Вакцины обеспечивающие пожизненный иммунитет это

Вакцины обеспечивающие пожизненный иммунитет это thumbnail

Всевозможные вирусы и инфекции неизменно занимают первые места среди причин болезни. Последствия вирусных и инфекционных заболеваний могут быть довольно тяжелыми. Именно поэтому в развитых странах мира уделяется большое внимание профилактике инфекционных болезней. К сожалению, в арсенале современной медицины немного методов, способных эффективно защитить организм от инфекций. Главным оружием в арсенале современной медицины являются профилактические прививки, или вакцинация.

Что входит в состав вакцин и как они защищают человека от болезней?

В споре родилась истина

Слово «вакцина» происходит от латинского слова vacca – «корова». В 1798 году английский врач Эдвард Дженнер впервые провел медицинскую прививку: ввел в надрез на коже восьмилетнего мальчика содержимое оспины коровы. Благодаря этому ребенок не заболел натуральной оспой.

В начале ХХ века русский ученый Илья Мечников описал свой научный эксперимент: он воткнул в морскую звезду шип розы, и через некоторое время шип исчез. Так были открыты фагоциты – специальные клетки, которые уничтожают чужеродные организму биологические частицы.

Немецкий ученый Пауль Эрлих спорил с Мечниковым. Он утверждал, что главная роль в защите организма принадлежит не клеткам, а антителам – специфическим молекулам, которые образуются в крови в ответ на внедрение агрессора.

Этот научный спор имеет прямое отношение к исследованию механизма иммунитета (от лат. immunitas – освобождение, избавление от чего-либо). Коротко говоря, иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Непримиримые научные соперники Мечников и Эрлих в 1908 году разделили Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Оба оказались правы: фагоциты являются компонентом врожденного иммунитета, а антитела – приобретенного, который возникает в результате перенесенного заболевания или введения в организм вакцины.

Прививка иммунитета

Эффект прививки основан на том, что организм человека при проникновении антигенных «чужаков» вырабатывает к ним антитела – то есть формирует приобретенный иммунитет, благодаря которому организм не допускает размножения «вражеских» клеток в организме. Основным действующим компонентом вакцины – вещества, используемого для прививки, – является иммуноген, то есть структуры, аналогичные компонентам возбудителя заболевания, ответственным за выработку иммунитета.

Открытие метода вакцинации позволило человечеству достичь невероятных результатов в борьбе с инфекциями. В мире практически исчезли полиомиелит, оспа, скарлатина, корь; в тысячи раз снижена заболеваемость дифтерией, краснухой, коклюшем и другими опасными инфекционными заболеваниями. Прививки от некоторых заболеваний дают пожизненный иммунитет, именно поэтому их делают в первые годы жизни ребенка.

Выбирая вакцину – например, для прививки против вируса гриппа, – не стоит ориентироваться исключительно на импортный товар как более качественный и «экологически чистый». В состав всех вакцин, независимо от страны их производства, входят консерванты. Указание о необходимости их наличия содержится в рекомендациях ВОЗ. Назначение консервантов – обеспечить стерильность препарата в случае возникновения микротрещин на упаковке при транспортировке и хранения вскрытой первичной многодозной упаковки.

Специалисты считают, что прививки полезны для иммунной системы ребенка в качестве своеобразной «дополнительной информации». С четвертого дня жизни и до четырех-пяти лет детский организм находится в физиологическом состоянии «иммунологического обучения», то есть собирает максимум информации об окружающем его микробном и антигенном (то есть генетически чуждом) мире. Вся иммунная система настроена на этот процесс обучения, и прививки как вариант «подачи информации» переносятся гораздо легче и оказываются более эффективными, чем в более позднее время. Некоторые прививки (например, от коклюша) можно делать только в возрасте до 3 лет, поскольку потом организм будет реагировать на вакцину слишком бурно.

Многолетние наблюдения показали, что вакцинация не всегда бывает эффективной. Вакцины теряют свои качества при неправильном хранении. Но даже если условия хранения соблюдались, всегда существует вероятность, что стимуляции иммунитета не произойдет. «Отклика» на прививку не возникает в 5-15% случаев.

Будьте осторожны! Противникам прививок следует помнить, что последствия вирусных инфекций могут быть куда более серьезными, чем просто «детские» болезни.Например, после кори достаточно высока вероятность развития сахарного диабета первого типа (инсулинозависимого), а осложнением краснухи может быть тяжелые формы энцефалита (воспаления головного мозга).

Чем прививаемся?

Эффективность вакцинопрофилактики зависит от двух слагаемых: качества вакцины и здоровья прививаемого. Вопрос о необходимости и полезности прививок сегодня считается спорным. В статье 11 закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» утверждается полная добровольность вакцинирования, основанная на информированности о качестве и происхождении вакцины, обо всех плюсах и о возможных рисках прививки. Детям до 15 лет можно делать прививки только с разрешения родителей. Врач не имеет права приказывать, врач может только рекомендовать.

Сегодня существуют вакцины разнообразных видов, типов и назначений.

  • Живая вакцина – препарат, основу которого составляет ослабленный живой микроорганизм, потерявший способность вызывать заболевание, но способный размножаться в организме и стимулирующий иммунный ответ. К этой группе относятся вакцины против кори, краснухи, полиомиелита, гриппа и т.д. Положительные свойства живой вакцины: по механизму воздействия на организм напоминает «дикий» штамм, может приживляться в организме и длительно сохранять иммунитет, исправно вытесняя «дикий» штамм. Для вакцинации достаточно я небольшой дозы (обычно однократная прививка). Отрицательные свойства: живые вакцины трудно поддаются биоконтролю, чувствительны к действию высоких температур и требуют специальных условий хранения.
  • Убитая (инактивированная) вакцина – препарат, который содержит убитый патогенный микроорганизм – целиком или же его части. Убивают возбудителя инфекции физическими методами (температура, радиация, ультрафиолетовый свет) или химическими (спирт, формальдегид). К группе инактивированных относятся вакцины против клещевого энцефалита, чумы, брюшного тифа, вирусного гепатита А, менингококковой инфекции. Такие вакцины реактогенны, применяются мало (коклюшная, против гепатита А).
  • Химическая вакцина – препарат, который создается из антигенных компонентов, извлеченных из микробной клетки. К группе химических относятся вакцины против дифтерии, гепатита В, краснухи, коклюша.
  • Рекомбинантная (векторная, биосинтетическая) вакцина – препарат, полученный методами генной инженерии, с помощью рекомбинантной технологии. Гены вирулентного микроорганизма, отвечающий за синтез защитных антигенов, встраивают в геном какого-либо безвредного микроорганизма (например, дрожжевую клетку), который при культивировании продуцирует и накапливает соответствующий антиген. К группе рекомбинантных относятся вакцины против вирусного гепатита B, ротавирусной инфекции, вируса простого герпеса.
  • Ассоциированная (поливалентная) вакцина – препарат, содержащий компоненты нескольких вакцин. К группе поливалентных относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС-вакцина), тетравакцина (вакцины против брюшного тифа, паратифов А и В, а также столбнячный анатоксин) и АДС-вакцина (дифтерийно-столбнячный анатоксин).

