном заболевании зависит от множества факторов, и, прежде всего, от самого возбудителя. Так, для гриппа характерна лихорадка с высокой плохо сбиваемой температурой, а для парагриппа — нет».
5. Если сбивать невысокую температуру при ОРВИ и ОРЗ, то болеть будешь дольше.
В. К.: «Температура — симптом, не связанный с продолжительностью заболевания. Однако высокая температура сопровождает выработку защитных факторов организма — противовирусных белков интерферонов. С помощью жаропонижающих препаратов мы можем улучшать качество жизни, убирать субъективные симптомы. Но в целом это мало влияет на течение инфекционного заболевания».
Способы и средства, «поднимающие» иммунитет
6. Те, кто закаляются, болеют реже.
В. К.: «К иммунной системе это отношения не имеет. Скорее к повышению адаптивных способностей организма».
7. Прием поливитаминов способствует укреплению иммунитета.
В. К.: «Единственный витамин, в приеме которого нуждаются взрослые и дети, — витамин Д. Большая часть витаминных комплексов — это маркетинг. И стоит помнить, что высокие дозы витамина С стимулируют камнеобразование в мочевой системе у людей, склонных к этому».
8. Устойчивость организма к заболеваниям может повысить прием иммуномодуляторов и иммуностимуляторов.
В. К.: «Нет. Хотя если иммуностимуляторами считать вакцины, то да. Так как при вакцинации мы искусственно создаем защитные титры антител против ряда инфекций. Лекарственных препаратов, способных влиять на функцию иммунной системы, немного. Это, в основном, так называемые внутривенные иммуноглобулины, которые применяют в случаях, когда сам организм не может их синтезировать. Например, при болезни Брутона, агаммаглобулинемии».
9. Чеснок полезен для иммунитета и помогает бороться с вирусами.
В. К.: «Лук и чеснок — продукты питания и приправы. К работе иммунной системы они отношения не имеют».
10. Морской воздух и солнце укрепляют иммунитет детей. Но проводить на море нужно не менее 21 дня.
В. К.: «Это утверждение не имеет отношения к медицине. Отдых и морской воздух в целом полезны для дыхательных путей. На состояние иммунной системы это не влияет».
Иммунитет после вакцинации
11. Некоторыми заболеваниями (ветрянка, ротавирус) лучше переболеть, чем от них прививаться — тогда иммунитет будет лучше.
В. К.: «Иммунитет после перенесенной инфекции будет наблюдаться несколько дольше, чем после вакцинации. Но стоит помнить о высоком риске развития серьезных осложнений на фоне вакциноконтролируемого инфекционного заболевания. Обезвоживание при ротавирусном гастроэнтерите, энцефалиты и вторичная гнойная инфекция при ветряной оспе делают вакцинацию более предпочтительной, если говорить о безопасности. Кроме того, после перенесенной ветряной оспы возможны реактивации «спящего» в нервных клетках вируса с возрастом или, как раз на фоне иммунодефицита, развитию такого неприятного заболевания, как опоясывающий герпес. Поэтому вакцинация всегда предпочтительнее».
12. «Неживые», инактивированные вакцины бесполезны, так как дают кратковременный иммунный ответ.
В. К.: «Глупости. Современные инактивированные («неживые») вакцины и безопасны, и эффективны.
Инактивированные вакцины содержат белки или полисахариды, которые стимулируют определенные клетки из пула лимфоцитов к выработке защитных антител. Некоторые из них, особенно полисахаридные, например, пневмококковая (содержит антигены 23 типов пневмококка) и менингококковые формируют непродолжительный иммунитет до 5 лет. Связывание (конъюгация) полисахаридов с белком-носителем способствует формированию длительного стойкого иммунитета. Именно так были созданы конъюгированные вакцины против пневмококковой инфекции (PCV13) и конъюгированная четырехвалентная менингококковая (Men ACWY)».
13. Прививка от гриппа не имеет смысла, так как каждый год вирус мутирует.
В. К.: «Вирус гриппа действительно ежегодно мутирует. И каждый раз создаются новые вакцины. Существуют центры по мониторингу за циркулирующими вирусами, которые дают актуальную информацию по прогнозируемым на сезон штаммам. Все довольно просто. Подъем заболеваемости начинается с южного полушария, вирусы исследуются, и есть время для создания актуальных на данный сезон вакцин».
14. Если у родителей были аллергические реакции на вакцину, то будут и у детей.
В. К.: «Необязательно. Аллергические реакции на современные вакцины — вещь довольно редкая. Кроме того, все кабинеты иммунопрофилактики снабжены укладками для оказания помощи при острых аллергических реакциях, без этого их просто не допустят к работе лицензирующие и проверяющие органы».
Иммунитет подростков
15. В подростковом возрасте иммунитет «падает», особенно у мальчиков. А частые ОРВИ и другие заболевания — это такой иммунный ответ на взросление и перестройку организма.
В. К.: «Состояние иммунитета никак не зависит от пола и подросткового возраста.
При этом определенная гормональная перестройка может спровоцировать дебют связанных с этими изменениями заболеваний. Например, среди пациентов с бронхиальной астмой до полового созревания преобладают мальчики, а после и во взрослом возрасте — девочки. У последних также может быть склонность к частым заболеваниям и общей «плохости» на фоне латентного дефицита железа в связи с физиологическими потерями крови».