В рф действует принцип абсолютного иммунитета
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà
Âîîáùå, òðàäèöèîííî ïðàâîñóáúåêòíîñòü ãîñóäàðñòâà â öåëîì èññëåäóåòñÿ ÷åðåç åãî ñóâåðåíèòåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñóâåðåíèòåò ñîñòîèò èç òåððèòîðèàëüíîãî âåðõîâåíñòâà è íåçàâèñèìîñòè (èììóíèòåòà) ãîñóäàðñòâà1Ñì. ïîäðîáíî: Óøàêîâ Í.Ë. Ãîñóäàðñòâî â ñèñòåìå ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ. Ì., 1997. Ñ. 16-18.. Ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî ðàçëè÷àåò íåñêîëüêî âèäîâ èììóíèòåòà: äèïëîìàòè÷åñêèé, íàëîãîâûé, ñóäåáíûé, èììóíèòåò îò èñïîëíèòåëüíûõ ìåð, èììóíèòåò îò ïðåäâàðèòåëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ èñêà, èììóíèòåò ñîáñòâåííîñòè. «Âñå ýòè èììóíèòåòû ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé, ïîòîìó ÷òî èõ îñíîâà îäíà ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâà, êîòîðûé íå ïîçâîëÿåò ïðèìåíÿòü â îòíîøåíèè ãîñóäàðñòâà êàêèå-ëèáî ïðèíóäèòåëüíûå ìåðû»2Áîãóñëàâñêèé Ì.Ì. Ìåæäóíàðîäíîå ÷àñòíîå ïðàâî. Ì., 1994. Ñ. 153..
Äëÿ óÿñíåíèÿ ñòàòóñà ãîñóäàðñòâà êàê ñóáúåêòà ãðàæäàíñêèõ îòíîøåíèé íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìååò ñóäåáíûé èììóíèòåò.  ýòîé ñâÿçè äåéñòâóþò äâà ïðèíöèïà:
ïðèíöèï àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà, îñíîâàííîãî íà ðàâåíñòâå ñóâåðåíîâ è çàêëþ÷àþùåãîñÿ â òîì, ÷òî èñêè ïðîòèâ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â ñèëó åãî ñóâåðåíèòåòà âîîáùå íåïîäñóäíû ñóäàì â äàííîì ãîñóäàðñòâå;
ïðèíöèï ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà: âîïðîñ ðåøàåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà äåéñòâèé ãîñóäàðñòâà, îáóñëîâèâøèõ ïðåäúÿâëåíèå ê íåìó èñêà. Èììóíèòåò ïðèçíàåòñÿ çà ãîñóäàðñòâîì ëèøü ïðè ñîâåðøåíèè èì äåéñòâèé jus imperii, ò.å. â êà÷åñòâå ñóáúåêòà ïîëèòè÷åñêîãî âëàñòâîâàíèÿ. Ñîâåðøàÿ æå äåéñòâèÿ jus gestionis, ò.å. ó÷àñòâóÿ â ãðàæäàíñêîì îáîðîòå, ãîñóäàðñòâî íå ìîæåò ïîëüçîâàòüñÿ èììóíèòåòîì3Ñì. ïîäðîáíî: Áåëîâ À.Ï. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà îò èíîñòðàííîé þðèñäèêöèè // Ïðàâî è ýêîíîìèêà. 1997. ¹ 3. Ñ. 17..