Источник

По данным американских ученых, средняя продолжительность жизни в мире в ХХ веке увеличилась на 25 лет, 20 годам из них мы обязаны появлению вакцин и антибиотиков.  



— Современное человечество очень вакцинозависимо, и прививок в нашей жизни с каждым годом будет все больше, — говорит директор Института вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова, академик РАМН Виталий Зверев. — Ежегодно ученые обнаруживают две-три новые инфекции. А какая еще область медицины может похвастаться снижением заболеваемости в сотни тысяч раз? Только вакцинопрофилактика!  



— Одно из самых перспективных направлений — разработка вакцин против рака. Целый ряд таких вакцин уже прошел испытания на лабораторных животных. А несколько противораковых вакцин (например, против меланомы) проходят исследования уже на людях. Кроме того, во многих странах мира занимаются разработкой вакцины против ВИЧ/СПИДа и гепатита С.  

— Насколько эффективны прививки от гриппа?  

— Считается, что прививка от гриппа — самое надежное средство его профилактики. Обычная эффективность вакцин, которые сейчас применяются, составляет 80—85%. Но даже если прививка не дала достаточный иммунитет, заболевание гриппом у вакцинированных людей протекает в ослабленной форме и не дает осложнений.

— Чем отличаются прививки “живые” и “мертвые”?  

— Вакцины бывают “живыми” и “убитыми”. “Живые” содержат ослабленный специальными методами вирус, обычно выращенный при пониженных температурах, когда он становится не опасным для человека, но вырабатывает в организме очень сильный иммунитет. А другая вакцина включает в себя сами вирусы, убитые тем или иным способом: ультрафиолетом, радиацией… Бывают и субъединичные вакцины — в их состав входят не целые вирусные частицы, а какие-то их компоненты (белки или фрагменты белков). Есть еще генноинженерная вакцина против гепатита В (она пока единственная). Сказать о том, какая вакцина эффективней, сложно, потому что все зависит от конкретной вакцины и конкретной инфекции. Но все-таки, по моему мнению, “живые” вакцины более эффективны и дают более продолжительный иммунитет.

Читайте также:  Иммунитет смесь чернослив курага

— Недавно прочитала, что прививка разрушает естественный иммунитет человека, при этом нет 100%-ной гарантии, что она выработает в полной мере искусственный иммунитет. Что вы думаете об этом?  

— Нельзя сказать, что прививка не оказывает никакого действия на иммунную систему. Конечно, оказывает. Но сказать, что она разрушает иммунитет, тоже нельзя: это никем не доказано. Наоборот, есть данные, что иногда введение вакцины повышает общий иммунитет. Конечно, нет стопроцентной гарантии, что вакцина выработает в полной мере искусственный иммунитет. Но эффективность большинства вакцин приближается к 100%.

— Года два назад широко муссировалась тема осложнений после прививок от гриппа, а в апреле появилась информация об осложнениях на вакцину против клещевого энцефалита. Поствакцинальные осложнения действительно так часты и опасны? Или появляющаяся о них информация — элемент конкурентной борьбы?



— Поствакцинальные осложнения, конечно, возможны. Очень часто они зависят не от самой вакцины, а от того, что нарушается инструкция по применению препарата. На мой взгляд, все последствия вакцинопрофилактики очень сильно раздуты. Любая вакцина должна отвечать прежде всего требованиям безопасности, а потом — эффективности. Если есть какие-то сомнения в безопасности, то об эффективности говорить никто не будет. А введение вакцины — это, конечно, вмешательство в иммунную систему. Иногда организм реагирует на это повышением температуры, но это бывает далеко не всегда (5—10% случаев — в зависимости от вакцин). А вот что вызывает общественный резонанс, так это отдельные случаи осложнений. Но все случаи осложнений тщательным образом анализируются и исследуются специалистами. Вряд ли это элемент конкурентной борьбы, хотя, безусловно, она есть. Если говорить об апрельском случае на Южном Урале, то там речь шла о подъеме температуры у ряда детей, причем уже на следующий день все чувствовали себя хорошо. По нормативам такое может случаться в 7% случаев, однако здесь количество осложнений не превысило 1%.

— Подскажите, какие прививки дают пожизненный иммунитет?



— Не установлено, какие прививки дают пожизненный иммунитет. Но большинство вакцин, входящих в национальный календарь прививок, дают очень продолжительный (на десятилетия) иммунитет. Некоторые прививки дают иммунитет только на несколько лет: от гриппа, клещевого энцефалита и некоторые другие. Поэтому в зависимости от жизненных обстоятельств их нужно периодически повторять.

— После прививок многие врачи советуют принять противоаллергические препараты или жаропонижающие средства даже абсолютно здоровым детям. Если ребенок не склонен к аллергиям, надо ли это делать “на всякий случай”?  

— Никаких противоаллергических препаратов или жаропонижающих абсолютно здоровым детям “на всякий случай” давать не надо.

— Какие надо сделать прививки перед отпуском?  

— Все зависит от того, куда вы собрались. Лучше всего узнавать о прививках в информации о стране. Обычно, если вы едете в страны Средней Азии, Египет, рекомендуется сделать вакцину против гепатита А. Это гепатит, который передается через грязные руки, через пищу, через воду и распространен в этих районах. Остальное зависит от того, какие в стране есть распространенные инфекции, от которых не были привиты в детстве. Например, в странах Центральной Африки нужно обязательно делать прививку против желтой лихорадки. Если вы собираетесь в экспедицию в горы или сплавляться по рекам, путешествуете по диким уголкам России, я бы рекомендовал привиться от клещевого энцефалита: он очень сильно распространен на Урале, в Карелии, на Дальнем Востоке. Вакцинацию лучше проводить до начала сезона активности клещей, в зимние или весенние месяцы, но при необходимости можно привиться и в летнее время, т.к. у современных вакцин существует так называемая экспресс-схема вакцинации с интервалом в 2 недели между первой и второй прививками.

— Бытует мнение, что советское — значит “отличное”. По отношению к отечественным вакцинам можно так говорить? Или все-таки наши отечественные разработки не уступают импортным?  

— В отношении отечественных вакцин можно и нужно говорить, что они хорошие и ничем не уступают импортным. Требования к вакцинам одни и те же, их испытывают одними и теми же методами, добиваются одинаковых показателей, которые существуют. Так что разницы нет.  

— Какие прививки в наше время необязательно делать ребенку? Сочетание каких прививок опасно?  

— Прививки вообще необязательны по закону. Человек может их не делать, если не хочет. Но, думаю, сделать надо всё, что входит в национальный календарь прививок. В настоящее время нет данных, что сочетание каких-то прививок было бы опасно.

— Я беременна, у меня болезнь Крона и медотвод от всех прививок. Не знаю, как поступить с ребенком: делать ли ему прививки?  

