Валеология факторы риска иммунитета
Иммунитет — способность организма поддерживать постоянство внутренней среды. Иммунитет способствует созданию невосприимчивости к инфекционным и неинфекционным агентам (антигенам), попадающим в организм извне.
Иммунитет помогает организму нейтрализовывать и выводить из него чужеродные вещества и агенты, продукты распада при инфекционно-воспалительных, опухолевых и других патологических процессах.
Иммунная система
Иммунная система — совокупность клеток, тканей и органов, формирующих иммунитет и обеспечивающих развитие иммунного ответа. Она обеспечивает общую сопротивляемость организма и, соответственно, эффективность лечения различных заболеваний. К органам иммунной системы относятся костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы и лимфоидная ткань органов пищеварительной, дыхательной систем, мочеполового аппарата. Нарушение иммунитета является одним из важнейших факторов, способствующих возникновению патологических состояний. Чрезмерный уровень иммунных реакций является основной причиной возникновения аллергии.
Иммунодефицитное состояние — это понижение уровня иммунитета. Пониженный уровень иммунитета (иммунодефицит), предопределенный генетически или возникший в результате воздействия ионизирующего излучения, химических веществ, возбудителей инфекций — ВИЧ-инфекции, вируса герпеса, хламидий, уреаплазм, микоплазм, опухолевых процессов и др. представляет серьезную опасность для здоровья. Нарушение иммунитета отягощает течение любых заболеваний, в том числе, инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).
Наша иммунная система создана так, чтобы ко всему приспосабливаться и от всего нас защищать. Если у вас сильная иммунная система, то она ежедневно распознает и уничтожает раковые клетки, вирусы и другие чужеродные патогены. Когда мы заболеваем — это, как правило, происходит потому, что наша иммунная система не справилась. Она слабеет от загрязнений, химикатов, стрессов, плохой диеты, воздействия электромагнитных сил и многих других факторов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Слабая иммунная реакция, когда иммунитет не в состоянии отслеживать наличие вредоносных начал, доставляет немало хлопот: человек заболевает, а в некоторых случаях возможны летальные исходы.
Другой недуг — сильная иммунная реакция. Настолько сильная, что наносит вред организму, а иногда и убивает его. В этом случае иммунная система, атакуя неверную цель, фактически направлена на свой организм, как на врага (яркий пример — аллергические реакции). Аллергия — проблема, выходящая в современном мире на первые роли, напрямую связана с иммунитетом. Из-за создавшихся условий жизни всем нам требуются удвоенные ресурсы для выживаемости. Даже те, кто думают, что они здоровы, также нуждаются в поддержке иммунитета. Их иммунная система работает сверх меры для сохранения здоровья. Иммунная система находится под стрессом, который не испытывали наши прародители. Мы никогда не знаем, когда мы можем употребить избыточное количество пестицидов, находящихся во фруктах и овощах. Вы никогда не знаете, когда вы или ваши близкие могут встретить микроба-мутанта. Сколько людей, которые вроде и здоровы, но постоянно испытывают чувство постоянной усталости. Их иммунная система перегружена. В последние годы действительно возникает немало новых вирусных инфекций. Мутацию вирусов и бактерий вызывают многие причины: неблагополучие экологии, повышение радиации, выброс в атмосферу химических веществ. Попал с выхлопными газами или при выбросе радиации в костный мозг канцероген, разнесся по организму и вызвал активацию вируса, который нарушил деление клеток. Здоровая иммунная система способна убить клетки-мутанты. Ослабленная — оказывается бессильной.
К тому же человечество потребляет огромное количество лекарств. Сочетание многих из них опасно для иммунной системы. Все это на измененном фоне организма приводит к появлению эпидемий.
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
В настоящее время иммунная система представляется как система распознавания внешнего и внутреннего мира, только мира органического – вирусов, микробов, поврежденных и аномальных клеток, полисахаридов, белков. При определении того, что принадлежит организму и что нет, иммунная система обращает особое внимание на детали химии белков, ибо из всех молекул, составляющих живые организмы, белки являются наиболее характерными и наиболее специализированными. То есть в организме есть система, которая прощупывает внешний мир ежесекундно, постоянно – она анализирует все, что попадает в человека, будь то с пищей или через кожу. И это не просто «узнавание», но и расшифровка структуры, и создание против нее реагентов. Подобно нервной системе, иммунная способна «учиться». Она анализирует опыт «встречи» с чужеродным белком, запоминает его практически на всю жизнь и передает будущим поколениям клеток. Поскольку ее ткани очень активны и сильно вовлечены в процесс информации, ее клетки становятся очень быстро и необычайно сильно подверженными повреждениям такими видами энергии и материи, которые могут изменить (мутировать) ДНК.