Èçíà÷àëüíî ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèÿõ ìåæäó ñîáîé ðóêîâîäñòâîâàëèñü ïðèíöèïîì àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà. Íî â íà÷àëå XX â. àáñîëþòíûé èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà, ò.å. íåâîçìîæíîñòü áåç ñîãëàñèÿ ïîñëåäíåãî ïðèâëåêàòü åãî ê ñóäó, ñòàë âûçûâàòü êðèòèêó.  ðåçóëüòàòå ïîÿâèëàñü êîíöåïöèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà, èëè òîðãóþùåãî ãîñóäàðñòâà, ò.å. ðàçäåëåíèÿ äåéñòâèé ãîñóäàðñòâà íà ïóáëè÷íî-ïðàâîâûå è õîçÿéñòâåííûå.  1925 ã. èòàëüÿíñêèé Êàññàöèîííûé ñóä ïî èñêó ôèðìû «Òåçèíè è Ìàëüâåööè» ê òîðãïðåäñòâó ÑÑÑÐ ïðèçíàë, ÷òî èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî â ïðèíöèïå èçúÿòî èç-ïîä þðèñäèêöèè èòàëüÿíñêèõ ñóäîâ.
Îäíîâðåìåííî îí ïðåäïîëîæèë, ÷òî ãîñóäàðñòâî ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò ñâîåãî èììóíèòåòà êàê â ÿâíîé ôîðìå, òàê è ìîë÷àëèâî. Ïî ìíåíèþ ñóäà, ìîë÷àëèâûé îòêàç îò èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ â ñàìîì ôàêòå îñóùåñòâëåíèÿ íà òåððèòîðèè Èòàëèè äåÿòåëüíîñòè, êîòîðóþ âïðàâå âåñòè ëþáîå ÷àñòíîå ëèöî, òîðãîâîé èëè ïðîìûøëåííîé. Ñîîòâåòñòâåííî, ñóä äîëæåí êàæäûé ðàç îñîáî ðåøàòü âîïðîñ, ÿâëÿåòñÿ ëè àêò ãîñóäàðñòâà äåéñòâèåì, ñîâåðøåííûì â ïîðÿäêå óïðàâëåíèÿ, èëè àêòîì õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè4Ñì.: Àíóôðèåâà Ë.Ï. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà â ÷àñòíîïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ // Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà è çàøèòà êóëüòóðíûõ öåííîñòåé. Ì., 2009. Ñ. 10..
Îäíàêî íà ïðàêòèêå òðóäíî ðàçãðàíè÷èòü ýòè äåéñòâèÿ ãîñóäàðñòâà. Òàê, ñóä âî Ôðàíöèè ïðèçíàåò, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ãîñóäàðñòâîì ñóäíà â öåëÿõ ïåðåâîçêè ãðóçîâ åñòü êîììåð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, à ñóä â Øâåöèè ïîëàãàåò, ÷òî òàêîå ñóäíî çàíèìàåòñÿ äåÿòåëüíîñòüþ íåêîììåð÷åñêîãî õàðàêòåðà è êâàëèôèöèðóåò ïåðåâîçêó êàê ïóáëè÷íî-ïðàâîâîé àêò, âëåêóùèé çà ñîáîé ïðåäîñòàâëåíèå èììóíèòåòà.  äåëå êîìïàíèè ÍÎÃÀ ïðîòèâ Ðîññèè áûë ñäåëàí âûâîä, ÷òî âûñòàâëåíèå â Øâåéöàðèè êîëëåêöèè êàðòèí, ïðèíàäëåæàùèõ ãîñóäàðñòâó, íîñèò ïóáëè÷íûé õàðàêòåð.
Êðîìå òîãî, â ïðàêòèêå íåêîòîðûõ ãîñóäàðñòâ ïîëó÷àåò çàêðåïëåíèå îòêàç èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó â èììóíèòåòå â ñëó÷àÿõ ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèé ïî «íåòèïè÷íîìó» îñíîâàíèþ îáâèíåíèþ â ìåæäóíàðîäíûõ ïðåñòóïëåíèÿõ. Ðå÷ü èäåò îá èñêàõ ê ÔÐà ðÿäà èòàëüÿíñêèõ ãðàæäàí è èõ íàñëåäíèêîâ, ïîäâåðãøèõñÿ äåïîðòàöèè è ïðèíóäèòåëüíîìó òðóäó â Ãåðìàíèè â ãîäû Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû.