— Не стоит беспокоиться: конечно, прививки ребенку можно делать. Но вы можете обратиться в наш институт, там есть врачи-вакцинологи, которые могут разработать индивидуальный календарь вакцинации для детей с ослабленным здоровьем, с нарушением иммунитета, с врожденными заболеваниями, с какими-то патологиями у мамы. Это специалисты, у которых большой опыт работы с такими детьми и такими мамами.

— От каких болезней нужно обязательно делать прививки и кому они противопоказаны?  

— У нас есть национальный календарь прививок, куда внесены все вакцины и сроки, когда их нужно делать. Если по каким-либо причинам вы не сделали прививку в детском возрасте, например против гепатита В, то рекомендую каждому ее сделать, учитывая способ передачи этой инфекции, распространенность этого заболевания и последствия, которые оно вызывает. Если вы едете в какие-то страны, опасные по той или иной инфекционной болезни, то лучше привиться, чтобы не заболеть и не привезти эту инфекцию с собой. Что касается противопоказаний, обычно они пишутся в инструкции к применяемой вакцине, но противопоказания очень сильно преувеличены.

— В августе собираюсь на рыбалку на Урал и хотел бы уточнить, как, когда и какую сделать мне прививку от энцефалита? И вообще, надо ли ее делать?  

— Делать, конечно, стоит. В августе клещ уже не настолько активен, как сейчас, в мае-июне, но вероятность заболевания все равно сохраняется. Все зависит от того, в какие места вы едете, если это дикие места — лучше сделать. Есть отечественная вакцина, есть импортная. Здесь лучше сделать нашу жидкую вакцину, потому что те варианты вируса энцефалита, которые входят в вакцину, более близки к нашим условиям. Прививаться нужно за несколько недель до отъезда, поэтому проконсультируйтесь с врачом в районной поликлинике или в Институте вакцин и сывороток им. Мечникова.

— Ваше мнение по поводу вакцины против вируса папилломы: стоит ли прививаться?  

— Мое мнение, что это хорошая вакцина. И данные ее применения говорят о ее эффективности. Ее нужно вводить в календарь прививок, и в первую очередь прививать девочек. Но вакцина очень дорогая, наш национальный календарь ее не потянет. Но если есть возможность своему ребенку это оплатить, то я бы рекомендовал ее сделать. Но сначала нужно сделать анализ, какой именно вирус папилломы есть в организме — не все его типы вызывает онкологические заболевания. Бремя цервикального рака в нашей стране огромно: у нас каждый час умирает женщина от рака шейки матки и половых органов. Это серьезная проблема, с которой надо бороться. И вакцина — это надежда на будущее.  

— Есть ли надежда, что ее включат в национальный календарь?  

— Для этого нужно провести исследования в нашей стране, показать, насколько это эффективно. Необходимо начать разработки отечественной вакцины, чтобы уменьшить существующую стоимость. Нужно проводить пропаганду: рассказывать, почему это нужно и зачем. К сожалению, такой работы пока нет. Но, надеюсь, Министерство здравоохранения обратит на это внимание и будет эту вакцину продвигать и включать в календарь.

Источник

Àâòîð: Õîïåðñêàÿ Îëüãà Âèêòîðîâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.

×åñòíî ãîâîðÿ, ìîãëà íàïèñàòü ñðàçó, íå ïðèáåãàÿ ê àíàëèçó äàííûõ çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèé: «Íåò, ïðèâèâêà îò ÂÏ× íå âûçûâàåò ïðîáëåì ñ ôåðòèëüíîñòüþ». Îáúÿñíþ ïî÷åìó: â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÿâëÿþñü ñîòðóäíèêîì êàôåäðû àêóøåðñòâà è ãèíåêîëîãèè, â ñâÿçè ñ ÷åì ðåãóëÿðíî ïîñåùàþ êîíôåðåíöèè, ãäå îñâåùàþòñÿ âàæíûå âîïðîñû îòíîñèòåëüíî æåíñêîãî çäîðîâüÿ. Ââèäó âåëèêîé àêòóàëüíîñòè òåìû áåñïëîäèÿ, ìíîãèå äîêëàäû ïîñâÿùåíû èìåííî ýòîìó âîïðîñó. È íè ðàçó ÿ íå ñëûøàëà íè îäíîãî «íî» è òåì áîëåå «íåò» â îòíîøåíèè ïðîôèëàêòè÷åñêîé ïðèâèâêè îò ÂÏ×! Äëÿ òîãî, ÷òîáû Âû ïîíèìàëè, íà ïðîôåññèîíàëüíûõ êîíôåðåíöèÿõ â êà÷åñòâå äîêëàä÷èêîâ âûñòóïàþò ëþäè, ÿâëÿþùèåñÿ ýêñïåðòàìè â ñâîåé îáëàñòè,- ïðîôåññîðà, äîêòîðà ìåäèöèíñêèõ íàóê – ñïåöèàëèñòû, çàíèìàþùèåñÿ èçó÷åíèåì îñâåùàåìûõ âîïðîñîâ ãîäû è äåñÿòèëåòèÿ!!! Íåñêîëüêî äíåé ïîèñêà äàííûõ â àâòîðèòåòíûõ èñòî÷íèêàõ òîëüêî ïîäòâåðäèëè ìîþ òî÷êó çðåíèÿ.

Читайте также:  Два рецепта вкусных смесей для укрепления иммунитета

Ñïîñîáíîñòü æåíùèíû ê ðîæäåíèþ çäîðîâîãî ðåáåíêà – ÷óäî, äîñòîèíñòâî, ïðåèìóùåñòâî, äà, êàê íè íàçîâè, — áîãàòñòâî ïðàêòè÷åñêè ëþáîé æåíùèíû. Èìåííî ïîýòîìó âîïðîñ, ìîæåò ëè ïðèâèâêà îò ÂÏ× îêàçûâàòü âëèÿíèå íà ôåðòèëüíîñòü, âîëíóåò ìíîãèõ ìîëîäûõ äåâóøåê è èõ ìàòåðåé â ïåðâóþ î÷åðåäü. Ïðè÷åì òîëüêî òåõ, êòî ñëåäèò çà ñâîèì çäîðîâüåì, ðåãóëÿðíî ïîâûøàÿ ñâîé óðîâåíü ìåäèöèíñêîé ãðàìîòíîñòè, îñòàëüíûå èëè íå çíàþò î åå ñóùåñòâîâàíèè, èëè íå çàäóìûâàþòñÿ î âåðîÿòíîñòè ïîëó÷åíèÿ ÂÏ×-èíôåêöèè.