Проблема влияния опасных и вредных экологических факторов (ОВЭФ) на организм человека в значительной степени определяется тем, что это влияние опосредуется через кроветворную и иммунную системы. Этому способствует целый ряд факторов и, главным образом, подвижность клеточных элементов обеих систем. В связи с этим при любом пути воздействия ОВЭФ (воздушный, энтеральный, контактный, лучевой) возникает непосредственный контакт с клетками кроветворной и иммунной систем и формируется целостная (системная) реакция на факторы воздействия с соответствующими клинико-иммунологическими и гематологическими проявлениями.
Классификация ОВЭФ с учетом специфики воздействия на кроветворную и иммунную системы может быть представлена тремя большими группами факторов: химическими, физическими, биологическими. Так, например, накопление в воздухе оксидов серы, азота, углерода, формальдегида, промышленной пыли (а в ней – соединений тяжелых металлов, поверхностно-активных веществ и других загрязнителей) обусловливает не только раздражение слизистых дыхательных путей, но и инактивирует факторы местного иммунитета, что способствует заболеваниям глаз, полости рта, носа, глотки, нарушению функций ферментов в тканях дыхательных органов и т.д. Кроме того, нарушаются функции мембран клеток, в частности, их рецепторных белков.
Человеком создано около 10 млн. разнообразных химических веществ, из них в массовом масштабе производится около 5 тыс. наименований. Немаловажное значение среди химических веществ, воздействующих на организм человека, имеют и лекарственные препараты. В обращении находятся тысячи лекарственных веществ, причем большинство из них по отношению к человеческому организму являются ксенобиотиками. В связи с этим могут развиваться иммунологические и аллергические реакции на лекарства, проявляющиеся в поражении различных систем организма.
До сих пор, несмотря на запреты, в животноводстве широко используются лекарственные препараты (в частности, антибиотики, гормоны) как кормовые добавки скоту, в связи с чем из-за передачи по трофическим цепям их опасность возрастает. Существенное место среди таких веществ занимают и соединения различных металлов, особенно тяжелых. Накопление их в средах жизни (воздухе, воде, почве) приводит к неизбежному попаданию в неадекватных количествах в пищевые цепи и накоплению их в конечном звене – организме человека.
К физическим факторам, оказывающим вредное воздействие на иммунную систему, относятся все виды излучения, электромагнитные поля, метеорологические, климатические, географические и космические факторы.
Особой формой загрязнения сред жизни служат радиоактивные вещества и создаваемые ими ионизирующие излучения, которые являются реальным мощным экологическим фактором, воздействующим на все живое. Радиоактивное излучение обладает наряду с общебиологическим и локальным действием на иммунную систему организма, угнетая гуморальный и клеточный иммунитет, что провоцирует отсроченное возникновение лейкозов и лимфом.
Радиационный эффект трудно выделить из комплекса экопатологических факторов, оказывающих неблагоприятное и во многом сходное влияние на организм ребенка, особенно в критические периоды его развития. Сведения о действии малых доз ионизирующей радиации на систему иммунитета у детей крайне недостаточны и нередко противоречивы.
Проявления различных типов мутаций в зависимости от дозы радиации зависят в каждом конкретном случае от факторов наследственного (семейного) предрасположения к определенным реакциям организма на ионизирующую радиацию. Характер генотоксического эффекта может зависеть и от наличия дополнительных факторов: экологическое неблагополучие по ксенобиотикам, неадекватное питание, дефицит витаминов А, Е, С, вызывающий недостаточность систем антиоксидантной защиты. Кроме того, должен быть принят во внимание возрастной фактор: при одних и тех же дозах облучения у детей число хромосомных аберраций лимфоцитов на 20% превышает их уровень в лимфоцитах у взрослых.
У людей, у которых ультрафиолетовое облучение не вызывает заметной пигментации кожи, оно приводит к ряду положительных физиологических сдвигов, усиливает фагоцитоз, изменяет состояние симпатико-адреналовой системы, повышая ее работоспособность и совершенствуя рефлекторные реакции. Пигментация кожи является защитной реакцией на избыточное воздействие солнечной радиации, особенно ультрафиолетовых лучей, которые при их избыточной интенсивности вызывают снижение активности антигенпрезентирующих клеток (макрофагов), подавление Т-клеточного иммунитета и нарушение отторжения измененных и больных клеток кожи. В то же время ультрафиолетовое облучение только крови (как лечебная процедура) повышает активность как Т-, так и В-системы иммунитета, фагоцитоза, аналогично эффектам от кровопусканий и переливания крови.
Контрольные вопросы:
1. Понятие об иммунитете.
2. Характеристика специфической иммунной системы.