 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîé ãëîáàëèçàöèè âñå áîëüøå ñòðàí ïðèäåðæèâàþòñÿ ïðèíöèïà «ôóíêöèîíàëüíîãî» èììóíèòåòà (íàïðèìåð, òàêîâà Åâðîïåéñêàÿ êîíâåíöèÿ îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâà îò 16 ìàÿ 1972 ã.). Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî â âîïðîñå îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâà íåëüçÿ íàçâàòü ïîñëåäîâàòåëüíûì. Íîðìû ÃÏÊ ÐÔ è ÀÏÊ ÐÔ ðàñõîäÿòñÿ: ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ çàêðåïëÿåò àáñîëþòíûé èììóíèòåò èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà, à ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ ïðåäîñòàâëÿåò ñóäåáíûé èììóíèòåò èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó, òîëüêî åñëè îíî äåéñòâóåò â êà÷åñòâå íîñèòåëÿ âëàñòè (ýòî óæå îãðàíè÷åííûé èììóíèòåò).
Íà ïîçèöèÿõ ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà îñíîâàíà è Êîíâåíöèÿ ÎÎÍ îò 2 äåêàáðÿ 2004 ã. î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ ãîñóäàðñòâ è èõ ñîáñòâåííîñòè, êîòîðóþ 1 äåêàáðÿ 2006 ã. ïîäïèñàëà Ðîññèÿ.
Ñîãëàñíî äîêóìåíòó ãîñóäàðñòâî íå ìîæåò ññûëàòüñÿ íà èììóíèòåò îò þðèñäèêöèè ïðè ðàçáèðàòåëüñòâå â ñóäå äðóãîãî ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèè êàêîãî-ëèáî âîïðîñà èëè äåëà, åñëè îíî ÿâíî âûðàçèëî ñîãëàñèå íà îñóùåñòâëåíèå ýòèì ñóäîì þðèñäèêöèè â îòíîøåíèè òàêîãî âîïðîñà èëè äåëà â ñèëó:
- ìåæäóíàðîäíîãî ñîãëàøåíèÿ;
- ïèñüìåííîãî êîíòðàêòà;
- çàÿâëåíèÿ â ñóäå èëè ïèñüìåííîãî ñîîáùåíèÿ â ðàìêàõ êîíêðåòíîãî ðàçáèðàòåëüñòâà.
Ñîãëàñèå ãîñóäàðñòâà íà ïðèìåíåíèå çàêîíîäàòåëüñòâà äðóãîãî ãîñóäàðñòâà íå äîëæíî ïîíèìàòüñÿ êàê ñîãëàñèå íà îñóùåñòâëåíèå þðèñäèêöèè ñóäàìè ýòîãî äðóãîãî ãîñóäàðñòâà.
Ïðè ýòîì ïîíÿòèå êîììåð÷åñêîé ñäåëêè, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì â òåîðèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà, îïðåäåëÿåòñÿ Êîíâåíöèåé äîâîëüíî ïðîñòðàííî, ýòî:
- ëþáîé êîììåð÷åñêèé êîíòðàêò èëè ñäåëêà î êóïëå-ïðîäàæå òîâàðîâ èëè î ïðåäîñòàâëåíèè óñëóã;
- ëþáîé êîíòðàêò î çàéìå èëè èíàÿ ñäåëêà ôèíàíñîâîãî õàðàêòåðà, âêëþ÷àÿ ëþáîå îáÿçàòåëüñòâî ïî ãàðàíòèè èëè êîìïåíñàöèè â îòíîøåíèè ëþáîãî òàêîãî çàéìà èëè ñäåëêè;
- ëþáîé èíîé êîíòðàêò èëè ñäåëêà êîììåð÷åñêîãî, ïðîìûøëåííîãî, òîðãîâîãî èëè ïðîôåññèîíàëüíîãî õàðàêòåðà, çà èñêëþ÷åíèåì òðóäîâûõ äîãîâîðîâ.