Îãðîìíûé ïëþñ ñîâðåìåííîé æèçíè – îáùåäîñòóïíîñòü èíôîðìàöèè, âåëèêèé ìèíóñ – åå èçáûòîê è íåîäíîçíà÷íîñòü. Íà ïðîñòîðàõ èíòåðíåòà ìîæíî âñòðåòèòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïóáëèêàöèé, ïîñëå ïðî÷òåíèÿ êîòîðûõ íå ïðîñòî ïðèâèâêó íå çàõî÷åòñÿ äåëàòü, à æèòü ñòàíîâèòñÿ ñòðàøíî, îñîáåííî, ïîëîâîé æèçíüþ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ïóãàþò ñòàòèñòè÷åñêèå äàííûå î ðàñïðîñòðàíåííîñòè èíôåêöèé, ïåðåäàþùèõñÿ ïîëîâûì ïóòåì, â òîì ÷èñëå è ÂÏ×, î äåáþòå ïîëîâîé àêòèâíîñòè è ÷àñòîòå ñìåíû ïîëîâûõ ïàðòíåðîâ, î ÷èñëå è âîçðàñòå æåíùèí, çàáîëåâøèõ ðàêîì øåéêè ìàòêè. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, óäèâëÿþò îáëè÷àþùèå è äèñêðåäèòèðóþùèå ïóáëèêàöèè, ïîñâÿùåííûå ïðèâèâêå ïðîòèâ ÂÏ×. ß ââåëà â ïîèñêîâîé ñòðîêå «Ïðèâèâêà îò ÂÏ×, áåñïëîäèå». Ïåðâàÿ æå ñòàòüÿ, íàïèñàííàÿ èñòî÷íèêîì X â ÆÆ, êðè÷èò: «Áåñïëîäèå ïîñëå âàêöèíàöèè – ëåãêî!!!». Èëè, ïîæàëóéñòà, Y âñå â òîì æå ÆÆ: «Óæàñíûå ïîñëåäñòâèÿ âàêöèí îò ÂÏ×, íåñìîòðÿ íà öåíçóðó, âñå-òàêè ñòàëè èçâåñòíû!», ñòàòüÿ, ãäå îñâåùåíû ñåðüåçíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû. Íî áîëüøå âñåãî ïîðàçèëà ìåíÿ ïóáëèêàöèÿ, ðàçìåùåííàÿ îäíèì èç «æåíñêèõ» ñàéòîâ : «Øîêèðóþùàÿ ïðàâäà î âàêöèíå îò ÂÏ×: ôàêòû, î êîòîðûõ ìåäèêè ðàññêàçûâàþò íåîõîòíî», ãäå î÷åíü ñêëàäíî, ïî ïóíêòàì ðàçëîæåíà íè÷åì íå ïîäòâåðæäåííàÿ èíôîðìàöèÿ, îáâèíÿþùàÿ ïðèâèâêó îò ÂÏ× âî âñåõ ñìåðòíûõ ãðåõàõ. Äàæå âûñòàâèëè åå ñðåäñòâîì äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ïëàíà Àëëåíà Äàëëåñà! Íå ìîãó íå ïðîêîììåíòèðîâàòü: òî, ÷òî â íàøåé ñòðàíå êóðÿò è ïüþò, ìåíÿþò ïîëîâûõ ïàðòíåðîâ «êàê ïåð÷àòêè» è óìèðàþò îò ðàêà øåéêè ìàòêè â êîëè÷åñòâå áîëåå 6500 æåíùèí åæåãîäíî àâòîðà ñòàòüè íå áåñïîêîèò? Êñòàòè, êòî àâòîð, ÿ òàê è íå íàøëà. È êàêóþ öåëü îí ïðåñëåäîâàë, òðàíñëèðóÿ èíôîðìàöèþ ïîäîáíîãî ðîäà â èíòåðíåò? È ñêîëüêî óæå ìîæíî âûñòàâëÿòü âðà÷åé âðàãàìè, ñêðûâàþùèìè, óìàë÷èâàþùèìè è íåîõîòíî ðàññêàçûâàþùèìè?

Ìîæíî ïðîäîëæàòü áåñêîíå÷íî… Òàê ÷òî æå äåëàòü? Åñëè âåðèòü âñåìó, ÷òî íàïèñàíî, ëè÷íî ÿ âèæó òîëüêî îäèí âûõîä: íå æèòü ïîëîâîé æèçíüþ! Ýòî, êîíå÷íî æå, øóòêà. ß ñàìà ìàìà è ÷óòü ïîçæå, äóìàþ, ñ íåòåðïåíèåì áóäó æäàòü îò ñâîåãî ðåáåíêà âíóêîâ! Ïîýòîìó äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ, áóäåì ëè ìû ñ âàìè äåëàòü ñåáå è ñâîèì äî÷åðÿì ïðèâèâêó îò ÂÏ×?

 ïåðâîé ñòàòüå ñîîáùàåòñÿ î åäèíñòâåííîì ñëó÷àå èñòîùåíèÿ ÿè÷íèêîâ, íàñòóïèâøåì ñïóñòÿ äâà ãîäà ïîñëå âàêöèíàöèè ó øåñòíàäöàòèëåòíåé äåâóøêè. Èíôîðìàöèÿ, ñî ñëîâ àâòîðà, ïðåäîñòàâëåíà âðà÷îì, è èíîé ïðè÷èíû ïðåæäåâðåìåííîé ìåíîïàóçû óñòàíîâëåíî íå áûëî. Òàêæå ìíå óäàëîñü íàéòè åùå äâà ïîäîáíûõ ñëó÷àÿ, îïèñûâàþùèõ èñòîùåíèå ÿè÷íèêîâ ó ìîëîäûõ ïàöèåíòîê. Áîëåå òîãî, ïðèâîäÿòñÿ òàêæå äàííûå î åäèíè÷íûõ ñëó÷àÿõ ñìåðòåëüíûõ èñõîäîâ, âîçíèêøèõ ïîñëå ïðîâåäåíèÿ âàêöèíàöèè. Âî âòîðîé ïðèâåäåííîé ìíîþ ñòàòüå, îïèñàíà ñêàíäàëüíàÿ ñèòóàöèÿ â Èðëàíäèè, ãäå ìàòü 10-ëåòíåé äåâî÷êè, ìåäñåñòðà ïî îáðàçîâàíèþ, ñ òðåáîâàíèåì èñêëþ÷èòü âàêöèíó «Ãàðäàñèë» èç ïðîãðàììû âàêöèíàöèè â ñâÿçè ñ âîçíèêíîâåíèåì ó åå ðåáåíêà ãðèïï-ïîäîáíîãî ñîñòîÿíèÿ, êîòîðîå, ïî åå çàÿâëåíèþ, âîçíèêëî è ó íåñêîëüêèõ îäíîêëàññíèö åå ðåáåíêà. Äåéñòâèòåëüíî, âñå âûøåïðèâåäåííîå — ñòðàøíûå ñèòóàöèè, ñ êîòîðûìè íèêòî íå õî÷åò ñòîëêíóòüñÿ. Íå ìîãó óòâåðæäàòü, ÷òî ïðèâèâêà çäåñü íå ïðè ÷åì, ðîâíî òàêæå, ÷òî èìåííî âàêöèíàöèÿ ñòàëà ïðè÷èíîé íåáëàãîïðèÿòíîãî èñõîäà.  ëþáîì ñëó÷àå, íèêîìó íå õîòåëîñü áû ïîïàñòü â ÷èñëî òåõ, êîìó «íå ïîâåçëî», ðîâíûì ñ÷åòîì, êàê è òåõ, êîìó «ïîñ÷àñòëèâèëîñü» îáçàâåñòèñü ïåðñèñòèðóþùåé ôîðìîé ÂÏ× – èíôåêöèè ñî âñåìè âûòåêàþùèìè ïîñëåäñòâèÿìè.