3. Характеристика неспецифических гуморальных систем.
4. Характеристика неспецифических клеточных систем.
5. Органы специфической иммунной системы.
6. Характеристика В- и Т-лимфоцитов, их классификация и функции.
7. Понятие об антигенах.
8. Понятие об антителах.
9. Понятие о кооперации иммунокомпетентных клеток.
10. Тканевые факторы иммунитета.
11. Фагоциты и фагоцитоз.
12. Гуморальные факторы иммунитета.
13. Факторы риска иммунитета.
14. Образ жизни и иммунитет.
15. Стресс и иммунитет.
Литература:
Белозерова Е.С. с соавт. Клиническая иммунология и аллергология. Алма-Ата, 1992.
Бутенко Г.М., Вельтищев Ю.Е. Прикладная иммунология. Киев,1984.
Говалло В.И. Парадоксы иммунологии. М., Знание, 1983.
Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка. СПб, 1994.
Земсков A.M., Земсков В.М. Справочник оперативной информации по клинической иммунологии и аллергологии. Воронеж, 1995.
Йегер Л. Клиническая иммунология и аллергология. Ч. 1. М., 1983.
Лозовой Л. П., Шергин С.М. Структурная и функциональная организация иммунной системы. Новосибирск, 1981.
Ломакин М.С. Иммунобиологический надзор. М., 1990.
Месробяну М. Иммунология, иммунохимия, иммунопатология. Бухарест, 1977.
Петров Р.В. Иммунология. М., Медицина, 1987.
Першин С.Б., Кончугова Т. В. Стресс и иммунитет. М., 1996.
Румянцев С.Н. Бастионы наследственного иммунитета. Минск,1983.
Стефани Д., Вельтищев Ю.Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста. М., 1996.
Сассмен Л. Аллергия: как облегчить страдания. М., 1994. Физиология человека. Тома 1–3. М., Мир, 1996.
Цернай И. Сильная иммунная система – залог бодрости и здоровья. М.,1997.
Чайцев В. Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. Рязань, 1997.
Черствый Е.Д., Кравцова Г. И. Болезнь плода, новорожденного и ребенка. Минск, 1991.
Шварцман Я.С., Корчанова Н.Л. Иммунитет и вакцины будущего. 1985.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
4.2.3. Ôàêòîðû ðèñêà èììóíèòåòà
Òêàíè èììóííîé ñèñòåìû ÷ðåçâû÷àéíî ÷óâñòâèòåëüíû ê ñàìûì ðàçëè÷íûì ôàêòîðàì. Òàê, â ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ èììóííàÿ ñèñòåìà ëþäåé èñïûòûâàåò îãðîìíóþ íàãðóçêó â ðåçóëüòàòå ñòðåññîâ, ïðèìåíåíèÿ ëåêàðñòâ, íåçäîðîâîé ýêîëîãèè è âðåäíûõ ïðèâû÷åê. Íàïðÿæåíèå èììóíèòåòà, âûçâàííîå ôàêòîðàìè èçìåíåííîé ÷åëîâåêîì ñðåäû, ïîëó÷èëî íàçâàíèå àíòðîïîýêîëîãè÷åñêîãî èíôåêöèîííî-èììóíîëîãè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ. Íå ñêîìïåíñèðîâàííîå íàïðÿæåíèå èììóíèòåòà îáîçíà÷àåòñÿ òåðìèíîì óòîìëåíèå â ýòîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ñðûâå ìåõàíèçìîâ àäàïòàöèè è ðàçâèòèè íåóñòîé÷èâîãî ñîñòîÿíèÿ, êîòîðîå ìîæåò ïåðåéòè â áîëåçíü. Óñèëèâøååñÿ çà ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ äàâëåíèå íà ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì íåàäåêâàòíûõ ôàêòîðîâ è ìíîãî÷èñëåííûõ ÷óæåðîäíûõ ñîåäèíåíèé êñåíîáèîòèêîâ, ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå èçìåíåíèé íà âñåõ óðîâíÿõ èììóííîé ñèñòåìû, ìàññîâîé àëëåðãèçàöèè ëþäåé, â ïðåîáëàäàíèè õðîíè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íàä îñòðûìè, â ðîñòå îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.
Ðàçâèòèå àíòðîïîýêîëîãè÷åñêîãî èíôåêöèîííî-èììóíîëîãè÷åñêîãî «óòîìëåíèÿ», õàðàêòåðíîãî äëÿ ÷åëîâåêà, íàõîäÿùåãîñÿ ìåæäó çäîðîâüåì è áîëåçíüþ, è îõâàòûâàþùåãî äî 70 % ëþäåé íà Çåìëå, ñîçäàåò ïîñòîÿííóþ óãðîçó ðîñòà òàê íàçûâàåìûõ ýêîëîãè÷åñêè çàâèñèìûõ áîëåçíåé.