Ïðè îïðåäåëåíèè òîãî, ÿâëÿåòñÿ ëè êîíòðàêò èëè ñäåëêà «êîììåð÷åñêîé ñäåëêîé», ñëåäóåò ïðåæäå âñåãî èñõîäèòü èç ïðèðîäû ýòîãî êîíòðàêòà èëè ñäåëêè, îäíàêî ñëåäóåò òàêæå ó÷èòûâàòü èõ öåëü, åñëè ñòîðîíû êîíòðàêòà èëè ñäåëêè äîãîâîðèëèñü îá ýòîì, èëè åñëè, ñîãëàñíî ïðàêòèêå ãîñóäàðñòâà ñóäà, ýòà öåëü èìååò îòíîøåíèå ê îïðåäåëåíèþ íåêîììåð÷åñêîãî õàðàêòåðà ýòîãî êîíòðàêòà èëè ñäåëêè.
Ïî ìíåíèþ ýêñïåðòîâ, â ñëó÷àå ðàòèôèêàöèè Ðîññèåé ýòîé Êîíâåíöèè ïðîáëåìû èììóíèòåòà íàøåãî ãîñóäàðñòâà è åãî ñîáñòâåííîñòè, îñîáåííî â ñèòóàöèÿõ ñ ìåæäóíàðîäíûì êóëüòóðíûì îáìåíîì, íå òîëüêî íå óòðàòÿò ñâîåé ñëîæíîñòè, íî ìîãóò è îáîñòðèòüñÿ, ïîñêîëüêó ó Ðîññèè íå áóäåò ñóùåñòâîâàòü àðãóìåíòà îá îæèäàíèÿõ ñ åå ñòîðîíû îò èíîñòðàííûõ ïðàâèòåëüñòâ ïðàêòèêóåìîãî åþ ïîäõîäà ê èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâàì ñ ïîçèöèé àáñîëþòíîãî ñóâåðåíèòåòà.  êà÷åñòâå ìåð ïðîòèâîäåéñòâèÿ ôóíêöèîíàëüíîìó èììóíèòåòó ìíîãèå ñòðàíû óæå ïðèíèìàþò anti-seizure laws. Âî Ôðàíöèè è Øâåéöàðèè ïðåäóñìîòðåíû ãàðàíòèè âîçâðàòà âðåìåííî ââîçèìûõ êóëüòóðíûõ öåííîñòåé (äëÿ ïðîâåäåíèÿ âûñòàâîê). Ýòè anti-seizure laws ñîçäàþò «âðåìåííûé èììóíèòåò êóëüòóðíûõ öåííîñòåé» â îòíîøåíèè âîçáóæäåííûõ ñóäåáíûõ ïðîöåññîâ ïî ïîâîäó öåííîñòåé, ïîìåùåííûõ íà ïóáëè÷íûõ âûñòàâêàõ.