Òàê ÷òî æå, ïîÿâèëîñü åùå áîëüøå ñîìíåíèé?

Äàâàéòå îáðàòèìñÿ ê çäðàâîìó ñìûñëó è ñòàòèñòè÷åñêèì äàííûì. Êâàäðèâàëåíòíàÿ âàêöèíà áûëà çàðåãèñòðèðîâàíà â 2006 ãîäó (â òîì ÷èñëå è â ÐÔ), ðàçóìååòñÿ, ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êëèíè÷åñêèõ èñïûòàíèé, ãäå äîêàçàëà ñâîþ áåçîïàñíîñòü è ýôôåêòèâíîñòü. Ñ 2007 ãîäà èçâåñòíà áèâàëåíòíàÿ âàêöèíà, ýôôåêòèâíàÿ â îòíîøåíèè 2 øòàììî⠖ 16 è 18.  ÑØÀ ê êîíöó ñåíòÿáðÿ 2010 ãîäà áûëî ïðèâèòî 10600000 æåíùèí, èç íèõ ñ çàÿâëåíèÿìè î âîçíèêíîâåíèè ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ â Ñèñòåìó ñîîáùåíèé î ïîáî÷íûõ ÿâëåíèÿõ ïðè âàêöèíàöèè (VAERS), äåéñòâóþùåé ïðè Öåíòðå êîíòðîëÿ çàáîëåâàíèé, ïîñòóïèëî 17160 ñîîáùåíèé. Òÿæåëûå ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ áûëè óñòàíîâëåíû òîëüêî â 0,003% ñëó÷àåâ. Íà ìîìåíò 2014 ãîäà â ÑØÀ, ãäå êóðñ âàêöèíàöèè âêëþ÷àë òðè ïîñëåäîâàòåëüíî ïðîèçâåäåííûõ èíúåêöèè âàêöèíû, áûëî ââåäåíî áîëåå ñòà ìèëëèîíîâ äîç! Çà ýòî âðåìÿ â öåíòð ïî êîíòðîëþ çàáîëåâàíèé, êîòîðûé òàêæå çàíèìàåòñÿ ðåãèñòðàöèé ìàëåéøèõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ, ñâÿçàííûõ èëè íå ñâÿçàííûõ ñ âàêöèíàöèåé, íî âîçíèêøèõ ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû, ïîñòóïèëî 130 ñîîáùåíèé î âîçíèêíîâåíèè àìåíîðåè (ïðåêðàùåíèå ìåíñòðóàöèé), 128 – î íàðóøåíèÿõ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà, 48 – î âîçíèêíîâåíèè «ïðîáëåì ñ ÿè÷íèêàìè èç-çà âîçíèêíîâåíèÿ àóòîèììóííûõ ðåàêöèé» è 214 ñëó÷àåâ íåâûíàøèâàíèÿ áåðåìåííîñòè. Äàæå ïðè óñëîâèè, ÷òî äàííûå ïîáî÷íûå ðåàêöèè íàïðÿìóþ âçàèìîñâÿçàíû ñ âàêöèíàöèåé (÷òî âûçûâàåò ñîìíåíèÿ, òàê êàê è áåç ïðåäøåñòâóþùåé âàêöèíàöèè ïîäîáíûå ñîñòîÿíèÿ, âîçíèêàþùèå íà ôîíå àáñîëþòíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, íå ðåäêîñòü), â ïåðåñ÷åòå íà êîëè÷åñòâî âàêöèíèðîâàííûõ – ýòî î÷åíü íèçêèå ñòàòèñòè÷åñêèå ïîêàçàòåëè.

 öåëîì î âàêöèíàöèè…

Àíàëèçèðóÿ ñîîáùåíèÿ â èíòåðíåòå, ìîãó ñêàçàòü, ÷òî ñåãîäíÿ ëþäè íàñòðîåíû ïðîòèâ ëþáîé ïðîôèëàêòè÷åñêîé ïðèâèâêè. Åäèíè÷íûå ñëó÷àè íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ, íå âñåãäà èìåþùèå ïðÿìóþ ñâÿçü ñ ïåðåíåñåííîé èíúåêöèåé, ïðåäñòàâëåíû êðè÷àùèìè, ïóãàþùèìè çàãîëîâêàìè. Ñòðàøíî ÷èòàòü îá óæàñíûõ ïîñëåäñòâèÿõ ïðîâåäåííûõ âàêöèíàöèé ïðîòèâ ÀÊÄÑ, êîðè, ïîëèîìèåëèòà… Ïðè ýòîì âàêöèíà îò ÂÏ× ôèãóðèðóåò â êà÷åñòâå âèíîâíèêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ ÿâëåíèé íàìíîãî ðåæå, ÷åì ëþáàÿ äðóãàÿ, ÷òî, âîçìîæíî, ñâÿçàíî ñ íåáîëüøèì ÷èñëîì âàêöèíèðîâàííûõ â íàøåé ñòðàíå. Òàê ÷òî æå òåïåðü, íå äåëàòü ïðèâèâêè âîîáùå? Ýòî äîáðîâîëüíûé âûáîð êàæäîãî, íî, îòìå÷ó, ÷òî ê ðîäèòåëÿì íåïðèâèòûõ äåòåé ïðè óñòðîéñòâå â äåòñêèé ñàä, øêîëó, êàê ïðàâèëî, âîçíèêàåò íàìíîãî áîëüøå âîïðîñîâ. Ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà ÿñíà, ïðèâèâêàì – äà! Îòìå÷ó, ÷òî áîëüøèíñòâî ðîäèòåëåé çà ïðîãðàììó âàêöèíàöèè, ÷èñëî íåïðèâèòûõ äåòåé â äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ â ðàçû ìåíüøå.

Ìîÿ ëè÷íàÿ ïîçèöèÿ

Ñâîåãî ðåáåíêà ïðèâèâàþ ñîãëàñíî êàëåíäàðþ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê.  3 ìåñÿöà ïîñëå âàêöèíàöèè ïðîòèâ äèôòåðèè, êîêëþøà, ñòîëáíÿêà è ãåïàòèòà  íà ôîíå ïîäúåìà òåìïåðàòóðû äî 39 ãðàäóñîâ, äî÷êà âûäàëà ñóäîðîæíûé ñèíäðîì. Ñòðàøíî áûëî òàê, ÷òî ÿ è äóìàòü çàáûëà î òîì, ÷òî ÿ âðà÷, ïðåâðàòèëàñü â èñòåðè÷íóþ ìàìàøó è èçìó÷èëà çâîíêàìè ïåäèàòðà. Äà, ïîíåðâíè÷àëà, íî ÿ áûëà ïðåäóïðåæäåíà î âîçìîæíîé ãèïåðòåðìèè. Èíñòðóêöèè áûëè äàíû ìíå äåæóðíûì âðà÷îì è âûïîëíåíû áåçóêîðèçíåííî. Âñå îáîøëîñü, è äàëåå ìû âûïîëíÿåì ïðîãðàììó áåç îñîáûõ ñëîæíîñòåé. Ó ìåíÿ íå ñôîðìèðîâàëîñü ïðåäâçÿòîãî îòíîøåíèÿ ê âàêöèíàöèè, âî ìíîãîì áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ÿ áûëà îñâåäîìëåíà î âîçìîæíîñòè îñëîæíåíèé è î òàêòèêå, êîòîðóþ íåîáõîäèìî ïðåäïðèíÿòü â ñëó÷àå èõ âîçíèêíîâåíèÿ.