Áîëåå àêòèâíîå âîçäåéñòâèå êñåíîáèîòèêîâ íà îðãàíèçì îáóñëîâëåíî ðîñòîì èõ êîëè÷åñòâà, ðàçíîîáðàçèÿ, êîìáèíèðîâàííûì äåéñòâèåì, âåäóùèì ê èçìåíåíèþ èììóííîãî ñòàòóñà, íàðóøåíèÿì ìåòàáîëè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è íåéðîãóìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè. Íà ýòîì ôîíå ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü îðãàíèçìà ìîæåò ðàçâèòüñÿ ê âåùåñòâàì êàê ïðèðîäíîãî, òàê è èñêóññòâåííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Ïîâûñèëàñü âîçìîæíîñòü êîíòàêòà ñ áàêòåðèàëüíûìè àëëåðãåíàìè èç-çà ðàçâèòèÿ îòðàñëåé ïðîìûøëåííîñòè òèïà ìèêðîáèîëîãè÷åñêîãî ñèíòåçà, ïîêà åùå íåñîâåðøåííûõ áèîòåõíîëîãèé. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò è ñîâìåñòíîå èõ äåéñòâèå ñ ôèçè÷åñêèìè ôàêòîðàìè (óëüòðàôèîëåòîâîå, èíôðàêðàñíîå, ýëåêòðîìàãíèòíîå èçëó÷åíèå), êîòîðûå äàæå â ìàëûõ äîçàõ îáóñëîâëèâàþò ïåðåîðèåíòèðîâàíèå ìåòàáîëè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ñòîðîíó ïàòîëîãèè.
Ñóùåñòâóþò òðè áîëüøèå ãðóïïû îïàñíûõ è âðåäíûõ ýêîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (ÎÂÝÔ) õèìè÷åñêèå, ôèçè÷åñêèå è áèîëîãè÷åñêèå.
Õèìè÷åñêèå. Íàêîïëåíèå â âîçäóõå îêñèäîâ ñåðû, àçîòà, óãëåðîäà, ôîðìàëüäåãèäà, ïðîìûøëåííîé ïûëè (à â íåé ñîåäèíåíèé òÿæåëûõ ìåòàëëîâ, ïîâåðõíîñòíî-àêòèâíûõ âåùåñòâ è äðóãèõ çàãðÿçíèòåëåé) îáóñëîâëèâàåò ðàçäðàæåíèå ñëèçèñòûõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, èíàêòèâàöèþ ôàêòîðîâ ìåñòíîãî èììóíèòåòà, ÷òî ñïîñîáñòâóåò çàáîëåâàíèÿì ãëàç, ïîëîñòè ðòà, íîñà, ãëîòêè, íàðóøåíèþ ôóíêöèé ôåðìåíòîâ â òêàíÿõ äûõàòåëüíûõ îðãàíîâ è ò. ä. Íàðóøàþòñÿ è ôóíêöèè ìåìáðàí êëåòîê, â ÷àñòíîñòè, èõ ðåöåïòîðíûõ áåëêîâ.
×åëîâåêîì ñîçäàíî îêîëî 10 ìëí ðàçíîîáðàçíûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ. èç íèõ â ìàññîâîì ìàñøòàáå ïðîèçâîäèòñÿ îêîëî 5 òûñ. íàèìåíîâàíèé. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå ñðåäè õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, âîçäåéñòâóþùèõ íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà, èìåþò è ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, òûñÿ÷è ðàçíîâèäíîñòåé êîòîðûõ íàõîäÿòñÿ â îáðàùåíèè, ïðè÷åì áîëüøèíñòâî èç íèõ ïî îòíîøåíèþ ê ÷åëîâå÷åñêîìó îðãàíèçìó ÿâëÿþòñÿ êñåíîáèîòèêàìè.  ñâÿçè ñ ýòèì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåáëàãîïðèÿòíûå èììóíîëîãè÷åñêèå è àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â ïîðàæåíèè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà. Íàïðèìåð, èììóíîñòèìóëèðóþùèé ýôôåêò èìåþò ïñèõîòðîïíûå (íîîòðîíèë, ôåíàìèí), ïëàçìîçàìåíÿþùèå (ãåìîäåç, æåëàòèíîëü), áàêòåðèàëüíûå (êîëèáàêòåðèí, áèôèêîí) ïðåïàðàòû, à òàêæå ãåïàòîïðîòåêòîðû, àäðåíîìèìåòèêè, âèòàìèíû À, Ñ, Å, ãðóïïû Â, ãîðìîíû ñîìàòîòðîïíûå, òèðåîòðîïíûå, ïàðàòãîðìîí, èíñóëèí, ýñòðîí, ïðîëàêòèí è äð.  òî æå âðåìÿ, áîëüøèíñòâî ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ, ìíîãèå àíòèáèîòèêè, íèòðîôóðàíèíû, êîðòèêîñòåðîèäû, àíòèêîàãóëÿíòû è àíòèãèñòàìèííûå îêàçûâàþò èììóíîäåïðåññèâíûé ýôôåêò. Ñëåäóåò îòìåòèòü è èíäóêöèþ ëåêàðñòâåííûõ ïåðåêðåñòíûõ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé. Òàê, ñ ïåíèöèëëèíîì ïåðåêðåñòíûå ðåàêöèè äàþò âñå åãî àíàëîãè: ïðèðîäíûå, ñèíòåòè÷åñêèå, ïîëóñèíòåòè÷åñêèå è öåôàëîñïîðèíû; ñ ñóëüôàíèëàìèäàìè àíåñòåòèêè, ñîëóòàí, ÏÀÑÊ è ìíîãèå äðóãèå; ñ éîäîì ðåíòãåíîêîíòðàñòíûå âåùåñòâà è ýíòåðîñåïòîë; ñ àñïèðèíîì àíàëüãåòèêè è íåñòåðîèäíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå.