Ïî ñóòè, Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ óæå îïðîáîâàëà ôóíêöèîíàëüíûé èììóíèòåò â îïåðåæàþùåì ïîðÿäêå, íàèáîëåå ïîêàçàòåëüíûì ÿâëÿåòñÿ ñóäåáíûé ñïîð ñî øâåéöàðñêîé êîìïàíèåé ÍÎÃÀ.  1991 — 1992 ãã. Ðîññèÿ çàêëþ÷èëà ñ êîìïàíèåé íåñêîëüêî êîíòðàêòîâ íà ñóììó îêîëî 1,4 ìëðä.. äîëë., ñîãëàñíî êîòîðûì ÍÎÃÀ îáÿçàëàñü ïîñòàâëÿòü ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è óäîáðåíèÿ â îáìåí íà íåôòåïðîäóêòû. Ïðè÷åì êîíòðàêòû áûëè ñîñòàâëåíû ÿâíî â ïîëüçó øâåéöàðñêîé êîìïàíèè, ïîñêîëüêó â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè ïðåäóñìàòðèâàëñÿ îòêàç Ðîññèè îò ñóäåáíîãî èììóíèòåòà.  1997 ã. ÍÎÃÀ âûèãðàëà ñïîð â ìåæäóíàðîäíîì òðèáóíàëå â Ñòîêãîëüìå, à çàòåì, ïûòàÿñü èñïîëíèòü ñóäåáíîå ðåøåíèå, àðåñòîâûâàëà ðàçíîîáðàçíîå ðîññèéñêîå èìóùåñòâî çà ðóáåæîì, â òîì ÷èñëå è âðåìåííî âûâåçåííîå íà ýêñïîçèöèè, ñ÷åòà Áàíêà Ðîññèè âî Ôðàíöèè, ïàðóñíèê «Ñåäîâ», ñàìîëåòû íà àâèàñàëîíå â Ëå-Áóðæå, êîëëåêöèþ êàðòèí èç Ïóøêèíñêîãî ìóçåÿ. Îäíàêî ñ÷åòà áûëè ðàçáëîêèðîâàíû, à èìóùåñòâî âîçâðàùåíî â ñòðàíó.  ÿíâàðå 2008 ã. ïðåòåíçèè ÍÎÃÀ áûëè ðåàíèìèðîâàíû àðåñòîì ñ÷åòîâ ÖÁ ÐÔ â Ïàðèæå5Ñì. Ðîìàíîâà Í. Êîñòëÿâàÿ ðóêà «ÍÎÃÈ» // Âðåíÿ íîâîñòåé. 2008. 15 ÿíâ., à äåëî âñêîðå çàêîí÷èëîñü ìèðîâûì ñîãëàøåíèåì. Âîò ÷òî îçíà÷àåò îòêàç îò èììóíèòåòà äëÿ öåëîé ñòðàíû.
×òî êàñàåòñÿ âíóòðåííèõ ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé, èç àíàëèçà ñò. 124-127 ÃÊ ÐÔ èññëåäîâàòåëè äåëàþò âûâîä, ÷òî Ðîññèÿ â ñôåðå ãðàæäàíñêîãî ïðàâà ïðàêòè÷åñêè îòêàçàëàñü îò èììóíèòåòà âî âíóòðåííèõ îòíîøåíèÿõ ñ þðèäè÷åñêèìè è ôèçè÷åñêèìè ëèöàìè, ïîñêîëüêó ñòàëà «ãîñóäàðñòâîì-êóïöîì». Ïðè ýòîì ôåäåðàëüíîãî çàêîíà îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâà íåò. Âèäèìî, â óñëîâèÿõ «íåñâÿçàííîñòè» ãîñóäàðñòâà ÷åòêèìè íîðìàìè ïðîùå ðåàãèðîâàòü íà èçìåíåíèÿ ñèòóàöèè.
Êîíå÷íî, â ñàìîé òåîðèè ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà çàëîæåíû íåêàÿ èçáèðàòåëüíîñòü ãîñóäàðñòâà ïî îòíîøåíèþ ê åãî êîíòðàãåíòàì, îòñóòñòâèå îáùèõ ïðàâèë è ñâîáîäà äîãîâîðà. Âåëèêà ðîëü è ïîëèòè÷åñêîé ñîñòàâëÿþùåé.
 ïîñëåäíåå âðåìÿ â ìåæäóíàðîäíîì ïðàâå ðàçðàáàòûâàåòñÿ ïîíÿòèå ýêîíîìè÷åñêîãî ñóâåðåíèòåòà äåéñòâèå ãîñóäàðñòâåííîãî ñóâåðåíèòåòà â ýêîíîìè÷åñêîì îáðàìëåíèè â ëþáîé îáëàñòè ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé6Ñì.: Áëèùåíêî È.Ï., Äîðèà Æ. Ïðåöåäåíòû â ìåæäóíàðîäíîì ïóáëè÷íîì è ÷àñòíîì ïðàâå. Ì., 1999. Ñ. 295-296..