Ëè÷íûé îïûò

 äåòñòâå ìåíÿ íå ïðèâèëè âàêöèíîé ÀÊÄÑ, òàêæå ÿ íå áûëà ïðèâèòà îò êðàñíóõè. Áëàãîäàðþ Áîãà çà òî, ÷òî óáåðåã ìåíÿ îò êîêëþøà (âçðîñëûå ïåðåíîñÿò èíôåêöèþ î÷åíü òÿæåëî) è ñòîëáíÿêà, õîòÿ ðåáåíêîì ÿ áûëà êðàéíå àêòèâíûì. À âîò â ãîäû îáó÷åíèÿ â ÂÓÇå íà 6 êóðñå, áëèæå ê èòîãîâîé àòòåñòàöèè, çàáîëåëà òàê, ÷òî âñþ æèçíü áóäó ïîìíèòü. Äâå íåäåëè â èíôåêöèîííîé ðàéîííîé áîëüíèöå ñìåíèëèñü åùå äâóìÿ â îáëàñòíîé: àòèïè÷íîå òå÷åíèå áîëåçíè, ñ êîòîðîé âðà÷è óæå îòâûêëè ñòàëêèâàòüñÿ. Êàê îêàçàëîñü, ÿ ïåðåíåñëà äèôòåðèþ. Çàáàâíûì ñîâïàäåíèåì áûëî òî, ÷òî ó ìîåé ãðóïïû â ïåðèîä, êîãäà ÿ íàõîäèëàñü â îáëàñòíîé èíôåêöèîííîé áîëüíèöå, èìåííî òàì è ïðîõîäèë öèêë «èíôåêöèîííûå áîëåçíè», òàê ÷òî, äóìàþ, äèôòåðèþ ëþáîé ìîé îäíîãðóïïíèê òåïåðü ëåãêî ðàñïîçíàåò.

Читайте также:  Какие продукты нужно есть для укрепления иммунитета

Áîêîì âûøëî ìíå è îòñóòñòâèå âàêöèíàöèè îò êðàñíóõè. Çíàÿ î ïîñëåäñòâèÿõ îñòðîé èíôåêöèè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, ÿ ðåøèëà íå íàäåÿòüñÿ «íà àâîñü». Ñäàâ êðîâü íà àíòèòåëà ê êðàñíóõå è îáíàðóæèâ îòñóòñòâèå çàùèòû, ïðèâèâêó ÿ âñå-òàêè ñäåëàëà.

Âåðíåìñÿ ê ÂÏׅ

 70 ñòðàíàõ ìèðà ïðèâèâêà îò ÂÏ× âêëþ÷åíà â íàöèîíàëüíûå ïðîãðàììû âàêöèíàöèè, ÷òî ïðèâåëî ê ñíèæåíèþ ïîêàçàòåëåé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè îò ðàêà øåéêè ìàòêè. Êàê çäðàâîìûñëÿùèé ÷åëîâåê, ìîãó ñêàçàòü îäíî, åñëè áû ðèñêè âàêöèíàöèè áûëè âåëèêè, óâåðåíà, ÷òî îò ïðîôèëàêòèêè óæå äàâíî áû îòêàçàëèñü. Îñòðî ñòîèò âîïðîñ î âêëþ÷åíèè âàêöèí îò ÂÏ× â íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê â Ðîññèè â ñâÿçè ñ óâåëè÷åíèåì çàáîëåâàåìîñòè ðàêîì øåéêè ìàòêè. Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ è âåäóùèå ðåãóëÿòîðíûå îðãàíèçàöèè íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþò âêëþ÷åíèå âàêöèíàöèè ïðîòèâ ÂÏ× â íàöèîíàëüíûå êàëåíäàðè ïðèâèâîê âñåõ ñòðàí ìèðà.

Öèòèðóþ À. Ì. Áåëÿåâà (äèðåêòîðà íàöèîíàëüíîãî ìåäèöèíñêîãî èññëåäîâàòåëüñêîãî öåíòðà îíêîëîãèè èìåíè Í.Í. Ïåòðîâà Ìèíçäðàâà Ðîññèè): «Åñëè íè÷åãî íå áóäåì äåëàòü, òî ñ 2019 ïî 2030 ãîä êîëè÷åñòâî ñëó÷àåâ ðàêà øåéêè ìàòêè óâåëè÷èòñÿ äî 295000, è ïîãèáíóò 130000 æåíùèí».

Ïî÷åìó â Ðîññèè ñåãîäíÿ ñèòóàöèÿ ïî ðàêó øåéêè ìàòêè (êàçàëîñü áû, âèçóàëüíîìó, ëåãêî äèàãíîñòèðóåìîìó çàáîëåâàíèþ), íåñìîòðÿ íà äîñòèæåíèÿ ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû, ñòàëà õóæå, ÷åì â ÑÑÑÐ?

Âî – ïåðâûõ, âîñïèòàíèå áûëî èíûì. Ïîíÿòíî, ÷òî è â ÑÑÑÐ ñåêñ áûë, íî, ïîçâîëüòå, íå â òàêèõ æå êîëè÷åñòâàõ è ðàçíîîáðàçèè, êàê ñåãîäíÿ! È ïðèíÿòü âî âíèìàíèå íóæíî òîò ôàêò, ÷òî íå îáÿçàòåëüíî æåíùèíà äîëæíà áûòü êðàéíå ñåêñóàëüíî àêòèâíîé äëÿ âûñîêîé âåðîÿòíîñòè âñòðå÷è ñ âèðóñîì, âïîëíå äîñòàòî÷íî åäèíñòâåííîãî íåçàùèùåííîãî ïîëîâîãî êîíòàêòà ñ íîñèòåëåì ÂÏ×.

 60-õ ãîäàõ ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ â ñòðàíå áûë îðãàíèçîâàííûé ìàññîâûé ñêðèíèíã. Ñóùåñòâîâàëà ñåòü öåõîâûõ, ñåëüñêèõ è ó÷àñòêîâûõ âðà÷åé, âåëèñü àêòèâíûå ðàáîòû ïî ñàíèòàðíîìó ïðîñâåùåíèþ íàñåëåíèÿ. Îäíàêî ýôôåêòèâíàÿ ïðåâåíòèâíàÿ ñèñòåìà çäðàâîîõðàíåíèÿ áûëà ðàçðóøåíà â 90-å ãîäû.