Äî ñèõ ïîð, íåñìîòðÿ íà çàïðåòû, â æèâîòíîâîäñòâå øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû (â ÷àñòíîñòè, àíòèáèîòèêè, ãîðìîíû) êàê êîðìîâûå äîáàâêè ñêîòó, â ñâÿçè ñ ÷åì èç-çà ïåðåäà÷è ïî òðîôè÷åñêèì öåïÿì èõ îïàñíîñòü âîçðàñòàåò. Ñóùåñòâåííîå ìåñòî ñðåäè òàêèõ âåùåñòâ çàíèìàþò è ñîåäèíåíèÿ ðàçëè÷íûõ ìåòàëëîâ, îñîáåííî òÿæåëûõ. Íàêîïëåíèå èõ â âîçäóõå, âîäå, ïî÷âå ïðèâîäèò ê íåèçáåæíîìó èõ íàêîïëåíèþ â êîíå÷íîì çâåíå îðãàíèçìå ÷åëîâåêà.
 ñîâðåìåííûõ ýêîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ âîçðàñòàåò è çíà÷åíèå äëÿ îðãàíèçìà ÷åëîâåêà ìèêðîýëåìåíòíûõ çàãðÿçíåíèé îêðóæàþùåé ñðåäû. Òàê, åñëè ðÿä ìèêðîýëåìåíòîâ (Fe, Cu, Zn, Mn, Cr, Se, Mo, Co) ÿâëÿåòñÿ àáñîëþòíî íåîáõîäèìûìè (ýññåíöèàëüíûìè) äëÿ îðãàíèçìà (îíè âëèÿþò íà îïëîäîòâîðåíèå, ðàçâèòèå, ðîñò, æèçíåñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà, åãî èììóíîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà è ïðî÷èå âàæíåéøèå ôóíêöèè), òî ñóùåñòâóåò è ãðóïïà òîêñè÷íûõ è óñëîâíî-òîêñè÷íûõ ìèêðîýëåìåíòîâ: Al, Cd, Pb, Hg, Be, Ba, Sr, Sb. Íàêîïëåíèå èõ â îðãàíèçìå ïðèâîäèò ê ïîðàæåíèþ ðàçíûõ îðãàíîâ è ñèñòåì, â òîì ÷èñëå è ê âîçíèêíîâåíèþ è ïðîãðåññèðîâàíèþ çëîêà÷åñòâåííûõ îïóõîëåé. Òàê, ïðè âñåõ ôîðìàõ ðàêà â êðîâè ñíèæåíî êîëè÷åñòâî Fe. Ïîâûøåíèå ÷àñòîòû îíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñâÿçûâàåòñÿ òàêæå ñ äåôèöèòîì Mg, Se, Mo è, íàïðîòèâ, ñ ïîâûøåíèåì óðîâíÿ As, Cd, Ni, Cu, Mn, V, Sr, ñóëüôàòîâ.
Ê ôèçè÷åñêèì ôàêòîðàì, îêàçûâàþùèì âðåäíîå âîçäåéñòâèå íà èììóííóþ ñèñòåìó, îòíîñÿòñÿ âñå âèäû èçëó÷åíèÿ, ýëåêòðîìàãíèòíûå ïîëÿ, ìåòåîðîëîãè÷åñêèå, êëèìàòè÷åñêèå, ãåîãðàôè÷åñêèå è êîñìè÷åñêèå ôàêòîðû.