Íå ñåêðåò, ÷òî ãîñóäàðñòâà ñêëîííû ýêîíîìè÷åñêèìè ìåòîäàìè ðåøàòü ïîëèòè÷åñêèå çàäà÷è. Ïðèìåðû òîìó ìàíäàðèíîâàÿ áëîêàäà Àáõàçèè, âèííàÿ áëîêàäà Ìîëäîâû è Ãðóçèè, îáíàðóæåíèå äèîêñèíîâ â ïîëüñêîì ìÿñå è ïð. È íå îäíà Ðîññèÿ ãðåøèò ýòèì ìåòîäîì. 12 ìàðòà 1996 ã. ïðåçèäåíò ÑØÀ Êëèíòîí ïîäïèñàë çàêîí î ñîëèäàðíîñòè ðàäè ñâîáîäû è äåìîêðàòèè íà Êóáå (çàêîí ÕåëìñàÁýðòîíà), â ñîîòâåòñòâèè ñ êîòîðûì (ðàçä. 3 è 4), åñëè áóäåò óñòàíîâëåíî, ÷òî ãðàæäàíå òðåòüèõ ñòðàí ïðè÷àñòíû ê êîììåð÷åñêèì îïåðàöèÿì â ÑØÀ ñ èñïîëüçîâàíèåì ðàíåå íàöèîíàëèçèðîâàííîé ñîáñòâåííîñòè àìåðèêàíöåâ, èõ ìîæíî ïðåäàòü ñóäó â ÑØÀ, ëèáî îãðàíè÷èòü ïðàâî íà âúåçä â ÑØÀ. Ýòè ìåðû ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ òàêæå íà ðîäñòâåííèêîâ è ðàáîòàþùèõ ñ ýòèìè ëèöàìè äðóãèõ ëèö. Çàêîíîì î÷åâèäíî íàðóøàåòñÿ ïðèíöèï óâàæåíèÿ ýêîíîìè÷åñêîãî ñóâåðåíèòåòà ãîñóäàðñòâ (ýêîíîìè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ãðàæäàí íà ñâîåé òåððèòîðèè ðåãóëèðóåòñÿ òîëüêî ñîáñòâåííûì ãîñóäàðñòâîì, à â äðóãîé ñòðàíå äâóñòîðîííèì äîãîâîðîì è çàêîíîì ñîîòâåòñòâóþùåé ñòðàíû). Âñòóïëåíèå â ñèëó çàêîíà ÕåëìñàÁýðòîíà âûçâàëî ïðîòåñòû Êàíàäû, ñòðàí Åâðîñîþçà, Ìåêñèêè è äð. Òàê, Åâðîïåéñêèé Ñîþç ïðèíÿë ñïåöèàëüíûé Ðåãëàìåíò, çàïðåòèâøèé ãîñóäàðñòâàì-÷ëåíàì ñîáëþäàòü ïîëîæåíèÿ ýòîãî çàêîíà; àêòû, áëîêèðóþùèå äåéñòâèå çàêîíà, ïðèíÿòû Ìåêñèêîé è Êàíàäîé. 24 äåêàáðÿ 1996 ã. ñàìà Êóáà ïðèíÿëà çàêîí, êîòîðûì îáúÿâèëà çàêîí ÕåëìñàÁýðòîíà íåäåéñòâèòåëüíûì íà ñâîåé òåððèòîðèè.  êîíå÷íîì èòîãå 11 àïðåëÿ 1997 ã. ÑØÀ ïîäïèñàëè Ìåìîðàíäóì î âçàèìîïîíèìàíèè ñ Åâðîñîþçîì, ïîîáåùàâ íå ââîäèòü â äåéñòâèå ðàçä. 3 ýòîãî çàêîíà.