Ñåãîäíÿ ñîêðàòèëè áîëüøóþ ÷àñòü ôåëüäøåðñêî-àêóøåðñêèõ ïóíêòîâ, êàòàñòðîôè÷åñêè íå õâàòàåò ðàáîòíèêîâ ïåðâè÷íîãî çâåíà ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ, ñàíèòàðíî-ïðîñâåòèòåëüñêèå ðàáîòû âåñòè íåêîìó. Âîò è âûõîäèò, ÷òî îñâåäîìëåííîñòü íàñåëåíèÿ íèçêàÿ. È íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå â íàøåé ñòðàíå áåñïëàòíîãî äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ, äàëåêî íå âñå ïðîõîäÿò ïðîãðàììó äèñïàíñåðèçàöèè. Óâåðåíà, ÷òî ìîè ÷èòàòåëè ê äàííîé êàòåãîðèè ëèö íå îòíîñÿòñÿ.

Ìîæíî ëè ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü, íå ïðèáåãàÿ ê âàêöèíàöèè?

Äà, ÷òî è áûëî ïðîäåìîíñòðèðîâàíî â Èíäèè. Íåñìîòðÿ íà íèçêèé óðîâåíü ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû, ïðîôåññîðîì Ð. Ðàäæêóìàðîì áûëà ðàçðàáîòàíà è âíåäðåíà ïîøàãîâàÿ ñòðàòåãèÿ «×àñû Ðàäæà äëÿ áîðüáû ñ ðàêîì», âêëþ÷àþùàÿ èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä â çàâèñèìîñòè îò òèïà ìåñòíîñòè è ñîöèàëüíîãî óðîâíÿ, îáó÷åíèå íàñåëåíèÿ, àêòèâíîå ïðèãëàøåíèå ïàöèåíòîâ, êîíñóëüòèðîâàíèå è ñêðèíèíã, ñîçäàíèå äîêóìåíòàëüíîé áàçû ñ îöåíêîé òåðàïèè, êîíòðîëåì, ìîíèòîðèíãîì è ïëàíèðîâàíèåì. Çà òðè ãîäà òàêîé ïîäõîä ïîçâîëèë ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü íà 25%, à ñìåðòíîñòü – íà 35%. È ýòî óæå íåìàëî, îäíàêî ïðîâåäåíèå ìàññîâîé âàêöèíàöèè ïîçâîëèò ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü ìèíèìóì íà 75%.  Øâåöèè åå ýôôåêòèâíîñòü ïðåâûñèëà 90%.

 íàøåé ñòðàíå óæå ðåàëèçîâàíî 12 ïèëîòíûõ ïðîãðàìì èììóíèçàöèè ñ ïîëîæèòåëüíûìè ðåçóëüòàòàìè. Òÿæåëûõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ âàêöèíàöèè, ê êîòîðûì è îòíîñÿòñÿ áåñïëîäèå èëè ñìåðòåëüíûé èñõîä, â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íå íàáëþäàëîñü.

À êàêèå ðåçóëüòàòû âàêöèíàöèè îñâåùåíû â ìèðå?

 èññëåäîâàíèè, îïóáëèêîâàííîì â 2017 ãîäó â æóðíàëå Paediatric Perinatal Epidemiology «The Effect of Vaccination Against Human Papillomavirus on Fecundability» àâòîðû ïðèöåëüíî ïîñòàâèëè çàäà÷ó èçó÷èòü âëèÿíèå âàêöèíàöèè íà ðåïðîäóêòèâíûé ïîòåíöèàë, â ñâÿçè ñ ÷åì â èññëåäîâàíèå áûëè âêëþ÷åíû ïàðû, ïëàíèðóþùèå áåðåìåííîñòü ïîñëå âàêöèíàöèè â 2013 ãîäó (4500 ïàöèåíòîâ). ×àñòîòà íàñòóïëåíèÿ áåðåìåííîñòè ñîîòâåòñòâîâàëà îáùåïîïóëÿöèîííîé, à âîò ÷àñòîòà íåâûíàøèâàíèÿ ó ïðèâèòûõ æåíùèí áûëà íèæå.  èññëåäîâàíèè íå óñòàíîâëåíî ñâÿçè âàêöèíàöèè è ïðîáëåì ñ ôåðòèëüíîñòüþ! Íàîáîðîò, ó ïðèâèòûõ ÷àñòîòà æèâîðîæäåíèé áûëà âûøå!

Áðèòàíñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë 3 àïðåëÿ 2009 ãîäà îïóáëèêîâàë ñòàòüþ îá ýôôåêòèâíîñòè ãîñóäàðñòâåííîé ïðîãðàììû âàêöèíàöèè îò ÂÏ× «The remarkable impact of bivalent HPV vaccine in Scotland» (â èññëåäîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå 140000 æåíùèí): çà 10 ëåò ÷èñëî ïðåäðàêîâûõ ñîñòîÿíèé ñíèçèëîñü íà 90%.

 2018 ãîäó â Êîêðåéíîâñêîé áèáëèîòåêå – êëþ÷åâîì ðåñóðñå äîêàçàòåëüíîé ìåäèöèíû, îïóáëèêîâàí êðóïíåéøèé îáçîð «Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ ÂÏ× äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ðàêà è ïðåäðàêîâûõ èçìåíåíèé øåéêè ìàòêè», âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ 26 èññëåäîâàíèé è 73428 æåíùèí è äåâóøåê ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà (ñðåäíèé âîçðàñò ñîñòàâèë ìåíåå 26 ëåò), ïðîäåìîíñòðèðîâàâøèé âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü âàêöèíàöèè. Ñðîê íàáëþäåíèÿ çà âàêöèíèðîâàííûìè ñîñòàâèë 8 ëåò. Ïðèìåíèòåëüíî ê íàøåé òåìå îïóáëèêîâàíî ñëåäóþùåå: «Ðèñê ñåðüåçíûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ÿâëåíèé ñõîæ ïðè èñïîëüçîâàíèè âàêöèí ïðîòèâ ÂÏ× è êîíòðîëüíûõ âàêöèí: ïëàöåáî (ò.å. ïàöèåíòêàì âìåñòî âàêöèíû áûë ââåäåí ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð) èëè âàêöèí ïðîòèâ äðóãèõ èíôåêöèé (ò.å. âàêöèí, êîòîðûå âõîäÿò â íàöèîíàëüíóþ ïðîãðàììó âàêöèíàöèè) è, â öåëîì, íèçêèé».

Ïîäâåäåì èòîãè âûøåèçëîæåííîìó:

1. Ïðèâèâêà îò ÂÏ× íå íåñåò â ñåáå áîëüøèé ðèñê, ÷åì ëþáàÿ äðóãàÿ ïðèâèâêà, âõîäÿùàÿ â íàöèîíàëüíûé êàëåíäàðü ïðèâèâîê.

2. Âåðîÿòíîñòü êàêèõ-ëèáî íåæåëàòåëüíûõ ðåàêöèé – ìèíèìàëüíàÿ, íî, ê ñîæàëåíèþ, îíà åñòü, êàê è ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ëþáîé äðóãîé ïðèâèâêè.