Ðàäèîàêòèâíûå âåùåñòâà è ñîçäàâàåìûå èìè èîíèçèðóþùèå èçëó÷åíèÿ, âîçäåéñòâóÿ íà âñå æèâîå, óãíåòàþò ãóìîðàëüíûé è êëåòî÷íûé èììóíèòåò, ÷òî ïðîâîöèðóåò îòñðî÷åííîå âîçíèêíîâåíèå ëåéêîçîâ è ëèìôîì. Óñòàíîâëåíà ñâÿçü ìåæäó êîíöåíòðàöèåé ðàäîíà â æèëûõ ïîìåùåíèÿõ ñ ÷àñòîòîé âîçíèêíîâåíèÿ ëåéêîçîâ äî 2025 % ñëó÷àåâ èõ âîçíèêàåò èìåííî ïî ýòîé ïðè÷èíå. Èñòî÷íèêîì ðàäèàöèè ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî åñòåñòâåííîå (çåìíîå è êîñìè÷åñêîå), íî è èñêóññòâåííîå èçëó÷åíèå, ñîçäàâàåìîå èñòî÷íèêàìè, èñïîëüçóåìûìè â ìåäèöèíå, èñïûòàíèÿ ÿäåðíîãî îðóæèÿ, àòîìíàÿ ýíåðãåòèêà, ïðîôåññèîíàëüíîå èçëó÷åíèå ó ðàäèîëîãîâ è ðåíòãåíîëîãîâ.
Ïðîÿâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ òèïîâ ìóòàöèé â çàâèñèìîñòè îò äîçû ðàäèàöèè çàâèñÿò â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå îò ôàêòîðîâ íàñëåäñòâåííîãî (ñåìåéíîãî) ïðåäðàñïîëîæåíèÿ ê îïðåäåëåííûì ðåàêöèÿì îðãàíèçìà íà èîíèçèðóþùóþ ðàäèàöèþ. Õàðàêòåð ãåíîòîêñè÷åñêîãî ýôôåêòà ìîæåò çàâèñåòü è îò íàëè÷èÿ äîïîëíèòåëüíûõ ôàêòîðîâ: ýêîëîãè÷åñêîå íåáëàãîïîëó÷èå ïî êñåíîáèîòèêàì, íåàäåêâàòíîå ïèòàíèå, äåôèöèò âèòàìèíîâ À, Å, Ñ, âûçûâàþùèé íåäîñòàòî÷íîñòü ñèñòåì àíòèîêñèäàíòíîé çàùèòû. Êðîìå òîãî, äîëæåí áûòü ïðèíÿò âî âíèìàíèå âîçðàñòíîé ôàêòîð: ïðè îäíèõ è òåõ æå äîçàõ îáëó÷åíèÿ ó äåòåé ÷èñëî õðîìîñîìíûõ àáåððàöèé ëèìôîöèòîâ íà 20 % ïðåâûøàåò èõ óðîâåíü â ëèìôîöèòàõ ó âçðîñëûõ.
Èñêëþ÷èòåëüíî íåáëàãîïðèÿòíî âëèÿíèå èîíèçèðóþùåé ðàäèàöèè íà îðãàíèçì ðåáåíêà â êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû åãî ðàçâèòèÿ.
Ó ëþäåé, ó êîòîðûõ óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå íå âûçûâàåò çàìåòíîé ïèãìåíòàöèè êîæè, îíî ïðèâîäèò ê ðÿäó ïîëîæèòåëüíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñäâèãîâ, óñèëèâàåò ôàãîöèòîç, ñîñòîÿíèå ñèìïàòèêî-àäðåíàëîâîé ñèñòåìû, ïîâûøàÿ åå ðàáîòîñïîñîáíîñòü è ñîâåðøåíñòâóÿ ðåôëåêòîðíûå ðåàêöèè. Ïèãìåíòàöèÿ êîæè ÿâëÿåòñÿ çàùèòíîé ðåàêöèåé íà èçáûòî÷íîå âîçäåéñòâèå ñîëíå÷íîé ðàäèàöèè, îñîáåííî óëüòðàôèîëåòîâûõ ëó÷åé, êîòîðûå ïðè èõ èçáûòî÷íîé èíòåíñèâíîñòè âûçûâàþò ñíèæåíèå àêòèâíîñòè ìàêðîôàãîâ, ïîäàâëåíèå Ò-êëåòî÷íîãî èììóíèòåòà è íàðóøåíèå îòòîðæåíèÿ èçìåíåííûõ è áîëüíûõ êëåòîê êîæè.  òî æå âðåìÿ óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå òîëüêî êðîâè (êàê ëå÷åáíàÿ ïðîöåäóðà) ïîâûøàåò àêòèâíîñòü êàê Ò-, òàê è Â-ñèñòåìû èììóíèòåòà, ôàãîöèòîçà, àíàëîãè÷íî ýôôåêòàì îò êðîâîïóñêàíèé è ïåðåëèâàíèÿ êðîâè.
Íåñîìíåííà çàâèñèìîñòü èììóííîé àêòèâíîñòè îðãàíèçìà îò âîçðàñòà, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ. Òàê, âîçðàñòíûå ðàçëè÷èÿ ïî ñîäåðæàíèþ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ îáåñïå÷åíèÿ èììóíèòåòà äîñòèãàþò 50 è äàæå 100 %. Èçâåñòíû ñåçîííûå ðèòìû. Íàïðèìåð, îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå ôàêòîðîâ êëåòî÷íîãî è ñòèìóëÿöèÿ ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà îñåíüþ, âåñíîé æå íàáëþäàåòñÿ îáðàòíàÿ äèíàìèêà, çèìîé îáà çâåíà àêòèâèðóþòñÿ, ëåòîì ïîäàâëÿþòñÿ, íî ñòèìóëèðóþòñÿ ôàêòîðû íåñïåöèôè÷åñêîé ðåçèñòåíòíîñòè. Íàèáîëåå âûðàæåíû ñåçîííûå ðèòìû ñ èþíÿ ïî ñåíòÿáðü è íàèìåíåå ñ äåêàáðÿ ïî ìàðò.
Îáíàðóæåíû è ñóòî÷íûå ðèòìû: íàèáîëåå âûñîêèå ïîêàçàòåëè ôàãîöèòîçà, ïðîïåðäèíà íàáëþäàþòñÿ â äíåâíîå è âå÷åðíåå âðåìÿ, íàèáîëåå íèçêèå íî÷üþ è â óòðåííèå ÷àñû; ìàêñèìàëüíîå ñîäåðæàíèå ëèìôîöèòîâ íàáëþäàåòñÿ â 24 ÷àñà, íàèìåíüøåå ïðè ïðîáóæäåíèè. Çàìåòíîå óãíåòåíèå Ò è Â-ñèñòåì èììóíèòåòà îòìå÷àåòñÿ óòðîì, à àêòèâíîñòü èõ âîçðàñòàåò äî ìàêñèìàëüíûõ çíà÷åíèé â ïîëíî÷ü. Íàèáîëüøàÿ êîíöåíòðàöèÿ ÀÒ è âûðàæåííîñòü àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé íàáëþäàåòñÿ âî ñíå, ïðåäåëüíî íèçêèå èõ ïîêàçàòåëè îòìå÷àþòñÿ â áîäðñòâóþùåì ñîñòîÿíèè.
Áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû èììóíèòåòà. Çíà÷åíèÿ èììóíèòåòà îêàçûâàþòñÿ äåòåðìèíèðîâàííûìè ãåîãðàôè÷åñêîé øèðîòîé ðåãèîíà. Òàê, óñòàíîâëåíî, ÷òî ïîêàçàòåëè íåñïåöèôè÷åñêîé ðåçèñòåíòíîñòè â öåëîì ó æèòåëåé þãà çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì íà ñåâåðå. Òàê êàê êàæäûé èíäèâèäóóì àäàïòèðîâàí ê òåì óñëîâèÿì, â êîòîðûõ îí æèâåò ïîñòîÿííî, òî ìèãðàöèè íàñåëåíèÿ, õàðàêòåðíûå äëÿ ñåãîäíÿøíåãî äíÿ, çà÷àñòóþ ïðèâîäÿò ê ðàññòðîéñòâó èììóíîëîãè÷åñêîé ðåàêòèâíîñòè. Ìèãðàíòû íå òîëüêî ïðèâîçÿò íîâóþ ìèêðîôëîðó, íî è ñàìè ñòàíîâÿòñÿ â íîâîì êëèìàòîãåîãðàôè÷åñêîì ðåãèîíå èììóííîäåôèöèòíûì êîíòèíãåíòîì, ñòðàäàþùèì ïîâûøåííîé çàáîëåâàåìîñòüþ è åå õðîíèçàöèåé.