3. Âàêöèíàöèÿ îò ÂÏ× â ìàñøòàáàõ íàøåé ñòðàíû – âåëèêîå áëàãî, êîòîðîå îäíîçíà÷íî ïðèâåäåò ê ñíèæåíèþ çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè. Ñåé÷àñ äåëà îáñòîÿò òàê: çàáîëåâàåìîñòü â ÐÔ ñîñòàâëÿåò 20 æåíùèí íà 100000, ñìåðòíîñòü – 9,6; â Øâåöèè, ãäå ââåäåíà ìàññîâàÿ âàêöèíàöèÿ, äàííûå ïîêàçàòåëè ñîñòàâëÿþò 9,5 è 3,9 íà 100000 æåíùèí ñîîòâåòñòâåííî.

4. Ðåøåíèå î òîì, íóæíî ëè äåëàòü ïðèâèâêó îò ÂÏ×, Âû ïðèíèìàåòå ñàìîñòîÿòåëüíî. Ìîå äåëî, êàê âðà÷à, ïðåäîñòàâèòü Âàì èíôîðìàöèþ: ïîëüçà ïåðåâåøèâàåò ðèñêè â ñîòíè ðàç, îïÿòü – òàêè, êàê è ïðè ïðîâåäåíèè ëþáîé äðóãîé ïðèâèâêè.

5. Òî, ÷òî Âû âàêöèíèðîâàíû, íå îçíà÷àåò îòñóòñòâèå íåîáõîäèìîñòè ïîñåùåíèÿ ãèíåêîëîãà: âàêöèíà çàùèùàåò íå îò âñåõ òèïîâ âèðóñà, è ïîìèìî ïëîñêîêëåòî÷íîãî ðàêà, ñóùåñòâóåò åùå è àäåíîêàðöèíîìà. Äà è âîîáùå, êðîìå øåéêè åñòü åùå âóëüâà, âëàãàëèùå, ìàòêà è åå ïðèäàòêè.

À äëÿ òåõ, êòî äî÷èòàë äî êîíöà è áûë òåðïåëèâ, â êà÷åñòâå áîíóñà ïðèâåäó ñâîè ñêðîìíûå ðàçìûøëåíèÿ î âðåìåíè, êîãäà ëó÷øå âûïîëíèòü âàêöèíàöèþ, è î òîì, êàê áûòü, åñëè Âû áîèòåñü åå áîëüøå, ÷åì ïåðñïåêòèâû èíôèöèðîâàíèÿ.

Áëàãîïîëó÷íûì ìîìåíòîì âàêöèíàöèè ñ÷èòàþ âðåìÿ ïåðåä íà÷àëîì ïîëîâîé æèçíè. Åäèíñòâåííîå, äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ñòîéêîãî èììóíèòåòà ê âèðóñó íåîáõîäèì âðåìåííîé èíòåðâàë â 6 – 12 ìåñÿöåâ. Ïîýòîìó äàííûé ïîäõîä îïðàâäàí òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè

— ó Âàñ äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ ñ ðåáåíêîì,

— Âû ÿâëÿåòåñü äëÿ íåãî àâòîðèòåòîì,

— ïîäðîñòîê ñîçíàòåëåí è òåðïåëèâ.

×àùå áûâàåò áîëåå ïå÷àëüíûé âàðèàíò: ìàìà ìîæåò íå äîãàäûâàòüñÿ î òîì, ÷òî ïîëîâîé äåáþò óæå ïðîèçîøåë, à ñåãîäíÿ, êîãäà ìîëîäûå ïàöèåíòêè ÷åñòíî ãîâîðÿò, ÷òî ïîëîâóþ æèçíü íà÷àëè â 13 ëåò, ÿ óæå è íå óäèâëÿþñü. Ïîýòîìó, åñëè Âû íå óâåðåíû, ÷òî ðåáåíîê Âàñ ïîñâÿòèò â ïîäðîáíîñòè ñâîåé ëè÷íîé æèçíè, òî 13 ëåò, íà ìîé âçãëÿä, îïðàâäàííûé âîçðàñò.

Êàê ñíèçèòü ðèñêè, åñëè «íå ëåæèò äóøà» ê ïðèâèâêå?

Êàê ëþáëþ ãîâîðèòü ñâîèì ñòóäåíòàì, êîãäà ìû ïðîõîäèì òåìó «Èíôåêöèè, ïåðåäàþùèåñÿ ïîëîâûì ïóòåì», îïòèìàëüíûé âàðèàíò ïåðåä òåì, êàê ïåðåéòè íà ôèçè÷åñêèé óðîâåíü âçàèìîîòíîøåíèé (ðàçóìååòñÿ, ïîñëå ïåðèîäà äóõîâíîé áëèçîñòè), — ñäàòü àíàëèçû. Ðàç óæ íåò ó íàñ çàùèòû îò âèðóñà, ïåðâîå, ÷òî ìû äîëæíû ïîñòàðàòüñÿ ñäåëàòü, èñêëþ÷èòü âîçìîæíîñòü êîíòàêòà ñ èíôèöèðîâàííûì. Íî, ÷òî óæ òàì, âñïîìèíàÿ ñåáÿ, ìû áîèìñÿ èñïîðòèòü ýòèì çäðàâûì äåéñòâèåì íàøè âûñîêèå îòíîøåíèÿ, äà è íåêîãäà îá ýòîì äóìàòü, êîãäà ÷åðåç ðîçîâûå ñòåêëà î÷êîâ âçîðó ïðåäñòàâëÿþòñÿ ñòîëü ðàäóæíûå ïåðñïåêòèâû. Æàëü òîëüêî, ÷òî íå âñåãäà ñ ýòèì ñîãëàñíà ðåàëüíîñòü.

Èòàê, âñå æå ïðîèçîøåë íåçàùèùåííûé êîíòàêò ñ íîâûì ïàðòíåðîì. Î ÿâíîì íåáëàãîïîëó÷èè Âàì ïîäñêàæóò Âàøè âûäåëåíèÿ. Åñëè æå âñå õîðîøî (à ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî èíôåêöèé, ïåðåäàþùèõñÿ ïîëîâûì ïóòåì, èìåþò ñêðûòîå òå÷åíèå), ÷åðåç 1 — 3 ìåñÿöà ëó÷øå îáðàòèòüñÿ ê ãèíåêîëîãó ñ ïðîñüáîé óòî÷íèòü, íå ïîÿâèëñÿ ëè â Âàøåì âàãèíàëüíîì áèîöåíîçå êòî íåæäàííûé. È òàê ñ êàæäûì íîâûì ïîëîâûì ïàðòíåðîì. Êàê â ìóäðîé ïîñëîâèöå «Äîâåðÿé, íî ïðîâåðÿé».

Ïîìíèòå î öèòîëîãè÷åñêîì ñêðèíèíãå è ÂÏ× — òåñòèðîâàíèè! Íà÷àëî èõ äîëæíî áûòü ïðèâÿçàí