 íåáîëüøèõ êîëëåêòèâàõ ìèãðàíòîâ ïðîèñõîäèò òàê íàçûâàåìûé ôåíîìåí óïðîùåíèÿ ìèêðîôëîðû, ïðèâîäÿùèé ê ïàäåíèþ èììóíîëîãè÷åñêîé ðåàêòèâíîñòè, ïîòîìó ÷òî íîðìàëüíàÿ ìèêðîôëîðà, îáèòàþùàÿ â êèøå÷íèêå ÷åëîâåêà, èìååò ìàññó ïåðåêðåñòíî ðåàãèðóþùèõ Àà ñ âèðóëåíòíûìè è îïàñíûìè ìèêðîáíûìè àãåíòàìè, âñëåäñòâèå ÷åãî îíà âûïîëíÿåò ðîëü òðåíåðà, àêòèâàòîðà èììóííîé ñèñòåìû äëÿ åå áîðüáû ñ ïàòîãåííûìè âîçáóäèòåëÿìè. Ïðè ñíèæåíèè èëè îòñóòñòâèè ñâåæåãî ïðèòîêà ýòèõ âîçáóäèòåëåé ïîíèæàåòñÿ èììóííàÿ çàùèòà, ïðèâîäÿùàÿ ê ïîâûøåíèþ çàáîëåâàåìîñòè â îãðàíè÷åííûõ êîíòèíãåíòàõ. Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå ïîñëå äëèòåëüíîãî ïðåáûâàíèÿ êîñìîíàâòîâ â êîñìîñå âñå êîíòàêòû è ïåðåãîâîðû ñ íèìè ïîñëå ïðèçåìëåíèÿ âåäóòñÿ ÷åðåç íåïðîíèöàåìûå ïðîçðà÷íûå ïåðåãîðîäêè, òàê êàê îíè ñòàíîâÿòñÿ î÷åíü ðàíèìûìè ê áàíàëüíîé èíôåêöèè èç-çà ôåíîìåíà óïðîùåíèÿ ìèêðîôëîðû.
Ñóùåñòâóåò ñâÿçü èììóíîëîãè÷åñêîé ðåàêòèâíîñòè ñ ãðóïïàìè êðîâè. Ó çäîðîâûõ ëèö 1850 ëåò íàèáîëåå âûñîêèé óðîâåíü èììóíîðåàêòèâíîñòè íàáëþäàåòñÿ ó òåõ, êòî èìååò II (À) ãðóïïó êðîâè. Äî 25 ëåò íàèáîëåå íèçêàÿ ðåàêòèâíîñòü ó ëèö ñ I (0) ãðóïïîé, îò 30 äî 50 ëåò ó ëèö ñ III (Â) ãðóïïîé êðîâè.
Ñòðåññ, ÿâëÿþùèéñÿ ðåàêöèåé íàïðÿæåíèÿ îðãàíèçìà â îòâåò íà äåéñòâèå ÷ðåçìåðíî èíòåíñèâíûõ áèîëîãè÷åñêè çíà÷èìûõ ôàêòîðîâ, ñîïðîâîæäàåòñÿ ôàçíûì èçìåíåíèåì èììóííûõ âîçìîæíîñòåé îðãàíèçìà.  êà÷åñòâå ñòðåññîðîâ ó ÷åëîâåêà âûñòóïàþò êàê ÷ðåçìåðíàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, òàê è ñòîëü ðàñïðîñòðàíåííîå â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîòèâîïîëîæíîå ñîñòîÿíèå ãèïîêèíåçèÿ.  ÷àñòíîñòè, òðåíèðîâêà, ïîâûøàÿ ìîùíîñòü îäíèõ ñèñòåì (íàïðèìåð, ïðè ôèçè÷åñêîé òðåíèðîâêå êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, êðîâè, ìûøö), ñíèæàåò ôóíêöèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè äðóãèõ ñèñòåì, íå ïðèíèìàþùèõ ó÷àñòèå â ðàçâèòèè òàêîé àäàïòàöèè (íàïðèìåð, ïèùåâàðèòåëüíîé, èììóííîé è äð.).  ýòèõ óñëîâèÿõ ó âûñîêîòðåíèðîâàííûõ ëþäåé ìîæíî íàáëþäàòü èììóíîäåôèöèò (óãíåòåíèå âñåõ èëè íåñêîëüêèõ çâåíüåâ èììóíèòåòà) ñî ñêëîííîñòüþ ê èíôåêöèÿì è ðÿäó ðàññòðîéñòâ â ïèùåâàðèòåëüíîé, äûõàòåëüíîé, âûäåëèòåëüíîé ñèñòåìàõ.  òî æå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî â îòâåò íà äåéñòâèå íà îðãàíèçì óìåðåííûõ ñòðåññîâûõ ôàêòîðîâ, êîòîðûìè ìîãóò áûòü è ñïîðòèâíûå íàãðóçêè, â íåì âîçíèêàåò íåñïåöèôè÷åñêàÿ àäàïòàöèîííàÿ ðåàêöèÿ àêòèâàöèè.